муниципальное образование Белоглинский район муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №28 имени И.Г. Турищева Белоглинского района» Рассмотрено на Педагогическом совете Протокол №1 от 31.08.2020г «31»августа 2020 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По кружку «Основы воинской службы казачества» Уровень образования (класс) начальное общее образование (5 – 8 классы) Количество часов 136 Учитель Ананьев М.И. Программа составлена на основе: «Программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни» основной общеобразовательной программы основного общего образования Федерального государственного общеобразовательного стандарта МБОУ СОШ №28, протокол №1 от 31.08.2017г. Пояснительная записка Рабочая программа кружка Основы воинской службы казачества разработана в спортивно - оздоровительной направленности. рамках Программа кружка разработана с учетом того, что главными ценностями реально становятся национальная безопасность страны, жизнь и здоровье человека. Предметы и курсы в области управления рисками и безопасности поведения становятся самыми популярными среди молодежи. Молодежь выбирает культуру безопасности. Программа кружка рассчитана для учащихся классов казачьей направленности. Содержание кружка «Основы воинской службы казачества» для учащихся имеет спортивно оздоровительную направленность и характеризуется следующими показателями: зрелостью, широтой, осознанностью, устойчивостью и действенностью. Зрелость военно-профессиональной направленности выражается пониманием учащимися общественной значимости своего стремления (выбора), его гражданской и нравственной позицией, готовностью принести Отечеству пользу своим трудом и предполагает наличие: • мотивационной готовности - отношения кадета-гражданина к подготовке для защиты Отечества как осознанной необходимости; • интеллектуальной готовности - наличия требуемых знаний и уровня общих познавательных способностей, необходимых для овладения основами военной службы; • нравственной готовности - наличия качеств, обеспечивающих установление здоровых межличностных отношений, необходимых для вхождения в жизнь воинского коллектива, выполнения совместной деятельности по подготовке к военной службе и ее прохождению; • волевой готовности - способности молодого человека к целенаправленной деятельности по подготовке к военной службе и выполнению учебно - боевых и боевых задач при прохождении военной службы. Широта военно-профессиональной направленности определяется совокупностью различных потребностей, интересов и целей, которые стремиться реализовать казак - гражданин в процессе обучения и последующей профессиональной деятельности, а также наличием правильных представлений о будущей военной профессии (специальности). Осознанность военно-профессиональной направленности предполагает наличие высокой степени информированности гражданина о специфике предстоящей военной службы на той или иной воинской должности, ее требованиях к индивидуально - психологическим качествам военнослужащего, а также адекватности сопоставления своих личных интересов, склонностей и способностей с этими требованиями, содержанием предполагаемой военно-профессиональной деятельности. Устойчивость военно-профессиональной направленности определяется постоянством военно-профессиональных устремлений учащегося. Действенность военно-профессиональной направленности обусловливается активностью желаний и стремлений гражданина, его настойчивостью в достижении поставленных целей. Программа кружка «Казачья удаль» - это курс обучения учащихся в системе боевой подготовки, имеющей целью выработки у них строевой выправки, подтянутости и выносливости, умение правильно и быстро выполнять команды, строевые приемы, а также подготовка казачьего класса. Основной целью кружка «Основы воинской службы казачества» является создание условий для формирования: > практических умений и навыков в области обороны государства; > военно-профессиональных интересов и мотивов; > знаний о роли здорового образа жизни в обеспечении безопасности личности, общества и государства; > требований, предъявляемых к моральным, психологическим и профессиональным качествам кадетов-учащихся; > военно-профессиональной ориентации; > способностей осуществлять осознанное профессиональное самоопределение по отношению к военной службе и военной профессии; > психологической готовности к военно-профессиональной деятельности; > личных духовных и физических качеств, физических и морально –психологических качеств, необходимых для выполнения обязанностей военнослужащего по вооруженной защите Российской Федерации; > умения анализировать свое поведение в повседневной жизни; > умения самостоятельно приобретать и применять знания; > умения обсуждать результаты и делать выводы, производить коррективы в жизнедеятельности различных объектов; > умения проводить сравнительные характеристики и вести контроль своей деятельности; > жизненной позиции кадета; > типичных видов деятельности для данного профиля, дать возможность проявить себя и добиться успеха. Основными задачами кружка «Основы воинской службы казачества» являются: формирование уровня военно-профессиональной мотивации; анализ уровня военно-профессиональной мотивации кадетов-учащихся; формирование психологической готовности к военно-профессиональной деятельности; формирование ценностно-нравственной основы самоопределения кадетовучащихся относительно военно-профессиональной деятельности; помощь в начале практической реализации плана по достижению военнопрофессиональной цели кадетами; осуществление государственной политики по подготовке кадетов-учащихся в области защиты от чрезвычайных ситуаций по программам курса ≪Основы безопасности жизнедеятельности≫; приобщение кадетов-учащихся к вопросам личной, общественной и государственной безопасности; популяризация и пропаганда среди кадетов здорового и безопасного образа жизни; ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА Данный курс имеет военно-профессиональную ориентацию - он является элементом научнообоснованных организационных и психолого-педагогических мероприятий, направленных на формирование у учащихся психологической готовности к овладению военно-учетными специальностями, призыву на военную службу, обучению в военных образовательных учреждениях профессионального образования по соответствующим специальностям. Этот курс помогает оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы, способствует созданию положительной мотивации обучения в оборонно-спортивном профиле. Перспективным является использование современных образовательных технологий, роль которых постоянно возрастает. Содержание кружка ≪ Основы воинской службы казачества ≫, с одной стороны, соответствует познавательным возможностям и способностям детей, а с другой стороны, предоставляет ученику возможность работать на уровне повышенных требований, развивать его учебную мотивацию. Содержание кружка предоставляет собой расширенный, углубленный вариант различных разделов базового учебного предмета (≪Основы военной службы≫, ≪Прикладная физическая подготовка≫). В содержании программы кружка ≪ Основы воинской службы казачества ≫ показаны типичные для данного профиля виды деятельности и различные виды работ (теоретические и практические занятия, презентации). ОПИСАНИЕ МЕСТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Рабочая программа ≪ Основы воинской службы казачества ≫ разработана для 5 – 8 класса. На изучение предмета отводится 1 ч в неделю (при 1 ч в неделю). ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ УЧЕБНОГО КУРСА Базовым результатом образования в области физической культуры в начальной школе является освоение учащимися основ физкультурной деятельности. Кроме того, предмет ≪ Основы воинской службы казачества ≫ способствует развитию личностных качеств учащихся и является средством формирования у обучающихся универсальных способностей (компетенций). Эти способности (компетенции) выражаются в метапредметных результат образовательного процесса и активно проявляются в разнообразных видах деятельности (культуры). Ценность жизни - признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в бережном отношении к другим людям и к природе. Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе - это бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, еѐ совершенства, сохранение и приумножение еѐ богатства. Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физического, психического и социально-нравственного здоровья. Ценность добра - направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви. Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания. Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребѐнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества. Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования. Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков образа жизни, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек. Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям. Ценность гражданственности - осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства. Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству. Ценность человечества - осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА Личностные результаты • формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; • формирование уважительного отношения к культуре других народов; • развитие мотивов учебной деятельности и личностный смысл учения, принятие и освоение социальной роли обучающего; • развитие этических чувств, доброжелательно и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; • развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций; • развитие самостоятельности и личной ответственности за. свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. Метапредметные результаты • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств еѐ осуществления; • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; • определение общей цели и путей еѐ достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; • готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учѐта интересов сторон и сотрудничества; • овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. Предметные результаты • формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психического), о еѐ позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учѐбы и социализации; • овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.); • формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателями развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости). Содержание программы Содержание разделов и тем. 5 - 6 класс 1. Общие положения. 1.1. Строи и управление ими. 1.2. Обязанности командиров и военнослужащих перед построением и в строю. 2. Строевые приемы и движение без оружия. 2.1. Строевая стойка. 2.2. Повороты на месте. 2.3. Движение. 2.4. Повороты в движении. 3. Строевые приемы и движение с оружием. 3.1. Строевая стойка с оружием. 3.2. Выполнение приемов с оружием на месте. 3.3. Повороты и движение с оружием.__ 4. Выполнение воинского приветствия, выход из строя и возвращение в строй. Подход к начальнику и отход от него. 4.1 .Выполнение воинского приветствия без оружия на месте и в движении. 4.2.Выполнение воинского приветствия с оружием на месте и в движении. 4.3.Выход из строя и возращение в строй. Подход к начальнику и отход от него. 5. Положение Боевого Знамени воинской части в строю, вынос и относ его. 5.1. Общие положения. 5.2. Положение Боевого Знамени в строю. 5.3.Порядок выноса и относа Боевого Знамени. 6. Строи отделения. 6.1. Развернутый строй. 6.2. Походный строй. 6.3. Выполнение воинского приветствия в строю на месте и в движении. 7. Строи взвода. 7.1. Развернутый строй. 7.2. Походный строй. 7.3. Выполнение воинского приветствия в строю на месте и в движении. Содержание разделов и тем. 7 – 8 класс 8. Строи роты. 8.1. Развернутый строй. 8.2. Походный строй. 8.3. Выполнение воинского приветствия в строю на месте и в движении. 9. Строи батальона. 9.1. Развернутый строй. 9.2. Походный строй. 9.3. Выполнение воинского приветствия в строю на месте и в движении. 10. Строи полка. 11. Строи взвода, роты, батальона и полка на машинах. 11.1. Общие положения. 11.2. Строи взвода. 11.3. Строи роты. 11.4. Строи батальона. 11.5. Строи полка. 12. Способы и приемы передвижения личного состава подразделений в бою при действиях в пешем порядке. 12.1. Приемы к бою, встать. 12.2. Перебежки и переползание. 12.3. Действия личного состава при внезапном нападении противника. 13. Строевой смотр роты, батальона и полка. 13.1. Общие положения. 13.2. Строевой смотр в пешем порядке. 13.3. Строевой смотр на машинах. 13.4. Строевой смотр полка в пешем порядке. 13.5. Строевой смотр на машинах. 14. Таблицы сигналов и условные обозначения. 14.1. Таблицы сигналов. 14.2. Условные обозначения. Тематический план Содержательные линии Темы 5 – 6 класс 1.Общие положения. 1.1.Строи и управление ими. Обязанности командиров и военнослужащих перед построением и в строю. 2.1. Строевая стойка. Повороты на месте. 2. Строевые приемы и движение без оружия. 3. Строевые приемы и движение с оружием 4.Выполнение воинского приветствия, выход из строя и возвращение в строй. Подход к начальнику и отход от него. Количество часов всего практиче ских 2 2 3 3 2.2. Движение. 2 2 2.3. Повороты в движении. 3.1. Строевая стойка с оружием. 3 1 3 1 3.2. Выполнение приемов , с оружием на месте. 1 1 3.3. Повороты и движение с оружием. 4.1.Выполнение воинского приветствия без оружия на месте и в движении. 2 1 2 1 4.2.Выполнение воинского приветствия с оружием на месте и в движении. 1 1 4.3.Выход из строя и возращение в строй. Подход к начальнику и отход от него. 5.1. Общие положения. 2 2 1 1 1 1 1 1 2 2 3 3 5.Положение Боевого Знамени 5.2. Положение Боевого воинской части в строю, вынос и Знамени в строю. относ его. 5.3.Порядок выноса и относа Боевого Знамени. 6.1. Развернутый строй. 6. Строи отделения. 6.2. Походный строй. Характеристика деятельности уч-ся Знать обязанности командиров и военнослужащих перед построением и в строю. Уметь выполнять повороты на месте и в движении Выполнять приемы с оружием на месте, повороты и движение с оружием Уметь выполнять Воинское приветствие, выход из строя и возвращение в строй, подход к начальнику и отход от него. Знать положение Боевого Знамени воинской части в строю, вынос и относ его. Уметь выполнять строи отделения 7.Строи взвода. 8. Строи роты. 9. Строи батальона. 10. Строи полка. 11. Строи взвода, роты, батальона и полка на машинах. 12. Способы и приемы передвижения личного состава подразделений в бою при действиях в пешем порядке. 13. Строевой смотр роты, батальона и полка. 6.3.Выполнение воинского приветствия в строю на месте и в движении. 7.1.Развернутый строй. 2 2 2 2 7.2. Походный строй. 2 2 7.3. Выполнение воинского приветствия в строю на месте и в движении. Итого: 2 2 34ч 34ч 7 – 8 класс 8.1.Развернутый строй. 2 2 8.2.Походный строй. 2 2 8.3.Выполнение воинского приветствия в строю на месте и в движении. 9.1.Развернутый строй. 2 2 2 2 9.2.Походный строй. 2 2 9.3.Выполнение воинского приветствия в строю на месте и в движении. 10.1. Строи полка. 11.1. Общие положения. Выполнение воинского приветствия. 2 2 2 2 2 2 12.1. Приемы ≪к бою≫, ≪встать≫. 2 2 12.2.Перебежки и переползание. 2 2 12.3. Действия личного состава при внезапном нападении противника. 1 1 13.1. Общие положения. 2 2 13.2. Строевой смотр роты в пешем порядке. 2 2 13.3. Строевой смотр батальона в пешем порядке. 2 2 2 2 13.4. Строевой смотр полка в пешем порядке. 13.5. Строевой смотр на Уметь выполнять строи взвода Уметь выполнять Воинское приветствие в строю на месте и в движении. Знать и выполнять Воинское приветствие в строю на месте и в движении. Уметь выполнять Воинские приветствия Знать способы и Приемы передвижения личного состава подразделений в бою при действиях в пешем порядке. Строевой смотр роты, батальона и полка. машинах. 14. Таблицы сигналов и условные обозначения. 1 2 1 2 2 34ч 2 14.1. Таблицы сигналов. 14.2. Условные обозначения. Итого: Составить таблицы сигналов и условные обозначения 34ч ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения Аудиторская доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц Экспозиционный экран Персональный компьютер Мультимедийный проектор Интерактивное пособие ≪ОБЖ≫ Таблицы и плакаты Таблицы «Основы воинской службы» Количество 1 1 2 1 1 1 Таблицы «Основы безопасности жизнедеятельности» 1 Таблицы «Терроризм» 1 Таблицы «Символы воинской чести » 1 Таблицы «Оружие России» 1 Таблицы «Правила оказания первой медицинской помощи» 1 Табл. Инфекционные заболевания./ Личная гигиена 1 Плакаты «Военная форма одежды» 1 Плакаты «На службе Отечеству» 1 Плакаты «Огневая подготовка» 1 Плакаты «Терроризм» 1 Плакаты «Ордена и медали России» 1 Плакаты «Уголок гражданской обороны» 1 СОГЛАСОВАНО Протокол заседания учителей начальных классов МБОУ СОШ №28 от 29.08. 2017 г. № 1 ______________Е.Ф. Стукало 29 августа 2017 г. СОГЛАСОВАНО И.о. Заместителя директора по УВР _________ И.В. Столбова 29 августа 2017 г.