Рассмотрено на Педагогическом совете Протокол №1 от 31.08.2020г РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по письму и развитию речи обучение (класс) основное общее обучение Количество часов: 136 Уровень базовый Учитель: Кузнецова Г.А. Программа разработана на основе: Программы с п е ц и а л ь н ы х (коррекционных) образовательных организапий VIII вида 5-9 классы под редакцией В.В.Воронковой Москва.: Издательство ВЛАДОС, Сборник 1, 2018 г. Пояснительная записка В школе для умственно отсталых детей в старших (5—9) классах осуществляются задачи, решаемые в младших классах, но на более сложном, речевом и понятийном материале. Учащиеся должны: — овладеть навыками правильного, беглого и выразительного чтения доступных их пониманию произведений или отрывков из произведений русских и зарубежных классиков и современных писателей; — получить достаточно прочные навыки грамотного письма на основе изучения элементарного курса грамматики; — научиться правильно и последовательно излагать свои мыс ли в устной и письменной форме; — быть социально адаптированными в плане общего развития и сформированности нравственных качеств. Специальная задача коррекции речи и мышления школьников с психическим недоразвитием является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности. Грамматика и правописание В процессе изучения грамматики и правописания у школьников развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку. Элементарный курс грамматики направлен на коррекцию высших психических функций учащихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития. Звуки и буквы В 5—9 классах продолжается работа по звукобуквенному анализу. Учащиеся овладевают правописанием значимых частей слова и различных частей речи. Большое внимание при этом уделяется фонетическому разбору. Слово. С 5 класса начинается систематическое изучение элементарного курса грамматики и правописания. Основными темами являются состав слова и части речи. Изучение состава слова, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обогащение и активизацию словаря учащихся. В процессе упражнений формируются навыки правописания (единообразное написание гласных и согласных в корне слова и приставке). Большое значение для усвоения правописания имеет морфемный разбор, сравнительный анализ слов, различных по произношению, сходных по написанию (подбор гнезд родственных слов)и др. Части речи изучаются в том объеме, который необходим учащимся для выработки практических навыков устной и письменной речи — обогащения и активизации словаря, формирования навыков грамотного письма. Предложение. Изучение предложений имеет особое значение для подготовки школьника с психическим недоразвитием к самостоятельной жизни, к общению. Эта тема включена в программу всех лет обучения. Необходимо организовать работу так, чтобы в процессе упражнений формировать у школьников навыки построения простого предложения разной степени, распространенности и сложного предложения. Одновременно закрепляются орфографические и пунктуационные навыки. Связная речь. Большое внимание уделяется формированию навыков связной письменной речи, т. к. возможности школьников с психическим недоразвитием излагать свои мысли в письменной форме весьма ограничены. В связи с этим ведется постоянная работа над развитием их фонематического слуха и правильного произношения, обогащением и уточнением словаря, обучением построению предложений, связному устному и письменному высказыванию во 2—4 классах. Подготовительные упражнения — ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом создают основу, позволяющую учащимся 5—9 классов овладеть такими видами работ, как изложение и сочинение. В этих же классах школьникам прививаются навыки делового письма. Обучение осущестшшется по двум направлениям: учащиеся получают образцы и упражняются в оформлении деловых бумаг (бланков, квитанций и др.); в то же время предусматривается формирование навыков четкого, правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме (при составлении автобиографии, заявления, расписки и др.). Графические навыки у учащихся формируются главным образом во 2—4 классах, хотя внимание к четкому и аккуратному письму должно иметь место и в старших классах Основные требования к знаниям и умениям учащихся 5-9 классов по письму и развитию речи Класс Учащиеся должны уметь: Учащиеся должны знать: 5 класс -различать звуки и буквы, звуки гласные и согласные, обозначать их на письме; -подбирать группы родственных слов (несложные случаи); -проверять написание безударных гласных, звонких и глухих согласных путем изменения формы слова; -обозначать мягкость согласных буквой ь; -разбирать слово по составу; -выделять имя существительное как часть речи; -строить простое распространенное предложение; -связно высказываться устно, письменно (с помощью учителя); -пользоваться словарем. -правильно обозначать звуки буквами на письме; -подбирать группы родственных слов (несложные случаи); -проверять написание в корне безударных гласных звонких и глухих согласных путем подбора родственных слов; -разбирать слово по составу; -выделять имя существительное и имя прилагательное как части речи; -строить простое распространенное предложение с однородными членами; -связно высказываться устно и письменно (по плану); -пользоваться словарем. -писать под диктовку текст, применять правила проверки написания слов; -разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов; -различать части речи; -строить простое распространенное предложение, простое предложе ние с однородными членами, сложное предложение; -писать изложение и сочинение; -оформлять деловые бумаги; -пользоваться школьным орфографическим словарем. -писать под диктовку текст с соблюдением знаков препинания в конце предложения; -разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов; -различать части речи; -строить простое распространенное предложение, простое предложение с однородными членами, сложное предложение; -писать изложение и сочинение; -оформлять деловые бумаги; -пользоваться словарем. -писать небольшие по объему изложения и сочинения творческого характера; -оформлять деловые бумаги; -пользоваться школьным орфографическим словарем -алфавит; -способ проверки написания гласных и согласных (путем изменения формы слова). 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс -способы проверки написания гласных и согласных в корне слова. -главные и второстепенные (без конкретизации) члены предложения; -название частей речи, их значение; -наиболее распространенные правила правописания слов -части речи; -наиболее распространенные правила правописания слов. -части речи, использование их в речи -наиболее распространѐнные правила правописания слов. № п\п 1 2 3 4 5 6 7 8 Название контрольной работы Диктант по теме « Повторение» Диктант по теме «Звуки и буквы» Диктант по теме «Состав слова» Диктант по теме «Имя существительное» Диктант по теме « Изменение имен существительных по падежам» Диктант по теме «Первое склонение имен существительных в единственном числе» Диктант по теме «Второе склонение имен существительных в единственном числе» Диктант по теме «Третье склонение имен существительных в единственном числе» Итоговый контрольный диктант Название контрольной работы Диктант по теме «Звуки и буквы » Диктант по теме «Состав слова» Диктант по теме «Имя существительное» Диктант по теме «Имя прилагательное» Диктант по теме « Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода» Диктант по теме «Имя прилагательное» Годовой контрольный диктант № п\п 1 2 3 4 5 6 7 Название контрольной работы Диктант по теме «Простые и сложные предложения » Диктант по теме «Состав'слова» Диктант по теме «Имя существительное» Диктант по теме «Имя прилагательное» Диктант по теме « Местоимение» Диктант по теме «Глагол» Итоговый диктант № п\п 1 2 3 4 5 6 7 8 № п\п 1 2 3 4 Название контрольной работы Диктант по теме « Повторение. Предложение» Диктант по теме «Состав слова» Диктант по теме «Имя существительное» Диктант по теме «Имя прилагательное» Диктант по теме « Личные местоимения» Диктант по теме «Глагол» Диктант по теме «Предложение» Итоговый контрольный диктант Название контрольной работы Диктант по теме «Звуки и буквы» Диктант по теме «Состав слова» Диктант по теме «Имя существительное» Диктант по теме «Имя прилагательное» 7 8 9 № п\п 1 2 3 4 5 5 6 7 Диктант по теме « Личные местоимения» Диктант по теме «Глагол» Диктант по теме «Имя числительное» ^ 8 9 № п/п 1 2 3 4 5 № п/п 1 2 3 4 № п/п 1 2 ___________________________________ , ________________________________ Диктант по теме «Наречие» Контрольный диктант Разделы, темы Повторение Звуки и буквы Слово Состав слова Части речи Имя^уществительное Предложение Повторение пройденного за год Разделы, темы 7 класс (4 часа в неделю) Повторение Звуки и буквы Слово Состав слова Имя существительное Имя прилагательное Предложение Разделы, темы 7 класс (4 часа в неделю) Повторение Слово Состав слова Имя существительное Имя прилагательное Местоимение Глагол Количество часов Примерная или Рабочая программа авторская программа 10 15 111 28 6 69 8 1 136 Количество часов Примерная или Рабочая программа авторская программа 6 7 106 22 24 60 17 136 Количество часов Примерная или Рабочая программа авторская программа 10 99 20 17 16 16 30 3 4 № п/п Предложение Повторение пройденного за год Разделы, темы 15 12 136 Количество часов Примерная или авторская программа 1 2 3 4 № п/п Предложение Слово Состав слова Части речи Имя существительное Имя прилагательное Местоимение Глагол Предложение Повторение пройденного за год Разделы, темы 8 92 16 1 14 13 14 34 28 8 136 Количество часов Примерная или авторская программа 1 2 3 4 Повторение Звуки и буквы Слово Состав слова Имя существительное Имя прилагательное Личные местоимения Глагол Имя числительное Наречие Части речи. Предложение Согласовано Руководитель мо учителей Столбова И.В 29 августа 2020г Рабочая программа Рабочая программа 6 10 105 17 18 12 14 24 7 7 6 15 136 Согласовано Заместитель директора но У BP Новосельцева Н.Н. 30 августа 2020 г. Учебно-методический комплекс по письму и развитию речи в 5-9 классах Класс Предмет Колво часов Программа 1 2 Письмо и развитие речи 3 136 4 Программа для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.5-9 классы Под ред. В.В.Воронковой, М.: Гуманитар, изд .центр. ВЛАДОС, 2018.- Сб.1.- 224 с. 5 6 Письмо и развитие речи 7 Письмо и развитие речи 136 136 Автор (составитель), наименование учебника, выходные данные 5 Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Русский язык. 5 кл. Просвещение, 2008 г. Пособия для учителя и учащихся (дидактические материалы) 6 1 .Аксѐнова А.К.«Методика преподавания русского языка для детей с нарушением интеллекта », Москва Просвещение, 2011г. 2.Зубарева Л.В. «Коррекция письма на уроках», Волгоград, Учитель,2008 год З.Трушина В.П. Русский язык, занятия по развитию речи, Волгоград, Учитель,2009 год 4. Мещерякова Н.П. Зубович Программа для Галунчикова Н.Г., Е.В. «Коррекция письменной специальных Якубовская Э.В. Русский речи, разработки занятий» (коррекционных) язык. 6 кл. Просвещение, Волгоград, Учитель, 2009 образовательных 2008г. 4. .Прокопенко М.Е. Русский учреждений VIII язык и чтение. Речевые вида.5-9 классы Под разминки, зрительные диктанты, ред. игровые упражнения Волгоград, В.В.Воронковой, М.: Учитель,2009 год 2. Гордеюк Гуманитар, изд Т.Н. Особенности .центр. ВЛАДОС, образовательного процесса в 2018.-Сб.1.- 224 с классах коррекции, Волгоград, Учитель,2009 год Программа для Галунчикова Н.Г., специальных Якубовская Э.В. Русский (коррекционных) язык. 7 кл. Просвещение, образовательных 2008г. учреждений VIII Информационно-методическая Интернет поддержка, ЦОРы 7 http://nsc. 1 september.ru/ Газета «1 сентября» http://l september.ru приложения; http: //www. gramota. ru/; http://mlis.ru/; http://literator.noka.ru/. Учебно-методический комплект по письму и развитию речи в 5-9 классах 1 .Комплект таблиц «Обучение грамоте. Письмо и развитие речи». 2. Комплект таблиц «Русский язык. Глагол» 3. Комплект таблиц «Русский язык. Имя прилагательное» 4. Комплект таблиц « Русский язык. Имя существительное» 5. Комплект таблиц «Русский язык. Орфография» 6. Комплект таблиц «Русский язык. Предложение» 7. Набор таблиц «Словарные слова» 8. Комплект наглядных пособий «Грамматические разборы» 9. Таблицы демонстрационные «Основные правила и понятия 1-4 класс» 10.Таблицы «Состав слова. Разбор однокоренных слов». 11.Учебники: 5 класс-Русский язык. Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В.,АО «Издательство «Просвещение», Москва, 2019 6 7 8 9 класс- Русский язык. Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. ,АО «Издательство «Просвещение», Москва, 2019 класс- Русский язык Галунчикова Н.Г.. Якубовская Э.В. ,АО «Издательство «Просвещение», Москва, 2019 класс- Русский язык Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В., АО «Издательство «Просвещение», Москва ,2012 класс- Русский язык Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В., АО «Издательство «Просвещение», Москва, 2012 12. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, под редакцией доктора педагогических наук, профессора В.В.Воронковой, 2018 г, сборник 1. 12. Мультимедийное устройство. 13 .Ноутбук