Белоглинский район, ст. Новолокинская (территориальный, административный округ (город, район, поселок) муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №28 имени И.Г.Турищева Белоглинского района» (полное наименование образовательного учреждения) УТВЕРЖДЕНО решением педагогического совета МБОУ СОШ № 28 от «31» августа 2021 года протокол № 1 Председатель _____ Шмигельская О.К. подпись руководителя ОУ Ф.И.О. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По окружающему миру (указать учебный предмет, курс) Уровень образования (класс) начальное общее , 4 кл. (начальное общее, основное общее образование с указанием классов) Количество часов 34 ч. Учитель или группа учителей, разработчиков рабочей программы Труфанова Лариса Александровна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №28 Программа разработана в соответствии ООП НОО, утвержденной на педагогическом совете МБОУ СОШ № 28 от 31.08. 2021 протокол № 1 с учетом АООП НОО обучающихся с задержкой психического развития от 22 декабря 2015 г. № 4/15 с учетом УМК: программа «Окружающий мир 1-4 классы» Н.Ф.Виноградова ( УМК «Начальная школа XXI века» под ред. Н.Ф. Виноградовой. Москва «Вентана- Граф» 2013г. Адаптированная рабочая программа по окружающему миру разработана для обучения в 4 классе и составлена на основе ООП НОО ФГОС МБОУ СОШ №28, АООП НОО обучающихся с задержкой психического развития от 22 декабря 2015 г. № 4/15 1.Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса Личностные результаты 1.Гражданско-патриотическое воспитание: - становление ценностного отношения к своей Родине — России; - осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности; - сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; - уважение к своему и другим народам; - первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений 2. Духовно-нравственное воспитание: - признание индивидуальности каждого человека; - проявление сопереживания, уважения и доброжелательности к другому человеку; - неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям 3. Эстетическое воспитание: - уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; - стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности 4. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: - соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной); - бережное отношение к физическому и психическому здоровью 5. Трудовое воспитание: - осознание ценности труда в жизни человека и общества, бережное отношение к результатам труда, интерес к различным профессиям 6. Экологическое воспитание: - бережное отношение к природе; - неприятие действий, приносящих ей вред 7. Формирование представлений о ценности научного познания: - первоначальные представления о научной картине мира; - познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании Метапредметные результаты Регулятивные: -Умение ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем -Умение преобразовывать практическую задачу в познавательную -Способность самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале -Умение адекватно понимать причины успеха/ неуспеха в учебной деятельности -Умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки -Умение планировать действие в соответствии с поставленной задачей. -Умение систематизировать подобранные информационные материалы в виде схемы -Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, -Умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок -Проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве Коммуникативые: -Умение учитывать разные мнения и интересы, представлять собственную позицию -Умение аргументировать свою позицию при выработке общего решения в совместной деятельности -Умение находить наиболее эффективные способы решения. Умение адекватно использовать речь и речевые средства -Умение осуществлять адекватную дифференцированную самооценку на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика» -Понимание разных мнений и подходов к решению проблемы -Понимание разных мнений и подходов к решению проблемы -Использование речи для регуляции своего действия. Адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач -Способность осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи -Умение продуктивно разрешать конфликт на основе учёта интересов и позиций всех его участников -Умение продуктивно разрешать конфликт на основе учёта интересов и позиций всех его участников -Готовность принимать различные точки зрения. Умение формулировать собственное мнение Познавательные: -Умение осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета -Умение создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач -Владение навыком построения логических рассуждений, включающих -Установление причинно-следственных связей -Умение осуществлять выбор эффективных способов решения поставленной задачи с ориентиром на ситуацию успеха -Понимание причин своего успеха/неуспеха -Способность осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи -Умение осуществлять анализ объектов. Умение осуществлять синтез как составление целого из частей -Умение строить простые рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях Предметные результаты 4 класс К концу обучения в 4 классе учащиеся научатся: — выявлять признаки живого организма, характерные для человека; — моделировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания; — устанавливать последовательность возрастных этапов развития человека; характеризовать условия роста и развития ребенка; — оценивать положительные и отрицательные качества человека; приводить примеры (жизненные и из художественной литературы) проявления доброты, честности, смелости и др.; — анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту); в соответствии с учебной задачей находить на географической и исторической карты объекты; оценивать масштаб, условные обозначения на карте, плане; — описывать характерные особенности природных зон России, особенности почв своей местности; — составлять рассказ-описание о странах-соседях России; — различать год, век, арабские и римские цифры, пользоваться терминами «историческое время», «эпоха», «столетие»; — соотносить события, персоналии с принадлежностью к конкретной исторической эпохе; — называть имена наиболее известных правителей разных исторических эпох ( в рамках изученного), рассказывать об их вкладе в развитие общества и его культуры; — различать (называть) символы царской власти, символы современной России. Называть имя Президента современной России; — описывать основные события культурной жизни России (в разные исторические эпохи), называть их даты (в рамках изученного); — называть имена выдающихся деятелей, писателей, композиторов разных исторических эпох. К концу обучения в 4 классе учащиеся могут научиться: — применять в житейской практике правила здорового образа жизни, соблюдать правила гигиены и физической культуры; различать полезные и вредные привычки; — различать эмоциональное состояние окружающих людей и в соответствии с ним строить общение; — раскрывать причины отдельных событий в жизни страны (войны, изменения государственного устройства, события в культурной жизни) /в рамках изученного/. 3. Содержание учебного предмета, курса Человек и природа Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Расположение предметов в пространстве (право, лево, верх, низ и пр.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза. Вещество — то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами. Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля — планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён года. Смена времён года в родном крае на основе наблюдений. Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений). Водоёмы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд, болото); использование человеком. Водоёмы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений). Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. Охрана, бережное использование воздуха. Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе. Охрана, бережное использование воды. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера). Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека. Охрана, бережное использование почв. Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие, культурные и комнатные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к дикорастущим растениям, уход за комнатными и культурными растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов. Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных. Размножение животных. Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей. Охрана и бережное отношение человека к диким животным, уход за домашними животными. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений. Лес, луг, водоём — единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений). Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы). Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Освоение человеком законов жизни природы посредством практической деятельности. Народный календарь (приметы, поговорки, пословицы), определяющий сезонный труд людей. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы. Человек. Ребенок, взрослый, пожилой человек. Мужчины и женщины, мальчики и девочки. Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорнодвигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена: уход за кожей, ногтями, волосами, зубами. Здоровый образ жизни, соблюдение режима, профилактика нарушений деятельности органов чувств, опорно-двигательной, пищеварительной, дыхательной, нервной систем. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Понимание состояния своего здоровья, личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них. Человек и общество Общество - совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовнонравственные и культурные ценности российского общества, отраженные в государственных праздниках и народных традициях региона. Человек — член общества, создатель и носитель культуры. Могонациональность – особенность нашей страны. Общее представление о вкладе разных народов в многонациональную культуру нашей страны. Ценность каждого народа для него самого и для всей страны. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению. Семья — самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных — долг каждого человека. Родословная. Свои фамилия, имя, отчество, возраст. Имена и фамилии членов семьи. Знаковые даты и события в истории семьи, участие семьи в событиях страны и региона (стройках, Великой отечественной войне, в работе в тылу и пр.) семейные праздники, традиции. День Матери. День любви, семьи и верности. Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Школьные праздники и торжественные даты. День учителя. Составление режима дня школьника. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками. Правила взаимодействия со знакомыми и незнакомыми взрослыми и сверстниками. Культура поведения в школе и других общественных местах. Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство. Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностносмысловое содержание понятий «Родина», «Отечество», «Отчизна». Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка. Президент Российской Федерации — глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовнонравственное благополучие граждан. Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовнонравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Праздники и памятные даты своего региона. Оформление плаката или стенной газеты к государственному празднику. Россия на карте, государственная граница России. Москва — столица России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Расположение Москвы на карте. Города России. СанктПетербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I — Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Главный город родного края: достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических событий, связанных с ним. Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Родной край — частица России. Родной город (населённый пункт), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка. История Отечества. Счет лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох. Охрана памятников истории и культуры. Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов на Земле. Знакомство с 3—4 (нескольки ми) странами (по выбору): название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности. Правила безопасной жизни Ценность здоровья и здорового образа жизни. Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве. Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила пожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Правила безопасного поведения в природе. Правило безопасного поведения в общественных местах. Правила взаимодействия с незнакомыми людьми. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека. 4 класс Практические работы Составление режима дня школьника для будней и выходных.Подсчет пульса в спокойном состоянии и после физических нагрузок.Оказание первой помощи при несчастных случаях (обработка ран, наложение повязок, компрессов и пр.) Экскурсии В биологический (краеведческий), художественный музеи. Практические работы Работа с исторической картой (в соответствии с заданиями в учебнике и рабочей тетради). 3 Тематическое планирование 4 класс(34ч.) Раздел Колво часов Человек и природа 8 Разделы, темы Колво часов Основные виды деятельности обучающихся (на уровне универсальных учебных действий) Основные направления воспитательной деятельности Человек- живой организм. Органы и системы органов человека. 1 Регулятивные УУД: - самостоятельно формировать цели урока после предварительного обсуждения; 7 Опорно - двигательная система: скелет и мышцы. 1 - совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; Познавательные УУД: - ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи; - добывать новые знания: извлекать информацию, предоставленную в разных формах ( таблицы, схемы, иллюстрации и т.д.) Коммуникативные УУД: - доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; - слушать других, пытаясь принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения; Предметные УУД Характеризовать человека как живое существо, организм. Объяснять особую роль нервной системы в организме Регулятивные УУД: работая по плану, сверять свои действия с целью и, и при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя; - в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех. Познавательные УУД: - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий; - перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний; Коммуникативные УУД: - договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы; - уважительно относиться к позиции другого, пытаясь договариваться. Предметные УУД 7 Пищеварительная система. Её органы 1 Дыхательная система. Её органы. 1 Раскрывать особенности деятельности опорно-двигательной системы. Регулятивные УУД: - самостоятельно формировать цели урока после предварительного обсуждения; - составлять план решения проблемы совместно с учителем; - в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех. Познавательные УУД: - работать с текстом: осознанное чтение текста с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации, устанавливать последовательность основных исторических событий; составлять план текста и небольшое письменное высказывание; формулировать выводы, основываясь на тексте; описывать объекты, наблюдения, выделять в них существенные признаки. Коммуникативные УУД: - слушать других, пытаясь принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения; - договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы; Предметные УУД Раскрывать особенности деятельности пищеварительной системы. Регулятивные УУД: - работая по плану, сверять свои действия с целью и, и при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя; Познавательные УУД: - ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи; Коммуникативные УУД: - доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; 7 7 Кровеносная система. Её органы. 1 Органы выделения. Их роль в организме. 1 - слушать других, пытаясь принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения; Предметные УУД Раскрывать особенности деятельности дыхательной системы. Регулятивные УУД: - составлять план решения проблемы совместно с учителем; - в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех. Познавательные УУД: - ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи; - перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний; Коммуникативные УУД: - доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; - слушать других, пытаясь принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения; Предметные УУД Раскрывать особенности деятельности кровеносной системы. Регулятивные УУД: - в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех. Познавательные УУД: - ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи; Коммуникативные УУД: - доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; 7 7 Предметные УУД Раскрывать особенности деятельности органов выделения. Правила безопасной жизни Органы чувств, иззначение в жизни человека. 1 Охрана органов чувств 1 Человек и его здоровье. 1 Регулятивные УУД: - работая по плану, сверять свои действия с целью и, и при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя; Познавательные УУД: - ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи; Коммуникативные УУД: - доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; - слушать других, пытаясь принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения; Предметные УУД Раскрывать особенности деятельности органов чувств. Регулятивные УУД: - в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех. Познавательные УУД: - ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи; Коммуникативные УУД: - доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; 7 Регулятивные УУД: - в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и 4,7 7 6 Режим дня школьника. П\р. Составление режима дня для будней и выходных 1 Здоровый сон. Правильное питание. Закаливание. П\р. Подсчёт пульса 1 определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех. Познавательные УУД: - ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи; - добывать новые знания: извлекать информацию, предоставленную в разных формах ( таблицы, схемы, иллюстрации и т.д.) Коммуникативные УУД: - договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы; - уважительно относиться к позиции другого, пытаясь договариваться. Предметные УУД Раскрывать принципы здорового образа жизни. Регулятивные УУД: - в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех. Познавательные УУД: - ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи; - добывать новые знания: извлекать информацию, предоставленную в разных формах ( таблицы, схемы, иллюстрации и т.д.) Коммуникативные УУД: - договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы; - уважительно относиться к позиции другого, пытаясь договариваться. Регулятивные УУД: - в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех. Познавательные УУД: 4,7 4,7 Вредные привычки. 1 - ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи; - добывать новые знания: извлекать информацию, предоставленную в разных формах ( таблицы, схемы, иллюстрации и т.д.) Коммуникативные УУД: - договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы; - уважительно относиться к позиции другого, пытаясь договариваться. Регулятивные УУД: 4,7 - самостоятельно формировать цели урока после предварительного обсуждения; - совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; - составлять план решения проблемы совместно с учителем; - работая по плану, сверять свои действия с целью и, и при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя; Познавательные УУД: - ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи; - добывать новые знания: извлекать информацию, предоставленную в разных формах ( таблицы, схемы, иллюстрации и т.д.) Коммуникативные УУД: - читать вслух и про себя тексты учебников и при этом вести «диалог с автором» ( прогнозировать будущее чтение, ставить вопросы к тексту и искать ответы), отделять новое от известного, выделять главное, составлять план. - договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы; - уважительно относиться к позиции другого, пытаясь договариваться. Предметные УУД Объяснять вред курения, наркотиков, алкоголя. Когда дом становится опасным. Опасности на дороге и объектах железнодорожного транспорта. 1 Поведение во время грозы, при встрече с опаснымиживотнымиП\р. Оказание первой помощи при несчастных случаях. 1 Регулятивные УУД: 4,7 - самостоятельно формировать цели урока после предварительного обсуждения; - совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; - работая по плану, сверять свои действия с целью и, и при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя; Познавательные УУД: - ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи; - добывать новые знания: извлекать информацию, предоставленную в разных формах ( таблицы, схемы, иллюстрации и т.д.) - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий; - перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний; Коммуникативные УУД: - слушать других, пытаясь принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения; - читать вслух и про себя тексты учебников и при этом вести «диалог с автором» ( прогнозировать будущее чтение, ставить вопросы к тексту и искать ответы), отделять новое от известного, выделять главное, составлять план. Предметные УУД Различать ядовитые грибы и растения. Регулятивные УУД: 4,7 - в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех. Познавательные УУД: - добывать новые знания: извлекать информацию, предоставленную в разных формах ( таблицы, схемы, иллюстрации и т.д.) Коммуникативные УУД: - уважительно относиться к позиции другого, пытаясь договариваться. Предметные УУД Конструировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания. Человек и общество 4 Чем человек отличается от 2 животных. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых Правила культурного общения. 2 Регулятивные УУД: - самостоятельно формировать цели урока после предварительного обсуждения; - совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; Познавательные УУД: - ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи; - перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний; Коммуникативные УУД: - доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; - уважительно относиться к позиции другого, пытаясь договариваться. Предметные УУД Характеризовать человека как часть природы: выделять общее и отличное от организма животного. Регулятивные УУД: - самостоятельно формировать цели урока после предварительного обсуждения; - совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; Познавательные УУД: - ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи; 2,4 1,3 Коммуникативные УУД: - уважительно относиться к позиции другого, пытаясь договариваться. Предметные УУД Различать положительные и отрицательные качества человека. Приводить житейские примеры проявления отзывчивости ,доброты, справедливости и др. Человек и природа 3 Природные зоны России. 1 Почвы России. Почва- 1 Регулятивные УУД: - самостоятельно формировать цели урока после предварительного обсуждения; - совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; - в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех. Познавательные УУД: - ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи; - добывать новые знания: извлекать информацию, предоставленную в разных формах ( таблицы, схемы, иллюстрации и т.д.) - перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний; Коммуникативные УУД: - доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; - слушать других, пытаясь принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения; Предметные УУД Описывать картины природных зон, узнавать на рисунках особенности разных природных зон Регулятивные УУД: 7 6,7 среда обитания растений и животных. Рельеф России.П/р Работа с картой 1 - в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех. Познавательные УУД: - добывать новые знания: извлекать информацию, предоставленную в разных формах ( таблицы, схемы, иллюстрации и т.д.) - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий; Коммуникативные УУД: - доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; - слушать других, пытаясь принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения; Предметные УУД Моделировать схему строения почв, характеризовать особенности разных почв Регулятивные УУД: 7 - в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех. Познавательные УУД: - ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи; Коммуникативные УУД: - слушать других, пытаясь принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения; - читать вслух и про себя тексты учебников и при этом вести «диалог с автором» ( прогнозировать будущее чтение, ставить вопросы к тексту и искать ответы), отделять новое от известного, выделять главное, составлять план. Предметные УУД Находить на карте равнины и горы России. Человек и общество 13 Как развивались и строились города 1 Россия и её соседи. Япония, Китай, Финляндия, Дания. 1 Регулятивные УУД: 1,7 - в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех. Познавательные УУД: - ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи; - перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний; Коммуникативные УУД: - читать вслух и про себя тексты учебников и при этом вести «диалог с автором» ( прогнозировать будущее чтение, ставить вопросы к тексту и искать ответы), отделять новое от известного, выделять главное, составлять план. Предметные УУД Выделять особенности кремлёвских городов, узнавать по рисункам Регулятивные УУД: 1,2 - составлять план решения проблемы совместно с учителем; - работая по плану, сверять свои действия с целью и, и при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя; Познавательные УУД: - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий; - перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний; Коммуникативные УУД: - доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; Личностные Предметные УУД 1 Что такое культура. Ценности культуры. Искусство в России в разные времена. Памятники архитектуры. 1 Обобщать информацию о странах- соседях России, полученную из разных источников. Описывать особенности природы, культуры, труда и быта людей стран-соседей России. Регулятивные УУД: 3 - в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех. Познавательные УУД: - ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи; - перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний; Коммуникативные УУД: - читать вслух и про себя тексты учебников и при этом вести «диалог с автором» ( прогнозировать будущее чтение, ставить вопросы к тексту и искать ответы), отделять новое от известного, выделять главное, составлять план. Предметные УУД Ориентироваться в понятии «культура», «наполнять» его характеристику конкретными примерами Регулятивные УУД: 3,5 самостоятельно формировать цели урока после предварительного обсуждения; - совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; Познавательные УУД: - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий; - перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний; Коммуникативные УУД: , выделять главное, составлять план. - договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы; - уважительно относиться к позиции другого, пытаясь Искусство России XVIIIвека. Памятники архитектуры. 1 Изобразительное искусствоXVIII века. Возникновение публичных театров. 1 договариваться. Предметные УУД Составлять рассказы- повествования об исторических событиях, связанных с развитием культуры Российского государства Регулятивные УУД: 3,5 самостоятельно формировать цели урока после предварительного обсуждения; - совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; Познавательные УУД: - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий; - перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний; Коммуникативные УУД: , выделять главное, составлять план. - договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы; - уважительно относиться к позиции другого, пытаясь договариваться. Предметные УУД Называть основные события в культурной жизни России и их даты Регулятивные УУД: 3,7 - в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех. Познавательные УУД: добывать новые знания: извлекать информацию, предоставленную в разных формах ( таблицы, схемы, иллюстрации и т.д.) - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий; Коммуникативные УУД: - читать вслух и про себя тексты учебников и при этом вести Искусство России XIXвека. «Золотой век» русской культуры. 1 Искусство России XX века. 1 «диалог с автором» ( прогнозировать будущее чтение, ставить вопросы к тексту и искать ответы), отделять новое от известного, выделять главное, составлять план. - уважительно относиться к позиции другого, пытаясь договариваться Регулятивные УУД: самостоятельно формировать цели урока после предварительного обсуждения; - совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; - составлять план решения проблемы совместно с учителем; Познавательные УУД: - ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи; добывать новые знания: извлекать информацию, предоставленную в разных формах ( таблицы, схемы, иллюстрации и т.д.) Коммуникативные УУД: - доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; Предметные УУД Назвать имена выдающихся деятелей, писателей, композиторов разных исторических эпох Регулятивные УУД: 3,5,7 - в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех. Познавательные УУД: - работать с текстом: осознанное чтение текста с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации, устанавливать последовательность основных исторических событий; составлять план текста и небольшое письменное высказывание; формулировать выводы, основываясь на тексте; описывать объекты, наблюдения, Борьба славян с половцами. Александр Невский, Дмитрий Донской. 1 выделять в них существенные признаки. Коммуникативные УУД: - договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы; - уважительно относиться к позиции другого, пытаясь договариваться. Предметные УУД Обобщать информацию, полученную в разных информационных средствах Регулятивные УУД: 1,2,7 самостоятельно формировать цели урока после предварительного обсуждения; - в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех. Познавательные УУД: добывать новые знания: извлекать информацию, предоставленную в разных формах ( таблицы, схемы, иллюстрации и т.д.) - работать с текстом: осознанное чтение текста с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации, устанавливать последовательность основных исторических событий; составлять план текста и небольшое письменное высказывание; формулировать выводы, основываясь на тексте; описывать объекты, наблюдения, выделять в них существенные признаки. Коммуникативные УУД: - слушать других, пытаясь принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения; - читать вслух и про себя тексты учебников и при этом вести «диалог с автором» ( прогнозировать будущее чтение, ставить вопросы к тексту и искать ответы), отделять новое от известного, выделять главное, составлять план. Предметные УУД составлять рассказ –повествование об основных событиях , связанных с освободительными войнами Руси и России, называть их даты 1 Отечественная война 1812 года. М.И.Кутузов Великая Отечественная война Экскурсия в краеведческий музей. 1 Регулятивные УУД: 1,2,7 самостоятельно формировать цели урока после предварительного обсуждения; - в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех. Познавательные УУД: добывать новые знания: извлекать информацию, предоставленную в разных формах ( таблицы, схемы, иллюстрации и т.д.) - работать с текстом: осознанное чтение текста с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации, устанавливать последовательность основных исторических событий; составлять план текста и небольшое письменное высказывание; формулировать выводы, основываясь на тексте; описывать объекты, наблюдения, выделять в них существенные признаки. Коммуникативные УУД: - слушать других, пытаясь принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения; - читать вслух и про себя тексты учебников и при этом вести «диалог с автором» ( прогнозировать будущее чтение, ставить вопросы к тексту и искать ответы), отделять новое от известного, выделять главное, составлять план. Регулятивные УУД: 1,2,7 - совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; - в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех. Познавательные УУД: - ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи; добывать новые знания: извлекать информацию, предоставленную в разных формах ( таблицы, схемы, иллюстрации и т.д.) Россия –наша Родина. Символы государства. Права и обязанности граждан России. 1 1 Коммуникативные УУД: - договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы; - уважительно относиться к позиции другого, пытаясь договариваться. Регулятивные УУД: 1,7 самостоятельно формировать цели урока после предварительного обсуждения; - совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; Познавательные УУД: - ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи; - перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний; Коммуникативные УУД: - доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; Предметные УУД Обобщать информацию, полученную в разных информационных средствах Регулятивные УУД: 1,2 самостоятельно формировать цели урока после предварительного обсуждения; - совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; Познавательные УУД: - ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи; добывать новые знания: извлекать информацию, предоставленную в разных формах ( таблицы, схемы, иллюстрации и т.д.) Коммуникативные УУД: - слушать других, пытаясь принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения; Предметные : Характеризовать права и обязанности гражданина России Критерии оценивания успешности продвижения обучающихся с ЗПР 1. Выставляемые оценки обучающимся с ЗПР не могут быть приравнены к оценкам обучающихся общеобразовательных школ в виду значительной неоднородности состава обучающихся по степени дефекта умственной деятельности даже в одном классе, а являются лишь показателем успешности продвижения школьников по отношению к самим себе. Оценка также играет роль стимулирующего фактора, поэтому допустимо работу некоторых учеников оценивать более высоким баллом. 2. В целях преодоления несоответствия между требованиями к процессу обучения по образовательным программам определенной ступени и реальными возможностями ребенка, связанными со структурой дефекта, необходимо использовать адресную методику оценки знаний и продвижения обучающихся, воспитанников по категориям: - с тяжёлыми нарушениями речи; - с задержкой психического развития. 3. При планировании предполагаемых результатов по освоению рабочих программ по предметам, педагогам необходимо определить уровень возможностей каждого обучающегося, исходя из его потенциальных возможностей и структуры дефекта, согласно которому использовать определённые критерии оценивания знаний по предметам и успешности его продвижения. 1-й уровень: Обучающиеся, способные в полном объёме освоить адаптированную образовательную программу для обучающихся с ЗПР. Они обучаются достаточно успешно, понимают фронтальное объяснение учителя, способны самостоятельно применять полученные знания с опорой на наглядность. 2-й уровень: Обучающиеся, способные освоить адаптированную образовательную программу для обучающихся с ЗПР (с задержкой психического развития ) в меньшем объёме, с дозированной по интенсивности и по сложности материала индивидуальной образовательной нагрузкой. Школьники данной категории, в силу структуры дефекта, испытывают трудности при усвоении программного материала и нуждаются в разнообразных видах помощи (словесно-логической, наглядной и предметно-практической). Они способны применить правила только при выполнении аналогичного задания, однако каждое измененное задание воспринимается ими как новое. 3-й уровень: Дети с комплексными нарушениями в развитии и со сложным дефектом, не способные освоить программу, кроме отдельных разделов, избирательно, в зависимости от степени выраженности дефекта и потенциальных возможностей, под контролем и с помощью взрослого в сопряжённом режиме на самом низком уровне. Продвижение обучающегося отслеживается относительно самого ребёнка. 4. Оценка обучающихся 2-4-х классов школы по всем учебным предметам, за исключением коррекционного блока, осуществляется по пятибалльной системе (с измененной шкалой оценивания) по каждому предмету: «5» - отлично, «4» - хорошо, «3» - удовлетворительно, «2» - неудовлетворительно. Эта отметка может выставляться в тетради за небрежно выполненные задания, а также педагогом в устной форме, как метод воспитательного воздействия на ребёнка. 5. В школе проверяются и оцениваются все письменные работы обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития). В рабочих тетрадях ведется систематическая работа над ошибками. При оценке знаний, умений и навыков необходимо учитывать индивидуальные особенности интеллектуального развития обучающихся, состояние их эмоционально-волевой сферы. Ученику с низким уровнем потенциальных возможностей можно предлагать более легкие варианты заданий. При оценке письменных работ обучающихся, страдающих глубоким расстройством моторики, не следует снижать оценку за плохой почерк, неаккуратность письма, качество записей и чертежей. К ученикам с нарушением эмоционально-волевой сферы рекомендуется применять дополнительные стимулирующие приемы (давать задания поэтапно, поощрять и одобрять обучающихся в ходе выполнения работы и т.п.). 6. В ходе текущего контроля успеваемости педагоги могут использовать методы (критерии) оценки знаний обучающихся, воспитаннико в, которые, могут быть прописаны в блоке рабочей программы. 7. Все мероприятия по оценке качества образования в ходе текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации проводятся согласно годовому учебному плану школы по графику, утвержденному директором. 8. Оценка качества индивидуальных образовательных достижений включает в себя: - текущую оценку знаний; - административные мониторинговые исследования; - мониторинговые исследования качества знаний обучающихся в рамках областных, региональных исследований качества образования;91. Итоговая оценка знаний, умений и навыков выставляется: - за каждую учебную четверть и за год знания, умения и навыки обучающихся оцениваются отметкой. - основанием для выставления итоговой оценки знаний служат результаты устного опроса, текущих и итоговых контрольных работ, наблюдений учителя за повседневной работой ученика. - при проведении контрольного урока осуществляется индивидуальнодифференцированный подход к обучающимся, который реализуется путем подбора различных по сложности и объему контрольных заданий, в соответствии с уровнем освоения программы каждым учеником. 10. Годовые отметки по всем предметам учебного плана выставляются в личное дело обучающегося и являются основанием для его перевода в следующий класс или для допуска к экзамену по трудовому обучению выпускников, освоивших адаптированную образовательную программу для обучающихся с ЗПР (с задержкой психического развития). Оценка качества индивидуальных образовательных достижений обучающихся 1.Устный опрос является одним из методов учета знаний, умений и навыков обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с нарушением интеллекта). При оценивании устных ответов по учебным предметам образовательного цикла принимается во внимание: - правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала; - полнота ответа; - умение практически применять свои знания; - последовательность изложения и речевое оформление ответа. Критерии для оценивания устных ответов являются общими для всех предметов. Оценка «5» ставится обучающемуся, если он: обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя сформулировать, обосновать самостоятельно ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет. Оценка «4» ставится, если обучающийся дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности и исправляет их с помощью учителя; допускает аграмматизмы в речи. Оценка «3» ставится, если обучающийся частично понимает тему, излагает материал недостаточно полно и последовательно, допускает ряд ошибок в речи, не способен самостоятельно применять знания, нуждается в постоянной помощи учителя. Оценка «2» может выставляться в устной форме, как метод воспитательного воздействия на ребёнка. СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения учителей начальных классов МБОУ СОШ № 28 от «30» августа 2021 года № 1 ___________ Труфанова Л.А. Заместитель директора по УВР ____________ Новосельцева Н.Н подпись Ф.И.О. «31» августа 2021 года подпись руководителя МО Ф.И.О. Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)