Биология

Муниципальное образование Белоглинский район
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 28 имени И.Г. ТурищеваБелоглинского района»

УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от 31.08.2021 года протокол № 1
Председатель__________О.К.Шмигельская
подпись руководителя ОУ Ф.И.О.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По

биологии

(указать учебный предмет, курс)

Уровень образования (класс): среднее общее образование, 10-11 классы
Количество часов: 136 часов

Уровень базовый

Учитель: Селезнева Оксана Алексеевна
Программа разработана в соответствии с ФГОС СОО

на основе примерной программы по биологии ФГОС СОО (сайт www.fgosreestr.ru)
с учетом УМК Линия УМК Н. И. Сонина. Биология (10-11) (Б), автор программы: И.Б. Агафонова, В.И. Сивоглазов; — М. : Дрофа, 2017, с.

35

Данная программа по учебному предмету «Биология» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного
образовательного стандарта среднего общего образования по биологии, на основе примерной программы среднего общего образования по
биологии (сайт www.fgosreestr.ru), одобрена решением федерального учебно - методического объединения по общему образованию от 28
июня 2016 года. Протокол № 2/16-з) с учетом тематического планирования к УМК И.Б. Агафонова, В.И. Сивоглазов и соответствует
требованиям и положениям основной образовательной программы МБОУ СОШ № 28. Программы воспитания МБОУ СОШ№28.

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Биология».
1) Патриотическое воспитание:
• понимание ценности биологической науки, еѐ роли в развитии человеческого общества, отношение к биологии как важной составляющей
культуры, гордость за вклад российских и советских учѐных в развитие мировой биологической науки. Гражданское воспитание:
• готовность к разнообразной совместной деятельности при выполнении биологических опытов, экспериментов, исследований и проектов,
стремление к взаимопониманию и взаимопомощи.
2) Гражданское воспитания:
представления о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, готовности к разнообразной
совместной деятельности при выполнении учебных, познавательных задач, выполнении экспериментов, создании учебных проектов,
стремления к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности; готовности оценивать своѐ поведение и
поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учѐтом осознания последствий поступков;
3) Физическое воспитание и формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание,
соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для
физического и психического здоровья;
соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в природной среде;
умение осознавать эмоциональное состояние своѐ и других людей, уметь управлять собственным эмоциональным состоянием;
сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.
4) Трудовое воспитание:
активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) биологической и экологической
направленности, интерес к практическому изучению профессий, связанных с биологией.
5) Экологическое воспитание:
ориентация на применение биологических знаний для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и
оценки их возможных последствий для окружающей среды;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.

6) Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему биологических научных представлений об основных закономерностях
развития природы, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
развитие научной любознательности, интереса к биологической науке и исследовательской деятельности;
овладение основными навыками исследовательской деятельности.
Метапредметные результаты:
овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы,
выдвигать гипотезы, давать определения понятий, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения,
структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках
(тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию,
преобразовывать информацию из одной формы в другую;
способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью
своему и окружающих;
умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения,
аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметные результаты:
В познавательной (интеллектуальной) сфере:
- характеристика содержания биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч. Дарвина),; учения В.И. Вернадского о биосфере;
законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости; вклада выдающихся ученых в развитие биологической науки выделение существенных
признаков биологических объектов (клеток: растительной и животной, половых и соматических, доядерных и ядерных; организмов:
одноклеточных и многоклеточных; видов, экосистем, биосферы) и процессов (обмен веществ и энергии, размножение, деление клетки,
оплодотворение, действие естественного отбора, образование видов, круговорот веществ);
- объяснение роли биологии в формировании научного мировоззрения, вклада биологических теорий в формирование современной
естественно-научной картины мира; отрицательного влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека;
влияние мутагенов на организм человека ; экологических факторов на организмы; причин эволюции, изменяемости видов, нарушений
развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций приведение доказательств (аргументация) единства живой и неживой природы,
родства живых организмов и окружающей среды; необходимости сохранения видов;
- умение пользоваться биологической терминологией и символикой;
- решение элементарных биологических задач; составление элементарных схем скрещивания и схем переноса веществ и энергии в
экосистемах (цепи питания);
- описание особей видов по морфологическому критерию выявление изменчивости, приспособлений организмов к среде обитания сравнение
биологических объектов (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные
экосистемы и агроэкосистемы) и формулировка выводов на основе сравнения.
В ценностно-ориентационной сфере:
анализ и оценка различных гипотез сущности жизни, происхождения жизни и человека,

глобальных экологических проблем и путей их решения, последствий собственной
деятельности в окружающей среде, оценка этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование,
искусственное оплодотворение)
В сфере трудовой деятельности:
овладение умениями и навыками постановки биологических экспериментов и объяснение их .
В сфере физической деятельности:
обоснование и соблюдение мер профилактики вирусных заболеваний, вредных привычек(курение, алкоголизм, наркомания) правил
поведения в природной среде
Выпускник на базовом уровне научится:
– раскрывать на примерах роль биологии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности людей;
– понимать и описывать взаимосвязь между естественными науками: биологией, физикой, химией; устанавливать взаимосвязь природных
явлений; 1
– понимать смысл, различать и описывать системную связь между основополагающими биологическими понятиями: клетка, организм, вид,
экосистема, биосфера;
– использовать основные методы научного познания в учебных биологических исследованиях, проводить эксперименты по изучению
биологических объектов и явлений, объяснять результаты экспериментов, анализировать их, формулировать выводы;
– формулировать гипотезы на основании предложенной биологической информации и предлагать варианты проверки гипотез;
– сравнивать биологические объекты между собой по заданным критериям, делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
– обосновывать единство живой и неживой природы, родство живых организмов, взаимосвязи организмов и окружающей среды на основе
биологических теорий;
– приводить примеры веществ основных групп органических соединений клетки (белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот);
– распознавать клетки (прокариот и эукариот, растений и животных) по описанию, на схематических изображениях; устанавливать связь
строения и функций компонентов клетки, обосновывать многообразие клеток;
– распознавать популяцию и биологический вид по основным признакам;
– описывать фенотип многоклеточных растений и животных по морфологическому критерию;
– объяснять многообразие организмов, применяя эволюционную теорию;
– классифицировать биологические объекты на основании одного или нескольких существенных признаков (типы питания, способы
дыхания и размножения, особенности развития);
– объяснять причины наследственных заболеваний;
– выявлять изменчивость у организмов; объяснять проявление видов изменчивости, используя закономерности изменчивости; сравнивать
наследственную и ненаследственную изменчивость;
– выявлять морфологические, физиологические, поведенческие адаптации организмов к среде обитания и действию экологических
факторов;
– составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (цепи питания);
– приводить доказательства необходимости сохранения биоразнообразия для устойчивого развития и охраны окружающей среды;

– оценивать достоверность биологической информации, полученной из разных источников, выделять необходимую информацию для
использования ее в учебной деятельности и решении практических задач
; – представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, графика, диаграммы и делать выводы на основании представленных
данных;
– оценивать роль достижений генетики, селекции, биотехнологии в практической деятельности человека и в собственной жизни;
– объяснять негативное влияние веществ (алкоголя, никотина, наркотических веществ) на зародышевое развитие человека; – объяснять
последствия влияния мутагенов;
– объяснять возможные причины наследственных заболеваний.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
– давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, используя биологические теории (клеточную,
эволюционную), учение о биосфере, законы наследственности, закономерности изменчивости;
– характеризовать современные направления в развитии биологии; описывать их возможное использование в практической деятельности;
– сравнивать способы деления клетки (митоз и мейоз);
– решать задачи на построение фрагмента второй цепи ДНК по предложенному фрагменту первой, иРНК (мРНК) по участку ДНК;
– решать задачи на определение количества хромосом в соматических и половых клетках, а также в клетках перед началом деления
(мейоза или митоза) и по его окончании (для многоклеточных организмов);
– решать генетические задачи на моногибридное скрещивание, составлять схемы моногибридного скрещивания, применяя законы
наследственности и используя биологическую терминологию и символику;
– устанавливать тип наследования и характер проявления признака по заданной схеме родословной, применяя законы наследственности;
– оценивать результаты взаимодействия человека и окружающей среды, прогнозировать возможные последствия деятельности человека
для существования отдельных биологических объектов и целых природных сообществ.
2. Содержание учебного предмета «Биология».
ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ.
10 класс (68 часов, 2 часа в неделю)

Биология как комплекс наук о живой природе
Биология как комплексная наука, методы научного познания, используемые в биологии. Современные направления в биологии. Роль
биологии в формировании современной научной картины мира, практическое значение биологических знаний.
Биологические системы как предмет изучения биологии.
Структурные и функциональные основы жизни
Молекулярные основы жизни. Неорганические вещества, их значение. Органические вещества (углеводы, липиды, белки,
нуклеиновые кислоты,
АТФ) и их значение. Биополимеры. Другие органические вещества клетки. Нанотехнологии в биологии.
Цитология, методы цитологии. Роль клеточной теории в становлении современной естественно-научной картины мира. Клетки
прокариот и эукариот. Основные части и органоиды клетки, их функции.
Вирусы - неклеточная форма жизни, меры профилактики вирусных заболеваний.

Жизнедеятельность клетки. Пластический обмен. Фотосинтез, хемосинтез. Биосинтез белка. Энергетический обмен. Хранение,
передача и реализация наследственной информации в клетке. Генетический код. Ген, геном. Геномика. Влияние наркогенных веществ на
процессы в клетке.
Клеточный цикл: интерфаза и деление. Митоз и мейоз, их значение. Соматические и половые клетки.
Организм
Организм — единое целое.
Жизнедеятельность организма. Регуляция функций организма, гомеостаз. Размножение организмов (бесполое и половое). Способы
размножения у растений и животных. Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития. Репродуктивное
здоровье человека; последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное развитие человека. Жизненные
циклы разных групп организмов.
Генетика, методы генетики. Генетическая терминология и символика. Законы наследственности Г. Менделя. Хромосомная теория
наследственности. Определение пола. Сцепленное с полом наследование.
Генетика человека. Наследственные заболевания человека и их предупреждение. Этические аспекты в области медицинской
генетики.
Генотип и среда. Ненаследственная изменчивость. Наследственная изменчивость. Мутагены, их влияние на здоровье человека.
Доместикация и селекция. Методы селекции. Биотехнология, ее направления и перспективы развития. Биобезопасность.
11 класс (68 часов, 2 часа в неделю)

Теория эволюции
Развитие эволюционных идей, эволюционная теория Ч. Дарвина. Синтетическая теория эволюции. Свидетельства эволюции живой
природы. Микроэволюция и макроэволюция. Вид, его критерии. Популяция - элементарная единица эволюции. Движущие силы эволюции,
их влияние на генофонд популяции. Направления эволюции.
Многообразие организмов как результат эволюции. Принципы классификации, систематика.
Развитие жизни на Земле
Гипотезы происхождения жизни на Земле. Основные этапы эволюции органического мира на Земле.
Современные представления о происхождении человека. Эволюция человека (антропогенез). Движущие силы антропогенеза. Расы
человека, их происхождение и единство.
Организмы и окружающая среда
Приспособления организмов к действию экологических факторов.
Биогеоценоз. Экосистема. Разнообразие экосистем. Взаимоотношения популяций разных видов в экосистеме. Круговорот веществ и
поток энергии в экосистеме. Устойчивость и динамика экосистем. Последствия влияния деятельности человека на экосистемы. Сохранение
биоразнообразия как основа устойчивости экосистемы.
Структура биосферы. Закономерности существования биосферы.
Круговороты веществ в биосфере.
Глобальные антропогенные изменения в биосфере. Проблемы устойчивого развития.
Перспективы развития биологических наук.

Перечень лабораторных и практических работ, рекомендуемых к выполнению в 10-11 классах при изучении биологии на базовом
уровне (курсивом указаны темы работ, проводимые на усмотрение учителя):
1.Использование различных методов при изучении биологических объектов.
2.Техника микроскопирования.
3.Изучение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание.
4.Приготовление, рассматривание и описание микропрепаратов клеток растений.
5.Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий.
6.Изучение движения цитоплазмы.
7.Изучение плазмолиза и деплазмолиза в клетках кожицы лука.
8.Изучение ферментативного расщепления пероксида водорода в растительных и животных клетках.
9.Обнаружение белков, углеводов, липидов с помощью качественных реакций.
10.Выделение ДНК.
11.Изучение каталитической активности ферментов (на примере амилазы или каталазы).
12.Наблюдение митоза в клетках кончика корешка лука на готовых микропрепаратах.
13.Изучение хромосом на готовых микропрепаратах.
14.Изучение стадий мейоза на готовых микропрепаратах.
15.Изучение строения половых клеток на готовых микропрепаратах.
16.Решение элементарных задач по молекулярной биологии.
17.Выявление признаков сходства зародышей человека и других позвоночных животных как доказательство их родства.
18.Составление элементарных схем скрещивания.
19.Решение генетических задач.
20.Изучение результатов моногибридного и дигибридного скрещивания у дрозофилы.
21.Составление и анализ родословных человека.
22.Изучение изменчивости, построение вариационного ряда и вариационной кривой.
23.Описание фенотипа.
24.Сравнение видов по морфологическому критерию.
25.Описание приспособленности организма и ее относительного характера.
26.Выявление приспособлений организмов к влиянию различных экологических факторов.
27.Сравнение анатомического строения растений разных мест обитания.
28.Методы измерения факторов среды обитания.
29.Изучение экологических адаптаций человека.
30.Составление пищевых цепей.
31.Изучение и описание экосистем своей местности.
32.Моделирование структур и процессов, происходящих в экосистемах.
33.Оценка антропогенных изменений в природе.

Раздел

Ко
лво
ча
со
в

Темы

Кол
-во
часо
в

Введение.

2

Роль биологии в
формировании
современной картины
мира, практическое
значение биологических
знаний

2

Раздел 1.
Биология
как наука.
Методы
научного
познания.

5

1.1. Краткая история
развития биологии.
Система биологических
наук.

2

1.2. Сущность и
свойства живого.
Уровни организации и
методы познания
живой природы.

3

Биологические системы
как предмет изучения
биологии. Методы
биологии.

Раздел 2.
Клетка.

21

2.1. История изучения
клетки. Клеточная
теория.

2

3.Тематическое планирование.
10 класс (68 часов)
Основные виды деятельности
обучающихся (на уровне УУД)

Основные
направления
воспитательной
деятельности
экологическое
воспитание, ценности
научного познания

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы.
Объясняют роль биологии в формировании научного мировоззрения.
Оценивают вклад различных ученых-биологов в развитие науки
биологии, вклад биологических теорий в формирование современной
естественно-научной картины мира. Устанавливают связи биологии с
другими науками. Готовят сообщения (доклады, рефераты,
презентации) о вкладе выдающихся ученых в развитие биологии.
Работают с электронным приложением.
Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Выделяют
существенные признаки живой природы и биологических систем
(клетки, организма, вида, экосистемы). Характеризуют основные
свойства живого. Объясняют основные причины затруднений,
связанных с определением понятия «жизнь». Объясняют различия и
единство живой и неживой природы. Приводят примеры систем
разного уровня организации. Приводят доказательства уровневой
организации и эволюции живой природы. Определяют основные
методы познания живой природы. Готовят презентацию или стенд на
тему ≪Современное научное оборудование и его роль в решении
биологических задач≫. Работают с иллюстрациями учебника.
Работают с электронным приложением.
Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы.
Определяют предмет, задачи и методы исследования цитологии как
науки. Характеризуют содержание клеточной теории.
Объясняют вклад клеточной теории в формирование современной
естественно-научной картины мира; вклад ученых — исследователей

гражданское
воспитание,
физическое
воспитание,
экологическое
воспитание, ценности
научного познания

гражданское
воспитание,
физическое
воспитание,

Тема 2.2. Химический
состав клетки.

8

Тема 2.3. Строение
эукариотической и
прокариотической
клеток.

7

Тема 2.4. Реализация
наследственной
информации в клетке.

2

клетки в развитие биологической науки. Приводят доказательства
родства живых организмов с использованием положений клеточной
теории. Работают с иллюстрациями учебника.
Работают с электронным приложением.
Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Приводят
доказательства (аргументация) единства живой и неживой природы на
примере сходства их химического состава. Сравнивают химический
состав тел живой и неживой природы и делают выводы на основе
сравнения. Характеризуют особенности строения, свойства и роль
неорганических и органических веществ, входящих в состав живых
организмов. Устанавливают причинно-следственные связи между
химическим строением, свойствами и функциями веществ на основе
текстов и рисунков
учебника. Приводят примеры органических веществ (углеводов,
липидов, белков, нуклеиновых кислот), входящих в состав организмов,
мест их локализации и биологической роли. Работают с
иллюстрациями учебника. Решают биологические задачи. Выполняют
лабораторные, практические и исследовательские работы по
изучаемой теме. Работают с электронным приложением.
Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы.
Характеризуют клетку как структурно-функциональную единицу
живого. Выделяют существенные признаки строения клетки, ее
органоидов, ядра, мембраны, хромосом, доядерных и ядерных клеток,
клеток растений, животных и грибов. Сравнивают особенности
строения доядерных и ядерных клеток, клеток растений, животных и
грибов и делают выводы на основе сравнения. Устанавливают
причинно-следственные связи между
строением и функциями биологических систем на примере клетки, ее
органоидов и выполняемых ими функций.
Работают с иллюстрациями учебника. Пользуются цитологической
терминологией.
Обосновывают меры профилактики бактериальных заболеваний.
Выполняют лабораторные, практические и исследовательские работы
по изучаемой теме.
Работают с электронным приложением.
Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Выделяют
фундаментальный процесс в биологических системах — реализация
информации в клетке.
Выделяют существенные признаки генетического кода. Описывают и
сравнивают процессы транскрипции и трансляции. Объясняют роль

экологическое
воспитание, ценности
научного познания
гражданское
воспитание,
физическое
воспитание,
экологическое
воспитание, ценности
научного познания

Раздел 3.
Организм.

39

Тема 2.5. Вирусы.

2

Тема 3.1. Организм —
единое целое.

1

Жизнедеятельность
и регуляция функций
организма.

воспроизведения и передачи наследственной информации в
существовании и развитии жизни
на Земле. Решают биологические задачи. Работают с иллюстрациями
учебника. Работают с электронным приложением.
Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы.
Выделяют существенные признаки строения и жизненных циклов
вирусов. Характеризуют роль вирусов как возбудителей болезней и
как переносчиков генетической
информации. Обосновывают меры профилактики вирусных
заболеваний. Находят информацию о вирусах и вирусных
заболеваниях в различных источниках, анализируют и оцениваютее,
интерпретируют и представляют в разных формах
(тезисы, сообщение, репортаж, аналитическая справка, реферат, обзор,
портфолио). Работают с иллюстрациями учебника. Работают с
электронным приложением.
Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Выделяют
существенные
признаки
одноклеточных
и
многоклеточных
организмов. Сравнивают одноклеточные, многоклеточные организмы
и колонии одноклеточных организмов и делают выводы на основе
сравнения. Работают с электронным приложением.

Тема 3.2. Обмен
веществ и превращение
энергии.

4

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы.
Характеризуют фундаментальные процессы в биологических
системах — обмен веществ и превращение энергии. Выделяют
существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки.
Сравнивают пластический и
энергетический обмены и делают выводы на основе строения.
Сравнивают организмы по типу питания и делают выводы на
основе сравнения. Раскрывают значение фотосинтеза.
Характеризуют световую и темновую фазы фотосинтеза.
Работают с иллюстрациями учебника. Решают биологические
задачи. Находят информацию по изучаемой теме в различных
источниках, анализируют и оценивают ее, интерпретируют
и представляют в разных формах (тезисы, сообщение, репортаж,
аналитическая справка, реферат, обзор, портфолио).
Работают с электронным приложением.

Тема 3.3. Размножение.

9

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Выделяют
существенные признаки процесса деления клетки. Характеризуют

ценности научного
познания

Патриотическое
воспитание,
гражданское
воспитание,
физическое
воспитание,
экологическое
воспитание, ценности
научного познания

Тема 3.4.
Индивидуальное
развитие организмов
(онтогенез).

4

Тема 3.5.
Наследственность и
изменчивость.

16

биологическое значение и основные фазы митоза, используя рисунки
учебника. Выделяют существенные признаки процессов размножения
и оплодотворения. Описывают способы вегетативного размножения.
Приводят примеры организмов, размножающихся бесполым и
половым путем. Характеризуют биологическое значение и основные
фазы мейоза, используя рисунки учебника. Характеризуют стадии
образования половых клеток, используя схему учебника.
Объясняют биологическую сущность оплодотворения. Характеризуют
особенности двойного оплодотворения у растений.
Определяют значение искусственного оплодотворения.
Сравнивают митоз и мейоз, яйцеклетки и сперматозоиды,
сперматогенез и овогенез, половое и бесполое размножение и делают
выводы на основе сравнения.
Работают с иллюстрациями учебника. Решают биологические задачи.
Участвуют в дискуссии по изучаемой теме. Работают с электронным
приложением.
Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы.
Характеризуют периоды онтогенеза. Описывают особенности
индивидуального развития человека.
Оценивают влияние факторов внешней среды на развитие зародыша.
Объясняют отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических
веществ на развитие
зародыша человека; причины нарушений развития организмов.
Анализируют и оценивают целевые и смысловые установки в своих
действиях и поступках по отношению к своему здоровью, последствия
влияния факторов риска
на здоровье. Обосновывают меры профилактики вредных привычек.
Сравнивают эмбриональный и постэмбриональный периоды
индивидуального развития, прямое и непрямое развитие и делают
выводы на основе сравнения. Работают с иллюстрациями учебника.
Работают с электронным приложением.
Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы.
Определяют основные задачи современной генетики. Характеризуют
содержание закономерностей наследования, установленных Г.
Менделем, хромосомной теории наследственности; современных
представлений о гене и геноме, закономерностей изменчивости.
Объясняют вклад Г. Менделя и других ученых в развитие
биологической науки, значение установленных ими закономерностей в
формирование современной естественно-научной картины мира;
причины наследственных и ненаследственных изменений.

Патриотическое
воспитание,
гражданское
воспитание,
физическое
воспитание,
экологическое
воспитание, ценности
научного познания

Тема 3.6. Доместикация.

5

Основы селекции.
Биотехнология

Заключени
е.

1

Заключение.

1

Приводят доказательства родства живых организмов на основе
положений генетики. Пользуются генетической терминологией и
символикой. Решают элементарные генетические задачи. Составляют
элементарные схемы скрещивания.
Выявляют источники мутагенов в окружающей среде (косвенно).
Проводят элементарные биологические исследования и
делают выводы на основе полученных результатов.
Объясняют влияние мутагенов на организм человека, возникновение
наследственных заболеваний, мутаций. Устанавливают взаимосвязь
генотипа человека и его здоровья. Оценивают значение здорового
образа жизни как наиболее эффективного метода профилактики
наследственных
заболеваний.
Характеризуют
роль
медикогенетического консультирования для снижения вероятности
возникновения
наследственных
заболеваний.
Работают
с
иллюстрациями учебника. Решают биологические задачи. Находят
информацию по изучаемой теме в различных источниках,
анализируют и оценивают ее, интерпретируют и
представляют в разных формах (тезисы, сообщение, репортаж,
аналитическая справка, реферат, обзор, портфолио). Выполняют
лабораторные, практические и исследовательские работы по
изучаемой теме. Работают с электронным приложением.
Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы.
Определяют главные задачи и направления современной селекции.
Характеризуют вклад Н. И. Вавилова в развитие биологической науки.
Оценивают достижения и перспективы отечественной и мировой
селекции. Характеризуют методы селекционной работы. Сравнивают
массовый и индивидуальный отбор. Выделяют существенные
признаки процесса искусственного отбора. Оценивают достижения и
перспективы развития современной биотехнологии.
Анализируют и оценивают этические аспекты некоторых
исследований в области биотехнологии. Работают с иллюстрациями
учебника. Находят информацию по изучаемой теме в различных
источниках, анализируют и оценивают ее, интерпретируют и
представляют в разных формах (тезисы, сообщение, репортаж,
аналитическая справка, реферат, обзор, портфолио). Выполняют
практические и исследовательские работы по изучаемой теме.
Работают с электронным приложением.

гражданское
воспитание,
экологическое
воспитание, ценности
научного познания

11 класс (68 часов)
Раздел 1.
Вид.

36

Введение.
Тема 1.1. История
эволюционных идей.

2
7

Тема 1.2. Современное
эволюционное учение.

16

Тема 1.3.
Происхождение и
развитие жизни на
земле.

6

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Оценивают
вклад различных ученых в развитие биологической науки. Оценивают
предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина. Характеризуют
содержание эволюционной теории
Ч. Дарвина. Сравнивают определенную и неопределенную
изменчивость, искусственный и естественный отбор, формы
борьбы за существование и делают выводы на основе сравнения.
Работают с иллюстрациями учебника. Работают с электронным
приложением.
Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Объясняют
вклад эволюционной теории в формирование современной
естественно-научной картины мира. Определяют критерии вида.
Описывают особей вида по морфологическому критерию. Характеризуют популяцию как структурную
единицу вида и единицу эволюции, процессов естественного отбора,
формирования приспособленности, образования видов. Характеризуют
основные факторы эволюции. Сравнивают пространственную и
экологическую изоляцию, формы естественного отбора и делают
выводы на основе сравнения. Характеризуют основные адаптации
организмов к условиям обитания. Сравнивают основные способы и
пути видообразования, биологический прогресс и регресс и делают
выводы на основе сравнения.
Объясняют причины эволюции, изменяемости видов. Приводят
доказательства родства живых организмов на основе положений
эволюционного учения. Доказывают, что сохранение многообразия
видов является основой устойчивого развития биосферы. Приводят
основные доказательства эволюции органического мира. Решают
биологические задачи. Работают с иллюстрациями учебника.
Выполняют лабораторные, практические и исследовательские работы
по изучаемой теме. Работают с электронным приложением.
Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы.
Анализируют и оценивают различные гипотезы происхождения
жизни. Характеризуют основные этапы биологической эволюции на
Земле.
Участвуют в дискуссии по обсуждению гипотез происхождения жизни
и аргументируют свою точку зрения. Работают с иллюстрациями
учебника. Находят информацию по изучаемой теме в различных

гражданское
воспитание,
физическое
воспитание,
экологическое
воспитание, ценности
научного познания

Раздел 2.
Экосистем
ы.

20

Тема 1.4.
Происхождение
человека.

7

Тема 2.1.
Экологические
факторы.

5

Тема 2.2. Структура

7

источниках, анализируют и оценивают ее, интерпретируют и
представляют в разных формах (тезисы, сообщение, репортаж,
аналитическая справка, реферат, обзор, портфолио). Работают с
электронным приложением.
Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы.
Анализируют и оценивают различные гипотезы
происхождения человека. Определяют положение человека в системе
животного мира. Аргументированно доказывают принадлежность
человека к определенной систематической группе. Выявляют признаки
сходства зародышей человека и других
млекопитающих как доказательство их родства. Характеризуют
основные этапы антропогенеза. Аргументируют свою точку зрения в
ходе дискуссии по обсуждению проблемы происхождения человека.
Знакомятся с механизмом расообразования, отмечая единство
происхождения рас.
Приводят аргументированную критику
антинаучной сущности расизма.
Находят информацию по изучаемой теме в различных источниках,
анализируют и оценивают ее, интерпретируют и представляют в
разных формах (тезисы, сообщение, репортаж, аналитическая справка,
реферат, обзор, портфолио). Работают с иллюстрациями учебника.
Выполняют лабораторные, практические и исследовательские работы
по изучаемой теме. Работают с электронным приложением.
Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы.
Определяют основные задачи современной экологии. Различают
основные группы экологических факторов
(абиотических,
биотических,
антропогенных).
Объясняют
закономерности влияния экологических факторов на организмы.
Характеризуют основные абиотические факторы (температуру,
влажность, свет). Описывают основные биотические факторы, на
конкретных примерах демонстрируют их значение. Оценивают роль
экологических факторов в жизнедеятельности организмов. Приводят
доказательства взаимосвязей организмов и
окружающей среды. Решают биологические задачи. Находят
информацию по изучаемой теме в различных источниках,
анализируют и оценивают ее, интерпретируют и представляют в
разных формах (тезисы, сообщение, репортаж, аналитическая справка,
реферат, обзор, портфолио). Работают с иллюстрациями учебника.
Работают с электронным приложением.
Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы.
Определяют структуру экосистемы (пространственную, видовую,

гражданское
воспитание,
физическое
воспитание, ценности
научного познания

гражданское
воспитание,
физическое
воспитание,
экологическое
воспитание, ценности
научного познания

экосистем.

Тема 2.3. Биосфера —
глобальная экосистема.

4

Тема 2.4. Биосфера и
человек.

4

экологическую). Дают характеристику продуцентам, консументам,
редуцентам. Выделяют существенные признаки экосистем, процесса
круговорота веществ и превращений энергии в экосистемах.
Объясняют причины устойчивости и смены экосистем. Характеризуют
влияние человека на экосистемы.
Сравнивают искусственные и естественные экосистемы. Делают
выводы на основе сравнения.
Составляют элементарные схемы переноса веществ и энергии в
экосистемах (цепи и сети). Находят информацию по изучаемой теме в
различных источниках, анализируют и оценивают ее, интерпретируют
и представляют в разных формах (тезисы, сообщение, репортаж,
аналитическая справка, реферат, обзор, портфолио). Решают
биологические задачи. Работают с иллюстрациями учебника.
Выполняют лабораторные, практические и исследовательские работы
по изучаемой теме. Работают с электронным приложением.
Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы.
Характеризуют и сравнивают основные типы вещества биосферы.
Характеризуют содержание учения В. И.Вернадского о биосфере, его
вклад в развитие биологической науки. Приводят доказательства
единства живой и неживой природы, используя знания о круговороте
веществв биосфере. Характеризуют роль живых организмов в
биосфере. Выделяют существенные признаки процесса круговорота
веществ и превращений энергии в биосфере. Принимают участие в
дискуссии по теме «Вечна ли биосфера?», аргументированно
высказывают собственное мнение.
Находят информацию по изучаемой теме в различных источниках,
анализируют и оценивают ее, интерпретируют и представляют в
разных формах (тезисы, сообщение, репортаж, аналитическая справка,
реферат, обзор, портфолио). Решают биологические задачи. Работают
с иллюстрациями учебника. Выполняют лабораторные, практические и
исследовательские работы по изучаемой теме. Работают с
электронным приложением.
Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы.
Анализируют и оценивают современные глобальные
экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной
деятельности в окружающей среде; биологическую информацию о
глобальных экологических проблемах, получаемую из разных
источников; целевые и смысловые установки в своих действиях и
поступках по отношению к окружающей среде. Выдвигают гипотезы о
возможных последствиях

гражданское
воспитание,
физическое
воспитание,
экологическое
воспитание, ценности
научного познания

деятельности человека в экосистемах.
Аргументируют свою точку зрения в ходе дискуссий по обсуждению
экологических
проблем.
Представляют
результаты
своего
исследования (проекта). Обосновывают правила поведения в
природной
среде.
Раскрывают
проблемы
рационального
природопользования, охраны природы: защиты от загрязнений,
сохранения естественных биогеоценозов и памятников природы,
обеспечение природными ресурсами населения планеты.
Находят информацию по изучаемой теме в различных источниках,
анализируют и оценивают ее, интерпретируют и представляют в
разных формах (тезисы, сообщение, репортаж, аналитическая справка,
реферат, обзор, портфолио).
Работают с иллюстрациями учебника. Решают биологические задачи.
Выполняют лабораторные, практические и исследовательские работы
по изучаемой теме. Работают с электронным приложением.

Заключени
е.

1

Заключение.

1

СОГЛАСОВАНО

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания методического объединения
учителей естественно-научного цикла
МБОУ СОШ № 28
от «30» августа 2021 года Пр.№ 1
_________ / О.А.Селезнева/
подпись руководителя МО

Заместитель директора по УВР
__________ / Н.Н.Новосельцева/
подпись

расшифровка подписи

«30» августа 2021 года

Ф.И.О.

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ
ПОДПИСЬЮ
СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП

Сертификат

310227031995278721568419988831218614170173341613

Владелец

Шмигельская Ольга Константиновна

Действителен

С 13.09.2022 по 13.09.2023


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».