Спасайкин

Белоглинский район, ст. Новолокинская
(территориальный, административный округ (город, район, поселок)

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №28 имени И.Г.Турищева Белоглинского района»
(полное наименование образовательного учреждения)

УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
МБОУ СОШ № 28
от «31» августа 2021 года протокол № 1
Председатель _____ Шмигельская О.К.
подпись руководителя ОУ

Ф.И.О.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По кружку «Спасайкин»
(указать учебный предмет, курс)

Уровень образования (класс)
начальное общее , 1-4 кл.
(начальное общее, основное общее образование с указанием классов)

Количество часов 135 ч.
Учитель или группа учителей, разработчиков рабочей программы Труфанова Лариса Александровна, Акинина Татьяна Александровна,
учителя начальных классов МБОУ СОШ №28
Программа разработана в соответствии ООП НОО, утвержденной на педагогическом совете МБОУ СОШ № 28 от 31.08. 2021 протокол № 1
с учетом ООП НОО от 8 апреля 2015 года №1/15с учетом «Программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа
жизни»

Рабочая программа кружка «Спасайкин» для 1-4 классов составлена на основе «Программы формирования экологической культуры,
здорового и безопасного образа жизни»
Рабочая программа кружка «Спасайкин » разработана в рамках спортивно-оздоровительной направленности .
1. Планируемые результаты освоения учебного курса
Личностные результаты
1.Гражданско-патриотическое воспитание:
- становление ценностного отношения к своей Родине — России;
- осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;
- сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
- уважение к своему и другим народам;
- первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственноэтических нормах поведения и правилах межличностных отношений
2. Духовно-нравственное воспитание:
- признание индивидуальности каждого человека;
- проявление сопереживания, уважения и доброжелательности к другому человеку;
- неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям
3. Эстетическое воспитание:
- уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и
других народов;
- стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности
4. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:
- соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной);
- бережное отношение к физическому и психическому здоровью
5. Трудовое воспитание:
- осознание ценности труда в жизни человека и общества, бережное отношение к результатам труда, интерес к различным профессиям
6. Экологическое воспитание:
- бережное отношение к природе;
- неприятие действий, приносящих ей вред
7. Формирование представлений о ценности научного познания:
- первоначальные представления о научной картине мира;
- познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании
Метапредметные

Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимися своей деятельности: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль,
коррекция, оценка, саморегуляция.
Познавательные УУД включают самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; постановка и формулирование
проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; поиск и выделение
необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; выбор наиболее
эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; структурирование знаний; умение адекватно, осознанно и
произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи; рефлексия; способность и умение учащихся производить простые
логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, доказательство, вывод аналогий и др.)
Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде
всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем,
интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Предметные:
1 класс
Должны знать:
-общие понятия и чрезвычайные ситуации. Что такое авария на производстве, экологическая катастрофа, стихийное бедствие;
-основные понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни». Режим дня, необходимые условия, обеспечивающие сохранение и укрепление
здоровья. Как ухаживать за своим телом;
-общие правила оказания первой медицинской помощи при порезах, ожогах, укусах насекомых, кровотечениях;
-наиболее безопасный путь в школу и домой. Правила перехода дороги при высадке из транспортного средства;
-правила безопасного поведения в парке, скверах. В лесу, понятие об ориентировании на местности;
-опасные животные и насекомые. Правила безопасного поведения и меры защиты.
2 класс
Должны знать:
-чем опасны водоемы зимой, какие меры предосторожности следует принять при движении по льду водоемов;
-правила поведения на пляже. Правила купания в оборудованных и необорудованных местах;
-правила безопасного поведения в лесу, в поле;
-возможные опасные ситуации при движении по открытой местности: ориентирование, правила -поведения во время дождя, грозы, снегопада и
др.; ядовитые растения, грибы, ягоды. Правила --поведения при встрече с опасными животными и насекомыми; от чего зависит наше здоровье. Как живет наш организм. Наши органы: головной мозг, нервы, глаза, уши, зубы, мышцы, кости и суставы; сердце и кровеносные сосуды, желудок
и кишечник. Что такое неинфекционные заболевания, их связь с образом жизни. Избыточный вес; травмы, порезы, ссадины и царапины.
Отравления. Их причины и признаки;

какими бывают чрезвычайные ситуации. Чрезвычайные ситуации природного происхождения. Наводнения, причины наводнений; как оповещают
население о чрезвычайных ситуациях. Что необходимо сделать по сигналу «Внимание всем!».
3 класса.
Учащиеся должны знать:
Чем опасны водоѐмы зимой, какие меры предосторожности следует принять при движении по льду водоѐмов;
Правила поведения на пляже. Правила купания в оборудованных и необорудованных местах.
Правила безопасного поведения в лесу, в поле;
Возможные опасные ситуации при движении по открытой местности: ориентирование, правила поведения во время дождя, грозы,
снегопада и др..
Ядовитые растения, грибы, ягоды. Правила поведения при встрече с опасными животными и насекомыми.
От чего зависит наше здоровье? Как живѐт наш организм? Наши органы: головной мозг, нервы, глаза, уши, зубы, мышцы, кости и суставы;
сердце и кровеносные сосуды, желудок и кишечник. Что такое неинфекционные заболевания, их связь с образом жизни. Избыточный вес.
Травмы, порезы, ссадины и царапины. Отравления. Их причины и признаки.
Какими бывают чрезвычайные ситуации. Чрезвычайные ситуации природного происхождения. Наводнения, причины наводнений.
Как оповещают население о чрезвычайных ситуациях. Что необходимо сделать по сигналу «Внимание всем!».
Учащиеся должны уметь:
Правильно переходить по льду.
Правильно вести себя на пляже.
Плавать техникой плавания «Кроль на груди».
Ориентироваться в лесу. Уметь вести себя на реке зимой.
Уметь правильно вести себя при встрече с опасными животными и насекомыми, суметь защититься от них.
Уметь распознать отравление и оказать первую помощь при отравлении грибами.
Оказать первую помощь при царапине, ссадине, порезе, при небольшом ожоге или обморожении.
Уметь действовать при сигнале «Внимание всем!»
4 класса.
учащиеся должны знать:
правила перехода дороги;
правила движения на велосипедах;
правила безопасного поведения при следовании железнодорожным транспортом, обязанности пассажиров;
основные правила поведения на воде, при купании, при отдыхе у воды, прикатании на лодке;
способы и средства спасания утопающих, основные спасательные средства;
как ориентироваться на местности;
как организовать безопасную переправу через водную преграду: меры пожарной безопасности при разведении костра;

когда следует вызвать «скорую помощь» и порядок еѐ вызова;
основные понятия- «здоровье», «здоровый образ жизни»
факторы, влияющие на состояние здоровья- (курение, алкоголь, токсикомания).
учащиеся должны уметь:
правильно переходить дорогу, перекрѐсток;
ориентироваться на местности: определять стороны горизонта по компасу и местным признакам;
определять расстояние по карте и по местности;
организовать безопасную переправу через небольшой ручей или канаву;
завязать 1-2 вида узлов;
развести и погасить костѐр;
вызвать «скорую помощь», оказать первую помощь при порезах и ссадинах, ушибах, небольшом ожоге, при попадании инородного тела в
глаз, ухо или нос, при укусе насекомыми, собакой, кошкой, при кровотечении из носа;
оказать первую помощь при травме опорно-двигательного аппарата (кисти рук, бедра, колена).
2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
1 класс (33 ч)
I. Защита человека в чрезвычайных ситуациях (5 ч)
1.1. Чрезвычайные ситуации. Общие понятия (5ч.)
Общие понятия опасности и чрезвычайной ситуации. Авария на производстве, экологическая катастрофа, стихийное бедствие.
II. Основы здорового образа жизни (4 ч)
2.1. Основные понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни»(3ч.)
Режим дня первоклассника, необходимые условия, обеспечивающие сохранение и укрепление его здоровья, умственная и физическая
работоспособность, нарушение режима дня, профилактика переутомления.
2.2. Основы личной гигиены (1ч.)
Умывание и купание. Как ухаживать за своим телом.
III. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи (3 ч)
3.1. Основные виды травм у детей младшего школьного возраста (1ч.)
Ожоги. Как уберечься от ожогов.
3.2. Оказание медицинской помощи при порезах, ожогах, укусах насекомых (2ч.)
Первая медицинская помощь при кровотечениях, ожогах, укусах насекомых.
IV. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся (21 ч)
4.1. Безопасное поведение дома (6ч.)
Возможные опасности и опасные ситуации, которые могут возникнуть дома. Их профилактика. Как вести себя, когда ты дома один. Не
торопись быть взрослым.

Электричество и газ как источники возможной опасности.
Лекарства и средства бытовой химии как источники опасности.
«Опасная высота» — опасности, возникающие при нарушении правил поведения в жилище, на балконах и лестничных клетках.
4.2. Пожарная безопасность и поведение при пожаре (3ч.)
Огонь и человек. Причина возникновения пожаров в доме. Дым и его опасность. Правила безопасного поведения при возникновении пожара в
доме.
4.3. Безопасное поведение в ситуациях криминогенного характера (4ч.)
Опасные ситуации, которые могут возникнуть при контактах с незнакомыми людьми. Правила безопасного общения с незнакомыми людьми
на улице, в подъезде дома, по телефону, в случае если незнакомый человек стучится или звонит в дверь. Где можно и где нельзя играть.
4.4. Безопасное поведение на улицах и дорогах (4ч.)
Наиболее безопасный путь в школу и домой. Правила перехода дорог. Движение пешеходов. Дорожные знаки. Сигналы светофора и
регулировщика.
Мы — пассажиры, обязанности пассажира. Безопасная поза при аварийной ситуации в транспорте.
4.5. Безопасное поведение на природе (4ч.)
Температура окружающего воздуха, ее влияние на здоровье человека. Одежда по сезону. Погодные условия (ветер, дождь, снег), правила
поведения.
2 класс (34 ч)
I. Защита человека в чрезвычайных ситуациях (5ч.)
1.1. Чрезвычайные ситуации (3ч)
Какими бывают чрезвычайные ситуации. Чрезвычайные ситуации природного происхождения. Наводнения, причины наводнений.
Мероприятия по защите от наводнений.
1.2. Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения (2ч)
Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях.
Сигнал «Внимание всем!». Что необходимо сделать по сигналу «Внимание всем!».
II. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи (12ч)
2.1. Болезни, их причины и связь с образом жизни (10ч)
От чего зависит наше здоровье. Как живет наш организм, из чего состоит тело человека.
Наши органы: головной мозг, нервы, глаза, уши, зубы, мышцы, кости и суставы; сердце и кровеносные сосуды, желудок и кишечник. Органы
дыхания.
Болезни и их возможные причины. Пути передачи инфекционных заболеваний.
Заноза, кровотечение, укус, ушиб.
2.2. Первая медицинская помощь при отравлении пищевыми продуктами (2ч.)
Отравления. Причины отравлений. Признаки отравлений. Первая помощь при отравлении грибами.
III. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся (17ч.)
3.1. Безопасное поведение на воде (2ч.)
Чем опасны водоемы зимой. Меры предосторожности при движении по льду водоемов.

Правила купания в оборудованных и необорудованных местах. Правила поведения на пляже.
3.2. Безопасное поведение на природе. Нарушение экологического равновесия в местах проживания, правила поведения (8ч.)
Чистый воздух, его значение для здоровья человека, причины загрязнения.
Правила безопасного поведения в лесу, в поле, у водоема. Как ориентироваться в лесу. Как вести себя на реке зимой.
Опасные ситуации в природе: дождь, гроза, снегопад и др. Ориентирование. Правила поведения.
Ядовитые растения, грибы, ягоды, меры безопасности.
Опасные животные и насекомые. Правила поведения при встрече с опасными животными и насекомыми, меры защиты от них.
3.3. Безопасное поведение на дорогах (7ч.)
Движение пешеходов по дорогам. Элементы дорог.
Правила перехода дорог. Перекрестки. Сигналы светофора и регулировщика.
Правила перехода дорог при высадке из транспортного средства. Обязанности пассажира. Безопасная поза при аварийной ситуации в
транспорте.
Безопасное поведение на улицах и дорогах. Где можно и где нельзя играть.
3 класс (34 ч)
I. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся (23ч.)
1.1. Безопасное поведение на дорогах (7ч.)
Движение пешеходов по дорогам. Правостороннее и левостороннее движение.
Элементы дорог. Дорожная разметка. Перекрестки. Их виды.
Переходим дорогу, перекресток. Сигналы светофора и регулировщика.
Виды транспортных средств. Специальные транспортные средства. Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств. Скорость
движения городского транспорта. Состояние дороги, тормозной путь автомобиля. Загородная дорога, движение пешехода по загородной дороге.
1.2. Мы — пассажиры (4ч.)
Безопасность пассажиров. Обязанности пассажиров. Правила посадки в транспортное средство и высадки из него. Поведение при угрозе и во
время аварии. Безопасная поза.
1.3. Пожарная безопасность и поведение при пожаре (3ч.)
Пожар в общественных местах (школа, кинотеатр), причина пожаров. Правила поведения при возникновении пожара в общественных местах.
Страх, навыки безопасного поведения.
Возникновение пожара в общественном транспорте, правила поведения.
1.4. Безопасное поведение дома (5ч.)
Лифт — наш домашний транспорт.
Меры безопасности при пользовании предметами бытовой химии. Профилактика отравлений.
Соблюдение мер безопасности при пользовании электрическими приборами в быту.
Соблюдение мер безопасности при пользовании газовыми приборами и печным отоплением.
1.5. Безопасное поведение в ситуациях криминогенного характера (4ч,)
Правила обеспечения сохранности личных вещей.

Защита квартиры (дома) от воров и грабителей: звонок в дверь, звонок (беседа) по телефону.
Особенности поведения с незнакомыми людьми: опасные незнакомцы.
II. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи (3ч.)
2.1. Первая медицинская помощь при отравлении газами (3ч.)
Отравление. Причины отравлений газообразными или вдыхаемыми токсическими веществами. Профилактика отравлений. Признаки
отравления угарным газом. Первая помощь при отравлении угарным газом.
III. Защита человека в чрезвычайных ситуациях.(8ч.)
3.1. Чрезвычайные ситуации (5ч.)
Чрезвычайные ситуации природного происхождения — стихийные бедствия. Примеры стихийных бедствий: тайфуны, ураганы, бури
(штормы), смерчи, снегопады, метели, наводнения. Их последствия, мероприятия по защите.
Лесные пожары. Действия школьников по их предупреждению.
3.2. Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения (3ч.)
Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. Примеры содержания речевой информации о чрезвычайных ситуациях.
4 класс (34 ч)
I. Основы здорового образа жизни(8ч.)
1.1. Основные понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни» (5ч.)
Понятие здоровья. Факторы, влияющие на него. Основы здорового образа жизни и безопасность человека. Режим дня. Здоровое питание.
Профилактика переедания, пищевых отравлений. Инфекционные болезни. Пути передачи инфекционных заболеваний. Профилактика
инфекционных заболеваний.
1.2. Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек (3ч.)
Курение и его влияние на состояние здоровья. Алкоголь и его влияние на умственную и физическую работоспособность человека.
Профилактика вредных привычек.
II. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи (11ч.)
2.1. Основные виды травм у детей младшего школьного возраста, первая медицинская помощь (6ч.)
Основные виды травм у детей младшего школьного возраста. Переломы, вывихи и растяжения связок.
Когда следует вызывать «скорую помощь» и каков порядок ее вызова.
Кровотечение, первая медицинская помощь. Ушибы, сотрясение мозга, попадание инородных тел в глаз, ухо, нос, первая медицинская помощь.
Первая медицинская помощь при укусах насекомых, собак, кошек.
Кровотечение из носа, оказание первой медицинской помощи.
2.2. Практические занятия по отработке навыков оказания первой медицинской помощи (5ч.)
Первая медицинская помощь при наружном кровотечении.
Правила обработки ран. Перевязка ран.
Оказание первой медицинской помощи при ожогах и обморожении.
Оказание первой медицинской помощи при отравлениях.
Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата (при травме кистей рук, бедра, колена).

III. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся (15ч.)
3.1. Безопасное поведение в быту (контрольные задания на повторение пройденного в 1—3 классах) (2ч.)
Опасные шалости и игрушки. Профилактика возможных опасных ситуаций в быту. Опасная высота.
3.2. Безопасное поведение на улицах и дорогах (повторение пройденного в 1—3 классах)(7ч.)
Безопасность пешеходов при движении по дорогам.
Элементы дорог. Дорожная разметка. Правила перехода дорог. Перекрестки. Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств.
Соблюдение правил движения велосипедистами. Причины дорожно-транспортного травматизма.
Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД).
Железнодорожный транспорт, его особенности, безопасное поведение при следовании железнодорожным транспортом, обязанности
пассажира.
3.3. Безопасное поведение на природе (4ч.)
Ориентирование на местности. Понятие ориентира. Определение сторон горизонта по компасу, солнцу, часам и местным предметам.
Безопасная переправа через водную преграду. Умение вязать узлы. Костер.
Меры пожарной безопасности при разведении костра.
3.4. Безопасное поведение на воде (2ч.)
Основные правила поведения на воде, при купании, отдыхе у воды, катании на лодке. Способы и средства спасения утопающих. Основные
спасательные средств
3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс (33 ч)
Разделы

Кол-во
часов

Защита человека 5
в чрезвычайных
ситуациях
1.1. Чрезвычайные
ситуации. Общие 5
понятия

Темы

Кол-во
часов

Основные виды деятельности обучающихся (на
уровне универсальных учебных действий)

1

Познавательные: Закреплять понятия «опасность»,
«безопасность».
Учить предвидеть опасность, находить опасные
предметы.
Учить правила безопасного поведения.
Применять правила поведения в чрезвычайных
ситуациях.
7,5
Владеть способами защиты населения от
7,6
чрезвычайных ситуаций природного и
7,6
техногенного характера;
Регулятивные УУД обеспечивают организацию

Общие понятия опасности и
чрезвычайной ситуации.
Авария на производстве.
Экологическая катастрофа.
Стихийное бедствие.

1
1
1

Основные
направления
воспитательной
деятельности
4,7

учащимися своей деятельности: целеполагание,
планирование,
прогнозирование,
контроль,
коррекция, оценка, саморегуляция Познавательные
УУД включают самостоятельное выделение и
формулирование познавательной цели; постановка
и формулирование проблемы, самостоятельное
создание алгоритмов деятельности при решении
проблем творческого и поискового характера;
поиск и выделение необходимой информации;
применение методов информационного поиска, в
том числе с помощью компьютерных средств;
выбор наиболее эффективных способов решения
задач в зависимости от конкретных условий;
структурирование знаний; умение адекватно,
осознанно и произвольно строить речевое
высказывание в устной и письменной речи;
рефлексия; способность и умение учащихся
производить простые логические действия (анализ,
синтез, сравнение, обобщение, классификация,
доказательство, вывод аналогий и др.)
Коммуникативные УУД обеспечивают социальную
компетентность и сознательную ориентацию
учащихся на позиции других людей (прежде всего,
партнера по общению или деятельности), умение
слушать и вступать в диалог, участвовать в
коллективном
обсуждении
проблем,
интегрироваться в группу сверстников и строить
продуктивное взаимодействие и сотрудничество со
сверстниками и взрослыми.
Обобщение по разделу
Основы
здорового образа
жизни
2.1. Основные
понятия
«здоровье» и

4
Режим дня
первоклассника .

1
1

Познавательные: Познакомить с режимом дня для
первоклассников
Формировать умения о соблюдении режима дня
Закрепить знания об уходе за своим телом
Регулятивные УУД обеспечивают организацию
учащимися своей деятельности: целеполагание,

4
4,7

«здоровый образ
жизни»

3

2.2. Основы
личной гигиены

1

Основы
медицинских
знаний и
оказание первой
медицинской
помощи

3

3.1. Основные

Необходимые условия,
обеспечивающие сохранение и
укрепление его здоровья,
Умственная и физическая
работоспособность, нарушение
режима дня, профилактика
переутомления.
Умывание и купание. Как
ухаживать за своим телом.

1

1

1

1
Ожоги. Как уберечься от
ожогов.
.

планирование,
прогнозирование,
контроль,
коррекция, оценка, саморегуляция Познавательные
УУД включают самостоятельное выделение и
формулирование познавательной цели; постановка
и формулирование проблемы, самостоятельное
создание алгоритмов деятельности при решении
проблем творческого и поискового характера;
поиск и выделение необходимой информации;
применение методов информационного поиска, в
том числе с помощью компьютерных средств;
выбор наиболее эффективных способов решения
задач в зависимости от конкретных условий;
структурирование знаний; умение адекватно,
осознанно и произвольно строить речевое
высказывание в устной и письменной речи;
рефлексия; способность и умение учащихся
производить простые логические действия (анализ,
синтез, сравнение, обобщение, классификация,
доказательство, вывод аналогий и др.)
Коммуникативные УУД обеспечивают социальную
компетентность и сознательную ориентацию
учащихся на позиции других людей (прежде всего,
партнера по общению или деятельности), умение
слушать и вступать в диалог, участвовать в
коллективном
обсуждении
проблем,
интегрироваться в группу сверстников и строить
продуктивное взаимодействие и сотрудничество со
сверстниками и взрослыми.
Познавательные: Выработать правила оказания
первой помощи при кровотечениях
Выработать правила оказания первой помощи при
кровотечении
Выработать правила оказания первой помощи при
ожогах

Формировать умение оказать первую медицинскую
помощь при укусах насекомых.

4

4,5

4,2

4,7

виды травм у
детей младшего
школьного
возраста
3.2. Оказание
медицинской
помощи при
порезах, ожогах,
укусах насекомых

Опасные
ситуации,
возникающие в
повседневной
жизни, правила
поведения

1
Первая медицинская помощь
при кровотечениях.

1

Первая медицинская помощь
при ожогах, укусах насекомых.

1

Возможные опасности и
опасные ситуации, которые
могут возникнуть дома. Их
профилактика.

1

2

21

Регулятивные УУД обеспечивают организацию
учащимися своей деятельности: целеполагание,
планирование,
прогнозирование,
контроль,
коррекция, оценка, саморегуляция Познавательные
УУД включают самостоятельное выделение и 7,4
формулирование познавательной цели; постановка
и формулирование проблемы, самостоятельное
создание алгоритмов деятельности при решении
проблем творческого и поискового характера;
поиск и выделение необходимой информации; 7,4
применение методов информационного поиска, в
том числе с помощью компьютерных средств;
выбор наиболее эффективных способов решения
задач в зависимости от конкретных условий;
структурирование знаний; умение адекватно,
осознанно и произвольно строить речевое
высказывание в устной и письменной речи;
рефлексия; способность и умение учащихся
производить простые логические действия (анализ,
синтез, сравнение, обобщение, классификация,
доказательство, вывод аналогий и др.)
Коммуникативные УУД обеспечивают социальную
компетентность и сознательную ориентацию
учащихся на позиции других людей (прежде всего,
партнера по общению или деятельности), умение
слушать и вступать в диалог, участвовать в
коллективном
обсуждении
проблем,
интегрироваться в группу сверстников и строить
продуктивное взаимодействие и сотрудничество со
сверстниками и взрослыми.
Познавательные:Обобщить изученные знания.
4,7
Определить безопасный путь в школу
Познакомить с дорожными знаками «Пешеходный
переход», «Пешеходная дорожка», «Движение
пешеходов запрещено», «Дети», «Подземный
переход»

учащихся
4.1. Безопасное
поведение дома

6

.

Электричество и газ как
источники возможной
опасности.
Лекарства и средства бытовой
химии как источники опасности

1

Опасная высота» — опасности,
возникающие при нарушении
правил поведения в жилище, на
балконах и лестничных клетках.
Как вести себя, когда ты дома
один. Не торопись быть
взрослым.
Обобщающий урок по разделу

1

3

1

1
1

Огонь и человек. Причина
возникновения пожаров в доме.

4.2. Пожарная
безопасность и
поведение при
пожаре

Дым и его опасность. Правила
безопасного поведения при
возникновении пожара в доме.
4.3. Безопасное
поведение в
ситуациях
криминогенного
характера

1

4

2

1
Опасные ситуации, которые
могут возникнуть при контактах
с незнакомыми людьми.

Овладеть навыками осторожного обращения с
огнѐм; научиться разговаривать по телефону
Выработать правила поведения на воде
Сформировать правила безопасного поведения и
меры защиты
Познакомить с правилами при общении с
незнакомыми людьми
Вырабатывать правила игры и места, где можно
играть
Вырабатывать умение правильно вести себя в
природе
Познакомить с погодными условиями и их
влиянием на организм человека.
Регулятивные УУД обеспечивают организацию
учащимися своей деятельности: целеполагание,
планирование,
прогнозирование,
контроль,
коррекция, оценка, саморегуляция Познавательные
УУД включают самостоятельное выделение и
формулирование познавательной цели; постановка
и формулирование проблемы, самостоятельное
создание алгоритмов деятельности при решении
проблем творческого и поискового характера;
поиск и выделение необходимой информации;
применение методов информационного поиска, в
том числе с помощью компьютерных средств;
выбор наиболее эффективных способов решения
задач в зависимости от конкретных условий;
структурирование знаний; умение адекватно,
осознанно и произвольно строить речевое
высказывание в устной и письменной речи;
рефлексия; способность и умение учащихся
производить простые логические действия (анализ,
синтез, сравнение, обобщение, классификация,
доказательство, вывод аналогий и др.)

7,4

7,4

7

7,2

4
4,7

4,7

2,7

4.4. Безопасное
поведение на
улицах и дорогах

4

Правила безопасного общения с 2
незнакомыми людьми на улице,
в подъезде дома, по телефону, в
случае если незнакомый человек
стучится или звонит в дверь.
Где можно и где нельзя играть.
1
Наиболее безопасный путь в 1
школу и домой.
Правила перехода дорог.
движение пешеходов.
Дорожные знаки. Сигналы
светофора и регулировщика.
Мы — пассажиры,
обязанности пассажира.
Безопасная поза при аварийной
ситуации в транспорте.

4.5. Безопасное
поведение на
природе

4
Температура окружающего
воздуха, ее влияние на здоровье
человека.
Одежда по сезону.
Погодные условия (ветер,
дождь, снег), правила
поведения.

1

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную 2,4
компетентность и сознательную ориентацию
учащихся на позиции других людей (прежде всего,
партнера по общению или деятельности), умение
слушать и вступать в диалог, участвовать в
коллективном
обсуждении
проблем, 4,7
интегрироваться в группу сверстников и строить 4
продуктивное взаимодействие и сотрудничество со
сверстниками и взрослыми.
4,2

1

7

1

7,4

2

4

1
1

3
4,2

2 класс (34 ч)
Разделы

Кол-во
часов

Темы

Кол-во
часов

Основные виды деятельности обучающихся (на
уровне универсальных учебных действий)

Основные
направления
воспитательной
деятельности

Защита
человека в
чрезвычайных
ситуациях (5ч.)
1.1.
Чрезвычайные
ситуации

5

1
Какими бывают
чрезвычайные ситуации.

3

Познавательные:Ознакомить с понятиями
«опасность», «безопасность».
Учить предвидеть опасность, находить опасные
предметы. Учить правила безопасного поведения.
Закреплять понятия «опасность», «безопасность».
Учить предвидеть опасность, находить опасные
предметы. Учить правила безопасного поведения.
Регулятивные УУД обеспечивают организацию
учащимися своей деятельности: целеполагание,
планирование,
прогнозирование,
контроль,
коррекция, оценка, саморегуляция Познавательные
УУД включают самостоятельное выделение и
формулирование познавательной цели; постановка
и формулирование проблемы, самостоятельное
создание алгоритмов деятельности при решении
проблем творческого и поискового характера;
поиск и выделение необходимой информации;
применение методов информационного поиска, в
том числе с помощью компьютерных средств;
выбор наиболее эффективных способов решения
задач в зависимости от конкретных условий;
структурирование знаний; умение адекватно,
осознанно и произвольно строить речевое
высказывание в устной и письменной речи;
рефлексия; способность и умение учащихся
производить простые логические действия (анализ,
синтез, сравнение, обобщение, классификация,
доказательство, вывод аналогий и др.)
Коммуникативные УУД обеспечивают социальную
компетентность и сознательную ориентацию
учащихся на позиции других людей (прежде всего,
партнера по общению или деятельности), умение
слушать и вступать в диалог, участвовать в
коллективном
обсуждении
проблем,
интегрироваться в группу сверстников и строить
продуктивное взаимодействие и сотрудничество со

4,6

Чрезвычайные ситуации
природного происхождения.
Наводнения, причины
наводнений. Мероприятия по
защите от наводнений.
1.2. Основные
мероприятия
гражданской
обороны по
защите
населения

2

1

1
Оповещение населения о
чрезвычайных ситуациях.

Сигнал «Внимание всем!». Что
необходимо сделать по сигналу
«Внимание всем!».

Основы

1

12

1

1

сверстниками и взрослыми.
Познавательные:Ознакомить с понятиями
«чрезвычайная ситуация» (ЧС). Видами ЧС.
Ознакомить с правилами безопасности .
Развивать умение предвидеть опасную ситуацию.
Регулятивные УУД обеспечивают организацию
учащимися своей деятельности: целеполагание,
планирование,
прогнозирование,
контроль,
коррекция, оценка, саморегуляция Познавательные
УУД включают самостоятельное выделение и
формулирование познавательной цели; постановка
и формулирование проблемы, самостоятельное
создание алгоритмов деятельности при решении
проблем творческого и поискового характера;
поиск и выделение необходимой информации;
применение методов информационного поиска, в
том числе с помощью компьютерных средств;
выбор наиболее эффективных способов решения
задач в зависимости от конкретных условий;
структурирование знаний; умение адекватно,
осознанно и произвольно строить речевое
высказывание в устной и письменной речи;
рефлексия; способность и умение учащихся
производить простые логические действия (анализ,
синтез, сравнение, обобщение, классификация,
доказательство, вывод аналогий и др.)
Коммуникативные УУД обеспечивают социальную
компетентность и сознательную ориентацию
учащихся на позиции других людей (прежде всего,
партнера по общению или деятельности), умение
слушать и вступать в диалог, участвовать в
коллективном
обсуждении
проблем,
интегрироваться в группу сверстников и строить
продуктивное взаимодействие и сотрудничество со
сверстниками и взрослыми.
Познавательные: Выработать правила оказания

6,7
7,6

7,5

4,5

4

медицинских
знаний и
оказание первой
медицинской
помощи
2.1. Болезни,
их причины и
связь с образом
жизни

От чего зависит наше
здоровье.

Выработать правила оказания первой помощи при
кровотечении
Выработать правила оказания первой помощи при
ожогах

10
Как живет наш организм, из
чего состоит тело человека
Наши органы: головной мозг,
нервы.
Наши органы: . глаза, уши,
зубы.
Наши органы: . мышцы, кости и
суставы.
Наши органы: сердце и
кровеносные сосуды.
Наши органы: желудок и
кишечник.
Органы дыхания.
Болезни и их возможные
причины. Пути передачи
инфекционных заболеваний.
Заноза, кровотечение, укус,
ушиб.

2.2. Первая
медицинская
помощь при
отравлении
пищевыми
продуктами

первой помощи при кровотечениях

2

1
1
1
1
1
1
1
1

1
1

Отравления. Причины
отравлений. Признаки
отравлений.
Первая помощь при отравлении
грибами.

1

Формировать умение оказать первую медицинскую
помощь при укусах насекомых.
Регулятивные УУД обеспечивают организацию
учащимися своей деятельности: целеполагание,
планирование,
прогнозирование,
контроль,
коррекция, оценка, саморегуляция Познавательные
УУД включают самостоятельное выделение и
формулирование познавательной цели; постановка
и формулирование проблемы, самостоятельное
создание алгоритмов деятельности при решении
проблем творческого и поискового характера;
поиск и выделение необходимой информации;
применение методов информационного поиска, в
том числе с помощью компьютерных средств;
выбор наиболее эффективных способов решения
задач в зависимости от конкретных условий;
структурирование знаний; умение адекватно,
осознанно и произвольно строить речевое
высказывание в устной и письменной речи;
рефлексия; способность и умение учащихся
производить простые логические действия (анализ,
синтез, сравнение, обобщение, классификация,
доказательство, вывод аналогий и др.)
Коммуникативные УУД обеспечивают социальную
компетентность и сознательную ориентацию
учащихся на позиции других людей (прежде всего,
партнера по общению или деятельности), умение
слушать и вступать в диалог, участвовать в
коллективном
обсуждении
проблем,
интегрироваться в группу сверстников и строить
продуктивное взаимодействие и сотрудничество со

4
4,7
7,4
4,7
4,7
7,4
7,4
4

4
7,4

7,6

Опасные
ситуации,
возникающие в
повседневной
жизни, правила
поведения
учащихся

17

1
Чем опасны водоемы зимой.
Меры предосторожности при
движении по льду водоемов.

3.1. Безопасное
поведение на воде 2
Правила купания в
оборудованных и
необорудованных местах.
Правила поведения на пляже.
3.2. Безопасное
поведение на
природе.
Нарушение
экологического
равновесия в
местах
проживания,
правила
поведения (

8

1

1
Чистый воздух, его значение
для здоровья человека, причины
загрязнения.

Правила безопасного поведения
в лесу, в поле, у водоема.
Как ориентироваться в лесу.
Как вести себя на реке зимой.
Опасные ситуации в природе:

1
1
1
1

сверстниками и взрослыми.
Личностные: умение сотрудничать с товарищами в
процессе совместной деятельности;
Познавательные:Обобщить изученные знания.
Определить безопасный путь в школу.
Обобщить знания о светофорах и их сигналах.
Ознакомить с сигналами регулирования. Повторять
правила дорожного движения.
Ознакомить с разными видами перекрѐстков.
Повторить изученные правила дорожного
движения.
Познакомить с дорожными знаками «Пешеходный
переход», «Пешеходная дорожка», «Движение
пешеходов запрещено», «Дети», «Подземный
переход» и др.
Закрепить знания о дорожных знаках. Научить
практически использовать полученные знания.
Повторить и закрепить знания, полученные на
предыдущих уроках. Объяснить учащимся
термины: одностороннее и двустороннее движение.
Повторить и закрепить знания. Полученные на
предыдущих уроках.
Ознакомить с особенностями движения группами.
С правилами движения по загородной дороге.
Изучить особенности движения автомобилей по
мокрой и скользкой дороге.
Понять. Что игры на проезжей части опасны,
определить наиболее безопасные места для игр.
Ознакомить с улицами города. Определить улицы с
односторонним и двусторонним движением.
Регулятивные УУД обеспечивают организацию
учащимися своей деятельности: целеполагание,
планирование,
прогнозирование,
контроль,
коррекция, оценка, саморегуляция Познавательные
УУД включают самостоятельное выделение и

4,2

4,2

4,6

6
7
7
7

дождь, гроза, снегопад и др.
Ориентирование. Правила
поведения.
Ядовитые растения, грибы,
ягоды, меры безопасности.
Опасные животные и
насекомые. Правила поведения
при встрече с опасными
животными и насекомыми,
меры защиты от них.

7
3.3. Безопасное
поведение на
дорогах (

1
1
1

1
Движение пешеходов по
дорогам. Элементы дорог.

формулирование познавательной цели; постановка
и формулирование проблемы, самостоятельное 7,6
создание алгоритмов деятельности при решении
проблем творческого и поискового характера; 7,4,6
поиск и выделение необходимой информации;
применение методов информационного поиска, в 7,4
том числе с помощью компьютерных средств;
выбор наиболее эффективных способов решения
задач в зависимости от конкретных условий;
структурирование знаний; умение адекватно,
осознанно и произвольно строить речевое
высказывание в устной и письменной речи;
рефлексия; способность и умение учащихся
производить простые логические действия (анализ,
синтез, сравнение, обобщение, классификация,
доказательство, вывод аналогий и др.)
Коммуникативные УУД обеспечивают социальную
компетентность и сознательную ориентацию
учащихся на позиции других людей (прежде всего,
партнера по общению или деятельности), умение
слушать и вступать в диалог, участвовать в
коллективном
обсуждении
проблем,
интегрироваться в группу сверстников и строить
продуктивное взаимодействие и сотрудничество со
сверстниками и взрослыми.
Личностные: умение сотрудничать с товарищами в
процессе совместной деятельности;
Познавательные:Ознакомить с разными видами
7,2
общественного транспорта и знаками.
Обозначающими остановку транспорта.
Ознакомить с правилами поведения в
общественном транспорте и правилами
пользования общественным транспортом.
Повторить правила дорожного движения.
Проанализировать случаи. Происшедшие с детьми.
Обобщить знания по правилам дорожного

Правила перехода дорог.
Перекрестки.
Сигналы светофора и
регулировщика.
Правила перехода дорог при
высадке из транспортного
средства.
Обязанности пассажира.
Безопасная поза при аварийной
ситуации в транспорте.
Безопасное поведение на
улицах и дорогах.
Где можно и где нельзя играть.

1
1
1

1

1
1

движения.
Обобщить знания по теме «Перекрестков».
Актуализировать знания детей о водоѐмах.
Ознакомить с правилами поведения у воды в
осеннее и зимнее время года.
Составить правила поведения у водоѐма в летнее
время.
Ознакомить с основными спасательными
средствами. Повторить правила безопасного
поведения у водоѐмов.
Регулятивные УУД обеспечивают организацию
учащимися своей деятельности: целеполагание,
планирование,
прогнозирование,
контроль,
коррекция, оценка, саморегуляция Познавательные
УУД включают самостоятельное выделение и
формулирование познавательной цели; постановка
и формулирование проблемы, самостоятельное
создание алгоритмов деятельности при решении
проблем творческого и поискового характера;
поиск и выделение необходимой информации;
применение методов информационного поиска, в
том числе с помощью компьютерных средств;
выбор наиболее эффективных способов решения
задач в зависимости от конкретных условий;
структурирование знаний; умение адекватно,
осознанно и произвольно строить речевое
высказывание в устной и письменной речи;
рефлексия; способность и умение учащихся
производить простые логические действия (анализ,
синтез, сравнение, обобщение, классификация,
доказательство, вывод аналогий и др.)
Коммуникативные УУД обеспечивают социальную
компетентность и сознательную ориентацию
учащихся на позиции других людей (прежде всего,
партнера по общению или деятельности), умение
слушать и вступать в диалог, участвовать в

7,2
7
7,4

7

4
4,2

коллективном
обсуждении
проблем,
интегрироваться в группу сверстников и строить
продуктивное взаимодействие и сотрудничество со
сверстниками и взрослыми.
Личностные: принимать мнения и высказывания
других детей, уважительно относиться к ним;
3 класс (34 ч)
Разделы

Кол-во
часов

Опасные ситуации,23
возникающие в
повседневной
жизни, правила
поведения
учащихся
7
1.1.Безопасное
поведение на
дорогах

Темы

Кол-во
часов

Основные виды деятельности обучающихся (на
уровне универсальных учебных действий)

1

Познавательные:Применять правила поведения в
чрезвычайных ситуациях.
Владеть способами защиты населения от
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера;
Овладеть навыками осторожного обращения с
огнѐм; научиться разговаривать по телефону 01
Соблюдать привила личной безопасности.
Обсуждать коллективно правила дорожного
движения.
выявлять опасные ситуации на дороге до школы.
моделирование безопасного маршрута от школы до
дома.
Использовать приобретенные знания и умения в
практической деятельности и повседневной жизни.
Регулятивные УУД обеспечивают организацию
учащимися своей деятельности: целеполагание,
планирование,
прогнозирование,
контроль,
коррекция, оценка, саморегуляция Познавательные
УУД включают самостоятельное выделение и

Движение пешеходов по
дорогам. Правостороннее и
левостороннее движение.
.

1
Элементы дорог. Дорожная
разметка. Перекрестки. Их виды.
Переходим дорогу, перекресток
Сигналы светофора и
регулировщика.
Виды транспортных средств.
Специальные транспортные

1
1
1

Основные
направления
воспитательной
деятельности
4,7

7

4
7
7,5

средства.
1
Сигналы, подаваемые водителями
транспортных средств. Скорость
движения городского транспорта.

1.2. Мы —
пассажиры

4

1
Состояние дороги, тормозной путь
автомобиля. Загородная дорога,
движение пешехода по загородной
дороге.
1
Безопасность пассажиров.
Обязанности пассажиров.

1.3. Пожарная
безопасность и
поведение при
пожаре

3

1.4. Безопасное 5
поведение дома

1

Правила посадки в транспортное 1
средство и высадки из него.
Поведение при угрозе и во время 1
аварии. Безопасная поза.
Пожар в общественных местах 1
(школа, кинотеатр), причина
пожаров
Правила поведения при
1
возникновении пожара в
общественных местах. Страх,
навыки безопасного поведения.
Возникновение пожара в
1
общественном транспорте, правила
поведения.
Лифт — наш домашний
1
транспорт.
Меры безопасности при
2

формулирование познавательной цели; постановка
и формулирование проблемы, самостоятельное
создание алгоритмов деятельности при решении
проблем творческого и поискового характера; поиск
и
выделение
необходимой
информации;
применение методов информационного поиска, в
том числе с помощью компьютерных средств;
выбор наиболее эффективных способов решения
задач в зависимости от конкретных условий;
структурирование знаний; умение адекватно,
осознанно и произвольно строить речевое
высказывание в устной и письменной речи;
рефлексия; способность и умение учащихся
производить простые логические действия (анализ,
синтез, сравнение, обобщение, классификация,
доказательство, вывод аналогий и др.)
Коммуникативные УУД обеспечивают социальную
компетентность и сознательную ориентацию
учащихся на позиции других людей (прежде всего,
партнера по общению или деятельности), умение
слушать и вступать в диалог, участвовать в
коллективном
обсуждении
проблем,
интегрироваться в группу сверстников и строить
продуктивное взаимодействие и сотрудничество со
сверстниками и взрослыми.

2,7

4,5

4

2
2,4
4,2
4,2

2,4

2,4

7
4

1.5. Безопасное
поведение в
ситуациях
криминогенного
характера

4

3
Основы
медицинских
знаний и оказание
первой
медицинской
помощи
2.1. Первая
медицинская помощь1
при отравлении
газами

пользовании предметами бытовой
химии. Профилактика отравлений
Соблюдение мер безопасности при1
пользовании электрическими
приборами в быту.
Соблюдение мер безопасности при1
пользовании газовыми приборами
и печным отоплением
1
Правила обеспечения
сохранности личных вещей.

Защита квартиры (дома) от
2
воров и грабителей: звонок в
дверь, звонок (беседа) по телефону
Особенности поведения с
1
незнакомыми людьми: опасные
незнакомцы.
1
Отравление. Причины отравлений
газообразными или вдыхаемыми
токсическими веществами

Профилактика отравлений.
1
Признаки отравления угарным
газом
Первая помощь при отравлении 1
угарным газом.

4,7

7,4

2

2,4

2
Познавательные: Расширить представления о
строении организма человека, следить за работой
некоторых органов.
-Моделировать меню;
-Формировать коммуникативную активность;
-Овладеть знаниями о личной гигиене;
-выработать привычку соблюдать правила личной
гигиены;
- знать правила ухода за кожей
-Беречь зубы,
-овладеть правилами ухода за ними.
-Овладеть правилами посадки при работе за
компьютером, при просмотре телепередач.
-Осознать вред курения, сформировать негативное
отношение к курению.

4

4,7

7

-Приучиться к безопасному поведению в быту.
- Использовать приобретенные знания и умения в
практической деятельности.
-Овладеть основными правилами оказания первой
медицинской помощи при лѐгких травмах.
-Соблюдать правила личной гигиены.
-Способствовать формированию культуры питания.
Регулятивные УУД обеспечивают организацию
учащимися своей деятельности: целеполагание,
планирование,
прогнозирование,
контроль,
коррекция, оценка, саморегуляция Познавательные
УУД включают самостоятельное выделение и
формулирование познавательной цели; постановка
и формулирование проблемы, самостоятельное
создание алгоритмов деятельности при решении
проблем творческого и поискового характера; поиск
и
выделение
необходимой
информации;
применение методов информационного поиска, в
том числе с помощью компьютерных средств;
выбор наиболее эффективных способов решения
задач в зависимости от конкретных условий;
структурирование знаний; умение адекватно,
осознанно и произвольно строить речевое
высказывание в устной и письменной речи;
рефлексия; способность и умение учащихся
производить простые логические действия (анализ,
синтез, сравнение, обобщение, классификация,
доказательство, вывод аналогий и др.)
Коммуникативные УУД обеспечивают социальную
компетентность и сознательную ориентацию
учащихся на позиции других людей (прежде всего,
партнера по общению или деятельности), умение
слушать и вступать в диалог, участвовать в
коллективном
обсуждении
проблем,
интегрироваться в группу сверстников и строить
продуктивное взаимодействие и сотрудничество со

Защита человека 8
в чрезвычайных
ситуациях
3.1. Чрезвычайные
5
ситуации

1
Чрезвычайные ситуации
природного происхождения —
стихийные бедствия.

Примеры стихийных бедствий:
тайфуны, ураганы.
Примеры стихийных бедствий:
бури (штормы), смерчи.
Примеры стихийных бедствий:
снегопады, метели, наводнения
Их последствия, мероприятия по
защите.
Лесные пожары. Действия
школьников по их
предупреждению.
3
3.2. Основные
мероприятия
гражданской
обороны по защите
населения

1
1
1

1

1
Организация оповещения
населения о чрезвычайных
ситуациях.
Примеры содержания речевой
информации о чрезвычайных
ситуациях.

1

Обобщающий урок

1

сверстниками и взрослыми.
Познавательные:Моделировать ситуацию, поиск
правильного выхода из опасной ситуации;
-Развивать коммуникативную активность;
-наблюдать за окружающей средой;
- Моделировать ситуацию, поиск правильного
выхода из опасной ситуации;
- Планировать действия,
давать полные ответы на вопросы; Овладевать
навыками самоконтроля
-Овладевать навыками поведения в ситуации;
-Формировать правила разумного поведения при
любой погоде;
-Запомнить ядовитые растения, ягоды; меры
безопасности; правила первой помощи;
Регулятивные УУД обеспечивают организацию
учащимися своей деятельности: целеполагание,
планирование,
прогнозирование,
контроль,
коррекция, оценка, саморегуляция Познавательные
УУД включают самостоятельное выделение и
формулирование познавательной цели; постановка
и формулирование проблемы, самостоятельное
создание алгоритмов деятельности при решении
проблем творческого и поискового характера; поиск
и
выделение
необходимой
информации;
применение методов информационного поиска, в
том числе с помощью компьютерных средств;
выбор наиболее эффективных способов решения
задач в зависимости от конкретных условий;
структурирование знаний; умение адекватно,
осознанно и произвольно строить речевое
высказывание в устной и письменной речи;
рефлексия; способность и умение учащихся
производить простые логические действия (анализ,
синтез, сравнение, обобщение, классификация,
доказательство, вывод аналогий и др.)

6,7

7
7,6
6,7

5,2

4

7

7

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную
компетентность и сознательную ориентацию
учащихся на позиции других людей (прежде всего,
партнера по общению или деятельности), умение
слушать и вступать в диалог, участвовать в
коллективном
обсуждении
проблем,
интегрироваться в группу сверстников и строить
продуктивное взаимодействие и сотрудничество со
сверстниками и взрослыми.
4 класс (34 ч)
Разделы

Кол-во
часов

Темы

Кол-во
часов

Основные виды деятельности обучающихся (на
уровне универсальных учебных действий)

Основы
здорового
образа жизни

8

Понятие здоровья. Факторы,
влияющие на него.

1

Познавательные:Исследовать взаимодействие
человека с окружающей средой; влияние
окружающей среды на человека.

1.1. Основные
понятия
«здоровье» и
«здоровый образ
жизни»

5

Основы здорового образа
жизни и безопасность человека.
Режим дня.
Здоровое питание.
Профилактика переедания,
пищевых отравлений.
Инфекционные болезни. Пути
передачи инфекционных
заболеваний. Профилактика

1
1
1

1

Усвоить понятия о здоровом образе жизни.
Познакомиться с режимом дня, обеспечивающим
здоровье человека
Закрепить знания о полноценном питании как факторе
роста и развития школьника, его здоровья. Доказать и
показать влияние окружающей среды на здоровье
человека.
Объяснять роль витаминов в развитии организма
человека.

Основные
направления
воспитательной
деятельности
4

4

Регулятивные УУД обеспечивают организацию 4,7
учащимися своей
деятельности: целеполагание, 7,4
планирование,
прогнозирование,
контроль,
коррекция, оценка, саморегуляция Познавательные
УУД включают самостоятельное выделение и 7
формулирование познавательной цели; постановка и

инфекционных заболеваний.
1.2. Вредные
привычки, их
влияние на
здоровье.
Профилактика
вредных
привычек

3

11
Основы
медицинских
знаний и
оказание первой
медицинской
помощи
2.1. Основные
виды травм у
детей младшего
школьного
возраста, первая

1
Курение и его влияние на
состояние здоровья.

6

Алкоголь и его влияние на
умственную и физическую
работоспособность человека.
Профилактика вредных
привычек.

1

Основные виды травм у детей
младшего школьного возраста.
Переломы, вывихи и
растяжения связок.

1

1

формулирование
проблемы,
самостоятельное
создание алгоритмов деятельности при решении 4,2
проблем творческого и поискового характера; поиск
и выделение необходимой информации; применение
методов информационного поиска, в том числе с
помощью компьютерных средств; выбор наиболее
эффективных способов решения задач в зависимости
от конкретных условий; структурирование знаний;
умение адекватно, осознанно и произвольно строить 4,2
речевое высказывание в устной и письменной речи;
рефлексия; способность и умение учащихся
производить простые логические действия (анализ, 2
синтез, сравнение, обобщение, классификация,
доказательство, вывод аналогий и др.)
Коммуникативные УУД обеспечивают социальную
компетентность и сознательную ориентацию
учащихся на позиции других людей (прежде всего,
партнера по общению или деятельности), умение
слушать и вступать в диалог, участвовать в
коллективном обсуждении проблем, интегрироваться
в группу сверстников и строить продуктивное
взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и
взрослыми.
Познавательные:Комментировать причины отравлений
различными веществами.
Знать методы оказания первой помощи при отравлениях.
Отработать навыки оказания первой помощи при
отравлениях.
Активизировать словарь понятиями «инфекционная
болезнь», «вакцина», «иммунитет», «прививка».
Расширить знания о вреде на организм курения и
алкоголя.
Закрепить понятия «травма».
Познакомиться с видами травм.
Выработать правила оказания первой помощи при
ушибах, вывихах, порезах.
Расширить знания при оказании первой помощи при

7

медицинская
помощь
1
Ушибы, сотрясение мозга,
попадание инородных тел в
глаз, ухо, нос, первая
медицинская помощь.
Первая медицинская помощь
1
при укусах насекомых, собак,
кошек.
Кровотечение, первая
1
медицинская помощь.
Кровотечение из носа, оказание 1
первой медицинской помощи.

2.2.
5
Практические
занятия по
отработке
навыков оказания
первой
медицинской
помощи

Когда следует вызывать
«скорую помощь» и каков
порядок ее вызова.
Первая медицинская помощь
при наружном кровотечении.

1

Правила обработки ран.
Перевязка ран.
Оказание первой медицинской
помощи при ожогах и
обморожении.
Оказание первой медицинской
помощи при отравлениях.
Первая медицинская помощь
при травмах опорно-

1

1

1

1
1

кровотечении
Выработать правила оказания первой помощи при
ушибах, сотрясении мозга, попадании инородных тел в
глаз, ухо и нос.
Усвоить практически правила оказания первой помощи
при укусах насекомых Знать правила оказания первой
помощи при укусах животных. Усвоить правила
безопасности при обращении с животными.
Расширить знания о правилах оказания первой помощи
при кровотечении
Знать правила оказания первой помощи при наружном
кровотечении
Расширить знания о правилах обработки ран и перевязки
ран
Отработать навыки оказания первой помощи при
отравлениях
Расширить знания о первой медицинской помощи при
травмах опорно-двигательного аппарата

Регулятивные УУД обеспечивают организацию
учащимися своей
деятельности: целеполагание,
планирование,
прогнозирование,
контроль,
коррекция, оценка, саморегуляция Познавательные
УУД включают самостоятельное выделение и
формулирование познавательной цели; постановка и
формулирование
проблемы,
самостоятельное
создание алгоритмов деятельности при решении
проблем творческого и поискового характера; поиск
и выделение необходимой информации; применение
методов информационного поиска, в том числе с
помощью компьютерных средств; выбор наиболее
эффективных способов решения задач в зависимости
от конкретных условий; структурирование знаний;
умение адекватно, осознанно и произвольно строить
речевое высказывание в устной и письменной речи;
рефлексия; способность и умение учащихся
производить простые логические действия (анализ,
синтез, сравнение, обобщение, классификация,

7,4

4,5

4,7
7,4

7,2

7

7
7

7
7

двигательного аппарата (при
травме кистей рук, бедра,
колена).

15
Опасные
ситуации,
возникающие в
повседневной
жизни, правила
поведения
учащихся
3.1. Безопасное
поведение в быту 2
(контрольные
задания на
повторение
пройденного в
1—3 классах)

Опасные шалости и
игрушки. Профилактика
возможных опасных ситуаций
в быту. Опасная высота.

доказательство, вывод аналогий и др.)
Коммуникативные УУД обеспечивают социальную
компетентность и сознательную ориентацию
учащихся на позиции других людей (прежде всего,
партнера по общению или деятельности), умение
слушать и вступать в диалог, участвовать в
коллективном обсуждении проблем, интегрироваться
в группу сверстников и строить продуктивное
взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и
взрослыми.

2

1
3.2. Безопасное
поведение на
улицах и дорогах
(повторение
пройденного в
1—3 классах)

7

Безопасность пешеходов
при движении по дорогам.
.

Элементы дорог. Дорожная
разметка. Правила перехода

1

Познавательные:Характеризовать действия человека в
чрезвычайных ситуациях Выработка навыков проведения
игр, соблюдение правила поведения.
Классифицировать виды бытовых травм. Рассмотреть
способы предохранения от бытовых травм.
Познакомиться с правилами поведения в экстремальных
ситуациях.
Формировать навыков безопасного поведения пешеходов
на дороге.
Познакомиться с работой сотрудников ГИБДД.
Повторить правила перехода улицы
Анализировать ситуации на дорогах.
Соблюдать правила дорожного движения,
характеризовать дорожные знаки ПДД.
Познакомиться с историей транспорта, с видами
транспорта.
Анализировать ситуации на дорогах
Вести дискуссия на тему, почему на улице опасно.
Усвоить правила катания на велосипедах, меры
безопасности.
Анализировать ситуации на дорогах
Рассмотреть причины ДТП на дорогах.
Повторить правила безопасности при поездке в
транспорте
Расширить знания о ГИБДД
Познакомиться с видами железнодорожных переездов и
правилами перехода через них.
Анализировать ситуации на дорогах.

2,4

2,4

7,4

дорог.
Перекрестки. Сигналы,
подаваемые водителями
транспортных средств.

1

1
Соблюдение правил
движения велосипедистами
1
Причины дорожнотранспортного травматизма.
Государственная инспекция
безопасности дорожного
движения (ГИБДД).

1

1

3.3. Безопасное
поведение на
природе

4

2
3.4. Безопасное
поведение на
воде

Железнодорожный
транспорт, его особенности,
безопасное поведение при
следовании железнодорожным
транспортом, обязанности
пассажира.
Ориентирование на
местности. Понятие ориентира.
Определение сторон горизонта
по компасу, солнцу, часам и
местным предметам.
Безопасная переправа через
водную преграду. Умение
вязать узлы. Костер.
Меры пожарной безопасности
при разведении костра.
Основные правила поведения
на воде, при купании, отдыхе у
воды, катании на лодке

Определять экстремальные ситуации для человека в
природной среде. Объяснять лесные опасности. Работать
с компасом.
Вести диалог: отчего может возникнуть пожар, что делать
при пожаре.
Умело действовать в чрезвычайных ситуациях.
Закрепить навыки поведения при обращении с огнѐм.
Характеризовать опасные и безопасные ситуации.
Вести диалог о мерах безопасности в осеннее и зимнее
время, о водной переправе и мерах безопасности при
пользовании водной переправой.
Познакомиться с правилами купания в реке и мерами
безопасности при купании, подручными средствами
спасения на воде. Формировать навыки правильного
поведения на воде.
Познакомиться с мерами безопасности при пользовании
гребными лодками

7

7,4

4

7

7,4

1

7,6

1

7

1

7,6

1

6

1

4,7

. Способы и средства спасения
утопающих. Основные
спасательные средств

1

7

СОГЛАСОВАНО

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания
методического объединения
учителей начальных классов
МБОУ СОШ № 28
от «30»августа 2021 года № 1
___________ Труфанова Л.А.

Заместитель директора по УВР
__________ Новосельцева Н.Н.

подпись руководителя МО

Ф.И.О.

подпись

Ф.И.О.

«31» августа 2021 года


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».