Шахматы 8-10 лет(2022)

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа физической направленности
«Шахматы»
Наименование программы

Уровень программы: ознакомительный
Срок реализации программы: 1 год (36часов)
Возрастная категория: 8-10 лет
Вид программы: модифицированная
Программа реализуется на бюджетной основе

Автор-составитель
Семенихин В.М.
Педагог дополнительного образования

ст. Новолокинская
2022

ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Пояснительная записка
1.1. Основные характеристики программы
1.2. Направленность программы
1.3. Актуальность образовательной программы
1.4. Адресат программы
1.5. Цель дополнительной образовательной программы
1.6. Задачи дополнительной образовательной программы
1.7. Условия реализации образовательной программы
1.8. Планируемые результаты
2. Учебный план
3. Календарный учебный график
4. Методические и оценочные материалы
5. Список литературы
6. Рабочая программа
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Основные характеристики программы
Педагогическая целесообразность программы «Шахматы» объясняется тем, что
начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим
школьникам. Главным моментом занятий становится деятельность самих учащихся,
когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы,
выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование
занимательного материала, включение в уроки игровых ситуаций, чтение
дидактических сказок и т. д. Важное значение при изучении шахматного курса имеет
специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование приема
обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.
1.2. Направленность программы
Программа имеет физкультурно-спортивную направленность.
1.3. Актуальность образовательной программы
Актуальность программы обусловлена тем, что происходящие в начальной школе
изменения, ставят на первый план развивающие функции обучения, которые в
значительной степени способствуют становлению личности младших школьников,
наиболее полному раскрытию их творческих способностей. Шахматы в начальной
школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических
процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память,
мышление, начальные формы волевого управления поведением. Обучение игре в
шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от
своих сверстников, открывает дорогу к творчеству детям некоммуникативного типа.
Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения,
самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.
1.4. Адресат программы
Программа рассчитана на учащихся 8-10 лет, желающих познакомиться с миром
шахмат и овладеть искусством игры в них.
1.5. Цель
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
2

программы «Шахматы»
Целью дополнительной общеобразовательной программы является личностное и
интеллектуальное развитие учащихся начальной школы посредством приобщения к
искусству игры в шахматы.
1.6. Задачи дополнительной образовательной программы
Обучающие (предметные)
изучить историю возникновения и развития шахматного искусства
научить ориентироваться на шахматной доске.
научить правильно, помещать шахматную доску между партнерами; правильно
расставлять фигуры перед игрой; различать горизонталь, вертикаль, диагональ.
познакомить с ценностью шахматных фигур, сравнительной силой фигур.
научить играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими
фигурами.
познакомить с шахматными терминами, шахматными фигурами и шахматным
кодексом
познакомить с обозначением горизонталей, вертикалей, полей, шахматных
фигур.
Развивающие (метапредметные)
научить понимать цели изадачи учебной деятельности
научить планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей
развивать способности учащихся выполнять логические действия сравнения,
анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и
причинно-следственных связей, строить рассуждения
развивать восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные
формы волевого управления поведением.
Воспитательные (личностные)
способствовать развитию коммуникативных качеств - умению совместно
обсуждать и решать поставленные задачи
формировать у учащихся культуру здорового и безопасного образа жизни
воспитывать аккуратность;
воспитывать коллективизм;
воспитывать мотивацию положительного отношения к спорту;
1.7. Условия реализации образовательной программы
Условия набора учащихся - набор в группы осуществляется на основании заявления
родителей. В группу зачисляются все желающие, независимо от имеющихся у них
навыков. Группа может быть как разновозрастной, так и одновозрастной.
В течение учебного года может производиться дополнительный набор учащихся в
группы при наличии свободных мест.
Наполняемость в группах составляет: первый год обучения —до 15 человек;
Срок реализации программы - 1 год - 36 часов
Режим занятий - 1 раз в неделю по 1 часу.
3

Формы проведения занятий
Теоретические занятия проходят в форме бесед, демонстраций,
обсуждений.
Практические занятия проводятся в форме мини-турниров, интеллектуальных игр.
Формы организации деятельности:
В группах объединения используются фронтальные, групповые и
индивидуальные формы организации учебного процесса, которые позволяют охватить
всех учащихся и формировать учебные задачи с учетом их индивидуальных
особенностей.
Используется сочетание разных форм работы (коллективная работа, работа в
подгруппах и индивидуальная работа с учащимися).
Структура занятия включает в себя изучение теории шахмат через
использование дидактических сказок и игровых ситуаций.
Для закрепления знаний учащихся используются дидактические задания и
позиции для игровой практики.
Ha каждом из занятий курса прорабатывается элементарный шахматный материал
с углубленной проработкой отдельных тем. Основной упор на занятиях делается на
изучении силы и слабости каждой шахматной фигуры, ее игровых возможностей. В
программе предусмотрено, чтобы уже на первом этапе обучения дети могли сами
оценивать сравнительную силу шахматных фигур, делать выводы о том, что ладья, к
примеру, сильнее коня, а ферзь сильнее ладьи. На занятиях применяются доступные
задания по каждой теме для каждой возрастной группы детей. К примеру, при
изучении игровых возможностей ладьи восьмилетним детям предлагаются более
легкие дидактические задания, чем детям десяти лет, при этом последовательность
изложения материала остается прежней.
Материально-техническое оснащение
Занятия проводятся в кабинете, оборудованном партами, стульями, доской.
Материальное обеспечение:
компьютер
экран
доска
шахматная доска
проектор
1.8. Планируемые результаты
По окончании программы:
Личностные
У учащегося будут сформированы:
навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях
навыки разрешения конфликтных ситуаций и выхода из спорных ситуаций.
навыки работы в группах, при выполнении заданий - умение распределять
задание между членами группы, интегрировать работу каждого участника в
итоговый проект
Учащиеся будут:
4

проявлять доброжелательность, эмоционально-нравственную отзывчивость и
понимание по отношению к другим людям, смогут осознанно сопереживания
чувствам других людей.
понимать важность самостоятельности и личной ответственности за свои
поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе
представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Метапредметные
Учащийся сможет:
понимать цели и задачи учебной деятельности
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями еѐ реализации
понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности
конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
проводить логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей,
построения рассуждений.
Учащийся:
получит навыки умения слушать собеседника и вести диалог, признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь
свою точку зрения и оценку событий.
получит навыки определения общей цели и путей еѐ достижения при
коллективной деятельности; умения договариваться о распределении функций и
ролей при решении коллективных задач; осуществлять взаимный контроль в
совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих.
Предметные
Учащийся будет:
знать шахматные термины: белое и чѐрное поле, горизонталь, вертикаль,
диагональ, центр.
правильно определять и называть белые, чѐрные шахматные фигуры;
правильно расставлять фигуры перед игрой;
сравнивать, находить общее и различие.
уметь ориентироваться на шахматной доске.
понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.
владеть специальными терминами - названия шахматных фигур: ладья, слон,
ферзь, конь, пешка; шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая
рокировка
знать правила хода и взятия каждой из фигур, «игра на уничтожение», лѐгкие и
тяжѐлые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки,
взятие на проходе, превращение пешки.
знать принципы игры в дебюте;
знать основные тактические приемы (дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп,
оппозиция, ключевые поля)
будут уметь грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить
несложные тактические удары и проводить комбинации; точно разыгрывать
предлагаемые окончания.
5

Учащийся:
•
получит опыт самореализации в интеллектуально-соревновательной)
Учебный план
№
п/п

Наименование разделов и
тем

Количество часов
Всего

Формы контроля

Теория

Практика

1

Вводные занятия.
Инструктаж

1

1

-

Опрос

2

Шахматная доска

2

1

1

Опрос.
Решение шахматных задач.

3

Шахматные фигуры

2

1

1

Опрос.
Решение шахматных задач.

4

Начальная расстановка
фигур.

2

1

1

5

Ходы и взятия фигур.

4

1

3

Опрос.
Решение шахматных задач.
Опрос.
Решение шахматных задач.

6

Цель шахматной партии.

2

1

1

Опрос.
Решение шахматных задач.

7

3

1

2

8

Игра всеми фигурами из
начального положения.
Краткая история шахмат.

1

1

0

9

Шахматная нотация.

3

1

2

Опрос.
Решение шахматных задач.
Опрос.
Решение шахматных задач.
Опрос.
Решение шахматных задач.

10

Ценность шахматных фигур.

3

1

2

11

Техника матования
одинокого короля.
Достижение мата без жертвы
материала.

3

1

2

3

1

2

Шахматная комбинация.

3

1

2

Резерв(турниры,
соревнования)
Итого

4

0

4

12
13

14

36

13

23

6

Опрос.
Решение шахматных задач.
Опрос.
Решение шахматных задач.
Опрос.
Решение шахматных задач.

Опрос.
Решение шахматных
задач.

4. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Год
обучения

1 год

Дата
начала
обучения
по
программе
01.09.2022

Дата
окончания
обучения
по
программе
31.05.2023

Всего
учебных
недель

Количество Режим
учебных
занятий
часов

36

36 часов

1 раз в
неделю по 1
часу

5. МЕТОДИЧЕСКИЕ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Название
раздела
Вводные
занятия.
Инструктаж
Шахматная
доска

Шахматные
фигуры

Начальная
расстановка
фигур.

Форма
занятий
групповая

Используемы
е
методы и
приемы
Беседа, лекция

Дидактическо
еи
техническое
обеспечение
Плакаты по

технике
безопасности
групповая,
Лекция,
Шахматная
беседа,
доска и
индивидуальна демонстрация, фигуры.
я,
работа в малых практическая Компьютер.
Экран.
группах
отработка
Проектор.
навыков в
дидактических
играх.
Соревнования.
групповая,
Лекция,
Шахматная
беседа,
доска и
индивидуальна демонстрация, фигуры.
я,
работа в малых практическая Компьютер.
Экран.
группах
отработка
Проектор.
навыков в
дидактических
играх.
Соревнования.
групповая,
Лекция,
Шахматная
беседа,
доска и
индивидуальна демонстрация, фигуры.
я,
7

Формы
подведения
итогов
Опрос

Опрос.
Решение
шахматных
задач.

Опрос.
Решение
шахматных
задач.

Опрос.
Решение

работа в малых практическая
группах

Компьютер.
Экран.
Проектор.

отработка
навыков в
дидактических
играх.
Соревнования.
Ходы и взятия групповая,
Лекция,
Шахматная
беседа,
доска и
фигур.
индивидуальна демонстрация, фигуры.
я,
работа в малых практическая Компьютер.
Экран.
группах
отработка
Проектор.
навыков в
дидактических
играх.
Соревнования.
Цель
групповая,
Лекция,
Шахматная
шахматной
беседа,
доска и
партии.
индивидуальна демонстрация, фигуры.
я,
работа в малых практическая Компьютер.
Экран.
группах
отработка
Проектор.
навыков в
дидактических
играх.
Соревнования.
Игра всеми
групповая,
Лекция,
Шахматная
беседа,
доска и
фигурами из индивидуальна демонстрация, фигуры.
я,
начального
работа в малых практическая Компьютер.
Экран.
положения.
группах
отработка
Проектор.
навыков в
дидактических
играх.
Соревнования.
Краткая
групповая,
Лекция,
Шахматная
история
беседа,
доска и
шахмат.
индивидуальна демонстрация, фигуры.
я,
работа в малых практическая Компьютер.
Экран.
группах
отработка
Проектор.
8

шахматных задач.

Опрос.
Решение
шахматных задач.

Опрос.
Решение
шахматных задач.

Опрос.
Решение
шахматных задач.

Опрос.
Решение
шахматных задач.

Шахматная
нотация.

Ценность
шахматных
фигур.

Техника
матования
одинокого
короля.

Достижение
мата без
жертвы
материала.

Шахматная

навыков в
дидактических
играх.
Соревнования.
групповая,
Лекция,
Шахматная
беседа,
доска и
индивидуальна демонстрация, фигуры.
я,
работа в малых практическая Компьютер.
Экран.
группах
отработка
Проектор.
навыков в
дидактических
играх.
Соревнования.
групповая,
Лекция,
Шахматная
беседа,
доска и
индивидуальна демонстрация, фигуры.
я,
работа в малых практическая Компьютер.
Экран.
группах
отработка
Проектор.
навыков в
дидактических
играх.
Соревнования.
групповая,
Лекция,
Шахматная
беседа,
доска и
индивидуальна демонстрация, фигуры.
я,
работа в малых практическая Компьютер.
Экран.
группах
отработка
Проектор.
навыков в
дидактических
играх.
Соревнования.
групповая,
Лекция,
Шахматная
индивидуальна беседа,
доска и
я, работа в
демонстрация, фигуры.
малых группах практическая Компьютер.
отработка
Экран.
навыков в
Проектор.
дидактических
играх.
Соревнования.
групповая,
Лекция,
Шахматная
9

Опрос.
Решение
шахматных задач.

Опрос.
Решение
шахматных задач.

Опрос.
Решение
шахматных задач.

Опрос. Решение
шахматных задач.

Опрос. Решение

комбинация.

Вводные
занятия.
Инструктаж
Основы
дебюта.

индивидуальна беседа,
я, работа в
демонстрация,
малых группах практическая
отработка
навыков в
дидактических
играх.
Соревнования.
групповая
Беседа, лекция

доска и
фигуры.
Компьютер.
Экран.
Проектор.

Плакаты по
технике
безопасности
групповая,
Лекция,
Шахматная
индивидуальна беседа,
доска и
я, работа в
демонстрация, фигуры.
малых группах практическая Компьютер.
отработка
Экран.
навыков в
Проектор.
дидактических
играх.
Соревнования.
Основы
групповая,
Лекция,
Шахматная
миттельшпиля. индивидуальна беседа,
доска и
я, работа в
демонстрация, фигуры.
малых группах практическая Компьютер.
отработка
Экран.
навыков в
Проектор.
дидактических
играх.
Соревнования.
Основы
групповая,
Лекция,
Шахматная
эндшпиля.
индивидуальна беседа,
доска и
я, работа в
демонстрация, фигуры.
малых группах практическая Компьютер.
отработка
Экран.
навыков в
Проектор.
дидактических
играх.
Соревнования.

шахматных задач.

Опрос
Опрос. Решение
шахматных задач.

Опрос. Решение
шахматных задач.

Опрос. Решение
шахматных задач.

Оценка эффективности освоения программы
Оценка уровня освоения программы учащимися осуществляется методом
педагогического наблюдения. Для оценки используются следующие критерии:
Тема
Демонстрируемые учащимися знания и
10

1.
2.
3.
3.
4.

5.

6.
7.
8.

9

10

11

12
13
14

умения
Шахматная доска
Знает шахматные термины.
Шахматные фигуры
Правильно определяет и называет
шахматные фигуры;
Начальная расстановка фигур.
Правильно расставляет фигуры перед
игрой;
Ходы и взятия фигур.
Умеет ориентироваться на шахматной
доске.
Цель шахматной партии.
Грамотно располагает шахматные фигуры;
находит несложные тактические удары и
проводит комбинации; точно разыгрывает
предлагаемые окончания.
Игра всеми фигурами из начального Грамотно располагает шахматные фигуры;
положения.
находит несложные тактические удары и
проводит комбинации; точно разыгрывает
предлагаемые окончания.
Краткая история шахмат.
Помнит общие сведения о истории развития
шахмат.
Шахматная нотация.
Понимает информацию, представленную в
виде текста, рисунков, схем.
Ценность шахматных фигур.
Знает правила хода и взятия каждой из
фигур, , лѐгкие и тяжѐлые фигуры, взятие на
проходе, превращение пешки.
Техника матования одинокого
Грамотно располагает шахматные фигуры;
короля.
находит несложные тактические удары и
проводит комбинации; точно разыгрывает
предлагаемые окончания.
Достижение мата без жертвы
Грамотно располагает шахматные фигуры;
материала.
находит несложные тактические удары и
проводит комбинации; точно разыгрывает
предлагаемые окончания.
Шахматная комбинация.
Грамотно располагает шахматные фигуры в
дебюте; находит несложные тактические
удары и проводит комбинации; точно
разыгрывает предлагаемые окончания.
Основы дебюта.
Понимает основные принципы игры в
дебюте;
Основы миттельшпиля.
Понимает основные принципы игры в
миттельшпиле;
Основы эндшпиля.
Понимает основные принципы игры в
эндшпиле;

11

7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы для учителя:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования / Министерство образования и науки Рос. Федерации. - М.:
Просвещение,2011.
Сухин И. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2-5 лет. - М.: Новая школа,
1994.
Сухин И. Необыкновенные шахматные приключения.
Сухин И. Приключения в Шахматной стране. - М.: Педагогика, 1991.
Сухин И. Удивительные приключения в Шахматной стране. - М.: Поматур, 2000.
Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны:
Учебник для 1 класса четырѐхлетней и трѐхлетней начальной школы. - Обнинск:
Духовное возрождение, 1998.
Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя - Обнинск:
Духовное возрождение, 1999.
8.А.Карпов, А.Шингирей «Настольный шахматный учебник» нач.курс М.-«1Ш881АК
CHESS HOUSE» 2009
9.В. Костров, Д.Давлетов «Шахматный учебник для детей и родителей» 1,2 части
М. -«RUSSIAN CHES S HOUSE» 2009
Список литературы для учащихся:
Сухин И. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2-5 лет. - М.: Новая школа,
1994.
Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны:
Учебник для 1 класса четырѐхлетней и трѐхлетней начальной школы. - Обнинск:
Духовное возрождение, 1998.
А.Г. Дорофеева «Хочу учиться шахматам!» М.-«RUSSIAN CHESS HOUSE» 2009г

Календарно-тематическое планирование программе «Шахматы»
1 группа (8-10лет)

12

№

Дата

Тема занятия

Количес
тво
часов

Время
проведен
ия
занятий

Форма
проведен
ия

1

Вводные
занятия.
Инструктаж

1

45
минут

Теория

2

Шахматная
доска

1

45
минут

Теория

Шахматная
доска

1

45
минут

Практик
а

4

Шахматные
фигуры

1

45
минут

Теория

5

Шахматные
фигуры

1

45
минут

Практик
а

6

Начальная
расстановка
фигур.

1

45
минут

Теория

7

Начальная
расстановка
фигур

1

45
минут

Практик
а

8

Ходы и взятия
фигур.

1

45
минут

Теория

9

Ходы и взятия
фигур

3

45
минут

Практик
а

10

Цель
шахматной
партии.

1

45
минут

Теория

11

Цель
шахматной
партии.
Игра всеми
фигурами из
начального
положения.
Игра всеми
фигурами из
начального
положения.
Краткая
история
шахмат.

1

45
минут

Практик
а

1

45
минут

Теория

2

45
минут

1

15

Шахматная
нотация.

16

17

3

12

13

14

Место пров-ия

Форма контроля

Кабинет
начальных
классов
Кабинет
начальных
классов
Кабинет
начальных
классов
Кабинет
начальных
классов
Кабинет
начальных
классов
Кабинет
начальных
классов
Кабинет
начальных
классов
Кабинет
начальных
классов
Кабинет
начальных
классов
Кабинет
начальных
классов
Кабинет
начальных
классов
Кабинет
начальных
классов

Групповая

Практик
а

Кабинет
начальных
классов

Работа в малых
группах,в парах
индивидуальная,

45
минут

Теория

Групповая

1

45
минут

Теория

Шахматная
нотация.

2

45
минут

Практик
а

Ценность
шахматных
фигур.

1

45
минут

Теория

Кабинет
начальных
классов
Кабинет
начальных
классов
Кабинет
начальных
классов
Кабинет
начальных

13

Групповая
Работа в малых
группах,в парах
индивидуальная,
Групповая
работа в малых
группах
парная
Групповая
Работа в малых
группах,в парах
индивидуальная,
Групповая
Работа в малых
группах,в парах
индивидуальная,
Групповая
Работа в малых
группах,в парах
индивидуальная,
Групповая

Групповая
Работа в малых
группах,в парах
индивидуальная,
Групповая

классов
Кабинет
начальных
классов
Кабинет
начальных
классов

18

Ценность
шахматных
фигур.

2

45
минут

Практик
а

19

Техника
матования
одинокого
короля.
Техника
матования
одинокого
короля.
Достижение
мата без
жертвы
материала.
Достижение
мата без
жертвы
материала.

1

45
минут

Теория

2

45
минут

Практик
а

Кабинет
начальных
классов

Работа в малых
группах,в парах
индивидуальная,

1

45
минут

Теория

Кабинет
начальных
классов

Групповая

2

45
минут

Практик
а

Кабинет
начальных
классов

Работа в малых
группах,в парах
индивидуальная,

23

Шахматная
комбинация.

1

45
минут

Теория

Групповая

24

Шахматная
комбинация.

2

45
минут

Практик
а

25

Резерв
Турниры ,
соревнования
Итого

4

45
минут

Практик
а

Кабинет
начальных
классов
Кабинет
начальных
классов
Кабинет
начальных
классов

20

21

22

№
п/п

Работа в малых
группах,в парах
индивидуальная,
Групповая

Работа в малых
группах,в парах
индивидуальная,
Работа в малых
группах,в парах
индивидуальная,

36

Наименование разделов и
тем

Количество часов
Всего

Формы контроля

Теория

Практика

1

Вводные занятия.
Инструктаж

1

1

-

Опрос

2

Шахматная доска

4

1

3

Опрос.
Решение шахматных задач.

3

Шахматные фигуры

6

3

3

Опрос.
Решение шахматных задач.

4

Начальная расстановка
фигур.

6

3

3

5

Ходы и взятия фигур.

8

4

4

Опрос.
Решение шахматных задач.
Опрос.
Решение шахматных задач.

6

Цель шахматной партии.

6

3

3

Опрос.
Решение шахматных задач.

7

Игра всеми фигурами из
начального положения.

6

3

3

Опрос.
Решение шахматных задач.

14

8

Краткая история шахмат.

2

2

-

9

Шахматная нотация.

6

3

3

10

Ценность шахматных фигур.

6

3

3

11

Техника матования
одинокого короля.
Достижение мата без жертвы
материала.

4

2

2

4

2

2

Шахматная комбинация.

5

2

3

12
13

14

Резерв
Итого

8

-

8

15

Опрос.
Решение шахматных задач.
Опрос.
Решение шахматных задач.
Опрос.
Решение шахматных задач.
Опрос.
Решение шахматных задач.
Опрос.
Решение шахматных задач.

Опрос.
Решение шахматных
задач.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».