Белоглинский район, ст. Новолокинская (территориальный, административный округ (город, район, поселок) муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №28 имени И.Г.Турищева Белоглинского района» (полное наименование образовательного учреждения) УТВЕРЖДЕНО решением педагогического совета МБОУ СОШ № 28 от «31» августа 2021 года протокол № 1 Председатель _____ Шмигельская О.К. подпись руководителя ОУ Ф.И.О. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По изобразительному искусству (указать учебный предмет, курс) Уровень образования (класс) начальное общее , 1-4 кл. (начальное общее, основное общее образование с указанием классов) Количество часов 135 ч. Учитель или группа учителей, разработчиков рабочей программы Труфанова Лариса Александровна, Акинина Татьяна Александровна, учителя начальных классов МБОУ СОШ №28 Программа разработана в соответствии ООП НОО, утвержденной на педагогическом совете МБОУ СОШ № 28 от 31.08. 2021 протокол № 1 с учетом ООП НОО от 8 апреля 2015 года №1/15 с учетом УМК: программа «Изобразительное искусство 1-4 классы» под редакцией Б. М. Неменского, Москва, «Просвещение» , 2012г Рабочая программа по изобразительному искусству разработана для обучения в 1 - 4 классах и составлена на основе примерной рабочей программы начального общего образования МБОУ СОШ№28, ООП НОО от 8 апреля 2015 года №1/15 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса Личностные результаты 1.Патриотическое воспитание - осуществляется через освоение школьниками содержания традиций отечественной культуры, выраженной в еѐ архитектуре, народном, декоративно-прикладном и изобразительном искусстве. Урок искусства воспитывает патриотизм не в декларативной форме, а в процессе восприятия и освоения в личной художественной деятельности конкретных знаний о красоте и мудрости, заложенных в культурных традициях. 2.Гражданское воспитание - формируется через развитие чувства личной причастности к жизни общества и созидающих качеств личности, приобщение обучающихся к ценностям отечественной и мировой культуры. Учебный предмет способствует пониманию особенностей жизни разных народов и красоты национальных эстетических идеалов. Коллективные творческие работы создают условия для разных форм художественно-творческой деятельности, способствуют пониманию другого человека, становлению чувства личной ответственности. 3.Духовно-нравственное воспитание - является стержнем художественного развития обучающегося, приобщения его к искусству как сфере, концентрирующей в себе духовно-нравственного поиск человечества. Учебные задания направлены на развитие внутреннего мира обучающегося и воспитание его эмоционально образной, чувственной сферы. Занятия искусством помогают школьнику обрести социально значимые знания. Развитие творческих способностей способствует росту самосознания, осознания себя как личности и члена общества. 4.Эстетическое воспитание - важнейший компонент и условие развития социально значимых отношений обучающихся, формирования представлений о прекрасном и безобразном, овысоком и низком. Эстетическое воспитание способствует формированию ценностных ориентаций школьников в отношениик окружающим людям, в стремлении к их пониманию, а такжев отношении к семье, природе, труду, искусству, культурномунаследию. 5.Ценности познавательной деятельности - воспитываются как эмоционально окрашенный интерес к жизни людей и природы. Происходит это в процессе развития навыков восприятия и художественной рефлексии своих наблюдений в художественно-творческой деятельности. Навыки исследовательской деятельности развиваются при выполнении заданий культурно-исторической направленности. 6.Экологическое воспитание - происходит в процессе художественно-эстетического наблюдения природы и еѐ образа в произведениях искусства. Формирование эстетических чувств способствует активному неприятию действий, приносящих вред окружающей среде. 7.Трудовое воспитание - осуществляется в процессе личной художественно-творческой работы по освоению художественных материалов и удовлетворения от создания реального, практического продукта. Воспитываются стремление достичь результат, упорство, творческая инициатива, понимание эстетики трудовой деятельности. Важны также умения сотрудничать с одноклассниками, работать в команде, выполнять коллективную работу — обязательные требования к определѐнным заданиям по программе. Метапредметные результаты Регулятивные: -Умение ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем -Умение преобразовывать практическую задачу в познавательную -Способность самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале -Умение адекватно понимать причины успеха/ неуспеха в учебной деятельности -Умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки -Умение планировать действие в соответствии с поставленной задачей. -Умение систематизировать подобранные информационные материалы в виде схемы -Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, -Умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учѐта характера сделанных ошибок -Проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве Коммуникативые: -Умение учитывать разные мнения и интересы, представлять собственную позицию -Умение аргументировать свою позицию при выработке общего решения в совместной деятельности -Умение находить наиболее эффективные способы решения. Умение адекватно использовать речь и речевые средства -Умение осуществлять адекватную дифференцированную самооценку на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика» -Понимание разных мнений и подходов к решению проблемы -Понимание разных мнений и подходов к решению проблемы -Использование речи для регуляции своего действия. Адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач -Способность осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи -Умение продуктивно разрешать конфликт на основе учѐта интересов и позиций всех его участников -Умение продуктивно разрешать конфликт на основе учѐта интересов и позиций всех его участников -Готовность принимать различные точки зрения. Умение формулировать собственное мнение Познавательные: -Умение осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета -Умение создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач -Владение навыком построения логических рассуждений, включающих -Установление причинно-следственных связей -Умение осуществлять выбор эффективных способов решения поставленной задачи с ориентиром на ситуацию успеха -Понимание причин своего успеха/неуспеха -Способность осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи -Умение осуществлять анализ объектов. Умение осуществлять синтез как составление целого из частей -Умение строить простые рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях Предметные результаты 1 класс Предметными результатами изучения изобразительного искусства являются формирование следующих умений: обучающийся научится: -различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приѐмы работы с ними для передачи собственного замысла; - узнает значение слов: художник, палитра, композиция, иллюстрация, аппликация, коллаж, флористика, гончар; - узнавать отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров; -различать основные и составные, тѐплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжѐнность с помощью смешивания с белой и чѐрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности; основные и смешанные цвета, элементарные правила их смешивания; - эмоциональное значение тѐплых и холодных тонов; - особенности построения орнамента и его значение в образе художественной вещи; - знать правила техники безопасности при работе с режущими и колющими инструментами; - способы и приѐмы обработки различных материалов; - организовывать своѐ рабочее место, пользоваться кистью, красками, палитрой; ножницами; - передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов; - составлять композиции с учѐтом замысла; - конструировать из бумаги на основе техники оригами, гофрирования, сминания, сгибания; - конструировать из ткани на основе скручивания и связывания; - конструировать из природных материалов; - пользоваться простейшими приѐмами лепки. обучающийся получит возможность научиться: - усвоить основы трех видов художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости , в объеме и пространстве; украшение или декоративная деятельность с использованием различных художественных материалов; -участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приѐмы работы с ними для передачи собственного замысла; - приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живопись, графика, скульптура, дизайн, декоративно-прикладные и народные формы искусства; - развивать фантазию, воображение; -приобрести навыки художественного восприятия различных видов искусства; - научиться анализировать произведения искусства; - приобрести первичные навыки изображения предметного мира, изображения растений и животных; - приобрести навыки общения через выражение художественного смысла, выражение эмоционального состояния, своего отношения в творческой художественной деятельности и при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей. 2 класс В результате изучения изобразительного искусства второклассник научится: - понимать, что такое деятельность художника (что может изобразить художник – предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает художник – бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.); - узнавать основные жанры (натюрморт, пейзаж, анималистический жанр, портрет) и виды произведений (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство и архитектура) изобразительного искусства; - называть известные центры народных художественных ремѐсел России (Хохлома, Городец, Дымково); - узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов; - сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства, скульптуры и архитектуры); - различать основные и составные, теплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряженность с помощью смешивания с белой и черной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности; - использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий); - использовать художественные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши, восковые мелки, тушь, уголь, бумага); - применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных работах – иллюстрациях к произведениям литературы и музыки; - пользоваться простейшими приѐмами лепки (пластилин, глина); - выполнять простейшие композиции из бумаги и бросового материала. Второклассник получит возможность научиться: - воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, объяснять сюжеты и содержание знакомых произведений; - высказывать суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; - пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; - моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного; создавать новые образы природы, человека, фантастического существа средствами изобразительного искусства; - выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint; - видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов; - изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним свое эмоциональное отношение. 3 класс В конце 3 класса учащиеся должны иметь представление: -о творчестве художников – иллюстраторов детских книг; - о художественных промыслах: хохломской росписи посуды, дымковской глиняной игрушке; Обучающиеся должны знать: - новые термины: прикладное искусство, книжная иллюстрация, искусство книги, живопись, скульптура, натюрморт, пейзаж, портрет; - разные типы музеев: художественные, архитектурные, музеи-мемориалы;что в создании разнообразных предметов и вещей важную роль играет выбор материалов, форм, узоров, конструкций. Обучающиеся должны уметь: -работать с пластилином, конструировать из бумаги макеты; - выразительно использовать гуашь, мелки, аппликацию; - использовать элементарные приемы изображения пространства; -передавать пропорции человеческого тела, движения человека; -правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции. 4 класс В результате изучения предмета « Изобразительное искусство» у обучающихся: •будут сформированы основы художественной культуры: представления о специфике искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством; • начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства; • формируются основы духовно-нравственных ценностей личности, будет проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, художественный вкус; • появится способность к реализации творческого потенциала в духовной, художественно-продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, открытость миру, диалогичность; •установится осознанное уважение и принятие традиций, форм культурного -исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержание понятия Отечество» ,«родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры и духовных традиций много национального народа Российской Федерации, зародится социально ориентированный и взгляд на мир; • будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие. Обучающиеся: • овладеют умениями и навыками восприятия произведений искусства; смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку явлениям окружающего мира; • получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстника научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых явлений жизни и искусства; • научатся различать виды и жанры искусства, смогут называть ведущие художественные музеи России (и своего региона); • будут использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла; смогут выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint. 2.Содержание учебного предмета, курса Виды художественной деятельности Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различия. Человек, мир природы в реальной жизни: образ человека, природы в искусстве. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору). Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров национального, российского и мирового искусства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приемы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты. Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи. Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приемы раб оты с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объема, вытягивание формы). Объем — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры. Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приемы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин — раскатывание, набор объема, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека. Декоративноприкладное искусство. Истоки декоративноприкладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отраженные в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративноприкладном искусстве. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий). Азбука искусства. Как говорит искусство? Композиция. Элементарные приемы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, темное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия. Цвет. Основные и составные цвета. Теплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и черной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния. Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закругленные спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного. Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт. Объем. Объем в пространстве и объем на плоскости. Способы передачи объема. Выразительность объемных композиций. Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративноприкладном искусстве. Значимые темы искусства. О чем говорит искусство? Земля — наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнезда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т.д. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, изображающих природу. Общность тематики, передаваемых чувств, отношения к природе в произведениях авторов — представителей разных культур, народов, стран (например, А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.). Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (например, Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия). Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Образ человека в искусстве разных народов. Образы архитектуры и декоративноприкладного искусства. Родина моя — Россия. Роль природных условий в характере традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отраженные в искусстве. Образ защитника Отечества. Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение. Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных народов (на примере изобразительного и декоративноприкладного искусства народов России). Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек. Опыт художественнотворческой деятельности Участие в различных видах изобразительной, декоративноприкладной и художественноконструкторской деятельности. Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративноприкладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения). Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объемом, фактурой. Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, фактуры материала. Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, компьютерной анимации, натурной мультипликации, фотографии, видеосъемки, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природных материалов.Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению. 3.Тематическое планирование 1 класс (33ч.) Раздел Азбука искусства. Колво часов 9 Темы Колво часов Основные виды деятельности обучающихся (на уровне универсальных учебных действий) Основные направления воспитательной деятельности Изображения всюду вокруг нас. 1 Предметные: находить в окружающей действительности изображения, сделанные художниками.Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Метапредметные: работать по предложенному учителем плану; ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;слушать и понимать высказывания собеседников. 4, 5 Мастер Изображения учит видеть. 1 Предметные:находить, рассматривать красоту в обыкновенных явлениях природы и рассуждать об увиденном. Видеть зрительную метафору в выделенных деталях природы. Выявлять геометрическую форму простого плоского тела.геометрической формы. Метапредметные: проговаривать последовательность действий на уроке; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;согласованно работать в группе Предметные: использовать пятно как основу изобразительного образа на плоскости. Видеть зрительную метафору — находить потенциальный образ в случайной форме силуэтного пятна и проявлять его путем дорисовки. Овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью пятна, навыками работы кистью и краской. 6, 5 Как говорит искусство? Изображать можно пятном. 1 5, 4 1 Изображать можно в объеме. 1 Изображать можно линией. 1 Предметные: овладевать первичными навыками работы гуашью. Соотносить цвет с вызываемыми им предметными ассоциациями (что бывает красным, желтым и т. д.), приводить примеры.Экспериментировать, исследовать возможности краски в процессе создания различных цветовых пятен Метапредметные: работать по предложенному учителем плану; Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; Слушать и понимать высказывания собеседников. 4 2 Предметные: соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями. Изображать радость или грусть (работа гуашью). 3,4 Разноцветные краски. Изображать можно и Метапредметные: совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;пользоваться языком изобразительного искусства. Предметные: овладевать первичными навыками изображения в 5, 3 объеме. Изображать в объеме птиц, зверей способами вытягивания и вдавливания (работа с пластилином). Метапредметные: принимать и удерживать цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы еѐ осуществления. Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.). Слушать и понимать высказывания собеседников. Предметные: овладевать первичными навыками изображения на 5, 7 плоскости с помощью линии, навыками работы графическими материалами (черный фломастер, простой карандаш, гелевая ручка). Метапредметные: организовывать своѐ рабочее место. Ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре); Пользоваться языком изобразительного искусства. то, что невидимо(настроение) 1 Художники и зрители (обобщение темы). Значимые темы искусства. О чем говорит искусство? 19 ч 1 Мир полон украшений. 1 Предметные: составлять из готовых цветов коллективную работу (поместив цветы в нарисованную на большом листе корзину или вазу). Метапредметные: работать по предложенному учителем плану; Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; Слушать и понимать высказывания собеседников. 3, 7 1 Предметные: находить примеры декоративных украшений в окружающей действительности (в школе, дома, на улице). Метапредметные: организовывать своѐ рабочее место. Ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре); Пользоваться языком изобразительного искусства. 4, 6 Цветы . Красоту нужно уметь замечать Метапредметные: проговаривать последовательность действий на уроке; Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; Согласованно работать в группе. Предметные: воспринимать и эмоционально оценивать выставку 4 творческих работ одноклассников. Метапредметные: совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; Пользоваться языком изобразительного искусства. Предметные: находить примеры декоративных украшений в окружающей действительности (в школе, дома, на улице). Создавать роспись цветов-заготовок, вырезанных из цветной бумаги 4, 7 (работа гуашью). Метапредметные: организовывать своѐ рабочее место. Ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре); Пользоваться языком изобразительного искусства. 1 Узоры на крыльях. Ритм пятен. 1 Красивые рыбы. Монотопия. 1 Украшения птиц. Объѐмная аппликация. 1 Узоры, которые Предметные: изображать (декоративно) бабочек, передавая характер их узоров, расцветки, форму украшающих их деталей, узорчатую красоту фактуры. Понимать простые основы симметрии. Метапредметные: проговаривать последовательность действий на уроке; Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;Согласованно работать в группе. Предметные: изображать (декоративно) рыб, передавая характер их узоров, расцветки, форму украшающих их деталей, узорчатую красоту фактуры. Осваивать простые приемы работы в технике живописной и графической росписи, монотипии и т. д. Метапредметные: совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;Пользоваться языком изобразительного искусства. Предметные: изображать (декоративно) птиц, передавая характер их узоров, расцветки, форму украшающих их деталей, узорчатую красоту фактуры. Осваивать простые приемы работы в технике объемной аппликации и коллаже Метапредметные: принимать и удерживать цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы еѐ осуществления. Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.). Слушать и понимать высказывания собеседников. Предметные: находить орнаментальные украшения в предметном окружении человека, в предметах, созданных человеком. Рассматривать орнаменты, находить в них природные мотивы и геометрические мотивы. 6, 4 6, 3 6,3 4, 7 Метапредметные: организовывать своѐ рабочее место. Ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре); Пользоваться языком изобразительного искусства. создали люди. Как украшает себя человек. Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы). 1 1 Постройки в нашей жизни. 1 Дома бывают разными. 1 Домики, которые построила природа. Предметные: создавать несложные новогодние украшения из цветной бумаги (гирлянды, елочные игрушки, карнавальные головные уборы). Метапредметные: проговаривать последовательность действий на уроке; Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; Согласованно работать в группе. Предметные: изображать придуманные дома для себя и своих друзей или сказочные дома героев детских книг и мультфильмов. Метапредмтные: организовывать своѐ рабочее место. Ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре); Пользоваться языком изобразительного искусства. Предметные: конструировать изображение дома с помощью печаток («кирпичиков») (работа гуашью). Метапредметные: работать по предложенному учителем плану; Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; Слушать и понимать высказывания собеседников. Предметные: изображать (или лепить) сказочные домики в форме овощей, фруктов, грибов, цветов и т. п. Метапредметные: проговаривать последовательность действий на уроке; Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на 4, 1 4, 7 7 6, 3 1 Дом снаружи и внутри. Строим город. 2 1 Всѐ имеет своѐ строение. уроке; Согласованно работать в группе. Предметные: придумывать и изображать фантазийные дома (в виде 4 букв алфавита, различных бытовых предметов и др.), их вид снаружи и внутри (работа цветными карандашами или фломастерами по акварельному фону). Метапредметные: совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; Пользоваться языком изобразительного искусства. Предметные: овладевать первичными навыками конструирования из 5, 1 бумаги. Конструировать (строить) из бумаги (или коробочек-упаковок) разнообразные дома. Метапредметные: принимать и удерживать цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы еѐ осуществления. Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.). Слушать и понимать высказывания собеседников. работы в соответствии с общим замыслом. Предметные: составлять, конструировать из простых геометрических 7 форм (прямоугольников, кругов, овалов, треугольников) изображения животных в технике аппликации. Метапредметные: работать по предложенному учителем плану; Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; Слушать и понимать высказывания собеседников. Строим вещи. 2 Предметные: конструировать (строить) из бумаги различные простые бытовые предметы, упаковки, а затем украшать их, производя правильный порядок учебных действий. Метапредметные: организовывать своѐ рабочее место. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; Согласованно работать в группе. 2 Предметные: делать зарисовки города по впечатлению после 1, 3 экскурсии. Метапредметные: совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; Пользоваться языком изобразительного искусства. Предметные: различать три вида художественной деятельности (по 1 цели деятельности и как последовательность этапов работы). Анализировать деятельность Мастера Изображения, Мастера Украшения и Мастера Постройки, их «участие» в создании произведений искусства (изобразительного, декоративного, конструктивного). Метапредметные: проговаривать последовательность действий на уроке; Ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре); Пользоваться языком изобразительного искусства. Предметные: придумывать, как достраивать простые заданные 6, 4 формы, изображая различных насекомых, птиц, сказочных персонажей на основе анализа зрительных впечатлений, а также свойств и возможностей заданных художественных материалов. Метапредметные: совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; Город, в котором мы живѐм. Виды художественн ой деятельности 1 5 Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе Праздник весны. Праздник птиц. Разноцветные жуки. 1 7, 4 1 Сказочная страна. 1 Времена года. 1 Здравствуй, лето! (обобщение темы). Пользоваться языком изобразительного искусства. Предметные: создавать коллективное панно-коллаж с изображением сказочного мира. Метапредметные: организовывать своѐ рабочее место. Ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре); Пользоваться языком изобразительного искусства. Предметные: любоваться красотой природы. Наблюдать живую природу с точки зрения трех Мастеров, т. е. имея в виду задачи трех видов художественной деятельности. Метапредметные: работать по предложенному учителем плану; Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; Слушать и понимать высказывания собеседников. Предметные: создавать композицию на тему «Здравствуй, лето!» Метапредметные: проговаривать последовательность действий на уроке; Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; Согласованно работать в группе. 3 6, 4 7, 3 2 класс (34ч.) Раздел Азбука искусства.Как говорит искусство? Кол-во часов Темы Колво часов Основные виды деятельности обучающихся (на уровне универсальных учебных действий) 8 1 Предметные:Знать: приемы получения новых цветов. Уметь: 5 Основные направления воспитательной деятельности Три основных цвета — желтый, красный, синий 1 Белая и черная краски 1 Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности изображать разнообразные цветы на основе смешивания трех основных цветов Метапредметные: участвовать в практической работе, 5.анализировать, изображать по памяти и впечатлению. принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми, выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Предметные:Уметь: получать новые цвета путем смешивания 5, 2 Формирование положительного отношения к учению Метапредметные:: принимать и сохранять цель и задачи учебной деятельности; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; адекватно воспринимать оценку. уметь слушать собеседника, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения. Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинноследственные связи, делать обобщения, выводы. Предметные:Уметь: изображать осенний лес, используя выразитель- 5, 3, 6 ные возможности материалов, работать пастелью, мелками, акварелью Метапредметные:: использовать выразительные возможности и особенности работы с различными художественными материалами при создании творческой работы; отвечать на вопросы учителя по теме урока. планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность; находить варианты решения 1 Выразительные возможности аппликации 1 Выразительные возможности графических материалов различных художественно-творческих задач. уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность. Предметные:Уметь: создавать коврик на тему осенней земли, выполнять аппликацию Метапредметные: использовать знание особенностей работы на наждачной бумаге восковыми мелками при создании творческой работы. принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей; адекватно воспринимать оценку учителя; вносить необходимые коррективы в действие по ходу работы с учетом предложений учителя и характера сделанных неточностей. уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения Предметные:Знать: графические художественные материалы. Уметь: изображать зимний лес, используя графические материалы Метапредметные: овладевать техникой и способами аппликации, развивать чувство цвета и композиции, применять технологическую карту для решения учебной задачи; участвовать в беседе с учителем. принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей; осуществлять итоговый и пошаговый контроль; вносить дополнения и коррективы в работу в случае расхождения с эталоном; адекватно воспринимать оценку учителя; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения (сотрудничать в совместном решении поставленной учебной задачи) 3, 4 6, 4 1 Выразительность материалов для работы в объѐме 1 Выразительные возможности бумаги Предметные:Уметь: работать с целым куском пластилина, создавать 5, 4 объемное изображение. Метапредметные: применять технологическую карту для решения поставленной задачи, воспроизводить по памяти информацию в ходе беседы по теме; создавать объемное изображение животного с передачей характера. принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей; осуществлять пошаговый контроль для соблюдения форм и пропорций работы; адекватно воспринимать оценку учителя; вносить необходимые коррективы в действие по ходу работы с учетом предложений учителя и характера сделанных неточностей. уметь участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения. Предметные:Уметь: конструировать из бумаги объекты игровой 7 площадки Метапредметные: воспроизводить по памяти информацию для решения поставленной учебной задачи; создавать образ ночного города с помощью разнообразных неожиданных материалов. планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность; находить варианты решения различных художественно-творческих задач; адекватно воспринимать оценку учителя. уметь участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; контролировать действия партнера, сотрудничать в совместном решении проблемы 1 Предметные:Уметь: создавать образ ночного города с помощью 3, 7 разнообразных неожиданных материалов Метапредметные: участвовать в обсуждении проблемных вопросов по теме урока, выявлять особенности изображения разных птиц, применять технологическую карту для решения поставленной задачи; рассматривать репродукции картин известных художников и участвовать в их обсуждении. принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, вносить дополнения и коррективы в работу в случае расхождения с эталоном; адекватно воспринимать оценку учителя. уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми, выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. 1 Предметные:Уметь: передавать в изображении характер животного 6, 3 Метапредметные: участвовать в беседе, придумывать элементы фантастических образов, привлекать фантазию и жизненный опыт для создания фантастического образа; анализировать авторские работы, подмечать оригинальность исполнения. планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность, находить варианты решения различных художественно-творческих задач, адекватно воспринимать оценку учителя. Неожиданные материалы (обобщение темы) Виды 7 художественной деятельности Изображение и реальность 11 Изображение и фантазия 1 Украшение и реальность уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми, выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Предметные:Уметь: изображать сказочных существ, работать с 1 гуашью Метапредметные: наблюдать и учиться видеть украшения в природе, воспроизводить в памяти картины различных украшений в природе для создания собственного образа; участвовать в беседе по теме урока, приводить доказательства своих суждений. принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность, находить варианты решения различных художественно-творческих задач. уметь участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения Предметные:Уметь: создавать с помощью графических материалов 4 изображения различных украшений в природе, работать тушью, пером, углем, мелом. Метапредметные: наблюдать и учиться видеть украшения в природе, воспроизводить в памяти картины различных украшений в природе для создания собственного образа; участвовать в беседе по теме урока, приводить доказательства. уметь участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; контролировать действия партнера; сотрудничать в совместном решении проблемы принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность, осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; находить варианты решения различных художественно-творческих задач 1 Украшение и фантазия 1 Постройка и реальность Предметные:Уметь: преображать реальные формы в декоративные, 3,4 работать с графическими материалами Метапредметные: участвовать в беседе, придумывать элементы фантастических образов, привлекать фантазию и жизненный опыт для создания фантастического образа; анализировать авторские работы, подмечать оригинальность исполнения. планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность, находить варианты решения различных художественно-творческих задач, адекватно воспринимать оценку учителя. уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми, выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Предметные:Уметь: конструировать из бумаги формы подводного 3, 7 мира, работать в группе Метапредметные: рассматривать репродукции картин художников-маринистов и участвовать в их обсуждении, сравнивать и анализировать характер 1 Постройка и фантазия моря; принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность, осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; находить варианты решения различных художественно-творческих задач. принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность, осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; находить варианты решения различных художественно-творческих задач. уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми, выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Предметные:Уметь: сравнивать природные формы с 7 архитектурными постройками, создавать макеты фантастических зданий, фантастического города Метапредметные: анализировать и сравнивать различные варианты реальных и фантастических зданий, участвовать в обсуждении проблемных вопросов. принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность, осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; находить варианты решения различных художественно-творческих задач. уметь участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу 1 Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы) одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; контролировать действия партнера; сотрудничать в совместном решении проблемы Предметные:Уметь: обсуждать творческие работы, оценивать собственную художественную деятельность. Метапредметные: анализировать и сравнивать различные варианты реальных и фантастических зданий, участвовать в обсуждении проблемных вопросов. принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность, осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; находить варианты решения различных художественно-творческих задач. уметь участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; контролировать действия партнера; сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи) 3, 2 Значимые темы 11 искусства.О чем говорит искусство? Изображение природы в различных 1 Предметные:Уметь: изображать живописными материалами контрастные состояния природы. Метапредметные: 6, 4 состояниях Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинноследственные связи, делать обобщения, выводы. Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог 1 Изображение характера животных 2 Изображение характера человека: женский образ Предметные:Уметь: изображать животного с ярко выраженным характером Метапредметные: участвовать в обсуждении проблемных вопросов по теме урока на основе жизненного опыта, приводить примеры животных в различных состояниях, выявлять особенности изображения разных животных; рассматривать рисунки художника Е. Чарушина и участвовать в их обсуждении. принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность, осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; находить варианты решения различных художественно-творческих задач. уметь участвовать в диалоге, обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. Предметные:Иметь представление: о красоте внутренней и внешней. Уметь: создавать живописными материалами выразительные контрастные женские образы Метапредметные: участвовать в обсуждении проблемных вопросов по теме урока на основе жизненного опыта, приводить примеры животных в различных состояниях, выявлять особенности изображения разных животных; рассматривать рисунки художника 3, 7 4, 5 Е. Чарушина и участвовать в их обсуждении. принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность, осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; находить варианты решения различных художественно-творческих задач. уметь участвовать в диалоге, обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. Изображение характера человека: мужской образ 2 Предметные:Иметь представление: о красоте внутренней и внешней. 4, 5 Уметь: создавать живописными материалами выразительные, контрастные образы доброго и злого героя Метапредметные: участвовать в обсуждении проблемных вопросов по теме урока на основе жизненного опыта, приводить примеры животных в различных состояниях, выявлять особенности изображения разных животных; рассматривать рисунки художника Е. Чарушина и участвовать в их обсуждении. : принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность, осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; находить варианты решения различных художественно-творческих задач. : уметь участвовать в диалоге, обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. Образ человека в 1 Предметные:Иметь представление: о способах передачи характера в 3 скульптуре объемном изображении человека. Уметь: работать с пластилином Метапредметные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог Человек и его украшения 1 О чѐм говорят украшения 1 Образ здания. 1 Предметные:Иметь представление: о декоре, декоративно-приклад1 ном искусстве. Уметь: использовать цвет для передачи характера изображения Метапредметные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог Предметные:Иметь представление: о декоре, декоративно-приклад1, 5 ном искусстве. Уметь: использовать цвет для передачи характера изображения Метапредметные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог Предметные:Иметь представление: о декоре, декоративно-приклад1, 7 1 В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы) Азбука искусства.Как говорит искусство? ном искусстве. Уметь: использовать цвет для передачи характера изображения Метапредметные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог Предметные:Иметь представление: о декоре, декоративно-приклад1, 2 ном искусстве. Уметь: использовать цвет для передачи характера изображения Метапредметные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог 8 1 Тѐплые и холодные цвета. Борьба тѐплого и холодного. Предметные:Уметь: составлять теплые и холодные цветовые гаммы Метапредметные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению 5 Тихие и звонкие цвета 1 Что такое ритм линий? 1 1 Характер линий Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог Предметные:Уметь: изображать борьбу тихого и звонкого цветов 5, 4 Метапредметные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог Предметные:Иметь представление: о ритме как выразительном сред- 5 стве изображения. Уметь: работать с пастелью и восковыми мелками Метапредметные: участвовать в обсуждении проблемных вопросов, предлагать творческие варианты решения поставленной задачи, использовать полученные знания в самостоятельной работе. уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность; находить варианты решения различных художественно-творческих задач; адекватно воспринимать оценку учителя. уметь участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. Предметные:Уметь: изображать ветки деревьев с определенным ха- 6, 7 рактером Метапредметные: участвовать в обсуждении проблемных вопросов, предлагать творческие варианты решения поставленной задачи, использовать полученные знания в самостоятельной работе. уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей; рационально строить 1 Ритм пятен 1 Пропорции выражают характер самостоятельную деятельность; находить варианты решения различных художественно-творческих задач; адекватно воспринимать оценку учителя. уметь участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. Предметные:Уметь: использовать технику обрывной 5 аппликацииУметь: изображать борьбу тихого и звонкого цветов Метапредметные: участвовать в обсуждении проблемных вопросов, предлагать творческие варианты решения поставленной задачи, использовать полученные знания в самостоятельной работе. уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность; находить варианты решения различных художественно-творческих задач; адекватно воспринимать оценку учителя. уметь участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. Предметные:Уметь: создавать выразительные образы животных или 4, 6. 7 птиц. Метапредметные: участвовать в обсуждении проблемных вопросов, предлагать творческие варианты решения поставленной задачи, использовать полученные знания в самостоятельной работе. уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность; находить варианты решения различных художественно-творческих задач; адекватно воспринимать оценку учителя. 1 Ритм линий и пятен, цвет, пропорции – средства выразительности 1 Обобщающий урок года уметь участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. Предметные:уметь: работать с разными материалами 7 Метапредметные:Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог Предметные:Уметь: обсуждать творческие работы, оценивать 2, 4 собственную художественную деятельность Метапредметные: участвовать в обсуждении проблемных вопросов, предлагать творческие варианты решения поставленной задачи, использовать полученные знания в самостоятельной работе. уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей; рационально строить самостоятельную деятельность; находить варианты решения различных художественно-творческих задач; адекватно воспринимать оценку учителя. уметь участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. 3 класс (34ч.) Раздел Значимые темы искусства. О чем говорит искусство? Кол-во часов Темы 15 Колво часов Основные виды деятельности обучающихся (на уровне универсальных учебных действий) Основные направления воспитательной деятельности 1 Предметные: характеризовать и эстетически оценивать разные виды игрушек, материала, из которых они сделаны. Понимать и объяснять единство материала, формы и украшения. Создавать выразительную пластическую форму игрушки из пластилина и украшать еѐ Метапредметные: знание образцов игрушек Дымкова, Филимонова, Хохломы, Гжели. Умения выполнять роль мастера Украшения, расписывая игрушки. Умение преобразиться в мастера Постройки, создавая форму игрушки, умение конструировать и расписывать игрушки Предметные: характеризовать связь между формой, декором посуды и еѐ назначением. Уметь выделять конструктивный образ и характер декора в процессе создания посуды. Овладеть навыками создания выразительной формы посуды в лепке. Метапредметные: знание работы мастеров Постройки, Украшения, Изображения. Знание отличия образцов посуды, созданных мастерами промыслов (Гжель, Хохлома) Умение изобразить посуду по своему образцу. Знание понятия «сервиз» Предметные: наблюдение за конструктивными особенностями орнаментов и их связью с природой. Воспринимать и эстетически оценивать разнообразие вариантов росписи ткани на примере платка. Умение составить простейший орнамент при выполнении эскиза платка. Метапредметные: знание основных вариантов композиционного решения росписи платка. Обрести опыт творчества и художественнопрактические навыки в создании эскиза росписи платка. Предметные: понимать роль цвета и декора в создании образа комнаты. Обрести опыт творчества и художественно-практические навыки в 4 Твои игрушки 1 Посуда у тебя дома. 1 Мамин платок. 1 1, 5 1, 4 5, 7 создании эскиза обоев или штор для определенной комнаты. Метапредметные: знание роли художников в создании обоев, штор. Понимание роли каждого из Братьев-Мастеров в создании обоев и штор: построение ритма, изобразительные мотивы. Обои и шторы у тебя дома. 1 Твои книжки. 2 Поздравительная открытка 1 Виды художественной деятельности. Труд художника для твоего дома. Памятники архитектуры . 1 Предметные: понимать роль художника и Братьев –Мастеров в создании книги. Уметь отличать назначение книг, оформлять обложку иллюстрации Метапредметные: знание художников, выполняющих иллюстрации. Знание отдельных элементов оформления книги. Овладеть навыками коллективной работы. Предметные: понимать роль художника и Братьев –Мастеров в создании форм открыток изображений на них. Метапредметные: знание видов графических работ ( работа в технике граттажа, графической монотипии, аппликации или смешанной технике) Умение выполнить простую графическую работу. Предметные: участвовать в творческой обучающей игре, организованной на уроке в роли зрителей, художников , экскурсоводов. Метапредметные: осознавать важную роль художника, его труда в создании среды жизни человека, предметного мира в каждом доме. Эстетически оценивать работы сверстников. 4, 1 Предметные: учиться видеть архитектурный образ, образ городской среды. Знание основных памятников города, места их нахождения. Воспринимать и оценивать эстетические достоинства старинных и современных построек родного города. Метапредметные: знание художников – скульпторов и архитекторов. Изображать архитектуру своих родных мест, выстраивая композицию листа. Понимать, что памятники архитектуры -это достояние народа. 1 7, 4 4 1 Парки, скверы, бульвары. 1 Ажурные ограды. 1 Фонари на улицах и в парках. Витрины на улицах. 1 1 Предметные: сравнивать и анализировать парки, скверы и бульвары с точки зрения их разного назначения и устроения. Метапредметные: знание, в чем заключается работа художникаархитектора. Знание, понятия «ландшафтная архитектура»; что работа художника-архитектора – работа целого коллектива. Умение изобразить парк или сквер. Овладевать приемами коллективной творческой работы в процессе создания общего проекта. Предметные: воспринимать, сравнивать, давать эстетическую оценку чугунным оградам в Санкт-Петербурге, Москве, Саратове. Различать деятельность Братьев-Мастеров при создании ажурных оград. Фантазировать, создавать проект ажурной решетки. Метапредметные: закрепить приемы работы с бумагой: складывание, симметричное вырезание. Знание разных инженерных формы ажурных сцеплений металла. Умение конструировать из бумаги ажурные решетки. Предметные: воспринимать, сравнивать, анализировать, давать эстетическую оценку старинным в Санкт-Петербурге, Москве, Саратове. Отмечать особенности формы и украшений. Метапредметные: изображать необычные фонари. Знание виды и назначение фонарей. Умение придумать свои варианты фонарей для детского праздника 1, 2 Предметные: Понимать работу художника и Братьев-Мастеров по созданию витрины как украшения улицы города и своеобразной рекламы товара. Знание оформления витрин по назначению и уровню культуры города. Метапредметные: фантазировать, создавать творческий проект оформления витрины магазина. Овладевать композиционными и оформительскими навыками в процессе создания облика витрины магазина. Предметные: уметь видеть образ в облике машины, характеризовать, сравнивать, обсуждать разные формы автомобилей и их украшения. 4, 7 1, 2 1. 2, 7 7. 4 Удивительный транспорт. 1 Труд художника на улицах моего города (села). 19 Виды художественно й деятельности. 1 Предметные: понимать и объяснять важную роль художника в цирке. Учиться изображать яркое, веселое подвижное. Метапредметные:Знаниеотличия и сходство театра и цирка. Умение создать эскиз циркового представления. Знание элементов оформления, созданных художником в цирке: костюм, реквизит. 1 1 Предметные: Сравнивать объекты, элементы театрально-сценического мира. Понимать и уметь объяснять роль театрального художника в создании спектакля. Метапредметные:Знаниеистоков театрального искусства. Умение создать эпизод театральной сказки. Придумать эскиз театрального костюма Знание, каким был древний античный театр. Умение нарисовать эскиз театрального костюма. Предметные: Отмечать характер, настроение, выраженные в маске, а так же выразительность формы, декора, созвучные образу. Метапредметные:Знаниеистории происхождения театральных масок. Умение конструировать маску из бумаги. Конструировать выразительные и острохарактерные маски к театральному представлению или празднику. Предметные: Иметь представление о разных видах кукол, о кукольном театре в наши дни. Использовать куклу для игры в кукольный театр. Метапредметные:Знание театра кукол как пример видового 1, 2 Художник в цирке. Художник в театре. 2 Маски. 1 Театр кукол. Метапредметные: видеть, сопоставлять, объяснять связь природных форм с инженерными конструкциями. Знание разных видов транспорта. Умение изобразить разные виды транспорта. Обрести новые навыки в конструировании бумаги. Предметные: осознавать и уметь объяснить нужную работу художника 7 в создании облика города. Участвовать в занимательной образовательной игре в качестве экскурсовода. Метапредметные: овладеть приемами коллективной творческой деятельности 7, 4 5, 4 1 Многообразие мира театра кукол 1 Афиша и плакат. 1 Праздник в городе 1 Элементы праздничного облика города. 1 Школьный праздник - карнавал 1 Изготовление масок и кукол для разнообразия театра. Умение создать театральных кукол из различных материалов. Предметные: Сравнивать объекты, элементы театрально-сценического мира. Понимать и уметь объяснять роль театрального художника в создании образа театрального героя. Метапредметные:Знаниеистоков театрального искусства. Умение создать образ героя. Предметные: Иметь представления о создании театральной афиши, плаката. Добиваться образного единства изображения и текста. Метапредметные:Знание назначения афиши. Умение создать эскиз афиши к спектаклю. Осваивать навыки лаконичного декоративно-обобщенного изображения. Предметные: Объяснять работу художника по созданию облика праздничного города. Фантазировать, как можно украсить город к празднику Победы, новому году. Метапредметные:Знание элементов праздничного оформления, умение использовать художественные материалы, передавать настроение в творческой работе. Предметные: Сравнивать объекты, элементы театрально-сценического мира. Уметь объяснить роль художника в создании театрального занавеса. Метапредметные:Знаниеустройства театра. Умение анализировать отличие театра от кинотеатра. Знание театральных художников. Предметные: Понимать роль праздничного оформления для организации праздника. Придумывать и создавать оформление к школьным и домашним праздникам. Метапредметные:Знание роли художника в зрелищных искусствах. Овладение навыками коллективного художественного творчества. Предметные: Понимать и объяснять важную роль художника в театре и цирке. Учиться изображать яркое, веселое подвижное. Метапредметные:Знаниео назначении программы. 2 4, 3 3, 1 2, 4 4 4. 7 карнавала. 1 Музеи в жизни города. Картины- особый мир. Картина-пейзаж. 2ч 1 Картина-портрет. Картина-натюрморт. 1 Картины Умение создать эскиз программы к спектаклю или цирковому представлению. Предметные: Понимать и объяснять роль художественного музея. Иметь представления о самых разных видах музеев. Метапредметные:Знания о самых значительных музеях искусства России. Знания о роли художника в создании музейных экспозиций. Умение изобразить интерьер музея. Предметные: Рассуждать о творческой работе зрителя, о своем опыте восприятия произведения искусства. Рассматривать и сравнивать картины – пейзажи. Метапредметные : Знание художников, изображающих пейзажи. Знание, что такое картина-пейзаж, о роли цвета в пейзаже. Умение изобразить пейзаж по представлению. Предметные: Иметь представление о жанре портрета. Рассказывать об изображенном на картине человеке. Метапредметные : Знание картин и художников, изображающих портреты. Умение создать кого-либо из хорошо знакомых людей по представлению, используя выразительные возможности цвета. Предметные: Воспринимать картину – натюрморт как своеобразный рассказ о человеке – хозяине вещей, о времени, в котором он живѐт, его интересах. Метапредметные : Знание, что такое натюрморт, где можно увидеть натюрморт. Умение изобразить натюрморт по представлению с ярко выраженным настроением (радостное, праздничное, грустное). Развитие композиционных и живописных навыков. Знание имен художников, работающих в жанре натюрморта. Предметные: Беседовать о картинах исторического и бытового жанра. Рассказывать, рассуждать о наиболее понравившихся картинах. Метапредметные : 1, 2 2,5, 4 5,4 5, 4 1, 2 исторические и бытовые. 1 Знание отличия исторических и бытовых картин. Умение изобразить сцену из повседневной жизни людей. Развитие композиционных навыков. Знание исторических и бытовых картин и художников, работающих в этих жанрах. Освоение навыков изображения в смешанной технике. 1, 2 1 Предметные: Сопоставить изображение на плоскости и объемное. Наблюдение за скульптурой и еѐ объемом. Закрепление навыков работы с пластилином. Метапредметные : Знание, что такое скульптура. Знание нескольких знаменитых памятников и их авторов. Умение смотреть на скульптуру и лепить фигуру человека или животного, передавая выразительную пластику движения. Предметные: Участвовать в организации выставки детского художественного творчества, проявляя творческую активность. Проводить экскурсии по выставке детских работ. Метапредметные : Знание крупнейшие музеи страны. Понимания роли художника в жизни каждого человека. 4, 3 Скульптура в музее и на улице. Художественная выставка. (обощение темы) 1 4 класс (34ч.) Раздел Значимые темы искусства. О чем Колво часов 34 Темы Колво часов Основные виды деятельности обучающихся (на уровне универсальных учебных действий) Основные направления воспитательной деятельности говорит искусство? 2 Пейзаж родной земли 2 Деревнядеревянный мир. 2 Красота человека 2 Народные праздники Метапредметные: Наблюдать природу и природные явления. Планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианта решений различных художественнотворческих задач. Предметные: Знание характерных черт родного пейзажа. Знание художников, изображающих природу. Умение нарисовать пейзаж по памяти Метапредметные: Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных и практических работ, реализации проектов. Умение осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. Предметные: Знание устройства русской избы, украшение избы. Умение создать образ избы. Овладение навыками конструирования из бумаги конструкции избы. Метапредметные: Умение осуществлять поиск информации, используя материалы представленных картин и учебника, выделять этапы работы. Овладевать основами живописи. Предметные: Умение создать женский народный образ. Знание художников изображающих женские портреты в русских национальных костюмах. Характеризовать и эстетически оценивать образы в произведениях художников Метапредметные: Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных и практических работ, реализации проектов. Умение осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного 1, 6 1,2 2, 1 1, 2, 4 1 Родной угол 1 Древние соборы 1 Города Русской земли результата. Предметные: Знание несколько произведений на темы народных праздников. Создание коллективного панно на тему народных праздников. Метапредметные: Умение анализировать образец, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу; оценивать по заданным критериям; формулировать собственное мнение и позицию; анализировать роль пропорций в архитектуре. Предметные: Знание понятия «макет», как выбиралось место для постройки крепостной стены, башни, ворот. Знать конструкцию внутреннего пространства древнего русского города. Умение конструировать крепостные башни, ворота Умение применять правила работы с бумагой, планировать свои действия в соответствии с замыслом. Метапредметные: Умение анализировать образец, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу; оценивать по заданным критериям; формулировать собственное мнение и позицию; анализировать роль пропорций в архитектуре. Предметные: Знание особенности соборной архитектуры, пропорции соборов. Умение объяснять, почему собор является смысловым центром города. Знание конструкции, символики частей храма, украшений храма. Умение выполнять групповую работу по постройке древнего города. Метапредметные: Умение осуществлять поиск информации, используя материалы представленных картин и учебника, выделять этапы работы. Овладевать основами живописи Предметные: Знание организации внутреннего пространства кремля. Умение написать пейзаж с церковью. Умение передавать настроение 1 1, 2 1, 2 1 Древнерусские воины- защитники 1 Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва. 1 Узорочье теремов композиции, составлять композицию, последовательно еѐ выполнять. Метапредметные: 1, 2 Умение создавать элементарные композиции на заданные темы графическими материалами. Умение использовать правила рисования фигуры человека Предметные: Знание, как жили князь и его люди, как одевались. Умение изобразить древнерусских воинов. Знание различия в жизни князя с дружиной и торгового люда. Овладение навыками изображения фигуры человека Метапредметные: 1, 2 Умение осуществлять поиск информации, используя материалы учебника, выделять этапы работы. Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ. Предметные: Знание основных структурных частей города. Знание старинных русские городов: Москва, Новгород, Владимир, Суздаль, Ростов Великий. Умение отличать эти города Умение завершить коллективную работу по созданию макета древнего города с его жителями. Метапредметные: 1, 2, 4 Умение создавать элементарные композиции на заданную тему. Умения использовать правила передачи пространства на плоскости в изображении внутреннего убранства палат Предметные: Знание понятия «узорочье». Знание роли постройки, украшения и изображения в создании образа древнерусского города. Умение изобразить праздничную нарядность, узорочье интерьера терема. 1 Метапредметные: Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств; понимать ценность искусства в гармонии человека с окружающим миром; моделировать коллективное панно и давать оценку итоговой работе. Уметь находить справочно-информационный материал по теме и пользоваться им. Предметные: Знание картин русских художников (А. Коровина, В. Васнецова, А. Рябушкина). Умение создавать много фигурные композиции в коллективном панно, изображать предметный мир праздника «Княжеский пир 1, 4 2 Метапредметные: Уметь понимать взаимосвязь изобразительного искусства с литературой и музыкой. Умение осуществлять поиск информации, используя материалы учебника, выделять этапы работы. Участвовать в творческой деятельности при выполнении учебных практических работ Предметные: Знание необычной художественной культуры Японии. Знание особенности легких конструкций, построек в Японии. Умение изображать природу через детали Приобретать новые умения в работе с выразительными средствами художественных материалов. Метапредметные: Умение осуществлять поиск информации, используя материалы учебника, выделять этапы работы. Участвовать в творческой деятельности при выполнении учебных практических работ. Предметные: Знание образа жилых построек народов. Умение цветом передавать пространственные планы. Метапредметные: Умение осуществлять поиск информации, Фотографии пустыни, архитектурных построек азиатского города используя материалы учебника, выделять этапы работы. Участвовать в творческой 2 Пир в теремных палатах. Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии 2 Народы гор и степей 2 Города в пустыне 2, 4 2, 4 2 Древняя Эллада 2 Европейские города Средневековья 1 Многообразие художественных культур в мире( обобщение темы) деятельности при выполнении учебных практических работ Предметные: Знание особенностей архитектуры среднеазиатского города Умение выполнить объѐмную аппликацию среднеазиатского города. Овладевать навыками конструирования из бумаги и орнаментальной графики. Метапредметные: Умение осуществлять поиск информации, используя материалы учебника, выделять этапы работы. Участвовать в коллективной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ Предметные: Знание искусства Древней Греции, архитектуры Акрополя. Умение характеризовать отличительные черты и конструктивные элементы греческого храма. Умение моделировать из бумаги конструкции греческих храмов Метапредметные: Умение осуществлять поиск информации, используя материалы учебника, выделять этапы работы. Участвовать в коллективной творческой деятельности при выполнении панно. Умение рационально самостоятельно строить творческую деятельность, организовывать рабочее место. Предметные: Знание образа готических городов средневековой Европы, готические витражи. Уметь конструировать объемные формы, усложняя их декоративными деталями Умение цветом передавать пространственные планы. Метапредметные: Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств; понимать ценность искусства в гармонии человека с окружающим миром. Уметь находить справочно-информационный материал по теме и пользоваться им Предметные: Знание общих представлений об образах городов разных стран, их 2, 5 2, 5 2, 4 2 Материнство 2 Мудрость старости 1 Сопереживание 1 Герои-защитники жителях (в разные столетия). Умение отличать образы городов, анализировать эти отличия. Метапредметные: Умение выражать свое отношение к произведению изобразительного искусства. Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств. Умение давать оценку своей работе по заданным критериям. Предметные: Знание художников, изображающих красоту материнства. Умение изобразить мать и дитя. Развивать навыки композиционного изображения Метапредметные: Умение выражать свое отношение к произведению изобразительного искусства. Умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работы одноклассников Предметные: Знание художников, изображающих пожилых людей. Знание, что красота – это эстетическая и духовная категория. Умение найти хорошее в повседневной жизни стариков; изобразить любимых бабушку, дедушку. Развивать навыки восприятия произведения искусства. Метапредметные: Умение выражать свое отношение к произведению изобразительного искусства. Умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работы одноклассников Предметные: Знание, художников и полотен Раскрывающих тему сопереживания. Умение изобразить рисунок с драматическим сюжетом Метапредметные: Умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Умение выражать свое отношение к произведению изобразительного искусства. Предметные: Знание героев Сталинградской битвы. Знание памятников героям 1, 5, 4 1, 5, 4 2, 5 1, 5 1 Юность и надежды 1 Искусство народов мира ( обобщение темы) Отечества. Умение выполнить памятник в графике. Метапредметные: Умение осуществлять поиск информации, используя материалы представленных картин и учебника, выделять этапы работы. Овладевать основами владения графическими материалами. Предметные: Знание основных сюжетов и тем детства, юности в произведениях художников. Умение изобразить радость детства с помощью графических материалов Метапредметные: Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств; понимать ценность искусства в гармонии человека с окружающим миром. Предметные: Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии. Формирование понимания особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека. СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения учителей начальных классов МБОУ СОШ № 28 от «30»августа 2021 года № 1 ___________ Труфанова Л.А.. Заместитель директора по УВР ____________ Новосельцева Н.Н. подпись руководителя МО Ф.И.О. подпись Ф.И.О. «31»августа 2021 года 4, 7 4, 7 ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП Сертификат 310227031995278721568419988831218614170173341613 Владелец Шмигельская Ольга Константиновна Действителен С 13.09.2022 по 13.09.2023