Белоглинский район, ст. Новолокинская (территориальный, административный округ (город, район, поселок) муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №28 имени И.Г.Турищева Белоглинского района» (полное наименование образовательного учреждения) УТВЕРЖДЕНО решением педагогического совета МБОУ СОШ № 28 от «31» августа 2021 года протокол № 1 Председатель _____ Шмигельская О.К. подпись руководителя ОУ Ф.И.О. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По литературному чтению на родном языке ( русском) (указать учебный предмет, курс) Уровень образования (класс) начальное общее , 1-4 кл. (начальное общее, основное общее образование с указанием классов) Количество часов 28 ч. Учитель или группа учителей, разработчиков рабочей программы Труфанова Лариса Александровна , учитель начальных классов МБОУ СОШ №28 Программа разработана в соответствии ООП НОО, утвержденной на педагогическом совете МБОУ СОШ № 28 от 31.08. 2021 протокол № 1 с учетом ООП НОО от 8 апреля 2015 года №1/15 с учетом УМК: «Примерная рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение на родном языке (русском)для образовательных организаций, реализующих программы начального общего образования» 1-4 классы Рабочая программа составлена на основе примерной рабочей программы по учебному предмету «Литературное чтение на родном языке (русском)» для образовательных организаций, реализующих программы начального общего образования 1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ЛИЧНОСТНЫЕ Личностные результаты 1.Гражданско-патриотическое воспитание: — становление ценностного отношения к своей Родине — России, малой родине, проявление интереса к изучению родного языка, истории и культуре Российской Федерации, понимание естественной связи прошлого и настоящего в культуре общества; — осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, проявление уважения к традициям и культуре разных народов в процессе восприятия и анализа произведений выдающихся представителей русской литературы и творчества народов России; — первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений. 2.Духовно-нравственное воспитание: — освоение опыта человеческих взаимоотношений, признаки индивидуальности каждого человека, проявление сопереживания, уважения, любви, доброжелательности и других моральных качеств к родным, близким и чужим людям, независимо от их национальности, социального статуса, вероисповедания; — осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора; — выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске; — неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям. 3.Эстетическое воспитание: — понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ; — приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений фольклора и художественной литературы; — проявление интереса к разным видам искусства, готовность выражать своѐ отношение в разных видах художественной деятельности. 4.Физическое воспитание, формирование культуры здоровья эмоционального благополучия: — соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной); — бережное отношение к физическому и психическому здоровью. 5.Трудовое воспитание: — осознание ценности труда в жизни человека и общества,ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям. 6.Экологическое воспитание: — бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и животных, отражѐнных в литературных произведениях; — неприятие действий, приносящих ей вред. 7.Ценности научного познания: — овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных задач; — потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы, развитие интереса к творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства; — понимание важности слова как средства создания словесно-художественного образа, способа выражения мыслей, чувств,идей автора. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ Регулятивные Учащиеся научатся: ● планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; ● определять наиболее эффективные способы достижения результата; овладение начальными формами познавательной и личностной рефлексии. Познавательные Учащиеся научатся: ● различным способам решения проблем творческого и поискового характера; ● использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами, совершенствование умения готовить свое выступление, соблюдая нормы этики и этикета; Коммуникативные Учащиеся научатся: ● слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; ● определять общую цель и пути ее достижения, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; ● ● ● ● Обучающиеся получат возможность научиться: выбирать задание, тему проекта из предложенных, основываясь на своих интересах; знакомиться с новой книгой, ее автором, названием, иллюстрациями; внимательно слушать собеседника и оценивать его высказывание; сравнивать свой ответ с ответами одноклассников. ПРЕДМЕТНЫЕ К концупервогогода изучения учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» обучающийся научится: ● совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские умения: читать вслух, владеть элементарными приемами интерпретации художественных текстов; ● применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста; ● читать наизусть стихотворные произведения по собственному выбору. Обучающийся получит возможность научиться: создавать серии иллюстраций с короткими устными текстами по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения. К концу второго года изучения учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» обучающийся научится: ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, соотносить поступки героев с нравственными нормами; владеть элементарными представлениями о национальном своеобразии метафор, олицетворений, эпитетов и видеть в тексте данные средства художественной выразительности; совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские умения: читать вслух и про себя, владеть элементарными приемами интерпретации художественных и учебных текстов; применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст; обогащать собственный круг чтения. Обучающийся получит возможность научиться: ● соотносить впечатления от прочитанных (прослушанных) произведений с впечатлениями от других видов искусства; ● пересказывать литературное произведение от имени одного из действующих лиц. ● ● ● ● К концутретьегогода изучения учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» обучающийся научится: осознавать коммуникативно-эстетические возможности русского языка на основе изучения произведений русской литературы; осознавать значимость чтения русской литературы для познания мира, национальной истории и культуры; давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские умения: читать вслух и про себя, владеть элементарными приемами интерпретации и анализа художественных, научно-популярных и учебных текстов; ● применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст; ● передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого); ● пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации. Обучающийся получит возможность научиться: ● воспринимать художественную литературу как один из видов искусства, соотносить впечатления от прочитанных (прослушанных) произведений с впечатлениями от других видов искусства; ● создавать проекты в виде текста или презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями; ● ● ● ● ● ● ● К концучетвертого года изучения учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» обучающийся научится: осознавать значимость чтения русской литературы для личного развития; для познания себя, для культурной самоидентификации; определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста; совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские умения: читать вслух и про себя, владеть элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов; применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст; передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого); составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов); самостоятельно выбирать интересующую литературу, формировать и обогащать собственный круг чтения; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации. Обучающийся получит возможность научиться: ● воспринимать художественную литературу как один из видов искусства, соотносить впечатления от прочитанных (прослушанных) произведений с впечатлениями от других видов искусства; ● писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или отзыва; ● создавать проекты в виде текста или презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями. 2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Виды речевой и читательской деятельности Аудирование (слушание) Восприятие на слух и понимание художественных произведений, отражающих национально-культурные ценности, богатство русской речи; умения отвечать на вопросы по воспринятому на слух тексту и задавать вопросы по содержанию воспринятого на слух текста. Чтение Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения, позволяющим осознать текст). Соблюдение орфоэпических норм чтения. Передача с помощью интонирования смысловых особенностей разных по виду и типу текстов. Чтение про себя. Осознание при чтении про себя смысла доступных по объему и жанру произведений. Понимание особенностей разных видов чтения. Чтение произведений устного народного творчества: русский фольклорный текст как источник познания ценностей и традиций народа. Чтение текстов художественных произведений, отражающих нравственно-этические ценности и идеалы, значимые для национального сознания и сохраняющиеся в культурном пространстве на протяжении многих эпох: любовь к Родине, вера, справедливость, совесть, сострадание и др. Черты русского национального характера: доброта, бескорыстие, трудолюбие, честность, смелость и др. Русские национальные традиции: единение, взаимопомощь, открытость, гостеприимство и др. Семейные ценности: лад, любовь, взаимопонимание, забота, терпение, почитание родителей. Отражение в русской литературе культуры православной семьи. Мир русского детства: взросление, особенность отношений с окружающим миром, взрослыми и сверстниками; осознание себя как носителя и продолжателя русских традиций. Эмоционально-нравственная оценка поступков героев. Понимание особенностей русской литературы: раскрытие внутреннего мира героя, его переживаний; обращение к нравственным проблемам. Поэтические представления русского народа о мире природы (солнце, поле, лесе, реке, тумане, ветре, морозе, грозе и др.), отражение этих представлений в фольклоре и их развитие в русской поэзии и прозе. Сопоставление состояния окружающего мира с чувствами и настроением человека. Чтение информационных текстов: историко-культурный комментарий к произведениям, отдельные факты биографии авторов изучаемых текстов. Говорение (культура речевого общения) Диалогическая и монологическая речь. Участие в коллективном обсуждении прочитанных текстов, доказательство собственной точки зрения с опорой на текст; высказывания, отражающие специфику русской художественной литературы. Пополнение словарного запаса. Воспроизведение услышанного или прочитанного текста с опорой на ключевые слова, иллюстрации к тексту (подробный, краткий, выборочный пересказ текста). Соблюдение в учебных ситуациях этикетных форм и устойчивых формул‚ принципов этикетного общения, лежащих в основе национального речевого этикета. Декламирование (чтение наизусть) стихотворных произведений по выбору учащихся. Письмо (культура письменной речи) Создание небольших по объему письменных высказываний по проблемам, поставленным в изучаемых произведениях. Библиографическая культура Выбор книг по обсуждаемой проблематике, в том числе с опорой на список произведений для внеклассного чтения, рекомендованных в учебнике. Использование соответствующих возрасту словарей и энциклопедий, содержащих сведения о русской культуре. Круг чтения Произведения русского устного народного творчества; произведения классиков русской литературы XIX–ХХ вв. и современной отечественной литературы, отражающие национально-культурные ценности и традиции русского народа, особенности его мировосприятия. Основные темы детского чтения: художественные произведения о детстве, о становлении характера, о Родине, о выдающихся представителях русского народа (первооткрывателях, писателях, поэтах, художниках, полководцах), о праздниках, значимых для русской культуры, о детских фантазиях и мечтах. Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение) Жанровое разнообразие изучаемых произведений: малые и большие фольклорные формы; литературная сказка; рассказ, притча, стихотворение. Прозаическая и поэтическая речь; художественный вымысел; сюжет; тема; герой произведения; портрет; пейзаж; ритм; рифма. Национальное своеобразие сравнений и метафор; их значение в художественной речи. Творческая деятельность обучающихся (на основе изученных литературных произведений) Интерпретация литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование; создание собственного устного и письменного текста на основе художественного произведения с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов); с опорой на серию иллюстраций к произведению, на репродукции картин русских художников. 3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 класс (7 часов) Раздел Колво часов Темы Колво часов Мир детства 4 Не красна книга 1 письмом, красна умом С. А. Баруздин. «Самое простое дело». Л. В. Куклин. «Как я научился читать» (фрагмент). Н. Н. Носов. «Тайна на дне колодца» (фрагмент главы «Волшебные сказки»). Без друга в жизни туго 1 Н. К. Абрамцева. «Цветы и зеркало». И. А. Мазнин. «Давайте будем дружить друг с другом» (фрагмент). С. Л. Прокофьева. «Самый большой друг». Основные виды деятельности обучающихся (на уровне универсальных учебных Основные действий) направления воспитательной деятельности МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ 7,3,4 Регулятивные ● планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; ● определять наиболее эффективные способы достижения результата; овладение начальными формами познавательной и личностной рефлексии. Познавательные ● различным способам решения проблем творческого и поискового характера; ● использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами, совершенствование умения готовить свое выступление, соблюдая нормы этики и этикета; Коммуникативные ● слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и 2,7 аргументировать свою точку зрения и оценку событий; ● определять общую цель и пути ее достижения, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; Россия - 3 Родина моя Не тот прав, кто 1 сильный, а тот, кто честный В. А. Осеева. «Почему?» Л. Н. Толстой. «Лгун». ПРЕДМЕТНЫЕ 2,4 ● совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские умения: читать вслух, владеть элементарными приемами интерпретации художественных текстов; ● применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста; Необычное в обычном 1 А. Иванов. «Снежный заповедник» (фрагмент). В. В. Лунин. «Я видела чудо». М. М. Пришвин. «Осинкам холодно». А. С. Пушкин. «Ещѐ дуют холодные ветры». 7,6 С чего начинается 2 Родина? Ф. П. Савинов. «Родное» (фрагмент). П. А. Синявский. «Рисунок». К. Д. Ушинский. «Наше Отечество». МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ 1,7 Регулятивные ● планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; ● определять наиболее эффективные способы достижения результата; овладение начальными формами познавательной и личностной рефлексии. Познавательные ● различным способам решения проблем творческого и поискового характера; ● использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами, совершенствование умения 6,7 готовить свое выступление, соблюдая нормы этики и этикета; Коммуникативные ● слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; Сколько же в небе 1 всего происходит И. А. Бунин. «Серп луны под тучкой длинной…» ● определять общую цель и пути ее достижения, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; ПРЕДМЕТНЫЕ ● совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские умения: читать вслух, владеть элементарными приемами интерпретации художественных текстов; ● применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста; ● читать наизусть стихотворные произведения по собственному выбору. С. В. Востоков. «Два яблока». В. М. Катанов. «Жарптица». А. Н. Толстой. «Петушки». 2 класс (7 часов) Раздел Колво часов Темы Колво часов Мир детства 4 Не торопись отвечать, 1 торопись слушать О. С. Бундур. «Я слушаю». Е. Н. Егорова. «Детство Александра Пушкина» (глава «Нянины сказки»). Т. А. Луговская. «Как знаю, как помню, как умею» (фрагмент). Основные виды деятельности обучающихся (на уровне универсальных учебных Основные действий) направления воспитательной деятельности МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ 1,7 Регулятивные ● планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; ● определять наиболее эффективные способы достижения результата; овладение начальными формами познавательной и личностной рефлексии. Познавательные ● различным способам решения проблем творческого и поискового характера; ● использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами, совершенствование умения готовить свое выступление, соблюдая нормы этики и этикета; Как аукнется, так и 1 откликнется В. В. Бианки. «Сова». Л. И. Кузьмин. «Дом с колокольчиком». Коммуникативные 5,6,7 ● слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; ● определять общую цель и пути ее достижения, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; Семья крепка ладом 1 С. Г. Георгиев. «Стрекот кузнечика». В. В. Голявкин. «Мой добрый папа» (фрагмент). М. В. Дружинина. «Очень полезный подарок». Л. Н. Толстой. «Отец и сыновья». Предметные: 3,7 • ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, соотносить поступки героев с нравственными нормами; • владеть элементарными представлениями о национальном своеобразии метафор, олицетворений, эпитетов и видеть в тексте данные средства художественной выразительности; • совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские умения: читать вслух и про себя, владеть элементарными приемами интерпретации художественных и учебных текстов; • применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст; обогащать собственный круг чтения. 3,4 Мечты, зовущие 1 ввысь Н. К. Абрамцева. «Заветное желание». Е. В. Григорьева. «Мечта». Л. Н. Толстой. «Воспоминания» (глава «Фанфаронова гора»). Россия — Родина моя 3 Люди земли русской 1 В. А. Бахревский. «Виктор Васнецов» (глава «Рябово»). М. А. Булатов, В. И. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ 2,7 Регулятивные ● планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; ● определять наиболее эффективные способы достижения результата; Порудоминский. «Собирал человек слова… Повесть о В. И. Дале» (фрагмент). М. Л. Яковлев. «Сергий Радонежский приходит на помощь» (фрагмент). Хорош праздник 1 после трудов праведных Л. Ф. Воронкова. «Девочка из города» (глава «Праздник весны»). В. А. Жуковский. «Жаворонок». А. С. Пушкин. «Птичка». И. С. Шмелѐв. «Лето Господне» (фрагмент главы «Масленица»). К зелѐным далям с 1 детства взор приучен Ю. И. Коваль. «Фарфоровые колокольчики». И. С. Никитин. «В чистом поле тень шагает». М. С. Пляцковский. «Колокольчик». овладение начальными формами познавательной и личностной рефлексии. Познавательные ● различным способам решения проблем творческого и поискового характера; ● использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами, совершенствование умения готовить свое выступление, соблюдая нормы этики и этикета; Коммуникативные ● слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и 3,5,7 аргументировать свою точку зрения и оценку событий; ● определять общую цель и пути ее достижения, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; Предметные: 4,6 • ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, соотносить поступки героев с нравственными нормами; • владеть элементарными представлениями о национальном своеобразии метафор, олицетворений, эпитетов и видеть в тексте данные средства художественной выразительности; • совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские умения: читать вслух и про себя, владеть элементарными приемами интерпретации художественных и учебных текстов; • применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст; обогащать собственный круг чтения. В. А. Солоухин. «Трава» (фрагмент). Ф. И. Тютчев. «Тихой ночью, поздним летом…» 3 класс (7 часов) Раздел Колво часов Темы Колво часов Мир детства 4 Пишут не пером, а 1 умом В. И. Воробьев. «Я ничего не придумал» (глава «Мой дневник»). В. П. Крапивин. Сказки Севки Глущенко (глава «День рождения»). Жизнь дана на добрые 1 дела Ю. А. Буковский. «О Доброте — злой и доброй». Л. Л. Яхнин. «Последняя рубашка». В дружной семье и в 1 холод тепло Основные виды деятельности обучающихся (на уровне универсальных учебных Основные действий) направления воспитательной деятельности МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ 3,7 Регулятивные ● планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; ● определять наиболее эффективные способы достижения результата; овладение начальными формами познавательной и личностной рефлексии. Познавательные ● различным способам решения проблем творческого и поискового характера; ● использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами, совершенствование умения 2,7 готовить свое выступление, соблюдая нормы этики и этикета; Коммуникативные ● слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; ● определять общую цель и пути ее достижения, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; Предметные: 2,7 ● осознавать коммуникативно-эстетические возможности русского языка на О. Ф. Кургузов. «Душа нараспашку». А. Л. Решетов. «Зернышки спелых яблок» (фрагмент). В. М. Шукшин. «Как зайка летал на воздушных шариках» (фрагмент). Детские фантазии 1 В. П. Крапивин. «Брат, которому семь» (фрагмент главы «Зелѐная грива»). Л. К. Чуковская. «Мой отец — Корней Чуковский» (фрагмент). Россия — Родина моя 3 Люди земли русской 1 О. М. Гурьян. «Мальчик из Холмогор» (фрагмент). Н. М. Коняев. «Правнуки богатырей» (фрагмент). О. П. Орлов. «Возвращайся к нам, Маклай» (глава «Как Маклай ходил в дальнюю деревню»). основе изучения произведений русской литературы; ● осознавать значимость чтения русской литературы для познания мира, национальной истории и культуры; ● давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; ● совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские умения: читать вслух и про себя, владеть элементарными приемами интерпретации и анализа художественных, научно-популярных и учебных текстов; 7,2 МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ 1,2,6 Регулятивные ● планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; ● определять наиболее эффективные способы достижения результата; овладение начальными формами познавательной и личностной рефлексии. Познавательные ● различным способам решения проблем творческого и поискового характера; ● использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами, совершенствование умения готовить свое выступление, соблюдая нормы этики и этикета; Коммуникативные ● слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и Всякая душа 1 празднику рада А. И. Куприн. «Пасхальные колокола» (фрагмент). С. Чѐрный. «Пасхальный визит» (фрагмент). аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 2,7 ● определять общую цель и пути ее достижения, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; Неразгаданная тайна 1 — в чащах леса… В. П. Астафьев. «Зорькина песня» (фрагмент). В. Д. Берестов. «У реки». И. С. Никитин. «Лес». К. Г. Паустовский. «Клад». М. М. Пришвин. «Как распускаются разные деревья». И. П. Токмакова. «Туман». Предметные: 6,4 ● совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские умения: читать вслух и про себя, владеть элементарными приемами интерпретации и анализа художественных, научно-популярных и учебных текстов; ● применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст; ● передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого); ● пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации. 4 класс (7 часов) Раздел Колво часов Темы Колво часов Основные виды деятельности обучающихся (на уровне универсальных учебных Основные действий) направления воспитательной деятельности Мир детства 4 Испокон века книга 1 растит человека С. Т. Аксаков. «Детские годы Багрова-внука» (фрагмент главы 29 «Последовательные воспоминания»). Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Из далѐкого прошлого» (глава «Книжка с картинками»). Ю. Н. Тынянов. «Пушкин» (фрагмент). С. Т. Григорьев. «Детство Суворова» (фрагмент). МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ 2,7,3 Регулятивные ● планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; ● определять наиболее эффективные способы достижения результата; овладение начальными формами познавательной и личностной рефлексии. Познавательные ● различным способам решения проблем творческого и поискового характера; ● использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами, совершенствование умения готовить свое выступление, соблюдая нормы этики и этикета; Коммуникативные ● слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; ● определять общую цель и пути ее достижения, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; Скромность красит 1 человека Е. В. Клюев. «Шагом марш». И. П. Токмакова. «Разговор татарника и спорыша». Предметные: 2,7 ● осознавать значимость чтения русской литературы для личного развития; для познания себя, для культурной самоидентификации; ● определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста; ● совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские умения: читать вслух и про себя, владеть элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов; ● применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст; передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого); ● составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов); ● самостоятельно выбирать интересующую литературу, формировать и обогащать собственный круг чтения; ● пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации. Россия — Родина моя 3 Такое разное детство 1 Е. Н. Верейская. «Три девочки» (фрагмент). М. В. Водопьянов. «Полярный лѐтчик (главы «Маленький мир», «Мой первый «полет»). О. В. Колпакова. «Большое сочинение про бабушку» (главы «Про печку», «Про чистоту»). К. В. Лукашевич. «Моѐ милое детство» (фрагмент). 1,2,7 Придуманные миры и 1 страны Т. В. Михеева. «Асино лето» (фрагмент). В. П. Крапивин. «Голубятня на желтой поляне» (фрагменты). 7,4 Люди земли русской 1 Е. В. Мурашова. «Афанасий Никитин» (глава «Каффа»). Ю. М. Нагибин. «Маленькие рассказы МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ 1,7 Регулятивные ● планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; ● определять наиболее эффективные способы достижения результата; овладение начальными формами познавательной и личностной рефлексии. о большой судьбе» (глава «В школу»). Широка страна моя 1 родная А. С. Зеленин. «Мамкин Василѐк» (фрагмент). А. Д. Дорофеев. «Веретено». В. Г. Распутин. «Саяны». Под дыханьем 1 непогоды А. Н. Апухтин. «Зимой». В. Д. Берестов. «Мороз». А. Н. Майков. «Гроза». Н. М. Рубцов. «Во время грозы». Познавательные ● различным способам решения проблем творческого и поискового характера; ● использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами, совершенствование умения 1,7 готовить свое выступление, соблюдая нормы этики и этикета; Коммуникативные ● слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; ● определять общую цель и пути ее достижения, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; Предметные: 5,6 ● осознавать значимость чтения русской литературы для личного развития; для познания себя, для культурной самоидентификации; ● определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста; ● совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские умения: читать вслух и про себя, владеть элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов; ● применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст; передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого); ● составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов); ● самостоятельно выбирать интересующую литературу, формировать и обогащать собственный круг чтения; ● пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации. СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения учителей начальных классов МБОУ СОШ № 28 от «30»августа 2021 года № 1 ___________ Труфанова Л.А. подпись руководителя МО Ф.И.О. Заместитель директора по УВР ____________ Новосельцева Н.Н подпись Ф.И.О. «31»августа 2021 года ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ПРОИЗВЕДЕНИЙ, РЕАЛИЗУЮЩИХ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ1 Первый год обучения (7 ч) 1 КЛАСС РАЗДЕЛ 1. МИР ДЕТСТВА (4 ч) Я и книги (1 ч) Не красна книга письмом, красна умом С. А. Баруздин. «Самое простое дело». Л. В. Куклин. «Как я научился читать» (фрагмент). Н. Н. Носов. «Тайна на дне колодца» (фрагмент главы «Волшебные сказки»). Я взрослею (2 ч) Без друга в жизни туго Пословицы о дружбе. Н. К. Абрамцева. «Цветы и зеркало». И. А. Мазнин. «Давайте будем дружить друг с другом» (фрагмент). С. Л. Прокофьева. «Самый большой друг». Не тот прав, кто сильный, а тот, кто честный Пословицы о правде и честности. В. А. Осеева. «Почему?» Л. Н. Толстой. «Лгун». Я фантазирую и мечтаю (1 ч) Необычное в обычном А. Иванов. «Снежный заповедник» (фрагмент). В. В. Лунин. «Я видела чудо». М. М. Пришвин. «Осинкам холодно». А. С. Пушкин. «Ещѐ дуют холодные ветры». РАЗДЕЛ 2. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ (3 ч) Что мы Родиной зовѐм (1 ч) 1 С целью развития навыка восприятия художественных произведений на слух ряд текстов, включенных в программу, читает педагог. С чего начинается Родина? Ф. П. Савинов. «Родное» (фрагмент). П. А. Синявский. «Рисунок». К. Д. Ушинский. «Наше Отечество». О родной природе (1 ч) Сколько же в небе всего происходит Русские народные загадки о солнце, луне, звѐздах, облаках. И. А. Бунин. «Серп луны под тучкой длинной…» С. В. Востоков. «Два яблока». В. М. Катанов. «Жар-птица». А. Н. Толстой. «Петушки». Второй год обучения (7 ч) 2 КЛАСС РАЗДЕЛ 1. МИР ДЕТСТВА (4 ч) Я и книги (1 ч) Не торопись отвечать, торопись слушать О. С. Бундур. «Я слушаю». Е. Н. Егорова. «Детство Александра Пушкина» (глава «Нянины сказки»). Т. А. Луговская. «Как знаю, как помню, как умею» (фрагмент). Я взрослею (1 ч) Как аукнется, так и откликнется Пословицы об отношении к другим людям. В. В. Бианки. «Сова». Л. И. Кузьмин. «Дом с колокольчиком». Я и моя семья (1 ч) Семья крепка ладом С. Г. Георгиев. «Стрекот кузнечика». В. В. Голявкин. «Мой добрый папа» (фрагмент). М. В. Дружинина. «Очень полезный подарок». Л. Н. Толстой. «Отец и сыновья». Я фантазирую и мечтаю (1 ч) Мечты, зовущие ввысь Н. К. Абрамцева. «Заветное желание». Е. В. Григорьева. «Мечта». Л. Н. Толстой. «Воспоминания» (глава «Фанфаронова гора»). РАЗДЕЛ 2. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ (3 ч) Родная страна во все времена сынами сильна (1 ч) Люди земли русской В. А. Бахревский. «Виктор Васнецов» (глава «Рябово»). М. А. Булатов, В. И. Порудоминский. «Собирал человек слова… Повесть о В. И. Дале» (фрагмент). М. Л. Яковлев. «Сергий Радонежский приходит на помощь» (фрагмент). Народные праздники, связанные с временами года (1 ч) Хорош праздник после трудов праведных Песни-веснянки. Л. Ф. Воронкова. «Девочка из города» (глава «Праздник весны»). В. А. Жуковский. «Жаворонок». А. С. Пушкин. «Птичка». И. С. Шмелѐв. «Лето Господне» (фрагмент главы «Масленица»). О родной природе (1 ч) К зелѐным далям с детства взор приучен Русские народные загадки о поле, цветах. Ю. И. Коваль. «Фарфоровые колокольчики». И. С. Никитин. «В чистом поле тень шагает». М. С. Пляцковский. «Колокольчик». В. А. Солоухин. «Трава» (фрагмент). Ф. И. Тютчев. «Тихой ночью, поздним летом…» Третий год обучения (7 ч) 3 КЛАСС РАЗДЕЛ 1. МИР ДЕТСТВА (4 ч) Я и книги (1 ч) Пишут не пером, а умом В. И. Воробьев. «Я ничего не придумал» (глава «Мой дневник»). В. П. Крапивин. Сказки Севки Глущенко (глава «День рождения»). Я взрослею (1 ч) Жизнь дана на добрые дела Пословицы о доброте. Ю. А. Буковский. «О Доброте — злой и доброй». Л. Л. Яхнин. «Последняя рубашка». Я и моя семья (1 ч) В дружной семье и в холод тепло О. Ф. Кургузов. «Душа нараспашку». А. Л. Решетов. «Зернышки спелых яблок» (фрагмент). В. М. Шукшин. «Как зайка летал на воздушных шариках» (фрагмент). Я фантазирую и мечтаю (1 ч) Детские фантазии В. П. Крапивин. «Брат, которому семь» (фрагмент главы «Зелѐная грива»). Л. К. Чуковская. «Мой отец — Корней Чуковский» (фрагмент). РАЗДЕЛ 2. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ (3 ч) Родная страна во все времена сынами сильна (1 ч) Люди земли русской О. М. Гурьян. «Мальчик из Холмогор» (фрагмент). Н. М. Коняев. «Правнуки богатырей» (фрагмент). О. П. Орлов. «Возвращайся к нам, Маклай» (глава «Как Маклай ходил в дальнюю деревню»). От праздника к празднику (1 ч) Всякая душа празднику рада А. И. Куприн. «Пасхальные колокола» (фрагмент). С. Чѐрный. «Пасхальный визит» (фрагмент). О родной природе (1 ч) Неразгаданная тайна — в чащах леса… Русские народные загадки о лесе, реке, тумане. В. П. Астафьев. «Зорькина песня» (фрагмент). В. Д. Берестов. «У реки». И. С. Никитин. «Лес». К. Г. Паустовский. «Клад». М. М. Пришвин. «Как распускаются разные деревья». И. П. Токмакова. «Туман». Четвѐртый год обучения (7 ч) 4 КЛАСС РАЗДЕЛ 1. МИР ДЕТСТВА (4 ч) Я и книги (1 ч) Испокон века книга растит человека С. Т. Аксаков. «Детские годы Багрова-внука» (фрагмент главы 29 «Последовательные воспоминания»). Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Из далѐкого прошлого» (глава «Книжка с картинками»). Ю. Н. Тынянов. «Пушкин» (фрагмент). С. Т. Григорьев. «Детство Суворова» (фрагмент). Я взрослею (1 ч) Скромность красит человека Пословицы о скромности. Е. В. Клюев. «Шагом марш». И. П. Токмакова. «Разговор татарника и спорыша». Я и моя семья (1 ч) Такое разное детство Е. Н. Верейская. «Три девочки» (фрагмент). М. В. Водопьянов. «Полярный лѐтчик (главы «Маленький мир», «Мой первый «полет»). О. В. Колпакова. «Большое сочинение про бабушку» (главы «Про печку», «Про чистоту»). К. В. Лукашевич. «Моѐ милое детство» (фрагмент). Я фантазирую и мечтаю (1 ч) Придуманные миры и страны Т. В. Михеева. «Асино лето» (фрагмент). В. П. Крапивин. «Голубятня на желтой поляне» (фрагменты). РАЗДЕЛ 2. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ (3 ч) Родная страна во все времена сынами сильна (1 ч) Люди земли русской Е. В. Мурашова. «Афанасий Никитин» (глава «Каффа»). Ю. М. Нагибин. «Маленькие рассказы о большой судьбе» (глава «В школу»). Что мы Родиной зовѐм (1 ч) Широка страна моя родная А. С. Зеленин. «Мамкин Василѐк» (фрагмент). А. Д. Дорофеев. «Веретено». В. Г. Распутин. «Саяны». Сказ о валдайских колокольчиках. О родной природе (1 ч) Под дыханьем непогоды Русские народные загадки о ветре, морозе, грозе. А. Н. Апухтин. «Зимой». В. Д. Берестов. «Мороз». А. Н. Майков. «Гроза». Н. М. Рубцов. «Во время грозы».