Музыка 5 -8кл.21г.

Муниципальное образование Белоглинский район
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа № 28 имени И.Г.Турищева Белоглинского района»
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от _31__ августа 2021 года протокол №1
Председатель __________ Селезнева О.А.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По

музыке______________
(указать предмет, курс, модуль)

Ступень обучения (класс) ___основное общее 5-8 кл.______
(начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее с указанием классов)
Количество часов

136

Учитель Селезнева О.А.
Программа разработана в соответствии с ФГОС ООО
на основе примерной программы по музыке ФГОС ООО (сайт www.fgosreestr.ru)
с учетом УМК Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской М. : Просвещение, 2016.

Данная программа по учебному предмету «Музыка» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по музыке, на основе примерной программы основного общего образования по музыке(сайт www.fgosreestr.ru), одобрена решением федерального учебно - методического объединения по общему образованию от 08 апреля
2015 года. Протокол № 1/15) с учетом тематического планирования к Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской и соответствует требованиям и положениям основной образовательной программы МБОУ СОШ № 28. Программы воспитания МБОУ СОШ№28

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Музыка».
1.Патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе; знание Гимна России и традиций
его исполнения, уважение музыкальных символов республик Российской Федерации и других стран мира; проявление интереса к освоению
музыкальных традиций своего края, музыкальной культуры народов России; знание достижений отечественных музыкантов, их вклада в
мировую музыкальную культуру; интерес к изучению истории отечественной музыкальной культуры; стремление развивать и сохранять музыкальную культуру своей страны, своего края.
2.Гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
осознание комплекса идей и моделей поведения, отражѐнных в лучших произведениях мировой музыкальной классики, готовность поступать в своей жизни в соответствии с эталонами нравственного самоопределения, отражѐнными в них; активное участие в музыкально-культурной жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в качестве участников творческих конкурсов и фестивалей, концертов, культурно-просветительских акций, в качестве волонтѐра в дни праздничных мероприятий.
3.Духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность воспринимать музыкальное искусство с учѐтом
моральных и духовных ценностей этического и религиозного контекста, социально-исторических особенностей этики и эстетики; придерживаться принципов справедливости, взаимопомощи и творческого сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной и учебной
деятельности, при подготовке внеклассных концертов, фестивалей, конкурсов.
4.Эстетического воспитания:
восприимчивость к различным видам искусства, умение видеть прекрасное в окружающей действительности, готовность прислушиваться к
природе, людям, самому себе; осознание ценности творчества, таланта; осознание важности музыкального искусства как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного
творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства.
5.Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и
общества, взаимосвязях человека с природной, социальной, культурной средой; овладение музыкальным языком, навыками познания музыки как искусства интонируемого смысла; овладение основными способами исследовательской деятельности на звуковом материале самой
музыки, а также на материале искусствоведческой, исторической, публицистической информации о различных явлениях музыкального искусства, использование доступного объѐма специальной терминологии.

6.Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный опыт и опыт восприятия произведений искусства; соблюдение правил личной безопасности и гигиены, в том числе в процессе музыкально-исполнительской, творческой, исследовательской деятельности; умение
осознавать своѐ эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать адекватные интонационные средства для выражения своего состояния, в том числе в процессе повседневного общения; сформированность навыков рефлексии, признание своего права на
ошибку и такого же права другого человека.
7.Трудового воспитания:
установка на посильное активное участие в практической деятельности; трудолюбие в учѐбе, настойчивость в достижении поставленных целей; интерес к практическому изучению профессий в сфере культуры и искусства; уважение к труду и результатам трудовой деятельности.
8.Экологического воспитания:
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; участие в экологических проектах через различные формы музыкального творчества

Метапредметные результаты освоения адаптированной общеобразовательной программы основного общего образования
для детей с задержкой психического развития

УУД
Регулятивные

Коммуникативные

Выпускник научится:
• целеполаганию, включая постановку новых целей,
преобразование практической задачи в познавательную;
• самостоятельно анализировать условия достижения
цели на основе учѐта выделенных учителем ориентиров
действия в новом учебном материале;
• планировать пути достижения целей;
• устанавливать целевые приоритеты;
• уметь самостоятельно контролировать свое время и
управлять им;
• принимать решения в проблемной ситуации на основе
переговоров;
• осуществлять констатирующий и предвосхищающий
контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
• адекватно самостоятельно • основам прогнозирования
как предвидения будущих событий и развития процесса.
• оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

• учитывать разные мнения и стремиться к координации

различных позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать ее с позициями партеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной
деятельности;
• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
• аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов обра-

Выпускник получит возможность научиться:
•
самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
• построению жизненных планов во временной перспективе;
• при планировании достижения целей самостоятельно,
полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;
• выделять альтернативные способы достижения цели и
выбирать наиболее эффективный способ;
• основам саморегуляции в учебной и познавательной
деятельности в форме осознанного управления своим
поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;
•
осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных
задач;
• адекватно оценивать объективную трудность как меру
фактического или предполагаемого расхода ресурсов на
решение задачи;
• адекватно оценивать свои возможности достижения цели
определѐнной сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;
• основам саморегуляции эмоциональных состояний;
прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и
препятствия на пути достижения целей.
• учитывать и координировать отличные от собственной
позиции других людей в сотрудничестве;
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать
собственную позицию;
• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
• продуктивно разрешать конфликты на основе учѐта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной дея-

зом;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партером;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных
задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
• организовывать и планировать учебное сотрудничество с
учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
• осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий
партера, уметь убеждать;
• работать в группе — устанавливать рабочие отношения,
эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной
кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и
взрослыми;
• основам коммуникативной рефлексии;
• использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
• отображать в речи (описание, объяснение) содержание
совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.

Познавательные

тельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• брать на себя инициативу в организации совместного
действия (деловое лидерство);
• оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит
достижение цели в совместной деятельности;
• осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партера;
• в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
• вступать в диалог, а также участвовать в коллективном
обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими
и синтаксическими нормами родного языка;
•
следовать морально-этическим и психологическим
принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партерам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности
адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партерам в
процессе достижения общей цели совместной деятельности;
• устраивать эффективные групповые обсуждения и
обеспечивать обмен знаниями между членами группы для
принятия эффективных совместных решений;
• в совместной деятельности чѐтко формулировать цели
группы и позволять ее участникам проявлять собственную
энергию для достижения этих целей.
•
основам реализации проектно-исследовательской дея- • основам рефлексивного чтения;
тельности;
• ставить проблему, аргументировать ее актуальность;
• проводить наблюдение и эксперимент под руководством • самостоятельно проводить исследование на основе приучителя;
менения методов наблюдения и эксперимента;
• осуществлять расширенный поиск информации с ис- • выдвигать гипотезы о связях и закономерностях собы-

пользованием ресурсов библиотек и Интернета;
• создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
•
осуществлять выбор наиболее эффективных способов
решения задач в зависимости от конкретных условий;
• давать определение понятиям;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;
• обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию,
от понятия с меньшим объѐмом к понятию с большим объѐмом;
• осуществлять сравнение, сериацию и классификацию,
самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
• строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);

тий, процессов, объектов;
• организовывать исследование с целью проверки гипотез;
• делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и
выводы на основе аргументации.

строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
Предметные результаты освоения адаптированной общеобразовательной программы основного общего образования для детей с задержкой психического развития
Музыка как вид искусства
Выпускник научится:
- наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать свое отношение к искусству, оценивая художественно-образное
содержание произведения в единстве с его формой;
- понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств (общность тем, взаимодополнение выразительных средств - звучаний, линий, красок), различать особенности видов искусства;
- выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, участвовать в различных формах музицирования, проявлять инициативу в художественно-творческой деятельности.
Выпускник получит возможность научиться:
- принимать активное участие в художественных событиях класса, музыкально-эстетической жизни школы, района, города и др. (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.).
- самостоятельно решать творческие задачи, высказывать свои впечатления о концертах, спектаклях, кинофильмах, художественных выставках и др., оценивая их с художественноэстетической точки зрения.
•

Музыкальный образ и музыкальная драматургия
Выпускник научится:
- раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров и стилей; определять средства музыкальной выразительности, приемы взаимодействия и развития музыкальных образов, особенности (типы) музыкальной драматургии, высказывать суждение об основной идее и форме ее воплощения;
- понимать специфику и особенности музыкального языка, закономерности музыкального искусства, творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, пластическом интонировании, поэтическом слове,
изобразительной деятельности;
на основе полученных знаний о музыкальном образе и музыкальной драматургии осуществлять исследовательскую деятельность художественно-эстетической направленности для участия в выполнении творческих проектов, в том числе связанных с практическим музицированием.
Выпускник получит возможность научиться:
заниматься музыкально-эстетическим самообразованием при организации культурного досуга, составлении домашней фонотеки, видеотеки, библиотеки и пр.; посещении концертов, театров и др.;
- воплощать различные творческие замыслы в многообразной художественной деятельности, проявлять инициативу в организации и проведении концертов, театральных спектаклей, выставок и конкурсов, фестивалей и др.
Музыка в современном мире: традиции и инновации
Выпускник научится:
- ориентироваться в исторически сложившихся музыкальных традициях и поликультурной картине современного музыкального мира,
разбираться в текущих событиях художественной жизни в отечественной культуре и за рубежом, владеть специальной терминологией,
называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи);
- определять стилевое своеобразие классической, народной, религиозной, современной музыки, понимать стилевые особенности музыкального искусства разных эпох (русская и зарубежная музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX XX вв., отечественное и зарубежное музыкальное искусство XXв.);
- применять информационно-коммуникационные технологии для расширения опыта творческой деятельности и углубленного понимания
образного содержания и формы музыкальных произведений в процессе музицирования на электронных музыкальных инструментах и
поиска информации в музыкально-образовательном пространстве сети Интернет.
Выпускник получит возможность научиться:
- высказывать личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни, о нравственных ценностях и эстетических идеалах, воплощенных в шедеврах музыкального искусства прошлого и современности, обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора;
- структурировать и систематизировать на основе эстетического восприятия музыки и окружающей действительности изученный материал
и разнообразную информацию, полученную из других источников.
2. Содержание учебного предмета «Музыка».
5 – 8 класс
Музыка как вид искусства

Интонация как носитель образного смысла. Многообразие интонационно-образных построений. Средства музыкальной выразительности в создании музыкального образа и характера музыки. Разнообразие вокальной, инструментальной, вокально-инструментальной, камерной, симфонической и театральной музыки. Различные формы построения музыки (двухчастная и трехчастная, вариации, рондо, сонатно-симфонический цикл, сюита), их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов. Круг музыкальных образов (лирические,
драматические, героические, романтические, эпические и др.), их взаимосвязь и развитие. Многообразие связей музыки с литературой.
Взаимодействие музыки и литературы в музыкальном театре. Программная музыка. Многообразие связей музыки с изобразительным искусством. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Картины природы в музыке и в изобразительном искусстве. Символика скульптуры,
архитектуры, музыки.
Народное музыкальное творчество
Устное народное музыкальное творчество в развитии общей культуры народа. Характерные черты русской народной музыки. Основные жанры русской народной вокальной музыки. Различные исполнительские типы художественного общения (хоровое, соревновательное,
сказительное). Музыкальный фольклор народов России. Знакомство с музыкальной культурой, народным музыкальным творчеством своего
региона. Истоки и интонационное своеобразие, музыкального фольклора разных стран.
Русская музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX-ХХ вв.
Древнерусская духовная музыка. Знаменный распев как основа древнерусской храмовой музыки. Основные жанры профессиональной
музыки эпохи Просвещения: кант, хоровой концерт, литургия. Формирование русской классической музыкальной школы (М.И. Глинка).
Обращение композиторов к народным истокам профессиональной музыки. Романтизм в русской музыке. Стилевые особенности в творчестве русских композиторов (М.И. Глинка, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, Н.А. Римский-Корсаков, П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов). Роль
фольклора в становлении профессионального музыкального искусства. Духовная музыка русских композиторов. Традиции русской музыкальной классики, стилевые черты русской классической музыкальной школы.
Зарубежная музыка от эпохи средневековья до рубежа XIХ-XХ вв.
Средневековая духовная музыка: григорианский хорал. Жанры зарубежной духовной и светской музыки в эпохи Возрождения и Барокко (мадригал, мотет, фуга, месса, реквием, шансон). И.С. Бах – выдающийся музыкант эпохи Барокко. Венская классическая школа
(Й. Гайдн, В. Моцарт, Л. Бетховен). Творчество композиторов-романтиков Ф. Шопен, Ф. Лист, Р. Шуман, Ф. Шуберт, Э. Григ). Оперный
жанр в творчестве композиторов XIX века (Ж. Бизе, Дж. Верди). Основные жанры светской музыки (соната, симфония, камерноинструментальная и вокальная музыка, опера, балет). Развитие жанров светской музыки Основные жанры светской музыки XIX века (сона-

та, симфония, камерно-инструментальная и вокальная музыка, опера, балет). Развитие жанров светской музыки (камерная инструментальная и вокальная музыка, концерт, симфония, опера, балет).
Русская и зарубежная музыкальная культура XX в.
Знакомство с творчеством всемирно известных отечественных композиторов (И.Ф. Стравинский, С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович,
Г.В. Свиридов, Р. Щедрин, А.И. Хачатурян, А.Г. Шнитке) и зарубежных композиторов ХХ столетия (К. Дебюсси, К. Орф, М. Равель, Б.
Бриттен, А. Шенберг). Многообразие стилей в отечественной и зарубежной музыке ХХ века (импрессионизм). Джаз: спиричуэл, блюз,
симфоджаз – наиболее яркие композиторы и исполнители. Отечественные и зарубежные композиторы-песенники ХХ столетия. Обобщенное
представление о современной музыке, ее разнообразии и характерных признаках. Авторская песня: прошлое и настоящее. Рок-музыка и ее
отдельные направления (рок-опера, рок-н-ролл.). Мюзикл. Электронная музыка. Современные технологии записи и воспроизведения музыки.
Современная музыкальная жизнь
Панорама современной музыкальной жизни в России и за рубежом: концерты, конкурсы и фестивали (современной и классической
музыки). Наследие выдающихся отечественных (Ф.И. Шаляпин, Д.Ф. Ойстрах, А.В. Свешников; Д.А. Хворостовский, А.Ю. Нетребко,
В.Т. Спиваков, Н.Л. Луганский, Д.Л. Мацуев и др.) и зарубежных исполнителей (Э. Карузо, М. Каллас; Л. Паваротти, М. Кабалье,
В. Клиберн, В. Кельмпфф и др.) классической музыки. Современные выдающиеся, композиторы, вокальные исполнители и инструментальные коллективы. Всемирные центры музыкальной культуры и музыкального образования. Может ли современная музыка считаться классической? Классическая музыка в современных обработках.
Значение музыки в жизни человека
Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды. Стиль как отражение мироощущения композитора.
Воздействие музыки на человека, ее роль в человеческом обществе. «Вечные» проблемы жизни в творчестве композиторов. Своеобразие видения картины мира в национальных музыкальных культурах Востока и Запада. Преобразующая сила музыки как вида искусства.
Перечень музыкальных произведений для использования в обеспечении образовательных результатов по выбору образовательной организации для использования в обеспечении образовательных результатов
1.

Ч. Айвз. «Космический пейзаж».

2.

Г. Аллегри. «Мизерере» («Помилуй»).

3.

Американский народный блюз «Роллем Пит» и «Город Нью-Йорк» (обр. Дж. Сильвермена, перевод С. Болотина).

4.

Л. Армстронг. «Блюз Западной окраины».

5.

Э. Артемьев. «Мозаика».

6.

И. Бах. Маленькая прелюдия для органа соль минор (обр. для ф-но Д.Б. Кабалевского). Токката и фуга ре минор для органа.

Органная фуга соль минор. Органная фуга ля минор. Прелюдия до мажор (ХТК, том Ι). Фуга ре диез минор (ХТК, том Ι). Итальянский концерт. Прелюдия № 8 ми минор («12 маленьких прелюдий для начинающих»). Высокая месса си минор (хор «Kirie» (№ 1), хор «Gloria» (№ 4),
ария альта «Agnus Dei» (№ 23), хор «Sanctus» (№ 20)). Оратория «Страсти по Матфею» (ария альта № 47). Сюита № 2 (7 часть «Шутка»).
И. Бах-Ф. Бузони. Чакона из Партиты № 2 для скрипки соло.
7.

И. Бах-Ш. Гуно. «Ave Maria».

8.

М. Березовский. Хоровой концерт «Не отвержи мене во время старости».

9.

Л. Бернстайн. Мюзикл «Вестсайдская история» (песня Тони «Мария!», песня и танец девушек «Америка», дуэт Тони и Марии,

сцена драки).
10.

Л. Бетховен. Симфония № 5. Соната № 7 (экспозиция Ι части). Соната № 8 («Патетическая»). Соната № 14 («Лунная»). Соната

№ 20 (ΙΙ часть, менуэт). Соната № 23 («Аппассионата»). Рондо-каприччио «Ярость по поводу утерянного гроша». Экосез ми бемоль мажор.
Концерт № 4 для ф-но с орк. (фрагмент ΙΙ части). Музыка к трагедии И. Гете «Эгмонт» (Увертюра. Песня Клерхен). Шотландская песня
«Верный Джонни».
11.

Ж. Бизе. Опера «Кармен» (фрагменты:Увертюра, Хабанера из I д., Сегедилья, Сцена гадания).

12.

Ж. Бизе-Р. Щедрин. Балет «Кармен-сюита» (Вступление (№ 1). Танец (№ 2) Развод караула (№ 4). Выход Кармен и Хабанера

(№ 5). Вторая интермеццо (№ 7). Болеро (№ 8). Тореро (№ 9). Тореро и Кармен (№ 10). Адажио (№ 11). Гадание (№ 12). Финал (№ 13).
13.

А. Бородин. Квартет № 2 (Ноктюрн, III ч.). Симфония № 2 «Богатырская» (экспозиция, Ι ч.). Опера «Князь Игорь» (Хор из про-

лога «Солнцу красному слава!», Ария Князя Игоря из II д., Половецкая пляска с хором из II д., Плач Ярославны из IV д.).
14.

Д. Бортнянский. Херувимская песня № 7. «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу».

15.

Ж. Брель. Вальс.

16.

Дж. Верди. Опера «Риголетто» (Песенка Герцога, Финал).

17.

А. Вивальди. Цикл концертов для скрипки соло, струнного квинтета, органа и чембало «Времена года» («Весна», «Зима»).

18.

Э. Вила Лобос. «Бразильская бахиана» № 5 (ария для сопрано и виолончелей).

19.

А. Варламов. «Горные вершины» (сл. М. Лермонтова). «Красный сарафан» (сл. Г. Цыганова).

20.

В. Гаврилин «Перезвоны». По прочтении В. Шукшина (симфония-действо для солистов, хора, гобоя и ударных): «Весело на

душе» (№ 1), «Смерть разбойника» (№ 2), «Ерунда» (№ 4), «Ти-ри-ри» (№ 8), «Вечерняя музыка» (№ 10), «Молитва» (№ 17). Вокальный
цикл «Времена года» («Весна», «Осень»).
21.

Й. Гайдн. Симфония № 103 («С тремоло литавр»). I часть, IV часть.

22.

Г. Гендель. Пассакалия из сюиты соль минор. Хор «Аллилуйя» (№ 44) из оратории «Мессия».

23.

Дж. Гершвин. Опера «Порги и Бесс» (Колыбельная Клары из I д., Песня Порги из II д., Дуэт Порги и Бесс из II д., Песенка

Спортинг Лайфа из II д.). Концерт для ф-но с оркестром (Ι часть). Рапсодия в блюзовых тонах. «Любимый мой» (сл. А. Гершвина, русский
текст Т. Сикорской).
24.

М. Глинка. Опера «Иван Сусанин» (Рондо Антониды из I д., хор «Разгулялися, разливалися», романс Антониды, Полонез, Кра-

ковяк, Мазурка из II д., Песня Вани из III д., Хор поляков из IV д., Ария Сусанина из IV д., хор «Славься!»). Опера «Руслан и Людмила»
(Увертюра, Сцена Наины и Фарлафа, Персидский хор, заключительный хор «Слава великим богам!»). «Вальс-фантазия». Романс «Я помню
чудное мгновенье» (ст. А. Пушкина). «Патриотическая песня» (сл. А. Машистова). Романс «Жаворонок» (ст. Н. Кукольника).
25.

М. Глинка-М. Балакирев. «Жаворонок» (фортепианная пьеса).

26.

К. Глюк. Опера «Орфей и Эвридика» (хор «Струн золотых напев», Мелодия, Хор фурий).

27.

Э. Григ. Музыка к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт» (Песня Сольвейг, «Смерть Озе»). Соната для виолончели и фортепиано» (Ι

28.

А. Гурилев. «Домик-крошечка» (сл. С. Любецкого). «Вьется ласточка сизокрылая» (сл. Н. Грекова). «Колокольчик» (сл. И. Ма-

часть).
карова).
29.

К. Дебюсси. Ноктюрн «Празднества». «Бергамасская сюита» («Лунный свет»). Фортепианная сюита «Детский уголок» («Ку-

кольный кэк-уок»).
30.

Б. Дварионас. «Деревянная лошадка».

31.

И. Дунаевский. Марш из к/ф «Веселые ребята» (сл. В. Лебедева-Кумача). Оперетта «Белая акация» (Вальс, Песня об Одессе,

Выход Ларисы и семи кавалеров).
32.

А. Журбин. Рок-опера «Орфей и Эвридика» (фрагменты по выбору учителя).

33.

Знаменный распев.

34.

Д. Кабалевский. Опера «Кола Брюньон» (Увертюра, Монолог Кола). Концерт № 3 для ф-но с оркестром (Финал). «Реквием» на

стихи Р. Рождественского («Наши дети», «Помните!»). «Школьные годы».

35.

В. Калинников. Симфония № 1 (соль минор, I часть).

36.

К. Караев. Балет «Тропою грома» (Танец черных).

37.

Д. Каччини. «Ave Maria».

38.

В. Кикта. Фрески Софии Киевской (концертная симфония для арфы с оркестром) (фрагменты по усмотрению учителя). «Мой

край тополиный» (сл. И. Векшегоновой).
39.

В. Лаурушас. «В путь».

40.

Ф. Лист. Венгерская рапсодия № 2. Этюд Паганини (№ 6).

41.

И. Лученок. «Хатынь» (ст. Г. Петренко).

42.

А. Лядов. Кикимора (народное сказание для оркестра).

43.

Ф. Лэй. «История любви».

44.

Мадригалы эпохи Возрождения.

45.

Р. де Лиль. «Марсельеза».

46.

А. Марчелло. Концерт для гобоя с оркестром ре минор (II часть, Адажио).

47.

М. Матвеев. «Матушка, матушка, что во поле пыльно».

48.

Д. Мийо. «Бразилейра».

49.

И. Морозов. Балет «Айболит» (фрагменты: Полечка, Морское плавание, Галоп).

50.

В. Моцарт. Фантазия для фортепиано до минор. Фантазия для фортепиано ре минор. Соната до мажор (эксп. Ι ч.). «Маленькая

ночная серенада» (Рондо). Симфония № 40. Симфония № 41 (фрагмент ΙΙ ч.). Реквием («Dies ire», «Lacrimoza»). Соната № 11 (I, II, III ч.).
Фрагменты из оперы «Волшебная флейта». Мотет «Ave, verum corpus».
51.

М. Мусоргский. Опера «Борис Годунов» (Вступление, Песня Варлаама, Сцена смерти Бориса, сцена под Кромами). Опера

«Хованщина» (Вступление, Пляска персидок).
52.

Н. Мясковский. Симфония № 6 (экспозиция финала).

53.

Народные музыкальные произведения России, народов РФ и стран мира по выбору образовательной организации.

54.

Негритянский спиричуэл.

55.

М. Огинский. Полонез ре минор («Прощание с Родиной»).

56.

К. Орф. Сценическая кантата для певцов, хора и оркестра «Кармина Бурана». («Песни Бойерна: Мирские песни для исполне-

ния певцами и хорами, совместно с инструментами и магическими изображениями») (фрагменты по выбору учителя).

57.

Дж. Перголези «Stabat mater» (фрагменты по выбору учителя).

58.

С. Прокофьев. Опера «Война и мир» (Ария Кутузова, Вальс). Соната № 2 (Ι ч.). Симфония № 1 («Классическая». Ι ч., ΙΙ ч., III ч.

Гавот, IV ч. Финал). Балет «Ромео и Джульетта» (Улица просыпается, Танец рыцарей, Патер Лоренцо). Кантата «Александр Невский» (Ледовое побоище). Фортепианные миниатюры «Мимолетности» (по выбору учителя).
59.

М. Равель. «Болеро».

60.

С. Рахманинов. Концерт № 2 для ф-но с оркестром (Ι часть). Концерт № 3 для ф-но с оркестром (Ι часть). «Вокализ». Романс

«Весенние воды» (сл. Ф. Тютчева). Романс «Островок» (сл. К. Бальмонта, из Шелли). Романс «Сирень» (сл. Е. Бекетовой). Прелюдии (до диез минор, соль минор, соль диез минор). Сюита для двух фортепиано № 1 (фрагменты по выбору учителя). «Всенощное бдение» (фрагменты
по выбору учителя).
61.

Н. Римский-Корсаков. Опера «Садко» (Колыбельная Волховы, хороводная песня Садко «Заиграйте, мои гусельки», Сцена по-

явления лебедей, Песня Варяжского гостя, Песня Индийского гостя, Песня Веденецкого гостя). Опера «Золотой петушок» («Шествие»).
Опера «Снегурочка» (Пролог: Сцена Снегурочки с Морозом и Весной, Ария Снегурочки «С подружками по ягоды ходить»; Третья песня
Леля (ΙΙΙ д.), Сцена таяния Снегурочки «Люблю и таю» (ΙV д.)). Опера «Сказка о царе Салтане» («Полет шмеля»). Опера «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (оркестровый эпизод «Сеча при Керженце»). Симфоническая сюита «Шехеразада» (I часть). Романс
«Горные вершины» (ст. М. Лермонтова).
62.

А. Рубинштейн. Романс «Горные вершины» (ст. М. Лермонтова).

63.

Ян Сибелиус. Музыка к пьесе А. Ярнефельта «Куолема» («Грустный вальс»).

64.

П. Сигер «Песня о молоте». «Все преодолеем».

65.

Г. Свиридов. Кантата «Памяти С. Есенина» (ΙΙ ч. «Поет зима, аукает»). Сюита «Время, вперед!» (VI ч.). «Музыкальные иллю-

страции к повести А. Пушкина «Метель» («Тройка», «Вальс», «Весна и осень», «Романс», «Пастораль», «Военный марш», «Венчание»). Музыка к драме А. Толстого «Царь Федор Иоанович» («Любовь святая»).
66.

А. Скрябин. Этюд № 12 (ре диез минор). Прелюдия № 4 (ми бемоль минор).

67.

И. Стравинский. Балет «Петрушка» (Первая картина: темы гулянья, Балаганный дед, Танцовщица, Шарманщик играет на тру-

бе, Фокусник играет на флейте, Танец оживших кукол). Сюита № 2 для оркестра.
68.

М. Теодоракис «На побережье тайном». «Я – фронт».

69.

Б. Тищенко. Балет «Ярославна» (Плач Ярославны из ΙΙΙ действия, другие фрагменты по выбору учителя).

70.

Э. Уэббер. Рок-опера «Иисус Христос – суперзвезда» (фрагменты по выбору учителя). Мюзикл «Кошки», либретто по Т. Элио-

ту (фрагменты по выбору учителя).
71.

А. Хачатурян. Балет «Гаянэ» (Танец с саблями, Колыбельная). Концерт для скрипки с оркестром (I ч., II ч., ΙΙΙ ч.). Музыка к

драме М. Лермонтова «Маскарад» (Галоп, Вальс).
72.

К. Хачатурян. Балет «Чиполлино» (фрагменты).

73.

Т. Хренников. Сюита из балета «Любовью за любовь» (Увертюра. Общее адажио. Сцена заговора. Общий танец. Дуэт Беатриче

и Бенедикта. Гимн любви).
74.

П. Чайковский. Вступление к опере «Евгений Онегин». Симфония № 4 (ΙΙΙ ч.). Симфония № 5 (I ч., III ч. Вальс, IV ч. Финал).

Симфония № 6. Концерт № 1 для ф-но с оркестром (ΙΙ ч., ΙΙΙ ч.). Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта». Торжественная увертюра «1812
год». Сюита № 4 «Моцартиана». Фортепианный цикл «Времена года» («На тройке», «Баркарола»). Ноктюрн до-диез минор. «Всенощное
бдение» («Богородице Дево, радуйся» № 8). «Я ли в поле да не травушка была» (ст. И. Сурикова). «Легенда» (сл. А. Плещеева). «Покаянная
молитва о Руси».
75.

П. Чесноков. «Да исправится молитва моя».

76.

М. Чюрленис. Прелюдия ре минор. Прелюдия ми минор. Прелюдия ля минор. Симфоническая поэма «Море».

77.

А. Шнитке. Кончерто гроссо. Сюита в старинном стиле для скрипки и фортепиано. Ревизская сказка (сюита из музыки к одно-

именному спектаклю на Таганке): Увертюра (№ 1), Детство Чичикова (№ 2), Шинель (№ 4),Чиновники (№ 5).
78.

Ф. Шопен. Вальс № 6 (ре бемоль мажор). Вальс № 7 (до диез минор). Вальс № 10 (си минор). Мазурка № 1. Мазурка № 47. Ма-

зурка № 48. Полонез (ля мажор). Ноктюрн фа минор. Этюд № 12 (до минор). Полонез (ля мажор).
79.

Д. Шостакович. Симфония № 7 «Ленинградская». «Праздничная увертюра».

80.

И. Штраус. «Полька-пиццикато». Вальс из оперетты «Летучая мышь».

81.

Ф. Шуберт. Симфония № 8 («Неоконченная»). Вокальный цикл на ст. В. Мюллера «Прекрасная мельничиха» («В путь»). «Лес-

ной царь» (ст. И. Гете). «Шарманщик» (ст. В Мюллера»). «Серенада» (сл. Л. Рельштаба, перевод Н. Огарева). «Ave Maria» (сл. В. Скотта).
82.

Р. Щедрин. Опера «Не только любовь». (Песня и частушки Варвары).

83.

Д. Эллингтон. «Караван».

А. Эшпай. «Венгерские напевы».

3.Тематическое планирование.
Раздел

Музыка
и литература

Кол
-во
часов
17

Темы

Кол
-во
часов

Что роднит музыку с литературой.
Что роднит музыку с литературой
Что роднит музыку с литературой
Фольклор в музыке русских композиторов.
Фольклор в музыке русских композиторов.
Жанры инструментальной и вокальной музыки.
Вторая жизнь песни.
Живительный родник
творчества.
Обобщение материала 1
четверти.
Всю жизнь мою несу родину в душе…
Писатели и поэты о музыке и музыкантах.
Писатели и поэты о музыке и музыкантах.
Первое путешествие в
музыкальный театр.
Опера.
Второе путешествие в
музыкальный театр. Балет
Музыка в театре кино на
телевидении.
Третье путешествие в

1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1

1

1
1

5 класс (34 часа)
Основные виды деятельности
обучающихся (на уровне УУД)

Основные направления воспитательной деятельности
Выявлять общность жизненных истоков и взаимосвязь музыки с 1,2,3,4,5,6,7,8
литературой и изобразительным искусством как различными
способами художественного познания мира.
Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении.
Исполнять народные песни, песни о родном крае современных
композиторов; понимать особенности музыкального воплощения
стихотворных текстов.
Импровизировать в пении, игре на музыкальных инструментах,
пластике. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства. Размышлять о знакомом музыкальном произведении; высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах еѐ воплощения.
Находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства.
Творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности. Участвовать в
коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на инструментах).
Передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме.
Самостоятельно работать в творческих тетрадях.
Делиться впечатлениями о концертах, спектаклях и т. п.
Использовать электронные образовательные ресурсы, обучающие программы, видеозаписи исполнения музыкальных произведений, опер, балетов, мюзиклов, музыкальных фильмов.
Искать в Интернете произведения музыки и литературы.
Собирать коллекцию музыкальных и литературных произведений, видеофильмов

музыкальный театр. Мюзикл.
Мир композитора.

Музыка
и изобразительное
искусство

17

Обобщение материала 2
четверти.
Что роднит музыку с
изобразительным искусством.
Небесное и земное в звуках и красках.
Звать через прошлое к
настоящему.
Музыкальная живопись
и живописная музыка.
Музыкальная живопись
и живописная музыка.
Колокольность в музыке
и изобразительном искусстве.
Портрет в музыке и изобразительном искусстве.
Волшебная палочка дирижера.
Обобщение материала 3
четверти.
Застывшая музыка.
Полифония в музыке и
живописи.
Музыка на мольберте.
Импрессионизм в музыке и живописи.
О подвигах, о доблести,
о славе.
В каждой мимолетности
вижу я миры.
Мир композитора. С веком наравне.
Обобщение материала 4

1
1
1

1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Выявлять общность жизненных истоков и взаимосвязь музыки с
литературой и изобразительным искусством как различными
способами художественного познания мира. Соотносить художественно-образное содержание музыкального произведения с
формой его воплощения.
Находить
ассоциативные связи между художественными
образами музыки и других видов искусства.
Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития,
выявляя сходство и различие интонаций, тем, образов в произведениях разных стилей, форм и жанров. Распознавать
художественный смысл различных форм построения музыки.
Участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов. Исследовать
интонационнообразную природу музыкального искусства.
Определять взаимодействие музыки с другими видами искусства
на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки,
литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.).
Владеть терминами музыки и изобразительного искусства в пределах изучаемой темы.
Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии, исполнении. Использовать различные
формы музицирования
при
выполнении творческих заданий, освоении содержания
музыкальных произведений.
Исполнять песни и темы инструментальных произведений отечественных и зарубежных композиторов.
Различать виды оркестров и группы музыкальных инструментов.
Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства.
Воплощать художественно-образное содержание музыки и произведений изобразительного искусства в драматизации, инсценировании, пластическом движении, свободном дирижировании.
Импровизировать в пении, игре, пластике, художественных

1,2,3,4,5,6,7,8

четверти.

импровизациях (рисование под музыку).
Формировать
личную
фонотеку, библиотеку, видеотеку,
коллекцию произведений изобразительного искусства.
Осуществлять поиск музыкально-образовательной информации
в Интернете.
Самостоятельно работать с обучающими образовательными программами, электронными образовательными ресурсами.
Оценивать собственную музыкально-творческую, художественную деятельность и деятельность своих сверстников.
Защищать творческие исследовательские проекты (на уроках и
во внеурочной деятельности)
6 класс (34 часа)

Мир
образов
вокальной и
инструментальной
музыки

17

Образы романсов и песен русских композиторов. Старинный русский
романс. Песня-романс.
Мир чарующих звуков
Два музыкальных посвящения. Я помню чудное мгновенье.
Портрет в музыке и живописи. Картинная галерея
Уноси моѐ сердце в звенящую даль.
Обряды и обычаи в
фольклоре и в творчестве композиторов.
Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения
Ст9аринной песни мир.
Песни Фра10нца Шуберта. Баллада. Лесной царь.
Обобщение материала I
четверти
Образы русской народной и духовной музыки.

1

1

1

1
1

1

1

1
1

Различать простые и сложные жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки.
Характеризовать музыкальные произведения (фрагменты) в устной и письменной форме. Определять жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров; различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы. Наблюдать за развитием музыкальных образов.
Анализировать приѐмы взаимодействия и развития образов музыкальных сочинений.
Владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных,
классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений.
Разыгрывать народные песни. Участвовать в коллективных играх-дра-матизациях.
Участвовать
в индивидуальной, групповой и коллективной
деятельности при подготовке и проведении литературномузыкальных композиций.
Инсценировать песни, фрагменты опер, балетов, мюзиклов,
спектаклей.
Анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла
композитора.
Воплощать в различных видах музыкально-творческой деятельности знакомые литературные и зрительные образы.
Называть выдающихся отечественных и зарубежных исполнителей, включая музыкальные коллективы. Ориентироваться в составе исполнителей вокальной музыки, наличии или отсутствии

1,2,3,4,5,6,7,8

Народное искусство
Древней Руси
Русская духовная музыка. Духовный концерт.
Фрески Софии Киевской. Орнамент. Сюжеты
и образы фресок
Перезвоны. Молитва
Образы духовной музыки Западной Европы.
Небесное и земное в музыке Баха.
Фортуна правит миром.
Кармина Бурана
Авторская песня: прошлое и настоящее. Песни
вагантов.
Джаз — искусство XX
века. Спиричуэл и блюз.
Обобщение материала II
четверти

1
1

1
1

1
1

1
1

инструментального сопровождения.
Воспринимать и определять разновидности хоровых коллективов по манере исполнения.
Использовать различные формы музицирования и творческих
заданий в освоении содержания музыкальных образов.
Раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства.
Принимать участие в создании танцевальных и вокальных композиций в джазовом стиле.
Выполнять инструментовку мелодий на основе простейших
приѐмов аранжировки музыки на элементарных и электронных
инструментах.
Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на
человека, еѐ арт-терапевтический эффект (на личном примере).
Приводить примеры преобразующего влияния музыки на людей. Сотрудничать со сверстниками в процессе исполнения
классических и современных музыкальных произведений (инструментальных, вокальных, театральных и т. п.).
Исполнять музыку, передавая еѐ художественный смысл. Оценивать и корректировать собственную
музыкальноисполнительскую деятельность.
Планировать
решение
учебно-познавательных и учебнопрактических задач при раскрытии содержания учебных тем
Исполнять отдельные образцы народного музыкального творчества своей республики, своего края, региона.
Подбирать простейший аккомпанемент (на элементарных и
электронных инструментах, включая синтезатор) в соответствии
с жанровыми и стилистическими особенностями музыки.
Ориентироваться в джазовой музыке, называть еѐ выдающихся
композиторов и исполнителей.
Подбирать ассоциативные ряды (литература, изобразительное искусство, кино, театр) к сюжетам и образам музыкальных
сочинений.
Участвовать в разработке и воплощении сценариев народных
праздников, игр, обрядов, действ.
Находить информацию о наиболее значительных явлениях музыкальной жизни в регионе, стране и за еѐ пределами.
Подбирать музыку для проведения дискотеки в классе, школе и
т. п.

Мир
образов
камерной и
симфонической
музыки

17

Образы камерной музыки. Могучее царство
Шопена.
Вдали от Родины. Инструментальная баллада.
Рождаются великие творения. Ночной пейзаж.
Инструментальный концерт. Времена года.
Космический пейзаж.
Быть может, вся природа
— мозаика цветов?
Образы симфонической
музыки. Метель. Музыкальные иллюстрации к
повести А. С. Пушкина.
Тройка. Вальс. Весна и
осень. Романс. Пастораль. Военный марш.
Симфоническое развитие
музыкальных образов. В
печали весел, а в веселье
печален. Связь времѐн
Обобщение материала III
четверти
Программная увертюра.
Увертюра Эгмонт.
Скорбь и радость
Увертюра-фантазия
Ромео и Джульетта
Мир музыкального театра. Балет Ромео и
Джульетта.
Мюзикл Вестсайдская
история. Опера Орфей и

1

1
1
1
1

1

1

1

1
1
1
1
1
1

1

Составлять отзывы о посещении концертов, музыкальнотеатральных спектаклей, музеев, центров народного музыкального творчества и т. п.
Выполнять задания в творческой тетради.
Соотносить основные образно-эмоциональные сферы музыки,
специфические особенности произведений разных жанров.
Сопоставлять различные образцы народной и профессиональной
музыки.
Обнаруживать общность истоков народной и профессиональной
музыки.
Выявлять характерные свойства народной и композиторской музыки.
Передавать в собственном исполнении (пении, игре на инструментах, музыкально-пластическом движении) различные музыкальные образы.
Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы, изобразительного искусства. Называть имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры
их произведений.
Определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — музыка классическая, народная, религиозная, современная.
Различать виды оркестров и группы музыкальных инструментов.
Осуществлять
исследовательскую художественноэстетическую
деятельность.
Выполнять индивидуальные проекты, участвовать в коллективных проектах.
Импровизировать в одном из современных жанров популярной
музыки и оценивать своѐ исполнение.
Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность.
Заниматься самообразованием (совершенствовать умения и
навыки самообразования).
Применять ИКТ для музыкального самообразования.
Использовать различные формы музицирования и творческих
заданий в освоении содержания музыкальных произведений.
Формировать
личную
фонотеку, библиотеку, видеотеку,
коллекцию произведений изобразительного искусства.
Защищать творческие исследовательские проекты (на уроках и

1,2,3,4,5,6,7,8

Эвридика.
Образы киномузыки.
Ромео и Джульетта в кино XX века.
Обобщение материала IV
четверти
Особенности
драматургии
сценической
музыки

17

Классика и современность
Опера Иван Сусанин.
Новая эпоха в русском
музыкальном искусстве
Судьба человеческая —
судьба народная. Родина
моя! Русская земля
Опера «Князь Игорь».
«Русская эпическая опера». «Ария князя Игоря».
«Портрет половцев».
«Плач Ярославны».
Балет «Ярославна».
«Вступление. «Стон Русской земли».
«Первая битва с половцами». «Плач Ярославны». «Молитва».
П.Образы киномузыки
Ромео и Джульетта.
«Галерея героических
образов».
«Мой народ — американцы...». «Порги и
Бесс».
«Развитие традиций
оперного спектакля»
Обобщение материала I
четверти
«Самая популярная опера в мире». «Образ Кар-

во внеурочной деятельности)
1

1

1
1

1

1

1
1

1

1
1

1
1
1

7 класс (34 часа)
Сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей,
выявлять интонационные связи.
Проявлять инициативу в различных сферах музыкальной деятельности, в музыкально-эстетической жизни класса, школы
(музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для
младших школьников и др.).
Совершенствовать умения и навыки самообразования при организации культурного досуга, при составлении домашней фонотеки, библиотеки, видеотеки и пр.
Называть крупнейшие музыкальные центры мирового значения
(театры оперы и балета, концертные залы, музеи).
Анализировать приѐмы взаимодействия и развития одного или
нескольких образов в произведениях разных стилей, форм и
жанров.
Анализировать и обобщать жанр о-во-стилистические особенности музыкальных произведений. Размышлять о модификации
жанров в современной музыке.
Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.
Самостоятельно исследовать творческую биографию одного из
популярных исполнителей, музыкальных коллективов и т. п.
Обмениваться впечатлениями о текущих событиях музыкальной
жизни
Импровизировать в одном из современных жанров популярной
музыки и оценивать собственное исполнение.
Ориентироваться в джазовой музыке, называть еѐ отдельных выдающихся исполнителей и композиторов.
Самостоятельно исследовать жанровое разнообразие популярной
музыки.
Определять специфику современной популярной отечественной
и зарубежной музыки, высказывать собственное мнение о еѐ ху-

1,2,3,4,5,6,7,8

Особенности
драматургии
камерной и
симфонической
музыки

17

мен». «Образы Хозе и
Эска-мильо». «Балет
«Кармен-сюита».
«Новое прочтение оперы
Бизе». «Образ Кармен».
«Образ Хозе». «Образы
«масок» и Тореадора»
«Высокая месса». «От
страдания к радости».
«Всенощное бдение».
«Музыкальное зодчество
России». «Образы «Вечерни» и «Утрени»
«Рок-опера «Иисус
Христос — суперзвезда». «Вечные темы».
«Главные образы»
«Ромео и Джульетта».
«Музыкальные зарисовки для большого симфонического оркестра».
«Гоголь-сюита». «Из
музыки к спектаклю
«Ревизская сказка».
«Образы «Гогольсюиты»
Обобщение материала II
четверти
«Два направления музыкальной культуры».
Религиозная музыка.
Светская музыка.
«Этюд».
«Транскрипция»
«Кончерто-гроссо» А.
Шнитке». «Сюита в старинном стиле» А. Шнитке «Соната».

1

1

дожественной ценности. Осуществлять проектную деятельность.
Участвовать в музыкальной жизни школы, города, страны и др.
Использовать различные формы музицирования и творческих
заданий для освоения содержания музыкальных произведений.
Защищать творческие исследовательские проекты (на уроках и
во внеурочной деятельности).
Организовывать музыкально-просветительские акции с целью
пропаганды музыкального искусства и художественного творчества. Формировать индивидуальное портфолио (портфель достижений)

1

1

1
1
1
1
1
1

Сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей,
выявлять интонационные связи. Проявлять инициативу в различных сферах музыкальной деятельности, в музыкальноэстетической жизни класса, школы (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.).
Совершенствовать умения и навыки самообразования при организации культурного досуга, при составлении домашней фонотеки, библиотеки, видеотеки и пр. Называть крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета,
концертные залы, музеи).

1,2,3,4,5,6,7,8

«Соната № 8 («Патетическая») Л. Бетховена».
«Соната № 2 С. Прокофьева». «Соната № 11
В.-А. Моцарта».
«Симфония № 103 («С
тремоло литавр») Й.
Гайдна».
«Симфония № 40 В.-А.
Моцарта». «Симфония
№ 1 («Классическая») С.
Прокофьева».
«Симфония № 5 Л. Бетховена». «Симфония № 8
(«Неоконченная») Ф.
Шуберта».
«Симфония № 1 В. Калинникова». «Картинная
галерея».
«Симфония № 5 П. Чайковского». «Симфония
№ 7 («Ленинградская»)
Д. Шостаковича»
«Симфоническая картина». «Празднества» К.
Дебюсси».
«Инструментальный
концерт». «Концерт для
скрипки с оркестром А.
Хачатуряна».
«Рапсодия в стиле блюз»
Дж. Гершвина»
«Музыка народов мира».
«Популярные хиты из
мюзиклов и рок - опер»
«Исследовательский
проект»
Обобщение материала III
и IV четверти

1

1

1

1

1

1

1

1

1
1

1
1

Анализировать приѐмы взаимодействия и развития одного или
нескольких образов в произведениях разных стилей, форм и
жанров.
Анализировать и обобщать жанр о-во-стилистические особенности музыкальных произведений. Размышлять о модификации
жанров в современной музыке.
Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.
Самостоятельно исследовать творческую биографию одного из
популярных исполнителей, музыкальных коллективов и т. п.
Обмениваться впечатлениями о текущих событиях музыкальной
жизни в отечественной и зарубежной культуре.
Импровизировать в одном из современных жанров популярной
музыки и оценивать собственное исполнение.
Ориентироваться в джазовой музыке, называть еѐ отдельных выдающихся исполнителей и композиторов.
Самостоятельно исследовать жанровое разнообразие популярной
музыки.
Определять специфику современной популярной отечественной и зарубежной музыки, высказывать собственное мнение о еѐ художественной ценности. Осуществлять проектную
деятельность.
Участвовать в музыкальной жизни школы, города, страны и др.
Использовать различные формы музицирования и творческих
заданий для усвоения содержания музыкальных произведений.
Защищать творческие исследовательские проекты (на уроках и
во внеурочной деятельности). Организовывать
музыкальнопросветительские акции с целью пропаганды музыкального искусства и художественного творчества. Формировать индивидуальное порт-фолио (портфель достижений)

Раздел
1.
Искусство в
жизни
современного
человека.

Раздел
2.
Искусство открывает
новые
грани
мира

4

9

Искусство вокруг нас.

1

Художественный образстиль-язык.

1

Наука и искусство.

1

Знание научное и знание
художественное.
Искусство рассказывает
о красоте Земли. Литературные страницы.

1

Пейзаж - поэтичная и
музыкальная живопись.

1

Зримая музыка.
Человек в зеркале искусства: жанр портрета.

1
1

1

8 класс (34 часа)
Определять место и роль искусства в жизни человека и общества.
Исследовать многообразие явлений искусства и жизни, открывая
для себя поли функциональность искусства.
Воспринимать художественные произведения разных видов искусства и выражать свое отношение к ним.
Работать в группе, коллективе одноклассников.
Исследовать природу и специфику временных, пространственных и пространственно-временных видов искусства.
Рассказывать о своих впечатлениях от посещения театра, музея,
выставки, концерта, от просмотра телепередач и кинофильмов,
от полюбившихся художественных произведений.
Формулировать цели, задачи, составлять план деятельности,
корректировать его в соответствии с учебными задачами урока.
Различать виды, стили и жанры искусства.
Распознавать основные жанры народного и профессионального
искусства.
Уметь слушать одноклассников.
Понимать смысл употребляемых терминов.
Наблюдать жизненные явления и сопоставлять их с особенностями художественного воплощения в
произведениях искусств.
Соотносить особенности композиции произведений живописи и
музыки.
Подбирать музыкальные произведения, созвучные картинам
русских художников.
Отстаивать свою точку зрения.
Проводить беседы с учениками
о красоте и гармонии окружающей природы.
Выражать собственное отношение к содержанию художественных образов, интерпретировать и оценивать произведения разных видов искусств.
Выявлять особенности жанра пейзажа в изобразительном, поэтическом и музыкальном творчестве.
Самостоятельно приобретать и интегрировать знания на основе

1,2,3,4,5,6,7,8

1,2,3,4,5,6,7,8

Раздел
3.
Искусство
как
универсаль-

10

Портрет в искусстве России.

1

Портреты наших великих соотечественников.

1

Как начиналась галерея.

1

Музыкальный портрет
Александр Невский.

1

Портрет композитора в
литературе и кино.

1

Мир в зеркале искусств.

1

Роль искусства в сближении народов.

1

сравнения, анализа, синтеза и обобщения.
Проявлять волевые качества при выполнении учебных задач, находить пути достижения качественного результата.
Находить и сохранять информацию, необходимую для усвоения
урока.
Выявлять выразительные средства: воплощение, отношение
творца к природе, их сходство и различие.
Участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приемы работы с
ними.
Различать жанры изобразительного искусства
и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приемы работы
с ними.
Собирать художественную информацию для создания альбома
«Жанр портрета в культуре разных времен».
Устанавливать ассоциативные связи
между слуховыми и зрительными образами-представлениями и
анализировать средства музыкальной выразительности, воплощающие характеры героев и персонажей.
Осознавать познавательно-эвристическую ценноориентирующую функции искусства.
Применять самостоятельно приобретенные знания в процессе
коллективной и групповой работы.
Познавать через портретные образы духовные, жизненные, религиозные устремления человека.
Осуществлять перевод художественных впечатлений с языка музыки на литературный поэтический язык, язык жестов, графики.
Планировать собственные действия, необходимые для переноса
и интеграции знаний.
Участвовать в дискуссиях по поводу интерпретации художественных образов.
Понимать роль искусства в жизни человека и общества.
Использовать коммуникативные свойства искусства.
Высказывать свою точку зрения в процессе изучения произведений разных видов искусств.
Расширять представление о многообразии
жизни, различных трактовках одних и тех же явлений в художественных образах разных

1,2,3,4,5,6,7,8

ный
способ
общения
Искусство художественного перевода -искусство
общения.

1

Искусство-проводник
духовной энергии.
Как происходит
передача сообщения в
искусстве?

1

Знаки и символы в искусстве.

1

Художественные послания предков.
Разговор с современником.

1

Символы жизни в искусстве.

1

Звучащий цвет и зримый
звук.

1

1

видов искусств.
Осмысливать объединяющую роль искусства,
возможность диалога культур благодаря общечеловеческому
языку искусства.
Выявлять роль музеев в сохранении и пропаганде мировых культурных традиций.
Накапливать информацию о деятелях искусства, художественных произведениях.
Знакомиться с творческими достижениями.
Вырабатывать критический взгляд на явления культуры.
Раскрывать специфику искусства и его
особенности как универсального способа общения.
Знать музеи, художественные галереи, архитектурные памятники мирового значения.
Рассказывать о значимых культурно-исторических объектах своего края.
Проявлять творческую активность.
Выявлять стилистические особенности
художественного перевода.
Оценивать значение классического и современного искусства.
Анализировать различные варианты
трактовки оригинальных литературных текстов и художественных переводов.
Оценивать значение классического и современного искусства в
общении людей разных стран.
Проявлять творческую активность.
Сравнивать содержание и эмоциональный строй художественных переводов.
Выявлять стилистические особенности
художественного перевода.
Оценивать значение классического и современного искусства в
общении людей разных стран.
Проявлять волевые качества при оценке собственной художественно-творческой
деятельности.
Участвовать в дискуссиях.
Выявлять духовно-нравственные смыслы
содержания художественных образов.
Открывать для себя значимость непосредственного контакта с

Раздел
4.
Красота
в искусстве и
жизни

11

Музыкально поэтическая символика
огня.
Что такое красота?

1

Способность искусства
дарить людям чувство
эстетического переживания.

1

Законы красоты.

1

Различие реакций
человека на социальные
и природные явления в
жизни и в искусстве.

1

Творческий характер
эстетического отношения к окружающему миру.
Соединение в художественном произведении
двух реальностей.

1

Великий дар творчества:
радость и красота сози-

1

1

1

художественным творением.
Заниматься самообразованием в области культуры и искусства.
Планировать способы освоения учебного материала.
Собирать и систематизировать материалы по теме урока.
Самостоятельно ставить учебные задачи.
Различать объекты и явления реальной жизни и их образы, воплощенные в произведения искусств, и объяснять разницу.
Выявлять общее и особенное в произведении изобразительного
искусства и в художественной фотографии, в произведениях литературы и музыкального искусства.
Высказывать суждения о красоте окружающего мира, людей и
образов в разных видах искусств.
Расширять представления об исторической ценности храмовых
построек, их значении и развитии культуры как носителей высокой духовности и красоты, о значимости и красоте религиозного
искусства
Осваивать культуру культовых сооружений.
Осуществлять поиск информации, позволяющей классифицировать проявления красоты в разных сферах художественной
деятельности.
Накапливать базу данных о разных видах искусств, об авторах,
истории создания произведений.
Искать информацию, раскрывающую тему урока.
Ставить цели, задачи, определять последовательность их решения в процессе анализа художественных произведений.
Высказывать суждения о красоте окружающего мира, их образов
в разных видах искусств.
Искать информацию раскрывающую тему урока.
Расширять знания о законах красоты на примере произведений
искусства разных эпох и стилей.
Находить в словарях, энциклопедиях определения терминов.
Проводить беседы с учащимися.
Выбирать и использовать различные художественные материалы
для передачи собственного художественного замысла.
Ставить цели задачи, определять последовательность их решения в процессе анализа художественных произведений.
Находить и систематизировать информацию об идеалах красоты.
Воспринимать красоту в природе, в человеческих отношениях, в
искусстве, во внешнем облике и внутреннем мире человека.

1,2,3,4,5,6,7,8

дания.

Красота в понимании
различных социальных
групп в различные эпохи.

1

Красота и польза.
Как человек реагирует
на различные явления в
жизни и в искусстве.

1

Преобразующая сила
красоты.

1

Полна чудес могучая
природа.

1

Составлять электронные альбомы, коллекции шедевров храмовой архитектуры и иконописи.
Ставить цели, задачи, определять последовательность их решения в процессе анализа художественного произведения.
Выявлять особенности представлений человека о красоте в разные эпохи, в разных слоях общества.
Подбирать музыкальные произведения, соответствующие времени.
Накапливать сведения о специфике художественного творчества.
Сопоставлять различные исполнительские трактовки музыкальных произведений и
Раскрывать образно-смысловой строй
произведения в зависимости от стиля исполнения.
Различать жанры искусства и их роль в жизни человека.
Развивать учебные действия, направленные на самоорганизацию
в процессе изучения искусства.
Анализировать жизненные основы искусства, соотношение красоты и пользы художественных произведений в разные исторические периоды, прикладное назначение искусства, его практические функции.
Размышлять о произведениях искусства, выявляя важные,
жизненные проблемы.
Приводить примеры преобразующей силы искусства, его воздействия на мысли, чувства, поступки, поведение человека, эстетические идеалы, художественный вкус влияния на жизнь людей

СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания методического объединения учителей естественно-научного цикла
МБОУ СОШ № 28
от «30» августа 2021 года Пр.№ 1
_________ / О.А.Селезнева/
подпись руководителя МО

Ф.И.О.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
__________ / Н.Н.Новосельцева/
подпись

расшифровка подписи

«30» августа 2021 года


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».