Муниципальное образование Белоглинский район муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 28 имени И.Г.Турищева Белоглинского района» УТВЕРЖДЕНО решением педагогического совета протокол № 1от 31.08. 2021г Председатель педагогического совета ______________ О.К.Шмигельская. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По астрономии Уровень образования (класс) среднее (полное) общее образование 10,11 классы (начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов) Количество часов 34 Учитель Дудинова Светлана Петровна Программа разработана на основе Астрономия. Методическое пособие 10-11 классы. Базовый уровень : учебное пособие для учителей общеобразовательных организаций под ред. В.М. Чаругина — М. : Просвещение, 2017. Учебник «Астрономия. 10 – 11» Чаругина В. М. — М. : Просвещение, 2017. Рабочая программа составлена на основе Приказ Минобрнауки от 07 июня 2017 года № 506 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089». 2. Приказ Минобрнауки от 20 июня 2017 года № 581 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года № 253». 3. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 июня 2017 года № ТС-194/08 «Методические рекомендации по введению учебного предмета «Астрономия» как обязательного для изучения на уровне среднего общего образования». 4 . Основной образовательной программы МБОУ СОШ №28; 5 Астрономия. Методическое пособие 10-11 классы. Базовый уровень : учебное пособие для учителей общеобразовательных организаций под ред. В.М. Чаругина — М. : Просвещение, 2017. 1. Учебный план МБОУ СОШ №28 отводит 34ч для обязательного изучения астрономии на ступени среднего (полного) общего образования. В том числе в 10,11 классах по 17 учебных часов из расчета 0,5 учебных часа в неделю. I. Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные результаты: 1.Патриотическое воспитание: проявлением интереса к прошлому и настоящему российской науки, ценностным отношением к достижениям российских ученых , к использованию этих достижений в других науках и прикладных сферах . 2.Гражданское и духовно-нравственное воспитание: готовностью к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, готовностью к обсуждению этических проблем, связанных с практическим применением достижений науки, осознанием важности морально-этических принципов в деятельности учѐного . 3.Трудовое воспитание: установкой на активное участие в решении практических задач, осознанием важности астрономического образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитием необходимых умений; осознанным выбором и построением индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учѐтом личных интересов и общественных потребностей . 4.Эстетическое воспитание: способностью к эмоциональному и эстетическому восприятию астрономических объектов, задач, решений, рассуждений. 5.Ценности научного познания: ориентацией в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, пониманием астрономии как сферы человеческой деятельности, этапов еѐ развития и значимости для развития цивилизации; овладением простейшими навыками исследовательской деятельности . 6.Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: готовностью применять знания в интересах своего здоровья, ведения здорового образа жизни (здоровое питание, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); сформированностью навыка рефлексии, признанием своего права на ошибку и такого же права другого человека . 7.Экологическое воспитание: ориентацией на применение м знаний для решения задач в области сохранности окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; осознанием глобального характера экологических проблем и путей их решения . 8.Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: готовностью к действиям в условиях неопределѐнности, повышению уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; необходимостью в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своѐ развитие; способностью осознавать стрессовую ситуацию, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт . Метапредметные результаты: Познавательные: искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках; находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития; выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия; выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения; менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности. Регулятивные: самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали; ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели; выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты; организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью. Коммуникативные: осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.); координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений. Предметные результаты • Получить представления о структуре и масштабах Вселенной и месте человека в ней. Узнать о средствах, которые используют астрономы, чтобы заглянуть в самые удалѐнные уголки Вселенной и не только увидеть небесные тела в недоступных с Земли диапазонах длин волн электромагнитного излучения, но и узнать о новых каналах получения информации о небесных телах с помощью нейтринных и гравитационно-волновых телескопов. • Узнать о наблюдаемом сложном движении планет, Луны и Солнца, их интерпретации. Какую роль играли наблюдения затмений Луны и Солнца в жизни общества и история их научного объяснения. Как на основе астрономических явлений люди научились измерять время и вести календарь. • Узнать, как благодаря развитию астрономии люди перешли от представления геоцентрической системы мира к революционным представлениям гелиоцентрической системы мира. Как на основе последней были открыты законы, управляющие движением планет, и позднее, закон всемирного тяготения. • На примере использования закона всемирного тяготения получить представления о космических скоростях, на основе которых рассчитываются траектории полѐтов космических аппаратов к планетам. Узнать, как проявляет себя всемирное тяготение на явлениях в системе Земля—Луна, и эволюцию этой систем в будущем. • Узнать о современном представлении, о строении Солнечной системы, о строении Земли как планеты и природе парникового эффекта, о свойствах планет земной группы и планет-гигантов и об исследованиях астероидов, комет, метеороидов и нового класса небесных тел карликовых планет. • Получить представление о методах астрофизических исследований и законах физики, которые используются для изучения физически свойств небесных тел. • Узнать природу Солнца и его активности, как солнечная активность влияет на климат и биосферу Земли, как на основе законов физики можно рассчитать внутреннее строение Солнца и как наблюдения за потоками нейтрино от Солнца помогли заглянуть в центр Солнца и узнать о термоядерном источнике энергии. • Узнать, как определяют основные характеристики звѐзд и их взаимосвязь между собой, о внутреннем строении звѐзд и источниках их энергии; о необычности свойств звѐзд белых карликов, нейтронных звѐзд и чѐрных дыр. Узнать, как рождаются, живут и умирают звѐзды. • Узнать, как по наблюдениям пульсирующих звѐзд цефеид определять расстояния до других галактик, как астрономы по наблюдениям двойных и кратных звѐзд определяют их массы. • Получить представления о взрывах новых и сверхновых звѐзд и узнать как в звѐздах образуются тяжѐлые химические элементы. • Узнать, как устроена наша Галактика — Млечный Путь, как распределены в ней рассеянные и шаровые звѐздные скопления и облака межзвѐздного газа и пыли. Как с помощью наблюдений в инфракрасных лучах удалось проникнуть через толщу межзвѐздного газа и пыли в центр Галактики, увидеть движение звѐзд в нѐм вокруг сверхмассивной чѐрной дыры. • Получить представление о различных типах галактик, узнать о проявлениях активности галактик и квазаров, распределении галактик в пространстве и формировании скоплений и ячеистой структуры их распределения. • Узнать о строении и эволюции уникального объекта Вселенной в целом. Проследить за развитием представлений о конечности и бесконечности Вселенной, о фундаментальных парадоксах, связанных с ними. • Понять, как из наблюдаемого красного смещения в спектрах далѐких галактик пришли к выводу о нестационарности, расширении Вселенной, и, что в прошлом она была не только плотной, но и горячей и, что наблюдаемое реликтовое излучение подтверждает этот важный вывод современной космологии. • Узнать, как открыли ускоренное расширение Вселенной и его связью с тѐмной энергией и всемирной силой отталкивания, противостоящей всемирной силе тяготения. • Узнать об открытии экзопланет — планет около других звѐзд и современном состоянии проблемы поиска внеземных цивилизаций и связи с ними. • Научиться проводить простейшие астрономические наблюдения, ориентироваться среди ярких звѐзд и созвездий, измерять высоты звѐзд и Солнца, определять астрономическими методами время, широту и долготу места наблюдений, измерять диаметр Солнца и измерять солнечную активность и еѐ зависимость от времени 2. Содержание учебного предмета Введение в астрономию Строение и масштабы Вселенной, и современные наблюдения Какие тела заполняют Вселенную. Каковы их характерные размеры и расстояния между ними. Какие физические условия встречаются в них. Вселенная расширяется. Где и как работают самые крупные оптические телескопы. Как астрономы исследуют гамма-излучение Вселенной. Что увидели гравитационно-волновые и нейтринные телескопы. Астрометрия Звѐздное небо и видимое движение небесных светил Какие звѐзды входят в созвездия Ориона и Лебедя. Солнце движется по эклиптике. Планеты совершают петлеобразное движение. Небесные координаты Что такое небесный экватор и небесный меридиан. Как строят экваториальную систему небесных координат. Как строят горизонтальную систему небесных координат. Видимое движение планет и Солнца Петлеобразное движение планет, попятное и прямое движение планет. Эклиптика, зодиакальные созвездия. Неравномерное движение Солнца по эклиптике. Движение Луны и затмения Фазы Луны и синодический месяц, условия наступления солнечного и лунного затмений. Почему происходят солнечные затмения. Сарос и предсказания затмений Время и календарь Звѐздное и солнечное время, звѐздный и тропический год. Устройство лунного и солнечного календаря, проблемы их согласования Юлианский и григорианский календари. Небесная механика Гелиоцентрическая система мира Представления о строении Солнечной системы в античные времена и в средневековье. Гелиоцентрическая система мира, доказательство вращения Земли вокруг Солнца. Параллакс звѐзд и определение расстояния до них, парсек. Законы Кеплера Открытие И.Кеплером законов движения планет. Открытие закона Всемирного тяготения и обобщѐнные законы Кеплера. Определение масс небесных тел. Космические скорости Расчѐты первой и второй космической скорости и их физический смысл. Полѐт Ю.А. Г агарина вокруг Земли по круговой орбите. Межпланетные перелѐты Понятие оптимальной траектории полѐта к планете. Время полѐта к планете и даты стартов Луна и еѐ влияние на Землю Лунный рельеф и его природа. Приливное взаимодействие между Луной и Землѐй. Удаление Луны от Земли и замедление вращения Земли. Прецессия земной оси и предварение равноденствий. Строение солнечной системы Современные представления о Солнечной системе. Состав Солнечной системы. Планеты земной группы и планеты- гиганты, их принципиальные различия. Облако комет Оорта и Пояс Койпера. Размеры тел солнечной системы. Планета Земля Форма и размеры Земли. Внутреннее строение Земли. Роль парникового эффекта в формировании климата Земли. Планеты земной группы Исследования Меркурия, Венеры и Марса, их схожесть с Землѐй. Как парниковый эффект греет поверхность Земли и перегревает атмосферу Венеры. Есть ли жизнь на Марсе. Эволюция орбит спутников Марса Фобоса и Деймоса. Планеты-гиганты Физические свойства Юпитера, Сатурна, Урана и Нептуна. Вулканическая деятельность на спутнике Юпитера Ио. Природа колец вокруг планет-гигантов. Планеты-карлики и их свойства. Малые тела Солнечной системы Природа и движение астероидов. Специфика движения групп астероидов Троянцев и Греков. Природа и движение комет. Пояс Койпера и Облако комет Оорта. Природа метеоров и метеоритов Метеоры и метеориты Природа падающих звѐзд, метеорные потоки и их радианты. Связь между метеорными потоками и кометами. Природа каменных и железных метеоритов. Природа метеоритных кратеров. Практическая астрофизика и физика Солнца Методы астрофизических исследований Устройство и характеристики телескопов рефракторов и рефлекторов. Устройство радиотелескопов, радиоинтерферометры. Солнце Основные характеристики Солнца. Определение массы, температуры и химического состава Солнца. Строение солнечной атмосферы. Солнечная активность и еѐ влияние на Землю и биосферу. Внутреннее строение Солнца Теоретический расчѐт температуры в центре Солнца. Ядерный источник энергии и термоядерные реакции синтеза гелия из водорода, перенос энергии из центра Солнца наружу, конвективная зона. Нейтринный телескоп и наблюдения потока нейтрино от Солнца. Звѐзды Основные характеристики звѐзд Определение основных характеристик звѐзд: массы, светимости, температуры и химического состава. Спектральная классификация звѐзд и еѐ физические основы. Диаграмма «спектральный класс» — светимость звѐзд, связь между массой и светимостью звѐзд Внутреннее строение звѐзд Строение звезды главной последовательности. Строение звѐзд красных гигантов и сверхгигантов. Белые карлики, нейтронные звѐзды, пульсары и чѐрные дыры Строение звѐзд белых карликов и предел на их массу — предел Чандрасекара. Пульсары и нейтронные звѐзды. Природа чѐрных дыр и их параметры. Двойные, кратные и переменные звѐзды Наблюдения двойных и кратных звѐзд. Затменно-переменные звѐзды. Определение масс двойных звѐзд. Пульсирующие переменные звѐзды, кривые изменения блеска цефеид. Зависимость между светимостью и периодом пульсаций у цефеид. Цефеиды — маяки во Вселенной, по которым определяют расстояния до далѐких скоплений и галактик. Новые и сверхновые звѐзды Характеристики вспышек новых звѐзд. Связь новых звѐзд с тесными двойными системами, содержащими звезду белый карлик. Перетекание вещества и ядерный взрыв на поверхности белого карлика. Как взрываются сверхновые звѐзды. Характеристики вспышек сверхновых звѐзд. Гравитационный коллапс белого карлика с массой Чандрасекара в составе тесной двойной звезды — вспышка сверхновой первого типа. Взрыв массивной звезды в конце своей эволюции — взрыв сверхновой второго типа. Наблюдение остатков взрывов сверхновых звѐзд. Эволюция звѐзд: рождение, жизнь и смерть звѐзд Расчѐт продолжительности жизни звѐзд разной массы на главной последовательности. Переход в красные гиганты и сверхгиганты после исчерпания водорода. Спокойная эволюция маломассивных звѐзд, и гравитационный коллапс и взрыв с образованием нейтронной звезды или чѐрной дыры массивной звезды. Определение возраста звѐздных скоплений и отдельных звѐзд и проверка теории эволюции звѐзд. Млечный Путь Газ и пыль в Г алактике Как образуются отражательные туманности. Почему светятся диффузные туманности Как концентрируются газовые и пылевые туманности в Г алактике. Рассеянные и шаровые звѐздные скопления Наблюдаемые свойства рассеянных звѐздных скоплений. Наблюдаемые свойства шаровых звѐздных скоплений. Распределение и характер движения скоплений в Галактике. Распределение звѐзд, скоплений, газа и пыли в Галактике. Сверхмассивная чѐрная дыра в центре Галактики и космические лучи. Инфракрасные наблюдения движения звѐзд в центре Галактики и обнаружение в центре Галактики сверхмассивной черной дыры. Расчѐт параметров сверхмассивной чѐрной дыры. Наблюдения космических лучей и их связь со взрывами сверхновых звѐзд. Галактики Как классифицировали галактики по форме и камертонная диаграмма Хаббла. Свойства спиральных, эллиптических и неправильных галактик. Красное смещение в спектрах галактик и определение расстояния до них. Закон Хаббла Вращение галактик и тѐмная материя в них. Активные галактики и квазары Природа активности галактик, радиогалактики и взаимодействующие галактики. Необычные свойства квазаров, их связь с ядрами галактик и активностью чѐрных дыр в них. Скопления галактик Наблюдаемые свойства скоплений галактик, рентгеновское излучение, температура и масса межгалактического газа, необходимость существования тѐмной материи в скоплениях галактик. Оценка массы тѐмной материи в скоплениях. Ячеистая структура распределения галактики скоплений галактик. Строение и эволюция Вселенной Конечность и бесконечность Вселенной — парадоксы классической космологии. Закон всемирного тяготения и представления о конечности и бесконечности Вселенной. Фотометрический парадокс и противоречия между классическими представлениями о строении Вселенной и наблюдениями. Необходимость привлечения общей теории относительности для построения модели Вселенной. Связь между геометрических свойств пространства Вселенной с распределением и движением материи в ней. Расширяющаяся Вселенная Связь средней плотности материи с законом расширения и геометрическими свойствами Вселенной. Евклидова и неевклидова геометрия Вселенной. Определение радиуса и возраста Вселенной. Модель «горячей Вселенной» и реликтовое излучения Образование химических элементов во Вселенной. Обилие гелия во Вселенной и необходимость образования его на ранних этапах эволюции Вселенной. Необходимость не только высокой плотности вещества, но и его высокой температуры на ранних этапах эволюции Вселенной. Реликтовое излучение — излучение, которое осталось во Вселенной от горячего и сверхплотного состояния материи на ранних этапах жизни Вселенной. Наблюдаемые свойства реликтового излучения. Почему необходимо привлечение общей теории относительности для построения модели Вселенной. Современные проблемы астрономии Ускоренное расширение Вселенной и тѐмная энергия Наблюдения сверхновых звѐзд I типа в далѐких галактиках и открытие ускоренного расширения Вселенной. Открытие силы всемирного отталкивания. Тѐмная энергия увеличивает массу Вселенной по мере еѐ расширения. Природа силы Всемирного отталкивания. Обнаружение планет возле других звѐзд. Наблюдения за движением звѐзд и определения масс невидимых спутников звѐзд, возмущающих их прямолинейное движение. Методы обнаружения экзопланет. Оценка условий на поверхностях экзопланет. Поиск экзопланет с комфортными условиями для жизни на них. Поиски жизни и разума во Вселенной Развитие представлений о возникновении и существовании жизни во Вселенной. Современные оценки количества высокоразвитых цивилизаций в Галактике. Попытки обнаружения и посылки сигналов внеземным цивилизациям 3. Тематическое планирование 10 класс № урока по предмету № урока по теме Планируемые результаты усвоения материала Тема урока Предметные Метапредметные Введение 1. 1. Введение в астрономию Знать, что изучает астрономия; роль наблюдений в астрономии; значение астрономии; что такое Вселенная; структуру и масштабы Вселенной Умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры Астрометрия 2. 1. Звѐ здное небо Знать, что такое созвездие; названия некоторых созвездий, их конфигурацию, альфу каждого из этих созвездий; Умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры. Строить логическую цепочку рассуждений. Личностные 3. 2. Небесные координаты Знать основные точки, линии и круги на небесной сфере; основные понятия и величины сферической и практической астрономии; 4. 3. Видимое движение планет и Солнца 5. 4. Движение Луны и затмения 6. 5. Время и календарь Знать принципы определения географической широты и долготы по астрономическим наблюдениям; Знать причины и характер видимого движения звезд и Солнца, а также годичного движения Солнца. Уметь использовать подвижную звѐ здную карту; Синодический месяц, узлы лунной орбиты, почему происходят затмения, Сарос и предсказания затмений Солнечное и звѐ здное время, лунный и солнечный календарь, юлианский и григорианский календарь Понимать взаимосвязь астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии, отделение ее от лженаук Критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций Осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; искать и находить обобщенные способы решения задач Самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях Небесная механика 7. 1. Система мира Гелиоцентрическая система мира; геоцентрическая система мира; синодический период; звѐ здный период; горизонтальный параллакс; угловые размеры светил 8. 2. Законы Кеплера движения планет Способы определения расстояний до небесных тел и их масс по закону Кеплера; законы Кеплера и их связь с законом тяготения 9. 3. Космические скорости и межпланетные перелѐ ты Первая космическая скорость; вторая космическая скорость; способы определения размеров и массы Земли Приводить критические аргументы как в отношении собственного суждения, так и в отношении действий и суждений другого; анализировать и преобразовывать проблемно противоречивые ситуации Анализировать и осмысливать текст задачи, переформулировать условие, извлекать необходимую информацию, моделировать условие с помощью схем, рисунков, реальных предметов. Осуществлять , деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами) Строение Солнечной системы 10. 1. Современные представления о Солнечной системы Уметь: пользоваться планом Солнечной системы и справочными данными; определять по астрономическому календарю, какие планеты и в каких созвездиях видны на небе в данное время; находить планеты на небе, отличая их от звѐ зд. 11. 2. Планета Земля Система ЗемляЛуна; основные движения Земли; форма Земли 12. 3. Луна и еѐ влияние на Землю Система ЗемляЛуна; природа Луны Менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности (формулировать образовательный запрос и выполнять консультативные функции самостоятельно; ставить проблему и работать над ее решением; управлять совместной познавательной деятельностью и подчиняться). Распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы Точно и емко формулировать как критические, так и одобрительные замечания в адрес других людей в рамках деловой и образовательной коммуникации, избегая при этом личностных оценочных суждений. 13. 4. Планеты земной группы Общая характеристика планет земной группы 14. 5. Планеты-гиганты. Планеты- карлики 15. 6. Малые тела Солнечной системы 16. 7. Современные представления о происхождении Солнечной системы Развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств Общая Оценивать характеристика последствия планетгигантов; достижения спутники и кольца поставленной планетгигантов; цели в учебной деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей. Астероиды и Выбирать метеориты; пояс оптимальный астероидов; кометы путь достижения и метеоры цели, учитывая эффективность расходования ресурсов и основываясь на соображениях этики и морали Происхождение Координировать Солнечной и выполнять системы; основные работу в условиях закономерности в виртуального Солнечной взаимодействия системе; (или сочетания космогонические реального и гипотезы виртуального) Астрофизика и звездная астрономия 17. 1. Методы астрофизических исследований . Зачет Устройство и назначение телескопа; устройство и назначение рефракторов и рефлекторов Оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной ранее цели 11 класс 1 2. 2 3. 3 4. Солнце Основные физические характеристики Солнца; основные проявления солнечной активности, их причины, периодичность и влияние на Землю Внутреннее строение Схема строения и источник энергии Солнца и Солнца физические процессы, происходящие в его недрах и атмосфере Основные Основные характеристики характеристики звѐ зд звѐ зд в сравнении с Солнцем; порядок расстояния до звѐ зд, способы определения и размеров звѐ зд; единицы измерения расстояний; важнейшие закономерности мира звѐ зд; Оценивать последствия достижения поставленной цели в учебной деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей. Сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью Задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; воспринимать критические замечания как ресурс собственного развития; диаграммы «спектрсветимость» и «массасветимость»; 4. 5. Белые карлики, нейтронные звѐ зды, чѐ рные дыры. Двойные, кратные и переменные звѐ зды. 5 6. Новые и сверхновые звѐ зды 6. 7. Эволюция звѐ зд Способ определения масс двойных звѐ зд; основные параметры состояния звѐ здного вещества; важнейшие понятия: годичный параллакс, светимость, абсолютная звѐ здная величина Пульсирующие и взрывающиеся звезды; Основные положения ведущих физических теорий при объяснении Развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств Оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной ранее цели Задавать параметры и критерии, по которым можно определить, природы Солнца и что цель достигнута звѐ зд Млечный путь 7. 1. Газ и пыль в Галактике 8. 2. Рассеянные и шаровые звѐ здные скопления 9. 3. Сверхмассивная чѐ рная дыра в центре Млечного Пути Понятие туманности; основные физические параметры, химический состав и распределение межзвѐ здного вещества в Галактике; примерные значения следующих величин: расстояния между звѐ здами в окрестности Солнца, их число в Галактике, еѐ размеры, инфракрасный телескоп Объяснять причины различия видимого и истинного распределения звѐ зд, межзвѐ здного вещества и галактик на небе; находить расстояния между звѐ здами в окрестности Солнца, их число в Галактике, еѐ размеры Оценка массы и размеров чѐ рной дыры по движению Согласовывать позиции членов команды в процессе работы над общим продуктом/ решением; представлять публично результаты индивидуальной и групповой деятельности как перед знакомой, так и перед незнакомой аудиторией Координировать и выполнять работу в условиях виртуального взаимодействия (или сочетания реального и виртуального) Представлять публично ; результаты индивидуальной и групповой отдельных звѐ зд. 10. 1. 11. 2. 12 3. 13. 1. деятельности как перед знакомой, так и перед незнакомой аудиторией Галактики Классификация Основные Сопоставлять галактик физические имеющиеся параметры, возможности и химический состав необходимые для и распределение достижения цели межзвѐ здного ресурсы вещества в Галактике; Активные галактики Примерные Выстраивать и квазары значения индивидуальную следующих образовательную величин: основные траекторию, учитывая типы галактик, ограничения со различия между стороны других ними; примерное участников и значение и ресурсные ограничения физический смысл постоянной Хаббла; возраст наблюдаемых небесных тел Задавать параметры и Скопления галактик Объяснять причины различия критерии, по которым можно определить, видимого и что цель достигнута истинного распределения звѐ зд, межзвѐ здного вещества и галактик на небе Строение и эволюция Вселенной Конечность и Связь закона Выходить за рамки бесконечность всемирного учебного предмета и Вселенной. тяготения с осуществлять Расширяющаяся представлениями целенаправленный Вселенная о конечности и поиск возможности бесконечности широкого переноса 14. 2. 15. 1. Вселенной; что средств и способов такое действия фотометрический парадокс; необходимость общей теории относительности для построения модели Вселенной Модель «горячей Понятие «горячая Подбирать партнеров Вселенной» и Вселенная»; для деловой реликтовое крупномасштабная коммуникации, исходя излучение структура из соображений Вселенной; что результативности такое взаимодействия, а не метагалактика; личных симпатий космологические модели Вселенной. использование знаний по физике и астрономии для описания и объяснения современной научной картины мира Современные проблемы астрономии Ускоренное Знать, какие Организовывать расширение наблюдения эффективный поиск Вселенной и тѐ мная подтвердили ресурсов, необходимых энергия теорию для достижения ускоренного поставленной цели расширения Вселенной; что исследователи понимают под тѐ мной энергией; зачем в уравнение Эйнштейна была введена космологическая постоянная 16. 2. 17. 3. Обнаружение планет Условия возле других звѐ зд возникновения планет около звѐ зд; методы обнаружения экзопланет около других звѐ зд; Поиск жизни и Проблемы поиска разума во внеземных Вселенной. Зачет. цивилизаций; формула Дрейка; использовать знания, полученные по физике и астрономии, для описания и объяснения современной научной картины мира; обосновывать свою точку зрения о возможности существования внеземных цивилизаций и их контактов с нами Итого 34 часа Определять несколько путей достижения поставленной цели Распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; использовать различные модельносхематические средства для представления выявленных в информационных источниках противоречий СОГЛАСОВАНО Протокол заседания кафедры учителей естественно-научного цикла от 30. 08.2021. № 1 ________________________ СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ___________Н.Н.Новосельцева __30.08. 2021г