Астрономия

Муниципальное образование Белоглинский район
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 28 имени И.Г.Турищева Белоглинского
района»

УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
протокол № 1от 31.08. 2021г
Председатель педагогического совета
______________ О.К.Шмигельская.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По астрономии
Уровень образования (класс) среднее (полное) общее образование 10,11 классы
(начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием
классов)
Количество часов 34
Учитель Дудинова Светлана Петровна
Программа разработана на основе
Астрономия. Методическое пособие 10-11 классы. Базовый уровень : учебное пособие для
учителей общеобразовательных организаций под ред. В.М. Чаругина — М. : Просвещение,
2017.
Учебник «Астрономия. 10 – 11» Чаругина В. М. — М. : Просвещение, 2017.

Рабочая программа составлена на основе
Приказ Минобрнауки от 07 июня 2017 года № 506 «О внесении изменений в
федеральный компонент государственных образовательных стандартов
начального, основного общего и среднего (полного) общего образования,
утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5
марта 2004 г. № 1089».
2. Приказ Минобрнауки от 20 июня 2017 года № 581 «О внесении изменений в
федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального, основного общего и среднего общего образования,
утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 31 марта 2014 года № 253».
3. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 июня
2017 года № ТС-194/08 «Методические рекомендации по введению учебного
предмета «Астрономия» как обязательного для изучения на уровне среднего
общего образования».
4 . Основной образовательной программы МБОУ СОШ №28;
5 Астрономия. Методическое пособие 10-11 классы. Базовый уровень : учебное
пособие для учителей общеобразовательных организаций под ред. В.М. Чаругина — М. :
Просвещение, 2017.
1.

Учебный план МБОУ СОШ №28 отводит 34ч для обязательного изучения астрономии
на ступени среднего (полного) общего образования. В том числе в 10,11 классах по 17
учебных часов из расчета 0,5 учебных часа в неделю.

I.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
1.Патриотическое воспитание:
проявлением интереса к прошлому и настоящему российской науки, ценностным
отношением к достижениям российских ученых , к использованию этих достижений в
других науках и прикладных сферах .
2.Гражданское и духовно-нравственное воспитание:
готовностью к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав,
готовностью к обсуждению этических проблем, связанных с практическим применением
достижений науки, осознанием важности морально-этических принципов в
деятельности учѐного .
3.Трудовое воспитание:
установкой на активное участие в решении практических задач, осознанием важности
астрономического образования на протяжении всей жизни для успешной
профессиональной деятельности и развитием необходимых умений; осознанным
выбором и построением индивидуальной траектории образования и жизненных планов с
учѐтом личных интересов и общественных потребностей .
4.Эстетическое воспитание:
способностью к эмоциональному и эстетическому восприятию астрономических
объектов, задач, решений, рассуждений.
5.Ценности научного познания:

ориентацией в деятельности на современную систему научных представлений об
основных закономерностях развития человека, природы и общества, пониманием
астрономии как сферы человеческой деятельности, этапов еѐ развития и значимости для
развития цивилизации; овладением простейшими навыками исследовательской
деятельности .
6.Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
готовностью применять знания в интересах своего здоровья, ведения здорового образа
жизни (здоровое питание, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная
физическая активность); сформированностью навыка рефлексии, признанием своего
права на ошибку и такого же права другого человека .
7.Экологическое воспитание:
ориентацией на применение м знаний для решения задач в области сохранности
окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для
окружающей среды; осознанием глобального характера экологических проблем и путей
их решения .
8.Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к
изменяющимся условиям социальной и природной среды:
готовностью к действиям в условиях неопределѐнности, повышению уровня своей
компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других
людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из
опыта других;
необходимостью в формировании новых знаний, в том числе
формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не
известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать
своѐ развитие;
способностью осознавать стрессовую ситуацию, воспринимать стрессовую ситуацию
как вызов, требующий контрмер, корректировать принимаемые решения и действия,
формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт .

Метапредметные результаты:
Познавательные:

искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе,
осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его
основе новые (учебные и познавательные) задачи;
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных
позиций,
распознавать
и
фиксировать
противоречия
в
информационных источниках;
использовать различные модельно-схематические средства для
представления существенных связей и отношений, а также
противоречий, выявленных в информационных источниках;
находить и приводить критические аргументы в отношении действий
и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим
замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их
как ресурс собственного развития;
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять
целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса
средств и способов действия;

выстраивать
индивидуальную
образовательную
траекторию,
учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные
ограничения;
менять и удерживать разные позиции в познавательной
деятельности.
Регулятивные:

самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по
которым можно определить, что цель достигнута;
оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в
деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей,
основываясь на соображениях этики и морали;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,
необходимые для достижения поставленной цели;
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных
задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для
достижения поставленной цели;
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее
целью.
Коммуникативные:

осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со
взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее
пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из
соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и
членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель,
выступающий, эксперт и т.д.);
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием
адекватных (устных и письменных) языковых средств;
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до
их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную
коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.

Предметные результаты
•
Получить представления о структуре и масштабах Вселенной и месте
человека в ней. Узнать о средствах, которые используют астрономы, чтобы
заглянуть в самые удалѐнные уголки Вселенной и не только увидеть небесные
тела в недоступных с Земли диапазонах длин волн электромагнитного излучения,
но и узнать о новых каналах получения информации о небесных телах с помощью
нейтринных и гравитационно-волновых телескопов.
•
Узнать о наблюдаемом сложном движении планет, Луны и Солнца, их
интерпретации. Какую роль играли наблюдения затмений Луны и Солнца в жизни

общества и история их научного объяснения. Как на основе астрономических
явлений люди научились измерять время и вести календарь.
•
Узнать, как благодаря развитию астрономии люди перешли от
представления геоцентрической системы мира к революционным представлениям
гелиоцентрической системы мира. Как на основе последней были открыты
законы, управляющие движением планет, и позднее, закон всемирного тяготения.
•
На примере использования закона всемирного тяготения получить
представления о космических скоростях, на основе которых рассчитываются
траектории полѐтов космических аппаратов к планетам. Узнать, как проявляет
себя всемирное тяготение на явлениях в системе Земля—Луна, и эволюцию этой
систем в будущем.
•
Узнать о современном представлении, о строении Солнечной системы, о
строении Земли как планеты и природе парникового эффекта, о свойствах планет
земной группы и планет-гигантов и об исследованиях астероидов, комет,
метеороидов и нового класса небесных тел карликовых планет.
•
Получить представление
о методах астрофизических
исследований и законах физики, которые используются для изучения физически
свойств небесных тел.
•
Узнать природу Солнца и его активности, как солнечная активность влияет
на климат и биосферу Земли, как на основе законов физики можно рассчитать
внутреннее строение Солнца и как наблюдения за потоками нейтрино от Солнца
помогли заглянуть в центр Солнца и узнать о термоядерном источнике энергии.
•
Узнать, как определяют основные характеристики звѐзд и их взаимосвязь
между собой, о внутреннем строении звѐзд и источниках их энергии; о
необычности свойств звѐзд белых карликов, нейтронных звѐзд и чѐрных дыр.
Узнать, как рождаются, живут и умирают звѐзды.
•
Узнать, как по наблюдениям пульсирующих звѐзд цефеид определять
расстояния до других галактик, как астрономы по наблюдениям двойных и
кратных звѐзд определяют их массы.
•
Получить представления о взрывах новых и сверхновых звѐзд и узнать как
в звѐздах образуются тяжѐлые химические элементы.
•
Узнать, как устроена наша Галактика — Млечный Путь, как распределены
в ней рассеянные и шаровые звѐздные скопления и облака межзвѐздного газа и
пыли. Как с помощью наблюдений в инфракрасных лучах удалось проникнуть
через толщу межзвѐздного
газа и пыли в центр Галактики, увидеть движение звѐзд в нѐм вокруг
сверхмассивной чѐрной дыры.
•
Получить представление о различных типах галактик, узнать о
проявлениях активности галактик и квазаров, распределении галактик в
пространстве и формировании скоплений и ячеистой структуры их распределения.
•
Узнать о строении и эволюции уникального объекта Вселенной в целом.
Проследить за развитием представлений о конечности и бесконечности
Вселенной, о фундаментальных парадоксах, связанных с ними.
•
Понять, как из наблюдаемого красного смещения в спектрах далѐких
галактик пришли к выводу о нестационарности, расширении Вселенной, и, что в
прошлом она была не только плотной, но и горячей и, что наблюдаемое
реликтовое излучение подтверждает этот важный вывод современной космологии.
•
Узнать, как открыли ускоренное расширение Вселенной и его связью с
тѐмной энергией и всемирной силой отталкивания, противостоящей всемирной

силе тяготения.
•
Узнать об открытии экзопланет — планет около других звѐзд и
современном состоянии проблемы поиска внеземных цивилизаций и связи с ними.
•
Научиться проводить простейшие астрономические наблюдения,
ориентироваться среди ярких звѐзд и созвездий, измерять высоты звѐзд и Солнца,
определять астрономическими методами время, широту и долготу места
наблюдений, измерять диаметр Солнца и измерять солнечную активность и еѐ
зависимость от времени

2. Содержание учебного предмета
Введение в астрономию
Строение и масштабы Вселенной, и современные наблюдения
Какие тела заполняют Вселенную. Каковы их характерные размеры и расстояния
между ними. Какие физические условия встречаются в них. Вселенная
расширяется.
Где и как работают самые крупные оптические телескопы. Как астрономы
исследуют гамма-излучение Вселенной. Что увидели гравитационно-волновые и
нейтринные телескопы.
Астрометрия
Звѐздное небо и видимое движение небесных светил
Какие звѐзды входят в созвездия Ориона и Лебедя. Солнце движется по
эклиптике. Планеты совершают петлеобразное движение.
Небесные координаты
Что такое небесный экватор и небесный меридиан. Как строят экваториальную
систему небесных координат. Как строят горизонтальную систему небесных
координат.
Видимое движение планет и Солнца
Петлеобразное движение планет, попятное и прямое движение планет. Эклиптика,
зодиакальные созвездия. Неравномерное движение Солнца по эклиптике.
Движение Луны и затмения
Фазы Луны и синодический месяц, условия наступления солнечного и лунного
затмений. Почему происходят солнечные затмения. Сарос и предсказания
затмений Время и календарь
Звѐздное и солнечное время, звѐздный и тропический год.
Устройство лунного и солнечного календаря, проблемы их согласования Юлианский и
григорианский календари.
Небесная механика
Гелиоцентрическая система мира
Представления о строении Солнечной системы в античные времена и в
средневековье. Гелиоцентрическая система мира, доказательство вращения Земли
вокруг Солнца. Параллакс звѐзд и определение расстояния до них, парсек.
Законы Кеплера
Открытие И.Кеплером законов движения планет. Открытие закона Всемирного
тяготения и обобщѐнные законы Кеплера. Определение масс небесных тел.
Космические скорости
Расчѐты первой и второй космической скорости и их физический смысл. Полѐт Ю.А. Г
агарина вокруг Земли по круговой орбите. Межпланетные перелѐты
Понятие оптимальной траектории полѐта к планете. Время полѐта к планете и даты
стартов

Луна и еѐ влияние на Землю
Лунный рельеф и его природа. Приливное взаимодействие между Луной и Землѐй.
Удаление Луны от Земли и замедление вращения Земли. Прецессия земной оси и
предварение равноденствий.
Строение солнечной системы
Современные представления о Солнечной системе.
Состав Солнечной системы. Планеты земной группы и планеты- гиганты, их
принципиальные различия. Облако комет Оорта и Пояс Койпера. Размеры тел
солнечной системы.
Планета Земля
Форма и размеры Земли. Внутреннее строение Земли. Роль парникового эффекта в
формировании климата Земли.
Планеты земной группы
Исследования Меркурия, Венеры и Марса, их схожесть с Землѐй. Как парниковый
эффект греет поверхность Земли и перегревает атмосферу Венеры. Есть ли жизнь
на Марсе. Эволюция орбит спутников Марса Фобоса и Деймоса.
Планеты-гиганты
Физические свойства Юпитера, Сатурна, Урана и Нептуна. Вулканическая
деятельность на спутнике Юпитера Ио. Природа колец вокруг планет-гигантов.
Планеты-карлики и их свойства.
Малые тела Солнечной системы
Природа и движение астероидов. Специфика движения групп астероидов
Троянцев и Греков. Природа и движение комет. Пояс Койпера и Облако комет
Оорта.
Природа
метеоров
и
метеоритов

Метеоры и метеориты
Природа падающих звѐзд, метеорные потоки и их радианты. Связь между метеорными
потоками и кометами. Природа каменных и железных метеоритов. Природа
метеоритных кратеров.
Практическая астрофизика и физика Солнца
Методы астрофизических исследований
Устройство и характеристики телескопов рефракторов и рефлекторов. Устройство
радиотелескопов, радиоинтерферометры.
Солнце
Основные характеристики Солнца. Определение массы, температуры и
химического состава Солнца. Строение солнечной атмосферы. Солнечная
активность и еѐ влияние на Землю и биосферу.
Внутреннее строение Солнца
Теоретический расчѐт температуры в центре Солнца. Ядерный источник энергии и
термоядерные реакции синтеза гелия из водорода, перенос энергии из центра
Солнца наружу, конвективная зона. Нейтринный телескоп и наблюдения потока
нейтрино от Солнца.
Звѐзды
Основные характеристики звѐзд
Определение основных характеристик звѐзд: массы, светимости, температуры и
химического состава. Спектральная классификация звѐзд и еѐ физические основы.
Диаграмма «спектральный класс» — светимость звѐзд, связь между массой и
светимостью звѐзд
Внутреннее строение звѐзд
Строение звезды главной последовательности.
Строение звѐзд красных гигантов и сверхгигантов.
Белые карлики, нейтронные звѐзды, пульсары и чѐрные дыры
Строение звѐзд белых карликов и предел на их массу — предел Чандрасекара.
Пульсары и нейтронные звѐзды. Природа чѐрных дыр и их параметры.
Двойные, кратные и переменные звѐзды
Наблюдения двойных и кратных звѐзд. Затменно-переменные звѐзды.
Определение масс двойных звѐзд. Пульсирующие переменные звѐзды, кривые
изменения блеска цефеид. Зависимость между светимостью и периодом
пульсаций у цефеид. Цефеиды — маяки во Вселенной, по которым определяют
расстояния до далѐких скоплений и галактик.
Новые и сверхновые звѐзды
Характеристики вспышек новых звѐзд. Связь новых звѐзд с тесными двойными
системами, содержащими звезду белый карлик. Перетекание вещества и ядерный
взрыв на поверхности белого карлика. Как взрываются сверхновые звѐзды.
Характеристики вспышек сверхновых звѐзд. Гравитационный коллапс белого
карлика с массой Чандрасекара в составе тесной двойной звезды — вспышка
сверхновой первого типа. Взрыв массивной звезды в конце своей эволюции —
взрыв сверхновой второго типа. Наблюдение остатков взрывов сверхновых звѐзд.
Эволюция звѐзд: рождение, жизнь и смерть звѐзд
Расчѐт продолжительности жизни звѐзд разной массы на главной
последовательности. Переход в красные гиганты и сверхгиганты после

исчерпания водорода. Спокойная эволюция маломассивных звѐзд, и
гравитационный коллапс и взрыв с образованием нейтронной звезды или чѐрной
дыры массивной звезды. Определение возраста звѐздных скоплений и отдельных
звѐзд и проверка теории эволюции звѐзд.
Млечный Путь
Газ и пыль в Г алактике
Как образуются отражательные туманности. Почему светятся диффузные
туманности
Как концентрируются газовые и пылевые туманности в Г алактике.
Рассеянные и шаровые звѐздные скопления
Наблюдаемые свойства рассеянных звѐздных скоплений. Наблюдаемые свойства
шаровых звѐздных скоплений. Распределение и характер движения скоплений в
Галактике. Распределение звѐзд, скоплений, газа и пыли в Галактике.
Сверхмассивная чѐрная дыра в центре Галактики и космические лучи.
Инфракрасные наблюдения движения звѐзд в центре Галактики и обнаружение в
центре Галактики сверхмассивной черной дыры. Расчѐт параметров
сверхмассивной чѐрной дыры. Наблюдения космических лучей и их связь со
взрывами сверхновых звѐзд.
Галактики
Как классифицировали галактики по форме и камертонная диаграмма Хаббла.
Свойства спиральных, эллиптических и неправильных галактик. Красное
смещение в спектрах галактик и определение расстояния до них.
Закон Хаббла
Вращение галактик и тѐмная материя в них.
Активные галактики и квазары
Природа активности галактик, радиогалактики и взаимодействующие галактики.
Необычные свойства квазаров, их связь с ядрами галактик и активностью чѐрных
дыр
в
них.

Скопления галактик
Наблюдаемые свойства скоплений галактик, рентгеновское излучение,
температура и масса межгалактического газа, необходимость существования
тѐмной материи в скоплениях галактик. Оценка массы тѐмной материи в
скоплениях. Ячеистая структура распределения галактики скоплений галактик.
Строение и эволюция Вселенной
Конечность и бесконечность Вселенной — парадоксы классической
космологии.
Закон всемирного тяготения и представления о конечности и бесконечности
Вселенной. Фотометрический
парадокс
и
противоречия между классическими представлениями о строении Вселенной и
наблюдениями. Необходимость привлечения общей теории относительности для
построения модели Вселенной. Связь между геометрических свойств
пространства
Вселенной с
распределением и движением материи в ней.
Расширяющаяся Вселенная
Связь средней плотности материи с законом расширения и геометрическими
свойствами Вселенной. Евклидова и неевклидова геометрия Вселенной.
Определение радиуса и возраста Вселенной. Модель «горячей Вселенной» и
реликтовое излучения Образование химических элементов во Вселенной. Обилие
гелия во Вселенной и необходимость образования его на ранних этапах эволюции
Вселенной. Необходимость не только высокой плотности вещества, но и его
высокой температуры на ранних этапах эволюции Вселенной. Реликтовое
излучение — излучение, которое осталось во Вселенной от горячего и
сверхплотного состояния материи на ранних
этапах жизни Вселенной. Наблюдаемые свойства реликтового излучения. Почему
необходимо привлечение общей теории относительности для построения модели
Вселенной.
Современные проблемы астрономии
Ускоренное расширение Вселенной и тѐмная энергия
Наблюдения сверхновых звѐзд I типа в далѐких галактиках и открытие
ускоренного расширения Вселенной. Открытие силы всемирного отталкивания.
Тѐмная энергия увеличивает массу Вселенной по мере еѐ расширения. Природа
силы Всемирного отталкивания.
Обнаружение планет возле других звѐзд.
Наблюдения за движением звѐзд и определения масс невидимых спутников звѐзд,
возмущающих их прямолинейное движение. Методы обнаружения экзопланет.
Оценка условий на поверхностях экзопланет. Поиск экзопланет с комфортными
условиями для жизни на них.
Поиски жизни и разума во Вселенной
Развитие представлений о возникновении и существовании жизни во Вселенной.
Современные оценки количества высокоразвитых цивилизаций в Галактике. Попытки
обнаружения и посылки сигналов внеземным цивилизациям

3.

Тематическое планирование

10 класс
№
урока
по
предмету

№
урока
по
теме

Планируемые результаты усвоения материала
Тема урока

Предметные

Метапредметные

Введение
1.

1.

Введение в
астрономию

Знать, что изучает
астрономия; роль
наблюдений в
астрономии;
значение
астрономии; что
такое Вселенная;
структуру и
масштабы
Вселенной

Умение ясно,
точно, грамотно
излагать свои
мысли в устной и
письменной речи,
понимать смысл
поставленной
задачи,
выстраивать
аргументацию,
приводить
примеры
Астрометрия

2.

1.

Звѐ здное небо

Знать, что такое
созвездие; названия
некоторых
созвездий, их
конфигурацию,
альфу каждого из
этих созвездий;

Умение ясно,
точно, грамотно
излагать свои
мысли в устной и
письменной речи,
понимать смысл
поставленной
задачи,
выстраивать
аргументацию,
приводить
примеры.
Строить
логическую
цепочку
рассуждений.

Личностные

3.

2.

Небесные
координаты

Знать основные
точки, линии и круги
на небесной сфере;
основные понятия и
величины
сферической и
практической
астрономии;

4.

3.

Видимое движение
планет и Солнца

5.

4.

Движение Луны и
затмения

6.

5.

Время и календарь

Знать принципы
определения
географической
широты и долготы
по астрономическим
наблюдениям;
Знать причины и
характер видимого
движения звезд и
Солнца, а также
годичного движения
Солнца. Уметь
использовать
подвижную
звѐ здную карту;
Синодический
месяц, узлы лунной
орбиты, почему
происходят
затмения, Сарос и
предсказания
затмений
Солнечное и
звѐ здное время,
лунный и солнечный
календарь,
юлианский и
григорианский
календарь

Понимать
взаимосвязь
астрономии с
другими науками, в
основе которых
лежат знания по
астрономии,
отделение ее от
лженаук
Критически
оценивать и
интерпретировать
информацию с
разных позиций
Осуществлять
развернутый
информационный
поиск и ставить на
его основе новые
(учебные и
познавательные)
задачи; искать и
находить
обобщенные
способы решения
задач

Самостоятельно
определять цели,
ставить и
формулировать
собственные задачи
в образовательной
деятельности и
жизненных
ситуациях
Небесная механика

7.

1.

Система мира

Гелиоцентрическая
система мира;
геоцентрическая
система мира;
синодический
период; звѐ здный
период;
горизонтальный
параллакс; угловые
размеры светил

8.

2.

Законы Кеплера
движения планет

Способы
определения
расстояний до
небесных тел и их
масс по закону
Кеплера; законы
Кеплера и их связь с
законом тяготения

9.

3.

Космические
скорости и
межпланетные
перелѐ ты

Первая космическая
скорость; вторая
космическая
скорость; способы
определения
размеров и массы
Земли

Приводить
критические
аргументы как в
отношении
собственного
суждения, так и в
отношении
действий и
суждений другого;
анализировать и
преобразовывать
проблемно противоречивые
ситуации
Анализировать и
осмысливать текст
задачи,
переформулировать
условие, извлекать
необходимую
информацию,
моделировать
условие с помощью
схем, рисунков,
реальных
предметов.
Осуществлять
,
деловую
коммуникацию как
со сверстниками,
так и со взрослыми
(как внутри
образовательной
организации, так и
за ее пределами)

Строение Солнечной системы

10.

1.

Современные
представления о
Солнечной системы

Уметь:
пользоваться
планом Солнечной
системы и
справочными
данными;
определять по
астрономическому
календарю, какие
планеты и в каких
созвездиях видны
на небе в данное
время; находить
планеты на небе,
отличая их от
звѐ зд.

11.

2.

Планета Земля

Система ЗемляЛуна; основные
движения Земли;
форма Земли

12.

3.

Луна и еѐ влияние
на Землю

Система ЗемляЛуна; природа
Луны

Менять и
удерживать
разные позиции в
познавательной
деятельности
(формулировать
образовательный
запрос и
выполнять
консультативные
функции
самостоятельно;
ставить проблему
и работать над ее
решением;
управлять
совместной
познавательной
деятельностью и
подчиняться).
Распознавать
конфликтогенные
ситуации и
предотвращать
конфликты до их
активной фазы
Точно и емко
формулировать
как критические,
так и
одобрительные
замечания в
адрес других
людей в рамках
деловой и
образовательной
коммуникации,
избегая при этом
личностных
оценочных
суждений.

13.

4.

Планеты земной
группы

Общая
характеристика
планет земной
группы

14.

5.

Планеты-гиганты.
Планеты- карлики

15.

6.

Малые тела
Солнечной системы

16.

7.

Современные

представления о
происхождении
Солнечной системы

Развернуто,
логично и точно
излагать свою
точку зрения с
использованием
адекватных
(устных и
письменных)
языковых средств
Общая
Оценивать
характеристика
последствия
планетгигантов;
достижения
спутники и кольца поставленной
планетгигантов;
цели в учебной
деятельности,
собственной
жизни и жизни
окружающих
людей.
Астероиды и
Выбирать
метеориты; пояс
оптимальный
астероидов; кометы путь достижения
и метеоры
цели, учитывая
эффективность
расходования
ресурсов и
основываясь на
соображениях
этики и морали
Происхождение
Координировать
Солнечной
и выполнять

системы; основные работу в условиях
закономерности в
виртуального
Солнечной
взаимодействия
системе;
(или сочетания
космогонические
реального и
гипотезы
виртуального)
Астрофизика и звездная астрономия

17.

1.

Методы
астрофизических
исследований . Зачет

Устройство и
назначение
телескопа;
устройство и
назначение
рефракторов и
рефлекторов

Оценивать
ресурсы, в том
числе время и
другие
нематериальные
ресурсы,
необходимые для
достижения
поставленной ранее
цели

11 класс

1

2.

2

3.

3

4.

Солнце

Основные
физические
характеристики
Солнца; основные
проявления
солнечной
активности, их
причины,
периодичность и
влияние на Землю
Внутреннее строение Схема строения
и источник энергии
Солнца и
Солнца
физические
процессы,
происходящие в его
недрах и атмосфере
Основные
Основные
характеристики
характеристики
звѐ зд
звѐ зд в сравнении
с Солнцем; порядок
расстояния до
звѐ зд, способы
определения и
размеров звѐ зд;
единицы измерения
расстояний;
важнейшие
закономерности
мира звѐ зд;

Оценивать
последствия
достижения
поставленной цели
в учебной
деятельности,
собственной жизни
и жизни
окружающих
людей.
Сопоставлять
полученный
результат
деятельности с
поставленной
заранее целью
Задавать
параметры и
критерии, по
которым можно
определить,
что цель
достигнута;
воспринимать
критические
замечания как
ресурс
собственного
развития;

диаграммы
«спектрсветимость»
и «массасветимость»;

4.

5.

Белые карлики,
нейтронные звѐ зды,
чѐ рные дыры.
Двойные, кратные и
переменные звѐ зды.

5

6.

Новые и сверхновые
звѐ зды

6.

7.

Эволюция звѐ зд

Способ
определения масс
двойных звѐ зд;
основные
параметры
состояния
звѐ здного
вещества;
важнейшие
понятия: годичный
параллакс,
светимость,
абсолютная
звѐ здная величина
Пульсирующие и
взрывающиеся
звезды;

Основные
положения
ведущих
физических теорий
при объяснении

Развернуто,
логично и точно
излагать свою
точку зрения с
использованием
адекватных
(устных и
письменных)
языковых средств

Оценивать
ресурсы, в том
числе время и
другие
нематериальные
ресурсы,
необходимые для
достижения
поставленной ранее
цели
Задавать
параметры и
критерии, по
которым можно
определить,

природы Солнца и что цель достигнута
звѐ зд
Млечный путь

7.

1.

Газ и пыль в
Галактике

8.

2.

Рассеянные и
шаровые звѐ здные
скопления

9.

3.

Сверхмассивная
чѐ рная дыра в
центре Млечного
Пути

Понятие
туманности;
основные
физические
параметры,
химический
состав и
распределение
межзвѐ здного
вещества в
Галактике;
примерные
значения
следующих
величин:
расстояния между
звѐ здами в
окрестности
Солнца, их число
в Галактике, еѐ
размеры,
инфракрасный
телескоп
Объяснять
причины различия
видимого и
истинного
распределения
звѐ зд,
межзвѐ здного
вещества и
галактик на небе;
находить
расстояния между
звѐ здами в
окрестности
Солнца, их число
в Галактике, еѐ
размеры
Оценка массы и
размеров чѐ рной
дыры по
движению

Согласовывать
позиции членов
команды в процессе
работы над общим
продуктом/ решением;
представлять публично
результаты
индивидуальной и
групповой
деятельности как перед
знакомой, так и перед
незнакомой
аудиторией

Координировать и
выполнять работу в
условиях виртуального
взаимодействия (или
сочетания реального и
виртуального)

Представлять публично ;
результаты
индивидуальной и
групповой

отдельных звѐ зд.

10.

1.

11.

2.

12

3.

13.

1.

деятельности как перед
знакомой, так и перед
незнакомой аудиторией

Галактики
Классификация
Основные
Сопоставлять
галактик
физические
имеющиеся
параметры,
возможности и
химический состав необходимые для
и распределение
достижения цели
межзвѐ здного
ресурсы
вещества в
Галактике;
Активные галактики Примерные
Выстраивать
и квазары
значения
индивидуальную
следующих
образовательную
величин: основные траекторию, учитывая
типы галактик,
ограничения со
различия между
стороны других
ними; примерное участников и
значение и
ресурсные ограничения
физический смысл
постоянной
Хаббла; возраст
наблюдаемых
небесных тел
Задавать параметры и
Скопления галактик Объяснять
причины различия критерии, по которым
можно определить,
видимого и
что цель достигнута
истинного
распределения
звѐ зд,
межзвѐ здного
вещества и
галактик на небе
Строение и эволюция Вселенной
Конечность и
Связь закона
Выходить за рамки
бесконечность
всемирного
учебного предмета и
Вселенной.
тяготения с
осуществлять
Расширяющаяся
представлениями целенаправленный
Вселенная
о конечности и
поиск возможности
бесконечности
широкого переноса

14.

2.

15.

1.

Вселенной; что
средств и способов
такое
действия
фотометрический
парадокс;
необходимость
общей теории
относительности
для построения
модели Вселенной
Модель «горячей
Понятие «горячая Подбирать партнеров
Вселенной» и
Вселенная»;
для деловой
реликтовое
крупномасштабная коммуникации, исходя
излучение
структура
из соображений
Вселенной; что
результативности
такое
взаимодействия, а не
метагалактика;
личных симпатий
космологические
модели
Вселенной.
использование
знаний по физике
и астрономии для
описания и
объяснения
современной
научной картины
мира
Современные проблемы астрономии
Ускоренное
Знать, какие
Организовывать
расширение
наблюдения
эффективный поиск
Вселенной и тѐ мная подтвердили
ресурсов, необходимых
энергия
теорию
для достижения
ускоренного
поставленной цели
расширения
Вселенной; что
исследователи
понимают под
тѐ мной энергией;
зачем в уравнение
Эйнштейна была
введена
космологическая
постоянная

16.

2.

17.

3.

Обнаружение планет Условия
возле других звѐ зд возникновения
планет около
звѐ зд; методы
обнаружения
экзопланет около
других звѐ зд;
Поиск жизни и
Проблемы поиска
разума во
внеземных
Вселенной. Зачет.
цивилизаций;
формула Дрейка;
использовать
знания,
полученные по
физике и
астрономии, для
описания и
объяснения
современной
научной картины
мира;
обосновывать
свою точку зрения
о возможности
существования
внеземных
цивилизаций и их
контактов с нами
Итого 34 часа

Определять несколько
путей достижения
поставленной цели

Распознавать и
фиксировать
противоречия в
информационных
источниках;
использовать
различные
модельносхематические
средства для
представления
выявленных в
информационных
источниках
противоречий

СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
кафедры учителей
естественно-научного цикла
от 30. 08.2021. № 1
________________________

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
___________Н.Н.Новосельцева
__30.08. 2021г


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».