Муниципальное образование Белоглинский район муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа № 28 имени И.Г.Турищева Белоглинского района» УТВЕРЖДЕНО решением педагогического совета от _31__ августа 2021 года протокол №1 Председатель __________ О.К.Шмигельская РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По химии______________ (указать предмет, курс, модуль) Ступень обучения (класс) ___основное общее 8-9 кл.______ (начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее с указанием классов) Количество часов 136 Учитель Селезнева О.А. Программа разработана в соответствии с ФГОС ООО на основе примерной программы по химии ФГОС ООО (сайт www.fgosreestr.ru) с учетом УМК Химия. Рабочие программы. Предметная линия учебников О. С. Габриеляна, И. Г. Остроумова, С. А. Сладкова. 8—9 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций / О. С. Габриелян, С. А. Сладков — М.: Просвещение, 2019. Муниципальное образование Белоглинский район муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа № 28 имени И.Г.Турищева Белоглинского района» УТВЕРЖДЕНО решением педагогического совета от _31__ августа 2021 года протокол №1 Председатель __________ О.К.Шмигельская РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По химии______________ (указать предмет, курс, модуль) Ступень обучения (класс) ___основное общее 8-9 кл.______ (начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее с указанием классов) Количество часов 136 Учитель Селезнева О.А. Программа разработана в соответствии с ФГОС ООО на основе примерной программы по химии ФГОС ООО (сайт www.fgosreestr.ru) с учетом УМК Химия. Рабочие программы. Предметная линия учебников О. С. Габриеляна, И. Г. Остроумова, С. А. Сладкова. 8—9 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций / О. С. Габриелян, С. А. Сладков — М.: Просвещение, 2019. Данная программа по учебному предмету «Химия» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по химии, на основе примерной программы основного общего образования по химии (сайт www.fgosreestr.ru), одобрена решением федерального учебно - методического объединения по общему образованию от 08 апреля 2015 года. Протокол № 1/15) с учетом тематического планирования к УМК Габриелян О.С., И. Г. Остроумова, Сладкова С.А. и соответствует требованиям и положениям основной образовательной программы МБОУ СОШ № 28. Программы воспитания МБОУ СОШ№28 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Химия». Отражают сформированность, в том числе в части: 1.Патриотического воспитания ценностного отношения к отечественному культурному, историческому и научному наследию, понимания значения химической науки в жизни современного общества, способности владеть достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной химии, заинтересованности в научных знаниях об устройстве мира и общества; 2.Гражданского воспитания представления о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, готовности к разнообразной совместной деятельности при выполнении учебных, познавательных задач, выполнении химических экспериментов, создании учебных проектов, стремления к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности; готовности оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; 3.Ценности научного познания мировоззренческих представлений о веществе и химической реакции, соответствующих современному уровню развития науки и составляющих основу для понимания сущности научной картины мира; представлений об основных закономерностях развития природы, взаимосвязях человека с природной средой, о роли химии в познании этих закономерностей; познавательных мотивов, направленных на получение новых знаний по химии, необходимых для объяснения наблюдаемых процессов и явлений; познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, доступными техническими средствами информационных технологий; интереса к обучению и познанию, любознательности, готовности и способности к самообразованию, исследовательской деятельности, к осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем; 4.Формирования культуры здоровья осознания ценности жизни, ответственного отношения к своему здоровью, установки на здоровый образ жизни, осознания последствий и неприятия вредных привычек (употребления алкоголя, наркотиков, курения), необходимости соблюдения правил безопасности при обращении с химическими веществами в быту и реальной жизни; 5.Трудового воспитания коммуникативной компетентности в общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности; интереса к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения предметных знаний по химии, осознанного выбора индивидуальной траектории продолжения образования с учётом личностных интересов и способности к химии, общественных интересов и потребностей; 6.Экологического воспитания экологически целесообразного отношения к природе как источнику жизни на Земле, основе её существования, понимания ценности здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к собственному физическому и психическому здоровью, осознания ценности соблюдения правил безопасного поведения при работе с веществами, а также в ситуациях, угрожающих здоровью и жизни людей; способности применять знания, получаемые при изучении химии, для решения задач, связанных с окружающей природной средой, повышения уровня экологической культуры, осознания глобального характера экологических проблем и путей их решения посредством методов химии; экологического мышления, умения руководствоваться им в познавательной, коммуникативной и социальной практике . Метапредметные результаты В составе метапредметных результатов выделяют значимые для формирования мировоззрения общенаучные понятия (закон, теория, принцип, гипотеза, факт, система, процесс, эксперимент и др.), которые используются в естественно-научных учебных предметах и позволяют на основе знаний из этих предметов формировать представление о целостной научной картине мира, и универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные), которые обеспечивают формирование готовности к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности Метапредметные результаты освоения образовательной программы по химии отражают овладение универсальными познавательными действиями, в том числе: Базовыми логическими действиями 1) умением использовать приёмы логического мышления при освоении знаний: раскрывать смысл химических понятий (выделять их характерные признаки, устанавливать взаимосвязь с другими понятиями), использовать понятия для объяснения отдельных фактов и явлений; выбирать основания и критерии для классификации химических веществ и химических реакций; устанавливать причинноследственные связи между объектами изучения; строить логические рассуждения (индуктивные, дедуктивные, по аналогии); делать выводы и заключения; 2) умением применять в процессе познания символические (знаковые) модели, используемые в химии, преобразовывать широко применяемые в химии модельные представления — химический знак (символ элемента), химическая формула и уравнение химической реакции — при решении учебно-познавательных задач; с учётом этих модельных представлений выявлять и характеризовать существенные признаки изучаемых объектов — химических веществ и химических реакций; Базовыми исследовательскими действиями 3) умением использовать поставленные вопросы в качестве инструмента познания, а также в качестве основы для формирования гипотезы по проверке правильности высказываемых суждений; 4) приобретение опыта по планированию, организации и проведению ученических экспериментов: умение наблюдать за ходом процесса, самостоятельно прогнозировать его результат, формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого опыта, исследования, составлять отчёт о проделанной работе; Работой с информацией 5) умением выбирать, анализировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления, получаемую из разных источников (научно-популярная литература химического содержания, справочные пособия, ресурсы Интернета); 6) умением применять различные методы и запросы при поиске и отборе информации и соответствующих данных, необходимых для выполнения учебных и познавательных задач определённого типа; приобретение опыта в области использования информационнокоммуникативных технологий, овладение культурой активного использования различных поисковых систем; 7) умением использовать и анализировать в процессе учебной и исследовательской деятельности информацию о влиянии про- мышленности, сельского хозяйства и транспорта на состояние окружающей природной среды; Универсальными коммуникативными действиями 8) умением задавать вопросы (в ходе диалога и/или дискуссии) по существу обсуждаемой темы, формулировать свои предложения относительно выполнения предложенной задачи; 9) приобретение опыта презентации результатов выполнения химического эксперимента (лабораторного опыта, лабораторной работы по исследованию свойств веществ, учебного проекта); 10) заинтересованность в совместной со сверстниками познавательной и исследовательской деятельности при решении возникающих проблем на основе учёта общих интересов и согласования позиций (обсуждения, обмен мнениями, «мозговые штурмы» и др ); Универсальными регулятивными действиями 11) умением самостоятельно определять цели деятельности, планировать, осуществлять, контролировать и при необходимости корректировать свою деятельность, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, корректировать предложенный алгоритм действий при выполнении заданий с учётом получения новых знаний об изучаемых объектах — веществах и реакциях; 12) умением использовать и анализировать контексты, предлагаемые в условии заданий Предметные результаты В составе предметных результатов по освоению обязательного содержания, установленного данной примерной рабочей программой, выделяют: освоенные обучающимися научные знания, умения и способы действий, специфические для предметной области «Химия», виды деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных и новых ситуациях Предметные результаты представлены по годам обучения и отражают сформированность у обучающихся следующих умений: 8 КЛАСС 1) раскрывать смысл основных химических понятий: атом, молекула, химический элемент, простое вещество, сложное вещество, смесь, валентность, относительная атомная и молекулярная масса, количество вещества, моль, молярная масса, массовая доля химического элемента, молярный объём, оксид, кислота, основание, соль, электроотрицательность, степень окисления, химическая реакция, тепловой эффект реакции, классификация реакций, химическая связь, раствор, массовая доля вещества в растворе; 2) иллюстрировать взаимосвязь основных химических понятий (см . п . 1) и применять эти понятия при описании веществ и их превращений; 3) использовать химическую символику для составления формул веществ и уравнений химических реакций; 4) определять валентность атомов элементов в бинарных соединениях; степень окисления элементов в бинарных соединениях; принадлежность веществ к определённому классу соединений по формулам; вид химической связи (ковалентная и ионная) в неорганических соединениях; 5) раскрывать смысл периодического закона Д . И . Менделеева: демонстрировать понимание периодической зависимости свойств химических элементов от их положения в периодической системе; законов сохранения массы веществ, постоянства состава, атомномолекулярного учения, закона Авогадро; описывать и характеризовать табличную форму периодической системы химических элементов: различать понятия «главная подгруппа (А-группа)» и «побочная подгруппа (Б-группа)», малые и большие периоды; соотносить обозначения, которые имеются в таблице «Периодическая система химических элементов Д И Менделеева» с числовыми характеристиками строения атомов химических элементов (состав и заряд ядра, общее число электронов и распределение их по электронным слоям); 6) классифицировать химические элементы; неорганические вещества; химические реакции (по числу и составу участвующих в реакции веществ, по тепловому эффекту); 7) характеризовать (описывать) общие химические свойства веществ различных классов, подтверждая описание примерами молекулярных уравнений соответствующих химических реакций; 8) прогнозировать свойства веществ в зависимости от их качественного состава; возможности протекания химических превращений в различных условиях; 9) вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ; массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; проводить расчёты по уравнению химической реакции; 10) применять основные операции мыслительной деятельности — анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизацию, классификацию, выявление причинно-следственных связей — для изучения свойств веществ и химических реакций; естественнонаучные методы познания — наблюдение, измерение, моделирование, эксперимент (реальный и мысленный); 11) следовать правилам пользования химической посудой и лабораторным оборудованием, а также правилам обращения с веществами в соответствии с инструкциями по выполнению лабораторных химических опытов по получению и собиранию газообразных веществ (водорода и кислорода), приготовлению растворов с определённой массовой долей растворённого вещества; планировать и проводить химические эксперименты по распознаванию растворов щелочей и кислот с помощью индикаторов (лакмус, фенолфталеин, метилоранж и др ) 9 КЛАСС 1) раскрывать смысл основных химических понятий: химический элемент, атом, молекула, ион, катион, анион, простое вещество, сложное вещество, валентность, электроотрицательность, степень окисления, химическая реакция, химическая связь, тепловой эффект реакции, моль, молярный объём, раствор; электролиты, неэлектролиты, электролитическая диссоциация, реакции ионного обмена, обратимые и необратимые реакции, окислительно-восстановительные реакции, окислитель, восстановитель, окисление и восстановление, аллотропия, ам- фотерность, химическая связь (ковалентная, ионная, металлическая), кристаллическая решётка, коррозия металлов, сплавы; скорость химической реакции, предельно допустимая концентрация (ПДК); 2) иллюстрировать взаимосвязь основных химических понятий (см . п . 1) и применять эти понятия при описании веществ и их превращений; 3) использовать химическую символику для составления формул веществ и уравнений химических реакций; 4) определять валентность и степень окисления химических элементов в соединениях различного состава; принадлежность веществ к определённому классу соединений по формулам; вид химической связи (ковалентная, ионная, металлическая) в неорганических соединениях; заряд иона по химической формуле; характер среды в водных растворах неорганических соединений, тип кристаллической решётки конкретного вещества; 5) раскрывать смысл периодического закона Д . И . Менделеева и демонстрировать его понимание: описывать и характеризовать табличную форму периодической системы химических элементов: различать понятия «главная подгруппа (А-группа)» и «побочная подгруппа (Б-группа)», малые и большие периоды; соотносить обозначения, которые имеются в периодической таблице, с числовыми характеристиками строения атомов химических элементов (состав и заряд ядра, общее число электронов и распределение их по электронным слоям); объяснять общие закономерности в изменении свойств элементов и их соединений в пределах малых периодов и главных подгрупп с учётом строения их атомов; 6) классифицировать химические элементы; неорганические вещества; химические реакции (по числу и составу участвующих в реакции веществ, по тепловому эффекту, по изменению степеней окисления химических элементов); 7) характеризовать (описывать) общие химические свойства веществ различных классов, подтверждая описание примерами молекулярных и ионных уравнений соответствующих химических реакций; 8) составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей и солей; полные и сокращённые уравнения реакций ионного обмена; уравнения реакций, подтверждающих существование генетической связи между веществами различных классов; 9) раскрывать сущность окислительно-восстановительных реакций посредством составления электронного баланса этих реакций; 10) прогнозировать свойства веществ в зависимости от их строения; возможности протекания химических превращений в различных условиях; 11) вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ; массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; проводить расчёты по уравнению химической реакции; 12) следовать правилам пользования химической посудой и лабораторным оборудованием, а также правилам обращения с веществами в соответствии с инструкциями по выполнению лабораторных химических опытов по получению и собиранию газообразных веществ (аммиака и углекислого газа); 13) проводить реакции, подтверждающие качественный состав различных веществ: распознавать опытным путём хлорид- бромид-, иодид-, карбонат-, фосфат-, силикат-, сульфат-, гидроксид-ионы, катионы аммония и ионы изученных металлов, присутствующие в водных растворах неорганических веществ; 14) применять основные операции мыслительной деятельности — анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизацию, выявление причинно-следственных связей — для изучения свойств веществ и химических реакций; естественно-научные методы познания — наблюдение, измерение, моделирование, эксперимент (реальный и мысленный) 2. Содержание учебного предмета «Химия». 8 класс (68 часов, 2 часа в неделю) Первоначальные химические понятия Предмет химии. Тела и вещества. Основные методы познания: наблюдение, измерение, эксперимент. Физические и химические явления. Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей. Атом. Молекула. Химический элемент. Знаки химических элементов. Простые и сложные вещества. Валентность. Закон постоянства состава вещества. Химические формулы. Индексы. Относительная атомная и молекулярная массы. Массовая доля химического элемента в соединении. Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Коэффициенты. Условия и признаки протекания химических реакций. Моль – единица количества вещества. Молярная масса. Кислород. Водород Кислород – химический элемент и простое вещество. Озон. Состав воздуха. Физические и химические свойства кислорода. Получение и применение кислорода. Тепловой эффект химических реакций. Понятие об экзо- и эндотермических реакциях. Водород – химический элемент и простое вещество. Физические и химические свойства водорода. Получение водорода в лаборатории. Получение водорода в промышленности. Применение водорода. Закон Авогадро. Молярный объем газов. Качественные реакции на газообразные вещества (кислород, водород). Объемные отношения газов при химических реакциях. Вода. Растворы Вода в природе. Круговорот воды в природе. Физические и химические свойства воды. Растворы. Растворимость веществ в воде. Концентрация растворов. Массовая доля растворенного вещества в растворе. Основные классы неорганических соединений Оксиды. Классификация. Номенклатура. Физические свойства оксидов. Химические свойства оксидов. Получение и применение оксидов. Основания. Классификация. Номенклатура. Физические свойства оснований. Получение оснований. Химические свойства оснований. Реакция нейтрализации. Кислоты. Классификация. Номенклатура. Физические свойства кислот.Получение и применение кислот. Химические свойства кислот. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в различных средах. Соли. Классификация. Номенклатура. Физические свойства солей. Получение и применение солей. Химические свойства солей. Генетическая связь между классами неорганических соединений. Проблема безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Токсичные, горючие и взрывоопасные вещества. Бытовая химическая грамотность. Строение атома. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева Строение атома: ядро, энергетический уровень. Состав ядра атома: протоны, нейтроны. Изотопы. Периодический закон Д.И. Менделеева. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номера группы и периода периодической системы. Строение энергетических уровней атомов первых 20 химических элементов периодической системы Д.И. Менделеева. Закономерности изменения свойств атомов химических элементов и их соединений на основе положения в периодической системе Д.И. Менделеева и строения атома. Значение Периодического закона Д.И. Менделеева. Строение веществ. Химическая связь Электроотрицательность атомов химических элементов. Ковалентная химическая связь: неполярная и полярная. Понятие о водородной связи и ее влиянии на физические свойства веществ на примере воды. Ионная связь. Металлическая связь. Типы кристаллических решеток (атомная, молекулярная, ионная, металлическая). Зависимость физических свойств веществ от типа кристаллической решетки. 9 класс (68 часов, 2 часа в неделю) Химические реакции Понятие о скорости химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химической реакции. Понятие о катализаторе. Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ; изменению степеней окисления атомов химических элементов; поглощению или выделению энергии. Электролитическая диссоциация. Электролиты и неэлектролиты. Ионы. Катионы и анионы. Реакции ионного обмена. Условия протекания реакций ионного обмена. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей. Степень окисления. Определение степени окисления атомов химических элементов в соединениях. Окислитель. Восстановитель. Сущность окислительно-восстановительных реакций. Неметаллы IV – VII групп и их соединения Положение неметаллов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Общие свойства неметаллов. Галогены: физические и химические свойства. Соединения галогенов: хлороводород, хлороводородная кислота и ее соли. Сера: физические и химические свойства. Соединения серы: сероводород, сульфиды, оксиды серы. Серная, сернистая и сероводородная кислоты и их соли. Азот: физические и химические свойства. Аммиак. Соли аммония. Оксиды азота. Азотная кислота и ее соли. Фосфор: физические и химические свойства. Соединения фосфора: оксид фосфора (V), ортофосфорная кислота и ее соли. Углерод: физические и химические свойства. Аллотропия углерода: алмаз, графит, карбин, фуллерены. Соединения углерода: оксиды углерода (II) и (IV), угольная кислота и ее соли. Кремний и его соединения. Металлы и их соединения Положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Металлы в природе и общие способы их получения. Общие физические свойства металлов. Общие химические свойства металлов: реакции с неметаллами, кислотами, солями. Электрохимический ряд напряжений металлов. Щелочные металлы и их соединения. Щелочноземельные металлы и их соединения. Алюминий. Амфотерность оксида и гидроксида алюминия. Железо. Соединения железа и их свойства: оксиды, гидроксиды и соли железа (II и III). Первоначальные сведения об органических веществах Первоначальные сведения о строении органических веществ. Углеводороды: метан, этан, этилен. Источники углеводородов: природный газ, нефть, уголь. Кислородсодержащие соединения: спирты (метанол, этанол, глицерин), карбоновые кислоты (уксусная кислота, аминоуксусная кислота, стеариновая и олеиновая кислоты). Биологически важные вещества: жиры, глюкоза, белки. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. Типы расчетных задач: 1. Вычисление массовой доли химического элемента по формуле соединения. Установление простейшей формулы вещества по массовым долям химических элементов. 2. Вычисления по химическим уравнениям количества, объема, массы вещества по количеству, объему, массе реагентов или продуктов реакции. 3. Расчет массовой доли растворенного вещества в растворе. Примерные темы практических работ: 1. Лабораторное оборудование и приемы обращения с ним. Правила безопасной работы в химической лаборатории. 2. Очистка загрязненной поваренной соли. 3. Признаки протекания химических реакций. 4. Получение кислорода и изучение его свойств. 5. Получение водорода и изучение его свойств. 6. Приготовление растворов с определенной массовой долей растворенного вещества. 7. Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических соединений». 8. Реакции ионного обмена. 9. Качественные реакции на ионы в растворе. 10. Получение аммиака и изучение его свойств. 11. Получение углекислого газа и изучение его свойств. 12. Решение экспериментальных задач по теме «Неметаллы IV – VII групп и их соединений». 13. Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения». 3.Тематическое планирование. 8 класс Раздел Колво часов Темы Колво часов Основные виды деятельности обучающихся (на уровне УУД) Первонача льные химические понятия 21 Предмет химии. Роль химии в жизни человека 1 Объясняют, что предметом изучения химии являются вещества, их свойства и их превращения. Различаюттела и вещества, вещества и материалы. Устанавливают причинно-следственные связи между свойствами веществ и их применением Характеризуют положительную и отрицательную роль химии в жизни современного общества. Аргументируют своё отношение к хемофилии и хемофобии. Основные направления воспитательной деятельности Патриотическое воспитание, гражданское воспитание, физическое воспитание, экологическое Методы изучения химии 1 Агрегатные состояния веществ 1 Агрегатные состояния веществ 1 П.р № 1 «Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила ТБ при работе в кабинете химии» 1 Физические явления в химии 1 П.р.№ 2«Анализ почвы» 1 Характеризуют основные методы изучения естественно- воспитание, научных дисциплин. ценности научного Приводят примеры материальных и знаковых или познания символьных моделей, используемых на уроках физики, биологии и географии. Собирают объёмные и шаростержневые модели некоторых химических веществ Применяют на практике ранее изученный материал, работая по группам с заданиями разного уровня сложности, выполняют контрольную работу. Различаюттри агрегатных состояния вещества. Устанавливают взаимосвязи между ними на основе взаимных переходов. Иллюстрируют эти переходы примерами. Наблюдаютхимический эксперимент и делают выводы на основе наблюдений Работаютс лабораторным оборудованием и Патриотическое нагревательными приборами в соответствии с правилами воспитание, техники безопасности. гражданское Выполняют простейшие манипуляции с лабораторным воспитание, оборудованием: с лабораторным штативом, со спиртовкой трудовое Оформляютотчёт о проделанной работе воспитание, Различают физические и химические явления, чистые ценности научного вещества и смеси.Классифицируют смеси. Приводят примеры смесей различного агрегатного познания состояния.Устанавливаютпричинно-следственные связи между физическими свойствами веществ смеси и способами их разделения. Различаютих, описывают и характеризуютпрактическое значение. Работают с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами в соответствии с правилами техники безопасности. Выполняютпростейшие приёмы обращения с Атомно- молекулярное учение. Химические элементы 1 Знаки химических элементов. 1 Периодическаятаблица химическихэлементов Д. И. Менделеева. 1 Химические формулы 1 Химические формулы 1 лабораторным оборудованием: воронкой, фильтром, спиртовкой. Наблюдаютза свойствами веществ и явлениями, происходящими с веществами. Описываютхимический эксперимент с помощью русского (родного) языка и языка химии. Делают выводы по результатам проведённого эксперимента Объясняютчто такое химический элемент, атом, молекула, аллотропия, ионы. Различают простые и сложные вещества, вещества молекулярного и немолекулярного строения. Устанавливают причинно-следственные связи междусоставом молекул и свойствами аллотропных модификаций кислорода. Формулируют основные положения атомномолекулярного учения Называют и записываютзнаки химических элементов. Характеризуют информацию, которую несут знаки химических элементов. Объясняютэтимологические начала названий химических элементов и их отдельных групп. Описывают структуру таблицы химических элементов Д. И. Менделеева.Различаюткороткопериодный и длиннопериодный варианты Периодической системы Д. И. Менделеева Отображаютсостав веществ с помощью химических формул. Различают индексы и коэффициенты.Находятотносительную молекулярную массу вещества и массовую долю химического элемента в соединении. Транслируют информацию, которую несут химические гражданское воспитание, физическое воспитание, экологическое воспитание, ценности научного познания Валентность 1 Валентность 1 Химические реакции. 1 Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения Химические уравнения 1 Типы химических реакций 1 Типы химических реакций 1 Повторение и обобщение темы «Начальные понятия и законы химии» 1 К.р.№ 1 «Начальные понятия и законы химии» 1 1 формулы Объясняют что такое валентность.Понимают отражение порядка соединения атомов в молекулах веществ посредством структурных формул. Учатся составлятьформулы соединений по валентности и определятьвалентность элемента по формуле его соединения Характеризуютхимическую реакцию и её участников (реагенты и продукты реакции). Описывают признаки и условия течения химических реакций.Различают экзотермические и эндотермические реакции.Соотносят реакции горения и экзотермические реакции. Формулируют закон сохранения массы веществ. Составляютна его основе химические уравнения. Транслируют информацию, которую несут химические уравнения. Экспериментально подтверждают справедливость закона сохранения массы веществ Классифицируют химические реакции по признаку числа и состава реагентов и продуктов. Характеризуют роль катализатора в протекании химической реакции. Наблюдают и описывают химический эксперимент с помощью русского (родного) языка и языка химии Обобщают и систематизируют свои знания по теме: «Начальные понятия и законы химии». Применяют на практике ранее изученный материал, работая по группам с заданиями разного уровня сложности Применяют на практике ранее изученный материал, работая по группам с заданиями разного уровня сложности, выполняют контрольную работу. гражданское воспитание, физическое воспитание, экологическое воспитание, ценности научного познания Кислород. Водород. Вода. Растворы 18 Воздух и его состав 1 Кислород 1 П. р.№3 «Получение, собирание и распознавание кислорода» 1 Оксиды 1 Водород 1 Характеризуютобъёмную долю компонента такой природной газовой смеси, как воздух, ирассчитывают её по объёму этой смеси.Описываютобъёмный состав атмосферного воздуха и понимаютзначение постоянства этого состава для здоровья Характеризуютозон, как аллотропную модификацию кислорода.Описывают физические и химические свойства, получение и применение кислорода с использованием русского (родного) языка и языка химии. Устанавливают причинно-следственные связи между физическими свойствами кислорода и способами его собирания.Проводят, наблюдаюти описываютхимический эксперимент по получению, собиранию и распознаванию кислорода с соблюдением правил техники безопасности Работают с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами в соответствии с правилами техники безопасности.Выполняютпростейшие приёмы обращения с лабораторным оборудованием: собирать прибор для получения газов, проверять его на герметичность и использовать для получения кислорода.Собирают кислород методом вытеснения воздуха и распознают его.Наблюдают за свойствами веществ и явлениями, происходящими с веществами.Описывают химический эксперимент с помощью естественного (русского или родного) языка и языка химии.Составляют отчёт по результатам проведенного эксперимента Выделяют существенные признаки оксидов.Дают названия оксидов по их формулам.Составляют формулы оксидов по их названиям. Характеризуюттаких представителей оксидов, как вода, углекислый газ и негашёная известь Характеризуют состав молекулы, физические и гражданское воспитание, физическое воспитание, экологическое воспитание, ценности научного познания Патриотическое воспитание, гражданское воспитание, трудовое воспитание, П.р. №4 «Получение, собирание и распознавание водорода» 1 Кислоты 1 Соли 1 Количество вещества 1 химические свойства, получение и применение водорода.Устанавливают причинно-следственные связи между физическими свойствами и способами собирания водорода, между химическими свойствами и его применением. Работают с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами в соответствии с правилами техники безопасности.Выполняют простейшие приемы обращения с лабораторным оборудованием: собирать прибор для получения газов, проверять его на герметичность и использовать для получения водорода.Собираютводород методом вытеснения воздуха и распознаютего.Наблюдают за свойствами веществ и явлениями, происходящими с веществами.Описываютхимический эксперимент с помощью естественного (русского или родного) языка и языка химии.Составляют отчёт по результатам проведенного эксперимента Анализируют состав кислот.Распознаюткислоты с помощью индикаторов. Характеризуют представителей кислот: соляную и серную.Характеризуют растворимость соединений с помощью таблицы растворимости. Устанавливают причинно-следственные связи между свойствами соляной и серной кислот и областями их применения. Характеризуют соли как продукты замещения водорода в кислоте на металл.Записывают формулы солей по валентности.Называют соли по формулам. Используют таблицу растворимости для характеристики свойств солей.Проводят расчёты по формулам солей Объясняютчто такое количество вещества, моль, постоянная Авогадро, молярная масса. ценности научного познания Патриотическое воспитание, гражданское воспитание, трудовое воспитание, ценности научного познания Решение расчетных задач 1 Молярный объем газообразных веществ 1 Расчёты по химическим уравнениям Расчёты по химическим уравнениям Вода. Основания 1 Растворы. Массовая доля растворённого вещества 1 П.р. № 5 «Приготовление растворов солей с их заданной массовой долей» 1 1 1 Решают задачи с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «постоянная Авогадро Объясняют что такое молярный объем газов, нормальные условия.Решают задачи с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объём газов», «постоянная Авогадро». Характеризуют количественную сторону химических объектов и процессов.Решают задачи с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро» Объясняют что такое «основания», «щелочи», «качественная реакция», «индикатор». Классифицируют основания по растворимости в воде. Определяют принадлежности неорганических веществ к классу оснований по формуле. Характеризуют свойства отдельных представителей оснований.Используюттаблицу растворимости для определения растворимости оснований. Объясняют что такое «массовая доля растворенного вещества».Устанавливают аналогии с объёмной долей компонентов газовой смеси. Решаютзадачи с использованием понятий «массовая доля элемента в веществе», «массовая доля растворенного вещества», «объемная доля газообразного вещества» Работают с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами в соответствии с правилами техники безопасности.Выполняют простейшие приемы обращения с лабораторным оборудованием: с мерным цилиндром, с весами.Наблюдают за свойствами веществ и явлениями, происходящими с веществами.Описывают эксперимент с помощью естественного (русского или родного) языка и языка химии. Составляютотчёты по результатам проведенного эксперимента Патриотическое воспитание, гражданское воспитание, трудовое воспитание, ценности научного Основные классы неорганиче ских соединений 10 Обобщение и систематизация знаний по теме: «Важнейшие представители неорганических веществ. Количественные отношения в химии» К.р.№2 по теме: «Важнейшие представители неорганических веществ. Количественные отношения в химии» Оксиды:классификация и свойства 1 Обобщают и систематизируют свои знания по теме: «Важнейшие представители неорганических веществ. Количественные отношения в химии». Применяют на практике ранее изученный материал, работая по группам с заданиями разного уровня сложности 1 Применяют на практике ранее изученный материал, работая по группам с заданиями разного уровня сложности, выполняют контрольную работу. 1 Основания:классификаци я исвойства 1 Кислоты. Классификация кислот Свойства кислот 1 Объясняют что такое несолеобразующие оксиды, солеобразующие оксиды, основные оксиды, кислотные оксиды.Характеризуютобщие химические свойства солеобразующих оксидов (кислотных и основных) Составляютуравнения реакций с участием оксидов. Наблюдают и описываютреакции с участием оксидов с помощью естественного (русского или родного) языка и языка химии.Проводят опыты, подтверждающие химические свойства оксидов с соблюдением правил техники безопасности Составляютуравнения реакций с участием оснований. Наблюдают и описываютреакции с участием кислот с помощью естественного (русского или родного) языка и языка химии.Проводят опыты, подтверждающие химические свойства оснований, с соблюдением правил техники безопасности Характеризуютобщие химические свойства кислотСоставляютуравнения реакций с участием кислот. Наблюдают и описываютреакции с участием кислот с помощью естественного (русского или родного) языка и 1 познания Патриотическое воспитание, гражданское воспитание, трудовое воспитание, ценности научного познания Патриотическое воспитание, гражданское воспитание, трудовое воспитание, ценности научного познания Классификация солей 1 Свойства солей 1 Генетическая связь между классами неорганических веществ 1 П.р. № 6 «Решение экспериментальных задач» 1 Обобщение и систематизация знаний по теме: «Основные классы неорганических соединений» 1 языка химии. Проводят опыты, подтверждающие химические свойства кислот, с соблюдением правил техники безопасности Различают понятия «средние соли», «кислые соли», «основные соли». Характеризуют общие химические свойства солей. Составляютуравнения реакций с участием солей. Наблюдают и описываютреакции с участием солей с помощью естественного (русского или родного) языка и языка химии.Проводят опыты, подтверждающие химические свойства солей с соблюдением правил техники безопасности Характеризуют понятие «генетический ряд». Иллюстрируютгенетическую взаимосвязь между веществами: простое вещество — оксид — гидроксид — соль. Записывают уравнения реакций, соответствующих последовательности («цепочке») превращений неорганических веществ различных классов. Учатся обращаться с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами в соответствии с правилами техники безопасности,распознавать некоторые анионы и катионы.Наблюдают свойства электролитов и происходящие с ними явления.Наблюдают и описываютреакции с участием электролитов с помощью естественного (русского или родного) языка и языка химии.Формулируютвыводы по результатам проведенного эксперимента Обобщают и систематизируют свои знания по теме: «Основные классы неорганических соединений». Применяют на практике ранее изученный материал, работая по группам с заданиями разного уровня сложности Патриотическое воспитание, гражданское воспитание, трудовое воспитание, ценности научного познания Строение атома. Периодичес кий закон и периодичес кая система химических элементов Д.И. Менделеева 8 К.р. №3 по теме: «Основные классы неорганических соединений» Естественные семейства химических элементов. Амфотерность 1 Применяют на практике ранее изученный материал, работая по группам с заданиями разного уровня сложности, выполняют контрольную работу. 1 ОткрытиеД. И. Менделеевым Периодического закона 1 Основные сведения о строении атомов. 1 Строение электронных 1 Объясняют признаки, позволяющие объединять группы химических элементов в естественные семейства. Раскрываютхимический смысл (этимологию) названий естественных семейств Аргументируют относительность названия «инертные газы» Объясняют что такое «амфотерные соединения». Наблюдаюти описываютреакций между веществами с помощью русского (родного) языка и языка химии.Характеризуютдвойственный характере свойств амфотерных оксидов и гидроксидов.Проводят опыты по получению и подтверждению химических свойств амфотерных оксидов и гидроксидов с соблюдением правил техники безопасности. Различают естественную и искусственную классификации. Аргументируют отнесение Периодического закона к естественной классификации.Моделируют химические закономерности с выделением существенных характеристик объекта и представлением их в пространственно-графической или знаковосимволической форме Объясняютчто такое «протон», «нейтрон», «электрон», «химический элемент», «массовой число».Описывают строение ядра атома используя Периодическую систему химических элементов Д. И. Менделеева.Получают информацию по химии из различных источников, анализируютеё. Объясняютчто такое электронный слой или Патриотическое воспитание, гражданское воспитание, трудовое воспитание, ценности научного познания Патриотическое воспитание, гражданское воспитание, трудовое воспитание, уровней атомов химических элементов №«№1-20 в таблице Д. И. Менделеева. Периодический закон Д. И. Менделеева и строение атома Строение веществ. Химическа я связь 11 энергетический уровень.Составляют схемы распределения электронов по электронным слоям в электронной оболочке ценности научного познания 1 Раскрывают физический смысл: порядкового номера химического элемента, номера периода и номера группы. Объясняют закономерности изменения металлических и неметаллических свойств химических элементов и их соединений в периодах и группах Характеристика химического элемента на основании его положения в Периодической системе Характеристика химического элемента на основании его положения в Периодической системе Значение Периодического закона и Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева 1 Характеризуют химические элементы 1—3-го периодов по их положению в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Аргументируют свойства оксидов и гидроксидов металлов и неметаллов посредством уравнений реакций 1 Определяютисточники химической информации.Получают необходимую информацию из различных источников, анализируютеё, оформляют информационный продукт, презентуют его, ведутнаучную дискуссию, отстаивают свою точку зрения Патриотическое воспитание, гражданское воспитание, трудовое воспитание, ценности научного познания Ионная химическая связь 1 Объясняют что такое ионная связь, ионы. Характеризуютмеханизм образования ионной связи. Составляютсхемы образования ионной связи. Используют знаковое моделирование. Определяют тип химической связи по формуле вещества.Приводят примеры веществ с Патриотическое воспитание, гражданское воспитание, 1 Ковалентная химическая связь 1 Ковалентная полярная химическая связь 1 Металлическая 1 ионной связью. Устанавливают причинно-следственные связи между составом вещества и видом химической связи, между ионной связью и кристаллическим строением вещества,между кристаллическим строением вещества и его физическими свойствами Объясняют что такое ковалентная связь, валентность. Составляют схемы образования ковалентной неполярной химической связи.Используют знаковое моделирование. Определяют тип химической связи по формуле вещества. Приводятпримеры веществ с ковалентной связью. Устанавливают причинно-следственные связи между составом вещества и видом химической связи, между ковалентной связью и кристаллическим строением вещества, между кристаллическим строением вещества и его физическими свойствами Объясняют что такое ковалентная полярная связь, электроотрицательность, возгонка или сублимация. Составляют схемы образования ковалентной полярной химической связи.Используют знаковое моделирование. Характеризуютмеханизм образования полярной ковалентной связи.Определяюттип химической связи по формуле вещества.Приводят примеры веществ с ковалентной полярной связью.Устанавливают причинноследственные связи между составом вещества и видом химической связи, между ковалентной связью и кристаллическим строением вещества, между кристаллическим строением вещества и его физическими свойствами.Составляютформулы бинарных соединений по валентности и находят валентности элементов по формуле бинарного соединения. Объясняют что такое металлическая связь. Составляют схемы образования металлической трудовое воспитание, ценности научного познания Патриотическое воспитание, гражданское воспитание, трудовое воспитание, ценности научного познания Патриотическое химическая связь Степень окисления 1 Окислительновосстановительныереакц ии 1 Окислительновосстановительные реакции Обобщение и систематизация знаний по темам: «ПЗ и ПСХЭ» и «Строение вещества. ОВР» Контрольная работа по темам: «ПЗ и ПСХЭ» и «Строение вещества. ОВР» 1 1 1 химической связи.Использовать знаковое моделирование. Характеризуют механизм образования металлической связи. Определяют тип химической связи по формуле вещества.Приводят примеры веществ с металлической связью. Устанавливают причинно-следственные связи между составом вещества и видом химической связи, между металлической связью и кристаллическим строением вещества, между кристаллическим строением вещества и его физическими свойствами. Объясняют что такое «степень окисления», «валентность». Составляют формулы бинарных соединений на основе общего способа их названий. Сравниваютвалентность и степень окисления. Рассчитывают степени окисления по формулам химических соединений Объясняют что такое окислительно-восстановительные реакции, окислитель, восстановитель, окисление, восстановление. Классифицируют химические реакций по признаку «изменение степеней окисления элементов». Определяют окислитель и восстановитель, процессы окисления и восстановления. Обобщают и систематизируют свои знания по теме: «ПЗ и ПСХЭ» и «Строение вещества. ОВР». Применяют на практике ранее изученный материал, работая по группам с заданиями разного уровня сложности Применяют на практике ранее изученный материал, работая по группам с заданиями разного уровня сложности, выполняют контрольную работу. воспитание, гражданское воспитание, трудовое воспитание, ценности научного познания Патриотическое воспитание, гражданское воспитание, трудовое воспитание, ценности научного Химически е реакции 15 Решение расчетных задач Промежуточная аттестация 1 Решают расчетные задачи. 1 Применяют на практике ранее изученный материал, работая по группам с заданиями разного уровня сложности, выполняют контрольную работу. 9 класс Классификация неорганических веществ и их номенклатура 1 Классификация химических реакций по различным основаниям 1 Входная диагностическая работа 1 Характеризуютоксиды, гидроксиды (основания, амфотерные гидроксиды, кислородсодержащие кислоты) и соли по плану: состав, способы образования названий, характерные свойства и получение. Классифицируют оксиды, гидроксиды (основания, амфотерные гидроксиды, кислородсодержащие кислоты) и соли по различным признакам.Учатся подтверждать характеристику отдельных представителей классов неорганических веществ уравнениями соответствующих реакций.Раскрываютвзаимосвязь между классами неорганических соединений, как генетическую Объясняютпонятия «химическая реакция», «реакции соединения», «реакции разложения», «реакции обмена», «реакции замещения», «реакции нейтрализации», «экзотермические реакции», «эндотермические реакции», «обратимые реакции», «необратимые реакции», «окислительно-восстановительные реакции», «гомогенные реакции», «гетерогенные реакции», «каталитические реакции», «некаталитические реакции», «тепловой эффект химической реакции».Классифицируют химические реакции по различным основаниям.Определяют окислитель и восстановитель, процессы окисления и восстановления. Наблюдают и описываютреакции между веществами познания Патриотическое воспитание, гражданское воспитание, трудовое воспитание, ценности научного познания Патриотическое воспитание, гражданское воспитание, трудовое воспитание, ценности научного познания Понятие о скорости химической реакции. 1 Катализ 1 Электролитическая Диссоциация 1 Основные положения теории электролитической диссоциации (ТЭД) 1 Объясняют что такое «скорость химической реакции». Аргументируютвыбор единиц измерения. Устанавливаютпричинно-следственные связи влияния различных факторов на скорость химических реакций. Наблюдают и описываютреакции между веществами с помощью русского (родного) языка и языка химии. Проводятопыты, подтверждающие зависимость скорости химической реакции от различных факторов Характеризуют понятия «электролитическая диссоциация», «электролиты», «неэлектролиты». Устанавливаютпричинно-следственные связи между природой электролита и степенью его диссоциации. Устанавливаютпричинно-следственные связи между типом химической связи в электролите и механизмом его диссоциации. Характеризуют понятия «степень диссоциации», «сильные электролиты», «слабые электролиты», «катионы», «анионы», «кислоты», «основания», «соли».Составляютуравнения электролитической диссоциации кислот, оснований и солей. Иллюстрируютпримерами основные положения теории электролитической диссоциации. Патриотическое воспитание, гражданское воспитание, трудовое воспитание, ценности научного познания Химические свойства кислот в свете ТЭД Химические свойства кислот в свете ТЭД 1 Химические свойства оснований в свете теории электролитической диссоциации 1 Химические свойства солей в свете теории электролитической диссоциации 1 Понятие солей о гидролизе 1 1 Различаюткомпоненты доказательств (тезисов, аргументов и формы доказательства) Характеризуютобщие химические свойства кислот с позиций теории электролитической диссоциации. Составляютмолекулярные, полные и сокращённые ионные уравнения реакций с участием кислот.Аргументируют возможность протекания реакций с участием кислот на основе правила Бертолле и ряда активности металлов.Проводятопыты, подтверждающие химические свойства кислот, с соблюдением правил техники безопасности.Наблюдают и описываютреакции с участием кислот с помощью русского (родного) языка и языка химии Составляют молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения реакций с участием оснований. Аргументируютвозможность протекания реакций с участием оснований на основе правила Бертолле. Проводятопыты, подтверждающие химические свойства оснований, с соблюдением правил техники безопасности. Наблюдают и описываютреакции с участием кислот с помощью русского (родного) языка и языка химии Характеризуют общие химические свойства солей с позиций теории электролитической диссоциации. Составляютмолекулярные, полные и сокращённые ионные уравнения реакций с участием солей. Аргументируютвозможность протекания реакций с участием солей на основе правила Бертолле.Проводят опыты, подтверждающие химические свойства солей, с соблюдением правил техники безопасности. Наблюдают и описываютреакции с участием солей с помощью русского (родного) языка и языка химии Устанавливают зависимость между составом соли и характером гидролиза. Анализируют среду раствора соли Патриотическое воспитание, гражданское воспитание, трудовое воспитание, ценности научного познания Патриотическое Неме таллы IV – 25 П.р. № 1. Решение экспериментальных задач по теме «Электролитическая диссоциация» 1 Обобщение и систематизация знаний по теме «Химические реакции в растворах электролитов» 1 К.р.№ 1 по теме «Химические реакции в растворах электролитов» Общая характеристика неметаллов 1 Общая характеристика элементов VIIA группы — галогенов 1 1 VII групп и их соединения с помощью индикаторов. Прогнозируюттип гидролиза соли на основе анализа его формулы Учатся обращаться с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами в соответствии с правилами техники безопасности.Наблюдают свойства электролитов и происходящих с ними явлений.Наблюдают и описываютреакции с участием электролитов с помощью естественного (русского или родного) языка и языка химии.Формулируют выводы по результатам проведенного эксперимента Обобщают и систематизируют свои знания по теме: «Химические реакции в растворах электролитов». Применяют на практике ранее изученный материал, работая по группам с заданиями разного уровня сложности Применяют на практике ранее изученный материал, работая по группам с заданиями разного уровня сложности, выполняют контрольную работу. Объясняют что такое неметаллы.Сравнивают аллотропные видоизменения кислорода. Раскрыватьпричины аллотропии. Характеризуют химические элементы-неметаллы и простые вещества-неметаллы: строение, физические и химические свойства неметаллов.Объясняют зависимость окислительно-восстановительных свойств элементовнеметаллов от их положения в Периодической системе химических элементов Характеризуют строение, физические и химические свойства, получение и применение галогенов в плане общего, особенного и единичного.Устанавливают причинно-следственные связи между строением атома, химической связью, типом кристаллической решётки галогенов, их физическими и химическими свойствами воспитание, гражданское воспитание, трудовое воспитание, ценности научного познания Патриотическое воспитание, гражданское воспитание, трудовое воспитание, ценности научного познания Соединения галогенов 1 П.р.№ 2.«Изучение свойств соляной кислоты» 1 Общая характеристика элементов VI А халькогенов. Сера 1 Характеризуют состав, физические и химические свойства, получение и применение соединений галогенов с использованием русского (родного) языка и языка химии. Называютсоединения галогенов по формуле и составляют формулы по их названию.Устанавливают причинноследственные связи между химической связью, типом кристаллической решетки соединений галогенов, их физическими и химическими свойствами. Проводят, наблюдают и описываютхимический эксперимент по распознаванию галогенид-ионов ссоблюдением правил техники безопасности. Выполняютрасчеты по химическим формулам и уравнениям реакций, протекающих с участием соединений галогенов Учатсяобращаться с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами в соответствии с правилами техники безопасности.Наблюдают свойства электролитов и происходящих с ними явлений.Наблюдают и описываютреакции с участием электролитов с помощью естественного (русского или родного) языка и языка химии.Формулируют выводы по результатам проведенного эксперимента Даютобщую характеристику атомам, простым веществам и соединениям халькогенов в зависимости от их положения в Периодической системе. Характеризуют строение, аллотропия, физические и химические свойства, получение и применение серы. Устанавливают причинноследственные связи между строением атома, химической связью, типом кристаллической решётки серы, её физическими и химическими свойствами. Выполняютрасчёты по химическим формулам и уравнениям реакций, протекающих с участием серы. Патриотическое воспитание, гражданское воспитание, трудовое воспитание, ценности научного познания Сероводород и сульфиды 1 Кислородные соединения серы 1 Характеризуют состав, физические и химические свойства, получение и применение соединений серы в степени окисления -2 с использованием русского (родного) языка и языка химии.Называют соединения серы в степени окисления -2 по формуле иСоставляют формулы по их названию. Составляютмолекулярные и ионные уравнения реакций, характеризующие химические свойства соединений серы в степени окисления -2. Описываютпроцессы окисления-восстановления, определяют окислитель и восстановитель и составляютэлектронный баланс в реакциях с участием серы в степени окисления -2. Устанавливают причинно-следственные связи между химической связью, типом кристаллической решётки соединений серы, их физическими и химическими свойствами Записываютформулы оксидов серы, называют их, описывают свойства на основе знаний о кислотных оксидах. Характеризуютсостав, физические и химические свойства серной кислоты как электролита с использованием русского (родного) языка и языка химии.Составляют молекулярные и ионные уравнения реакций, характеризующих химические свойства серной кислоты.Распознают сульфат-ионы. Характеризуютсвойства концентрированной серной кислоты как окислителя с использованием русского (родного) языка и языка химии.Составляют уравнения окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса. Выполняют расчёты по химическим формулам и уравнениям реакций, протекающих с участием Патриотическое воспитание, гражданское воспитание, трудовое воспитание, ценности научного познания сернойкислоты. Наблюдают и описываютхимический эксперимент П.р.№3. «Изучение свойств серной кислоты» 1 Учатся обращаться с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами в соответствии с правилами техники безопасности.Наблюдаютсвойства электролитов и происходящих с ними явлений.Наблюдают и описываютреакции с участием электролитов с помощью естественного (русского или родного) языка и языка химии.Формулируютвыводы по результатам проведенного эксперимента Общая характеристика химических элементов VA группы. Азот 1 Аммиак. Соли аммония 1 Дают общую характеристику атомам, простым веществам и соединениям пниктогенов в зависимости от их положения в Периодической системе. Характеризуют строение, физические и химические свойства, получение и применение азота с использованием русского (родного) языка и языка химии. Называют соединения азота по формуле и составляют формулы по их названию.Устанавливают причинноследственные связи между строением атома и молекулы, видом химической связи, типом кристаллической решётки азота и его физическими и химическими свойствами. Выполняют расчёты по химическим формулам и уравнениям реакций, протекающих с участием азота Составляют формулы по их названиям.Записываютмолекулярные и ионные уравнения реакций, характеризующие химические свойства аммиака и солей аммония.Составляют уравнения окислительно-восстановительных реакций с участием аммиака с помощью электронного баланса. Устанавливают причинно-следственные связи между видами химических связей, типами кристаллических Патриотическое воспитание, гражданское воспитание, трудовое воспитание, ценности научного познания Патриотическое воспитание, гражданское воспитание, экологическое воспитание, П.р.№ 4 «Получение аммиака и изучение его свойств» 1 Кислородсодержащие соединения азота 1 Кислородсодержащие соединения азота 1 решёток аммиака и солей аммония и их физическими и химическими свойствами.Проводят, наблюдают и описываютхимический эксперимент по распознаванию ионов аммония с соблюдением правил техники безопасности. Выполняют расчёты по химическим формулам и уравнениям реакций, протекающих с участием аммиака Получают, собираютираспознают аммиак.Работают с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами в соответствии с правилами техники безопасности.Наблюдают и описываютхимический эксперимент с помощью русского (родного) языка и языка химии. Формулируют выводы по результатам проведенного эксперимента.Сотрудничают в процессе учебного взаимодействия при работе в группах Записывают реакций, характеризующие химические свойства оксидов азота.Устанавливают причинноследственные связи между видом химической связи, типом кристаллической решётки оксидов азота и их физическими и химическими свойствами.Характеризуютсостав, физические и химические свойства азотной кислоты как электролита, применение с использованием русского (родного) языка и языка химии. Записывают молекулярные и ионные уравнения реакций, характеризующие химические свойства азотной кислоты как электролита.Проводят, наблюдают и описываютхимический эксперимент, характеризующий свойства азотной кислоты как электролита, с соблюдением правил техники безопасности. Характеризуют азотную кислоту как окислитель. Составляют уравнения окислительно-восстановительных реакций, характеризующих химические свойства азотной трудовое воспитание, ценности научного познания Патриотическое воспитание, гражданское воспитание, трудовое воспитание, ценности научного познания Фосфор и его соединения 1 Общая характеристика элементов IV А- группы. Углерод 1 Кислородсодержащие соединения углерода 1 кислоты как окислителя, с помощью электронного баланса.Проводят, наблюдают и описываютхимический эксперимент, характеризующий свойства азотной кислоты как окислителя, с соблюдением правил техники безопасности Характеризуютстроение, аллотропию, физические и химические свойства, получение и применение фосфора с использованием русского (родного) языка и языка химии. Самостоятельно описывают свойства оксид фосфора(V) как кислотного оксида и свойства ортофосфорной кислоты. Проводят, наблюдают и описываютхимический эксперимент с соблюдением правил техники безопасности.Распознаютфосфат-ионы Даютобщую характеристику атомам, простым веществам и соединениям элементов IV А- группы в зависимости от их положения в Периодической системе. Характеризуют строение, аллотропию, физические и химические свойства, получение и применение аморфного углерода и его сортов с использованием русского (родного) языка и языка химии. Сравниваютстроение и свойства алмаза и графита. Описываютокислительно-восстановительные свойства углерода Характеризуют состав, физические и химические свойства, получение и применение оксидов углерода с использованием русского (родного) языка и языка химии.Устанавливают причинно-следственные связи между видами химических связей, типами кристаллических решёток оксидов углерода, их физическими и химическими свойствами, а также применением. Соблюдают правила техники безопасности при использовании печного отопления.Характеризуют Патриотическое воспитание, гражданское воспитание, трудовое воспитание, ценности научного познания Патриотическое воспитание, гражданское воспитание, трудовое воспитание, ценности научного П.р. № 5. «Получение углекислого газа и изучение его свойств» 1 Углеводороды 1 Кислородсодержащие органические соединения 1 состав, физические и химические свойства, получение и применение угольной кислоты и её солей (карбонатов и гидрокарбонатов) с использованием русского (родного) языка и языка химии. Иллюстрируют зависимость свойств солей угольной кислоты от их состава.Проводят, наблюдают и описываютхимический эксперимент с соблюдением правил техники безопасности. Распознают карбонат-ион.Выполняют расчёты по химическим формулам и уравнениям реакций, протекающих с участием соединений углерода Получают, собираютираспознают углекислый газ. Наблюдают и описываютхимический эксперимент с помощью русского (родного) языка и языка химии. Формулируютвыводы по результатам проведенного эксперимента. Сотрудничают в процессе учебного взаимодействия при работе в группах Характеризуют особенности состава и свойств органических соединений.Различают предельные и непредельные углеводороды. Называют и записывают формулы (молекулярные и структурные) важнейших представителей углеводородов.Предлагают эксперимент по распознаванию соединенийнепредельного строения.Наблюдают за ходом химического эксперимента, описывать его и делать выводы на основе наблюдений. Фиксируютрезультаты эксперимента с помощью русского (родного) языка, а также с помощью химических формул и уравнений. Характеризуют спирты, как кислородсодержащие органические соединения.Классифицируют спирты по атомности. Называют представителей одно- и трёхатомных спиртов и познания Патриотическое воспитание, гражданское воспитание, трудовое воспитание, ценности научного познания Кремний и его соединения Силикатная промышленность 1 1 Получение неметаллов 1 Получение важнейших химических соединений 1 записывают из формулы. Характеризуют кислоты, как кислородсодержащие органические соединения. Называют представителей предельных и непредельных карбоновых кислот и записывают из формулы. Характеризуютстроение атомов и кристаллов, физические и химические свойства, получение и применение кремния с использованием русского (родного) языка и языка химии. Устанавливают причинно-следственные связи между строением атома, видом химической связи, типом кристаллической решётки кремния, его физическими и химическими свойствами.Выполняют расчёты по химическим формулам и уравнениям реакций, протекающих с участием кремния и его соединений.Характеризуют состав, физические и химические свойства, получение и применение соединений кремния с использованием русского (родного) языка и языка химии.Сравниваютдиоксиды углерода и кремния.Описываютважнейшие типы природных соединений кремния как основного элемента литосферы. Распознаютсиликат-ион Характеризуютсиликатную промышленность и её основную продукцию.Устанавливают аналогии между различными отраслями силикатной промышленности Описываютнахождение неметаллов в природе. Характеризуют фракционную перегонку жидкого воздуха как совокупность физических процессов. Аргументируют отнесение активных неметаллов к окислительновосстановительным процессам Характеризуютхимизм, сырьё, аппаратуру, научные принципы и продукцию производства серной кислоты. Сравнивают производство серной кислоты с Патриотическое воспитание, гражданское воспитание, трудовое воспитание, экологическое воспитание, ценности научного познания Металлы и их соединения 17 Обобщение по теме «Неметаллы и их соединения» 1 К.р. №2 по теме: «Неметаллы и их соединения» 1 Положение металлов в Периодической системе, строение атомов и кристаллов 1 Общие химические свойства металлов 1 производством аммиака Проводят оценку собственных достижений в усвоении темы. Корректируют свои знания в соответствии с планируемым результатом. Получаютхимическую информации из различных источников.Представляютинформацию по теме «Неметаллы» в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ Применяют на практике ранее изученный материал, работая по группам с заданиями разного уровня сложности, выполняют контрольную работу. Объясняют что такое металлы.Различают формы существования металлов: элементы и простые вещества. Характеризуют химические элементы-металлы по их положению в Периодической системе Д. И. Менделеева. Прогнозируют свойства незнакомых металлов по положению в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева.Устанавливают причинноследственные связи между строением атома, видом химической связи, типом кристаллической решётки металлов — простых веществ и их соединений Объясняют что такое ряд активности металлов. Применяют его для характеристики химических свойств простых веществ-металлов.Обобщают систему химических свойств металлов как «восстановительные свойства».Составляют молекулярные уравнения реакций, характеризующих химические свойства металлов в свете учения об окислительно-восстановительных процессах, а реакции с участием электролитов, представлять также и в ионном виде.Наблюдают и описываютреакции между веществами с помощью русского (родного) языка и языка Патриотическое воспитание, гражданское воспитание, трудовое воспитание, ценности научного познания Общая характеристика щелочных металлов Общая характеристика щелочных металлов 1 Общая характеристика щелочноземельных металлов Общаяхарактеристика щелочноземельных металлов 1 1 1 химии. Самостоятельно проводят опыты, подтверждающие химические свойства металлов с соблюдением правил техники безопасности Объясняют что такое металлы.Различают формы существования металлов: элементы и простые вещества. Характеризуют химические элементы-металлы по их положению в Периодической системе Д. И. Менделеева. Прогнозируют свойства незнакомых металлов по положению в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева.Устанавливают причинноследственные связи между строением атома, видом химической связи, типом кристаллической решётки металлов — простых веществ и их соединений Объясняют что такое ряд активности металлов. Применяют его для характеристики химических свойств простых веществ-металлов.Обобщают систему химических свойств металлов как «восстановительные свойства».Составляют молекулярные уравнения реакций, характеризующих химические свойства металлов в свете учения об окислительно-восстановительных процессах, а реакции с участием электролитов, представлять также и в ионном виде.Наблюдают и описываютреакции между веществами с помощью русского (родного) языка и языка химии. Самостоятельно проводят опыты, подтверждающие химические свойства металлов с соблюдением правил техники безопасности Характеризуют строение, физические и химические свойства щёлочно-земельных металлов в свете общего, особенного и единичного.Предсказываютфизические и химические свойства оксидов и гидроксидов металлов IIA группы на основе их состава и строения и подтверждают прогнозы уравнениями соответствующих реакций. Проводят расчёты по химическим формулам и Патриотическое воспитание, гражданское воспитание, трудовое воспитание, ценности научного познания Жёсткость воды и способы её устранения 1 П.р.№ 6. «Получение жесткой воды и способы её устранения» 1 Алюминий и его соединения 1 Железо 1 Соединения железа 1 уравнениям реакций, протекающих с участием щелочных металлов и их соединений Объясняют что такое «жесткость воды».Различаютвременную и постоянную жесткость воды. Предлагаютспособы устранения жесткости воды.Проводят, наблюдают и описываютхимический эксперимент, с соблюдением правил техники безопасности Получают, собираютираспознают углекислый газ.Обращаются с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами в соответствии с правилами техники безопасности.Наблюдают и описываютхимический эксперимент с помощью русского (родного) языка и языка химии. Формулируют выводы по результатам проведенного эксперимента.Сотрудничаютв процессе учебного взаимодействия при работе в группах Характеризуют алюминий по его положению в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева.Описывают строение, физические и химические свойства алюминия, подтверждая их соответствующими уравнениями реакций. Объясняют двойственный характер химических свойств оксида и гидроксида алюминия. Характеризуютположение железа в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева, особенности строения атома.Описываютфизические и химические свойства железа, подтверждая их соответствующими уравнениями реакций.Объясняют наличие двух генетических рядов соединений железа Fe2+ и Fe3+ .Устанавливают зависимость областей применения железа и его сплавов от свойств.Проводят расчёты по химическим формулам и уравнениям реакций, протекающих с участием железа и его Патриотическое воспитание, гражданское воспитание, трудовое воспитание, ценности научного познания П.р. № 7 «Решение экспериментальных задач по теме «Металлы» 1 Коррозия металлов и способы защиты от неё 1 Металлы в природе. 1 Понятие о металлургии 1 Обобщение знаний по теме «Металлы» 1 соединений.Наблюдают и описываютреакции между веществами с помощью русского (родного) языка и языка химии Экспериментально исследуютсвойства металлов и их соединений, решать экспериментальные задачи по теме «Металлы». Работают с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами в соответствии с правилами техники безопасности.Наблюдаютсвойства металлов и их соединений и явлений, происходящих с ними.Описывают химический эксперимент.Формулируютвыводы по результатам проведенного эксперимента. Определяют (исходя из учебной задачи) необходимость использования наблюдения или эксперимента Объясняют что такое коррозия.Различают химическую и электрохимическую коррозии. Иллюстрируют понятия «коррозия», «химическая коррозия», «электрохимическая коррозия» примерами. Характеризуют способы защиты металлов от коррозии Классифицируют формы природных соединений металлов. Характеризуют общие способы получения металлов: пиро-, гидро- и электрометаллургии. Конкретизируют эти способы примерами и уравнениями реакций с составлением электронного баланса. Описываютдоменный процесс и электролитическое получение металлов. Различаютчёрные и цветные металлы, чугуны и стали Обобщают и систематизируют свои знания по теме: «Металлы». Применяют на практике ранее изученный материал, работая по группам с заданиями разного уровня сложности Патриотическое воспитание, гражданское воспитание, трудовое воспитание, ценности научного познания Патриотическое воспитание, гражданское воспитание, трудовое воспитание, ценности научного познания Химия и окружающ ая среда Обобщение знаний по химии за курс основной школы. Подготовка 2 9 Контрольная работ 3 по теме «Металлы» 1 Химическая организация планеты Земля 1 Охрана окружающей среды от химического загрязнения 1 Вещества 1 Применяют на практике ранее изученный материал, работая по группам с заданиями разного уровня сложности, выполняют контрольную работу. Интегрируют сведения по физической географии в знания о химической организации планеты.Характеризуют химический состав геологических оболочек Земли.Различают минералы и горные породы, в том числе и руды Характеризуютисточники химического загрязнения окружающей среды. Описываютглобальные экологические проблемы человечества, связанные с химическим загрязнением. Предлагаютпути минимизации воздействия химического загрязнения на окружающую среду. Приводятпримеры международного сотрудничества в области охраны окружающей среды от химического загрязнения Представляютинформацию по теме «Периодический закон и Периодическая система Д. И. Менделеева в свете теории строения атома» в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ. Выполняют тестовые задания по теме.Представляютинформацию по теме «Виды химических связей и типы кристаллических решёток. Патриотическое воспитание, гражданское воспитание, экологическое воспитание, трудовое воспитание, ценности научного познания Патриотическое воспитание, гражданское воспитание, трудовое воспитание, к Основному государстве нному экзамену (ОГЭ) Химические реакции 1 Основы неорганической химии Основы неорганической химии 1 Повторение и обобщение по теме. Подготовка к контрольной работе 1 Контрольная работа№4 «Итоговая по курсу основной школы» 1 Анализ контрольной работы. Подведение итогов года. Повторение 1 Взаимосвязь строения и свойств веществ» в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ Представляют информацию по теме «Классификация химических реакций по различным признакам. Скорость химических реакций» в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ.Выполняют тестовые задания по теме.ХарактеризуютОВР, окислитель и восстановитель. Характеризуют общие, особенные и индивидуальные свойства кислот, оснований, солей в свете теории электролитической диссоциации.Аргументируютвозможность протекания химических реакций в растворах электролитах исходя из условий. Классифицируют неорганические вещества по составу и свойствам.Приводятпримеры представителей конкретных классов и групп неорганических веществ Выполняют тесты и упражнения, решаютзадачи по теме. Проводят оценку собственных достижений в усвоении темы. Корректируют свои знания в соответствии с планируемым результатом Применяют на практике ранее изученный материал, работая по группам с заданиями разного уровня сложности, выполняют контрольную работу. Корректируют свои знания 2 Корректируют свои знания 1 ценности научного познания Патриотическое воспитание, гражданское воспитание, трудовое воспитание, ценности научного познания СОГЛАСОВАНО Протокол заседания учителей кафедры естественнонаучного цикла МБОУ СОШ № 28 от «30» августа 2021 года № 1 __________ / О.А.Селезнева/ подпись Ф.И.О. СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР __________ / подпись Н.Н.Новосельцева/ расшифровка подписи «30» августа 2021 года ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП Сертификат 310227031995278721568419988831218614170173341613 Владелец Шмигельская Ольга Константиновна Действителен С 13.09.2022 по 13.09.2023