Муниципальное образование Белоглинский район муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 28 имени И.Г. Турищева Белоглинского УТВЕРЖДЕНО решением педагогического совета от_ 2021 года протокол №1 Председатель О.К.Шмигельская// РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По родному языку (русскому) Уровень обучения (класс) основное общее образование, 5-7 классы Количество часов всего 21 час: 7 часов в 5 классе, 7 часов в 6 классе, 7 часов в 7 классе Программа разработана учителем русского языка и литературы: Кузнецовой Г.А. Программа составлена на основе Примерной рабочей программы по учебному предмету «Родной язык (русский)» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования (составители ГБОУ ДПО «Институт развития образования» Краснодарского края) 2 Программа направлена на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов. Система планируемых результатов даѐт представление о том, какими именно знаниями, умениями, навыками, а также личностными, познавательными, регулятивными и коммуникативными универсальными учебными действиями овладевают обучающиеся в ходе освоения содержания учебного предмета «Русский родной язык» в 5-м, 6-м и 7-м классах. Программа составлена на основе Примерной рабочей программы по учебному предмету «Родной язык (русский)» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования (составители ГБОУ ДПО «Институт развития образования» Краснодарского края). Первый и второй годы обучения (5, 6 классы) 1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ЛИЧНОСТНЫЕ: У обучающихся будет сформировано: • представление о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; познавательный интерес и уважительное отношение к русскому языку, а через него - к родной культуре; ответственное отношение к сохранению и развитию родного языка; • представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию; способность анализировать и оценивать нормативный, этический и коммуникативный аспекты речевого высказывания. Обучающиеся приобретают опыт: • осознания роли русского родного языка в жизни общества и государства, в современном мире, • осознание роли русского родного языка в жизни человека, • осознание языка как развивающегося явления, взаимосвязи исторического развития языка с историей общества, осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка; • способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. У обучающихся может быть сформировано: представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию; 3 • способность анализировать и оценивать нормативный, этический и коммуникативный аспекты речевого высказывания; • увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширение круга используемых языковых и речевых средств родного языка для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД 1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся научится: • анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты; • идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему; • выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат; • ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей; • формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности; 2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся научится: • определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения; • обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач; • определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи; • выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов); • составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования); 4 • определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения; • описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса; • планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию. 2. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся научится: • определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности; • систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности; • отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований; • оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата; • находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата; • работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата; • устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта; • сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. 4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся научится: • определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи; • анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи; • свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий; • оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности; 5 • фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов. 5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Обучающийся научится: • наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки; • соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы; • принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность; • самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха; • ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД 1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся научится: • определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений; • строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям; • строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки; • излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи; • самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации; • словесно выражать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником; • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения); 6 • выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные /наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ; • делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными. 2. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся научится: • обозначать символом и знаком предмет и/или явление; • определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме; • создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления; • строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения; • преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; • переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот; • строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм; • строить доказательство: прямое, косвенное, от противного; • анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата. 3. Смысловое чтение. Обучающийся научится: • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности); • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст; • устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов; • резюмировать главную идею текста; • преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный: учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction); • критически оценивать содержание и форму текста. 7 4. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся научится: • определять свое отношение к природной среде; • анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов; • выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы. 5. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся научится: • определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы; • осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями; • формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска; • соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью. КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД 1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся научится: • определять возможные роли в совместной деятельности; • играть определенную роль в совместной деятельности; • строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности; • критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его; • организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.); 2. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. 8 Обучающийся научится: • определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства; • отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.); • представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности; • использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя; 3. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ). Обучающийся научится: • целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ; • выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи; • использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др. ПРЕДМЕТНЫЕ Изучение предмета «Русский родной язык» в 5-м и 6-м классах должно обеспечивать достижение предметных результатов освоения курса в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Предметные результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне основного общего образования ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях. Учащиеся при реализации содержательной линии «Язык и культура» в конце первого года изучения научатся: • объяснять роль русского родного языка в жизни общества и государства, в современном мире, в жизни человека; • понимать, что бережное отношение к родному языку является одним из необходимых качеств современного культурного человека; 9 • понимать, что язык - развивающееся явление; приводить примеры исторических изменений значений и форм слов; • распознавать и правильно объяснять значения изученных слов с национально-культурным компонентом, правильно употреблять их в речи; • распознавать и характеризовать слова с живой внутренней формой, специфическим оценочно-характеризующим значением; правильно употреблять их в современных ситуациях речевого общения; • распознавать и правильно объяснять народно-поэтические эпитеты в русских народных и литературных сказках, народных песнях, художественной литературе, былинах; • распознавать крылатые слова и выражения из русских народных и литературных сказок, объяснять их значения, правильно употреблять в речи; • объяснять значения пословиц и поговорок, правильно употреблять изученные пословицы, поговорки; • понимать национальное своеобразие общеязыковых и художественных метафор, народных и поэтических слов-символов, обладающих традиционной метафорической образностью; правильно употреблять их; • распознавать слова с суффиксами субъективной оценки в произведениях устного народного творчества и в произведениях художественной литературы; правильно употреблять их; • распознавать имена традиционные и новые, популярные и устаревшие, а также имена, входящие в состав пословиц и поговорок и имеющие в силу этого определѐнную стилистическую окраску; • понимать назначение конкретного вида словаря, особенности строения его словарной статьи (толковые словари, словари пословиц и поговорок; словари синонимов, антонимов; словари эпитетов, метафор и сравнений; учебные этимологические словари) и уметь им пользоваться. Учащиеся при реализации содержательной линии «Язык и культура» в конце второго года изучения научатся: • характеризовать процесс заимствования иноязычных слов как результат взаимодействия национальных культур (на конкретных примерах); • целесообразно употреблять иноязычные слова и заимствованные фразеологизмы; • регулярно использовать словари, в том числе толковые словари, словари иностранных слов, фразеологические словари, словари пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; словари синонимов, антонимов. Учащиеся при реализации содержательной линии «Культура речи» в конце первого года изучения научатся: • различать постоянное и подвижное ударение в именах существительных, именах прилагательных, глаголах (в рамках изученного); • соблюдать нормы ударения в отдельных грамматических формах имѐн существительных, прилагательных, глаголов (в рамках изученного); 10 • анализировать смыслоразличительную роль ударения на примере омографов; корректно употреблять омографы в письменной речи; • различать варианты орфоэпической и акцентологической нормы; употреблять слова с учѐтом произносительных вариантов орфоэпической нормы (в рамках изученного); • различать постоянное и подвижное ударение в именах существительных, именах прилагательных, глаголах (в рамках изученного); • соблюдать нормы ударения в отдельных грамматических формах имѐн существительных, прилагательных, глаголов (в рамках изученного); • анализировать смыслоразличительную роль ударения на примере омографов; корректно употреблять омографы в письменной речи; • различать варианты орфоэпической и акцентологической нормы; употреблять слова с учѐтом произносительных вариантов орфоэпической нормы (в рамках изученного); • употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и правилами лексической сочетаемости; употреблять имена существительные, прилагательные, глаголы с учѐтом стилистических норм современного русского языка; • различать варианты грамматической нормы: литературных и разговорных форм именительного падежа множественного числа существительных мужского рода, форм существительных мужского рода множественного числа с окончаниями -а(-я), -ы(-и), различающихся по смыслу, и корректно употреблять их в речи (в рамках изученного); • различать типичные речевые ошибки; выявлять и исправлять речевые ошибки в устной речи; • различать типичные речевые ошибки, связанные с нарушением грамматической нормы; выявлять и исправлять грамматические ошибки в устной речи; • соблюдать этикетные формы и формулы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации; современные формулы обращения к незнакомому человеку; • соблюдать этикетные формы и устойчивые формулы, принципы этикетного общения, лежащие в основе национального речевого этикета; • соблюдать русскую этикетную вербальную и невербальную манеру общения; • использовать толковые, в том числе мультимедийные, словари для определения лексического значения слова, особенностей употребления; • использовать орфоэпические, в том числе мультимедийные, орфографические словари для определения нормативного произношения слова; вариантов произношения; нормативных вариантов написания; • использовать грамматические словари и справочники для уточнения нормы формообразования, словоизменения, построения словосочетания и предложения; опознавания вариантов грамматической нормы; в процессе редактирования текста. 11 Учащиеся при реализации содержательной линии «Культура речи» в конце второго года изучения научатся: • употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и требованием лексической сочетаемости; • корректно употреблять термины в учебно-научном стиле речи (в рамках изученного); • употреблять имена существительные, имена прилагательные, с учѐтом стилистических норм современного русского языка (в рамках изученного); • соблюдать русскую этикетную вербальную и невербальную манеру общения; • использовать принципы этикетного общения, лежащие в основе национального русского речевого этикета; • использовать толковые, в том числе мультимедийные, словари для определения лексического значения слова и особенностей его употребления; • использовать словари синонимов, антонимов, омонимов, паронимов для уточнения значения слов, подбора к ним синонимов, антонимов, омонимов, паронимов, а также в процессе редактирования текста; • использовать грамматические словари и справочники для уточнения нормы формообразования, словоизменения и построения словосочетания и предложения; опознавания вариантов грамматической нормы; в процессе редактирования текста. Учащиеся при реализации содержательной линии «Культура речи» в конце второго года изучения научатся: • употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и требованием лексической сочетаемости; • корректно употреблять термины в учебно-научном стиле речи (в рамках изученного); • употреблять имена существительные, имена прилагательные, с учѐтом стилистических норм современного русского языка (в рамках изученного); • соблюдать русскую этикетную вербальную и невербальную манеру общения; • использовать принципы этикетного общения, лежащие в основе национального русского речевого этикета; • использовать толковые, в том числе мультимедийные, словари для определения лексического значения слова и особенностей его употребления; • использовать словари синонимов, антонимов, омонимов, паронимов для уточнения значения слов, подбора к ним синонимов, антонимов, омонимов, паронимов, а также в процессе редактирования текста; • использовать грамматические словари и справочники для уточнения нормы формообразования, словоизменения и построения словосочетания и предложения; опознавания вариантов грамматической нормы; в процессе редактирования текста. 12 Учащиеся при реализации содержательной линии «Речь. Речевая деятельность. Текст» в конце первого года изучения научатся: • анализировать и создавать (с опорой на образец) устные и письменные тексты описательного типа: определение понятия, собственно описание; • создавать устные учебно-научные монологические сообщения различных функционально-смысловых типов речи (ответ на уроке); • участвовать в беседе и поддерживать диалог, сохранять инициативу в диалоге, завершать диалог; • уместно использовать коммуникативные стратегии и тактики устного общения: приветствие, просьбу, принесение извинений; создавать объявления (в устной и письменной форме) официально-делового стиля; • анализировать и интерпретировать тексты фольклора и художественные тексты или их фрагменты (народные и литературные сказки, рассказы, загадки, пословицы, былины); • владеть приѐмами работы с оглавлением, списком литературы; • редактировать собственные тексты с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставлять черновой и отредактированный тексты; • создавать тексты как результат проектной (исследовательской) деятельности; оформлять реферат в письменной форме и представлять его в устной форме. Учащиеся в конце второго года изучения при реализации содержательной линии «Речь. Речевая деятельность. Текст» научатся: • владеть умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста; основными способами и средствами получения, переработки и преобразования информации; • создавать тексты в жанре ответов разных видов; • уместно использовать жанры разговорной речи в ситуациях неформального общения; • создавать тексты как результат проектной (исследовательской) деятельности; строить устные учебно-научные сообщения (ответы на уроке) различных видов. 2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)» 5-6 классы 5 класс (7 часов) Раздел 1. Язык и культура. 1.1. Русский язык - национальный язык русского народа. Роль родного языка в жизни человека. Русский язык в жизни общества и государства. Бережное отношение к родному языку как одно из необходимых качеств современного культурного человека. Русский язык - язык русской художественной литературы. 13 Язык как зеркало национальной культуры. Слово как хранилище материальной и духовной культуры народа. Слова, обозначающие предметы и явления традиционного русского быта (национальную одежду, пищу, игры, народные танцы и т.п.), слова с национально-культурным компонентом значения (символика числа, цвета и т.п.), народно-поэтические символы, народнопоэтические эпитеты (за тридевять земель, цветущая калина - девушка, тучи -несчастья, полынь, веретено, ясный сокол, красна девица, рбдный батюшка), прецедентные имена (Илья Муромец, Василиса Прекрасная, Иван-Царевич, сивка-бурка, жар-птица и т.п.) в русских народных и литературных сказках, народных песнях, былинах, художественной литературе. 1.2. Крылатые слова и выражения из русских народных и литературных сказок источники, значение и употребление в современных ситуациях речевого общения (битый небитого везѐт; по щучьему велению; сказка про белого бычка; ни в сказке сказать, ни пером описать; при царе Горохе; золотая рыбка; а ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бобарихой и др.), источники, значение и употребление в современных ситуациях речевого общения. Русские пословицы и поговорки как воплощение опыта, наблюдений, оценок, народного ума и особенностей национальной культуры народа. Загадки. Метафоричность русской загадки. Раздел 2. Культура речи (2 часа). 2.1. Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Понятие о варианте нормы. Равноправные и допустимые варианты произношения. Нерекомендуемые и неправильные варианты произношения. Запретительные пометы в орфоэпических словарях. Постоянное и подвижное ударение в именах существительных; именах прилагательных, глаголах. Омографы: ударение как маркѐр смысла слова: пАрить — парИть, рОжки —рожкИ, пОлки — полкИ, Атлас — атлАс. Произносительные варианты орфоэпической нормы: (було[ч']ная — було[ш]ная, же[н']щина — же[н]щина, до[жд]ѐм — до[ж']ѐм и под.). Произносительные варианты на уровне словосочетаний (микроволнОвая печь -микровОлновая терапия). 2.2. Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Основные нормы словоупотребления: правильность выбора слова, максимально соответствующего обозначаемому им предмету или явлению реальной действительности. Синонимы и точность речи. Смысловые, стилистические особенности употребления синонимов. Антонимы и точность речи. Смысловые, стилистические особенности употребления антонимов. Лексические омонимы и точность речи. Смысловые, стилистические особенности употребления лексических 14 омонимов. Типичные речевые ошибки, связанные с употреблением синонимов, антонимов и лексических омонимов в речи. Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст. 3.1. Текст как единица языка и речи. Текст и его основные признаки. Как строится текст. Композиционные формы описания, повествования, рассуждения. Повествование как тип речи. Средства связи предложений и частей текста. 3.2. Язык и речь. Точность и логичность речи. Выразительность, чистота и богатство речи. Средства выразительной устной речи (тон, тембр, темп), способы тренировки (скороговорки). Интонация и жесты. Формы речи: монолог и диалог 3.3. Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Просьба, извинение как жанры разговорной речи. Официально-деловой. 6 класс (7 часов) Раздел 1. Язык и культура ( 1 час) 1.1. Иноязычные лексические заимствования как результат взаимодействия национальных культур. Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Заимствования из славянских и неславянских языков. Причины заимствований. Особенности освоения иноязычной лексики (общее представление). Роль заимствованной лексики в современном русском языке. Раздел 2. Культура речи (3 часа) 2.1. Основные лексические нормы современного русского литературного языка (1 час). Синонимы и точность речи. Смысловые, стилистические особенности употребления синонимов. Антонимы и точность речи. Смысловые, стилистические особенности употребления антонимов. Лексические омонимы и точность речи. Смысловые, стилистические особенности употребления лексических омонимов. Типичные речевые ошибки, связанные с употреблением синонимов, антонимов и лексических омонимов в речи. 15 2.2. Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. (1 час) Нормы употребления форм имен существительных в соответствии с типом склонения ( в санаторий - не «санаторию», стукнуть туфлей - не «туфлем»), родом существительного (красного платья - не «платьи»), принадлежностью к разряду одушевленности - неодушевленности (смотреть на спутника -смотреть на спутник), особенностями окончаний форм множественного числа (чулок, носков, апельсинов, мандаринов, профессора, паспорта и т. д.). Нормы употребления имен прилагательных в формах сравнительной степени (ближайший - не «самый ближайший»), в краткой форме (медлен -медленен, торжествен - торжественен). Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные падежные формы имен существительных. Отражение вариантов грамматической нормы в словарях и справочниках. Нормы употребления форм имен существительных в соответствии с типом склонения (в санаторий - не «санаторию», стукнуть туфлей не «туфлем»), родом существительного (красного платья - не «платьи»), принадлежностью к разряду - одушевленности - неодушевленности (смотреть на спутника - смотреть на спутник), особенностями окончаний форм множественного числа (чулок, носков, апельсинов, мандаринов, профессора, паспорта и т. д.). Нормы употребления имен прилагательных в формах сравнительной степени (ближайший - не «самый ближайший»), в краткой форме (медлен -медленен, торжествен - торжественен). Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные падежные формы имен существительных. Отражение вариантов грамматической нормы в словарях и справочниках. 2.3. Речевой этикет (1 час) Национальные особенности речевого этикета. Принципы этикетного общения, лежащие в основе национального речевого этикета: сдержанность, вежливость, использование стандартных речевых формул в стандартных ситуациях общения, позитивное отношение к собеседнику. Этика и речевой этикет. Соотношение понятий этика — этикет — мораль; этические нормы — этикетные нормы — этикетные формы. Устойчивые формулы речевого этикета в общении. Этикетные формулы начала и конца общения. Этикетные формулы похвалы и комплимента. Этикетные формулы благодарности. Этикетные формулы сочувствия, утешения. Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (1 час) Разговорная речь. Рассказ о событии, «бывальщины». 16 Учебно-научный стиль. Словарная статья, еѐ строение. Научное сообщение (устный ответ). Содержание и строение учебного сообщения (устного ответа). Структура устного ответа. Различные виды ответов: ответ-анализ, ответ-обобщение, ответ-добавление, ответ-группировка. Языковые средства, которые используются в разных частях учебного сообщения (устного ответа). Компьютерная презентация. Основные средства и правила создания и предъявления презентации слушателям. Публицистический стиль. Устное выступление. Язык художественной литературы. Описание внешности человека. Разговорная речь. Рассказ о событии, «бывальщины». Учебно-научный стиль. Словарная статья, еѐ строение. Научное сообщение (устный ответ). Содержание и строение учебного сообщения (устного ответа). Структура устного ответа. Различные виды ответов: ответ-анализ, ответ-обобщение, ответ-добавление, ответ-группировка. Языковые средства, которые используются в разных частях учебного сообщения (устного ответа). Компьютерная презентация. Основные средства и правила создания и предъявления презентации слушателям. Публицистический стиль. Устное выступление. Язык художественной литературы. Описание внешности человека. Итоговая аттестация - защита проекта 3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)» в 5-6 класс 5 класс (7 часов) № п/ п 1. 2. Раздел Темы Количество часов в год (час) 2 Раздел 1. Язык и Русский язык-национальный язык культура русского народа. Крылатые слова и выражения из русских народных и литературных сказок источники, значение и употребление в современных ситуациях речевого общения. 2 Раздел 2. Основные орфоэпические нормы Культура речи современного русского литературного языка. Основные лексические нормы современного 17 3. 4. Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст. Защита проекта русского литературного языка Текст как единица языка и речи. Язык и речь. Функциональные разновидности языка. 2 Виды речевой деятельности. Примерные темы проектных и исследовательских работ 1. Из истории русских имѐн. 2. Русские пословицы и поговорки о гостеприимстве и хлебосольстве. 3. Словарь одного слова. 4. Календарь пословиц о временах года. 5. Карта «Интересные названия городов моего края». 6. Как быть вежливым? 7. Межнациональные различия невербального общения и др. 7 1 Итого 6 класс (7 часов) № Раздел п/п 1. Раздел 1. Язык и культура 2. 3. 4. Раздел 2 Культура речи Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст Защита проекта Количество часов в год (час) 1 3 Темы 1.1.Иноязычные лексические заимствования как результат взаимодействия национальных культур 2.1. Основные лексические нормы современного русского литературного языка. 2.2. Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. 2.3. Речевой этикет 1 3.1. Функциональные разновидности языка 2 Примерные темы проектных и исследовательских работ 1. Русские пословицы и поговорки о характере, 18 качествах человека. 2. Роль и уместность заимствований в современном русском языке. 3. Этимология обозначений имен прилагательных, обозначающих цвет, в русском языке. 4. Названия денежных единиц в русском языке. 5. Этикетные формы обращения. 6. Межнациональные различия невербального общения. 7. Этикет приветствия в русском и иностранном языках. 8. Синонимический ряд: врач доктор - лекарь - эскулап целитель - врачеватель: общее и различное. 9. Русизмы в языках народов России и в иностранных языках. Словарь одного слова. 7 Итого Третий год обучения (7 класс) 1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА У обучающихся будет сформировано: 1. представление о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; познавательный интерес и уважительное отношение к русскому языку, а через него - к родной культуре; ответственное отношение к сохранению и развитию родного языка. 2. представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию; способность анализировать и оценивать нормативный, этический и коммуникативный аспекты речевого высказывания. Обучающиеся приобретают опыт: 1. осознания роли русского родного языка в жизни общества и государства, в современном мире, осознание роли русского родного языка в жизни человека, осознание языка как развивающегося явления, взаимосвязи 19 исторического развития языка с историей общества, осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка; 2. способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. У обучающихся может быть сформировано: 1. представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию; 2. способность анализировать и оценивать нормативный, этический и коммуникативный аспекты речевого высказывания; 3. увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширение круга используемых языковых и речевых средств родного языка для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: Регулятивные УУД 1.Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся научится: • анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты; • идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему; • выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат; • ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей; • формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности; 2..Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся научится: • определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения; • обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач; 20 • определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи; • выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов); • составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования); • определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения; • описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса; • планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию. З.Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся научится: • определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности; • систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности; • отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований; • оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата; • находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата; • работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата; • устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта; • сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. 4.Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся научится: 21 • определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи; • анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи; • свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий; • оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности; • фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов. 5.Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся научится: • наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки; • соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы; • принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность; • самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха; • ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности; Познавательные УУД 1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся научится: • определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений; • строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям; • строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки; 22 • излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи; • самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации; • словесно выражать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником; • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения); • выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные /наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ; • делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными. 7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся научится: • обозначать символом и знаком предмет и/или явление; • определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме; • создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления; • строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения; • преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; • переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот; • строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм; • строить доказательство: прямое, косвенное, от противного; • анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата. 8. Смысловое чтение. Обучающийся научится: • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности); 23 • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст; • устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов; • резюмировать главную идею текста; • преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный - учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction); • критически оценивать содержание и форму текста. 9. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся научится: • определять свое отношение к природной среде; • анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов; • выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы. 10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся научится: • • • • определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы; осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями; формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска; соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью. Коммуникативные УУД 11 .Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. Обучающийся научится • работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; • формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; 24 планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; 13. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции. 14. Развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами; 14. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации Обучающийся научится: • целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ; • выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи; • использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др. Обучающийся получит возможность научиться: • анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их; - оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; - опознавать различные выразительные средства языка; • писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры; • использовать осознанно речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; • участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта; • характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда; • использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова; • самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 25 • самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: Изучение предмета «Родной язык (русский)» в 7-м классе должно обеспечивать достижение предметных результатов освоения курса в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Система планируемых результатов даѐт представление о том, какими именно знаниями, умениями, навыками, а также личностными, познавательными, регулятивными и коммуникативными универсальными учебными действиями овладеют обучающиеся в ходе освоения содержания учебного предмета «Родной язык (русский)» в 7-м классе. Предметные результаты изучения учебного предмета «Родной язык (русский)» на уровне основного общего образования ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях. В конце третьего года изучения курса русского родного языка в основной общеобразовательной школе предметные результаты должны отражать сформированность следующих умений. «Язык и культура»: 1. пояснять внешние причины изменений в русском языке; приводить примеры; 2. приводить примеры, которые доказывают, что изучение русского языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны; 3. приводить примеры национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка; 4. выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в текстах; 5. распознавать и характеризовать устаревшую лексику (историзмы, архаизмы); понимать особенности еѐ употребления в текстах; 6. определять значения лексических заимствований последних десятилетий; целесообразно употреблять иноязычные слова; 7. регулярно использовать словари, в том числе мультимедийные, учитывая сведения о назначении конкретного вида словаря, особенностях строения его словарной статьи: толковые словари, словари иностранных слов, фразеологические словари, словари пословиц и поговорок, крылатых 26 слов и выражений; учебные этимологические словари; словари синонимов, антонимов. «Культура речи»: 1. соблюдать нормы употребления синонимов, антонимов, омонимов, паронимов; 2. употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и требованием лексической сочетаемости; 3. корректно употреблять термины в учебно-научном стиле речи (в рамках изученного); 4. употреблять имена существительные, имена прилагательные, глаголы с учѐтом стилистических норм современного русского языка; 5. анализировать и различать типичные речевые ошибки; 6. редактировать текст с целью исправления речевых ошибок; 7. выявлять и исправлять речевые ошибки в устной речи; 8. анализировать и оценивать с точки зрения норм современного русского литературного языка чужую и собственную речь; 9. соблюдать русскую этикетную манеру общения; 10. использовать принципы этикетного общения, лежащие в основе национального русского речевого этикета; 11. использовать толковые, в том числе мультимедийные, словари для определения значения слова и особенностей его употребления; 12. использовать словари синонимов, антонимов, омонимов, паронимов для уточнения значения слов, подбора к ним синонимов, антонимов, омонимов, паронимов, а также в процессе редактирования текста; «Речь. Речевая деятельность. Текст»: 1. анализировать и создавать притчи; 2. уместно использовать коммуникативные стратегии и тактики при контактном общении: убеждение, комплимент, спор, дискуссия; 3. уместно использовать жанры разговорной речи в ситуациях неформального общения; 4. создавать тексты как результат проектной (исследовательской) деятельности; 5. строить устные учебно-научные сообщения (ответы на уроке) различных видов, рецензию на проектную работу одноклассника, доклад; принимать участие в учебно-научной дискуссии. 2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)» в 7 классе (7 часов) третий год обучения 27 Раздел 1. Язык и культура (1 час) 1.1. Устаревшие слова как живые свидетели истории. Историзмы как слова, обозначающие предметы и явления предшествующих эпох, вышедшие из употребления по причине ухода из общественной жизни обозначенных ими предметов и явлений, в том числе национально-бытовых реалий. Архаизмы как слова, имеющие в современном русском языке синонимы. Группы лексических единиц по степени устарелости. Перераспределение пластов лексики между активным и пассивным запасом слов. Актуализация устаревшей лексики в новом речевой контексте (губернатор, диакон, ваучер, агитационный пункт, большевик, колхоз и т.п.). Раздел 2. Культура речи (3 часа) 2.1. Основные лексические нормы современного русского литературного языка (1 час) Паронимы и точность речи. Смысловые различия, характер лексической сочетаемости, способы управления, функционально-стилевая окраска и употребление паронимов в речи. Типичные речевые ошибки, связанные с употреблением паронимов в речи. 2.2. Основные грамматические нормы современного русского литературного языка (1 час) Нормы употребления в речи однокоренных слов типа висящий — висячий, горящий — горячий. Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные падежные формы причастий, деепричастий, наречий. Отражение вариантов грамматической нормы в словарях и справочниках. Литературный и разговорный варианты грамматической норм. 2.3. Речевой этикет (1 час) Русская этикетная речевая манера общения: умеренная громкость речи, средний темп речи, сдержанная артикуляция, эмоциональность речи, ровная интонация. Запрет на употребление грубых слов, выражений, фраз. 28 Исключение категоричности в разговоре. Невербальный (несловесный) этикет общения. Этикет использования изобразительных жестов. Замещающие и сопровождающие жесты. Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (2 часа) 3.1. Функциональные разновидности языка Разговорная речь. Беседа. Спор, виды споров. Правила поведения в споре, как управлять собой и собеседником. Корректные и некорректные приѐмы ведения спора. Публицистический стиль. Путевые записки. Текст рекламного объявления, его языковые и структурные особенности. Язык художественной литературы. Фактуальная и подтекстная информация в текстах художественного стиля речи. Сильные позиции в художественных текстах. Притча. Итоговая аттестация - защита проекта 3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ курса «РОДной ЯЗЫК (РУССКИЙ)» 7 класс № Раздел п/п 1. Раздел 1. Язык и культура 2. Раздел 2 Культура речи 3. 4. Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст Защита проекта Количество часов в год (час) 1 3 1 2 Темы 1.1. Устаревшие слова как живые свидетели истории. 2.1. Основные лексические нормы современного русского литературного языка. 2.2. Основные грамматические нормы современного русского литературного языка 2.3. Речевой этикет 3.1.Функциональные разновидности языка Примерные темы проектных и 29 Итого Согласовано Протокол заседания методического объединения учителей общественно-гуманитарного цикла от 30 августа 2021 г. № 1 исследовательских работ: 1. Лексическая группа существительных, обозначающих понятие время в русском языке. 2. Типы устаревших слов в русском языке. 3. Русские пословицы и поговорки о вежливости и обходительности. 4. Этикетные формы обращения. 5. Являются ли жесты универсальным языком человечества? 6. Межнациональные различия невербального общения. 7. Как быть вежливым? 8. Искусство комплимента в русском и иностранных языках. 9. Формы выражения вежливости (на примере иностранного и русского языков). 10. Этикет приветствия в русском и иностранных языках. 11. Анализ типов заголовков в современных СМИ. 12. Заголовки и лиды в современных средствах массовой информации. 13. Подготовка сборника притч. 14. Разработка личной странички для школьного портала. 15. Памятка на тему «Как правильно употреблять слова эффектный и 16. эффективный» и т. п. 17. Язык современной рекламы. 18. Разработка рекомендаций «Как быть убедительным в споре» 7 Согласовано Заместитель директора по УВР Новосельцева Н.Н. 30 августа 2021 г.