Муниципальное образование Белоглинский район муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №28 имени И.Г. Турищева Белоглинского района» УТВЕРЖДЕНО решением педагогического совета МБОУ СОШ № 28 МО Белоглинский район от 31.08. 2022 года протокол № 1 Председатель ______ О.К. Шмигельская РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности По курсу «Информационная безопасность» (указать учебный предмет, курс) Уровень образования (класс): начальное общее образование (1класс) (начальное общее, основное общее образование с указанием классов) Количество часов: 34 часов Учитель: Акинина Татьяна Александровна Рабочая программа по учебному курсу «Информационная безопасность» разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования ( ФГОС НОО 2021) результатам их освоения в части предметных результатов в рамках формирования ИКТ-компетентностей 1 Пояснительная записка Рабочая программа по учебному курсу «Информационная безопасность» (далее — программа) разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандартаначального общего образования к результатам их освоения в части предметных результатов в рамках формирования ИКТ-компетентностей обучающихся по работе с информацией в глобальном информационном пространстве, а также личностных и метапредметных результатов в рамках социализации обучающихся в информационном миреи формирования культуры информационной безопасности обучающихся. Программа образовательной устанавливает программы по планируемые курсу результаты освоения информационной основной безопасности для начальногообщего образования. Программа определяет примерное календарное планирование учебного курса с указанием примерных часов на каждую темупо модулям содержания или в интеграции с другими предметами или как отдельного учебного курса из часов, формируемых образовательной организацией. I.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ Программа учебного курса «Информационная безопасность» отражает в содержании цели поддержки и сопровождения безопасной работы с информацией в учебно-познавательной, творческой и досуговой деятельности детей (планируемые личностные, метапредметные и предметныерезультаты освоения курса). В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартомначального общего образованиякурс информационной безопасности направлен навоспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного обществапо развитию коммуникативных навыков, навыков самоорганизации, по формированию и расширению опыта позитивного взаимодействия с окружающим миром, на воспитание основ правовой, эстетической, физической и экологической культуры. Планируется сформировать у обучающихсяс учетом возрастных особенностей такие личностные результаты, которые позволят имграмотно ориентироваться в информационном мире с учетом имеющихся в нем угроз, понимать и выполнять правила информационной безопасности и отражать личностные качества выпускника начальной школы в информационной деятельности: любящий свой народ, свой край и свою 2 Родину;уважающий и принимающий ценности семьи и общества;способный к организации собственной деятельности;готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни. Особое место в личностных результатах в рамках реализации программы курса отведено социализации детей — ценностно-смысловым установкам обучающихся, отражающим их индивидуально-личностные позиции и социальные компетенции(согласно ФГОС НОО). В результате акцентируется освоения внимание на программы курса метапредметных информационной результатах безопасности освоения основной образовательной программы: — активное использование средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; — соблюдение норм информационной избирательности, этики и этикета; — умение адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; — готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества; — умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Планируется достижение предметных результатов, актуальных для данного курса,с учетом учебных предметов «Окружающий мир» и (или) «Информатика» для 2—4 классов, нацеленных на формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных ситуациях, формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме, в том числе на основе представлений о компьютерной грамотности. Планируемые предметные результаты по программе курса отражаюттребования информационной безопасности(в соответствии с ФГОС НОО): — освоение элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; — освоение доступных способов изучения природы и общества с получением информации от окружающих людей, в открытом информационном пространстве. В результате освоения программы курса с учетом возрастныхособенностейвыпускник освоит жизненно важные практические компетенции. 3 Выпускник научится понимать: — источники информационных угроз, вредоносные программы и нежелательные рассылки, поступающие на мобильный телефон, планшет, компьютер; — роль близких людей, семьи, школы для устранения проблем и угроз в сети Интернет и мобильной телефонной связи,телефоны экстренных служб; — виды информационных угроз, правила поведения для защиты от угроз; — проблемные ситуации и опасности в сетевом взаимодействии и правила поведения в проблемных ситуациях, bситуациях профилактики и предотвращения опасности; — этикет сетевого взаимодействия; —простейшие правила защиты персональных данных; —назначение различных позитивных ресурсов в сети Интернет для образования и развития творчества. Выпускник научится применять на практике: —простейшие правилацифровой гигиены для использованиясредств защиты персональных данных (формировать и использовать пароль, регистрироваться на сайтах без распространения личных данных); —начальные компетенции компьютерной грамотности по защите персональных устройств от вредоносных программ при работе с информацией в сети Интернет, критическое и избирательное отношение к источникам информации; —информационно-коммуникативные компетенции по соблюдениюэтических и правовых норм взаимодействия в социальной сети или в мессенджере, умение правильно вести себя в проблемной ситуации (оскорбления, угрозы, предложения, агрессия, вымогательство, ложная информация и др.), отключаться от нежелательных контактов, действовать согласно правовым нормам в сфере информационной безопасности (защиты информации). Выпускник освоит нормы культуры информационной безопасности в системеуниверсальных учебных действий для самостоятельного использовании яв учебнопознавательной и досуговой деятельности позитивного Интернета и средств электронного обучения с соблюдением правил информационной безопасности. Для выявления достижения планируемых результатов обучения рекомендуется использовать диагностические тесты и конкурсы по информационной безопасности в образовательных организациях. 4 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ» ДЛЯ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Содержание учебного курса «Информационная безопасность» складывается из двух линий: 1)Информационное пространство и правила информационной безопасности. 2)Информационное общество и информационная культура. Содержание программы курса для начального общего образования Линия «Информационное пространство и правила информационной безопасности» Модуль 1. Правила безопасной работы в сети Интернет с мобильным телефоном.Угрозы в сети Интернет и мобильных сетях связи. 1.1. Угрозы в мобильных сетях связи. Угрозы из СМС сообщений. Угрозы от незнакомых лиц. Ложные сообщения и просьбы. Проблемы хулиганства потелефону. 1.2. Правила безопасной работы с мобильным телефоном. Телефоны экстренных служб. Выход в Интернет,беспроводную сеть. Защита устройства мобильной связи от входа, код входа. Модуль 2. Правила безопасной работы в сети Интернет с планшетом или на компьютере. 2.1. Правила безопасной работы в сети Интернет с планшетом или на компьютере при получении и передаче информации. Электроннаяпочта. Спам. Вредоносные программы. 2.2.Личные данные и правила их защиты. Защита входа в устройство. Пароль и логин. Регистрация на сайтах. Личные данные. Линия «Информационное общество и информационная культура» Модуль 3.Сеть Интернет. 3.1. Поиск информации в сети Интернет. 5 Позитивный Интернет. Сайты для учебы, досуга, творчества, чтения книг, виртуальных путешествий. Модуль 4. Правила безопасной работы в социальной сети. 4.1. Правила безопасной работы в социальной сети.Этикет общения. Социальные сети. Детские социальные сети. Аватар и еговыбор. ≪Друзья≫ в сети. Опасности общения в социальнойсети с виртуальными ≪друзьями≫. Этикет общения. 4.2. Реакция на негативные сообщения, угрозы, агрессию, уговоры и опасные предложения. Отключениеот нежелательных контактов. Поддержка семьи дляустранения проблем общения детей в социальных сетях. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ» ДЛЯ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Программа учебного курса для начальной школы рассчитана на объем не менее 30 часов. Программа курса может быть реализована как самостоятельный учебный курс во внеурочной деятельности детей за один год, в том числе в курсе «Информатика» (во 2, 3 или 4 классе), а также интегрирована дополнительными модулями содержания программы по курсу в программу по предмету «Окружающий мир» (с 1 по 4 класс по выбору образовательной организации) в форме проведения тематических уроков или в рамках школьных мероприятий с участием родителей по модулям календарного планирования программы воспитания (социализации) обучающихся. Варианты учебного планирования: Вариант 1. Планирование обучения за один год обучения. Один урок в неделю. 30 уроков. Вариант 2. Планирование обучения/программы воспитания по модулям с 1 по 4 класс. Модуль 1, всего 10 уроков. Модуль 2, всего 7 уроков. Модуль 3, всего 7 уроков. Модуль 4, всего 6 уроков. 6 Модуль/тема Всего часов Теоретические занятия Линия «Информационное 17 8 Практическая работа с ресурсами и программами на компьютере 9 10 5 5 4 2 2 6 3 3 7 3 4 5 2 3 2 1 1 13 6 7 Модуль 3. Сеть Интернет 7 2 5 3.1. Поиск информации в 3 1 2 пространство и правила информационной безопасности» Модуль 1.Правила безопасной работы в сети Интернет с мобильным телефоном 1.1.Угрозы в мобильных сетях связи 1.2.Правила безопасной работы с мобильным телефоном Модуль 2.Правила безопасной работы в сети Интернетс планшетом или на компьютере 2.1.Правила безопасной работы в сети Интернетс планшетом или на компьютере при получении и передаче информации 2.2.Личные данные и правила их защиты Линия «Информационное общество и информационная культура» 7 сети Интернет 3.2.Позитивный Интернет. 4 1 3 6 4 2 3 2 1 3 2 1 30 14 16 Сайты для учебы, досуга, творчества, чтения книг, виртуальных путешествий Модуль 4.Правила безопасной работы в социальной сети 4.1. Правила безопасной работы в социальной сети.Этикет общения 4.2. Реакция на негативные сообщения, угрозы, агрессию, уговоры и опасные предложения Всего: СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения учителей начальных классов МБОУ СОШ № 28 имени И.Г.Турищева от «30»августа 2022 года № 1 ________ Труфанова Л.А. подпись руководителя МО СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ____________ Новосельцева Н.Н. подпись Ф.И.О. «31»августа 2022 года Ф.И.О. 8