Муниципальное образование Белоглинский район Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №28 имени И.Г. Турищева Белоглинского района» УТВЕРЖДЕНО решением педагогического совета МБОУ СОШ № 28 МО Белоглинский район От 31.08. 2021 года протокол № 1 Председатель _______ О.К. Шмигельская РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности По Основам православной культуры____________________ (указать учебный предмет, курс) Уровень образования (класс) основное общее образование (начальное общее, основное общее образование (5-9 кл.) с указанием классов) Количество часов170 ч Учитель Столбова Ирина Владимировна Программа разработана в соответствии и на основе Программы «Основы православной культуры и история христианства» А.В. Бородиной. Программа культурологического курса для общеобразовательных школ. 5-9 классы. Москва, 2021 г. (указать ФГОС, ПООП, УМК, авторскую программу/программы, издательство, год издания) Рабочая программа составлена на основе программы «Основы православной культуры и история христианства» А.В. Бородиной. Программа культурологического курса для общеобразовательных школ. 5-9 классы. Москва, 2016 г. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Личностные результаты. Курс способствует становлению следующих личностных характеристик ученика: осознающий свою российскую гражданскую идентичность; сознающий свою национальную принадлежность;1 патриот, любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; умеющий ценить демократические права и свободы гражданского общества России и умеющий ими пользоваться, уважающий права других людей на убеждения (в том числе религиозные), национальную культуру, родной язык; обладающий исторической памятью, чувствами тесной связи со своим народом и Отечеством, осознание базовых ценностей общества: священного дара жизни, человеческой личности, семьи, Родины; обладающий нравственным самосознанием, имеющий понятия о добре и зле, правде и лжи; обладающий такими качествами, как добросовестность, справедливость, верность, долг, честь, благожелательность; имеющий целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религии; понимающий взаимосвязь между внешним и внутренним миром человека; умеющий видеть и ценить красоту мира и внутреннюю красоту человека; доброжелательный, умеющий высказывать своѐ мнение, обосновывать свою позицию; умеющий слышать собеседника, уважающий иные мнения, убеждения; владеющий навыками социально-культурной адаптации и культурой потребления информации; отзывчивый, умеющий сочувствовать и проявлять заботу о близких, товарищах, чужих людях; имеющий навыки сотрудничества со взрослым и сверстниками в разных социальных ситуациях; имеющий представления о традиционных нравственных установках; имеющий нравственные установки на безопасный, здоровый образ жизни, проявляющий осознанное бережное отношение к здоровью, природе, всему живому; уважительно относящийся к святыням; умеющий учиться, нравственно относящийся к знаниям; способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьѐй и обществом; способный к творческому труду; бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Метапредметные результаты. Курс способствует формированию метапредметных умений и навыков, характеризующих ученика следующим образом: владеющий способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств еѐ осуществления; освоивший разные способы решения проблем творческого и поискового характера; умеющий планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; способный понимать причины успеха или неуспеха учебной деятельности; способный конструктивно действовать в ситуации неуспеха; освоивший формы познавательной и личностной рефлексии; умеющий извлекать духовный и нравственный смысл из общих знаний и универсальных учебных действий; умеющий использовать знаково-символические средства информации; активно использующий речевые средства и средства информационных и коммуникативных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач; использующий различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с задачами учебного предмета и соблюдающий нормы информационной избирательности, этики и этикета (подготовка рефератов, выступлений с аудио-, видео- и графическим сопровождением); овладевший навыками смыслового чтения текстов и жанров через бережное отношение к слову; овладевший логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, выводов, установления причинно-следственных связей, построения рассуждения; готовность слушать собеседника, вести диалог; умеющий излагать своѐ мнение, аргументировать свою точку зрения; умеющий определять общие цели, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль совместной деятельности, адекватно оценивать действия, поведение и результаты собственные и окружающих. Предметные результаты. Курс призван к достижению предметных результатов, характеризующих ученика: имеющий ценностные установки и знаниевые основания для осознанной мотивации к нравственному совершенствованию и духовному саморазвитию; владеющий нормами светской и религиозной морали, осознающий их значение в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; понимающий значение нравственности, веры и религии в жизни человека и общества; знающий историю формирования отечественной культуры; имеющий представление о духовных основах русского (государственного) языка, его истории, о церковнославянском языке как культурном достоянии русского и других славянских народов, языке богослужения Православной Церкви, как источнике русского и иных славянских литературных языков, сохраняющих до настоящего времени глубокие историко-культурные традиции, как языке народного просвещения на протяжении более чем тысячелетней истории русского православия; овладевший в наиболее общем объѐме, необходимом для чтения, перевода и понимания текстов, церковнославянским языком: графическими, лексическими, грамматическими и другими особенностями с целью повышения качества знаний русского языка и литературы, понимания корневых смыслов слов, высокого литературного стиля, понимания надписей на иконах, исторических, летописных, библейских, молитвенных, богослужебных текстов на церковнославянском языке; овладевший навыками чтения и понимания церковнославянских текстов; владеющий духовной и историко-культурологической лексикой; овладевший основными религиозными понятиями; базовыми понятиями православного вероучения; имеющий знания о православии как традиционной, культурообразующей и исторической вере в России, о еѐ роли в становлении российской государственности, формировании отечественной культуры, объединении многочисленных народов России; имеющий знания о христианстве как самой распространѐнной мировой религии, его роли во всемирной истории, о влиянии на формирование западной культуры; об основных направлениях в христианстве, их истории, мировоззренческих и вероучительных особенностях, влиянии на культуру, быт; имеющий представления об основах православного вероучения и основах христианской нравственности, о святости, святых, известных монастырях, чудотворных иконах, об историческом событии Крещения Руси; имеющий представление о Священном Предании, знающий содержание основных текстов Священного Писания, раскрывающих важнейшие этапы спасения человечества; знающий основные вехи общецерковной истории, истории Русской Православной Церкви в контексте отечественной истории; знающий основные православные праздники, их происхождение и особенности празднования; имеющий представления о таинствах Церкви; понимающий религиозно-философские основания православной культуры; знающий особенности православной культуры, еѐ видов и жанров в литературе, живописи, архитектуре, скульптуре, музыке и декоративно-прикладном искусстве(зодчество, иконопись, летописание,книгопечатание, гимнография, золотое шитье и др.); овладевший основными понятиями сравнительного богословия (о католицизме, протестантизме); имеющий установку поступать согласно своей совести и убеждениям и соответствии с нормами поведения в обществе и правовыми нормами; осознающий ценность человеческой жизни; нравственная личность, воспитанная на свободе совести и вероисповедания, на отечественных духовных традициях. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Часть II (основная школа) «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ И ИСТОРИЯ ХРИСТИАНСТВА» 5 класс РАЗДЕЛ 5. «ОСНОВЫ ДУХОВНОСТИ ЯЗЫКА» — 34 часов Тема 1. « ЯЗЫК И РЕЛИГИЯ» -4 ч. Назначение языка. Внешняя и внутренняя речь. Духовность и язык. Священное Писание о языке. Язык и речь. Взаимосвязь: речь — интеллект — воспитание, философы и народная мудрость о языке, слове, речи. Происхождение языков. Библейская концепция происхождения языка. Научные гипотезы происхождения языка. Религия и языки. Многообразие языков. Язык и религия - факторы единства и своеобразия. Пророческие, апостольские, святоотеческий языки. Тема 2. «РОДНОЙ ЯЗЫК - ОТЕЧЕСТВУ ОСНОВА» — 6 ч. Сила и красота русского языка. Писатели о красоте, богатстве и неисчерпаемых возможностях русского языка. Русский язык в поэзии. Священное Писание в нашей речи. Формы духовной мудрости в речи. Фразеологизмы. Крылатые выражения из Старого Завета и Нового Завета в русском языке и их значение. Словарный запас русского языка. Духовная русская лексика. Тема 3. «ИЗ ИСТОРИИ РУССКОГО ЯЗЫКА» -6 ч. История русского языка и происхождение духовной лексики. Греческий язык как языкпосредник. А.С. Пушкин о роли греческого языка в судьбе русского языка. Грецизмы. Латинизмы. Церковнославянский язык в истории славянских народов и русской культуре. Понятие литературного языка. Славянизмы и русизмы. Высокий литературный стиль. Святые равноапостольные учители словенские Мефодий и Кирилл. Византия. Первые миссионерские путешествия святых братьев Мефодия и Кирилла. Славянская миссия учителей словенских Мефодия и Кирилла. Славянские народы. Славянские языки. История создания славянской письменности. Кирилл и Мефодий - создатели славянской азбуки. Назначение славянской азбуки. Кончина и прославление святых равноапостольных учителей словенских Мефодия и Кирилла. Почитание свв. Мефодия и Кирилла в мире и в России. Кирилица, глагогица и русский алфавит. Судьба кириллицы до наших дней. Распространение кириллицы в мире. Тема 4. «ЦЕРКОВНОСЛАВЯНСКИЙ ЯЗЫК» —18 ч. Церковнославянская азбука. Азбука и алфавит. Назначение церковнославянского языка. Для чего изучают церковнославянский язык сегодня. Гражданская азбука и основные изменения в ней. Общее понятие о развитии языка, об орфографической и фонетической эволюции древнеславянского - церковнославянского - русского языка. Современный русский алфавит. Правила чтения по-церковнославянски. Буквы ер и ерь. Дублетные буквы. Буквы есть и ять. Буквы юс малый и я. Буквы иже и и. Буквы он и омега. Буквы зело и земля. Буквы ферт и фита. Буквы уки ижица. Буквы кси, пси, от. Понятие о Псалтири и псалмах. Церковнославянские тексты псалмов. Переложения псалмов русскими поэтами. Надстрочные знаки. Титла. Ударение тупое (тяжѐлое) и ударение острое. Облечѐнное ударение. Придыхание, ерок. Знаки препинания. Читаем по-церковнославянски и переводим. Прописные буквы в церковно- славянском языке. Евангельские притчи. Символ веры. Звательный падеж. Молитвы на церковнославянском языке. Обозначение чисел в церковнославянском языке. Читаем: Десять заповедей Божиих; Спаситель о двух наибольших заповедях; заповеди Блаженства. Обозначение чисел второго десятка. Обозначение десятков, сотен и тысяч. Чтение по-церковнославянски. Главные православные праздники: Светлое Христово Воскресение и двунадесятые праздники. Тексты на церковнославянском языке о двунадесятых праздниках и тропари праздникам. Рождество Пресвятой Богородицы: Введение во Храм Пресвятой Богородицы. Благовещение Пресвятой Богородицы. Рождество Христово. Сретение Господне. Крещение Господне. Преображение Господне. Вход Господень в Иерусалим. Воскресение Господне - праздников Праздник, Пасха Христова. Вознесение Господне. Пятидесятница. Успение Пресвятой Богородицы. Воздвижение Честного Креста Господня. 6 класс РАЗДЕЛ 6. «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ» — 34 часа Вводный урок. ПРЕДМЕТ ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ — 1 ч. О чѐм рассказывают основы православной культуры. Для чего нужно изучать основы православной культуры. Тема 1. «ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ПРАВОСЛАВИИ» — 6 ч. Роль Православия в жизни российского общества. Понятие о культурообразующей религии. Государство и Церковь. Возникновение Православной Церкви. Значение слов «православие» и «ортодоксия». Апостольский, Поместные и Вселенские Соборы. Символ веры. Истоки и традиции православного вероучения: суть учения, догматы, понятие о тринитарном учении и христологии. Источники знания о Боге: Священное Писание, Священное Предание и окружающий мир. Понятие религиозного чуда. Туринская плащаница. Славянское язычество. Появление первых христиан на Руси. Святая равноапостольная княгиня Ольга и еѐ сын Святослав. Первые христиане-мученики на Руси: варяги Федор и Иоанн. Святой равноапостольный князь Владимир. Крещение Руси. Тема 2. «СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ» — 8 ч. Библия: история создания, состав Священного Писания. Книги Ветхого Завета и книги Нового Завета. Канон. Сюжеты Ветхого Завета: сотворение мира и человека, грехопадение, Каин и Авель, всемирный потоп, Содом и Гоморра, Авраам и явление Троицы, пророк Моисей, получение Моисеем Заповедей Божиих, пророки Ветхого Завета о Мессии. Книги Нового Завета. Содержание Евангелия. Тема 3. «ХРАМ - ДОМ БОЖИЙ» — 7 ч. Храм как явление общественной жизни россиян. Назначение храма. Разновидности храмов. Прообраз храма — ветхозаветная Скиния собрания и откровения. Устроение Скинии в книге «Исход». Древнее культовое зодчество на Руси. Первые христианские храмы, развитие зодчества после крещения Руси. Древнейшие из сохранившихся храмов в России. Особенности строительства храмов; используемые материалы. Крестово-купольная система. Шатровый стиль в России. Название основных частей храмового здания. Внутреннее устроение храма. Символическое значение и назначение частей храма. Алтарь. Его устроение. Иконостас: расположение икон на иконостасе, Царские врата, диаконские врата, ярусы (чины). Храмовые предметы и их назначение. Святыни-храмы православного мира. Храм Воскресения Господня в Иерусалиме. Благодатный Огонь над Гробом Господним. Доставление Благодатного огня в Россию в мае 1992 г. и последующие годы. Новый Иерусалим. «Сорок сороков» московских храмов. Храмы Московского Кремля. Тема 4. «РЕЛИГИОЗНОЕ ИСКУССТВО» —10 ч. Религиозная тематика в искусстве разных народов. Истоки и своеобразие русской культуры. Творчество русских художников и поэтов на религиозные темы. Церковное искусство. Назначение и особенности православного искусства. Русская икона, еѐ назначение, содержательные и изобразительные особенности. Иконопись на Руси: творческая переработка русскими мастерами византийских традиций. Предание о первой иконе: Спас Нерукотворный. Русские иконописцы: Алипий, Феофан Грек, Андрей Рублѐв и другие. Особенности иконотворчества. Представление об исихазме. Разнообразие Богородичных икон. Первые иконы Богоматери. Иконография Богородичных икон. Иконографические типы: Оранта, Одигитрия, Елеуса, Панахранта, Агиосоритисса. Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы: Владимирская, Казанская, Новгородская и Курская Коренная икона «Знамение», Державная, Донская. Иные виды православного искусства: фреска, мозаика, церковное пение. Символы православного искусства. Тема 5. «АГИОГРАФИЯ» — 3 ч. Что такое «агиография»? Жития святителя Николая Чудотворца и великомученика Георгия Победоносца. Жития святого благоверного Александра Невского и преподобного Сергия Радонежского. Жития преподобного Серафима Саровского и святого праведного Иоанна Кронштадтского. 7 класс РАЗДЕЛ 7. «РАННЕЕ ХРИСТИАНСТВО» — 34 часа Тема 1. «О ПОНИМАНИИ ИСТОРИИ» — 3 ч. Роль человека в истории. Россия в мировой истории. Человек и Бог навстречу друг другу. Древние философы о человеке и обществе. О субъективном понимании истины. Роль универсального духовно-нравственного начала в человеческом обществе. Попытки рационального понимания миссии Христа. Распространение содержания Нового Завета. Откровение Иоанна Богослова. Понятие образа Божия в человеке. Грех, страсть. Антихрист. Тема 2. «МИР НАКАНУНЕ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА» — 5 ч. Политическое устроение Римской империи во II-I. Вв. до P. X. Древняя Палестина накануне Рождества Христова. Культура и религиозные верования в Римской империи переломного времени. Кризис верований. Обожествление императора. Ожидание Мессии. Хранение веры израильтянами. Фарисеи, саддукеи, ессеи, ферапевты. Кумранская община. Тема 3. «НОВАЯ ЭРА И РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО» — 3 ч. Общее приготовление мира к Благовестию. Святая земля в период новой эры. Историчность евангельских событий. Новый Завет как древнейший документ I - начала II вв. Апокрифы. Свидетельства противников христианства о Христе. Иосиф Флавий «Иудейские древности». Отсчѐт новой эры от Рождества Христова. Религиозное понимание новой эры как эры с Христом. Проблемы вычисления времени рождения Иисуса Христа. Расчѐты Дионисия Малого. Празднование Рождества Христова по юлианскому и григорианскому календарю. Тема 4. «КАК ПРИШЛО В МИР ХРИСТИАНСТВО» — 6 ч. Рождение Христа и первые христиане. Спасение для всех и для каждого. Отношения Христа с каждым человеком как единственным. Овчая купель: понимание духовного смысла исцеления больного у Овчей купальни. Вселенский характер учения Христа. Язык Благовестия. Форма иносказательного поучения. Притча о благоразумном и неблагоразумном домоправителях. Притча о званных и избранных. Притча о блудном сыне. Апостольская миссия. Проповедь и судьбы св. Апостолов из 12-ти. Апостолы из 70-ти. Тема 5. «НАЧАЛО РАННЕХРИСТИАНСКОЙ ЦЕРКВИ» -2 ч. Рождение Церкви. Выборы апостола вместо Иуды Искариота. Сошествие Святого Духа. Жизнь первых христиан. Иаков Праведный - первый епископ Иерусалимский. Происхождение понятия «симония». Взаимоотношения верующих в Церкви Христовой. Погибель супругов Анании и Сапфиры. Начало гонений на христиан. Святой первомученик Стефан. Тема 6. «ПРОПОВЕДЬ ИСТИНЫ» — 1 1 ч . Деяния Двенадцати Апостолов. Условия распространения Евангелия. Мученическая кончина святого Апостола Иакова Зеведеева. Проповедничество святого Апостола Андрея Первозванного. Святой Апостол Иоанн Богослов. Деяния святого Апостола Петра. Обращение в христианство и деяния святого Апостола Павла. Труды Апостолов от 70-ти. Жизнь Божией Матери после Вознесения Иисуса Христа. Удел Пресвятой Богородицы по жребию. Пребывание Божией Матери на Афоне. Посещение Пресвятой Богородицей Кипра. Успение Пресвятой Богородицы. Апостольский Собор. Причина созыва и решения Апостольского Собора. Книги Нового Завета. Понятия «канон», «подложные книги», «апокриф». Канонический состав Нового Завета. Гонения на Церковь. Описания гонений епископом и историком ЕвсевиемПамфилом. Святые мученики первых веков. Священномученик Игнатий Богоносец, епископ Антиохийский. Святой мученик Иустин Философ. Священномученик Поликарп, епископ Смирнский. Священномученик Киприан, епископ Карфагенский. Святые мученицы раннехристианской Церкви. Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София. Святая великомученица Анастасия Узорешительница. Святые великомученица Екатерина и мученица царица Августа. Святые великомученица Варвара и мученица Иулиания. Апологеты. Возникновение и назначение апологий. Судебная и научная апологетика. Учѐные, противники христианства. Апологетические труды Тер-туллиана Квинта СептимияФлоренса, Минуция Феликса, Ермилия, святителя Феофила, историка и епископа ЕвсевияПамфила. Александрийское огласительное училище. Климент Александрийский (Тит Флавий Климент). Ориген. Тема 7. «ЦЕРКОВЬ ГОСУДАРСТВЕННАЯ» — 1 ч. Святой равноапостольный Константин Великий. Эдикт 311 г. Миланский эдикт. Святая равно-апостольная царица Елена и еѐ труды на Святой земле. Воздвижение Креста Господня. Строительство храма Вознесения в Иерусалиме. Константинополь - первая христианская столица. Тема 8. «РАННЕХРИСТИАНСКОЕ ЦЕРКОВНОЕ ИСКУССТВО» — 2 ч. Начало церковного искусства. Отношение христиан к языческой культуре. Основы христианской этики и эстетики. Отношение к изображениям. Появление первых образов. Символы, образы, сюжеты раннехристианского искусства. Возникновение христианской символики. Заимствование стилей и новые мотивы в искусстве. Торжество христианство в Римской империи, строительство и украшение христианских храмов. ИТОГОВЫЙ УРОК «Истоки и особенности христианского церковного искусства» — 1ч. 8 класс «РАЗДЕЛ 8 «ХРИСТИАНСТВО В IV-XI вв.» — 34 часа Тема 1. «ДО ВСЕЛЕНСКИХ СОБОРОВ» — 3 ч. Христианство в период гонений. Плиний Младший о распространении христианства. Взаимоотношения христиан с язычниками. Ориген, святой мученик Иустин, Евсевий Кесарийский, Тертуллиан, Иоанн Златоуст о христианах. Отношение христиан к смерти. Взаимоотношения в семьях древних христиан. Отношение христиан к правителям, к государственной службе. Причины гонений на христиан. Тема 2. «ЭПОХА ВСЕЛЕНСКИХ СОБОРОВ» — 28 ч. От гонений к государственной религии. Святой равноапостольный Константин Великий. Миланский эдикт. Император Феодосий Великий и запрет языческих богослужений. Принцип симфонии Церкви и государства.Юстиниан Великий: «Единое государство, единый закон и единая Церковь». Понятие цезарепапизма. Новый Рим. Начало византийской культуры. София Константинопольская: история Софийского собора до наших дней. Святая равноапостольная царица Елена. Паломническое путешествие в Святую землю, обретение Креста Господня и строительство храмов на Святой земле. Источники православного вероучения. Ортодоксальная (православная) позиция. Септуагинта. Канон Священного Писания в Православной Церкви. Канон Священного Писания на Западе. Место Вселенских Соборов в Священном Предании Церкви. Признаки Вселенских Соборов. Вселенские Соборы в разных христианских традициях. Причины созыва Вселенских Соборов. Первые Символы веры. Догматы в христианстве. Лжеучения и ереси. Ереси иудействующих. Гностики. Ириней Лионский и его труды против гностицизма. Манихейцы. Антитринитарии. Монархиан-стводинамистическое и модалистическое. Арианство. Первый Вселенский Собор. Арианство после Никейского Собора. Юлиан Отступник и его «Эдикт о терпимости». Аполлинарианство, македонианство. Второй Вселенский Собор. Несторианство и пелагианство. Третий Вселенский Собор. Августин Блаженный против Пелагия. Монофиз.итство. «Разбойничий» собор 449 г. Четвѐртый Вселенский Собор. Отношения Церквей к Халкидонскому Вселенскому Собору. Император Юстиниан Великий. Кодекс Юстиниана. Церковно-государст- венная политика Юстиниана. «Эдикт о трѐх главах». Пятый Вселенский Собор. Латеранский собор 649 г. Подвиги исповедничества и мученичества Максима Исповедника и папы Римского Мартина. Задачи Шестого Вселенского Собора. Трулльский Собор. «Кормчая книга». Иконоборчество. Седьмой Вселенский Собор. Константинопольский Поместный Собор и Торжество Православия. Отделение Церквей в эпоху Вселенских Соборов. Армяно-Григорианская Церковь. Святой равноапостольный Григорий Просветитель. Коптская Церковь. Абиссинская монофизитская Церковь. Маронитские общины. Общины несториан. Общины яковитов. Писатели и отцы Церкви. IV век - золотой век святоотеческой письменности. Афанасий Алексан-дрийский. Вселенские отцы Церкви. Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст. Распространение христианства в Грузии. Святая равноапостольная Нина. Возникновение монашества. Основные разновидности монашества: отшельничество (анахоретство) и общежительные монастыри (киновии). Антоний Великий - основатель отшельничества. Родоначальник общежительных монастырей - Пахомий Великий. Преподобный Симеон Столпник. Святой Савва Освященный. Иоанн Дамаскин. Главная цель монашества - восстановление полноты богообщения. Понятие аскетизма. Афон - удел Пресвятой Богородицы. Монашество и монастыри на Афоне. Монашество на Западе. Святой Иоанн Кассиан Римлянин. Бенедикт Нурсийский. Монашеские ордены. Святой Бонифаций. Значение эпохи Вселенских Соборов. Тема 3. «ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ХРИСТИАНСТВЕ» — 2 ч. Объективные предпосылки отделения Римской Церкви. Субъективные факторы отделения. «Римский папа» - появление термина в III—IVвв. Привилегированное положение римского епископа, претендента на почѐтное и юридическое первенство среди всех христианских епископов. Латинизация и христианизация европейских народов с V века. Развитие «латинского» направления в христианстве. Особенности римского богослужения. Самостоятельное внесение добавлений и изменений в Символ веры Римской Церковью. Разделение Римской империи на Западную и Восточную, упадок императорской власти на Западе. Отделение католической Церкви в 1054 году. Смерть Льва IX. Булла с анафемой. Ответ Михаила Керуллария. ИТОГОВЫЙ УРОК — 1 ч. 9 класс РАЗДЕЛ 9 «ХРИСТИАНСТВО В XI-XXI вв.» — 34 часа Тема 1. «РАСЦВЕТ И ПАДЕНИЕ ВИЗАНТИЙСКОЙ ИМПЕРИИ» — 9 ч. Расцвет Византии с конца IX в. до началаXIIIв. Византия - важнейший исторический центр развития христианства. Расцвет средневековой Византии. Развитие культуры и искусства Византии с конца IX в. до начала XIII в. Становление иконописных традиций. Восточный обряд и особенности Византийской цивилизации. Закат Византийской империи. Последствия крестовых походов через Византию и Четвѐртого крестового похода против Константинополя. Освобождение Константинополя при Михаиле VIII Палеологе. Эпоха Палеологов. Третий расцвет византийской культуры. Монастырь Хора. Феофан Грек. Религиозные споры. Зилоты и «политики». Патриарх Арсений и его почитатели и последователи. Унии и стояние в вере. Причины подписания уний. Лионская уния в 1274 г. Последствия Лионской унии. Флорентийская уния в 1439 г. Геннадий Схоларий. Исихазм. Фессалоникийский архиепископ Григорий Палама - главный представитель исихастского направления. Тема 2. «РАСПРОСТРАНЕНИЕ РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ ДО ПРОТЕСТАНТИЗМА» — 4 ч. Распространение Римско-католической Церкви на юге Западной Европы. Крестовые походы и их последствия. Развитие религиозной мысли в Западной Европе в XV-XVI вв. Церковь и народные движения на Западе в XV в. Духовные поиски и критика церковных нравов. Св. Бернардин Сиенский. Св. Викентий Феррер. Джироламо Савонарола. Идеи гуманизма в западной культуре. Католическое церковное искусство. Тема 3. «ПРОТЕСТАНТСКАЯ ТРАДИЦИЯ» -5 ч. Сбор средств на строительство храма Св. Петра в Риме. Практика продажи индульгенций, обесценивание таинств Католической Церкви, подрыв христианской идеи спасения. «95 тезисов» 31 октября 1517 года священника и профессора теологии Виттенбергского университета Мартина Лютера (1483-1543). Отлучение от Церкви и объявление М. Лютера вне закона. Жизнь, проповедь и переводческая деятельность М. Лютера. Официальнаяпротестация глав и представителей свободных городов против сейма в 1529 году в г. Шпейере. Другие лидеры ранней Реформации: У. Цвингли. Томас Мюнцер. Менно Симонс. Консервативное крыло Реформации: кальвинизм и англиканство. Жан Кальвин. «Наставления в христианской вере». Социально-экономические и религиознополитические предпосылки Реформации. Формирование двух основных течений протестантизма в период Реформации. Собственно протестантское направление. Умеренно-консерва-тивные лютеранские Церкви. Кальвинистские и реформаторские Церкви. Методические Церкви XVIII в. Англиканская Церковь. «Церковь уверовавших». Меннониты, конгрегационалисты, баптисты, квакеры, адвентисты. Церковь Христа, Свидетели Иеговы. Церковь учеников Христа. Церковь Святости. Сближение и смешивание консервативного и радикального течений с XVII в. Распространение протестантизма среди народов Северной Европы, Северной Америки и по всему миру. Термины «протестант», «реформаторы», «евангелисты». Классификация протестантских Церквей по деноминациям. Множество различных независимых христианских движений, Церквей, общин и сект как своеобразие протестантизма. Отказ от латыни и переосмысление христианства в категориях национальных культур и национальных языков. Перенос религиозной протестантской множественности в Новый Свет в ходе европейской иммиграции в Америку. Формирование протестантских Церквей на основе религиозных принципов: 1) единственный источник вероучения - Священное Писание, отрицание авторитета Священного Предания; 2) достижение спасения не делами, а только верой в Бога; 3) признание только двух таинств: Крещения и Причащения; 4) удешевление и упрощение культов, обрядов, облика церкви; отказ от икон, статуй, мощей, алтаря; 5) отрицание необходимости безбрачия; признание монашества бесполезным; 6) отрицание единой иерархии Церкви и верховной власти Римского папы. Возникновение новых протестантских общин. Мормоны и пятидесятники. Религиознонравственные течения XVIII века. «Освящение» повседневной жизни верующих, святость и спасение через активную профессиональную деятельность. Обмирщение церковной жизни. Секуляризация. Влияние протестантской теологии на появление и развитие рационализма в век Просвещения, позднее - на философию либерализма, в XX веке - на развитие экзистенциализма и диалектической теологии. Активное участие протестантских Церквей в движении за объединение всех христианских конфессий. Экуменизм. Протестантизм восточного обряда. Евангелические кампании в Восточной Европе. Идеология. Цели. Разнообразие современного обновленчества. Тоталитарные секты. Протестантские храмы. Богослужение. Искусство протестантского Запада. Тема 4. «КАТОЛИЦИЗМ ПОСЛЕ РЕФОРМАЦИИ» — 5 ч. Кризис Римско-католической Церкви в результате Реформации. Борьба с гугенотами. Расправа над протестантами в ночь накануне праздника Св. Варфоломея (24 августа) в Париже. Возникновение ордена иезуитов. Тридентский собор 1545-1563 гг. Контрреформация. Деление Европы на католические и протестантские государства. Вестфальский мирный договор 1648 г., принцип «чьѐ правление, того и религия». Великая Французская революция. Политизирование деятельности Римско- католической Церкви в XIX веке. I Ватиканский собор 1869-1870 гг. Возникновение самостоятельной старокатолической Церкви. Последствия Франко-прусской войны 1870-1871 гг. Прекращение самостоятельного существования Папского государства. Восстановление фашистским режимом Муссолини Папской области в 1929 г., создание государства Ватикан. Распространение Римско-католической Церкви в Америке, Австралии и др. регионах как результат миссионерства и колониальной экспансии XIX-XX вв. Рост католических церквей в Латинской Америке и Африке. Период перемен в латинской традиции западного христианства. Перевод Библии на местные языки. Введение в жизнь Церкви элементов местных культур и обычаев. Напряжение между латинским центром и неевропейской периферией, между универсализмом доктрин и множественностью национальных форм его выражения. Ватиканский собор 1962-1965 гг. Практическое воплощение нового курса Римскокатолической Церкви папой Павлом VI (1963-1978). Римский Папа Иоанн Павел II. «Славянизация» латинских традиций. Осуждение теории марксизма, критика коммунизма. Римско-католическая Церковь как иерархическая религиозно-политиче-ская, социальноэкономическая структура. Влияние на образование, здравоохранение, политику, архитектуру, искусство, литературу. Особенности латинского вероучения, обрядовости, церковного искусства. Униатские Церкви различных обрядов: греческого, халдейского, армянского, маронитского, сирийского, коптского. Тема 5. «ПРАВОСЛАВИЕ: СВЯТАЯ РУСЬ - ПРЕЕМНИЦА ВИЗАНТИИ» —10 ч. Предание о посещении св. апостолом Андреем Первозванным русских земель. Первые христианские общины и храмы натерриторий России. Русы и Русь. Крещения русов до князя Владимира. Крещение Руси в 986-988 гг. Москва Третий Рим. Католическое миссионерство на юго-западе Руси. Временное завоевание Галича венгерским королем Андреем (1214-1219). Борьба северной Руси за верность православию. Отношения Русской Церкви с Римско-католической после Флорентийской унии 1439 г. при Иване III, Василии III, Иване Грозном. Попытки ввести католичество в России в Смутное время. Установление Патриаршества на Руси при царе Федоре Иоанновиче, в 1589 г. Поставление Патриархом Константинопольским Иеремией митрополита Иова первым Патриархом Московским и всея Руси. В правление Петра I свободный въезд в Россию и право на строительство католических храмов. Указ 14 декабря 1772 г. о непосредственном надзоре Российского государства за организацией латинских и униатских церквей. Церковь греческого (восточного) обряда на территории России. Реформы Патриарха Никона. Старообрядчество: центры, течения. Единоверческая Церковь. Попытка к преодолению раскола Русской Церкви на Поместном соборе 1971 г. Старообрядчество в современном мире. Синодальный период Русской Православной Церкви. Обновленческое движение начала XX в. Восстановление Патриаршества на Поместном соборе в августе 1917 - сентябре 1918 г. Положение Русской Церкви после Октябрьской революции. Декрет 1918 г. «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви». «Показательные процессы» над духовенством. Святитель Тихон (Беллавин). «Декларация митрополита Сергия» (Страгородского). Святые мученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века. Православная Церковь в эмиграции. Русская Зарубежная Церковь. Деятельность Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны. Возрождение церковной жизни в России к концу XX века. ИТОГОВЫЙ УРОК — 1 ч . ТАБЛИЦА ТЕМАТИЧЕСКОГО РАСПРЕДЕЛЕНИЯ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ. Раздел Кол-во Темы часов Кол-во Основные виды часов деятельности обучающихся (на уровне универсальных учебных действий) 5 класс РАЗДЕЛ 5. «ОСНОВЫ ДУХОВНОСТ И ЯЗЫКА» Тема 1. « ЯЗЫК И РЕЛИГИЯ» 34 ч 4 ч. Назначение языка. 1ч Язык и речь. 1ч Происхождение языков. 1ч П. – узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебного предмета. Р. – формулировать и удерживать учебную задачу; К. формулировать собственное мнение и позицию, строить монологические высказывания. Л. – гуманистическое сознание. Основ ные напра влени я воспи тател ьной деяте льнос ти Тема 2. «РОДНОЙ ЯЗЫК ОТЕЧЕСТВУ ОСНОВА» Тема 3. «ИЗ ИСТОРИИ РУССКОГО ЯЗЫКА» 6ч 6ч Язык и религия - факторы единства и своеобразия. 1ч Сила и красота русского языка. 1ч Священное Писание в нашей речи. 1ч Чтобы научиться читать, слышать, говорить. 1ч Знаем ли мы свой язык? 1ч И обыденное – с основой духовной. 1ч Духовная русская лексика. 1ч История русского языка и происхождение духовной лексики. 1ч Церковнославянский язык в истории славянских народов и русской культуре. 1ч П. - анализ информации; построение рассуждения; обобщение. Р.- выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения. К. ставить вопросы, обращаться за помощью. Л. Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов. П.- смысловое чтение, анализ информации; Р. ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; К. - ставить вопросы, обращаться за помощью. Л. – Наличие мотивации к бережному отношению к духовным ценностям. Тема 4. «ЦЕРКОВНОС ЛАВЯНСКИЙ ЯЗЫК» 18 ч Святые равноапостольные учители словенские Мефодий и Кирилл. 1ч Славянская миссия учителей словенских Мефодия и Кирилла. 1ч Кончина и прославление святых равноапостольных учителей словенских Мефодия и Кирилла. 1ч Кирилица, глагогица русский алфавит. 1ч и Церковнославянская азбука. 1ч Буквы ер и ерь. 1ч Дублетные буквы. Буквы есть и ять. Буквы юс малый и я. 1ч Буквы иже и и. Буквы он и омега. 1ч Буквы зело и земля. Буквы ферт и фита. 1ч Буквы уки ижица. 1ч П. - узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебного предмета; Р. - ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; К. формулировать собственное мнение и позицию. Л. - Наличие мотивации к бережному отношению к историческим и духовным ценностям. Буквы кси, пси, от. Надстрочные Титла. 1ч знаки. 1ч Ударение. 1ч Придыхание, ерок. 1ч Знаки препинания. 1ч Читаем церковнославянски переводим. пои Звательный падеж. Обозначение чисел церковнославянском языке. Обозначение второго Обозначение сотен и тысяч. 1ч 1ч в 1ч чисел десятка. десятков, 1ч Молитвы церковнославянском языке. на 1ч Главные православные праздники. 1ч Главные православные праздники. 1ч 6 класс Введение 1ч Предмет истории религиозной культуры. 1ч Тема 1. «ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ПРАВОСЛАВИ И» 6ч Роль Православия в жизни российского общества. 1ч П. анализ информации; построение рассуждения; обобщение. Р.выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения. К. - ставить вопросы, обращаться за помощью. Л. - Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов. Тема 2. «СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ» Возникновение христианства и Православной Церкви. 1ч Истоки и традиции православного вероучения. 1ч Источники знаний о Боге. 1ч Появление первых христиан на Руси. 1ч Крещение Руси. 1ч 8 ч Библия. 1ч Сюжеты Ветхого Завета: сотворение мира и человека, грехопадение. 1ч Сюжеты Ветхого Завета: первое братоубийство, всемирный потоп, Авраам 1ч П.- смысловое чтение, анализ информации; Р. - ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; К. - ставить вопросы, обращаться за помощью. Л. – Наличие мотивации к бережному отношению к духовным ценностям. и явление Троицы. Тема 3. «ХРАМ ДОМ БОЖИЙ» Пророки Ветхого Завета о Мессии. 1ч Сюжеты Нового Завета. 1ч Чудеса Христа. и проповедь 1ч Страдания, Воскресение Христа. смерть и Иисуса 1ч Евангельские события после Воскресения Христа. 1ч 7 Храм ч как общественной россиян. явление жизни 1ч Откуда взят образ храма? 1ч Древнее культовое зодчество на Руси. 1ч Внутреннее храма. 1ч устроение Святыни-храмы православного мира. 1ч П. - узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебного предмета; Р. - ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; К. - формулировать собственное мнение и позицию. Л. - Наличие мотивации к бережному отношению к историческим и духовным ценностям. Тема 4. «РЕЛИГИОЗН ОЕ ИСКУССТВО» «Сорок сороков» московских храмов. 1ч Храмы Кремля. Московского 1ч тематика в 8 Религиозная ч 1ч искусстве разных народов. Церковное искусство. 1ч Иконопись на Руси. 1ч Иконография образа Пресвятой Богородицы. 1ч Чудотворная Владимирская Богоматери. 1ч икона Казанская и Донская чудотворные иконы Пресвятой Богородицы. 1ч Чудотворные Божией «Знамение». иконы Матери 1ч Почаевская и Державная иконы Божией Матери. 1ч П. - поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок); Р. - выполнять учебные действия в материализованной, речевой и умственной формах; К. - определять общую цель и пути ее достижения. Л. - Наличие мотивации к бережному отношению к историческим и духовным ценностям. Тема 5. «АГИОГРАФИ Я» Монументальная живопись в православном храме. 1ч Символы православного искусства. 1ч 2 ч Жития святителя Николая 1ч Чудотворца, великомученика Георгия Победоносца и святого благоверного князя Александра Невского. Жития преподобного Сергия Радонежского, преподобного Серафима Саровского и святого праведного Иоанна Кронштадтского. Тема 1. «О ПОНИМАНИИ ИСТОРИИ» 3ч 7 класс Роль человека в истории. П. – поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок); Р. - преобразовывать практическую задачу в познавательную; К. - вести устный и письменный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Л. - Наличие мотивации к бережному отношению к историческим и духовным ценностям. 1ч 1ч П. – узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебного предмета; Р. – формулировать и удерживать учебную задачу; К. - определять общую цель и пути ее достижения; осуществлять взаимный контроль; Л. - этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоциональнонравственная отзывчивость. Древние философы человеке и обществе. Тема 2. «МИР НАКАНУНЕ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА» 5ч о 1ч Попытки рационального понимания миссии Христа. 1ч Политическое устроение Римской империи во II-I. Вв. до P. X. 1ч Древняя накануне Христова. Палестина Рождества 1ч Культура и религиозные верования в Римской империи переломного времени. 1ч П. – сбор информации (извлечение необходимой информации из различных источников), построение рассуждений, обобщение; Р. – составление плана и последовательности действий; К. – адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; Л.-самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на праведный образ жизни. Тема 3. «НОВАЯ ЭРА И РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО» Тема 4. «КАК ПРИШЛО В МИР ХРИСТИАНСТ ВО» 3ч 6ч Кризис верований. Обожествление императора. Ожидание Мессии. 1ч Общее приготовление мира к Благовестию. 1ч Отсчѐт новой эры от Рождества Христова. Празднование Рождества Христова по юлианскому и григорианскому календарю. Рождение Христа и первые христиане. 1ч Спасение для всех и для каждого. 1ч 1ч П. использовать знаково-символические средства; Р. – ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; К. проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Л. - Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к историческим ценностям. 1ч 1ч П. – смысловое чтение, анализ информации; Р. – ставить новые учебные задачи совместно с учителем; К. – формулировать собственное мнение и позицию, слушая собеседника; Л. – уважительное уважение к истории и православной культуре. Тема 5. «НАЧАЛО РАННЕХРИСТ ИАНСКОЙ ЦЕРКВИ» Тема 6. «ПРОПОВЕДЬ ИСТИНЫ» 2ч 11 ч Вселенский характер учения Христа. Язык Благовестия. 1ч Притчи. 1ч Апостольская миссия. 1ч Рождение Церкви. 1ч Жизнь первых христиан. 1ч Деяния Апостолов. 1ч Двенадцати 1ч П. – смысловое чтение, анализ информации; Р. – сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей по исправлению допущенных ошибок. К. - ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения. Л.Гуманистическое сознание. П. – узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебного предмета. Р. – формулировать и удерживать учебную задачу; К. - формулировать собственное мнение и позицию, строить монологические высказывания. Л. – гуманистическое сознание. Тема 7. «ЦЕРКОВЬ ГОСУДАРСТВ ЕННАЯ» 1ч Деяния святого Апостола Петра. 1ч Обращение в христианство и деяния святого Апостола Павла. 1ч Труды Апостолов от 70ти. 1ч Жизнь Божией Матери после Вознесения Иисуса Христа. Апостольский Собор. 1ч Книги Нового Завета. 1ч Гонения на Церковь. 1ч Святые мученики первых веков. Апологеты. 1ч Учѐные, противники христианства. Церковь государственная. 1ч 1ч 1ч 1ч П. анализ информации; построение рассуждения; обобщение. Р.выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения. К. - ставить вопросы, обращаться за помощью. Л. Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов. Тема 8. «РАННЕХРИС ТИАНСКОЕ ЦЕРКОВНОЕ ИСКУССТВО» 2ч ИТОГОВЫЙ УРОК 1ч Тема 1. «ДО ВСЕЛЕНСКИХ СОБОРОВ» 3ч Тема 2. «ЭПОХА ВСЕЛЕНСКИХ 28 ч Начало искусства. церковного 1ч Возникновение христианской символики. Истоки и особенности христианского церковного искусства. 8 класс Христианство в период гонений. 1ч Взаимоотношения в семьях древних христиан. Причины гонений на христиан. От гонений к государственной религии. 1ч П.- смысловое чтение, анализ информации; Р. - ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; К. - ставить вопросы, обращаться за помощью. Л. – Наличие мотивации к бережному отношению к духовным ценностям. 1ч 1ч П. - узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебного предмета; Р. - ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; К. - формулировать собственное мнение и позицию. Л. - Наличие мотивации к бережному отношению к историческим и духовным ценностям. 1ч 1ч П. - поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок); Р. - выполнять учебные действия в материализованной, речевой и умственной формах; К. - определять общую цель и пути ее достижения. Л. - Наличие мотивации к бережному отношению к историческим и духовным ценностям. СОБОРОВ» Миланский эдикт. 1ч Принцип симфонии Церкви и государства Новый Рим. Начало византийской культуры. Паломническое путешествие в Святую землю, обретение Креста Господня и строительство храмов на Святой земле. Источники православного вероучения. Канон Священного Писания на Западе. Место Вселенских Соборов в Священном Предании Церкви. Причины созыва Вселенских Соборов. Лжеучения и ереси. 1ч Арианство. 1ч Аполлинарианство, македонианство. Второй Вселенский Собор. Несторианство и пелагианство. Третий 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч Вселенский Собор. Тема 3. «ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕ НИЯ РИМСКОКАТОЛИЧЕСК ОГО НАПРАВЛЕНИ Я В ХРИСТИАНСТ 2ч Монофизитство. «Разбойничий» собор 449 г. Четвѐртый Вселенский Собор. Церковно-государственная политика Юстиниана. Латеранский собор 649 г. 1ч Задачи Шестого Вселенского Собора. Иконоборчество. Седьмой Вселенский Собор. Константинопольский Поместный Собор и Торжество Православия. Отделение Церквей в эпоху Вселенских Соборов. Писатели и отцы Церкви. 1ч Распространение христианства в Грузии. Возникновение монашества. Родоначальники общежительных монастырей. Афон - удел Пресвятой Богородицы. Монашество на Западе. 1ч Монашеские ордены. 1ч Значение эпохи Вселенских Соборов. Объективные предпосылки отделения Римской Церкви. 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч П. – поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок); Р. - преобразовывать практическую задачу в познавательную; К. - вести устный и письменный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Л. - Наличие мотивации к бережному отношению к историческим и духовным ценностям. ВЕ» ИТОГОВЫЙ УРОК Тема 1. «РАСЦВЕТ И ПАДЕНИЕ ВИЗАНТИЙСК ОЙ ИМПЕРИИ» 1ч 9ч Разделение Римской империи на Западную и Восточную. Итоговый урок. 9 класс Расцвет Византии с конца IX в. до начала XIII в. Византия - важнейший исторический центр развития христианства. Расцвет средневековой Византии. 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч П. – узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебного предмета; Р. – формулировать и удерживать учебную задачу; К. - определять общую цель и пути ее достижения; осуществлять взаимный контроль; Л. - этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоциональнонравственная отзывчивость. Тема 2. «РАСПРОСТРА НЕНИЕ РИМСКОКАТОЛИЧЕСК ОЙ ЦЕРКВИ ДО ПРОТЕСТАНТ ИЗМА» Тема 3. «ПРОТЕСТАН ТСКАЯ ТРАДИЦИЯ» 4ч 5ч Становление иконописных традиций. Закат Византийской империи. Эпоха Палеологов. 1ч Религиозные споры. 1ч Унии и стояние в вере. 1ч Исихазм. 1ч Распространение Римскокатолической Церкви на юге Западной Европы. 1ч Развитие религиозной мысли в Западной Европе в XV-XVI вв. Идеи гуманизма в западной культуре. Католическое церковное искусство. Консервативное крыло Реформации: кальвинизм и англиканство. 1ч 1ч 1ч П. – сбор информации (извлечение необходимой информации из различных источников), построение рассуждений, обобщение; Р. – составление плана и последовательности действий; К. – адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; Л. - самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на праведный образ жизни. 1ч 1ч 1ч П. использовать знаково-символические средства; Р. – ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; К. проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Л. Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к историческим ценностям. Тема 4. «КАТОЛИЦИЗ М ПОСЛЕ РЕФОРМАЦИ И» 5ч Формирование двух основных течений протестантизма в период Реформации. «Церковь уверовавших». 1ч Формирование протестантских Церквей. Протестантские храмы. Богослужение. Кризис Римскокатолической Церкви в результате Реформации. 1ч Возникновение ордена иезуитов. Возникновение самостоятельной старокатолической Церкви. Распространение Римскокатолической Церкви. 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч П. – смысловое чтение, анализ информации; Р. – ставить новые учебные задачи совместно с учителем; К. – формулировать собственное мнение и позицию, слушая собеседника; Л. – уважительное уважение к истории и православной культуре. Тема 5. «ПРАВОСЛАВ ИЕ: СВЯТАЯ РУСЬ - ПРЕЕМНИЦА ВИЗАНТИИ» 10 ч Униатские Церкви различных обрядов. Первые христианские общины и храмы на территории России. 1ч Русы и Русь. Крещения русов до князя Владимира. Католическое миссионерство на югозападе Руси. Установление Патриаршества на Руси при царе Федоре Иоанновиче. Церковь греческого (восточного) обряда на территории России. Реформы Патриарха Никона. Старообрядчество в современном мире. Обновленческое движение начала XX в. Православная Церковь в эмиграции. Возрождение церковной жизни в России к концу 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч П. – смысловое чтение, анализ информации; Р. – сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей по исправлению допущенных ошибок. К. - ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения. Л.Гуманистическое сознание. XX века. ИТОГОВЫЙ УРОК 1ч Итоговый урок. 1ч