Родная литература(русская)

Муниципальное образование Белоглинский район
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 28 имени И.Г. Турищева Белоглинского

УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от_31.08. 2021 года протокол №1
Председатель
_________/О.К.Шмигельская//

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По родной литературе (русской)
Уровень образования (класс) основное общее образование (базовый уровень), 5-7 кл
Количество часов - 21 ч. (5 кл. - 7 ч., 6 кл. - 7 ч., 7 кл. - 7 ч.)
Программа разработана учителем русского языка и литературы:
Кузнецовой Г.А.
Программа составлена на основе Примерной рабочей программы по учебному предмету
«Родная литература (русская)» для образовательных организаций, реализующих
программы основного общего образования (составители ГБОУ ДПО «Институт развития
образования» Краснодарского края)

Программа направлена на достижение личностных, метапредметных и
предметных результатов. Система планируемых результатов даѐт представление о том,
какими именно знаниями, умениями, навыками, а также личностными,
познавательными, регулятивными и коммуникативными универсальными учебными
действиями овладевают обучающиеся в ходе освоения содержания учебного предмета
«Родная литература (русская)» в 5-м, 6-м и 7-м классах. Программа составлена на основе
Примерной рабочей программы по учебному предмету «Родная литература (русская)»
для образовательных организаций, реализующих программы основного общего
образования (составители ГБОУ ДПО «Институт развития образования»
Краснодарского края).
В
соответствии
с
требованиями
федерального
государственного
образовательного стандарта к предметным результатам освоения основной
образовательной программы по учебному предмету «Родная литература» курс родной
русской литературы направлен на формирование представлений о родной литературе
как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа
познания жизни, а также на развитие способности понимать литературные
художественные произведения, отражающие этнокультурные традиции. Изучение
предмета «Родная литература (русская)» должно обеспечить достижение следующих
целей:
1.

2.

3.

4.

воспитание и развитие личности, способной понимать и эстетически
воспринимать произведения родной русской литературы, и обладающей
гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием и
национальным самосознанием, чувством патриотизма и гордости от
принадлежности к многонациональному народу России;
формирование познавательного интереса к родной русской литературе,
воспитание ценностного отношения к ней как хранителю историко-культурного
опыта русского народа, включение обучающегося в культурно-языковое поле
своего народа и приобщение к его культурному наследию;
осознание
исторической
преемственности
поколений,
формирование
причастности к свершениям и традициям своего народа и ответственности за
сохранение русской культуры;
развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей,
необходимых для успешной социализации и самореализации личности в
многонациональном российском государстве.

Учебный предмет «Родная литература (русская)» направлен на решение
следующих задач:
1. приобщение к литературному наследию русского народа в контексте единого
исторического и культурного пространства России, диалога культур всех народов
Российской Федерации;
2. осознание роли родной русской литературы в передаче от поколения к
поколению историко-культурных, нравственных, эстетических ценностей;

3. выявление взаимосвязи родной русской литературы с отечественной историей,

4.

5.

6.
7.

8.

9.

формирование представлений о многообразии национально-специфичных форм
художественного отражения материальной и духовной культуры русского народа
в русской литературе;
получение знаний о родной русской литературе как о развивающемся явлении в
контексте еѐ взаимодействия с литературой других народов Российской
Федерации, их взаимовлияния;
выявление культурных и нравственных смыслов, заложенных в родной русской
литературе; создание устных и письменных высказываний, содержащих
суждения и оценки по поводу прочитанного;
формирование опыта общения с произведениями родной русской литературы в
повседневной жизни и учебной деятельности;
накопление опыта планирования собственного досугового чтения, определения и
обоснования собственных читательских предпочтений произведений родной
русской литературы;
формирование потребности в систематическом чтении произведений родной
русской литературы как средстве познания мира и себя в этом мире,
гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
развитие умений работы с источниками информации, осуществление поиска,
анализа, обработки и презентации информации из различных источников,
включая Интернет, и др.

Объединяющим принципом для содержания предметов «Родной язык (русский)»
и «Родная литература (русская)» является культурно-исторический подход к
представлению дидактического материала. На его основе в программе учебного
предмета «Родная литература (русская)» выделяются проблемно-тематические блоки,
каждый из которых включает сопряжѐнные с ним ключевые слова, отражающие
духовную и материальную культуру русского народа в их исторической взаимосвязи.
Через ключевые для национального сознания культурные понятия, формирующие
ценностное поле русской литературы, отражается когнитивное пространство, которое
является формой существования русской культуры в сознании как народа в целом, так и
отдельного человека.

Первый и второй годы обучения (5,
6 классы)
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
У учащихся будут сформированы:

1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к

прошлому и настоящему многонационального народа России, субъективная
значимость использования русского языка и языков народов России).
2. Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего
народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества
(идентичность человека с российской многонациональной культурой,
сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории
современной России).
3. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре,
религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
4. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам
(способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, знание
основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных
традициях народов России.
5. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
6. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера
(способность понимать художественные произведения, отражающие разные
этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры
обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания
жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное
видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению
мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном
пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества,
выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с
художественными произведениями.
7. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению
дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире
профессий и профессиональных предпочтений, с учѐтом устойчивых
познавательных интересов;
8. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его
мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории,
культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нѐм
взаимопонимания.
9. Социальные нормы и правила поведения, ролей и форм социальной жизни в группах
и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных
компетенций с учѐтом региональных, этнокультурных, социальных и экономических
особенностей.
10. Нравственные чувства и нравственное поведение, осознанное и
ответственное отношение к собственным поступкам.

11. Коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками,

старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной,
учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
12. Основы экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех еѐ
проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей
среде;
13. Эстетическое сознание через освоение художественного наследия народов России и
мира, творческой деятельности эстетического характера.
Учащиеся приобретают опыт:
• осознания роли русского родной литературы в жизни общества и государства, в
современном мире, в жизни человека, осознание национального своеобразия,
богатства, традиций российского народа;
• осознания и ощущения личностной сопричастности судьбе российского народа;
• усвоения гуманистических, демократических и традиционных ценностей
многонационального российского общества;
• освоения социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
• участия в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных
компетенций с учѐтом региональных, этнокультурных, социальных и экономических
особенностей;
• участия в социально значимом труде.
У учащихся может быть сформировано:
• ответственное отношение к учению; уважительное отношение к труду, опыта
• целостное мировоззрение, соответствующего современному уровню развития науки
и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое,
духовное многообразие современного мира;
• активное отношение к традициям художественной культуры как смысловой,
эстетической и личностно-значимой ценности;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
• моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формирование нравственных чувств и
нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к
собственным поступкам.
Средством достижения этих результатов служат тексты художественной
литературы, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология,
технология продуктивного чтения.

Метапредметные результаты:

Метапредметные результаты курса «Родная литература (русская)»
-формирование универсальных учебных действий (УУД).
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД:
1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и

2.

3.

4.
5.

формулировать для себя новые задачи в учѐбе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять
способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности еѐ решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Обучающийся научится:

• планированию пути достижения цели;
• установлению целевых приоритетов;
• оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на
вопрос «что я не знаю и не умею?»).
• учитывать условия выполнения учебной задачи;
• осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и
пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав
учебного действия».
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного
чтения и технология оценивания образовательных достижений.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД:
• овладение навыками смыслового чтения;
• извлекать информацию (в сотрудничестве и при поддержке учителя),
представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст
-иллюстрация, таблица, схема);
• овладение различными видами аудирования (выборочным,
ознакомительным, детальным);
• переработка в сотрудничестве с учителем и преобразование информации из
одной формы в другую (перевод сплошной текст в план, таблицу, схему и
наоборот: по плану, по схеме, по таблице составлять сплошной текст);
• Изложение содержания прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато,
выборочно;

•
•
•
•

Умение пользоваться словарями, справочниками;
осуществление анализа и синтеза;
умение устанавливать причинно-следственные связи;
способность строить рассуждения.
Обучающийся научится:

• учиться вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную,
подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и
дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
• пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым,
ознакомительным;
• извлекать информацию (в сотрудничестве и при поддержке учителя),
представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст
-иллюстрация, таблица, схема);
• владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным,
детальным);
• перерабатывать в сотрудничестве с учителем и преобразовывать информацию из
одной формы в другую (переводить сплошной тест в план, таблицу, схему и
наоборот: по плану, по схеме, по таблице составлять сплошной) текст;
• излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато,
выборочно;
• пользоваться словарями, справочниками;
• осуществлять анализ и синтез;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его
методический аппарат; технология продуктивного чтения.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД:
• умение осознанно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач; для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
• владение монологической и диалогической формами речи в устной и письменной
формах; монологической контекстной речью;
• умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой
ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
• умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать
решения и делать выборы;
• умение договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• умение слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть
готовым корректировать свою точку зрения;
• умение высказывать и обосновывать свою точку зрения (при методической
поддержке учителя);
• умение высказывать и обосновывать свою точку зрения (при (при
методической поддержке учителя);

• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве (при поддержке направляющей роли учителя);
• умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной
деятельности и сотрудничества с партнером при непосредственной методической
поддержке учителя;
• умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве
необходимую взаимопомощь (в том числе и помощь учителя);
• умение выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.
Обучающийся научится:
• устанавливать и вырабатывать разные точки зрения;
• аргументировать свою точку зрения;
• задавать вопросы.
• продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех
участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
• брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое
лидерство).
Все виды личностных и метапредметных УУД развиваются на протяжении
обучения ребенка в 6 классе. Приращением в данных действиях становится глубина
внутреннего осознания значимости данных действий и степень самостоятельности их
применения.
Обучающийся получит возможность научиться:
• анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации
общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать
основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
• осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
планирования и регуляции своей деятельности;
• аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных
высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания
аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении
прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
• участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и
аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта.

ПРЕДМЕТНЫМИ результатами изучения курса «Родная литература
(русская)» в 5-6 классах является сформированность следующих умений:
1. понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных

ценностей народа, как особого способа познания жизни;

2. устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором

текста;
3. осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего
дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как
средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и
общества, многоаспектного диалога;
4. воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим
вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в
устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые
высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в
обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
5. развитие способности понимать литературные художественные
произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
6. обеспечение культурной самоидентификации, осознание
коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения
выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой
культуры;
7. умение чувствовать красоту и выразительность русской речи, стремиться к
совершенствованию собственной речи;
8. умение воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать
прочитанное, осознавать художественную картину жизни,
отраженную в литературном произведении, на уровне не только
эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
9. овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе
понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от
научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать,
анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать
художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на
уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления
10. потребность в самовыражении через слово.
Обучающийся научится:
• владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным,
просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
• владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с
пониманием основного содержания, с выборочным извлечением
информации) и информационной переработки текстов различных
функциональных разновидностей языка;
• адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных
функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и
функциональных разновидностей языка;
• пересказывать прозаические произведения или их отрывки с
использованием образных средств русского языка и цитат из текста;
• отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту;
• создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

• понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного
произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или
нескольких произведений;
• понимать литературные художественные произведения, отражающие разные
этнокультурные традиции;
• осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном
произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и
интеллектуального осмысления
• определять в произведении элементы сюжета, композиции,
изобразительно-выразительных средств языка, понимать их роль в раскрытии
идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического
анализа);
• владеть элементарной литературоведческой терминологией при анализе
литературного произведения;
• правильно, бегло и выразительно читать художественные,
публицистические и учебные тексты;
• выразительно читать произведения или отрывки из них наизусть;
• осмысливать, характеризовать изучаемое в школе или прочитанное самостоятельно
художественное произведение (сказка, стихотворение, глава повести и пр.);
• определять принадлежность произведения к одному из литературных родов (эпос,
лирика, драма), к одному из жанров или жанровых образований;
• обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, готовить
аргументированный отзыв о произведении;
• выявлять роль героя, портрета, пейзажа, детали, авторской оценки в
раскрытии содержания произведения;
• составлять простой и сложный планы изучаемого произведения;
• объяснять роль художественных средств в произведении и пользоваться справочным
аппаратом учебника;
• письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную
темы;
■ выразительно читать произведения лирики.

Обучающийся получит возможность научиться:
• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и
содержания осознанно воспринимать художественное произведение в единстве
формы и содержания;
• видеть черты русского национального характера в героях литературных
произведений;
• выбирать литературные произведения для самостоятельного чтения.
• владеть монологической и диалогической речью, уметь готовить сообщения,
доклады, рефераты;
• выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания критиков и
литературоведов, делать выводы и умозаключения;
• высказывать собственное суждение об иллюстрациях;

• индивидуально, в паре или в группе вести проектно-исследовательскую
деятельность и оформлять еѐ результаты в разных форматах (работа
исследовательского характера, реферат, проект);
• сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других видах
искусства, аргументировано оценивать их;
• выразительно читать произведения лирики

2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО
(РУССКАЯ)» 5-6 классы

ПРЕДМЕТА

«РОДНАЯ

ЛИТЕРАТУРА

5 класс (7 часов)

Устное народное творчество.
1.1. Русские народные сказки. Сказка как зеркало национальной культуры и
хранилище материальной и духовной культуры народа.
1.2. Метафоричность русской загадки. Загадки о явлениях природы, предметах
быта, животных и растениях.
1.3. Особенности языка в различных жанрах устного народного творчества.
Слова, обозначающие предметы и явления традиционного русского быта (национальную
одежду, пищу, игры, народные танцы и т.п.), слова с национально-культурным
компонентом значения (символика числа, цвета и т.п.), народно-поэтические символы,
народно-поэтические эпитеты (за тридевять земель, цветущая калина - девушка, тучи несчастья, полынь, веретено, ясный сокол, красна девица, рбдный батюшка),
прецедентные имена (Илья Муромец, Василиса Прекрасная, Иван-Царевич, сивка-бурка,
жар-птица, и т.п.) в русских народных и литературных сказках, народных песнях, былинах,
художественной литературе. Особенности языка сказки (сравнения, синонимы, антонимы,
и т.д.).
1.4. Лексические средства выразительности в художественном тексте.
Слово как хранилище материальной и духовной культуры народа. Крылатые слова и
выражения (прецедентные тексты) из русских народных и литературных сказок (битый
небитого везѐт; по щучьему велению; сказка про белого бычка; ни в сказке сказать, ни
пером описать; при царе Горохе; золотая рыбка; и др.), источники, значение и
употребление в современных ситуациях речевого общения. Лексический повтор.
Метафоры общеязыковые и художественные, их национально-культурная специфика.
Метафора, олицетворение, эпитет как изобразительные средства. Поэтизмы и
слова-символы, обладающие традиционной метафорической образностью, в поэтической
речи. Лексическая группа существительных, обозначающих понятие время в русском
языке Связь определѐнных наименований с некоторыми качествами, эмоциональными
состояниями и т.п. человека (барышня - об изнеженной, избалованной девушке; сухарь - о
сухом, неотзывчивом человеке; сорока - о болтливой женщине и т.п., лиса - хитрая для
русских, но мудрая для эскимосов; заяц - трусливый человек, осел - упрямство, змея - злая,
коварная для русских, символ долголетия, мудрости - в тюркских языках и т.п.). Имена,
входящие в состав пословиц и поговорок, и

имеющие в силу этого определѐнную стилистическую окраску. Связь имен в малых жанрах
русского фольклора с народным календарем.
1.5. Роль грамматических средств выразительности в художественных текстах.
Уменьшительно-ласкательные формы как средство выражения задушевности и иронии.
Сравнительная степень имен прилагательных. Слова со специфическим
оценочно-характеризующим значением. Национальная специфика слов с живой внутренней
формой (черника, голубика, земляника, рыжик). Глагол и формы глагола (вид, время,
возвратность-невозвратность). Символическое значение числительных в жанрах фольклора.
1.6. Элементы анализа художественного текста. Слова с суффиксами
субъективной оценки как изобразительное средство. Инверсия. Тавтология и плеоназм как
средство выразительности в жанрах фольклора. Постоянные эпитеты (добрый молодец,
красна девица и др.). Сравнение. Аллегория в загадках. Гипербола и литота в волшебной
сказке. Особенности употребления слов с суффиксами субъективной оценки в
произведениях устного народного творчества и произведениях художественной литературы
разных исторических эпох.

6 класс (7 часов)

Раздел 1. Устное народное творчество (1 час)
Воплощение в фольклорных произведениях национального характера, народных
нравственных ценностей, прославление силы, справедливость, бескорыстного служения
Отечеству (сказки).
Теория литературы: Выразительное чтение произведения. Характеристика героев
фольклорных произведений
/Отражение в народных песнях быта, традиций, обрядов, национального характера.
Виды песен (хороводные, лирические, исторические, календарные, обрядовые и другие)1.
Теория литературы: Жанр народной песни. Повествовательное и лирическое начала
в народной песне Повествовательное и лирическое начала в народной песне Выразительное
чтение произведения. Выразительное чтение произведения.
/«Святогор и Илья Муромец», «Рождение богатыря», «Добрыня и змей», «Садко»,
«Святогор- богатырь» и другие.. Воплощение в образе богатыря национального характера и
нравственных достоинств. Прославление силы, мужества, справедливости, бескорыстного
служения Отечеству.
Теория литературы: народная песня, былина, гипербола. Выразительное чтение
произведения.

Раздел 2. Древнерусская литература (1 час)
Образное отражение жизни в древнерусской литературе. Открытость и честность,
требовательность к себе, деликатность по отношению к окружающим, уважение к личности
и осознание факта неповторимости каждого человека (повести, хождения, жития)
/Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение
народных идеалов (патриотизма, ума находчивости). Житие Сергея Радонежского.
/Из «Хождения за три моря» Афанасия Никитина. Памятник литературы в форме
путевых записей (жанр «хожения»).
/«Житие Александра Невского» - первое русское житие князя-воина. Единство князя
и народа. Своеобразие жанра. Черты воинской повести в произведении.
Теория литературы: жанры древнерусской литературы («хожение», житие,
воинская повесть).
Развитие речи: пересказ текстов древнерусской литературы
Раздел 3. Литература XVIII века (1 час)
Г.Р. Державин «Лебедь». История создания стихотворения.
Торжественность слога. Размышления о судьбе творца.
Теория литературы: жанр оды, эпитет, метафора, двусложные размеры стиха
(ямб).
Раздел 4. Литература XIX века (1 час)
Поэтический образ Родины в лирике XIX века. Поэтическое изображение родной
природы и выражение авторского настроения, миросозерцания. Слияние с природой,
эмоциональное состояние лирического героя.
Е.А. Баратынский. «Родина». История создания стихотворения. Состояние души
лирического героя. Лексические и синтаксические особенности стихотворения. Теория
литературы: художественная идея, риторическое обращение, анафора. Развитие речи:
выразительное чтение.
/Ф.И. Тютчев. Красота русской земли в лирике поэта. "Как сладко дремлет сад
темно-зеленый!...", "Природа-сфинкс. И тем она верней..."
Теория литературы: художественная идея, риторическое обращение, анафора.
Развитие речи: выразительное чтение.
Раздел 5. Литература XX-XXI веков (2 часа)

Н. М. Рубцов. Человек и природа в тихой лирике поэта.
/В.К. Железников. «Чудак из 6 «Б». Проблема самостоятельности,
ответственности, умения признавать свои ошибки
/Н.А. Заболоцкий. «Уступи мне, скворец, уголок...»: история создания стихотворения,
эмоциональное состояние лирического героя, связь внутреннего мира человека с
окружающим миром. «О красоте человеческих лиц»: отражение в лице человека его души.
Теория литературы: трѐхсложные размеры стиха (амфибрахий, анапест), стопа,
строфа.
/В.П. Астафьев. «Деревья растут для всех» Краткий рассказ о писателе. Единство
человека и природы в рассказе.
Произведения современных поэтов и прозаиков Кубани о природе родного
края.
Развитие речи: сжатый пересказ, цитатный план Итоговая
аттестация - защита проекта (1 час)

17

3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА» (РУССКАЯ) в
5-6 классах

5 класс (7 часов)
№

п/п
1.

№ п/п

Раздел

Устное
народное
творчество

Раздел

Кол-во
часов в
год (час)

Темы

1.1. Русские народные
сказки.

Рекомендуемые
произведения

«Царевна-лягушка»,
«Иван — крестьянский сын и
чудо-юдо», «Журавль и цапля»,
«Солдатская шинель», «Лиса и
журавль», «Поди туда — не
знаю куда, принеси то — не
знаю что», «Два Ивана —
солдатских сына», «Сказка об
Иване — царевиче, Жар-птице
и сером волке», «Сказка о
молодильных яблоках и живой
воде», «Снегурочка»,
«Сестрица Аленушка и братец
Иванушка»
1
1.2.Метафоричность
Тематический подбор загадок:
русской загадки.
1. Грамота и книжная мудрость.
1
1.3.Особенности языка в 2. Дикие и домашние
животные.
различных жанрах
3. Земледельческие работы.
устного народного
Ягоды, фрукты, овощи.
творчества.
4. Деревья, кустарники,
травы, грибы.
Темы
Кол-во
Рекомендуемые
часов в
произведения
год (час)
5. Явления природы.
Времена года.
6. Транспорт. Техника.
7. Домашнее хозяйство
8. Спорт.
9. Жилище. Люди.
10. Тепло и свет,
11. Земля и небо.
1
1.4. Лексические
«Царевна-лягушка»,
1

18

1

1

№ п/п

Итоговая
аттестация

1

Раздел

Кол-во
часов в
год (час)

средства
выразительности в
художественном
тексте.
1.5.Роль
грамматических средств
выразительности в
художественных
текстах

«Иван — крестьянский сын и
чудо-юдо», «Журавль и цапля»,
«Солдатская шинель», «Лиса и
журавль», «Поди туда — не
знаю куда,
принеси то — не знаю что»,
«Два Ивана — солдатских
сына», «Сказка об Иване —
царевиче, Жар-птице и сером
волке», «Сказка о молодильных
яблоках и
1. 6. Элементы анализа живой воде», «Снегурочка»,
художественного текста «Сестрица Аленушка и братец
Иванушка»
Защита проекта
Примерная тематика
проектных и
исследовательских работ:
1. Русские имена в малых
Темы
Рекомендуемые
произведения
жанрах фольклора
2. Народный календарь как
энциклопедия жизни русского
народа.
3. Метафора в русских
загадках.
4. Словарик пословиц о
характере человека, его
качествах и др.
7

Итого

6 класс (7 часов)
№

Раздел

п/п
1.

Устное
народное
творчество

Кол-во
Темы
часов в год
(час)
Воплощение в фольклорных
1
произведениях национального
характера, народных нравственных
ценностей, прославление силы,
справедливость, бескорыстного
служения Отечеству (сказки).

Рекомендуемые
произведения
Волшебные
сказки
«Семь Семионов»
«Морозко»

19

Теория литературы:
Выразительное чтение
произведения. Характеристика
героев фольклорных произведений
№ п/п

2.

№ п/п

Раздел

Кол-во
часов в год
(час)

Древнерусская
литература

1

Раздел

Кол-во
часов в год
(час)

Темы

Отражение в народных песнях быта,
традиций, обрядов, национального
характера. Виды песен
(хороводные, лирические,
исторические, календарные,
обрядовые и другие).
Теория литературы: Жанр
народной песни.
Повествовательное и лирическое
начала в народной песне.
Выразительное чтение
произведения.
Былины Воплощение в образе
богатыря национального характера
и нравственных достоинств.
Прославление силы, мужества,
справедливости, бескорыстного
служения Отечеству.
Теория литературы: народная
песня, былина, гипербола.
Выразительное чтение
произведения
Образное отражение жизни в
древнерусской литературе.
Открытость и честность,
требовательность к себе,
деликатность по отношению к
окружающим, уважение к личности
и осознание факта
Темы

неповторимости каждого человека
(хождения, жития)
«Житие Александра Невского»
-первое русское житие князя-воина.
Единство князя и народа.

«Булат-молодец»,
«Волшебное
кольцо»
«Дочь семилетка»
Рекомендуемые
произведения
Исторические,
лирические,
обрядовые,
календарные песни

«Святогор и Илья
Муромец»,
«Рождение
богатыря»
«Добрыня и змей»,
«Садко»,
«Святогор-богатырь
» и другие..
Житие Сергея
Радонежского.
«Житие Александра
Невского»

Рекомендуемые
произведения

20

3.

Литература
XVIII века

1

4.

Литература
Раздел

1
Кол-во
часов в год
(час)

№ п/п

XIX века

Своеобразие жанра. Черты
воинской повести в произведении.
Памятник литературы в форме
путевых записей (жанр
«хождения»).
Теория литературы: жанры
древнерусской литературы
(«хождение», житие, воинская
повесть).
Развитие речи: пересказ
текстов древнерусской
литературы
Русская летопись. Отражение
исторических событий и вымысел,
отражение народных идеалов
(патриотизма, ума находчивости).
История создания стихотворения.
Торжественность слога.
Размышления о судьбе творца.
Теория литературы: жанр оды,
эпитет, метафора, двусложные
размеры стиха (ямб).
Поэтический образ Родины в
Темы

Из «Хождения за
три моря» Афанасия
Никитина.

Из «Повести
временных лет»
Г.Р. Державин
«Лебедь».

Е.А. Баратынский.
Рекомендуемые
произведения

«Родина».
лирике XIX в века. Поэтическое
изображение родной природы и
выражение авторского настроения,
миросозерцания. Слияние с
природой, эмоциональное
состояние лирического героя.
История создания стихотворения.
Состояние души лирического героя.
Лексические и синтаксические
особенности стихотворения. Теория
литературы: художественная
идея, риторическое обращение,
анафора. Развитие речи:
выразительное чтение.
Красота русской земли в лирике
Ф.И. Тютчев. «Как
Ф.И. Тютчева.
сладко дремлет сад
темно-зеленый!..»
«Природа-сфинкс. И
тем она верней..."

21

5.

№ п/п

6.

Литература
XX-XXI
веков

Раздел

Защита
проекта

2

Кол-во
часов в год
(час)

1

Н.М. Рубцов. Человек и природа в
тихой лирике поэта.
Проблема самостоятельности,
ответственности, умения
признавать свои ошибки
Н.А. Заболоцкий. «Уступи мне,
скворец, уголок...»: история
создания стихотворения,
эмоциональное состояние
лирического героя, связь
внутреннего мира человека с
окружающим миром.
Темы

В.К. Железников.
«Чудак из 6 «Б».
Н.А. Заболоцкий.
«Уступи мне,
скворец, уголок...»
Н.А. Заболоцкий «О
красоте
Рекомендуемые
произведения

человеческих лиц»
Н.А. Заболоцкий «О красоте
человеческих лиц»: отражение в
лице человека его души.
Теория литературы:
трѐхсложные размеры стиха
(амфибрахий, анапест), стопа,
строфа.
В.П. Астафьев. «Деревья растут для В.П. Астафьев.
всех» Краткий рассказ о писателе. «Деревья растут для
всех»
Единство человека и природы
в рассказе.
Произведения современных поэтов Лирика
современных поэтов
и прозаиков Кубани о природе
Кубани
родного края.
Развитие речи: сжатый пересказ,
цитатный план
Сборник песен,
1. Проект
междисциплинарный
сборника
«Русские
исследовательский проект,
сочинение-отзыв,
народные
литературная гостиная
песни»
2. Русские
богатыри в
творчестве
русских
художников
ив
«Богатырск ой
симфонии»

22

№ п/п

Раздел

Кол-во
часов в год
(час)

Темы

А. П.
Рекомендуемые
произведения
Бородина.
3. Литературн
ая гостиная
по
творчеству
писателя (по
выбору)
4. Сочинениеотзыв об
одном из
произведен
ий
литературы XX
века
5. Сочинениеотзыв об
одном из
произведен
ий
кубанского
писателя

Итого

7

Третий год обучения (7 класс)
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
1.1. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ освоения ООП ПО УЧЕБНОМУ
ПРЕДМЕТУ «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)» должны отражать:
1. осознание обучающимися российской гражданской идентичности, своей этнической

принадлежности; проявление патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и
настоящему многонационального народа России; чувство
ответственности
и
долга
перед
Родиной;
понимание гуманистических, демократических и
традиционных ценностей многонационального российского общества;
2. способность и готовность обучающихся к саморазвитию и самообразованию
на основе мотивации к обучению и познанию, уважительное отношение к

23

3.

4.

5.

6.

7.

труду;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;
отношение осознанное, уважительное и доброжелательное к другому человеку, его
мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории,
культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира творческой деятельности эстетического характера; осознание
значимости художественной культуры народов России и стран мира;
способность и готовность вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания; готовность к совместной деятельности, активное участие в
коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах;
неприятие любых нарушений социальных (в том числе моральных и правовых) норм;
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
оценочное отношение к своему поведению и поступкам, а также к поведению и
поступкам других.
Учащиеся приобретают опыт:

• осознания роли русского родной литературы в жизни общества и государства, в
современном мире, в жизни человека, осознание национального своеобразия,
богатства, традиций российского народа;
• осознания и ощущения личностной сопричастности судьбе российского народа;
• усвоения гуманистических, демократических и традиционных ценностей
многонационального российского общества;
• освоения социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
• участия в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных
компетенций с учѐтом региональных, этнокультурных, социальных и экономических
особенностей;
• участия в социально значимом труде.
У учащихся может быть сформировано:
• ответственное отношение к учению; уважительное отношение к труду,
• целостное мировоззрение, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;
• активное отношение к традициям художественной культуры как смысловой,
эстетической и личностно-значимой ценности;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
• моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

24

Средством достижения этих результатов служат тексты художественной
литературы, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология
продуктивного чтения.

1.2. Метапредметные результаты - формирование универсальных учебных
действий (УУД) - должны отражать сформированность универсальных учебных
действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных:

1.2.1. РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД:
1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности,
самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
2. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять
способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать
свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность
выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
3. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология
продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений.
1.2.2. Познавательные УУД:
1. умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,

классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое
рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать
выводы;
2. умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач;
3. навыки смыслового чтения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его
методический аппарат; технология продуктивного чтения.

1.2.3. Коммуникативные УУД:

25

1. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с

учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее
решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета
интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
2. умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владеть
устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
3. формирование
и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий; развитие мотивации к
овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми
системами.
Средством формирования коммуникативных УУД служат коммуникативный
подход в обучении, предполагающий проведение уроков в форме дискуссий, использование
проблемных вопросов и задания, метод проектов
Все виды личностных и метапредметных УУД развиваются на протяжении
обучения ребенка в 5-7 классах. Приращением в данных действиях становится глубина
внутреннего осознания значимости данных действий и степень самостоятельности их
применения.

1.2.4. ПРЕДМЕТНЫМИ результатами изучения курса «Родная литература
(русская)» в 7 классе является сформированность следующих умений:

26

1. развитие умения выделять проблематику и понимать эстетическое своеобразие
русских народных песен (исторических и лирических), выявлять фольклорные
сюжеты и мотивы в русской литературе для развития представлений о
нравственном идеале русского народа; осмысление ключевых для русского
национального сознания культурных и нравственных смыслов в произведениях о
сибирском крае и русском поле;
2. развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте
культур народов России; русские национальные традиции в произведениях о
православном праздновании Пасхи и о русских умельцах и мастерах;
3. развитие представлений о русском национальном характере, истоках русского
патриотизма и героизма в произведениях о защите Родины; о загадках русской
души; взрослых проблемах, которые приходится решать подросткам; об
уникальности русского языка и родной речи;
4. развитие умений давать смысловой анализ фольклорного и литературного текста
по предложенному плану и воспринимать художественный текст как послание
автора читателю, современнику и потомку; создавать историко-культурные
комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в формате
сравнительной характеристики героев, ответа на проблемный вопрос; под
руководством учителя сопоставлять произведения словесного искусства с
произведениями других искусств; самостоятельно отбирать произведения для
внеклассного
чтения;
развитие
умений
самостоятельной
проектно-исследовательской деятельности и оформления ее результатов,
навыков работы с разными источниками информации и овладения основными
способами еѐ обработки и презентации.

27

2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО
(РУССКАЯ)» (7 класс)

ПРЕДМЕТА

«РОДНАЯ

ЛИТЕРАТУРА

Содержание курса «Родная литература (русская)» направлено на
удовлетворение потребности школьников в изучении русской литературы как особого,
эстетического, средства познания русской национальной культуры и самореализации в
ней. Учебный предмет «Родная (русская) литература» не ущемляет права тех
школьников, которые изучают иные родные языки и родные литературы, поэтому
учебное время, отведѐнное на изучение данного предмета, не может рассматриваться
как время для углублѐнного изучения основного курса литературы, входящего в
предметную область «Русский язык и литература».
Содержание программы по родной русской литературе не включает
произведения, изучаемые в основном курсе литературы, его задача - расширить
литературный и культурный кругозор обучающихся за счѐт их знакомства с
дополнительными произведениями фольклора, русской классики и современной
литературы, наиболее ярко воплотившими национальные особенности русской
литературы и культуры, которые могут быть включены в проблемно-тематические
блоки в соответствии со спецификой курса.
Программа учебного предмета «Родная литература (русская)» для 5-9 классов
основной
школы
строится
на
сочетании
проблемно-тематического,
концентрического и хронологического принципов. Содержание программы для
каждого класса включает произведения фольклора, русской классики и современной
литературы, актуализирующие вечные проблемы и ценности (добро и зло, природа и
человек, дом и семья, сострадание и жестокость, великодушие и милосердие,
нравственный выбор человека и др.).
Содержание программы направлено на достижение результатов освоения
основной образовательной программы основного общего образования в части
требований, заданных федеральным государственным образовательным стандартом
основного общего образования к предметной области «Родной язык и родная
литература». Программа учебного предмета «Родная литература (русская)»
ориентирована на сопровождение и поддержку учебного предмета «Литература»,
входящего в образовательную область «Русский язык и литература». Цели курса
родной русской литературы в рамках предметной области «Родной язык и родная
литература» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным по своему
содержанию характером курса, а также особенностями функционирования русского
языка и русской литературы в разных регионах Российской Федерации.
Учебный предмет «Родная литература (русская)» опирается на содержание
программы по предмету «Литература» предметной области «Русский язык и
литература», сопровождает и поддерживает его. Поэтому основные содержательные
линии настоящей программы (проблемно-тематические блоки) не дублируют

28

программу основного курса литературы, но соотносятся с включѐнным в неѐ
содержанием.
Содержание программы курса «Родная литература (русская)» определяется
следующими принципами.
Основу программы «Родная литература (русская)» составляют произведения
русских писателей, наиболее ярко воплотившие национальную специфику русской
литературы и культуры, которые не входят в список обязательных произведений,
представленных в Примерной программе (ПООП ООО) по учебному предмету
«Литература».
Перечень имѐн писателей в программе курса русской родной литературы
включает не только традиционно изучаемый в школе «первый ряд» национального
литературного канона, но и авторов, составляющих «круг» классиков литературы.
В программу учебного предмета «Родная литература (русская)» вводится
большое количество произведений современных авторов, продолжающих в своѐм
творчестве национальные традиции русской литературы и культуры.
Проблемно-тематические блоки объединяют произведения в соответствии с
выделенными сквозными линиями (например: родные просторы - русский лес
-берѐза).
Внутри проблемно-тематических блоков произведений выделяются отдельные
подтемы, связанные с национально-культурной спецификой русских
традиций, быта и нравов (например: праздники русского мира, Масленица, блины и т.
п.).
В каждом тематическом блоке выделяются ключевые слова, которые
позволяют на различном литературно-художественном материале показать, как
важные для национального сознания понятия проявляются в культурном пространстве
на протяжении длительного времени - вплоть до наших дней (например: сила духа,
доброта, милосердие).
В отдельные тематические блоки программы вводятся литературные
произведения, включающие в сферу выделяемых национально-специфических
явлений образы и мотивы, отражѐнные средствами других видов искусства: живописи,
музыки, кино, театра. Это позволяет прослеживать связи между ними (диалог
искусств в русской культуре).

В соответствии с указанными общими принципами формирования содержания
курса родной русской литературы в программе выделяются три содержательные
линии (три проблемно-тематических блока):
• «Россия - родина моя»;

29

•
•

«Русские традиции»;
«Русский характер - русская душа».

Каждая содержательная линия предусматривает вариативный компонент
содержания курса родной русской литературы, разработка которого в рабочих
программах предполагает обращение к литературе народов России и мира в целях
выявления национально-специфического и общего в произведениях, близких по
тематике и проблематике. Например: поэты народов России о русском и родном
языках; новогодние традиции в литературе народов России и мира; образ степи в
фольклоре и литературе народов России.
В вариативную часть содержания курса целесообразно включать прежде всего
произведения наиболее крупных национальных писателей, внѐсших значительный
вклад в развитие мировой художественной литературы и писавших как на русском, так
и на родном языке. Почти у каждого народа есть произведения о родном языке.
Сказанное выше не исключает обращения к произведениям других писателей из
разных регионов многонациональной России, в том числе молодых современных
авторов, если их творчество посвящено родному краю, является «визитной карточкой»
литературы региона.
Произведения региональных авторов учителя могут включать в свои рабочие
программы по своему выбору и с учѐтом национально-культурной специфики региона.

3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА»
(РУССКАЯ) в 7 классе

7 класс (7 часов)
Раздел
№

п/п
1. РАЗДЕЛ 1.
РОССИЯ - РОДИНА
МОЯ.
Преданья
старины глубокой

2.

Количеств
о часов в
год (час)
1

РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ 1
ТРАДИЦИИ.
Праздники русского мира.

Темы

Рекомендуемые
произведения

Русские народные
песни:
исторические
и
лирические.
Фольклорные

«На
заре
то
было,
братцы, на утренней...», «Ах
вы, ветры, ветры
буйные...».
А. С. Пушкин. «Песни о

сюжеты
мотивы в русской
литературе.
Пасха

и Стеньке Разине» (песня 1).

А. А. Фет. «Христос
Воскресе!»
(П.
П.
Боткину).

30

3.

4

4.

5.

6

РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ 1
ТРАДИЦИИ.
Тепло
родного дома
РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ 1
ХАРАКТЕР -РУССКАЯ
ДУША. Не
до ордена — была бы
Родина
РАЗДЕЛ
3. 1
РУССКИЙ
ХАРАКТЕР -РУССКАЯ
ДУША.
Загадки русской души.

Русские мастера.

РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ
1
ХАРАКТЕР -РУССКАЯ
ДУША.
О
ваших
ровесниках
Защита проекта
1

Взрослые детские
проблемы

На
Первой
мировой войне

Долюшка женская.

Виртуальный музей
Письмо
Сочинение
Исследовательский
проект

И
т
о
г
о

/А. П. Чехов. «Казак».
С. А. Есенин. «Ключи
Марии» (фрагмент).
Н.С.
Гумилѐв.
«Наступление»,
«Война».
/М.М.Пришвин. «Голубая
стрекоза».
Ф.
И.
Тютчев.
«Русской женщине».
/Н.
А.
Некрасов.
«Внимая
ужасам
войны...».
/Ю. В. Друнина. «И
откуда вдруг берутся
силы.».
А.
С.
Игнатова.
«Джинн Сева».

Виртуальный
музей
писателя/поэта
2. Сочинение-отзыв
об
одном
из
произведений
литературы
XX
века и др.
3. Военная тема в
творчестве
кубанских
писателей.
4. Письмо писателю о
произведениях,
посвященных
проблемам
подростков.
1.

7

31


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».