Белоглинский район, ст. Новолокинская (территориальный, административный округ (город, район, поселок) муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №28 имени И.Г.Турищева Белоглинского района» (полное наименование образовательного учреждения) УТВЕРЖДЕНО решением педагогического совета МБОУ СОШ № 28 от «31» августа 2021 года протокол № 1 Председатель _____ Шмигельская О.К. подпись руководителя ОУ Ф.И.О. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По родному языку (русский) (указать учебный предмет, курс) Уровень образования (класс) начальное общее , 4 кл. (начальное общее, основное общее образование с указанием классов) Количество часов 7 ч. Учитель или группа учителей, разработчиков рабочей программы Труфанова Лариса Александровна , учитель начальных классов МБОУ СОШ №28 Программа разработана в соответствии ООП НОО, утвержденной на педагогическом совете МБОУ СОШ № 28 от 31.08. 2021 протокол № 1,АООП НОО обучающихся с задержкой психического развития от 22 декабря 2015 г. № 4/15 с учетом УМК: Примерная рабочая программа по учебному предмету «Родной язык (русский)»для образовательных организаций , реализующих программы начального общего образования, 1-4 классы. Адаптированная рабочая программа составлена на основе примерной рабочей программы по учебному предмету «Родной язык (русский)» для образовательных организаций ,реализующих программы начального общего образования, АООП НОО обучающихся с задержкой психического развития от 22 декабря 2015 г. № 4/15 1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ЛИЧНОСТНЫЕ: 1.Гражданско-патриотическое воспитание: — становление ценностного отношения к своей Родине —России; — осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности; — сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; — уважение к своему и другим народам; — первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений; 2.Духовно-нравственное воспитание: — признание индивидуальности каждого человека; — проявление сопереживания, уважения и доброжелательности; 3.Трудовое воспитание: — осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям; 4.Ценности научного познания: — первоначальные представления о научной картине мира; — познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ Регулятивные Учащиеся научатся: ● понимать, материале, принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения, содержащем средства для её решения; ● планировать учебные действия (2-3 шага) в соответствии с поставленной задачей; ориентироваться в учебном ● решать проблемы творческого и поискового характера; ● с помощью учителя проводить самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности; ● понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; ● овладеть начальными навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. Познавательные Учащиеся научатся: ● находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; ● находить значения отдельных слов в толковом ● делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; словаре (под руководством учителя); ● использовать знаково-символических средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; ● использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет); ● преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. Коммуникативные Учащиеся научатся: ● слушать собеседника и с помощью учителя, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; ● оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объема; ● активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий) для решения коммуникативных и познавательных задач; ● вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях общения, соблюдая правила диалоге речевого этикета, участвовать в при обсуждении прослушанного, прочитанного произведения ПРЕДМЕТНЫЕ В конце четвёртого года изучения курса русского родного языка при реализации содержательной линии «Русский язык: прошлое и настоящее» учащиеся научатся: распознавать слова с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношениями между людьми; с качествами и чувствами людей; родственными отношениями); ● осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения; ● использовать собственный словарный запас для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения; при реализации содержательной линии «Язык в действии»: ● соотносить собственную и чужую речь с нормами современного русского литературного языка (в рамках изученного); ● соблюдать на письме и в устной речи нормы современного русского литературного языка (в рамках изученного); ● произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного); ● выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности; ● выявлять и исправлять в устной речи типичные грамматические ошибки, связанные с нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе, роде, падеже; с нарушением координации подлежащего и сказуемого в числе‚ роде (если сказуемое выражено глаголом в форме прошедшего времени); ● соблюдать изученные пунктуационные нормы при записи собственного текста; пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического значения слова; ● пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного написания слов; ● пользоваться учебным этимологическим словарём для уточнения происхождения слова; при реализации содержательной линии «Секреты речи и текста»: ● различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации; ● владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога; ● использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление; ● использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения; ● владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и о культуре русского народа; ● анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных, выделять наиболее существенные факты, устанавливать логическую связь между фактами; ● составлять план текста, не разделённого на абзацы; ● пересказывать текст с изменением лица; ● создавать тексты-повествования о посещении музеев, об участии в народных праздниках, об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами; ● соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста; ● приводить объяснения заголовка текста; Выпускник получит возможность научиться: ● понимать значение фразеологических оборотов, связанных с изученными темами; ● проводить синонимические замены с учётом особенностей текста; ● заменять синонимическими конструкциями отдельные глаголы, у которых нет формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени; ● оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; ● редактировать письменный текст с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла. 2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 4 класс (7 часов) Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (2 ч) Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с качествами, чувствами людей, с учением, с родственными отношениями (например, от корки до корки, вся семья вместе, так и душа на месте и т. д.). Сравнение с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов из разных языков, имеющих общий смысл, но различную образную форму. Проектные задания: «Откуда это слово появилось в русском языке» (приобретение опыта поиска информации о происхождении слов); «Сравнение толкований слов в словаре В. И. Даля и современном толковом словаре»; «Русские слова в языках других народов». Раздел 2. Язык в действии (2 ч) Трудные случаи образования формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени глаголов (на пропедевтическом уровне). Наблюдение за синонимией синтаксических конструкций на уровне словосочетаний и предложений (на пропедевтическом уровне). История возникновения и функции знаков препинания (в рамках изученного). Раздел 3. Секреты речи и текста (3) Информативная функция заголовков. Типы заголовков. Составление плана текста, не разделенного на абзацы. Информационная переработка прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица. Создание текста как результата собственной исследовательской деятельности. Оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Редактирование предложенных и собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов. Практический опыт использования учебных словарей в процессе редактирования текста. 3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4 класс (7 часов) Раздел Кол- Темы во час Кол- Основные виды деятельности обучающихся (на уровне Основные во универсальных учебных действий) часов направления воспитательной деятельности Раздел 1. Русский язык: 2 прошлое и настоящее Пословицы, поговорки и 1 фразеологизмы из разных языков. Проектные задания, 1 предполагающие работу с толковым словарем. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ Регулятивные ● с помощью учителя проводить самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности; ● понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; ● овладеть начальными навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. Познавательные ● находить значения отдельных слов в толковом словаре (под руководством учителя); ● делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; ● использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет); ● преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. Коммуникативные ● оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объема; ● активно использовать речевые средства и средства 1,4 3,4 информационных и коммуникационных технологий) для решения коммуникативных и познавательных задач; ● вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях общения, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного, прочитанного произведения Предметные: • распознавать слова с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношениями между людьми; с качествами и чувствами людей; родственными отношениями); ● осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения; ● использовать собственный словарный запас для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения; Раздел 2. Язык в действии Учимся 2 образовывать 1 глаголы Как и когда появились 1 знаки препинания? МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ Регулятивные ● планировать учебные действия (2-3 шага) в соответствии с поставленной задачей; ● с помощью учителя проводить самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности; ● понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; ● овладеть начальными навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. Познавательные ● делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; ● использовать знаково-символических средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; 4 4 ● преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. Коммуникативные ● оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объема; ● вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях общения, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного, прочитанного произведения Предметные: ● соотносить собственную и чужую речь с нормами современного русского литературного языка (в рамках изученного); ● соблюдать на письме и в устной речи нормы современного русского литературного языка (в рамках изученного); ● произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного); ● выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности; ● выявлять и исправлять в устной речи типичные грамматические ошибки, связанные с нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе, роде, падеже; с нарушением координации подлежащего и сказуемого в числе‚ роде (если сказуемое выражено глаголом в форме прошедшего времени); ● соблюдать изученные пунктуационные нормы при записи собственного текста; пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического значения слова; Раздел 3. Учимся передавать в 1 Секреты речи и 3 заголовке тему и основную текста мысль текста Пересказ текста с 1 изменением лица. Проектное задание: 1 “Пишем разные тексты об одном и том же”. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ 4 Регулятивные ● с помощью учителя проводить самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности; ● понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать 4 даже в ситуациях неуспеха; ● овладеть начальными навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. 4 Познавательные ● использовать знаково-символических средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; ● преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. Коммуникативные ● оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объема; ● активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий) для решения коммуникативных и познавательных задач; Предметные: ● использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление; ● использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения; ● владеть различными приёмами слушания научнопознавательных и художественных текстов об истории языка и о культуре русского народа; ● составлять план текста, не разделённого на абзацы; ● пересказывать текст с изменением лица; ● создавать тексты-повествования о посещении музеев, об участии в народных праздниках, об участии в мастерклассах, связанных с народными промыслами; КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ Процесс контроля и оценки в курсе «Русский родной язык» имеет особенности, которые связаны с целями изучения этого курса. Курс не направлен на заучивание каких-либо фактов из истории языка – приоритетной целью является формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре. Чрезмерная формализация и стандартизация контроля может вызвать обратный эффект. В ходе текущей проверки знаний используется критериальное оценивание на основе критериев, которые заранее согласованы с учениками. Объектом оценки является письменное или устное высказывание (сообщение) отдельного ученика или группы учеников. Критериальное оценивание – это прежде всего коммуникация «ученик– ученик», содержанием которой является определение степени освоения того или иного умения. Роль учителя в таком оценивании существенно меняется: он только помогает ученикам удерживать основную цель коммуникацииоценивания – помочь однокласснику научиться лучше говорить, читать, писать, слушать. Именно одноклассники и учитель становятся своеобразным зеркалом, помогающим ученику увидеть, оценить свои усилия, обнаружить пробелы в своём опыте и понять, что делать дальше, чтобы улучшить результаты. А это означает, что ученик активно включается в своё обучение, у него существенно повышается мотивация. Для учителя критериальное оценивание – это: - основа для оценки-поддержки учеников, а не жёсткий контроль; - способ получить информацию о том, как учится каждый ученик (такая информация нужна для поиска наиболее эффективных методов обучения конкретного ученика, конкретного класса); - возможность дать ученикам обратную связь в виде развёрнутого высказывания о том, как они осваивают содержание курса. Чтобы оценивание было продуктивным, оно должно отвечать следующим требованиям. В качестве критериев оценки используются те умения, которые осваивает ученик на уроке. Для оценки устного сообщения ученика может быть такой набор критериев: точность (вся информация передана без искажения), ясность (говорить так, чтобы тебя понимали одноклассники), чёткость (не торопиться, не «съедать окончания», «без запинок») и т. п. Обратная связь – ключевая цель критериального оценивания. Качественная обратная связь обязательно показывает, что уже умеет делать ученик, какие затруднения у него возникают и как он может с ними справиться. Обратная связь представлена в разных формах. Прежде всего это устное оценочное высказывание, которое содержит три структурных элемента: похвалу (что получилось), замечание (что пока не получается), совет (что сделать, чтобы получилось). Эту форму устной оценки ученики осваивают в 1-м и 2-м классах, а затем используют на протяжении всей начальной школы. Наряду с устным оценочным высказыванием появляется письменная фиксация в тетради оценочных шкал или особые фразы («кто молодец», «кому хочу дать совет»). Кроме того, ученики осваивают оценивание с помощью значков («плюс», «минус», «полуплюс» и др.), которые они показывают однокласснику после его выступления. Этот тип оценивания нужно активно использовать на уроке. Выступающий видит оценки всех одноклассников, но может сам обратиться к тем детям, чьё обоснование оценки хочет услышать. Для оценивания устного сообщения группы по критериям можно использовать шкалы с магнитами. Шкалы нарисованы на доске и подписаны. Каждая шкала отражает один из критериев, по которым идет оценивание, например, на доске представлено три шкалы: «чёткость», «ясность», «уверенность». Одна группа (пара) делает сообщение, другая группа (пара) оценивает выступление, передвигая магниты по соответствующим шкалам. В случае необходимости комментирует (аргументирует) свою оценку. Характеристика цифровой оценки (отметки) «5» («отлично») - уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок, как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения. «4» («хорошо») - уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса: самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала. «3» («удовлетворительно») - достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4-6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса. «2» («плохо») - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений. Основным видом промежуточного контроля является представление учащимися подготовленных ими проектных заданий. Оценивается и качество выполнения проектного задания, и представление его перед классом. Как и при оценивании других сообщений, при оценивании подготовленного проекта предпочтение отдаётся качественной доброжелательной оценке, позволяющей учащемуся при подготовке и представлении следующего проекта учесть результаты предыдущего выступления. Такой подход к контролю позволяет соединить усвоение содержательной части разделов программы «Русский язык: прошлое и настоящее» и «Язык в действии» с развитием речевых умений (устного выступления, письменной творческой работы), отрабатываемых в разделе «Секреты речи и текста» СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения учителей начальных классов МБОУ СОШ № 28 от «30»августа 2021 года № 1 ___________ Труфанова Л.А подпись руководителя МО Ф.И.О. СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ____________ подпись Новосельцева Н.Н. Ф.И.О. «31»августа 2021 года