Родной язык(русский)ОВЗ 2021

Белоглинский район, ст. Новолокинская
(территориальный, административный округ (город, район, поселок)

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №28 имени И.Г.Турищева Белоглинского района»
(полное наименование образовательного учреждения)

УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
МБОУ СОШ № 28
от «31» августа 2021 года протокол № 1
Председатель _____ Шмигельская О.К.
подпись руководителя ОУ

Ф.И.О.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По

родному языку (русский)

(указать учебный предмет, курс)

Уровень образования (класс)
начальное общее , 4 кл.
(начальное общее, основное общее образование с указанием классов)

Количество часов 7 ч.
Учитель или группа учителей, разработчиков рабочей программы Труфанова Лариса Александровна , учитель начальных классов
МБОУ СОШ №28
Программа разработана в соответствии ООП НОО, утвержденной на педагогическом совете МБОУ СОШ № 28 от 31.08. 2021
протокол № 1,АООП НОО обучающихся с задержкой психического развития от 22 декабря 2015 г. № 4/15
с учетом УМК: Примерная рабочая программа по учебному предмету «Родной язык (русский)»для образовательных организаций ,
реализующих программы начального общего образования, 1-4 классы.

Адаптированная рабочая программа составлена на основе примерной рабочей программы по учебному предмету «Родной язык
(русский)» для образовательных организаций ,реализующих программы начального общего образования, АООП НОО
обучающихся с задержкой психического развития от 22 декабря 2015 г. № 4/15
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ЛИЧНОСТНЫЕ:
1.Гражданско-патриотическое воспитание:
— становление ценностного отношения к своей Родине —России;
— осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;
— сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
— уважение к своему и другим народам;
— первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о
нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений;
2.Духовно-нравственное воспитание:
— признание индивидуальности каждого человека;
— проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;
3.Трудовое воспитание:
— осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда,
навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям;
4.Ценности научного познания:
— первоначальные представления о научной картине мира;
— познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся:
● понимать,
материале,

принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения,
содержащем средства для её решения;

● планировать учебные действия (2-3 шага) в соответствии

с поставленной задачей;

ориентироваться в учебном

● решать проблемы творческого и поискового характера;
● с помощью учителя проводить самоконтроль

и самооценку результатов своей учебной

деятельности;

● понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях
неуспеха;
● овладеть

начальными навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и

задачами.
Познавательные
Учащиеся научатся:
● находить

ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

● находить

значения отдельных слов в толковом

● делать

выводы в результате совместной работы класса и учителя;

словаре (под руководством учителя);

● использовать знаково-символических средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и
процессов, схем решения учебных и практических задач;
● использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве
сети Интернет);
● преобразовывать

информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие

тексты.

Коммуникативные
Учащиеся научатся:
● слушать

собеседника и с помощью учителя, вести

диалог, признавать возможность существования

различных

точек зрения и права каждого иметь свою;
● оформлять

свою мысль в монологическое речевое

высказывание небольшого объема;

● активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий) для решения
коммуникативных и познавательных задач;

● вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях общения, соблюдая правила
диалоге

речевого этикета, участвовать в

при обсуждении прослушанного, прочитанного произведения

ПРЕДМЕТНЫЕ
В конце четвёртого года изучения курса русского родного языка при реализации содержательной линии «Русский язык:
прошлое и настоящее» учащиеся научатся:


распознавать

слова

с

национально-культурным

компонентом

значения

(лексика,

связанная

с

особенностями

мировосприятия и отношениями между людьми; с качествами и чувствами людей; родственными отношениями);
● осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения;
● использовать собственный словарный запас для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно
ситуации и стилю общения;
при реализации содержательной линии «Язык в действии»:
● соотносить собственную и чужую речь с нормами современного русского литературного языка (в рамках изученного);
● соблюдать на письме и в устной речи нормы современного русского литературного языка (в рамках изученного);
●

произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);

● выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или
явлению реальной действительности;
● выявлять и исправлять в устной речи типичные грамматические ошибки, связанные с нарушением согласования имени
существительного и имени прилагательного в числе, роде, падеже; с нарушением координации подлежащего и сказуемого в
числе‚ роде (если сказуемое выражено глаголом в форме прошедшего времени);
● соблюдать изученные пунктуационные нормы при записи собственного текста; пользоваться учебными толковыми
словарями для определения лексического значения слова;
● пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного написания слов;
● пользоваться учебным этимологическим словарём для уточнения происхождения слова;

при реализации содержательной линии «Секреты речи и текста»:
● различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;
● владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
● использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение,
поздравление;
● использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации
общения;
● владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и о культуре
русского народа;
● анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных, выделять
наиболее существенные факты, устанавливать логическую связь между фактами;
● составлять план текста, не разделённого на абзацы;
● пересказывать текст с изменением лица;
● создавать тексты-повествования о посещении музеев, об участии в народных праздниках, об участии в мастер-классах,
связанных с народными промыслами;
● соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения этих частей,
логические связи между абзацами текста;
● приводить объяснения заголовка текста;
Выпускник получит возможность научиться:
● понимать значение фразеологических оборотов, связанных с изученными темами;
●

проводить синонимические замены с учётом особенностей текста;

● заменять синонимическими конструкциями отдельные глаголы, у которых нет формы 1-го лица единственного числа
настоящего и будущего времени;

●

оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного, уместного и выразительного
словоупотребления;

● редактировать письменный текст с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла.

2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
4 класс (7 часов)
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (2 ч)
Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с качествами, чувствами людей, с учением, с
родственными отношениями (например, от корки до корки, вся семья вместе, так и душа на месте и т. д.). Сравнение с
пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов из разных языков, имеющих общий смысл, но различную
образную форму.
Проектные задания: «Откуда это слово появилось в русском языке» (приобретение опыта поиска информации о
происхождении слов); «Сравнение толкований слов в словаре В. И. Даля и современном толковом словаре»; «Русские слова в
языках других народов».
Раздел 2. Язык в действии (2 ч)
Трудные случаи образования формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени глаголов (на
пропедевтическом уровне). Наблюдение за синонимией синтаксических конструкций на уровне словосочетаний и предложений (на
пропедевтическом уровне).
История возникновения и функции знаков препинания (в рамках изученного).
Раздел 3. Секреты речи и текста (3)
Информативная функция заголовков. Типы заголовков.
Составление плана текста, не разделенного на абзацы. Информационная переработка прослушанного или прочитанного
текста: пересказ с изменением лица.
Создание текста как результата собственной исследовательской деятельности.
Оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного
словоупотребления. Редактирование предложенных и собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы;
сопоставление чернового и отредактированного текстов. Практический опыт использования учебных словарей в процессе
редактирования текста.

3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 класс (7 часов)
Раздел

Кол-

Темы

во час

Кол-

Основные виды деятельности обучающихся (на уровне Основные

во

универсальных учебных действий)

часов

направления
воспитательной
деятельности

Раздел

1.

Русский

язык: 2

прошлое

и

настоящее

Пословицы,

поговорки

и 1

фразеологизмы из разных
языков.
Проектные

задания, 1

предполагающие работу с
толковым словарем.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
●
с помощью учителя проводить самоконтроль и
самооценку результатов своей учебной деятельности;
●
понимать причины успеха/неуспеха учебной
деятельности и способности конструктивно действовать
даже в ситуациях неуспеха;
●
овладеть
начальными навыками смыслового
чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с
целями и задачами.
Познавательные
●
находить
значения отдельных слов в толковом
словаре (под руководством учителя);
●
делать
выводы в результате совместной работы
класса и учителя;
●
использовать различные способы поиска (в
справочных источниках и открытом учебном
информационном пространстве сети Интернет);
●
преобразовывать
информацию из одной формы в
другую:
подробно пересказывать небольшие
тексты.
Коммуникативные
●
оформлять свою мысль в монологическое речевое
высказывание небольшого объема;
●
активно использовать речевые средства и средства

1,4

3,4

информационных и коммуникационных технологий) для
решения коммуникативных и познавательных задач;
●
вести диалог в различных учебных и бытовых
ситуациях общения, соблюдая правила речевого
этикета, участвовать в диалоге
при обсуждении
прослушанного, прочитанного произведения
Предметные:
•
распознавать слова с национально-культурным
компонентом значения (лексика, связанная с особенностями
мировосприятия и отношениями между людьми; с
качествами и чувствами людей; родственными
отношениями);
●
осознавать уместность их употребления в
современных ситуациях речевого общения;
●
использовать собственный словарный запас для
свободного выражения мыслей и чувств на родном языке
адекватно ситуации и стилю общения;
Раздел 2. Язык
в действии

Учимся
2

образовывать 1

глаголы
Как

и

когда

появились 1

знаки препинания?

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
●
планировать учебные действия (2-3 шага) в
соответствии
с поставленной задачей;
●
с помощью учителя проводить самоконтроль и
самооценку результатов своей учебной деятельности;
●
понимать причины успеха/неуспеха учебной
деятельности и способности конструктивно действовать
даже в ситуациях неуспеха;
●
овладеть
начальными навыками смыслового
чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с
целями и задачами.
Познавательные
●
делать
выводы в результате совместной работы
класса и учителя;
●
использовать знаково-символических средства
представления информации для создания моделей
изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и
практических задач;

4

4

●
преобразовывать
информацию из одной формы в
другую:
подробно пересказывать небольшие
тексты.
Коммуникативные
●
оформлять свою мысль в монологическое речевое
высказывание небольшого объема;
●
вести диалог в различных учебных и бытовых
ситуациях общения, соблюдая правила речевого
этикета, участвовать в диалоге
при обсуждении
прослушанного, прочитанного
произведения
Предметные:
●
соотносить собственную и чужую речь с нормами
современного русского литературного языка (в рамках
изученного);
●
соблюдать на письме и в устной речи нормы
современного русского литературного языка (в рамках
изученного);
●
произносить слова с правильным ударением (в
рамках изученного);
●
выбирать из нескольких возможных слов то слово,
которое наиболее точно соответствует обозначаемому
предмету или явлению реальной действительности;
●
выявлять и исправлять в устной речи типичные
грамматические ошибки, связанные с нарушением
согласования имени существительного и имени
прилагательного в числе, роде, падеже; с нарушением
координации подлежащего и сказуемого в числе‚ роде (если
сказуемое выражено глаголом в форме прошедшего
времени);
●
соблюдать изученные пунктуационные нормы при
записи собственного текста; пользоваться учебными
толковыми словарями для определения лексического
значения слова;

Раздел

3.

Учимся

передавать

в 1

Секреты речи и 3

заголовке тему и основную

текста

мысль текста
Пересказ

текста

с 1

изменением лица.
Проектное

задание: 1

“Пишем разные тексты об
одном и том же”.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
4
Регулятивные
●
с помощью учителя проводить самоконтроль и
самооценку результатов своей учебной деятельности;
●
понимать причины успеха/неуспеха учебной
деятельности и способности конструктивно действовать
4
даже в ситуациях неуспеха;
●
овладеть
начальными навыками смыслового
чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с
целями и задачами.
4
Познавательные
●
использовать знаково-символических средства
представления информации для создания моделей
изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и
практических задач;
●
преобразовывать
информацию из одной формы в
другую:
подробно пересказывать небольшие
тексты.
Коммуникативные
●
оформлять свою мысль в монологическое речевое
высказывание небольшого объема;
●
активно использовать речевые средства и средства
информационных и коммуникационных технологий) для
решения коммуникативных и познавательных задач;
Предметные:
●
использовать коммуникативные приёмы устного
общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба,
извинение, поздравление;
●
использовать в речи языковые средства для
свободного выражения мыслей и чувств на родном языке
адекватно ситуации общения;
●
владеть различными приёмами слушания научнопознавательных и художественных текстов об истории языка
и о культуре русского народа;
●
составлять план текста, не разделённого на абзацы;
●
пересказывать текст с изменением лица;
●
создавать тексты-повествования о посещении музеев,

об участии в народных праздниках, об участии в мастерклассах, связанных с народными промыслами;

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Процесс контроля и оценки в курсе «Русский родной язык» имеет особенности, которые связаны с целями изучения этого курса.
Курс не направлен на заучивание каких-либо фактов из истории языка – приоритетной целью является формирование
познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре. Чрезмерная
формализация и стандартизация контроля может вызвать обратный эффект.
В ходе текущей проверки знаний используется критериальное оценивание на основе критериев, которые заранее согласованы с
учениками. Объектом оценки является письменное или устное высказывание (сообщение) отдельного ученика или группы
учеников.
Критериальное оценивание – это прежде всего коммуникация «ученик– ученик», содержанием которой является определение
степени освоения того или иного умения. Роль учителя в таком оценивании существенно меняется: он только помогает ученикам
удерживать основную цель коммуникацииоценивания – помочь однокласснику научиться лучше говорить, читать, писать,
слушать. Именно одноклассники и учитель становятся своеобразным зеркалом, помогающим ученику увидеть, оценить свои
усилия, обнаружить пробелы в своём опыте и понять, что делать дальше, чтобы улучшить результаты. А это означает, что ученик
активно включается в своё обучение, у него существенно повышается мотивация.
Для учителя критериальное оценивание – это:
- основа для оценки-поддержки учеников, а не жёсткий контроль;
- способ получить информацию о том, как учится каждый ученик (такая информация нужна для поиска наиболее эффективных
методов обучения конкретного ученика, конкретного класса);
- возможность дать ученикам обратную связь в виде развёрнутого высказывания о том, как они осваивают содержание курса.
Чтобы оценивание было продуктивным, оно должно отвечать следующим требованиям.

В качестве критериев оценки используются те умения, которые осваивает ученик на уроке. Для оценки устного сообщения
ученика может быть такой набор критериев: точность (вся информация передана без искажения), ясность (говорить так, чтобы тебя
понимали одноклассники), чёткость (не торопиться, не «съедать окончания», «без запинок») и т. п. Обратная связь – ключевая цель
критериального оценивания.
Качественная обратная связь обязательно показывает, что уже умеет делать ученик, какие затруднения у него возникают и как он
может с ними справиться. Обратная связь представлена в разных формах. Прежде всего это устное оценочное высказывание,
которое содержит три структурных элемента: похвалу (что получилось), замечание (что пока не получается), совет (что сделать,
чтобы получилось). Эту форму устной оценки ученики осваивают в 1-м и 2-м классах, а затем используют на протяжении всей
начальной школы. Наряду с устным оценочным высказыванием появляется письменная фиксация в тетради оценочных шкал или
особые фразы («кто молодец», «кому хочу дать совет»). Кроме того, ученики осваивают оценивание с помощью значков («плюс»,
«минус», «полуплюс» и др.), которые они показывают однокласснику после его выступления. Этот тип оценивания нужно активно
использовать на уроке. Выступающий видит оценки всех одноклассников, но может сам обратиться к тем детям, чьё обоснование
оценки хочет услышать. Для оценивания устного сообщения группы по критериям можно использовать шкалы с магнитами.
Шкалы нарисованы на доске и подписаны. Каждая шкала отражает один из критериев, по которым идет оценивание, например, на
доске представлено три шкалы: «чёткость», «ясность», «уверенность». Одна группа (пара) делает сообщение, другая группа (пара)
оценивает выступление, передвигая магниты по соответствующим шкалам. В случае необходимости комментирует
(аргументирует) свою оценку.
Характеристика цифровой оценки (отметки)
«5» («отлично») - уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок, как по текущему,
так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.
«4» («хорошо») - уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала,
полнота и логичность раскрытия вопроса: самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения.
Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному
материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной
задачи; отдельные неточности в изложении материала.

«3» («удовлетворительно») - достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не
более 4-6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по
пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.
«2» («плохо») - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по
текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота,
нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.
Основным видом промежуточного контроля является представление учащимися подготовленных ими проектных заданий.
Оценивается и качество выполнения проектного задания, и представление его перед классом. Как и при оценивании других
сообщений, при оценивании подготовленного проекта предпочтение отдаётся качественной доброжелательной оценке,
позволяющей учащемуся при подготовке и представлении следующего проекта учесть результаты предыдущего выступления.
Такой подход к контролю позволяет соединить усвоение содержательной части разделов программы «Русский язык: прошлое и
настоящее» и «Язык в действии» с развитием речевых умений (устного выступления, письменной творческой работы),
отрабатываемых в разделе «Секреты речи и текста»
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
методического объединения
учителей начальных классов
МБОУ СОШ № 28
от «30»августа 2021 года № 1
___________ Труфанова Л.А
подпись руководителя МО Ф.И.О.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
____________
подпись

Новосельцева Н.Н.
Ф.И.О.

«31»августа 2021 года

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».