чтение уо

Рассмотрено
на Педагогическом совете
Протокол №1 от 31.08.2020г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по чтению и развитию речи
обучение (класс) основное общее образование
Количество часов: 136
Уровень базовый
Учитель: Кузнецова Г.А.
Программа разработана на основе:
Программы специальных (коррекционных) образовательных организаций VIII вида 5-9
классы под редакцией В.В.Воронковой. Москва.: Издательство ВЛАДОС, Сборник 1, 2018 г.

1.Нормативно-правовые акты и учебно-методические документы разработки рабочей
программы «Чтение и развитие речи»:
- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ
(в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ);
-Программы
для
специальных
(коррекционных)
общеобразовательных
учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой, издательский центр ВЛАДОС,
2018 г;
-Санитарно-эпидемиологические
.правила и
нормативы
СанПиН
2.4.2.3286-15
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в
организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным
основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного
врача РФ от 10 июля 2015 г. № 26.
-Адаптированная сновная образовательная программа
2. Описание места учебного предмета в учебном плане
Изучение учебных предметов учебного плана организуется с использованием учебников,
включенных в Федеральный перечень, утвержденный приказом Министерства просвещения
Российской Федерации «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования» от 28.12.2018 г. № 345 и приказом
Министерства просвещения РФ от 8 мая
2019 г.
№
233
«О
внесении
изменений
в
федеральный
перечень
учебников,
рекомендуемых
к
использованию
при
реализации
имеющих
государственную
аккредитацию
образовательных
программ
начального
общего,
основного
общего,
среднего
общего
образования,
утвержденный
приказом
Министерства
просвещения
Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. N 345».
Учебники:
5 класс
6 класс
7 класс
8 класс
9 класс

Чтение, Авт.-сост. Малышева З.Ф.
АО «Издательство «Просвещение», Москва 2019
Чтение, Авт.-сост. Бгажнокова И.М., Погостина Е.С. АО
«Издательство «Просвещение», Москва, 2019
Чтение, Авт.-сост. Аксенова А.К.
АО «Издательство «Просвещение», Москва, 2019
Чтение, Авт.-сост. Малышева З.Ф.
АО «Издательство «Просвещение». Москва, 2019
Чтение, Авт.-сост. Аксенова А.К., Шишкова М.И.
АО «Издательство «Просвещение», Москва, 2019

Согласно учебному плану на изучение предмета «Чтение и развитие речи» отводится:
Класс
5 класс
6-9 классы

Кол-во часов в неделю
4 часа
3 часа

Кол-во часов в год
136 часов
102 часа

3. Общая характеристика учебного предмета
Чтение и развитие речи - один из основных предметов в обучении. Он формирует
общеучебный навык чтения и умения работать с текстом, пробуждает интерес к
чтению художественной литературы и способствует общему развитию учащихся, их
духовно-нравственному и эстетическому воспитанию. Успешность изучения курса
чтения обеспечивает результативность по другим предметам коррекционной школы.
Специальной задачей программы является овладение обучающимися навыками
беглого и выразительного чтения доступных их пониманию произведений или
отрывков из произведений русских, зарубежных классиков и современных писателей.
Программа предусматривает совершенствование техники чтения, соблюдение при
чтении норм русской орфоэпии. Обучение обучающихся выделению главной мысли
произведения, составлению характеристик героя, обоснование своего отношения к
героям и их поступкам, объяснение причин тех или иных действий героя (с помощью
учителя), пересказу содержания прочитанного, знаниям основных сведений о жизни
писателя. На уроках чтения в 5-9 классах формируется техника чтения; правильность,
беглость, выразительность на основе понимания читаемого материала. Это связанно с
тем, что не все обучающиеся данных классов в достаточной степени владеют
указанными навыками. На уроках чтения уделяется большое внимание развитию речи
учащихся и их мышлению. Каждый урок способствует решению проблемы
нравственного воспитания обучающихся.
Цель изучения предмета: формирование речи как средства общения, способа
коррекции познавательной деятельности обучающихся и подготовки их к социально
трудовой адаптации.
Главными задачами изучения предмета являются:
- формирование у обучающихся устойчивого желания читать доступную литературу,
повышение интереса к книге;
- развитие способности к адекватному восприятию художественного произведения:
непосредственный эмоциональный отклик, обдумывающее восприятие, выражение
собственного отношения к содержанию произведения;
- овладение обучающимися умением самостоятельно ориентироваться в книгах для
извлечения нужной для себя информации;
- коррекция недостатков речевого, умственного развития обучающихся, расширение
круга представлений об окружающей действительности;
- воспитание у обучающихся эстетических, нравственных, этических качеств,
необходимых для самостоятельной жизни в обществе.
- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым
навыком в системе обучения;
- добиваться эмоционального отклика на прочитанное, проводить направленную
работу на понимание образного литературного текста;
-посредством уроков чтения создать условия для социализации и реабилитации
обучающихся с последующей интеграцией их в общество;
-формировать умениие различать тему и идею произведения, выявлять характерные
черты литературного героя, понимать юмор как способ выражения авторского
замысла; -обогащение нравственного опыта обучающихся, формирование
представлений о добре и зле, справедливости и честности.
Основные направления коррекционной работы:
•
развитие умения устанавливать причинно-следственные связи и
закономерности;
•
совершенствование навыков связной устной речи, обогащение и уточнение
словарного запаса;
•
коррекция недостатков развития познавательной деятельности.

•
развитие артикуляционной моторики;
•
формирование умения работать по словесной инструкции, алгоритму;
•
коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
•
расширение представлений об окружающем мире;
•
коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания
художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи
обучающихся и их мышлению. Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы;
полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного; кратко
пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и
второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и
поступки; устанавливать несложные причинно - следственные связи и отношения;
делать выводы, обобщения.
Навыки чтения
Совершенствование техники чтения, соблюдение при чтении норм русской орфоэпии.
Выделение главной мысли произведения, составление характеристики героев с
помощью учителя, иллюстрирование черт характера героев примерами из текста,
обоснование своего отношения к действующим лицам.
Составление плана в форме повествовательных, в том числе назывных предложений
самостоятельно и с помощью учителя.
Продолжение работы над средствами языковой выразительности. Различение оттенков
значений слов в тексте.
Пересказ содержания прочитанного с использованием слов и выражений, взятых из
текста.
Знание основных сведений о жизни писателей.
Заучивание наизусть стихотворений, прозаического отрывка.
Внеклассное чтение
Самостоятельное чтение книг, газет, журналов. Обсуждение прочитанного.
Составление отзыва о книге. Чтение статей на одну тему из периодической печати для
обсуждения, оценка обсуждаемых событий ( с помощью учителя). Ведение дневника
внеклассного чтения.
В коррекционной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с
читательской деятельность:
• навыки осознанного чтения в определѐнном темпе (вслух и «про себя»)
•
умение выразительно читать текст;
•
умение пересказывать прочитанное;
•
умение заучивать наизусть стихотворения и прозаические отрывки.
При проверки умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется
правильности передачи основного содержания текста, последовательности и полноте
развития сюжета, характеристики героев произведения. Текущий контроль проходит
на каждом уроке в виде индивидуального и фронтального опроса: чтение всего текста;
чтение, деление текста на части, составление плана; чтение по готовому плану; чтение
цепочкой по предложению; чтение по ролям; чтение самого красивого места в
рассказе; нахождение отрывка по рисунку; нахождение отрывка, отражающего
главную мысль произведения; нахождение путѐм чтения причинно-следственных
связей. В преподавании чтению и развитию речи в коррекционной школе VIII вида
следует использоватьследующие принципы:
•
принцип коррекционной направленности,
•
принцип воспитывающий и развивающий направленности обучения,
•
принцип научности и доступности,
•
принцип систематичности и последовательности,
•
принцип наглядности,
•
принцип индивидуального и дифференцируемого
подхода в обучении.
Формы организации учебного процесса
•
урок

Формы учебной деятельности
•
коллективная
•
групповая
•
индивидуальная
Технологии обучения
•
дифференцированное обучение
•
личностно-ориентированное обучение
Методы обучения
•
словесные: рассказ учителя, обучающая беседа, чтение текстов учебника.
•
наглядные: демонстрация иллюстраций, использование ИКТ
•
экранно-звуковые средства обучения и т.д.
Типы уроков
•
Урок сообщения новых знаний.
•
Урок формирования и закрепления знаний и умений.
•
Урок обобщения и систематизации знаний.
•
Урок проверки и оценки знаний, умений и навыков.
•
Комбинированный урок.
Уроки чтения и развития речи проходят в специально оборудованном кабинете. Для
обучения используются следующие средства обучения:
•
Библиотечный фонд;
•
Печатные демонстрационные пособия;
•
Технические средства обучения.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
• самостоятельного чтения книг;
• высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);
• самостоятельного выбора книги по интересу;
• работы с разными источниками информации (словарями, справочниками).

Основные требования к знаниям и умениям учащихся 5-9 классов по чтению и развитию речи
Класс
5 класс

•

Учащиеся должны уметь:
читать осознанно, правильно, выразительно,
целыми словами вслух; читать «про себя»,
выполняя задания учителя;
-отвечать на вопросы учителя; -пересказывать
текст по плану с помощью учителя, несложные
по содержанию тексты — самостоятельно.

Учащиеся должны знать:
наизусть 6—10 стихотворений.

Навыки чтения
Правильное, осознанное чтение вслух целыми словами с соблюдением
норм литературного произношения. Работа над беглостью и
выразительностью чтения: темп и соответствующая содержанию и
смыслу текста интонация (паузы, логическое ударение, тон голоса),
«драматизация» (чтение по ролям).
Чтение «про себя» с выполнением заданий.
Выделение с помощью учителя главной мысли художественного
произведения, выявление отношения к поступкам действующих лиц.
Выбор слов и выражений, характеризующих героев, события, картины
природы. Нахождение в тексте непонятных слов и выражений,
пользование подстрочным словарем.
Ответы на вопросы к тексту.
Деление текста на части с помощью учителя. Озаглавливание частей
текста и составление с помощью учителя плана в форме
повествовательных и вопросительных предложений.
Пересказ по плану. Использование при пересказе слов и оборотов речи
из текста. Передача содержания иллюстраций к произведению по
вопросам учителя.
Самостоятельное чтение несложных рассказов с выполнением
различных заданий учителя: найти ответ на поставленный вопрос,
подготовиться к пересказу, выразительному чтению.
Заучивание наизусть стихотворений.

6 класс

читать
вслух
осознанно,
правильно, наизусть 8 стихотворений.
выразительно; читать «про себя»; выделять
главную мысль произведения; определять
основные черты характера действующих лиц;
пересказывать текст по плану полно и
выборочно.

7 класс

читать
осознанно, правильно, бегло,
выразительно вслух; читать «про себя»;
-выделять главную мысль произведения; характеризовать главных действующих лиц;
пересказывать содержание прочитанного.

8 класс

-читать осознанно, правильно, бегло,
выразительно вслух; читать «про себя»;
-выделять
главную
мысль
произведения;
-давать
характеристику
главным
действующим лицам,
оценивать их
поступки, обосновывая свое отношение к ним;
-пересказывать
содержание
прочитанного,
используя
слова
и
выражения, взятые из текста.

наизусть 10 стихотворений.

наизусть 10 стихотворений,
прозаический отрывок.

Сознательное, правильное, беглое, выразительное чтение вслух
в
соответствии
с
нормами
литературного произношения; чтение
«про себя».
Выделение главной мысли произведения и его частей. Определение
основных черт характера действующих лиц.
Разбор содержания читаемого с помощью вопросов учителя.
Выделение непонятных слов; подбор слов со сходными и
противоположными значениями; объяснение с помощью учителя слов,
данных в переносном значении, и образных выражений,
характеризующих поступки героев, картины природы.
Деление текста на части. Составление под руководством учителя
простого плана, в некоторых случаях использование слов самого текста
Пересказ прочитанного по составленному плану. Полный и
выборочный пересказ.
Самостоятельное чтение с различными заданиями:
подготовиться
к
выразительному
чтению,
выделить
отдельные места по вопросам, подготовить пересказ.
Заучивание наизусть стихотворений.
Совершенствование
техники
чтения,
соблюдение
логических пауз, не совпадающих со знаками препинания. Выделение
главной мысли произведения. Называние главных действующих
лиц, описание их внешности, характеристика их поступков,
подтверждение своего заключения словами текста. Составление
характеристики героя с помощью учителя.
Деление прочитанного на части, составление плана. Пересказ по
плану.
Выделение в тексте метких выражений, художественных определений и
сравнений.
Подробный и краткий пересказ прочитанного. Пересказ с изменением
лица рассказчика. Заучивание наизусть стихотворений.
Совершенствование техники чтения, соблюдение при чтении норм
русской орфоэпии.
Выделение главной мысли произведения, составление
характеристики героев с помощью учителя, иллюстрирование черт
характера
героев примерами из текста, обоснование своего отношения к
действующим лицам.
Составление плана в форме повествовательных, в том числе назывных
предложений самостоятельно и с помощью учителя.
Продолжение
работы
над
средствами
языковой
выразительности. Различение оттенков значений слов в тексте.
Пересказ содержания прочитанного с использованием слов и

9 класс

-читать осознанно, правильно, бегло,
выразительно вслух; читать «про себя»;
-выделять главную мысль произведения;
-давать характеристику главным героям;
-высказывать свое отношение к героям и их
поступкам; -пересказывать содержание
произведения, рассказывать по предложенной
теме в связи с прочитанным.

наизусть 10 стихотворений , 2
прозаических отрывка.

выражений, взятых из текста. Знание основных сведений о жизни
писателей. Заучивание наизусть стихотворений, прозаического отрывка.
Совершенствование техники чтения, соблюдение при чтении норм
русской орфоэпии. Выделение главной мысли произведения.
Составление характеристик героев, обоснование своего отношения к
героям и их поступкам, объяснение причин тех или иных поступков
героев ( с помощью учителя). Работа
над
планом,
средствами
языковой выразительности.
Пересказ содержания прочитанного; составление рассказа по
предложенной теме на материале нескольких произведений.
Знание основных сведений о жизни писателей. Заучивание
наизусть
стихотворений,
прозаических отрывков.

№

Разделы, темы

п/п

1
2

3

4
5
6
7

8
9
10

№

п/п

Устное народное творчество
Сказки
Народные сказки
Литературные сказки
Картины родной природы
Лето
Осень
О друзьях-товарищах
Басни И.Крылова
Спешите делать добро
Картины родной природы
Зима
Весна
О животных
Из прошлого нашего народа
Из произведений зарубежной литературы
Итого:
Разделы, темы

Количество часов
Примерная или
авторская
программа

3
17
7
10
17
10
7
12
4
14
27
10
17
14
14
14
136
Количество часов
Примерная или
авторская
программа

1
2
3
4
5
6
7-8
9-11
12-14
15
16-17
18
19
20
21
22
23
24
25-26
27
28
29
30
31
32-33

По В. Пескову «Отечество».
М. Ножкин «Россия»
М.Пришвин «Моя Родина».
В.Бианки «Сентябрь»
И. Бунин «Лес, точно терем расписной»
Ю. Качаев «Грабитель»
Б.Житков «Белый домик».
А. Белорусец «Звонкие ключи»
К.Паустовский «Заячьи лапы»
И.Тургенев «Осенний день в березовой роще».
Е.Носов «Хитрюга»
Вн.чт. А. Астафьев «Белогрудка»
В.Бианки «Октябрь»
С.Михалков «Будь человеком»
Б. Заходер «Петя мечтает»
По Д. Биссету «Слон и Муравей»
По Д.Биссету «Кузнечик Денди»
Дж.Родари «Как один мальчик играл с палкой»
Джани Родари «Пуговкин домик»
Илья Муромец и Соловей-разбойник (отрывок из
былины)
Ф. Глинка «Москва»(В сокращении)
В.Бианки «Ноябрь»
По С.Алексееву «Без Нарвы не видать моря»
По С.Алексееву «На берегу Невы»
По С.Алексееву «Рассказы о русском подвиге» :
Медаль.

Рабочая программа

Рабочая
программа
1
1
1
1
1
1
2
3
3
1
2
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
2

34
35-38

39-40
41-42
43

44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55-59
60
61-62
63
64
65-66
67
68
69
70
71
72-74
75
76-84
85
86
87
88
89
90-91
92
93
94
95
96

Гришенька
Вн.чт.А.П.Гайдар «Тимур и его команда»
По Е.Холмогоровой «Великодушный русский
воин»:
Серебряный лебедь
Боевое крещение
День рождения Наполеона
В дни спокойные
По Н.Носову «Как Незнайка сочинял стихи»
Е.Пермяк (Сказка) Тайна цены.
Здравствуйте ( в
сокращении) Перевод с
польского Д.Гальпериной

1
4

2
2
1

В.Бианки «Декабрь»

1

Е Благинина «Новогодние загадки»Р.Р Загадки о
зиме
А.Никитин «Встреча зимы»
Р.Р Зима и ее особенности
А.Дорохов «Теплый снег».
Вн.чт.В.Бианки «Птичья песенка»
А.С.Пушкин «Вот север, тучи нагоняя...»
Д.Хармс «Пушкин»
Вн..чт.Сказки А.С.Пушкина
Викторина по сказкам А.С.Пушкина
В.Бианки «Январь»
Х.-К.Андерсен «Ель»(Сказка)
Вн.чт.Русские народные сказки
А.П.Чехов «Ванька»

1

И.Никитин «Весело сияет месяц над селом...
»(Отрывок)
И.Суриков «Белый снег пушистый»
М.Зощенко «Леля и Минька»
Вн.чт.Стихи кубанских поэтов о зиме
Ю.Рытхэу «Пурга»
Ю.Дмитриев «Таинственный гость»
В.Бианки «Февраль»
Вн.чт.К.Г.Паустовский «Кот-ворюга»
С.Маршак «12 месяцев» (Отрывки)
Вн.чт Ю.К.Олеша «Три толстяка»
По Х.-К.Андерсену «Снежная королева»
С.Смирнов «Первые приметы»
В.Бианки «Март»
P.P. «Весна-пробуждение»
По В.Пескову «Весна идет»
М.Пришвин «Жаркий час»
Г. Скребицкий «Весенняя песня».
В. Жуковский «Жаворонок»

1

Вн.чт. Г.А.Скребицкий «Длинноносые рыболовы»
А.Толстой «Детство Никиты»

1

А.Твардовский «Как после мартовских метелей...»
А.Плещеев «И вот шатер свой голубой...»

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

97
98
99-101
102
103-104
105
106107
108
109
110-116
117
118
119
120
121-124
125-129
130-131
132
133
134
135
136
7 класс
№ п/п

В.Бианки «Апрель»

1

P.P. Составление рассказа по картине И Левитана
«Весна.Большая вода.»
К.Паустовский «Стальное колечко» (Сказка)
По В.Астафьеву «Злодейка»
По Е.Барониной «Рассказы про зверей»
Вн.чт.М.Пришвин «Кладовая солнца»
В.Драгунский «Кот в сапогах»

1

Д.Хармс «Заяц и еж» Чтение сказки по ролям
И.Крылов «Зеркало и обезьяна»
По Р.Киплннгу «Рикки-Тикки-Тави»
Вн.чт. Сказки народов мира

1
1
7
1
1
1
1
4

3
1
2
1
2

В.Набоков «Дождь пролетел и сгорел на лету...»
В.Бианки «Май»
М.Дудин «Наши песни спеты на войне»
В.Медведев «Звездолет
«Брунька»»(Сказка)
По К.Паустовскому «Корзина с еловыми
шишками»
По А.де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
В.Астафьев «Зорькина песня» (Глава из повести
«Последний поклон»)
Н.Рыленков «Нынче ветер, как мальчишка,весел...
»Чтение,анализ
P.P. Мое любимое время года
Вн.чт. С Маршак «Мистер-Твистер»
Обобщающий урок. Список книг по внеклассному
чтению
Разделы, темы

1
2

Устное народное творчество

3

Из произведений русской литературы 20 века
А.М.Горький
М.В.Исаковский
К.Г.Паустовский
М.М.Зощенко
К.М.Симонов
В.П.Катаев
Н.И.Рыленков
Ю.И.Коваль

Из произведений русской литературы 19 века
А.П.Пушкин
М.Ю.Лермонтов
И.А.Крылов
Н.А.Некрасов
Л.Н.Толстой
А.П.Чехов
В.Г.Короленко

•

5
2
1
1
1
1
1

Количество часов
Примерная или
Рабочая программа
авторская
программа
11
55
9
3
5
3
11
13
11
36
10
3
3
1
2
3
4
6

Ю.Я .Яковлев
Р.П.Погодин
А.Г.Алексин
К.Я.Ваншенкин

8
класс
Л» п/п

5
3
3
3
102

Разделы, темы

1
2

Устное народное творчество

3

Произведения русских писателей 1-й половины 20
века
А.П.Чехов
В.В.Короленко
М.Горький
С.А.Есенин
А.П.Платонов
А.Н.Толстой
11. Д.Заболоцкий

4

9
класс
№

п/п

Из произведений русской литературы 19
А.С.Пушкин
М.Ю.Лермонтов
И.А.Крылов
Н.А.Некрасов
И.С.Никитин
И.С.Тургенев
Л.Ы.Толстой

века

Количество часов
Примерная или
Рабочая программа
авторская
программа
7
42
11
7
4
4
3
10
3
22
2
8
2
4
1
4
1
31

Произведения русских писателей 2-й половины 20
века
К.Г.Паустовский
Р.И.Фраерман
Л.А.Кассиль
А.Т.Твардовский
В.М.Шукшин
В.П.Астафьев
Р.П.Погодин
А.А.Сурков

Разделы, темы

2
6
5
4
4
3
6
1
102

Количество часов
Примерная
или
авторская
программа

1
2

Устное народное творчество
Из произведений русской литературы 19
века
В.А.Жуковский
И.А.Крылов

Рабочая
программа

12
47
4
2

А.С.Пушкин
М.Ю.Лермонтов
Н.В.Гоголь
Н.А.Некрасов
А.А.Фет
А.П.Чехов
3

Из произведений русской литературы 20 века
Максим Горький
В.В.Маяковский
М.И.Цветаева
К.Г.Паустовский
С.А.Есенин
М.А.Шолохов
Е.И.Носов
Н.М.Рубцов
Ю.И.Коваль

4

Из произведений зарубежной литературы
Р.С.Стивенсон
Эрнест Сетон-Томпсон
Джеральд Даррелл

Согласовано
Заместитель директора по УВР
_Новосельцева Н.Н.
I30 августа 2020 г.

14
5
6
5
5
6
34
3
2
2
5
5
4
2
4
7
9
2
4
3
102

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».