Белоглинский район, ст. Новолокинская (территориальный, административный округ (город, район, поселок) муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №28 имени И.Г.Турищева Белоглинского района» (полное наименование образовательного учреждения) УТВЕРЖДЕНО решением педагогического совета МБОУ СОШ № 28 от «31» августа 2021 года протокол № 1 Председатель _____ Шмигельская О.К. подпись руководителя ОУ Ф.И.О. АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (вариант 7.1) По математике (указать учебный предмет, курс) Уровень образования (класс) начальное общее , 4 кл. (начальное общее, основное общее образование с указанием классов) Количество часов 136 ч. Учитель или группа учителей, разработчиков рабочей программы Труфанова Лариса Александровна Программа разработана в соответствии ООП НОО, утвержденной на педагогическом совете МБОУ СОШ № 28 от 31.08. 2021 протокол № 1 с учетом ООП НОО обучающихся с задержкой психического развития от 22 декабря 2015 г. № 4/15 с учетом УМК: программа «Математика 1-4 классы» В.Н. Рудницкая (УМК «Начальная школа XXI века» под ред. Н.Ф. Виноградовой) Москва «Вентана - Граф»2013 г Адаптированная рабочая программа по математике разработана для обучения в 4 классе и составлена на основе ООП НОО ФГОС МБОУ СОШ №28,АООП НОО обучающихся с задержкой психического развития от 22 декабря 2015 г. № 4/15 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса Личностные результаты 1.Гражданско-патриотическое воспитание: - становление ценностного отношения к своей Родине — России; - осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности; - сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; - уважение к своему и другим народам; - первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений. 2.Духовно-нравственное воспитание: - признание индивидуальности каждого человека; - проявление сопереживания, уважения и доброжелательности; - неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям. 3.Эстетическое воспитание: - уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; - стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности. 4.Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: - соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной); - бережное отношение к физическому и психическому здоровью. 5.Трудовое воспитание: - осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям. 6.Экологическое воспитание: - бережное отношение к природе; - неприятие действий, приносящих ей вред. 7.Ценность научного познания: - первоначальные представления о научной картине мира; - познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании . Метапредметные результаты: Регулятивные: -Умение ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем -Умение преобразовывать практическую задачу в познавательную -Способность самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале -Умение адекватно понимать причины успеха/ неуспеха в учебной деятельности -Умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки -Умение планировать действие в соответствии с поставленной задачей. -Умение систематизировать подобранные информационные материалы в виде схемы -Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, -Умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок -Проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве Коммуникативые: -Умение учитывать разные мнения и интересы, представлять собственную позицию -Умение аргументировать свою позицию при выработке общего решения в совместной деятельности -Умение находить наиболее эффективные способы решения. Умение адекватно использовать речь и речевые средства -Умение осуществлять адекватную дифференцированную самооценку на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика» -Понимание разных мнений и подходов к решению проблемы -Понимание разных мнений и подходов к решению проблемы -Использование речи для регуляции своего действия. Адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач -Способность осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи -Умение продуктивно разрешать конфликт на основе учёта интересов и позиций всех его участников -Умение продуктивно разрешать конфликт на основе учёта интересов и позиций всех его участников -Готовность принимать различные точки зрения. Умение формулировать собственное мнение Познавательные: -Умение осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета -Умение создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач -Владение навыком построения логических рассуждений, включающих -Установление причинно-следственных связей -Умение осуществлять выбор эффективных способов решения поставленной задачи с ориентиром на ситуацию успеха -Понимание причин своего успеха/неуспеха -Способность осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи -Умение осуществлять анализ объектов. Умение осуществлять синтез как составление целого из частей -Умение строить простые рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях Предметные результаты 4 класс К концу обучения в 4 классе ученик научится: называть: любое следующее (предыдущее) при счёте многозначное число, любой отрезок натурального ряда чисел в прямом и в обратном порядке; классы и разряды многозначного числа; единицы величин: длины, массы, скорости, времени; пространственную фигуру, изображённую на чертеже или представленную в виде модели (многогранник, прямоугольный параллелепипед (куб), пирамида, конус, цилиндр); сравнивать: многозначные числа; значения величин, выраженных в одинаковых единицах; различать: цилиндр и конус, прямоугольный параллелепипед и пирамиду; читать: любое многозначное число; значения величин; информацию, представленную в таблицах, на диаграммах; воспроизводить: устные приёмы сложения, вычитания, умножения, деления в случаях, сводимых к действиям в пределах сотни; письменные алгоритмы выполнения арифметических действий с многозначными числами; способы вычисления неизвестных компонентов арифметических действий (слагаемого, множителя, уменьшаемого, вычитаемого, делимого, делителя); способы построения отрезка, прямоугольника, равных данным, с помощью циркуля и линейки; моделировать: разные виды совместного движения двух тел при решении задач на движение в одном направлении, в противоположных направлениях; упорядочивать: многозначные числа, располагая их в порядке увеличения (уменьшения); значения величин, выраженных в одинаковых единицах; анализировать: структуру составного числового выражения; характер движения, представленного в тексте арифметической задачи; конструировать: алгоритм решения составной арифметической задачи; составные высказывания с помощью логических свойств-связок «и», «или», «если…, то…», «неверно, что…»; контролировать: свою деятельность: проверять правильность вычислений с многозначными числами, используя изученные приёмы; решать учебные и практические задачи: записывать цифрами любое многозначное число в пределах класса миллионов; вычислять значения числовых выражений, содержащих не более шести арифметических действий; решать арифметические задачи, связанные с движением (в том числе задачи на совместное движение двух тел); формулировать свойства арифметических действий и применять их при вычислениях; вычислять неизвестные компоненты арифметических действий. К концу обучения в 4 классе ученик может научиться: называть: координаты точек, отмеченных в координатном углу; сравнивать: величины, выраженные в разных единицах; различать: числовое и буквенное равенства; виды углов и виды треугольников; понятия «несколько решений» и «несколько способов решения» (задачи); воспроизводить: способы деления отрезка на равные части с помощью циркуля и линейки; приводить примеры: истинных и ложных высказываний; оценивать: точность измерений; исследовать: задачу (наличие или отсутствие решения, наличие нескольких решений); читать: информацию, представленную на графике; решать учебные и практические задачи: вычислять периметр и площадь нестандартной прямоугольной фигуры; исследовать предметы окружающего мира, сопоставлять их с моделями пространственных геометрических фигур; прогнозировать результаты вычислений; читать и записывать любое многозначное число в пределах класса миллиардов; измерять длину, массу, площадь с указанной точностью; сравнивать углы способом наложения, используя модели. 2.Содержание учебного предмета, курса Числа и величины Счёт предметов. Чтение и запись чисел от нуля до миллиона. Классы и разряды. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения. Измерение величин; сравнение и упорядочение величин. Единицы массы (грамм, килограмм, центнер, тонна), вместимости (литр), времени (секунда, минута, час). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин. Доля величины (половина, треть, четверть, десятая, сотая, тысячная). Арифметические действия Сложение, вычитание, умножение и деление. Названия компонентов арифметических действий, знаки действий. Таблица сложения. Таблица умножения. Связь между сложением, вычитанием, умножением и делением. Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Деление с остатком. Числовое выражение. Установление порядка выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Нахождение значения числового выражения. Использование свойств арифметических действий в вычислениях (перестановка и группировка слагаемых в сумме, множителей в произведении; умножение суммы и разности на число). Алгоритмы письменного сложения, вычитания, умножения и деления многозначных чисел. Способы проверки правильности вычислений (алгоритм, обратное действие, оценка достоверности, прикидки результата, вычисление на калькуляторе). Работа с текстовыми задачами Решение текстовых задач арифметическим способом. Задачи, содержащие отношения «больше (меньше) на…», «больше (меньше) в…». Зависимости между величинами, характеризующими процессы движения, работы, купли-продажи и др. Скорость, время, путь; объём работы, время, производительность труда; количество товара, его цена и стоимость и др. Планирование хода решения задачи. Представление текста задачи (схема, таблица и другие модели). Задачи на нахождение доли целого и целого по его доле. Пространственные отношения. Геометрические фигуры Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше—ниже, слева—справа, сверху—снизу, ближе—дальше, между и пр.). Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (кривая, прямая), отрезок, ломаная, угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг. Использование чертёжных инструментов для выполнения построений. Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние: куб, шар, параллелепипед, пирамида, цилиндр, конус. Геометрические величины Геометрические величины и их измерение. Измерение длины отрезка. Единицы длины (мм, см, дм, м, км). Периметр. Вычисление периметра многоугольника. Площадь геометрической фигуры. Единицы площади (см 2, дм2, м2). Вычисление площади прямоугольника. Работа с информацией Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением величин; фиксирование, анализ полученной информации. Построение простейших выражений с помощью логических связок и слов («и»; «не»; «если… то…»; «верно/неверно, что…»; «каждый»; «все»; «некоторые»). Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, геометрических фигур и др. по правилу. Составление, запись и выполнение простого алгоритма, плана поиска информации. Чтение и заполнение таблицы. Интерпретация данных таблицы. Чтение столбчатой диаграммы. Создание простейшей информационной модели (схема, таблица, цепочка). 3.Тематическое планирование 4 класс(136ч) Раздел Колво часов Темы Колво часов Основные виды учебной деятельности обучающихся (на основе универсальных учебных действий) Числа и величины 6 Десятичная система записи чисел 1 Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых 1 Название и последовательность многозначных чисел в пределах класса миллиарда 1 Запись многозначных чисел цифрами 1 Сравнение многозначных чисел, запись результатов 1 Познавательные - самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности Коммуникативные - проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач Регулятивные - вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата Познавательные - Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг Коммуникативные - Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Регулятивные - Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения Познавательные - Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг Коммуникативные - Донести свою позицию до других:оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Регулятивные - Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения Познавательные - Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг Коммуникативные - Донести свою позицию до других:оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Регулятивные - Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения Познавательные - Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для Основные направления воспитательной деятельности 7 7 7 7 7, 5 сравнения Контрольная работа №1 Работа с текстовыми задачами 1 Арифметические действия 8 Работа над ошибками. Арифметические задачи, решаемые разными способами. Устный алгоритм сложения многозначных чисел Устные и письменные алгоритмы сложения многозначных чисел 1 1 1 1 решения учебной задачи в один шаг Коммуникативные - Донести свою позицию до других:оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Регулятивные - Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения Познавательные - Ориентироваться в своей системе знаний Коммуникативные - Донести свою позицию до других:оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Регулятивные - Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Познавательные- Ориентироваться в своей системе знаний Перерабатывать полученную информацию: делатьвыводы на основе обобщения знаний. Коммуникативные - Отделять новое от известного; выделять главное, задавать вопросы на понимание. Регулятивные - Составлять план решения проблемы и работая по плану, сверять свои действия Познавательные - Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты. Учиться связно отвечать по плану. Коммуникативные - Выделять главное, задавать вопросы на понимание. Правильно оформлять работу. Регулятивные - Учиться, совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему.Составлять план решения проблемы.Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Познавательные - Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты. Учиться связно отвечать по плану. Коммуникативные - Выделять главное, задавать вопросы на понимание. Правильно оформлять работу. Регулятивные - Учиться, совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему.Составлять план 5, 3 6, 5 7 7 Проверка правильности выполнения сложения. Арифметический диктант №1. Устный алгоритм вычитания многозначных чисел Устные и письменные алгоритмы вычитания многозначных чисел Алгоритм письменного вычитания 1 1 1 1 решения проблемы.Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Познавательные - Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты.Учиться связно отвечать по плану. Коммуникативные - Выделять главное, задавать вопросы на понимание. Правильно оформлять работу. Регулятивные - Учиться, совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему.Составлять план решения проблемы.Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Познавательные - Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты.Учиться связно отвечать по плану. Коммуникативные - Выделять главное, задавать вопросы на понимание. Правильно оформлять работу. Регулятивные - Учиться, совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему.Составлять план решения проблемы.Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Познавательные - Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты.Учиться связно отвечать по плану. Коммуникативные - Выделять главное, задавать вопросы на понимание. Правильно оформлять работу. Регулятивные - Учиться, совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему.Составлять план решения проблемы.Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Познавательные - Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты.Учиться связно отвечать по плану. Коммуникативные - Выделять главное, задавать вопросы на 3, 5 7 7 3, 5 Проверка правильности выполнения вычитания 1 Контрольная работа № 2 по теме « Письменные приемы сложения и вычитания» Пространственные отношения. Геометрические фигуры 3 Работа над ошибками Построение прямоугольников с помощью линейки 1 1 Построение прямоугольников с понимание. Правильно оформлять работу. Регулятивные - Учиться, совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему.Составлять план решения проблемы.Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Познавательные - Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты.Учиться связно отвечать по плану. Коммуникативные - Выделять главное, задавать вопросы на понимание. Правильно оформлять работу. Регулятивные - Учиться, совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему.Составлять план решения проблемы.Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Познавательные - Ориентироваться в своей системе знаний Коммуникативные - Донести свою позицию до других:оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Регулятивные - Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Познавательные - Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация Коммуникативные - Донести свою позицию до других с учётом своих учебных и жизненных ситуаций Регулятивные - Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Познавательные - Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация Коммуникативные - Донести свою позицию до других с учётом своих учебных и жизненных ситуаций 7, 4 5, 3 5, 3 3, 4 помощью циркуля 1 Числа и величины Закрепление по теме: «Построение прямоугольников с помощью циркуля и линейки» 3 Скорость равномерного прямолинейного движения и ее единицы Обозначения: км/ч. м/мин, м/с Вычисление скорости, пути, времени Работа с текстовыми задачами 3 Арифметический диктант №2. Задачи на движение 1 1 1 1 Регулятивные - Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Познавательные - Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация Коммуникативные - Донести свою позицию до других с учётом своих учебных и жизненных ситуаций Регулятивные - Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Познавательные - Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты Коммуникативные - Выделять главное, задавать вопросы на понимание Регулятивные - Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. Познавательные - Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты Коммуникативные - Выделять главное, задавать вопросы на понимание Регулятивные - Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. Познавательные - Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи, делать выводы Коммуникативные - Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Регулятивные - Учиться, совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему. Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. Познавательные- Ориентироваться в своей системе знаний Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Коммуникативные - Отделять новое от известного; выделять главное, задавать вопросы на понимание. 7, 3 5, 6 5 5 3 Задачи на движение Задачи на нахождение скорости сближения (удаления) Работа с информацией 7 Координатный угол: оси координат, координаты точек. Координатный угол: оси координат, координаты точек. Обозначения вида А (2,3) Простейшие графики 1 1 1 1 1 Регулятивные - Составлять план решения проблемы и работая по плану, сверять свои действия Познавательные- Ориентироваться в своей системе знаний Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Коммуникативные - Отделять новое от известного; выделять главное, задавать вопросы на понимание. Регулятивные - Составлять план решения проблемы и работая по плану, сверять свои действия Познавательные- Ориентироваться в своей системе знаний Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Коммуникативные - Отделять новое от известного; выделять главное, задавать вопросы на понимание. Регулятивные - Составлять план решения проблемы и работая по плану, сверять свои действия Познавательные - Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация Коммуникативные - Донести свою позицию до других с учётом своих учебных и жизненных ситуаций Регулятивные - Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Познавательные - Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация Коммуникативные - Донести свою позицию до других с учётом своих учебных и жизненных ситуаций Регулятивные - Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Познавательные - Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация Коммуникативные - Донести свою позицию до других с учётом своих учебных и жизненных ситуаций 7, 5 7 7 7 7, 3 Простейшие графики Таблицы с двумя входами Таблицы с двумя входами Столбчатые диаграммы Арифметические действия 3 Переместительные свойство сложения и умножения. Запись свойств арифметических действий 1 1 1 1 1 1 Регулятивные - Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Познавательные - Перерабатывать полученную информацию Коммуникативные - Умение рассуждать и доказывать свою точку зрения Регулятивные - Учиться, совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему. Познавательные - Перерабатывать полученную информацию Коммуникативные - Умение рассуждать и доказывать свою точку зрения Регулятивные - Учиться, совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему. Познавательные - Перерабатывать полученную информацию Коммуникативные - Умение рассуждать и доказывать свою точку зрения Регулятивные - Учиться, совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему. Познавательные - Перерабатывать полученную информацию Коммуникативные - Умение рассуждать и доказывать свою точку зрения Регулятивные - Учиться, совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему. Познавательные –Делать выводы на основе обобщения знаний. Самостоятельно делать выбор, опираясь на правила. Коммуникативные - Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. Регулятивные - Учиться, совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему.Составлять план решения проблемы.Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Познавательные –Делать выводы на основе обобщения знаний. Самостоятельно делать выбор, опираясь на правила. 3 7 7, 5 7 7 7, 4 с использованием букв Распределительное свойство умножения относительно сложения Работа с текстовыми задачами 1 Арифметические действия 1 Пространственные отношения. Геометрические фигуры 2 Задачи на совместную работу и их решение Контрольная работа № 3 за 1 четверть Работа над ошибками Многогранник и его элементы: вершины, ребра, грани 1 1 1 1 Коммуникативные - Донести свою позицию до других:высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. Регулятивные - Учиться, совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему.Составлять план решения проблемы.Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Познавательные –Делать выводы на основе обобщения знаний.Самостоятельно делать выбор, опираясь на правила. Коммуникативные - Донести свою позицию до других:высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. Регулятивные - Учиться, совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему.Составлять план решения проблемы.Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Познавательные- Ориентироваться в своей системе знаний Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Коммуникативные - Отделять новое от известного; выделять главное, задавать вопросы на понимание. Регулятивные - Составлять план решения проблемы и работая по плану, сверять свои действия Познавательные - Ориентироваться в своей системе знаний Коммуникативные - Донести свою позицию до других:оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Регулятивные - Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Познавательные - Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация Коммуникативные - Донести свою позицию до других с учётом своих учебных и жизненных ситуаций Регулятивные - Работая по плану, сверять свои действия с 7 7, 5 3, 5 5, 7 Многогранник и его элементы: вершины, ребра, грани Арифметические действия 3 Распределительные свойства умножения относительно сложения Распределительные свойства умножения относительно сложения Умножение на 1000, 10 000, 100000 1 1 1 1 целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Познавательные - Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация Коммуникативные - Донести свою позицию до других с учётом своих учебных и жизненных ситуаций Регулятивные - Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Познавательные - Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты Коммуникативные - Сотрудничать в совместном решении проблемы. Регулятивные - Учиться планировать свои действия. Познавательные – Делать выводы на основе обобщения знаний. Коммуникативные - Слышать и слушать. Рассуждать. Выделять главное, задавать вопросы на понимание . Правильно оформлять работу. Регулятивные - Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения Познавательные - Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. Коммуникативные - Читать вслух и про себя тексты учебников и отделять новое от известного; выделять главное; составлять план 2. Умение писать под диктовку, оформлять работу. Регулятивные - Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. 5, 7 7 5 7 Числа и величины 2 Единицы массы: тонна, центнер. Соотношения: 1т =10 ц, 1т=100кг, 1ц = 10кг Работа с текстовыми задачами 10 Решение задач на нахождение массы. Арифметический диктант №3 Задачи на разные виды движения двух тел. Задачи на разные виды движения двух тел. Задачи на движение 1 1 1 1 1 1 Познавательные - Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи Коммуникативные - Отделять новое от известного; выделять главное, задавать вопросы на понимание. Регулятивные - Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. Познавательные - Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи Коммуникативные - Рассуждать, задавать вопросы на обобщение. Регулятивные - Учиться, совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему Познавательные- Ориентироваться в своей системе знаний Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Коммуникативные - Отделять новое от известного; выделять главное, задавать вопросы на понимание. Регулятивные - Составлять план решения проблемы и работая по плану, сверять свои действия Познавательные- Ориентироваться в своей системе знаний Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Коммуникативные - Отделять новое от известного; выделять главное, задавать вопросы на понимание. Регулятивные - Составлять план решения проблемы и работая по плану, сверять свои действия Познавательные- Ориентироваться в своей системе знаний Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Коммуникативные - Отделять новое от известного; выделять главное, задавать вопросы на понимание. Регулятивные - Составлять план решения проблемы и работая по плану, сверять свои действия Познавательные- Ориентироваться в своей системе знаний Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на 7 7 3, 5 7 5 5 Задачи на движение Задачи на встречное движение в противоположных направлениях Задачи на встречное движение в противоположных направлениях Задачи на совместную работу и их решение Контрольная работа № 4 по теме «Решение задач» 1 1 1 1 1 основе обобщения знаний. Коммуникативные - Отделять новое от известного; выделять главное, задавать вопросы на понимание. Регулятивные - Составлять план решения проблемы и работая по плану, сверять свои действия Познавательные- Ориентироваться в своей системе знаний Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Коммуникативные - Отделять новое от известного; выделять главное, задавать вопросы на понимание. Регулятивные - Составлять план решения проблемы и работая по плану, сверять свои действия Познавательные- Ориентироваться в своей системе знаний Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Коммуникативные - Отделять новое от известного; выделять главное, задавать вопросы на понимание. Регулятивные - Составлять план решения проблемы и работая по плану, сверять свои действия Познавательные- Ориентироваться в своей системе знаний Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Коммуникативные - Отделять новое от известного; выделять главное, задавать вопросы на понимание. Регулятивные - Составлять план решения проблемы и работая по плану, сверять свои действия Познавательные - Ориентироваться в своей системе знаний Коммуникативные - Донести свою позицию до других:оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Регулятивные - Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Познавательные - Ориентироваться в своей системе знаний Коммуникативные - Донести свою позицию до других:оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. 5, 6 7 5 5 3, 5 Работа над ошибками . Решение задач на движение Арифметические действия 10 Письменный алгоритм умножения многозначного числа на однозначное число Письменный алгоритм умножения многозначного числа на однозначное число Закрепление по теме «Письменный алгоритм умножения многозначного числа на однозначное число» Проверка правильности выполнения умножения с 1 1 1 1 1 Регулятивные - Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Познавательные- Ориентироваться в своей системе знаний Перерабатывать полученную информацию: делатьвыводы на основе обобщения знаний. Коммуникативные - Отделять новое от известного; выделять главное, задавать вопросы на понимание. Регулятивные - Составлять план решения проблемы и работая по плану, сверять свои действия Познавательные - Учиться связно отвечать по плану Коммуникативные - Слышать и слушать. Рассуждать.Выделять главное, задавать вопросы на понимание .Правильно оформлять работу. Регулятивные - Учиться, совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему.Составлять план решения проблемы.Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Познавательные - Делатьвыводы на основе обобщения знаний.Учиться связно отвечать по плану. Коммуникативные - Сотрудничать в совместном решении проблемы.Рассуждать.Правильно оформлять работу. Регулятивные- Учиться, совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему.Составлять план решения проблемы Познавательные - Учиться связно отвечать по плану Коммуникативные - Слышать и слушать. Рассуждать.Выделять главное, задавать вопросы на понимание .Правильно оформлять работу. Регулятивные - Учиться, совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему.Составлять план решения проблемы.Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Познавательные - Учиться связно отвечать по плану Коммуникативные - Слышать и слушать. 5, 4 7, 5 5, 7 5 7 помощью микрокалькулятора Проверка правильности выполнения умножения с помощью микрокалькулятора Перенос умений выполнять умножение в пределах миллиарда Выполнение развернутых и упрощенных записей алгоритма умножения 1 1 1 Контрольная работа № 5 1 Работа над ошибками . 1 Рассуждать.Выделять главное, задавать вопросы на понимание .Правильно оформлять работу. Регулятивные - Учиться, совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему.Составлять план решения проблемы.Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Познавательные - Делатьвыводы на основе обобщения знаний. Коммуникативные - Слышать и слушать. Рассуждать.Выделять главное, задавать вопросы на понимание .Правильно оформлять работу. Регулятивные - Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. Познавательные - Делатьвыводы на основе обобщения знаний. Коммуникативные - Слышать и слушать. Рассуждать.Выделять главное, задавать вопросы на понимание . Правильно оформлять работу. Регулятивные - Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. Познавательные - Делатьвыводы на основе обобщения знаний. Коммуникативные - Слышать и слушать. Рассуждать.Выделять главное, задавать вопросы на понимание .Правильно оформлять работу. Регулятивные - Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. Познавательные - Ориентироваться в своей системе знаний Коммуникативные - Донести свою позицию до других:оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Регулятивные - Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Познавательные - Делатьвыводы на основе обобщения 5 7, 5 7 3, 5 5 Проверка правильности выполнения умножения с помощью микрокалькулятора Арифметический диктант №4. Письменный алгоритм умножения ( закрепление) Работа с текстовыми задачами 1 Арифметические действия 4 Закрепление изученного. Задачи на движение Письменный алгоритм умножение многозначного числа на трехзначное Письменный алгоритм умножение многозначного числа на трехзначное 1 1 1 1 знаний.Учиться связно отвечать по плану. Коммуникативные - Сотрудничать в совместном решении проблемы.Рассуждать.Правильно оформлять работу. Регулятивные- Учиться, совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему.Составлять план решения проблемы. Познавательные - Делатьвыводы на основе обобщения знаний.Учиться связно отвечать по плану. Коммуникативные - Сотрудничать в совместном решении проблемы.Рассуждать.Правильно оформлять работу. Регулятивные- Учиться, совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему. Составлять план решения проблемы Познавательные - Делатьвыводы на основе обобщения знаний.Учиться связно отвечать по плану. Коммуникативные - Сотрудничать в совместном решении проблемы.Рассуждать.Правильно оформлять работу. Регулятивные- Учиться, совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему.Составлять план решения проблемы Познавательные - Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачиПерерабатывать полученную информацию: делатьвыводы на основе обобщения знаний. Коммуникативные - Сотрудничать в совместном решении проблемы. Рассуждать. Объяснять действия.Правильно оформлять работу.Слушать и слышать Регулятивные - Составлять план решения проблемы. Познавательные - Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачиДелатьвыводы на основе обобщения знаний.Перерабатывать полученную информацию: делатьвыводы на основе обобщения знаний. Коммуникативные - Сотрудничать в совместном решении проблемы. Рассуждать. Объяснять действия. Правильно оформлять работу.Слушать и слышать Регулятивные - Составлять план решения проблемы 3, 5 5, 6 7, 3 7, 3 Алгоритм умножения на двузначное и на трехзначное число Контрольная работа № 6 по теме «Умножение многозначных чисел» Работа с текстовыми задачами 4 Задачи на движение в одном направлении Задачи на движение в одном направлении Задачи на движение Задачи на движение 1 1 1 1 1 1 Познавательные - Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачиДелатьвыводы на основе обобщения знаний.Перерабатывать полученную информацию: делатьвыводы на основе обобщения знаний. Коммуникативные - Сотрудничать в совместном решении проблемы. Рассуждать. Объяснять действия.Правильно оформлять работу.Слушать и слышать Регулятивные - Составлять план решения проблемы Познавательные - Ориентироваться в своей системе знаний Коммуникативные - Донести свою позицию до других:оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Регулятивные - Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Познавательные - Перерабатывать полученную информацию: делатьвыводы на основе обобщения знаний. Коммуникативные - Сотрудничать в совместном решении проблемы. Рассуждать. Регулятивные - Составлять план решения проблемы Работая по плану, сверять свои действия. . Познавательные - Перерабатывать полученную информацию: делатьвыводы на основе обобщения знаний. Коммуникативные - Сотрудничать в совместном решении проблемы. Рассуждать. Регулятивные - Составлять план решения проблемы Работая по плану, сверять свои действия. Познавательные - Учиться связно отвечать по плану Коммуникативные - Сотрудничать в совместном решении проблемы. Регулятивные - Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. Познавательные - Учиться связно отвечать по плану Коммуникативные - Сотрудничать в совместном решении проблемы. Регулятивные - Самостоятельно формулировать цели урока 3, 5 3, 5 7 7,5 7, 5 5, 7 Работа с информацией 10 Высказывания и его значение (истина, ложь) Высказывания и его значение (истина, ложь) Составные высказывания 1 1 1 Составные высказывания. Математический диктант №5. 1 Логические задачи, решение которых связано с необходимостью перебора возможных вариантов 1 Логические задачи, решение которых связано с необходимостью перебора возможных 1 после предварительного обсуждения. Познавательные - Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты Коммуникативные - Слушать других, быть готовым изменить свою точку зрения. Регулятивные - Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя Познавательные - Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты Коммуникативные- Правильно оформлять работу. Регулятивные - Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя Познавательные - Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты Коммуникативные- Правильно оформлять работу. Регулятивные - Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя Познавательные - Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты Коммуникативные- Правильно оформлять работу. Регулятивные - Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя Познавательные - Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты Коммуникативные - Слушать других, быть готовым изменить свою точку зрения. Регулятивные - Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя Познавательные - Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты Коммуникативные- Правильно оформлять работу. Регулятивные - Работая по плану, сверять свои действия с 7 7, 5 7 5, 3 7 7, 5 вариантов Задачи на перебор вариантов Задачи на перебор вариантов Составление задач на перебор вариантов 1 1 1 Составление задач на перебор вариантов 1 Работа с текстовыми задачами 1 Контрольная работа № 7 по теме « Решение задач» 1 Арифметические действия 8 Работа над ошибками . Устные вычисления с многозначными числами 1 целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя Познавательные - Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты Коммуникативные - Слушать других, быть готовым изменить свою точку зрения. Регулятивные - Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя Познавательные - Учиться связно отвечать по плану Коммуникативные - Сотрудничать в совместном решении проблемы. Регулятивные - Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. Познавательные - Перерабатывать полученную информацию: делатьвыводы на основе обобщения знаний. Коммуникативные - Сотрудничать в совместном решении проблемы. Рассуждать. Регулятивные - Составлять план решения проблемы Работая по плану, сверять свои действия. Познавательные - Перерабатывать полученную информацию: делатьвыводы на основе обобщения знаний. Коммуникативные - Сотрудничать в совместном решении проблемы. Рассуждать. Регулятивные - Составлять план решения проблемы Работая по плану, сверять свои действия. Познавательные - Ориентироваться в своей системе знаний Коммуникативные - Донести свою позицию до других:оформлятьсвои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Регулятивные - Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Познавательные - Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи Делатьвыводы на основе обобщения знаний. 7 5 5 5, 4 5, 3 5, 2 Устные вычисления с многозначными числами 1 Арифметический диктант №6. Закрепление изученного по теме «Вычисления с многозначными числами» 1 Деление на 1000, 10 000, 100 000 1 Деление на 1000, 10 000, 100 000. 1 Перерабатывать полученную информацию: делатьвыводы на основе обобщения знаний. Коммуникативные - Отделять новое от известного. Рассуждать. Объяснять действия. Регулятивные - Самостоятельно формулировать цели урока. Познавательные - Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи. Делатьвыводы на основе обобщения знаний. Перерабатывать полученную информацию: делатьвыводы на основе обобщения знаний. Коммуникативные - Отделять новое от известного. Рассуждать. Объяснять действия. Регулятивные - Самостоятельно формулировать цели урока. Познавательные - Делатьвыводы на основе обобщения знаний. Коммуникативные - Задавать вопросы на обобщение. Регулятивные - Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Познавательные - Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. Коммуникативные - Читать вслух и про себя тексты учебников и отделять новое от известного; выделять главное; составлять план 2. Умение писать под диктовку, оформлять работу. Регулятивные - Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. Познавательные - Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. Коммуникативные - Читать вслух и про себя тексты учебников и отделять новое от известного; выделять главное; составлять план 2. Умение писать под диктовку, оформлять работу. Регулятивные - Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. 5, 2 3, 5 7 7, 5 Письменный алгоритм деления многозначного числа на однозначное число Письменный алгоритм деления многозначного числа на однозначное число Проверка правильности результатов вычисление с помощью обратного действия Работа с текстовыми задачами 1 Арифметические действия 3 Решение задач на движение 1 1 1 1 Контрольная работа № 8 по теме« Деление многозначного числа на однозначное. Деление на 10, 100, 1000» 1 Работа над ошибками 1 Познавательные - Делатьвыводы на основе обобщения знаний.Учиться связно отвечать по плану. Коммуникативные - Сотрудничать в совместном решении проблемы.Рассуждать.Правильно оформлять работу. Регулятивные - Учиться, совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему. Составлять план решения проблемы. Познавательные - Делатьвыводы на основе обобщения знаний. Учиться связно отвечать по плану. Коммуникативные - Сотрудничать в совместном решении проблемы.Рассуждать.Правильно оформлять работу. Регулятивные - Учиться, совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему. .Составлять план решения проблемы. Познавательные - Делатьвыводы на основе обобщения знаний. Учиться связно отвечать по плану. Коммуникативные - Сотрудничать в совместном решении проблемы.Рассуждать.Правильно оформлять работу. Регулятивные - Учиться, совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему. Деления.Составлять план решения проблемы. Познавательные - Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах Коммуникативные - Сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи) Регулятивные - Составлять план решения задачи совместно с учителем. Познавательные - Ориентироваться в своей системе знаний Коммуникативные - Донести свою позицию до других:оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Регулятивные - Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Познавательные - Учиться связно отвечать по плану 7 7, 5 7, 3 5 3, 5 5 Письменный алгоритм деления на двузначное число Письменный алгоритм деления на двузначное число 1 Работа с текстовыми задачами 1 Задачи на совместную работу и их решение 1 Арифметические действия 4 Алгоритм деления на двузначное число (закрепление) 1 Контрольная работа № 9 1 Работа над ошибками .Письменный алгоритм деления на трехзначное число 1 Алгоритм деления на трехзначное число 1 Коммуникативные - Рассуждать. Объяснять действия. Правильно оформлять работу.Слушать и слышать. Регулятивные - Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. Познавательные - Учиться связно отвечать по плану Коммуникативные - Рассуждать. Объяснять действия. Правильно оформлять работу.Слушать и слышать. Регулятивные - Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. Познавательные - Перерабатывать полученную информацию: делатьвыводы на основе обобщения знаний. Коммуникативные - Сотрудничать в совместном решении проблемы. Рассуждать. Регулятивные - Составлять план решения проблемы Работая по плану, сверять свои действия. Познавательные - Делатьвыводы на основе обобщения знаний. Коммуникативные - Задавать вопросы на обобщение. Регулятивные - Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Познавательные - Ориентироваться в своей системе знаний Коммуникативные - Донести свою позицию до других:оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Регулятивные - Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Познавательные - Учиться связно отвечать по плану Коммуникативные - Сотрудничать в совместном решении проблемы. Регулятивные - Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. Познавательные - Учиться связно отвечать по плану Коммуникативные - Сотрудничать в совместном решении проблемы. Регулятивные - Самостоятельно формулировать цели урока 5 5, 2 5, 4 3, 5 5 5 Работа с текстовыми задачами 2 Задачи на разные виды движения Различные виды задач, с нахождением доли числа и числа по его доли Арифметические действия 3 Способы проверки правильности результатов вычислений Алгоритм деления многозначных чисел 1 1 1 1 после предварительного обсуждения. Познавательные -Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи.Делатьвыводы на основе обобщения знаний.Перерабатывать полученную информацию: делатьвыводы на основе обобщения знаний Коммуникативные - Сотрудничать в совместном решении проблемы. Рассуждать. Объяснять действия.Правильно оформлять работу.Слушать и слышать Регулятивные - Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя Познавательные -Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи. Делать выводы на основе обобщения знаний.Перерабатывать полученную информацию: делатьвыводы на основе обобщения знаний Коммуникативные - Сотрудничать в совместном решении проблемы. Рассуждать. Объяснять действия. Правильно оформлять работу.Слушать и слышать Регулятивные - Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя Познавательные -Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи Перерабатывать полученную информацию: делатьвыводы на основе обобщения знаний Коммуникативные - Сотрудничать в совместном решении проблемы. Рассуждать. Объяснять действия.Правильно оформлять работу.Слушать и слышать Регулятивные - Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя Познавательные -Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи. Перерабатывать полученную информацию: делатьвыводы на основе обобщения знаний 7, 5 7 7, 5 4, 5 Алгоритм деления многозначных чисел Пространственные отношения. Геометрические фигуры 1 Работа с текстовыми задачами 1 Арифметические 5 Деление отрезка на 2, 4, 8 равных частей с помощью циркуля и линейки Задачи на зависимость между стоимостью, ценой и количеством. Арифметический диктант №7. 1 1 1 1 Коммуникативные - Сотрудничать в совместном решении проблемы. Рассуждать. Объяснять действия. Правильно оформлять работу.Слушать и слышать Регулятивные - Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя Познавательные -Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи.Перерабатывать полученную информацию: делатьвыводы на основе обобщения знаний Коммуникативные - Сотрудничать в совместном решении проблемы. Рассуждать. Объяснять действия.Правильно оформлять работу.Слушать и слышать Регулятивные - Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя Познавательные -Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи.Перерабатывать полученную информацию: делатьвыводы на основе обобщения знаний Коммуникативные - Сотрудничать в совместном решении проблемы. Рассуждать. Объяснять действия.Правильно оформлять работу.Слушать и слышать Регулятивные - Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя Познавательные -Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи. Перерабатывать полученную информацию: делатьвыводы на основе обобщения знаний Коммуникативные - Сотрудничать в совместном решении проблемы. Рассуждать. Объяснять действия.Правильно оформлять работу.Слушать и слышать Регулятивные - Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя Познавательные - Перерабатывать полученную информацию: 3, 5 7 7, 5 7 действия Нахождение неизвестных компонентов арифметических действий вида: х + 5 = 7, Х х 5=15. Нахождение неизвестных компонентов арифметических действий вида: х – 5 = 7, х : 5 =15. Нахождение неизвестных компонентов арифметических действий 1 1 Контрольная работа № 10 по теме «Деление на трехзначное число» 1 Работа над ошибками . Составление буквенных равенств 1 сравнивать и группировать факты. Учиться связно отвечать по плану. Коммуникативные - Слышать и слушать. Рассуждать. Выделять главное, задавать вопросы на понимание Правильно оформлять работу. Регулятивные- Учиться, совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему.Составлять план решения проблемы.Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Познавательные - Ориентироваться в своей системе знаний Коммуникативные - Рассуждать. Правильно оформлять работу. Регулятивные - Составлять план решения проблемы совместно с учителем. Познавательные –Делатьвыводы на основе обобщения знаний.Учиться связно отвечать по плану. Коммуникативные - Сотрудничать в совместном решении проблемы.Рассуждать.Правильно оформлять работу. Регулятивные- Учиться, совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему.Составлять план решения проблемы. Познавательные - Ориентироваться в своей системе знаний Коммуникативные - Донести свою позицию до других:оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Регулятивные - Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Познавательные -Делатьвыводы на основе обобщения знаний. Учиться связно отвечать по плану. Коммуникативные - Сотрудничать в совместном решении проблемы.Рассуждать.Правильно оформлять работу. Регулятивные- Учиться, совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему.Составлять план решения проблемы. 7, 5 5, 7 3, 5 5 Работа с информацией 1 Пространственные отношения. Геометрические фигуры 4 Конечные последовательности предметов, чисел, геометрических фигур, составленные по определенным правилам Виды углов Виды углов. Арифметический диктант №8 Построение отрезка, равного данному, с помощью циркуля и линейки Построение отрезка, равного данному, с помощью циркуля и линейки 1 1 1 1 1 Познавательные - Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация Коммуникативные - Донести свою позицию до других с учётом своих учебных и жизненных ситуаций Регулятивные - Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Познавательные - Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация Коммуникативные - Донести свою позицию до других с учётом своих учебных и жизненных ситуаций Регулятивные - Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Познавательные - Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация Коммуникативные - Донести свою позицию до других с учётом своих учебных и жизненных ситуаций Регулятивные - Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Познавательные - Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация Коммуникативные - Донести свою позицию до других с учётом своих учебных и жизненных ситуаций Регулятивные - Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Познавательные - Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация Коммуникативные - Донести свою позицию до других с учётом своих учебных и жизненных ситуаций Регулятивные - Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью 7 7 7, 5 3, 5 3, 5 Арифметические действия 3 Нахождение неизвестных компонентов арифметических действий вида:8 + х =16, 8 х = 16 Нахождение неизвестных компонентов арифметических действий вида:8 – х = 2, 8 : х = 2 Вычисления с многозначными числами, содержащимися в аналогичных равенствах 1 1 1 Работа с информацией. 1 Конечные последовательности предметов, чисел, геометрических фигур, составленные по определенным правилам 1 Арифметические действия 1 Контрольная работа № 11 по теме « Письменные 1 учителя. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев Познавательные - Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты.Учиться связно отвечать по плану. Коммуникативные - Слышать и слушать. Рассуждать. Выделять главное, задавать вопросы на понимание Правильно оформлять работу. Регулятивные- Учиться, совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему.Составлять план решения проблемы.Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Познавательные - Ориентироваться в своей системе знаний Коммуникативные - Рассуждать. Правильно оформлять работу. Регулятивные - Составлять план решения проблемы совместно с учителем. Познавательные -Делатьвыводы на основе обобщения знаний. Учиться связно отвечать по плану. Коммуникативные - Сотрудничать в совместном решении проблемы.Рассуждать.Правильно оформлять работу. Регулятивные- Учиться, совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему.Составлять план решения проблемы Познавательные - Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация Коммуникативные - Донести свою позицию до других с учётом своих учебных и жизненных ситуаций Регулятивные - Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Познавательные - Ориентироваться в своей системе знаний Коммуникативные - Донести свою позицию до 7 7 5, 4 5 3, 5 приемы вычислений» Работа с текстовыми задачами 1 Пространственные отношения. Геометрические фигуры 7 Работа над ошибками. Арифметические задачи, решаемые разными способами Виды треугольников в зависимости от видов углов 1 1 1 Виды треугольников в зависимости от видов углов Построение прямоугольников с помощью циркуля и линейки 1 других:оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Регулятивные - Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Познавательные - Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация Коммуникативные - Донести свою позицию до других с учётом своих учебных и жизненных ситуаций Регулятивные - Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Познавательные - Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация Коммуникативные - Донести свою позицию до других с учётом своих учебных и жизненных ситуаций Регулятивные - Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Познавательные - Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация Коммуникативные - Донести свою позицию до других с учётом своих учебных и жизненных ситуаций Регулятивные - Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Познавательные - Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация Коммуникативные - Донести свою позицию до других с учётом своих учебных и жизненных ситуаций Регулятивные - Работая по плану, сверять свои действия с 5 7 7, 5 3, 5 Прямоугольный параллелепипед Куб как прямоугольный параллелепипед Число вершин, ребер и граней прямоугольного параллелепипеда Пирамида, цилиндр, конус Арифметические действия 1 Контрольная работа № 12 . 1 1 1 1 1 целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Познавательные - Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация Коммуникативные - Донести свою позицию до других с учётом своих учебных и жизненных ситуаций Регулятивные - Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Познавательные - Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация Коммуникативные - Донести свою позицию до других с учётом своих учебных и жизненных ситуаций Регулятивные - Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Познавательные - Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация Коммуникативные - Донести свою позицию до других с учётом своих учебных и жизненных ситуаций Регулятивные - Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Познавательные - Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация Коммуникативные - Донести свою позицию до других с учётом своих учебных и жизненных ситуаций Регулятивные - Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Познавательные - Ориентироваться в своей системе знаний Коммуникативные - Донести свою позицию до других:оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. 7 7 7 7 3, 5 Числа и величины . 2 Работа над ошибками. Точное и приближенное значения величины Измерение длины, массы, площади с указанной точностью Пространственные отношения. Геометрические фигуры 2 Построение отрезка равного данному Построение отрезка равного данному Работа с информацией 1 Простейшие графики. 1 1 1 1 1 Регулятивные - Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя Познавательные - Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация Коммуникативные - Донести свою позицию до других с учётом своих учебных и жизненных ситуаций Регулятивные - Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Познавательные - Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация Коммуникативные - Донести свою позицию до других с учётом своих учебных и жизненных ситуаций Регулятивные - Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Познавательные - Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация Коммуникативные - Донести свою позицию до других с учётом своих учебных и жизненных ситуаций Регулятивные - Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Познавательные - Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация Коммуникативные - Донести свою позицию до других с учётом своих учебных и жизненных ситуаций Регулятивные - Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Познавательные - Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация Коммуникативные - Донести свою позицию до других с 5 1, 5 3, 5 3, 4 7 учётом своих учебных и жизненных ситуаций Регулятивные - Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Критерии оценивания успешности продвижения обучающихся с ЗПР 1. Выставляемые оценки обучающимся с ЗПР не могут быть приравнены к оценкам обучающихся общеобразовательных школ в виду значительной неоднородности состава обучающихся по степени дефекта умственной деятельности даже в одном классе, а являются лишь показателем успешности продвижения школьников по отношению к самим себе. Оценка также играет роль стимулирующего фактора, поэтому допустимо работу некоторых учеников оценивать более высоким баллом. 2. В целях преодоления несоответствия между требованиями к процессу обучения по образовательным программам определенной ступени и реальными возможностями ребенка, связанными со структурой дефекта, необходимо использовать адресную методику оценки знаний и продвижения обучающихся, воспитанников по категориям: - с тяжёлыми нарушениями речи; - с задержкой психического развития. 3. При планировании предполагаемых результатов по освоению рабочих программ по предметам, педагогам необходимо определить уровень возможностей каждого обучающегося, исходя из его потенциальных возможностей и структуры дефекта, согласно которому использовать определённые критерии оценивания знаний по предметам и успешности его продвижения. 1-й уровень: Обучающиеся, способные в полном объёме освоить адаптированную образовательную программу для обучающихся с ЗПР. Они обучаются достаточно успешно, понимают фронтальное объяснение учителя, способны самостоятельно применять полученные знания с опорой на наглядность. 2-й уровень: Обучающиеся, способные освоить адаптированную образовательную программу для обучающихся с ЗПР (с задержкой психического развития ) в меньшем объёме, с дозированной по интенсивности и по сложности материала индивидуальной образовательной нагрузкой. Школьники данной категории, в силу структуры дефекта, испытывают трудности при усвоении программного материала и нуждаются в разнообразных видах помощи (словесно-логической, наглядной и предметно-практической). Они способны применить правила только при выполнении аналогичного задания, однако каждое измененное задание воспринимается ими как новое. 3-й уровень: Дети с комплексными нарушениями в развитии и со сложным дефектом, не способные освоить программу, кроме отдельных разделов, избирательно, в зависимости от степени выраженности дефекта и потенциальных возможностей, под контролем и с помощью взрослого в сопряжённом режиме на самом низком уровне. Продвижение обучающегося отслеживается относительно самого ребёнка. 5. Оценка обучающихся 4-х классов школы по всем учебным предметам, за исключением коррекционного блока, осуществляется по пятибалльной системе (с измененной шкалой оценивания) по каждому предмету: «5» - отлично, «4» - хорошо, «3» - удовлетворительно, «2» - неудовлетворительно. Эта отметка может выставляться в тетради за небрежно выполненные задания, а также педагогом в устной форме, как метод воспитательного воздействия на ребёнка. 6. В один учебный день в одном классе допустимо проводить только одну письменную контрольную работу, а в течение учебной недели - не более двух. Не рекомендуется проводить контрольные работы в первый день четверти, первый день после каникул, первый и последний дни недели. 7. В школе проверяются и оцениваются все письменные работы обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития). В рабочих тетрадях ведется систематическая работа над ошибками. При оценке знаний, умений и навыков необходимо учитывать индивидуальные особенности интеллектуального развития обучающихся, состояние их эмоционально-волевой сферы. Ученику с низким уровнем потенциальных возможностей можно предлагать более легкие варианты заданий. При оценке письменных работ обучающихся, страдающих глубоким расстройством моторики, не следует снижать оценку за плохой почерк, неаккуратность письма, качество записей и чертежей. К ученикам с нарушением эмоционально-волевой сферы рекомендуется применять дополнительные стимулирующие приемы (давать задания поэтапно, поощрять и одобрять обучающихся в ходе выполнения работы и т.п.). 8. В ходе текущего контроля успеваемости педагоги могут использовать методы (критерии) оценки знаний обучающихся, воспитанников, которые, могут быть прописаны в блоке рабочей программы. 9. Все мероприятия по оценке качества образования в ходе текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации проводятся согласно годовому учебному плану школы по графику, утвержденному директором. 10. Оценка качества индивидуальных образовательных достижений включает в себя: - текущую оценку знаний; - административные мониторинговые исследования; - мониторинговые исследования качества знаний обучающихся в рамках областных, региональных исследований качества образования; 11. Итоговая оценка знаний, умений и навыков выставляется: - за каждую учебную четверть и за год знания, умения и навыки обучающихся оцениваются отметкой. - основанием для выставления итоговой оценки знаний служат результаты устного опроса, текущих и итоговых контрольных работ, наблюдений учителя за повседневной работой ученика. - при проведении контрольного урока осуществляется индивидуальнодифференцированный подход к обучающимся, который реализуется путем подбора различных по сложности и объему контрольных заданий, в соответствии с уровнем освоения программы каждым учеником. 12. Годовые отметки по всем предметам учебного плана выставляются в личное дело обучающегося и являются основанием для его перевода в следующий класс или для допуска к экзамену по трудовому обучению выпускников, освоивших адаптированную образовательную программу для обучающихся с ЗПР (с задержкой психического развития). Оценка качества индивидуальных образовательных достижений обучающихся 1. Знания, умения и навыки по математике оцениваются по результатам индивидуального и фронтального опроса обучающихся, текущи х и итоговых письменных работ. При оценке письменных работ используются нормы оценок письменных контрольных работ, при этом учитывается уровень самостоятельности ученика, особенности его развития. 2. По своему содержанию письменные контрольные работы могут быть однородными (только задачи, только примеры, только построение геометрических фигур и т.д.) либо комбинированными. 3.Объём контрольной работы должен быть таким, чтобы на её выполнение требовалось:в 4 классах 35-40 минут, причем за указанное время обучающиеся не только должны выполнить работу, но и проверить её. 4. В комбинированную контрольную работу могут быть включены 1-3 простые задачи или 1- 3 простые задачи и составная (начиная со 2 класса) или 2 составные задачи, примеры в одно и несколько арифметических действий (в том числе и на порядок действий, начиная с 3 класса),математический диктант, сравнение чисел и математических выражений, вычислительные, измерительные задачи или другие геометрические задания. 5. При оценке письменных работ обучающихся по математике грубыми ошибками следует считать: неверное выполнение вычислений вследствие неточного применения алгоритма, неправильное решение задачи, неумение правильно выполнить измерение и построение геометрических фигур по образцу. Негрубыми ошибками считаются ошибки, допущенные в процессе списывания числовых данных (искажение, замена), знаков арифметических действий, нарушение формулировки вопроса (ответа) задачи, правильности расположения записей, чертежей, небольшая неточность в измерении и черчении. 6. Оценка не снижается за грамматические ошибки, допущенные в работе. Исключение составляют случаи написания тех слов и словосочетаний, которые широко используются на уроках математики (названия компонентов и результатов действий, величин и др.). При оценке комбинированных работ: - оценка «5» ставится, если вся работа выполнена без ошибок; - оценка «4» ставится, если в работе имеются 2-3 негрубые ошибки; - оценка «3» ставится, если задача решена с помощью и правильно выполнена часть других заданий; - оценка «2» может выставляться за небрежно выполненные задания в тетради, как метод воспитательного воздействия на ребёнка. 7. При решении работ, состоящих из примеров и других заданий, в которых не предусматривается решение задач: Оценка «5» ставится, если все задания выполнено правильно. Оценка «4» ставится, если допущены 1-2 негрубые ошибки. Оценка «3» ставится, если допущены 1-2 грубые ошибки или 3-4 негрубые. Оценка «2» может выставляться за небрежно выполненные задания в тетради, как метод воспитательного воздействия на ребёнка. 8. При оценке работ, состоящих только из задач с геометрическим содержанием (решение задач на вычисление градусной меры углов, площадей, объёмов и т.д., задач на измерение и построение и др.): Оценка «5» ставится, если все задачи выполнены правильно. Оценка «4» ставится, если допущены 1-2 негрубые ошибки при решении задач на вычисление или измерение, построение выполнено недостаточно точно. Оценка «3» ставится, если не решена одна из двух-трех данных задач на вычисление, если при измерении допущены небольшие неточности; построение выполнено правильно, но допущены ошибки при размещении чертежей на листе бумаги, а также при обозначении геометрических фигур буквами. Оценка «2» может выставляться за небрежно выполненные задания в тетради, как метод воспитательного воздействия на ребёнка. СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения учителей начальных классов МБОУ СОШ № 28 от «30»августа 2021 года № 1 ___________ Труфанова Л.А. подпись руководителя МО Ф.И.О. СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ____________ подпись Новосельцева Н.Н. Ф.И.О. «31»августа 2021 года л Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)