Химия

Муниципальное образование Белоглинский район
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 28 имени И.Г. ТурищеваБелоглинского района»

УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от «31» августа 2021 года протокол № 1
Председатель_________ О.К.Шмигельская
подпись руководителя ОУ

Ф.И.О.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По химии
Уровень образования (класс): среднее общее образование (10-11 классы)____________
(начальное общее, основное общее образование с указанием классов)

Количество часов: 68
Учитель: Селезнева Оксана Алексеевна
Программа разработана в соответствии с ФГОС СОО

на основе примерной программы по химии ФГОС СОО (сайт www.fgosreestr.ru)
с учетом УМК «Химия. Рабочие программы. Предметная линия учебников Габриеляна О.С. 10-11 кл. Базовый уровень». Авторы: Габриелян

О.С., Сладков С.А.; М.: Просвещение, 2019 г.

Данная программа по учебному предмету «Химия» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного
образовательного стандарта среднего общего образования по химии, на основе примерной программы среднего общего образования по
химии (сайт www.fgosreestr.ru), одобрена решением федерального учебно - методического объединения по общему образованию от 28 июня
2016 года. Протокол № 2/16-з) с учетом тематического планирования к УМК Габриелян О.С., Сладков С.А. и соответствует требованиям и
положениям основной образовательной программы МБОУ СОШ № 28. Программы воспитания МБОУ СОШ№28.
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Химия».
1.Гражданского воспитания:
политически дееспособным;
онных культурных, духовных и нравственных
ценностях российского общества;
вствам, религиозным убеждениям;
сы,
в том числе в различных формах самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
а,
ксенофобии, коррупции, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным
социальным явлениям;
ых компетенций с учетом региональных,
этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
учащиеся;
данского участия, готовности участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного
объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами;
нтностей в сфере организаторской деятельности;
организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера;
способов реализации собственного лидерского потенциала.

2.Патриотического воспитания и формирования российской идентичности:
России, чувства ответственности и долга перед Родиной, идентификации себя в качестве гражданина России, субъективной значимости
использования русского языка и языков народов России, осознания и ощущения личностной сопричастности судьбе российского народа;
народов
России и человечества;
, находившихся на территории
современной России; интериоризации гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского
общества.
ициям, языкам, ценностям народов
России и народов мира.
о
ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа
Российской Федерации;
бови к
родному краю, родному дому;
ся в современных общественно-политических процессах, происходящих в России и мире, осознанной выработки
собственной позиции по отношению к ним на основе знания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
осударства, как герб, флаг, гимн Российской Федерации, к историческим символам и памятникам Отечества.
3.Духовного и нравственного воспитания детей на основе российских традиционных ценностей:
ю развития науки и общественной практики, учитывающего
социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
рм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовности на их
основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;
анного и ответственного отношения к собственным поступкам, умения
справедливо оценивать свои поступки, поступки других людей;
гий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского
общества и российской государственности;
ошения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;
як
членам своей семьи
ьного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере,
гражданской позиции;

-коммуникативных умений и навыков, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания: идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовности к конструированию образа партнера по диалогу,
готовности к конструированию образа допустимых способов диалога, готовности к конструированию процесса диалога как
конвенционирования интересов, процедур, готовности и способности к ведению переговоров;
-общественных качеств, уважения к взрослым, ответственного отношения к выполнению
поручений;
4.Приобщения детей к культурному наследию (эстетического воспитания):
характера;
льтурные традиции;
а
организации общения;
-ценностного видения окружающего мира;
-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве
культуры;
щении с художественными произведениями;
-значимой ценности;
5.Популяризации научных знаний среди детей (ценности научного познания):
ной практики, учитывающего
социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
сущности научной картины мира;
редставлений об основных закономерностях развития общества, взаимосвязях человека и общества с природной средой, о роли предмета
в познании этих закономерностей;
следовательской деятельности.
6.Физического воспитания и формирования культуры здоровья:
поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

ческого и психического
здоровья как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка.
7.Трудового воспитания и профессионального самоопределения:
альнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки
в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;
ной компетентности в общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
осознанного выбора индивидуальной траектории продолжения образования с учетом личностных интересов и способностей, общественных
интересов и потребностей.
8.Экологического воспитания:
етственного отношения к природе и нравственно-патриотических чувств, опирающихся на исторические и природные корни,
проявление заботы об окружающей среде в целом;
-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях: готовности к
исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям
туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности;
ч, связанных с окружающей природной средой,
повышения уровня экологической культуры, осознания глобального характера экологических проблем и путей их решения посредством
методов предмета;
ой, коммуникативной и социальной практике.
Метапредметные результаты освоения выпускниками средней (полной) школы курса химии:
— использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания
(системно-информационный анализ, наблюдение, измерение, проведение эксперимента, моделирование, исследовательская деятельность)
для изучения различных сторон окружающей действительности;
— владение основными интеллектуальными операциями: формулировка гипотезы, анализ и синтез, сравнение и систематизация,
обобщение и конкретизация, выявление причинно-следственных связей и поиск аналогов;
— познание объектов окружающего мира от общего через особенное к единичному;
— умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
— умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;
— использование различных источников для получения химической информации, понимание зависимости содержания и формы
представления информации от целей коммуникации и адресата;

— умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников
деятельности, эффективно разрешать конфликты;
— готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в
различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
— умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) в решении когнитивных,
коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения,
правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
— владение языковыми средствами, в том числе и языком химии — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения,
использовать адекватные языковые средства, в том числе и символьные (химические знаки, формулы и уравнения).
Предметными результатами изучения химии на базовом уровне на ступени среднего (полного) общего образования являются:
1)
в познавательной сфере:
— знание (понимание) изученных понятий, законов и теорий;
— умение описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого естественный (русский, родной)
язык и язык химии;
— умение классифицировать химические элементы, простые и сложные вещества, в том числе и органические соединения, химические
реакции по разным основаниям;
— умение характеризовать изученные классы неорганических и органических соединений, химические реакции;
— готовность проводить химический эксперимент, наблюдать за его протеканием, фиксировать результаты самостоятельного и
демонстрируемого эксперимента и делать выводы;
— умение формулировать химические закономерности, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами
изученных;
— поиск источников химической информации, получение необходимой информации, ее анализ, изготовление химического
информационного продукта и его презентация;
— владение обязательными справочными материалами: Периодической системой химических элементов Д. И. Менделеева, таблицей
растворимости, электрохимическим рядом напряжений металлов, рядом электроотрицательности — для характеристики строения, состава и
свойств атомов элементов химических элементов I–IV периодов и образованных ими простых и сложных веществ;
— установление зависимости свойств и применения важнейших органических соединений от их химического строения, в том числе и
обусловленных характером этого строения (предельным или непредельным) и наличием функциональных групп;
— моделирование молекул важнейших неорганических и органических веществ;
— понимание химической картины мира как неотъемлемой части целостной научной картины мира;
2) в ценностно-ориентационной сфере — анализ и оценка последствий для окружающей среды бытовой и производственной деятельности
человека, связанной с производством и переработкой важнейших химических продуктов;

3) в трудовой сфере — проведение химического эксперимента; развитие навыков учебной, проектно-исследовательской, творческой
деятельности при выполнении индивидуального проекта по химии;
4) в сфере здорового образа жизни — соблюдение правил безопасного обращения с веществами, материалами и химическими процессами;
оказание первой помощи при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.
В результате изучения учебного предмета «Химия» на уровне среднего общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
– раскрывать на примерах роль химии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности человека;
– демонстрировать на примерах взаимосвязь между химией и другими естественными науками;
– раскрывать на примерах положения теории химического строения А.М. Бутлерова;
– понимать физический смысл Периодического закона Д.И. Менделеева и на его основе объяснять зависимость свойств химических
элементов и образованных ими веществ от электронного строения атомов;
– объяснять причины многообразия веществ на основе общих представлений об их составе и строении;
– применять правила систематической международной номенклатуры как средства различения и идентификации веществ по их составу
и строению;
– составлять молекулярные и структурные формулы органических веществ как носителей информации о строении вещества, его
свойствах и принадлежности к определенному классу соединений;
– характеризовать органические вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между
данными характеристиками вещества;
– приводить примеры химических реакций, раскрывающих характерные свойства типичных представителей классов органических
веществ с целью их идентификации и объяснения области применения;
– прогнозировать возможность протекания химических реакций на основе знаний о типах химической связи в молекулах реагентов и
их реакционной способности;
– использовать знания о составе, строении и химических свойствах веществ для безопасного применения в практической деятельности;
– приводить примеры практического использования продуктов переработки нефти и природного газа, высокомолекулярных
соединений (полиэтилена, синтетического каучука, ацетатного волокна);
– проводить опыты по распознаванию органических веществ: глицерина, уксусной кислоты, непредельных жиров, глюкозы, крахмала,
белков – в составе пищевых продуктов и косметических средств;
– владеть правилами и приемами безопасной работы с химическими веществами и лабораторным оборудованием;
– устанавливать зависимость скорости химической реакции и смещения химического равновесия от различных факторов с целью
определения оптимальных условий протекания химических процессов;
– приводить примеры гидролиза солей в повседневной жизни человека;
– приводить примеры окислительно-восстановительных реакций в природе, производственных процессах и жизнедеятельности
организмов;
– приводить примеры химических реакций, раскрывающих общие химические свойства простых веществ – металлов и неметаллов;
– проводить расчеты на нахождение молекулярной формулы углеводорода по продуктам сгорания и по его относительной плотности и
массовым долям элементов, входящих в его состав;
– владеть правилами безопасного обращения с едкими, горючими и токсичными веществами, средствами бытовой химии;

– осуществлять поиск химической информации по названиям, идентификаторам, структурным формулам веществ;
– критически оценивать и интерпретировать химическую информацию, содержащуюся в сообщениях средств массовой информации,
ресурсах Интернета, научно-популярных статьях с точки зрения естественно-научной корректности в целях выявления ошибочных
суждений и формирования собственной позиции;
– представлять пути решения глобальных проблем, стоящих перед человечеством: экологических, энергетических, сырьевых, и роль
химии в решении этих проблем.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
– иллюстрировать на примерах становление и эволюцию органической химии как науки на различных исторических этапах ее
развития;
– использовать методы научного познания при выполнении проектов и учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов
получения и распознавания органических веществ;
– объяснять природу и способы образования химической связи: ковалентной (полярной, неполярной), ионной, металлической,
водородной – с целью определения химической активности веществ;
– устанавливать генетическую связь между классами органических веществ для обоснования принципиальной возможности получения
органических соединений заданного состава и строения;
– устанавливать взаимосвязи между фактами и теорией, причиной и следствием при анализе проблемных ситуаций и обосновании
принимаемых решений на основе химических знаний.
2. Содержание учебного предмета «Химия».
Основы органической химии
Появление и развитие органической химии как науки. Предмет органической химии. Место и значение органической химии в системе
естественных наук.
Химическое строение как порядок соединения атомов в молекуле согласно их валентности. Основные положения теории химического
строения органических соединений А.М. Бутлерова. Углеродный скелет органической молекулы. Кратность химической связи. Зависимость
свойств веществ от химического строения молекул. Изомерия и изомеры. Понятие о функциональной группе. Принципы классификации
органических соединений. Систематическая международная номенклатура и принципы образования названий органических соединений.
Алканы. Строение молекулы метана. Гомологический ряд алканов. Гомологи. Номенклатура. Изомерия углеродного скелета.
Закономерности изменения физических свойств. Химические свойства (на примере метана и этана): реакции замещения (галогенирование),
дегидрирования как способы получения важнейших соединений в органическом синтезе. Горение метана как один из основных источников
тепла в промышленности и быту. Нахождение в природе и применение алканов. Понятие о циклоалканах.
Алкены. Строение молекулы этилена. Гомологический ряд алкенов. Номенклатура. Изомерия углеродного скелета и положения кратной
связи в молекуле. Химические свойства (на примере этилена): реакции присоединения (галогенирование, гидрирование, гидратация,
гидрогалогенирование) как способ получения функциональных производных углеводородов, горения. Полимеризация этилена как основное
направление его использования. Полиэтилен как крупнотоннажный продукт химического производства. Применение этилена.
Алкадиены и каучуки. Понятие об алкадиенах как углеводородах с двумя двойными связями. Полимеризация дивинила (бутадиена-1,3) как
способ получения синтетического каучука. Натуральный и синтетический каучуки. Вулканизация каучука. Резина. Применение каучука и
резины.

Алкины. Строение молекулы ацетилена. Гомологический ряд алкинов. Номенклатура. Изомерия углеродного скелета и положения кратной
связи в молекуле. Химические свойства (на примере ацетилена): реакции присоединения (галогенирование, гидрирование, гидратация,
гидрогалогенирование) как способ получения полимеров и других полезных продуктов. Горение ацетилена как источник
высокотемпературного пламени для сварки и резки металлов. Применение ацетилена.
Арены. Бензол как представитель ароматических углеводородов. Строение молекулы бензола. Химические свойства: реакции замещения
(галогенирование) как способ получения химических средств защиты растений, присоединения (гидрирование) как доказательство
непредельного характера бензола. Реакция горения. Применение бензола.
Спирты. Классификация, номенклатура, изомерия спиртов. Метанол и этанол как представители предельных одноатомных спиртов.
Химические свойства (на примере метанола и этанола): взаимодействие с натрием как способ установления наличия гидроксогруппы,
реакция с галогеноводородами как способ получения растворителей, дегидратация как способ получения этилена. Реакция горения: спирты
как топливо. Применение метанола и этанола. Физиологическое действие метанола и этанола на организм человека. Этиленгликоль и
глицерин как представители предельных многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты и ее применение для
распознавания глицерина в составе косметических средств. Практическое применение этиленгликоля и глицерина.
Фенол. Строение молекулы фенола. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола. Химические свойства: взаимодействие с натрием,
гидроксидом натрия, бромом. Применение фенола.
Альдегиды. Метаналь (формальдегид) и этаналь (ацетальдегид) как представители предельных альдегидов. Качественные реакции на
карбонильную группу (реакция «серебряного зеркала», взаимодействие с гидроксидом меди (II) и их применение для обнаружения
предельных альдегидов в промышленных сточных водах. Токсичность альдегидов. Применение формальдегида и ацетальдегида.
Карбоновые кислоты. Уксусная кислота как представитель предельных одноосновных карбоновых кислот. Химические свойства (на
примере уксусной кислоты): реакции с металлами, основными оксидами, основаниями и солями как подтверждение сходства с
неорганическими кислотами. Реакция этерификации как способ получения сложных эфиров. Применение уксусной кислоты. Представление
о высших карбоновых кислотах.
Сложные эфиры и жиры. Сложные эфиры как продукты взаимодействия карбоновых кислот со спиртами. Применение сложных эфиров в
пищевой и парфюмерной промышленности. Жиры как сложные эфиры глицерина и высших карбоновых кислот. Растительные и животные
жиры, их состав. Распознавание растительных жиров на основании их непредельного характера. Применение жиров. Гидролиз или
омыление жиров как способ промышленного получения солей высших карбоновых кислот. Мылá как соли высших карбоновых кислот.
Моющие свойства мыла.
Углеводы. Классификация углеводов. Нахождение углеводов в природе. Глюкоза как альдегидоспирт. Брожение глюкозы. Сахароза.
Гидролиз сахарозы. Крахмал и целлюлоза как биологические полимеры. Химические свойства крахмала и целлюлозы (гидролиз,
качественная реакция с йодом на крахмал и ее применение для обнаружения крахмала в продуктах питания). Применение и биологическая
роль углеводов. Понятие об искусственных волокнах на примере ацетатного волокна.
Идентификация органических соединений. Генетическая связь между классами органических соединений. Типы химических реакций в
органической химии.
Аминокислоты и белки. Состав и номенклатура. Аминокислоты как амфотерные органические соединения. Пептидная связь. Биологическое
значение α-аминокислот. Области применения аминокислот. Белки как природные биополимеры. Состав и строение белков. Химические
свойства белков: гидролиз, денатурация. Обнаружение белков при помощи качественных (цветных) реакций. Превращения белков пищи в
организме. Биологические функции белков.

Теоретические основы химии
Строение вещества. Современная модель строения атома. Электронная конфигурация атома. Основное и возбужденные состояния атомов.
Классификация химических элементов (s-, p-, d-элементы). Особенности строения энергетических уровней атомов d-элементов.
Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Физический смысл Периодического закона Д.И. Менделеева. Причины и
закономерности изменения свойств элементов и их соединений по периодам и группам. Электронная природа химической связи.
Электроотрицательность. Виды химической связи (ковалентная, ионная, металлическая, водородная) и механизмы ее образования.
Кристаллические и аморфные вещества. Типы кристаллических решеток (атомная, молекулярная, ионная, металлическая). Зависимость
физических свойств вещества от типа кристаллической решетки. Причины многообразия веществ.
Химические реакции. Гомогенные и гетерогенные реакции. Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов: природы
реагирующих веществ, концентрации реагирующих веществ, температуры, площади реакционной поверхности, наличия катализатора. Роль
катализаторов в природе и промышленном производстве. Обратимость реакций. Химическое равновесие и его смещение под действием
различных факторов (концентрация реагентов или продуктов реакции, давление, температура) для создания оптимальных условий
протекания химических процессов. Дисперсные системы. Понятие о коллоидах (золи, гели). Истинные растворы. Реакции в растворах
электролитов. рH раствора как показатель кислотности среды. Гидролиз солей. Значение гидролиза в биологических обменных процессах.
Окислительно-восстановительные реакции в природе, производственных процессах и жизнедеятельности организмов. Окислительновосстановительные свойства простых веществ – металлов главных и побочных подгрупп (медь, железо) и неметаллов: водорода, кислорода,
галогенов, серы, азота, фосфора, углерода, кремния. Коррозия металлов: виды коррозии, способы защиты металлов от коррозии. Электролиз
растворов и расплавов. Применение электролиза в промышленности.
Химия и жизнь
Научные методы познания в химии. Источники химической информации. Поиск информации по названиям, идентификаторам, структурным
формулам. Моделирование химических процессов и явлений, химический анализ и синтез как методы научного познания.
Химия и здоровье. Лекарства, ферменты, витамины, гормоны, минеральные воды. Проблемы, связанные с применением лекарственных
препаратов. Вредные привычки и факторы, разрушающие здоровье (курение, употребление алкоголя, наркомания). Рациональное питание.
Пищевые добавки. Основы пищевой химии.
Химия в повседневной жизни. Моющие и чистящие средства. Средства борьбы с бытовыми насекомыми: репелленты, инсектициды.
Средства личной гигиены и косметики. Правила безопасной работы с едкими, горючими и токсичными веществами, средствами бытовой
химии.
Химия и сельское хозяйство. Минеральные и органические удобрения. Средства защиты растений.
Химия и энергетика. Природные источники углеводородов. Природный и попутный нефтяной газы, их состав и использование. Состав
нефти и ее переработка. Нефтепродукты. Октановое число бензина. Охрана окружающей среды при нефтепереработке и транспортировке
нефтепродуктов. Альтернативные источники энергии.
Химия в строительстве. Цемент. Бетон. Подбор оптимальных строительных материалов в практической деятельности человека.
Химия и экология. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. Охрана гидросферы, почвы, атмосферы, флоры и фауны
от химического загрязнения.

3.Тематическое планирование.
10 класс
Раздел

Основы
органической
химии

Колво
часов
2

12

Темы

Колво
часов

Основные виды деятельности обучающихся
(на уровне УУД)

Предмет органической химии.

1

Основные положения теории
химического строения А. М.
Бутлерова.

1

Алканы.

2

Характеризовать особенности состава и
строения органических веществ.
Классифицировать их на основе
происхождения и переработки.
Аргументировать несостоятельность
витализма. Определять отличительные
особенности углеводородов.
Формулировать основные положения теории
химического строения А. М. Бутлерова.
Различать понятия «валентность» и «степень
окисления». Составлять молекулярные и
структурные формулы. Классифицировать
ковалентные связи по кратности. Объяснять
явление изомерии и взаимное влияние атомов
в молекуле
Определять принадлежность веществ к
различным типам (предельным или
непредельным) и классам углеводородов.
Называть их по международной номенклатуре,
характеризовать строение и свойства
важнейших представителей алканов.

Основные
направления
воспитательной
деятельности
2, 5, 7, 8

2, 5, 6, 8

Алкены.

2

Алкадиены. Каучуки.

1

Алкины.

1

Наблюдать и описывать химический
эксперимент с помощью родного языка и
языка химии. Обобщать знания и делать
выводы о закономерностях изменения свойств
углеводородов в гомологических рядах.
Различать понятия «изомер» и«гомолог».
Называть алкены по международной
номенклатуре. Характеризовать с помощью
родного языка и языка химии строение,
свойства, способы получения и области
применения этилена. Наблюдать,
самостоятельно проводить и описывать
химический эксперимент. Устанавливать
зависимость между типом строения
углеводорода и его химическими свойствами
на примере логических связей: предельный —
реакции замещения, непредельный — реакции
присоединения.
Называть диены по международной
номенклатуре.
Характеризовать с помощью родного языка и
языка химии строение, свойства, способы
получения и области применения каучуков.
Наблюдать и описывать химический
эксперимент.
Называть по международной номенклатуре
алкины. Характеризовать с помощью родного
языка и языка химии строение, свойства,
способы получения и области применения
ацетилена. Наблюдать и описывать
химический эксперимент.
Различать особенности реакций
присоединения у ацетилена от таковых у
этилена.

Арены.

1

Природный газ.

1

Нефть и способы еѐ переработки.

1

Каменный уголь и его
переработка.

1

Характеризовать с помощью родного языка и
языка химии особенности строения, свойства и
области применения бензола. Наблюдать и
описывать демонстрационный химический
эксперимент.
Характеризовать с помощью родного языка и
языка химии состав и основные направления
использования и переработки природного газа.
Устанавливать зависимость между объѐмами
добычи природного газа в РФ и бюджетом.
Находить взаимосвязь между изучаемым
материалом и будущей профессиональной
деятельностью. Соблюдать правила
экологически грамотного поведения и
безопасного обращения с природным газом в
быту и на производстве.
Характеризовать состав и основные
направления использования и переработки
нефти.
Устанавливать зависимость между объѐмами
добычи нефти в РФ и бюджетом.
Находить взаимосвязь между изучаемым
материалом и будущей профессиональной
деятельностью. Соблюдать правила
экологически грамотного поведения и
безопасного обращения с нефтепродуктами в
быту и на производстве.
Характеризовать происхождение и основные
направления использования и переработки
каменного угля. Устанавливать зависимость
между объѐмами добычи каменного угля в РФ
и бюджетом. Находить взаимосвязь между
изучаемым материалом и будущей
профессиональной деятельностью. Соблюдать

14

Повторение и обобщение.

1

Контрольная работа № 1 «Теория
строения органических
соединений А.М. Бутлерова.
Углеводороды».
Одноатомные спирты.

1

Многоатомные спирты.

1

Фенол.

1

2

правила экологически грамотного поведения и
безопасного обращения с каменным углѐм и
продуктами коксохимического производства в
быту и промышленности.
Выполнять тесты, решать задачи и упражнения
по теме.
Проводить оценку собственных достижений в
усвоении темы. Корректировать свои знания в
соответствии с планируемым результатом.

Называть спирты по международной
номенклатуре.
Характеризовать с помощью родного языка и
языка химии строение, свойства, способы
получения и области применения предельных
одноатомных спиртов Классифицировать
спирты по их атомности.
Наблюдать, самостоятельно проводить и
описывать химический эксперимент.
Классифицировать спирты по их атомности.
Характеризовать с помощью родного языка и
языка химии строение, свойства, способы
получения и области применения
многоатомных спиртов. Идентифицировать
многоатомные спирты с помощью
качественной реакции. Наблюдать,
самостоятельно проводить и описывать
химический эксперимент.
Характеризовать с помощью родного языка и
языка химии особенности строения и свойства
фенола на основе взаимного влияния атомов в
молекуле, а также способы получения и

5, 6, 8

Альдегиды.

1

Карбоновые кислоты.

1

Сложные эфиры. Жиры.

1

области применения фенола. Наблюдать и
описывать демонстрационный химический
эксперимент.
Соблюдать правила экологически грамотного
и безопасного обращения с горючими и
токсичными веществами в быту и
окружающей среде.
Характеризовать с помощью родного языка и
языка химии особенности свойств
формальдегида и ацетальдегида на основе
строения молекул, способы получения и их
области применения.
Наблюдать, описывать и проводить
химический эксперимент. Идентифицировать
альдегиды с помощью качественных реакций.
Соблюдать правила экологически грамотного
и безопасного обращения с горючими и
токсичными веществами в быту и
окружающей среде.
Характеризовать с помощью родного языка и
языка химии особенности свойств карбоновых
кислот на основе строения их молекул, а также
способы получения и области применения
муравьиной и уксусной кислот.
Различать общее, особенное и единичное в
строении и свойствах органических
(муравьиной и уксусной) и неорганических
кислот. Наблюдать, описывать и проводить
химический эксперимент.
Соблюдать правила экологически грамотного
и безопасного обращения с горючими и
токсичными веществами в быту и
окружающей среде.
Различать реакции этерификации как
обратимой обменный процесс между

Углеводы.

1

Амины.

1

кислотами и спиртами. Характеризовать
особенности свойств жиров на основе
строения их молекул, а также классификации
жиров по их составу и происхождению и
производство твѐрдых жиров на основе
растительных масел. На основе реакции
этерификации характеризовать состав,
свойства и области применения сложных
эфиров. Наблюдать, описывать и проводить
химический эксперимент Соблюдать правила
экологически грамотного и безопасного
обращения с горючими и токсичными
веществами в быту и окружающей среде.
Характеризовать состав углеводов.
Классифицировать их на основе способности к
гидролизу. Описывать свойства глюкозы как
вещества с двойственной
функцией(альдегиоспирта). Устанавливать
межпредметные связи химии и биологии на
основе раскрытия биологической роли и
химических свойств важнейших
представителей моно-, ди- и полисахаридов.
Наблюдать, описывать и проводить
химический эксперимент Соблюдать правила
техники безопасности при работе в кабинете
химии.
Характеризовать с помощью родного языка и
языка химии особенности строения и свойств
аминов и анилина, в частности, на основе
взаимного влияния атомов в его молекуле, а
также способы получения и области
применения анилина. Аргументировать
чувство гордости за достижения отечественной
органической химии.
Соблюдать правила экологически грамотного
и безопасного обращения с горючими и
токсичными веществами в быту и

Аминокислоты. Белки.

1

Генетическая связь между
классами органических
соединений.

1

Практическая работа № 1.
Идентификация органических
соединений.

1

Повторение и обобщение.

1

Контрольная работа №2
«Кислород- и азотсодержащие

1

окружающей среде.
Описывать свойства аминокислот как
бифункциональных амфотерных соединений.
Устанавливать межпредметные связи химии и
биологии на основе раскрытия биологической
роли и химических свойств аминокислот.
Описывать структуры и свойства белков как
биополимеров. Устанавливать межпредметные
связи химии и биологии на основе раскрытия
биологической роли и химических свойств
белков. Проводить, наблюдать и описывать
химический эксперимент.
Устанавливать взаимосвязь между составом,
строением и свойствами представителей
классов углеводородов, кислород- и
азотсодержащих соединений. Описывать с
помощью родного языка и языка химии
генетические связи между классами
углеводородов, кислород- и азотсодержащих
соединений.
Проводить, наблюдать и описывать
химический эксперимент для подтверждения
строения и свойств различных органических
соединений, а также их идентификации с
помощью качественных реакций.
Выполнять тесты, решать задачи и упражнения
по теме. Проводить оценку собственных
достижений в усвоении темы. Корректировать
свои знания в соответствии с планируемым
результатом.

органические соединения».
6

Биотехнология.

1

Полимеры.

1

Синтетические полимеры.

1

Практическая работа № 2.
Распознавание пластмасс и
волокон.

1

Повторение и обобщение курса.
Подведение итогов учебного
года.

2

Объяснять, что такое биотехнология, генная
(или генетическая) инженерия, клеточная
инженерия, биологическая инженерия,
клонирование, иммобилизованные ферменты.
Характеризовать роль биотехнологии в
решении продовольственной проблемы и
сохранении здоровья человека.
Классифицировать полимеры по различным
основаниям.
Различать искусственные полимеры,
классифицировать их и иллюстрировать
группы полимеров примерами.
Устанавливать связи между свойствами
полимеров и областями их применения.
Различать полимеризацию и
поликонденсацию.
Приводить примеры этих способов получения
полимеров.
Описывать синтетические каучуки,
пластмассы и волокна на основе связи
свойства — применение.
Проводить, наблюдать и описывать
химический эксперимент для идентификации
пластмасс и волокон с помощью качественных
реакций.

1, 2, 5, 6, 7, 8

Теоретические
основы химии

9

Основные сведения о
строении атома

Периодическая
система химических
элементов Д. И.
Менделеева и учение
о строении атома.
Философские основы
общности
Периодического
закона и теории
химического
строения.
Ионная химическая
связь и ионные
кристаллические
решѐтки.

Ковалентная
химическая связь.
Атомные и
молекулярные
кристаллические
решетки.

11 класс
Аргументировать сложное строение атома как системы,
2, 5, 7, 8
1
состоящей из ядра и электронной оболочки.
Характеризовать уровни строения вещества.
Описывать устройство и работу Большого адронного
коллайдера
Находить взаимосвязи между положением элемента в
1
периодической системе Д. И. Менделеева и строением его
атома. Составлять электронные и электроннографические формулы атомов s-, р- и d- элементов.
Относить химические элементы к тому или иному
электронному семейству.
Представлять развитие научных теорий по спирали на
1
основе трѐх формулировок Периодического закона и
основных направлений развития теории строения
(химического, электронного и пространственного).
Характеризовать роль практики в становлении и развитии
химической теории. Аргументировать чувство гордости
за достижения отечественной химии и вклад российских
учѐных в мировую науку.
1
Характеризовать ионную связь как связь между ионами,
образующимися в результате отдачи или приѐма
электронов атомами или группами атомов.
Классифицировать ионы по разным основаниям.
Устанавливать зависимость между типом химической
связи, типом кристаллической решѐтки и физическими
свойствами веществ.
1
Объяснять инертные свойства благородных газов
особенностями строения их атома. Характеризовать
ковалентную связь как связь, возникающую за счѐт
образования общих электронных пар путѐм перекрывания
электронных орбиталей. Классифицировать ковалентные
связи по разным основаниям. Устанавливать зависимость
между типом химической связи, типом кристаллической
решѐтки и физическими свойствами веществ.

12

Металлическая
химическая связь.

1

Водородная
химическая связь.

1

Полимеры.

1

Дисперсные системы.

1

Классификация
химических реакций.

2

Характеризовать металлическую связь как связь между
ион-атомами в металлах и сплавах посредством
обобществлѐнных валентных электронов. Объяснять
единую природу химических связей. Устанавливать
зависимость между типом химической связи, типом
кристаллической решѐтки и физическими свойствами
веществ.
Характеризовать водородную связь как особый тип
химической связи. Различать межмолекулярную и
внутримолекулярную водородные связи. Устанавливать
межпредметныт че связи с биологией на основе
рассмотрения природы водородной связи и еѐ роли в
организации живой материи.
Характеризовать полимеры как высокомолекулярные
соединения. Различать реакции полимеризации и
поликонденсации. Описывать важнейшие представители
пластмасс и волокон и называть области их применения.
Устанавливать единство органической и неорганической
химии на примере неорганических полимеров.
Характеризовать различные типы дисперсных систем на
основе агрегатного состояния дисперсной фазы и
дисперсионной среды. Раскрывать роль различных типов
дисперсных систем в жизни природы и общества.
Проводить, наблюдать и описывать химический
эксперимент.
Классифицировать химические реакции по различным
основаниям. Характеризовать тепловой эффект
химических реакций и на его основе различать экзо- и
эндотермические реакции. Отражать тепловой эффект
химических реакций на письме с помощью
термохимических уравнений. Проводить расчѐты на
основе термохимических уравнений. Проводить,
наблюдать и описывать химический эксперимент.

5, 7, 8

Скорость химических
реакций.

1

Обратимость
химических реакций.
Химическое
равновесие и способы
его смещения.

1

Гидролиз.

2

Характеризовать скорость химической реакции и факторы
зависимости скорости химической реакции от природы
реагирующих веществ, их концентрации, температуры,
площади соприкосновения веществ. Проводить,
наблюдать и описывать химический эксперимент с
помощью родного языка и языка химии. Характеризовать
катализаторы и катализ как способы управления
скоростью химической реакции. Устанавливать на основе
межпредметных связей с биологией общее, особенное и
единичное для ферментов как биологических
катализаторов. Раскрывать роль ферментов в организации
жизни на Земле, а также в пищевой и медицинской
промышленности.
Характеризовать состояния химического равновесия и
способы его смещения. Предсказывать направление
смещения химического равновесия при изменении
условий проведения обратимой химической реакции.
Аргументировать выбор оптимальных условий
проведения технологического процесса. Наблюдать и
описывать демонстрационный химический эксперимент.
Характеризовать гидролиз как обменное взаимодействие
веществ с водой.
Записывать уравнения реакций гидролиза различных
солей. Различать гидролиз по катиону и аниону.
Предсказывать реакцию среды водных растворов солей,
образованных сильным основанием и слабой кислотой,
слабым основанием и сильной кислотой.
Раскрывать роль обратимого гидролиза органических
соединений как основы обмена веществ в живых
организмах и обратимого гидролиза АТФ как основы
энергетического обмена в живых организмах. Проводить,
наблюдать и описывать химический эксперимент с
помощью родного языка и языка химии.

9

Окислительновосстановительные
реакции.

1

Характеризовать окислительно-восстановительные
реакции как процессы с изменением степеней окисления
элементов веществ, участвующих в реакции. Составлять
уравнения ОВР с помощью метода электронного баланса.
Проводить, наблюдать и описывать химический
эксперимент с помощью родного языка и языка химии.

Электролиз расплавов
и растворов.
Практическое
применение
электролиза.
Практическая работа
№ 1. Решение
экспериментальных
задач по теме
«Химическая
реакция».
Повторение и
обобщение
изученного.

2

Характеризовать электролиз как окислительновосстановительный
процесс. Предсказывать катодные и анодные процессы и
отражать их на письме для расплавов и водных растворов
электролитов. Раскрывать практическое значение электролиза.

1

Планировать, проводить наблюдать и описывать
химический эксперимент с соблюдением правил техники
безопасности.

1

Выполнять тесты, решать задачи и упражнения по теме.
Проводить оценку собственных достижений в усвоении
темы. Корректировать свои знания в соответствии с
планируемым результатом.

Контрольная работа
№ 1 «Строение
вещества. Химическая
реакция».

1

Металлы.

1

Обобщать знания и делать выводы о закономерностях
положения и изменений свойств металлов в периодах и
группах Периодической системы.
Характеризовать общие химические свойства металлов
как восстановителей на основе строения их атомов и
положения металлов в электрохимическом ряду
напряжения. Наблюдать и описывать химический
эксперимент с помощью родного языка и языка химии.

1, 2, 5, 6, 7, 8

Характеризовать общие химические свойства неметаллов
как окислителей и восстановителей на основе строения их
атомов и положения неметаллов в ряду
электроотрицательности.
Наблюдать и описывать химический эксперимент с
помощью родного языка и языка химии.
Характеризовать органические и неорганические кислоты
в свете теории электролитической диссоциации и
протонной теории. Классифицировать органические и
неорганические кислоты по различным основаниям.
Различать общее, особенное и единичное в свойствах
азотной, концентрированной серной и муравьиной
кислот. Проводить, наблюдать и описывать химический
эксперимент с помощью родного языка и языка химии.
Характеризовать неорганические основания в свете
теории электролитической диссоциации. Различать
общее, особенное и единичное в свойствах гидроксидов и
бескислородных оснований. Характеризовать их в свете
протонной теории.
Проводить, наблюдать и описывать химический
эксперимент с помощью родного языка и языка химии.

Неметаллы.
Благородные газы.

1

Кислоты
неорганические и
органические.

1

Основания
неорганические и
органические.

1

Амфотерные
соединения
неорганические и
органические.

1

Характеризовать органические и неорганические
амфотерные соединения как вещества с двойственной
функцией кислотно-основных свойств. Аргументировать
свойства аминокислот как амфотерных органических
соединений. Раскрывать на основе межпредметных связей
с биологией роль аминокислот в организации жизни.

Соли.

1

Характеризовать соли органических и неорганических
кислот в свете теории электролитической диссоциации.
Классифицировать соли по различным основаниям.
Различать общее, особенное и единичное в свойствах
средних и кислых солей.

Описывать жѐсткость воды и способы еѐ устранения.
Проводить, наблюдать и описывать химический
эксперимент с помощью родного языка и языка химии.

Химия и жизнь

4

Практическая работа
№ 2. Решение
экспериментальных
задач по теме
«Вещества и их
свойства».

1

Планировать, проводить, наблюдать и описывать
химический эксперимент с соблюдением правил техники
безопасности.

Повторение и
обобщение темы.

1

Выполнять тесты, решать задачи и упражнения по теме.
Проводить оценку собственных достижений в усвоении
темы. Корректировать свои знания в соответствии с
планируемым результатом.

Контрольная работа
№ 2 «Вещества и их
свойства».

1

Химическая
технология.

1

Характеризовать химическую технологию как
производительную силу общества. Описывать
химические процессы, лежащие в основе производства
аммиака и метанола, с помощью родного языка и языка
химии. Устанавливать аналогии между двумя
производствами. Формулировать общие научные
принципы химического производства.

Химическая
грамотность как
компонент общей
культуры человека.

1

Аргументировать необходимость химической
грамотности как компонента общекультурной
компетентности человека. Уметь получать необходимую
информацию с маркировок на упаковках различных
промышленных и продовольственных товаров.

1,2 ,5, 6, 7, 8

Повторение и
обобщение курса.
Подведение итогов
учебного года.

2

СОГЛАСОВАНО

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания учителей кафедры
естественно-научного цикла
МБОУ СОШ № 28
от «30» августа 2021 года № 1
__________ / О.А.Селезнева/

Заместитель директора по УВР

подпись

«30» августа 2021 года

__________ /
подпись

Ф.И.О.

Н.Н.Новосельцева/

расшифровка подписи

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ
ПОДПИСЬЮ
СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП
Сертификат

310227031995278721568419988831218614170173341613

Владелец

Шмигельская Ольга Константиновна

Действителен

С 13.09.2022 по 13.09.2023


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».