муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа№28 имени И.Г.Турищева Белоглинского района» УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ №28 _______ О.К.Шмигельская Приказ _111_от 31.08. 2022 г. Рабочая программа основного общего образования по внеурочной деятельности «Разговоры о важном» 5-9 классы Уровень образования (класс): основное общее образование (начальное общее, основное общее образование с указанием классов) Количество часов: 170 часов Срок реализации: 5 лет Составлена МО учителей классных руководителей Учителя: Новосельцева Н.Н., Ананьев М.И., Новичкова Н.П., Столбова И.В., Семенихин В.М. Программа разработана на основе -Письма Министерства просвещения Российской Федерации «О направлении методических рекомендаций по проведению цикла внеурочных занятий «Разговоры о важном»» от 15.08.2022 № 03-1190. -Примерной рабочей программы по воспитанию для общеобразовательных организаций, одобренная решением федерального учебно-методического образованию (протокол от 23 июня 2022 г. № 3/22). 1 объединения по общему ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Актуальность и назначение программы Программа разработана в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования, ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и направлена на достижение планируемых результатов освоения программы начального общего, основного общего и среднего общего образования с учѐтом выбора участниками образовательных отношений курсов внеурочной деятельности. Это позволяет обеспечить единство обязательных требований ФГОС во всем пространстве школьного образования: не только на уроке, но и за его пределами. Задачей педагога, работающего по программе, является развитие у обучающегося ценностного отношения к Родине, природе, человеку, культуре, знаниям, здоровью. Педагог помогает обучающемуся: — в формировании его российской идентичности; — в формировании интереса к познанию; — в формировании осознанного отношения к своим правам и свободам и уважительного отношение к правам и свободам других; — в выстраивании собственного поведения с позиции нравственных иправовых норм; — в создании мотивации для участия в социально-значимой деятельности; — в развитии у школьников общекультурной компетентности; — в развитии умения принимать осознанные решения и делать выбор; — в осознании своего места в обществе; — в познании себя, своих мотивов, устремлений, склонностей; — в формировании готовности к личностному самоопределению. Нормативную правовую основу настоящей примерной рабочей программы курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» составляют следующие документы. 1. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». 2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64100). 2 3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64101). 4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2022 № 569 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования» (Зарегистрирован 17.08.2022 № 69676). 5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2022 № 568 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования» (Зарегистрирован 17.08.2022 № 69675). 6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. №413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования». 7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 № 732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утверждѐнный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413» (Зарегистрирован 12.09.2022 № 70034). 8. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации «О направлении методических рекомендаций по проведению цикла внеурочных занятий «Разговоры о важном»» от 15.08.2022 № 03-1190. 9. Примерная рабочая программа по воспитанию для общеобразовательных организаций, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 23 июня 2022 г. № 3/22). Варианты реализации программы и формы проведения занятий Программа может быть реализована в работе с обучающимися 1-2, 3-4, 5-7,8-9 и 10-11 классов. На уровень начального общего образования приходится 136 часов, основного общего образования - 170 часов, среднего общего образования -68 часов. Занятия по программе проводятся в формах, позволяющих обучающемуся вырабатывать собственную мировозренческую позицию по обсуждаемым темам (например, беседы, деловые игры, викторины, интервью, блиц-опросы и т. д.). Программа может быть реализована в течение одного учебного года, если занятия проводятся 1 раз в неделю. Взаимосвязь с программой воспитания 3 Программа курса внеурочной деятельности разработана с учетом рекомендаций примерной программы воспитания. Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога, ориентировать еѐне только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие ребѐнка. Это проявляется: — в выделении в цели программы ценностных приоритетов; — в приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной деятельности, нашедших свое отражение и конкретизацию в примерной программевоспитания; — в интерактивных формах занятий для обучающихся, обеспечивающих их вовлеченность в совместную с педагогом и сверстниками деятельность. Ценностное наполнение внеурочных занятий В основе определения тематики внеурочных занятий лежат два принципа: 1) соответствие датам календаря; 2) значимость для обучающегося события (даты), которое отмечается в календаре в текущем году. Даты календаря можно объединить в две группы: 1. Даты, связанные с событиями, которые отмечаются в постоянные числа ежегодно (государственные и профессиональные праздники, даты исторических событий). Например, «День народного единства», «День защитника Отечества», «Рождество», «День учителя», «День российской науки» и т.д. 2. Юбилейные даты выдающихся деятелей науки, литературы, искусства. Например, «165-летие со дня рождения К. Э. Циолковского», «160 лет со дня рождения К. С. Станиславского». В программе предлагается несколько тем внеурочных занятий, которые не связаны с текущими датами календаря, но являющиеся важными в воспитании школьника. К примеру: «Мы разные, мы вместе», «Забота о каждом: цифровая безопасность и гигиена школьника» и др. Следует отметить, что внеурочные занятия входят в общую систему воспитательной работы образовательной организации, поэтому тематика и содержание должны обеспечить реализацию их назначения и целей: становление у обучающихся гражданско-патриотических чувств. Исходя из этого, в планируемых результатах каждого сценария внеурочного занятия выделяются нравственные ценности, которые являются предметом обсуждения. Основные ценности характеризуются следующим образом. 1. Историческая память — историческая память - обязательная часть культуры народа и каждого гражданина; 4 - историческая память соединяет прошлое, настоящее, позволяя сохранить ипродолжить достижения, мудрость, опыт, традиции прошлых поколений; - историческая память есть культура целого народа, которая складывается изобъединения индивидульных переживаний, и включает важнейшие нравственныекачества: благодарность, уважение, гордость потомков за жизнь и подвиги предков. Осознание этой нравственной ценности базируется на конкретном содержании занятия. Например, тема «День народного единства» рассматриваетсяна известных исторических фактах - единение людей, когда Родина нуждается в защите в 1612 г. 2. Преемственность поколений - каждое следующее поколение учится у предыдущего: осваивает, воссоздаѐт, продолжает его достижения, традиции; - семья построена на сохранении преемственности поколений. Память о предыдущих поколениях бережно хранится в предметах, фото, вещах, а также в гуманном отношении к старшим поколениям. Например, тема: «Мы разные, мы вместе». Обсуждается проблема: каждое поколение связано с предыдущими и последующими общей культурой, историей, средой обитания, языком общения. Каждый человек должен воспитывать в себе качества, которые были характерны для наших предков, людей далѐких поколений:любовь к родной земле, малой родине, Отечеству. 3. Патриотизм — любовь к Родине - патриотизм (любовь к Родине) - самое главное качества гражданина; - любовь к своему Отечеству начинается с малого — с привязанности к родному дому, малой Родине; - патриотизм строится на ответственности за судьбу своей родной земли; чувстве гордости за историю, культуру своего народа и народов России. Эта высшая нравственная ценность является приоритетной во всех сценариях «Разговоров о важном». В каждом сценарии, в соответствии с содержанием, раскрывается многогранность чувства патриотизма и его проявления в разных сферах человеческой жизни. 4. Доброта, добрые дела - доброта — это способность (желание и умение) быть милосердным, поддержать, помочь без ожидания благодарности; - благотворительность — проявление добрых чувств; благотворительность была распространена в России в прошлые века, что стало сегодня примером для подражания. Например, тема «Забота о каждом». Разговор о добрых делах граждан Россиив прошлые времена и в настоящее время, тема волонтерства. 5 5. Семья и семейные ценности - семья связана не только общим местом проживания, общим хозяйством, общими делами, но и значимыми ценностями — взаимопониманием, взаимоподдержкой, традициями и т. д.; - каждый член семьи имеет свои обязанности, но всегда готовы прийти на помощь другому: взять на себя его дела, проявить внимание, оказать помощь другдругу; - учащийся должен ответственно относиться к своей семье, участвовать во всех ее делах, помогать родителям; - семейные ценности всегда были значимы для народов России; семейные ценности представлены в традиционных религиях России. Тема семьи, семейных взаимоотношений и ценностей является предметом обсуждения на занятиях, посвященных темам: «День матери», «День отца», «День пожилых людей», «Традиционные семейные ценности» и др. 6. Культура России - культура общества — это достижения человеческого общества, созданныена протяжении его истории; - российская культура богата и разнообразна, она известна и уважаема вовсем мире; - культура представлена достижениями в материальной сфере (строительство, техника, предметы быта и др.), в духовной сфере (народное творчество, литература, изобразительное искусство, музыка, театр и др.), а также вэтике, культуре взаимоотношений людей. Темы, связанные с осознанием обучающимися этой социальной ценности, подробно и разносторонне представлены в «Разговорах о важном». Поэтому многие сценарии построены на чтении поэзии, обсуждении видеофильмов, произведений живописи и музыки: «День музыки», «Мечты», «Великие людиРоссии: К. С. Станиславский», «День театра». 7. Наука на службе Родины - наука обеспечивает прогресс общества и улучшает жизнь человека; - в науке работают талантливые, творческие люди, бесконечно любящие свою деятельность; - в России совершено много научных открытий, без которых невозможно представить современный мир. О такой ценности общества и отдельно взятого человека учащиеся узнают в процессе обсуждения тем: «День российской науки», «160 лет со дня рождения К.Э. Циолковского», «День космонавтики: мы — первые». Следует отметить, что многие темы внеурочных занятий выходят за рамки содержания, изучаемого на уроках, но это не означает, что учитель будет обязательно добиваться точного усвоения нового знания, запоминания и четкого воспроизведения нового термина или понятия. Необходимо понимать, что на внеурочных занятиях как неучебных формируются определенные ценности: высшие нравственные чувства и социальные отношения. В течение года учащиеся много раз будут возвращаться к обсуждению одних и тех же понятий, что послужитпостепенному осознанному их принятию. Наличие сценариев внеурочных занятий не означает формального следования им. При анализе содержания занятия, которое предлагается в сценарии,педагог учитывает региональные, национальные, этнокультурные особенности территории, где функционирует данная образовательная организация. Обязательно учитывается и уровень развития учащихся, их интересы и потребности. При необходимости, исходя из статуса семей обучающихся, целесообразно уточнить (изменить, скорректировать) и творческие задания, выполнение которых предлагается вместе с родителями, другими членами семьи. Особенности работы педагога по программе Личностное развитие ребѐнка — главная цель педагога. Личностных результатов педагог может достичь, увлекая школьника совместной и интересной им обоим многообразной деятельностью, позволяющей раскрыть потенциал каждого; используя разные формы работы; устанавливая во время занятий доброжелательную, поддерживающую атмосферу; насыщая занятия ценностным содержанием. Задача педагога, транслируя собственные убеждения и жизненный опыт, датьвозможность школьнику анализировать, сравнивать и выбирать. В приложениях к программе содержатся методические рекомендации, помогающие педагогу грамотно организовать деятельность школьников на занятиях в рамках реализации программы курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном». ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ Содержание курса внеурочной деятельности Знакомство с платформой «Россия — страна возможностей». Возможности, которые предоставляет платформа «Россия — страна возможностей» Родина — не только место рождения. История, культура, научные достижения: чем мы можем гордиться? Мечты и фантазии человека о космических полѐтах. К. Э. Циолковский — основоположник ракетодинамики и теоретической космонавтики. Герои освоения космоса. 1 октября — Международный день пожилых людей. Почитаниестаршего поколения. Возрастные изменения — не повод быть исключѐнным из жизни семьи и общества. Ценность профессии учителя. Учителя в годы Великой Отечественной войны. Современный учитель: какой он? История формирования понятий «род» и «отец». Образ отца в отечественной литературе. Качества настоящего отца. Равноправие родителейв семье. Уникальность музыки каждого народа. Музыкальные инструменты. Виды искусства, где музыка — неотъемлемая часть. Дом, в котором мы живѐм. Идеальные отношения в семье: какие они? Семейные ценности. Смутное время в истории нашей страны. Самозванцы — одна из причин продолжавшейся Смуты. Ополчение во главе с князем Дмитрием Пожарскийи земским старостой Кузьмой Мининым. Примеры единения народа не тольков войне. Разнообразие культуры народов России. Традиции разных народов. Уважение между людьми разных национальностей — основа межкультурного общения. Влияние многоязычия на толерантность. Почему языки исчезают? Мама — важный человек в жизни каждого. Материнская любовь — простая и безоговорочная. Легко ли быть мамой? Герб — символ государства. У каждой страны свой герб. Значениетриколора. История российского флага. История создания Красного Креста. Особенности волонтѐрской деятельности. Волонтѐрство в России. Россия — страна с героическим прошлым. Современные герои — ктоони? Россия начинается с меня? Значение Конституции для граждан страны. Знание прав и выполнениеобязанностей. Ответственность — это осознанное поведение. История праздника Рождества Христова. Рождественские традиции вРоссии и в других государствах. Новый год — праздник всей семьи. Новогодние семейные традиции. Новогодние приметы. Отношение к личной информации. Добавление «друзей» в сети. Всѐ, чтопопадает в Сеть, остаѐтся там навсегда. Голод, морозы, бомбардировки — тяготы блокадного Ленинграда. Блокадный паек. Способы выживания ленинградцев. О провале планов немецких войск. Авторитет К. С. Станиславского в области сценического искусства. Некоторые факты его биографии. Основные идеи системы Станиславского. Цивилизация без научных достижений. Научные и технические достижения в нашей стране. Достижения науки в повседневной жизни. Плюсыи минусы научно-технического прогресса. Географические особенности и природные богатства России. Многочисленные народы России. Единый перечень коренных малочисленных народов (47 этносов). Российская культура. Чем славится Россия? День защитника Отечества: исторические традиции. Профессия военного: кто еѐ выбирает сегодня. Смекалка в военном деле. Задачи армии в мирное время. Мотивация добрых дел. Подлинность намерений — то, что у тебя внутри. Проблемы, с которыми сталкиваются добрые люди. Связь праздника 8 Марта с именем Клары Цеткин. Освоение женщинами «мужских» профессий. Традиционность подхода «мужчина — добытчик, женщина — хранительница очага»: изменились ли роли? Сергей Владимирович Михалков — поэт, драматург, баснописец, сказочник, сатирик, сценарист, общественный деятель. Страсть С. Михалкова к стихотворчеству. Работа в армейской печати во времена Великой Отечественной войны. Решение правительства России о смене гимна. Вторая редакция текста гимна. Красивейший полуостров с богатой историей. История Крымского полуострова. Значение Крыма. Достопримечательности Крыма. Сила театрального искусства. Читка пьес — особый жанр театрального искусства. Кино и театр: аргументы «за» и «против». Главные события в истории покорения космоса. Отечественные космонавтырекордсмены. Подготовка к полету — многолетний процесс. Появление термина «геноцид». Геноцид советского народа и народов Европы во время Второй мировой войны. Международный военный трибуналв Нюрнберге. Конвенция ООН о предупреждении преступления геноцида и наказании за него. Геноцид в современном мире. День Земли — призыв задуматься о сохранности планеты. Экологические проблемы как следствия безответственного поведения человека. Соблюдать эко-правила — не так сложно. История Праздника труда. Труд — это право или обязанность человека? Работа мечты. Жизненно важные навыки. История появления праздника День Победы. Поисковое движение России. Могила Неизвестного Солдата. Семейные традиции празднования ДняПобеды. 19 мая 1922 года — день рождения пионерской организации. Цель еѐ создания и деятельность. Распад пионерской организации. Причины, по которым дети объединяются. Разные представления о счастье. Слагаемые счастья. Рецепт счастливойжизни. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижения школьниками следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов. Личностные результаты: В сфере гражданского воспитания: уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; пониманиероли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; готовность кучастию в гуманитарной деятельности (волонтерство, помощь людям, нуждающимся в ней). В сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культурыРоссийской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины - России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение ксимволам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране. В сфере духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства. В сфере эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традицийи народного творчества. В сфере физического воспитания: осознание ценности жизни; соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведенияв интернет-среде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям именяющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение принимать себя и других, не осуждая; умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять собственным эмоциональным состоянием; сформированность навыка рефлексии, признание своего права наошибку и такого же права другого человека. В сфере трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач; осознание важности обучения на протяжении всей жизни; уважение к труду и результатам трудовой деятельности. В сфере экологического воспитания: ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности. В сфере ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностяхразвития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение языковой и читательской культурой каксредством познания мира; овладение основными навыками исследовательскойдеятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия. В сфере адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды; открытость опыту и знаниям других; повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие; умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики; умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий. Метапредметные результаты: В сфере овладения универсальными учебными познавательными действиями: использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и формпредставления; находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации; оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно; эффективно систематизировать информацию. В сфере овладения универсальными учебными коммуникативными действиями: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения; выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах; понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, "мозговые штурмы" и иные); выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности. В сфере овладения универсальными учебными регулятивными действиями: ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой); делать выбор и брать ответственность за решение; владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; оценивать соответствие результата цели и условиям; выявлять и анализировать причины эмоций; ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого; регулировать способ выражения эмоций; осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать свое право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая; открытость себе и другим; осознавать невозможность контролировать все вокруг. Предметные результаты освоения программы внеурочной деятельности «Разговоры о важном» представлены с учетом специфики содержания предметных областей, к которым имеет отношение содержание курса внеурочной деятельности: Русский язык: совершенствование различных видов устной иписьменной речевой деятельности; формирование умений речевого взаимодействия: создание устных монологических высказываний на основе жизненных наблюдений, личных впечатлений, чтения учебно-научной, художественной и научно-популярной литературы; участие в диалоге разных видов: побуждение к действию, обмен мнениями, запрос информации, сообщение различными видами чтения информации; овладение (просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым); формулирование вопросов по содержанию текста и ответов на них; подробная,сжатая и выборочная передача в устной и письменной форме содержания текста; выделение главной и второстепенной информации, явной и скрытой информации в тексте; извлечение информации из различных источников, ее осмысление и оперирование ею. Литература: понимание духовно-нравственной и культурной ценностилитературы и ее роли в формировании гражданственности и патриотизма, укреплении единства многонационального народа Российской Федерации;понимание специфики литературы как вида искусства, принципиальных отличий художественного текста от текста научного, делового, публицистического; овладение умениями воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное, понимать художественную картину мира, отраженную в литературных произведениях, с учетом неоднозначности заложенных в них художественных смыслов; овладение умением пересказывать прочитанное произведение, используя подробный,сжатый, выборочный, творческий пересказ, отвечать на вопросы по прочитанному произведению и формулировать вопросы к тексту; развитие умения участвовать в диалоге о прочитанном произведении, в дискуссии на литературные темы, соотносить собственную позицию с позицией автора и мнениями участников дискуссии; давать аргументированную оценкупрочитанному. Иностранный язык: умение сравнивать, находить сходства и отличия в культуре и традициях народов России и других стран. Информатика: освоение и соблюдение требований безопасной эксплуатации технических средств информационно-коммуникационныхтехнологий; умение соблюдать сетевой этикет, базовые нормы информационной этики и права при работе с приложениями на любых устройствах и в сети Интернет, выбирать безопасные стратегии поведения в сети. История: соотносить события истории разных стран и народов с историческими периодами, событиями региональной и мировой истории, события истории родного края и истории России; определять современников исторических событий, явлений, процессов; умение выявлять особенности развития культуры, быта и нравов народов в различные исторические эпохи; умение рассказывать об исторических событиях, явлениях, процессах историиродного края, истории России и мировой истории и их участниках, демонстрируя понимание исторических явлений, процессов и знание необходимых фактов, дат, исторических понятий; умение выявлять существенные черты и характерные признаки исторических событий, явлений,процессов; умение устанавливать причинно-следственные, пространственные,временные связи исторических событий, явлений, процессов изучаемого периода, их взаимосвязь (при наличии) с важнейшими событиями XX - начала XXI вв.; умение определять и аргументировать собственную или предложенную точку зрения с опорой на фактический материал, в том числе используя источники разных типов; приобретение опыта взаимодействия с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур; уважения к историческому наследию народов России. Обществознание: освоение и применение системы знаний: о социальных свойствах человека, особенностях его взаимодействия с другими людьми, важности семьи как базового социального института; о характерныхчертах общества; о содержании и значении социальных норм, регулирующих общественные отношения; о процессах и явлениях в экономической, социальной, духовной и политической сферах жизни общества; об основах конституционного строя и организации государственной власти в Российской Федерации, правовом статусе гражданина Российской Федерации (в том числе несовершеннолетнего); о системе образования в Российской Федерации; об основах государственной бюджетной и денежно-кредитной, социальной политики, политики в сфере культуры и образования, противодействии коррупции в Российской Федерации, обеспечении безопасности личности, общества и государства, в том числе от терроризма и экстремизма; умение характеризовать традиционные российские духовно-нравственные ценности (в том числе защита человеческой жизни, прав и свобод человека, семья, созидательный труд, служение Отечеству, нормы морали и нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость, взаимопомощь, коллективизм, историческое единство народов России, преемственность истории нашей Родины); умение сравнивать (в том числе устанавливать основания для сравнения) деятельность людей, социальные объекты, явления, процессы в различных сферах общественной жизни, их элементы и основные функции; умение устанавливать и объяснять взаимосвязи социальных объектов, явлений, процессов в различных сферах общественной жизни, их элементов иосновных функций, включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства; связи политических потрясений и социально-экономических кризисов в государстве; умение использовать полученные знания для объяснения (устного и письменного) сущности, взаимосвязей явлений, процессов социальной действительности; умение с опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт определять и аргументировать с точки зрения социальных ценностей и норм свое отношение к явлениям, процессам социальной действительности; умение анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать и критическиоценивать социальную информацию, соотносить ее с собственными знаниями о моральном и правовом регулировании поведения человека, личнымсоциальным опытом; умение оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки зрения их соответствия моральным, правовым и иным видам социальных норм, экономической рациональности; осознание неприемлемости всех форм антиобщественного поведения; осознание ценности культуры и традиций народов России. География: освоение и применение системы знаний о размещении и основных свойствах географических объектов, понимание роли географии в формировании качества жизни человека и окружающей его среды на планете Земля, в решении современных практических задач своего населенного пункта, Российской Федерации, мирового сообщества, в том числе задачи устойчивого развития; умение устанавливать взаимосвязи между изученнымиприродными, социальными и экономическими явлениями и процессами, реально наблюдаемыми географическими явлениями и процессами; умение оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития. Тематическое планирование 5-7, 8-9 классы (1 час в неделю) Темы День знаний/ Россия - страна возможностей (1 час) 5-7 классы: «Мы - Россия. Возможности Основное содержание Деятельность школьников Знакомство с Участие во вступительной платформой «Россия — беседе. Просмотр ролика «История страна возможностей». успеха». Возможности, Участие в мотивационнойбеседе которые предоставляет о чертах характера, которыеприсущи платформа «Россия — людям с активной жизненной страна возможностей» позицией, о мечтах и о том, как можно их достигнуть. -будущее» 8-9 классы: «Мы - Россия. Возможности будущее» Наша страна Россия (1 час) 5 -7 классы: «Что мы Родиной зовѐм?» 8-9 классы: «Мы - жители большой страны» Темы 165-летие со дня рождения К. Э. Циолковского (1 час) 5 -7 классы: «Невозможное сегодня станет возможным завтра (К. Э. Циолковский)» 8 -9 классы: «Невозможное сегодня станет возможным завтра (К. Э. Циолковский)» День пожилых людей (1 час) 5 -7 классы: «Обычаи и Просмотр «Россия возможностей» промо-ролика страна Родина — не только место рождения. История, культура, научные достижения: чем мы можем гордиться? Участие во вступительнойбеседе о России. Просмотр ролика о России. Участие в работе с пословицами. Интерактивное задание «Своя игра». Участие в инсценировке и решении проблемных ситуаций с дальнейшим обсуждением Основное содержание Мечты и фантазии человека о космических полетах. К. Э. Циолковский — основоположник ракетодинамики и теоретической космонавтики. Герои освоения космоса Деятельность школьников Участие во вступительнойбеседе о мечтах и фантазиях человека о космических полетах. Участие в викторине окосмонавтике. Просмотр видеоролика. Участие в групповой работе: знакомство с героями освоения космоса. Участие в беседе о К. Э Циолковском 1 октября — Участие во вступительнойбеседе Международный день о Дне пожилых людей. Просмотр пожилых людей. видеоролика. Почитание старшего Участие в групповой работе: поколения. Возрастные составляем «Кодекс уважения и изменения — не повод быть поддержки пожилых людей» традиции моего народа: как прошлое соединяется с настоящим?» 8 -9 классы: «Обычаи и традиции моего народа: как прошлое соединяется с настоящим?» Темы День учителя (1 час) 5-7 классы: «Если бы я был учителем...» исключѐнным из семьи и общества жизни Основное содержание Ценность профессии учителя. Учителя в годы Великой Отечественной войны. Современный учитель: какой он? Деятельность школьников Просмотр видеоролика. Участие в командной работе: каким должен быть современный Учитель? (создание кластера). Участие в дискуссии на одну из предложенных тем: «Если бы я был учителем, какими качествами о б л а д а л . , как относился бы к ученикам..., как готовился к занятиям., какие вспомогательные средства 8-9 классы: «Какие качества необходимы учителю?» использовал уроков?»; для «Как проведения сделать урок интересным?»; «Что нужно, чтобы понимать День отца (1 час) 5 -7 классы: «Отчество - от слова отец» История формирования понятий «род» и «отец». Образотца в отечественной литературе. Качестванастоящего отца. Равноправие родителей в семье 8-9 классы: «Отчество - от слова отец» своих «Нужно ли учителю учиться?» Просмотр видеоролика. Знакомство с литературными образами отца. Участие в групповой работе по соотнесению текста и высказывания известного человекаоб отце. Участие в беседе о нравственных качествах отца как родоначальника. Обмен мнениями о том, какое из предложенных Темы День музыки (1 час) Основное содержание Уникальность музыки каждого народа. Музыкальные Виды 5 -7 классы: «Что мы музыкой инструменты. искусства, где музыка — зовем» неотъемлемая часть 8 -9 классы: «Что мы музыкой учеников?»; высказываний ближе всего школьникам Деятельность школьников Групповая работа по созданию кластера «Музыка» в зависимости от ассоциаций, которые возникают от слова «музыка». Просмотр видеоролика. Участие в дискуссии о видах искусства, где музыка - неотъемлемая часть зовѐм» Традиционные семейные ценности (1 час) 5 -7 классы: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» 8 -9 классы: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» Темы Дом, в котором мы Просмотр вступительного живем. видеоролика о доме, в котором мы Идеальные отношения в семье: живем. Интерактивное задание какие они? «Собираем рассыпавшиеся Семейные ценности. пословицы». Участие в разыгрывании и анализе проблемных ситуаций, связанных с жизнью в семье День народного Основное содержание Смутное время единства истории (1 час) 5 -7 классы: «Мы - одна страна» 8 -9 классы: «Мы - одна страна» Самозванцы — одна из причин нашей в страны. продолжавшейся Смуты. Ополчение во главе с князем Дмитрием Пожарский и старостой земским Кузьмой Мининым. Примеры единения народа не только в войне Деятельность школьников Участие во вступительнойбеседе о появлении праздника День народного единства. Знакомство с исторической справкой о событиях Смутного времени. Работа в группах: если бы вы жили в Смутное время, в чем вы бы увидели причины появления народных ополчений? Обмен мнениями. Дискуссия о том, что 4 ноября 1612 года воины народного ополчения продемонстрировали образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе. Дискуссия о том, когда еще люди чувствуют, что им надо объединяться? Блиц-опрос о том, что в Москве нам напоминает о событиях 1612 года Мы разные, мы вместе (1 час) народов России. Традиции в разных народов. Уважение последним данным в России проживает 5 -7 классы: «Языки и между людьми более 190 народов). культура народовРоссии: национальностей единствов разнообразии» межкультурного общения. 8 -9 классы: Влияние многоязычия «Языки и культура на толерантность. народовРоссии: языки исчезают? единство в разнообразии» Разнообразие культуры разных — основа Блиц-опрос: какие народы, живущие России, вы можете назвать? (по Знакомство с традициями народов, живущих на территории России. Участие в дискуссии о том, что Почему объединяет людей разных национальностей в одной стране, что им в этом помогает? классы: 8 -9 Темы День матери (1 час) 5 -7 классы: «Мама - главное слово в каждой судьбе» Основное содержание Мама — важный человек в жизни каждого. Материнская любовь — простая и безоговорочная. Легко ли быть мамой? обсуждении случаев недопонимания мам и детей. Поиск причин этого в процессе групповой работы. 8 -9 классы: «Мама - главное слово в каждой судьбе» Символы России (Гимн, Герб) (1 час) 5 -7 классы: «Двуглавый орѐл: история Деятельность школьников Участие в игре «Незаконченное предложение», во время которой каждый школьник продолжает предложение «Первое,что приходит в голову, когда я слышу слово «мама» . . . » Участие в групповом Участие в беседе о том, что делает наших Герб — символ государства. У каждой страны свой герб. Значение триколора. История российскогофлага мам счастливыми Участие во вступительнойбеседе о гербе России: что олицетворяет герб России, где его можно увидеть? Участие в беседе о том, когда каждый из нас чувствовал гордость при виде государственных символов нашей страны. герба» Темы День добровольца (1 час) 5 -7 классы: «Жить - значит действовать» Основное содержание История создания Красного Креста. Особенности волонтерской деятельности. Волонтѐрство в России 8 -9 классы: «Жить - значит действовать» День Героев Отечества (1 час) Россия — страна с героическим прошлым. Современные герои — кто они? Россия начинается с Деятельность школьников Знакомство школьников с информацией о создании в Международного Комитета Красного Креста. Участие в обсуждении вопроса: действительно ли создание именно этой организацииможно считать началом волонтерского движения? Работа в группах по составлению списка особенностей волонтерской деятельности. Обмен историями из жизни о волонтѐрской деятельности Участие во вступительной беседе о непростой судьбе нашей страны, о войнах, которые выпали на долю народа и о героизме тех, кто 5-7 классы: «В жизни всегда есть место подвигу?» меня? вставал на ее защиту. Участие в дискуссии о том,есть ли место героизму сегодня? Обсуждение мнений школьников. Участие в игре «Согласен-не согласен» Основное содержание Значение Конституции для гражданстраны. Знание прав ивыполнение обязанностей. Ответственность — это осознанное поведение Деятельность школьников Участие во вступительной беседе о значении слова «конституция» и о жизни без конституции. Участие в обсужденииситуаций, в которых было нарушение прав или невыполнениеобязанностей. Участие в игре 8 -9 классы: «Россия начинается с меня?» Темы День Конституции (1 час) 5 -7 классы: «Настоящая ответственность бывает только личной» (Ф. Искандер) 8 -9 классы: «Повзрослеть это значит, чувствовать ответственность за других» (Г. Купер) Рождество (1 час) 5 -7 классы: «Светлый праздник Рождества» 8-9 классы: «Светлый праздник Рождества» «Незаконченное предложение», во время которой каждый школьник продолжает предложение «Нужно знать Конституцию, потому ч т о . » Участие в дискуссии об осознанном поведении и личной ответственности История праздника Рождества Христова. Рождественские традиции в России и вдругих государствах Участие в блиц-опросе «История рождения Христа». Работа в группах: обсуждаем рождественские традиции (кто больше вспомнит?) Какие рождественские традиции других стран вам больше всего нравятся? Игра «Найди связь»: педагог называет слово, связанное с Рождеством, а школьники рассказывают, как оно с ним связано. Работа Темы Тема нового года. Семейные праздники и мечты (1 час) 5-7 классы: в парах: придумать нетривиальное пожелание на Рождество Основное содержание Деятельность школьников Новый год — Игра «Вопрос из шляпы» (Всели праздник всей семьи. вы знаете о Новом годе?) Новогодние семейные Участие в дискуссии традиции. Новогодние «Поделись новогодней традицией, приметы которая объединяет семью». Участие в беседе о том, что чаще всего мы мечтаем о материальных «Зачем мечтать?» 8 -9 классы: подарках, но есть ли что-то, что мы хотели бы изменить в себе в Новом «Полѐт мечты» году? Цифровая безопасность и гигиена школьника (1 час) 5 -7 классы: «Как не попасть в цифровые ловушки?» 8 -9 классы: «Правила продвинутого пользователя интернета» Участие в разговоре о новогодних приметах Отношение к Участие в обсуждении того,что личной информации. относится к личной информации. Добавление «друзей» всети. Участие в беседе о тех, кого мы Всѐ, что попадает в Сеть, добавляем в «друзья», о том, что остаѐтся тамнавсегда могут рассказать о вас ваши фотографии. Работа в группах: делаем памятку для школьников.(используем ватман, карандаши, фломастеры и т. д.) Темы День снятия Основное содержание Голод, блокады бомбардировки Ленинграда (1 час) блокадного Блокадный 5 -7 классы: «Люди Способы писали дневники и ленинградцев. верили, что им О Деятельность школьников Беседа о том, что еще помогало морозы, — тяготы людям выстоять. Работа в парах с дальнейшим Ленинграда. обобщением: почему планам паек. Гитлера не суждено было сбыться? выживания провале планов удастся прожить и немецких войск ещѐ один день»(Д. Участие в блиц-опросе «Что вы знаете о блокаде Ленинграда; каким образом город попал в кольцо; зачем Гитлер хотел захватить город; почему Ладожское озеро называют дорогой жизни?» Участие в обсуждение неписанных правил выживания: 1. Не съедать весь выданный хлеб сразу. 2. Стоя в очереди за продовольствием, прижимались друг к другу: с одной стороны, чтобы не пропускать полукриминальных личностей, а с другой - чтобы сохранить тепло. 3. При бомбардировках люди знали где находится бомбоубежище и какой путь является наиболее безопасным. На улицах размещали таблички «Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна!». 4. Не ложиться и все времячтото делать. С. Лихачѐв) 8-9 классы: «Ты выжил, город на Неве.» люди Темы 160 лет со дня Основное содержание Авторитет К. рождения К. С. Станиславского в области Станиславского сценического (Великие люди Некоторые России) (1 час) биографии. Основные идеи 5-7 классы: «С чего системы начинается театр?» Станиславского С. искусства. факты его 8-9 классы: «С чего Деятельность школьников Самостоятельная работа: Знакомство с некоторыми фактами биографии К.С. Станиславского. Участие в обсуждении идей системы Станиславского. Могут ли они пригодиться людям других профессий? Участие в дебатах о том, стоит ли приучать детей к театру с раннего детства? начинается театр?» День российской Цивилизация без достижений. Участие во вступительной беседе о науки научных (1 час) Научные и технические научных достижений. Участие в беседе об 5 -7 классы: достижения основных научных «Хроника стране. научных науки открытий, жизни. Плюсы и минусы которые научно-технического прогресса повседневной жизни». в нашей Достижения в повседневной том, какой была бы жизнь человека без и технических достижениях в нашей стране. Участие в блиц - опросе «Примеры использования достижений науки в перевернули мир» Работа в группах с дальнейшим 8 -9 классы: «Научные обобщением: прорывы моей научно-техническогопрогресса» страны» Темы «Плюсы и минусы Основное содержание Географические Россия и мир (1 час) 5 -7 классы: «Россия в особенности и природные богатства России. мире» 8 -9 классы: «Россия в Многочисленные народы России. Единый перечень мире» коренных малочисленных народов(47 этносов) Российская культура. Чем славится Россия? Деятельность школьников Обмен мнениями: что для вас является День защитника Отечества (День Армии) (1 час) Участие Отечества: 5 -7 классы: «За что военного: кто мне могут сказать сегодня. «спасибо»? (ко Дню День защитника исторические традиции. Профессия еѐ выбирает удивительным вашей стране? Беседа о том, в чем причины исчезновения малочисленныхнародов России. Мозговой штурм: каксохранить Россию для будущих поколений в интеллектуальной разминке «Что вы знаете о Дне защитника Отечества». Участие в дискуссии опричинах выбора профессии военного. Смекалка в военном деле. Участие защитника Отечества) Задачи 8 -9 классы: «Тот, кто время в армии в мирное в работе в парах: знакомство с примерами действий, в которых военных выручала не может благодарить, смекалка. не может и получать Участие в беседе о том, как жители благодарность» России выражают свою благодарность защитникам Отечества Забота о каждом (1 час) 5 -7 классы: Мотивация добрых дел. Участие в «Незаконченное Подлинность намерений время которой игре предложение», каждый во школьник «Включайся!» — то, что утебя внутри. продолжает предложение «Я делаю 8 -9 классы: «Мы всѐ Проблемы, с которыми добрые дела, можем» сталкиваются добрые люди итогам игры — участие вобсуждении потому ч т о . » . По разных мотивов совершения добрых дел. Участие в дебатах: «Делать добро — это Темы Международный женский день (1 час) 5 -7 классы: «Мамина карьера» Основное содержание Связь праздника 8 Марта с именем Клары Цеткин. Освоение женщинами «мужских» профессий. Традиционность подхода «мужчина —добытчик, женщина — значит не делать зло» Деятельность школьников Участие во вступительнойбеседе об истории праздника 8 Марта. Работа в группах: как научнотехнический прогресс помог женщине выбирать ранее «мужские» профессии. Участие в дебатах о роли женщины в семье и в обществе 8 -9 классы: «Мужских и женских профессий больше нет?» Гимн России (110 лет советского писателя и поэта, автора слов гимнов Российской Федерации и СССР С. В. Михалкова) (1 час) 5 -7 классы: «Гимн России» хранительница очага»: изменились ли роли? Сергей Владимирович Михалков — поэт, драматург, баснописец, сказочник, сатирик, сценарист, общественный деятель. Страсть С. Михалкова к стихотворчеству. Работа в армейской печати во времена Великой Отечественной войны. Решение правительства России о смене гимна. Вторая редакция текста Самостоятельная работа: знакомство с ключевыми моментами жизни С. Михалкова. Работа в группах: предположим, вам поручили создать личную страничку Михалкова в интернете, какую информацию вы бы в нее поместили? Участие в беседе о том, почему, несмотря на большое количество претендентов, для последней редакции гимна выбрали стихи именно С. Михалкова? гимна 8 -9 классы: «Гимн России» Темы День воссоединения Крыма с Россией (1 час) Основное содержание Деятельность школьников Красивейший полуостров Участие в беседе о географическом положении Крыма с использованием с богатой историей. карты. История Крымского Самостоятельная работа по изучению полуострова. Значение информации по истории Крыма. Работа в группах с обобщением: что с древних «Путешествие по Достопримечательности Крыма времен привлекало разные народы в Крымском полуострове? Крыму» Обмен мнениями: что бы вы 8 -9 классы: «Крым на рекомендовали посетить в Крыму карте России» Участие во вступительной беседе о первом Всемирный день Сила театрального походе в театр, о тематике постановок, театра искусства. Читка пьес которые интересно смотреть. (1 час) -особый Участие в обсужденииожиданий от похода 5-7 классы: «Как жанр театрального в театр. построить диалогс искусства. Кино и театр: Рассказ педагога о читке пьес в разных искусством?» аргументы «за» и «против»» театрах, где после спектакля-читки идет 8 -9 классы: обсуждение со зрителями. «Искусство -одно из Участие в дебатах: «Кино и театр: средств различения аргументы «за» и «против»» доброго от злого» (Л. 5 -7 классы: Крыма. Толстой) Темы День космонавтики. Мы - первые (1 час) 5 -7 классы: «Трудно Основное содержание Главные события в истории покорения космоса. Отечественные космонавты- рекордсмены. Подготовка к полѐту — ли быть великим?» многолетний процесс 8 -9 классы: «Истории великих людей, которые меня впечатлили (ко Дню космонавтики)» Память о геноциде советского народа нацистами и их пособниками (1 час) 5 -7 классы: «Пока жива история, жива память...» 8-9 классы: «Есть такие вещи, которые нельзя Появление термина «геноцид». Геноцид советского народа и народов Европы во время Второй мировой войны. Международный военный трибунал в Нюрнберге. Конвенция ООН о предупреждении преступления геноцида и наказании за него. Геноцид в современном мире Деятельность школьников Участие во вступительнойбеседе об основных исторических событиях в космонавтике. Самостоятельная работа в группах: найти в интернете информацию о космонавте и сделать сообщение для одноклассников (Герман Титов, Валентина Терешкова, Алексей Леонов, Светлана Савицкая, Валерий Поляков, Елена Кондакова, Сергей Крикалев, Геннадий Падалка, Анатолий Соловьев). Участие в беседе о трудном процессе подготовки к полѐту Участие в беседе о том, какими признаками характеризуется геноцид. Составление «облака тегов» к понятию «геноцид». Участие в беседе о Нюрнбергском процессе. Участие в дискуссии о причинах геноцида и способах его предотвращения простить?» Темы День Земли (Экология) (1 час) 5 -7 классы: «Зелѐные привычки» сохраним природу вместе 8 -9 классы: Сохраним планету для будущих поколений День труда (1 час) 5 -7 классы: «Как проявить себя и свои способности?» 8 -9 классы: «Если ты Основное содержание День Земли — призыв задуматься о сохранности планеты. Экологические проблемы как следствия безответственного поведения человека. Соблюдать экоправила — не так сложно Деятельность школьников Участие во вступительнойбеседе об истории появления праздника День Земли. Обсуждение экологических проблем, существующих в России, и роли людей в их появлении. Работа в группах по составлению общего списка экоправил, которые легко может соблюдать каждый История Праздника труда. Труд — это право или обязанность человека? Работа мечты. Жизненно важные навыки Вступительная беседа об истории Праздника труда. Участие в дискуссии: «Труд — это право или обязанность человека?» Мозговой штурм — обсуждение критериев работымечты. Блиц-опрос «Владеете ли вы не умеешь элементарными использовать минуту, ты зря проведѐшь и час, и день, и всю жизнь» (А. Солженицын) Темы День Победы. Бессмертный полк (1 час) навыками?» 5 -7 классы: «Подвиг остаѐтся подвигом, даже если его некому воспеть.» (неизвестные герои ВОВ) 8 -9 классы: «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести... » День детских общественных Основное содержание История появления праздника День Победы. Поисковое движение России. Могила Неизвестного Солдата. Семейные традиции празднования Дня Победы 19 мая день трудовыми Деятельность школьников Участие во вступительнойбеседе об истории появления праздника День Победы. Участие в беседе о том, что заставляет тысячичеловек заниматься поиском и захоронением останков погибшихзащитников Отечества? Обмен мнениями: есть ли в вашей семье традиция отмечать День Победы? 1922 года — Участие во вступительной рождения беседе о пионерской организации. организаций (1 час) 5 -7 классы: «Может ли быть Тимур и его команда в 2022 году?» 8 -9 классы: «Какие существуют детские общественные организации?» Темы Про счастье (1 час) 5 -7 классы: «Что человеку нужно для счастья?» пионерской Цель еѐ деятельность. пионерской Причины, по объединяются организации. Участие в дискуссии о том,какое создания и должно быть детское общественное Распад объединение, чтобы вам захотелось в организации. него вступить. которым дети Участие в мозговом штурме по выдвижению причин, по которым дети объединяются. Участие в беседе о том, какие бывают детские общественные объединения Основное содержание Разные представления о счастье.Слагаемые счастья. Рецепт счастливой жизни. Деятельность школьников Игра «Согласен — не согласен». Работа в группах: обсуждениес дальнейшим обобщением вопроса «Из чего состоит счастье?» Обсуждение притчи о счастье. Участие в дискуссии: «Слагаемые счастья: любовь; семья; успех; самореализация; финансовое благополучие. Этого достаточно?». 8-9 классы: «Дай каждому дню шанс стать самым лучшим в твоей жизни» (Марк Твен). Приложение Подготовка учителя к работе по программе Внеурочное занятие проходит каждый понедельник. Оно начинается поднятием Государственного флага Российской Федерации, слушанием (исполнением) Государственного гимна Российской Федерации. Это мероприятие проходит в общем школьном актовом зале. Затем участники расходятся по своим классам, где проходит тематическая часть занятия. Учитывая особенности образовательной организации (специфика здания, расположенность актового зала по отношению к классам, наличие этажей и переходов и пр.) учителю следует продумать до мелочей организацию перехода обучающихся от актового зала в свой класс. Чем больше времени будет затрачено на этот переход, тем меньше времени останется на проведение собственно занятия. Сценарий рассчитан на 30 минут общения с учащимися. В методических рекомендациях, которые даны к каждому сценарию, учителюдаются советы, как в случае необходимости расширить или сократить содержание занятия. При подготовке к занятию учитель должен внимательно ознакомиться со сценарием и понять логику его построения. Педагог обратит внимание на три структурные части сценария: 1 часть — мотивационная, 2 часть — основная, 3 часть — заключительная. На каждую часть дано приблизительноевремя проведения. Цель мотивационной части занятия (3-5 минут) — предъявление учащимся темы занятия, выдвижение мотива его проведения. Эта часть обычно начинается с рассматривания видеоматериала, оценка которого является введением в дальнейшую содержательную часть занятия. Основная часть (до 20 минут) строится как сочетание разнообразной деятельности учащихся: интеллектуальной (работа с представленной информацией), коммуникативной (беседы, обсуждение видеоролика, создание описаний, рассуждений), практической (решение конкретных практических задач), игровой (дидактическая и ролевая игра), творческой (обсуждение воображаемых ситуаций, художественная деятельность). В заключительной части подводятся итоги занятия и рассматривается творческое задание. Учитель должен ознакомиться с методическими рекомендациями,которые даются в каждом сценарии, что поможет ему осознанно принять цельзанятия, его содержание и структуру.