Муниципальное образование Белоглинский район Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №28 имени И.Г. Турищева Белоглинского района» УТВЕРЖДЕНО решением педагогического совета МБОУ СОШ № 28 МО Белоглинский район От 31.08. 2021 года протокол № 1 Председатель О.К. Шмигельская РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По элективному курсу «Трудные вопросы русской грамматики» (указать учебный предмет, курс) Уровень образования (класс): среднее общее образование (10 класс) (начальное общее, основное общее образование с указанием классов) Количество часов: 34 часов Учитель: Кузнецова Галина Анатольевна Программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 № 413 с изменениями и дополнениями) с учетом основной образовательной программы среднего общего образования МБОУ СОШ № 28, утвержденной педагогическим советом МБОУ СОШ № 28 (протокол от 31.08.2021 г. № 1 ) 1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Предлагаемый курс предназначен для реализации в 10 классе общеобразовательной школы в течение одного учебного года, рассчитан на 1 час в неделю (34 ч за учебный год). Курс «Трудные вопросы русской грамматики» расширяет и углубляет рамки учебной программы. Он состоит из следующих разделов: «Введение», «Морфология и орфография», «Морфология и словообразование» , «Явления переходности в грамматике русского языка», «Морфология и культура речи», «Грамматика. Синтаксис и пунктуация». В содержании современной школьной программы эпизодически рассматриваются вопросы функциональной омонимии знаменательных и служебных частей речи, морфологические и синтаксические нормы языка, вопросы культуры речи. Это нередко создает у учащихся трудности при подготовке к итоговой аттестации. В данном курсе внимание сосредотачивается на трудных вопросах , предполагающих повторение, систематизацию и углубление сведений из области морфологии и синтаксиса во взаимодействии со словоупотреблением , явлениями грамматической омонимии , вопросами культуры речи. Курс помогает выпускникам изучить типологию ошибок, овладеть приемами правки и редактирования текста. Большое значение придается развитию и совершенствованию навыков самоконтроля, потребности старшеклассников обращаться к разным видам словарей и справочным пособиям для определения языковой нормы, связанной с употреблением в речи того или иного языкового явления. Вокруг нас происходит размывание языковой нормы, уже обусловившее кризис русской речи, поэтому важно восстановить уважение к нормативному строю языка в его речевом функционировании . Человек, владеющий речевой культурой и нормами письменной речи, сегодня остро необходим современному обществу. Для решения практических задач курса , формирования устойчивых навыков владения языком необходимо углубление знаний о языке и речи и совершенствование на этой основе навыков языкового анализа. Данный элективный курс актуален, т.к. открывает новые возможности с одной стороны для углубления содержания лингвистического образования , с другой стороны обеспечивает условия эффективной подготовки к ЕГЭ. Основная форма реализации содержания программы – учебное занятие с устными и письменными упражнениями, практикумы и консультации. Важная роль отводится практической направленности данного курса как возможности качественной подготовки к заданиям ЕГЭ. Для совершенствования практических умений учащихся и отслеживания результатов используются задания формата ЕГЭ. Цели обучения русскому языку согласуются с важной задачей , связанной с необходимостью готовить учеников к выпускному экзамену. Независимо от формы его проведения старшеклассники должны продемонстрировать результаты освоения родного языка: владение всеми видами речевой деятельности, способность использовать язык в различных сферах и ситуациях общения; владение информационными умениями, основными нормами литературного языка, нормами речевого поведения в различных сферах общения Задачи курса: • формирование представления о русском языке как целостной основными приемами самоконтроля и самоанализа; структуре, овладение • развитие и совершенствование орфографических, пунктуационных умений и навыков, углубление теоретических знаний по грамматике русского языка, развитие познавательного интереса к родному языку; • углубление знаний о языке как развивающейся системе, языковой норме; • овладение умениями оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности; • применение полученных знаний и умений в собственной практической деятельности; • совершенствование логического мышления, аналитических навыков. создать условия для успешной подготовки к экзаменам по русскому языку Формы, методы работы и виды деятельности учащихся: тестовые задания и тренировочные упражнения; практикум; работа с различными видами лингвистических словарей; знакомство с многоаспектностью существования слова; творческие работы; исследовательская и проектная деятельность ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате выпускник должен : соблюдать в практике письма и речи орфографические, пунктуационные морфологические и речевые нормы современного русского литературного языка; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности ; различать грамматические омонимы; владеть навыками морфемного и словообразовательного разбора; правильно вычленять грамматическую основу предложения; выполнять разбор сложных синтаксических конструкций , Достаточно высокая степень научности (опора на специальную литературу) должна обеспечить условия для осознанного усвоения трудных вопросов русской грамматики, поскольку разговор об уже известных правилах ведется на качественно новом уровне. Личностные результаты: - Осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; формирование гражданина и патриота своей страны, бережно относящегося к своему языку и созданным на нѐм памятникам словесного искусства, осознающим свою причастность к состоянию речевой культуры общества в целом. - Cформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу - создателю культурных ценностей, уважительного отношения к другим культурам. -Сформированность языковой личности, способной выразить себя на языке и с помощью языка, осознающей значение языка для саморазвития и самореализации, готовность и способность к самостоятельной, творческой деятельности. - Сформированность толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нѐм взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения. - Приобретение коммуникативных навыков, важных для организации сотрудничества со сверстниками, - Сформированность духовно-нравственных основ личности в результате освоения культурно значимых текстов, приобщения к культурному опыту человечества, нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей. - Сформированность потребности и способности к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; осознание необходимости постоянно совершенствовать свою речь, свою речевую культуру. -Осознание эстетической ценности слова, воспитание эстетического отношения к миру; понимание этики и эстетики филологии. - Сформированность экологического мышления, бережного отношения к слову. - Сформированность духовно-нравственных ориентиров, способствующих национальной идентичности, привитие традиционных семейных ценностей. воспитанию -Способность делать осознанный выбор будущей профессии на основе понимания еѐ ценностного содержания и возможностей реализации собственных жизненных планов. Метапредметные результаты: -Умение самостоятельно определять цели учебной, составлять планы, учебные алгоритмы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; анализировать свои образовательные приращения, выбирать способы корректировки достигнутых результатов; в ситуациях общения выбирать успешные речевые стратегии. -Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, в сотрудничестве с другими людьми, учитывать позиции других участников деятельности, коммуникативно целесообразно взаимодействовать с другими людьми, эффективно предупреждать и разрешать конфликты в межличностном общении. -Владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания. -Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников. - Умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности. -Умение самостоятельно оценивать модели поведения и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учѐтом гражданских и нравственных ценностей, основываясь на общечеловеческих ценностях и традиционных ценностях русской культуры. -Овладение языком — умением ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства. -Овладение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. Предметные результаты: - сформированность представлений о лингвистике как части общечеловеческого гуманитарного знания; - сформированность представлений о языке как многофункциональной развивающейся системе, о стилистических ресурсах языка; -владение знаниями о языковой норме, еѐ функциях и вариантах, о нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения; -владения умениями анализировать единицы различных языковых уровней, а также языковые явления и факты, допускающие неоднозначную интерпретацию; -сформированность умений лингвистического анализа текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности; -умение оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; -владение различными приѐмами редактирования текстов; -сформированность умений проводить лингвистический эксперимент и использовать его результаты в процессе практической деятельности; -понимание и осмысленное использование понятийного аппарата современного литературоведения в процессе чтения и интерпретации художественныхпроизведений4 -владение навыками комплексного филологического анализа художественного текста, в том числе новинок современной литературы. 3.СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО ПРЕДМЕТА РУССКИЙ ЯЗЫК «ТРУДНЫЕ ВОПРОСЫ РУССКОЙ ГРАММАТИКИ» 1. Введение. 1ч Основы языкознания. Язык, его структура. 2.Грамматика. Морфология и орфография. 9ч. Система правил, регулирующих написание гласных в корне. Роль смыслового анализа при подборе однокоренного проверочного слова. Правописание гласных корня: безударные проверяемые и чередующиеся. Корни-омофоны. Правописание н-нн в различных частях речи. Правописание н-нн в кратких прилагательных и кратких причастиях. Правописание не с различными частями речи. Правописание частиц не и ни. Слитное, дефисное и раздельное написание наречий. Слитное, дефисное и раздельное написание сложных слов. Правописание союзов, предлогов и частиц. 3. Морфология и словообразование. 3ч. Типичные морфемные модели имен существительных , прилагательных , глаголов , наречий. Основные способы образования слов: приставочный, приставочно-суффиксальный, суффиксальный, сложение, бессуффиксный и неморфологические(морфолого-синтаксический, лексико-семантический) 4.Явления переходности в грамматике русского языка. 7ч Явления переходности в системе частей речи. Дифференциальные признаки самостоятельных и служебных частей речи. Понятие о функциональной омонимии. Лексические и грамматические омонимы. Переходные случаи между существительными и прилагательными(субстантивация).Переходные явления между прилагательными и причастиями(адъективация) . Переходные явления между прилагательными и местоимениями(прономинализация). Переходные явления между наречиями и существительными (адвербиализация).Свойства существительных, образованных суффиксальным способом от числительных. Краткие прилагательные и их функциональные омонимы. . Местоимение что и его функциональные омонимы. Местоимение это и его функциональные омонимы .Омонимия в сфере служебных частей речи. Сходство и различие союзов и союзных слов. Отличие частиц от других частей речи. 5.Морфология и культура речи. 5ч. Морфологические нормы употребления существительных. Морфологические нормы употребления прилагательных. Морфологические нормы употребления глаголов и глагольных форм. Морфологические нормы употребления числительных. Морфологические нормы построения словосочетаний и предложений. Морфологические нормы сочетания подлежащих и сказуемых. Основные категории грамматики . Имя существительное: род отдельных слов, в том числе несклоняемых, особенности в образовании падежных форм, Имя прилагательное: семантические оттенки полной и краткой форм, специфика образования полной и краткой форм степеней сравнения; особенности синтаксиса предложений, исключающие двусмысленность, которая вызвана местоимениями. Глагол: специфика недостаточных и избыточных, императив. Деепричастие — особая форма глагола: образование форм деепричастий; связь деепричастия с подлежащим (семантическая) и сказуемым (синтаксическая). Имя числительное, склонение составных числительных, как количественных, так и порядковых (счетных слов), числительные собирательные и возможность их образования; предлоги и их употребление в речи, производные предлоги и их грамматически правильное использование в тексте; речевое функционирование союзов; частицы, их стилистические и экспрессивные потенциалы; Основные случаи согласования слов в тексте. Моделирование, конструирование, объяснение морфологических и синтаксических закономерностей при рассмотрении взаимоотношений между словами. 6. Грамматика. Синтаксис и пунктуация. 9ч Структура простого и сложного предложения. Грамматическая основа. Трудные случаи определения типов сказуемого Способы выражения подлежащего и сказуемого. . Трудные случаи определения составных сказуемых. Безличное предложение. Способы выражения именной части. Вводные слова и члены предложения..Типы сложного предложения .Сложные предложения с различными видами связи Синтаксический разбор предложения. Календарно-тематическое планирование № № № урока В четв В теме Тема урока Вид учебной деятельности Дата проведения п/п. План 1 1 1 2 2 1 3 3 2 4 4 3 Введение ( 1ч) Введение. Мофология и Осознают понятие о синтаксис как основные системе языка, его разделы грамматика. единицах и уровнях, взаимосвязь различных единиц и уровней языка, языковая норма и еѐ функции. Выполняют упражнения. Строят монологическое высказывание. Грамматика. Морфология и орфография. Трудные случаи в Различают применении омонимичные корни, орфографических правил выполняют правописания безударных упражнения, гласных в корне слова. закрепляют Разграничение омонимичных орфографические корней слов. нормы. Строят монологическое высказывание по теме. Производят самоконтроль своей деятельности. Трудные случаи в Проводят применении морфологический орфографических правил анализ слова (его правописания Н и НН в отнесенность к отглагольных определѐнной части прилагательных и речи)Выполняют упражнения, причастиях. закрепляют орфографические нормы, связанные с Правописание Н-НН в правописание н-нн в различных частях речи различных частях речи. Строят монологическое высказывание по теме. Производят Факт 5 5 4 6 6 5 7 7 6 8 8 7 9 10 1 2 8 9 11 3 1 12 4 2 13 5 3 Трудные случаи в применении орфографических правил правописания НЕ с разными частями речи Трудные случаи в правописании наречий. Слитное, раздельное , дефисное написание наречий Слитное , дефисное , раздельное написание слов Правописание служебных частей речи.. Правописание частиц не и ни Диагностика знаний по теме «Грамматика. Морфология и орфография» самоконтроль своей деятельности. Проводят морфологический анализ слова (его отнесенность к определѐнной части речи).Выполняют упражнения, закрепляют орфографические нормы, связанные с правописание. Выполняют контрольную работу. Осуществляют самоконтроль своей деятельности. Морфология и словообразование. Морфологический и Владеют основными неморфологический способ терминами и образования понятиями раздела. существительных. Употребляют их при Словообразование выполнении прилагательных и глаголов аналитических Особенности упражнений по словообразования наречий. морфемике и словообразованию. Понимают принципиальное отличие между морфологическим и неморфологическим способами образования слов, между словообразованием и формообразованием. Осознают разницу между омонимичными морфемами, антонимичными и синонимичными морфемами. Совершенствуют навыки словообразования прилагательных ,глаголов,наречий. Явления переходности в грамматике русского языка. 14 6 1 Функциональные омонимы. Повторить, обобщить и систематизировать 15 7 2 Омонимия внутри знаменательных частей полученные сведения о речи(субстантивация и частях речи, их адъективизация) грамматических 16 6 3 Отличие наречий от слов признаках, категории состояния и правописных нормах и кратких прилагательных. стилистических Адвербиализация. возможностях 17 1 4 Переход знаменательных употребления. частей речи Работают над понятиями : в служебные. субстантивация и 18 2 5 Разграничение союзов и адъективизация, союзных слов. адвербиализация, 19 3 6 Отличие частиц от других грамматическая частей речи омонимия. 20 4 7 Различение грамматических Разграничивают части омонимов речи. Пишут слова в соответствии с орфографическими нормами. Морфология и культура речи. 21 5 1 Грамматическая Анализируют и правильность русской речи. оценивают речевые Имя существительное, имя высказывания с точки прилагательное, глагол и его зрения соблюдения грамматических норм. формы. Соблюдают грамматические и . орфографические 22 6 2 Грамматическая нормы в собственной правильность русской речи. речевой практике. Имя числительное. Выполняют Местоимение. Служебные упражнения.Строят части речи. монологическое 23 7 3 Грамматические нормы построения словосочетания и высказывание. предложения 24 8 4 Грамматические нормы координации подлежащего и сказуемого 25 9 5 Грамматические ошибки ( морфологические и синтаксические)и приемы их устранения Грамматика. Синтаксис и пунктуация. Грамматическая основа предложения: проблемы и решения. Безличное предложение. Формы выражения сказуемого. Различные виды осложнения предложения Отличительные признаки вводных слов от членов предложения. Типология и анализ сложного предложения Сложные синтаксические конструкции. Пунктуация в них Типичные случаи нарушения синтаксической нормы. 26 1 1 27 2 2 28 3 3 29 4 4 30 5 5 31 6 6 32 7 7 33 8 8 Диагностика знаний по теме « Грамматика. Синтаксис и пунктуация» 34 9 9 Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков Анализируют и оценивают речевые высказывания с точки зрения соблюдения грамматических норм. Соблюдают пунктуационные нормы в собственной речевой практике. Выполняют упражнения. Анализируют структуру предложения. Используют в практике устной и письменной речи синонимические конструкции. Выявляют случаи нарушения синтаксических норм, выполняют коррекцию нарушений. Выполняют контрольную работу. Осуществляют самоконтроль своей деятельности. Самостоятельно определяют цели, задают критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; применяют приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни; используют родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применяют полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне.