Родной язык(русский)ОВЗ 2021

Белоглинский район, ст. Новолокинская
(территориальный, административный округ (город, район, поселок)

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №28 имени И.Г.Турищева Белоглинского района»
(полное наименование образовательного учреждения)

УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
МБОУ СОШ № 28
от «31» августа 2021 года протокол № 1
Председатель _____ Шмигельская О.К.
подпись руководителя ОУ

Ф.И.О.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По

родному языку (русский)

(указать учебный предмет, курс)

Уровень образования (класс)
начальное общее , 4 кл.
(начальное общее, основное общее образование с указанием классов)

Количество часов 7 ч.
Учитель или группа учителей, разработчиков рабочей программы Труфанова Лариса Александровна , учитель начальных классов
МБОУ СОШ №28
Программа разработана в соответствии ООП НОО, утвержденной на педагогическом совете МБОУ СОШ № 28 от 31.08. 2021
протокол № 1,АООП НОО обучающихся с задержкой психического развития от 22 декабря 2015 г. № 4/15
с учетом УМК: Примерная рабочая программа по учебному предмету «Родной язык (русский)»для образовательных организаций ,
реализующих программы начального общего образования, 1-4 классы.

Адаптированная рабочая программа составлена на основе примерной рабочей программы по учебному предмету «Родной язык
(русский)» для образовательных организаций ,реализующих программы начального общего образования, АООП НОО
обучающихся с задержкой психического развития от 22 декабря 2015 г. № 4/15
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ЛИЧНОСТНЫЕ:
1.Гражданско-патриотическое воспитание:
— становление ценностного отношения к своей Родине —России;
— осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;
— сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
— уважение к своему и другим народам;
— первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о
нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений;
2.Духовно-нравственное воспитание:
— признание индивидуальности каждого человека;
— проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;
3.Трудовое воспитание:
— осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда,
навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям;
4.Ценности научного познания:
— первоначальные представления о научной картине мира;
— познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся:
● понимать,
материале,

принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения,
содержащем средства для её решения;

● планировать учебные действия (2-3 шага) в соответствии

с поставленной задачей;

ориентироваться в учебном

● решать проблемы творческого и поискового характера;
● с помощью учителя проводить самоконтроль

и самооценку результатов своей учебной

деятельности;

● понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях
неуспеха;
● овладеть

начальными навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и

задачами.
Познавательные
Учащиеся научатся:
● находить

ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

● находить

значения отдельных слов в толковом

● делать

выводы в результате совместной работы класса и учителя;

словаре (под руководством учителя);

● использовать знаково-символических средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и
процессов, схем решения учебных и практических задач;
● использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве
сети Интернет);
● преобразовывать

информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие

тексты.

Коммуникативные
Учащиеся научатся:
● слушать

собеседника и с помощью учителя, вести

диалог, признавать возможность существования

различных

точек зрения и права каждого иметь свою;
● оформлять

свою мысль в монологическое речевое

высказывание небольшого объема;

● активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий) для решения
коммуникативных и познавательных задач;

● вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях общения, соблюдая правила
диалоге

речевого этикета, участвовать в

при обсуждении прослушанного, прочитанного произведения

ПРЕДМЕТНЫЕ
В конце четвёртого года изучения курса русского родного языка при реализации содержательной линии «Русский язык:
прошлое и настоящее» учащиеся научатся:


распознавать

слова

с

национально-культурным

компонентом

значения

(лексика,

связанная

с

особенностями

мировосприятия и отношениями между людьми; с качествами и чувствами людей; родственными отношениями);
● осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения;
● использовать собственный словарный запас для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно
ситуации и стилю общения;
при реализации содержательной линии «Язык в действии»:
● соотносить собственную и чужую речь с нормами современного русского литературного языка (в рамках изученного);
● соблюдать на письме и в устной речи нормы современного русского литературного языка (в рамках изученного);
●

произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);

● выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или
явлению реальной действительности;
● выявлять и исправлять в устной речи типичные грамматические ошибки, связанные с нарушением согласования имени
существительного и имени прилагательного в числе, роде, падеже; с нарушением координации подлежащего и сказуемого в
числе‚ роде (если сказуемое выражено глаголом в форме прошедшего времени);
● соблюдать изученные пунктуационные нормы при записи собственного текста; пользоваться учебными толковыми
словарями для определения лексического значения слова;
● пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного написания слов;
● пользоваться учебным этимологическим словарём для уточнения происхождения слова;

при реализации содержательной линии «Секреты речи и текста»:
● различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;
● владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
● использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение,
поздравление;
● использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации
общения;
● владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и о культуре
русского народа;
● анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных, выделять
наиболее существенные факты, устанавливать логическую связь между фактами;
● составлять план текста, не разделённого на абзацы;
● пересказывать текст с изменением лица;
● создавать тексты-повествования о посещении музеев, об участии в народных праздниках, об участии в мастер-классах,
связанных с народными промыслами;
● соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения этих частей,
логические связи между абзацами текста;
● приводить объяснения заголовка текста;
Выпускник получит возможность научиться:
● понимать значение фразеологических оборотов, связанных с изученными темами;
●

проводить синонимические замены с учётом особенностей текста;

● заменять синонимическими конструкциями отдельные глаголы, у которых нет формы 1-го лица единственного числа
настоящего и будущего времени;

●

оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного, уместного и выразительного
словоупотребления;

● редактировать письменный текст с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла.

2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
4 класс (7 часов)
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (2 ч)
Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с качествами, чувствами людей, с учением, с
родственными отношениями (например, от корки до корки, вся семья вместе, так и душа на месте и т. д.). Сравнение с
пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов из разных языков, имеющих общий смысл, но различную
образную форму.
Проектные задания: «Откуда это слово появилось в русском языке» (приобретение опыта поиска информации о
происхождении слов); «Сравнение толкований слов в словаре В. И. Даля и современном толковом словаре»; «Русские слова в
языках других народов».
Раздел 2. Язык в действии (2 ч)
Трудные случаи образования формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени глаголов (на
пропедевтическом уровне). Наблюдение за синонимией синтаксических конструкций на уровне словосочетаний и предложений (на
пропедевтическом уровне).
История возникновения и функции знаков препинания (в рамках изученного).
Раздел 3. Секреты речи и текста (3)
Информативная функция заголовков. Типы заголовков.
Составление плана текста, не разделенного на абзацы. Информационная переработка прослушанного или прочитанного
текста: пересказ с изменением лица.
Создание текста как результата собственной исследовательской деятельности.
Оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного
словоупотребления. Редактирование предложенных и собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы;
сопоставление чернового и отредактированного текстов. Практический опыт использования учебных словарей в процессе
редактирования текста.

3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 класс (7 часов)
Раздел

Кол-

Темы

во час

Кол-

Основные виды деятельности обучающихся (на уровне Основные

во

универсальных учебных действий)

часов

направления
воспитательной
деятельности

Раздел

1.

Русский

язык: 2

прошлое

и

настоящее

Пословицы,

поговорки

и 1

фразеологизмы из разных
языков.
Проектные

задания, 1

предполагающие работу с
толковым словарем.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
●
с помощью учителя проводить самоконтроль и
самооценку результатов своей учебной деятельности;
●
понимать причины успеха/неуспеха учебной
деятельности и способности конструктивно действовать
даже в ситуациях неуспеха;
●
овладеть
начальными навыками смыслового
чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с
целями и задачами.
Познавательные
●
находить
значения отдельных слов в толковом
словаре (под руководством учителя);
●
делать
выводы в результате совместной работы
класса и учителя;
●
использовать различные способы поиска (в
справочных источниках и открытом учебном
информационном пространстве сети Интернет);
●
преобразовывать
информацию из одной формы в
другую:
подробно пересказывать небольшие
тексты.
Коммуникативные
●
оформлять свою мысль в монологическое речевое
высказывание небольшого объема;
●
активно использовать речевые средства и средства

1,4

3,4

информационных и коммуникационных технологий) для
решения коммуникативных и познавательных задач;
●
вести диалог в различных учебных и бытовых
ситуациях общения, соблюдая правила речевого
этикета, участвовать в диалоге
при обсуждении
прослушанного, прочитанного произведения
Предметные:
•
распознавать слова с национально-культурным
компонентом значения (лексика, связанная с особенностями
мировосприятия и отношениями между людьми; с
качествами и чувствами людей; родственными
отношениями);
●
осознавать уместность их употребления в
современных ситуациях речевого общения;
●
использовать собственный словарный запас для
свободного выражения мыслей и чувств на родном языке
адекватно ситуации и стилю общения;
Раздел 2. Язык
в действии

Учимся
2

образовывать 1

глаголы
Как

и

когда

появились 1

знаки препинания?

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
●
планировать учебные действия (2-3 шага) в
соответствии
с поставленной задачей;
●
с помощью учителя проводить самоконтроль и
самооценку результатов своей учебной деятельности;
●
понимать причины успеха/неуспеха учебной
деятельности и способности конструктивно действовать
даже в ситуациях неуспеха;
●
овладеть
начальными навыками смыслового
чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с
целями и задачами.
Познавательные
●
делать
выводы в результате совместной работы
класса и учителя;
●
использовать знаково-символических средства
представления информации для создания моделей
изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и
практических задач;

4

4

●
преобразовывать
информацию из одной формы в
другую:
подробно пересказывать небольшие
тексты.
Коммуникативные
●
оформлять свою мысль в монологическое речевое
высказывание небольшого объема;
●
вести диалог в различных учебных и бытовых
ситуациях общения, соблюдая правила речевого
этикета, участвовать в диалоге
при обсуждении
прослушанного, прочитанного
произведения
Предметные:
●
соотносить собственную и чужую речь с нормами
современного русского литературного языка (в рамках
изученного);
●
соблюдать на письме и в устной речи нормы
современного русского литературного языка (в рамках
изученного);
●
произносить слова с правильным ударением (в
рамках изученного);
●
выбирать из нескольких возможных слов то слово,
которое наиболее точно соответствует обозначаемому
предмету или явлению реальной действительности;
●
выявлять и исправлять в устной речи типичные
грамматические ошибки, связанные с нарушением
согласования имени существительного и имени
прилагательного в числе, роде, падеже; с нарушением
координации подлежащего и сказуемого в числе‚ роде (если
сказуемое выражено глаголом в форме прошедшего
времени);
●
соблюдать изученные пунктуационные нормы при
записи собственного текста; пользоваться учебными
толковыми словарями для определения лексического
значения слова;

Раздел

3.

Учимся

передавать

в 1

Секреты речи и 3

заголовке тему и основную

текста

мысль текста
Пересказ

текста

с 1

изменением лица.
Проектное

задание: 1

“Пишем разные тексты об
одном и том же”.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
4
Регулятивные
●
с помощью учителя проводить самоконтроль и
самооценку результатов своей учебной деятельности;
●
понимать причины успеха/неуспеха учебной
деятельности и способности конструктивно действовать
4
даже в ситуациях неуспеха;
●
овладеть
начальными навыками смыслового
чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с
целями и задачами.
4
Познавательные
●
использовать знаково-символических средства
представления информации для создания моделей
изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и
практических задач;
●
преобразовывать
информацию из одной формы в
другую:
подробно пересказывать небольшие
тексты.
Коммуникативные
●
оформлять свою мысль в монологическое речевое
высказывание небольшого объема;
●
активно использовать речевые средства и средства
информационных и коммуникационных технологий) для
решения коммуникативных и познавательных задач;
Предметные:
●
использовать коммуникативные приёмы устного
общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба,
извинение, поздравление;
●
использовать в речи языковые средства для
свободного выражения мыслей и чувств на родном языке
адекватно ситуации общения;
●
владеть различными приёмами слушания научнопознавательных и художественных текстов об истории языка
и о культуре русского народа;
●
составлять план текста, не разделённого на абзацы;
●
пересказывать текст с изменением лица;
●
создавать тексты-повествования о посещении музеев,

об участии в народных праздниках, об участии в мастерклассах, связанных с народными промыслами;

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Процесс контроля и оценки в курсе «Русский родной язык» имеет особенности, которые связаны с целями изучения этого курса.
Курс не направлен на заучивание каких-либо фактов из истории языка – приоритетной целью является формирование
познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре. Чрезмерная
формализация и стандартизация контроля может вызвать обратный эффект.
В ходе текущей проверки знаний используется критериальное оценивание на основе критериев, которые заранее согласованы с
учениками. Объектом оценки является письменное или устное высказывание (сообщение) отдельного ученика или группы
учеников.
Критериальное оценивание – это прежде всего коммуникация «ученик– ученик», содержанием которой является определение
степени освоения того или иного умения. Роль учителя в таком оценивании существенно меняется: он только помогает ученикам
удерживать основную цель коммуникацииоценивания – помочь однокласснику научиться лучше говорить, читать, писать,
слушать. Именно одноклассники и учитель становятся своеобразным зеркалом, помогающим ученику увидеть, оценить свои
усилия, обнаружить пробелы в своём опыте и понять, что делать дальше, чтобы улучшить результаты. А это означает, что ученик
активно включается в своё обучение, у него существенно повышается мотивация.
Для учителя критериальное оценивание – это:
- основа для оценки-поддержки учеников, а не жёсткий контроль;
- способ получить информацию о том, как учится каждый ученик (такая информация нужна для поиска наиболее эффективных
методов обучения конкретного ученика, конкретного класса);
- возможность дать ученикам обратную связь в виде развёрнутого высказывания о том, как они осваивают содержание курса.
Чтобы оценивание было продуктивным, оно должно отвечать следующим требованиям.

В качестве критериев оценки используются те умения, которые осваивает ученик на уроке. Для оценки устного сообщения
ученика может быть такой набор критериев: точность (вся информация передана без искажения), ясность (говорить так, чтобы тебя
понимали одноклассники), чёткость (не торопиться, не «съедать окончания», «без запинок») и т. п. Обратная связь – ключевая цель
критериального оценивания.
Качественная обратная связь обязательно показывает, что уже умеет делать ученик, какие затруднения у него возникают и как он
может с ними справиться. Обратная связь представлена в разных формах. Прежде всего это устное оценочное высказывание,
которое содержит три структурных элемента: похвалу (что получилось), замечание (что пока не получается), совет (что сделать,
чтобы получилось). Эту форму устной оценки ученики осваивают в 1-м и 2-м классах, а затем используют на протяжении всей
начальной школы. Наряду с устным оценочным высказыванием появляется письменная фиксация в тетради оценочных шкал или
особые фразы («кто молодец», «кому хочу дать совет»). Кроме того, ученики осваивают оценивание с помощью значков («плюс»,
«минус», «полуплюс» и др.), которые они показывают однокласснику после его выступления. Этот тип оценивания нужно активно
использовать на уроке. Выступающий видит оценки всех одноклассников, но может сам обратиться к тем детям, чьё обоснование
оценки хочет услышать. Для оценивания устного сообщения группы по критериям можно использовать шкалы с магнитами.
Шкалы нарисованы на доске и подписаны. Каждая шкала отражает один из критериев, по которым идет оценивание, например, на
доске представлено три шкалы: «чёткость», «ясность», «уверенность». Одна группа (пара) делает сообщение, другая группа (пара)
оценивает выступление, передвигая магниты по соответствующим шкалам. В случае необходимости комментирует
(аргументирует) свою оценку.
Характеристика цифровой оценки (отметки)
«5» («отлично») - уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок, как по текущему,
так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.
«4» («хорошо») - уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала,
полнота и логичность раскрытия вопроса: самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения.
Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному
материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной
задачи; отдельные неточности в изложении материала.

«3» («удовлетворительно») - достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не
более 4-6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по
пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.
«2» («плохо») - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по
текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота,
нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.
Основным видом промежуточного контроля является представление учащимися подготовленных ими проектных заданий.
Оценивается и качество выполнения проектного задания, и представление его перед классом. Как и при оценивании других
сообщений, при оценивании подготовленного проекта предпочтение отдаётся качественной доброжелательной оценке,
позволяющей учащемуся при подготовке и представлении следующего проекта учесть результаты предыдущего выступления.
Такой подход к контролю позволяет соединить усвоение содержательной части разделов программы «Русский язык: прошлое и
настоящее» и «Язык в действии» с развитием речевых умений (устного выступления, письменной творческой работы),
отрабатываемых в разделе «Секреты речи и текста»
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
методического объединения
учителей начальных классов
МБОУ СОШ № 28
от «30»августа 2021 года № 1
___________ Труфанова Л.А
подпись руководителя МО Ф.И.О.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
____________
подпись

Новосельцева Н.Н.
Ф.И.О.

«31»августа 2021 года


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».