1. Общие положения 1.1. Положение о внутренней системе оценки качества образования (далее Положение) в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 28 имени И.Г.Турищева Белоглинского района» (далее - Школа) определяет направления внутренней оценки качества образования и состав контрольно-оценочных процедур, регламентирует порядок организации и проведения контрольно-оценочных процедур, закрепляет критерии и формы оценки по различным направлениям. 1.2. Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и другим законодательством в сфере образования, в том числе федеральными образовательными программами (далее - ФОП), а также локальными нормативными актами Школы. 1.3. Положение разработано с учетом Показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденных приказом Минпросвещения от 13.03.2019 № 114. 1.4. В Положении использованы следующие понятия и аббревиатуры: • качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам и потребностям обучающихся, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы; • внутренняя система оценки качества образования (ВСОКО) - это система мероприятий, организуемых Школой и необходимых для осуществления контроля состояния качества образовательной деятельности посредством получения своевременной, полной и объективной информации о качестве образовательного процесса, который реализуется в Школе, и результатах освоения программ обучающимися; • документы ВСОКО - это совокупность информационно-аналитических продуктов контрольно-оценочной деятельности Школы; • мониторинг - это системное, протяженное во времени наблюдение за управляемым объектом, которое предполагает фиксацию состояния наблюдаемого объекта на «входе» и «выходе» периода мониторинга. Мониторинг обеспечивается оценочно-диагностическим инструментарием и имеет заданную траекторию анализа показателей наблюдения; • оценка/оценочная/контрольно-оценочная процедура - совокупность мероприятий, направленных на установление степени соответствия фактических показателей планируемым или заданным, в том числе в рамках образовательной программы; • ГИА - государственная итоговая аттестация; • ООП - основная образовательная программа. 2. Организация ВСОКО 2.1. В рамках ВСОКО оценивается: • качество образовательных программ; • качество условий реализации образовательных программ, в том числе инфраструктура Школы и ее доступность для детей с ОВЗ и инвалидностью; • качество образовательных результатов обучающихся; • удовлетворенность потребителей качеством образования. 2.2. Направления, обозначенные в пункте 2.1, оцениваются посредством следующих внешних и внутренних мероприятий. Внешние мероприятия Аккредитационный мониторинг Внутренние мероприятия Стартовая диагностика Всероссийские проверочные работы ГИА Региональные и муниципальные оценочные работы Независимая оценка качества условий образовательной деятельности Независимая оценка качества подготовки обучающихся Национальные сопоставительные исследования качества общего образования Международные сопоставительные исследования качества общего образования Оценка уровня формирования функциональной грамотности обучающихся и педагогов Оценка соответствия реализуемых в Школе образовательных программ федеральным требованиям Оценка условий реализации ООП (по уровням общего образования) федеральным требованиям Мониторинг образовательных достижений обучающихся, в том числе индивидуального прогресса обучающегося в достижении предметных и метапредметных результатов освоения ООП, сформированности и развития метапредметных образовательных результатов Мониторинг личностного развития обучающихся, сформированности у обучающихся личностных УУД Самообследование Анализ уроков и других занятий Контроль ведения электронного журнала Анкетирование педагогов, обучающихся, родителей (законных представителей) обучающихся 2.3. Состав должностных лиц, выполняемый ими в рамках ВСОКО функционал и сроки контрольно-оценочных мероприятий определяются ежегодно директором Школы. 2.4. Результаты внешних мероприятий используются Школой в целях, необходимых для осуществления внутренней оценки качества образования и избежания увеличения нагрузки на обучающихся и педагогов. 2.5. Контрольно-оценочные мероприятия и процедуры в рамках ВСОКО включаются в годовой план работы Школы. 3. Оценка образовательных результатов обучающихся 3.1. В качестве объекта оценки результатов реализации ООП (по уровням общего образования), разработанных на основе ФГОС и ФОП, выступают: • предметные результаты обучения; • метапредметные результаты обучения; • личностные результаты; • достижения учащихся на конкурсах, соревнованиях, олимпиадах различного уровня; • удовлетворенность родителей качеством образовательных результатов. 3.1.1. Оценка достижения метапредметных и предметных результатов освоения ООП (по уровням общего образования) проводится в соответствии с Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по основным общеобразовательным программам МБОУ СОШ № 28 3.1.2. Сводная информация по итогам оценки предметных результатов проводится по параметрам согласно приложению 1. 3.1.3. Достижение личностных результатов освоения ООП (по уровням общего образования) диагностируется в ходе неперсонифицированного мониторинга личностного развития обучающихся и встроенного педагогического наблюдения в соответствии с графиком, устанавливаемым директором Школы. 3.1.4. Достижения учащихся на конкурсах, соревнованиях, олимпиадах различного уровня оцениваются по критериям и показателям, приведенным в приложении 2. 3.1.5. Удовлетворенность родителей качеством образовательных результатов оценивается в конце каждого учебного года на основании опросов и анкетирования, которые проводятся раз в полгода. 3.1.6. Все образовательные достижения обучающегося подлежат учету. Результаты индивидуального учета фиксируются: • в электронном журнале успеваемости; • в справке по итогам учета единиц портфолио обучающегося. 4. Оценка образовательной деятельности 4.1. Оценке подлежат ООП соответствующего уровня общего образования, разработанные согласно требованиям ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО в соответствии с ФОП. Оценка ООП проводится на этапе ее разработки или изменения (до утверждения) на предмет соответствия содержания и структуры ООП федеральным требованиям. 4.1.1. Результаты оценки ООП (по уровням общего образования) прикладываются к протоколу утверждения программы педагогическим советом. 4.1.2. В случае внесения в ООП (по уровням общего образования) изменений и/или дополнений проводится оценка этих изменений и дополнений на предмет соответствия требованиям ФГОС и ФОП соответствующего уровня общего образования. 4.2. Оценка дополнительных общеобразовательных программ проводится только на этапе их внесения в школьный реестр дополнительных общеобразовательных программ по параметрам: • соответствие тематики программы запросу потребителей; • наличие документов, подтверждающих этот запрос; • соответствие содержания программы заявленному направлению дополнительного образования; • соответствие структуры и содержания программы региональным требованиям (при их наличии); • наличие в программе описанных форм и методов оценки планируемых результатов освоения программы обучающимся. 4.2.1. Оценка реализации дополнительного образования проводится по схеме анализа занятия (приложение 3). 5. Оценка условий реализации образовательных программ 5.1. Структура оценки условий реализации образовательных программ разрабатывается на основе требований ФГОС к кадровым, финансовым, психологопедагогическим, материально-техническим и информационно-методическим условиям и другим требованиям федерального и регионального образования. 5.2. Оценочные таблицы разрабатываются ежегодно ответственным, назначенным директором Школы, в том числе на основании проверочных листов, используемых при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования. 5.3. Оценка условий реализации образовательных программ проводится: • на этапе разработки ООП (стартовая оценка); • ежегодно в ходе подготовки отчета о самообследовании; • в иные периоды, устанавливаемые директором Школы. 5.4. Стартовая оценка проводится с целью учета имеющихся условий при планировании результатов образовательной деятельности и состава мероприятий по их достижению. Стартовая оценка условий дополняется «дорожной картой» их развития за период реализации ООП соответствующего уровня общего образования. 5.5. Показатели стартовой оценки и показатели «дорожной карты» вносятся в организационный раздел ООП каждого уровня общего образования. 5.6. Ежегодно в ходе подготовки отчета о самообследовании проводится контроль состояния условий. Предметом контроля выступают: • выполнение показателей «дорожной карты» по каждому уровню ООП; • совокупное состояние условий образовательной деятельности в Школе. 5.7. Результаты ежегодной оценки совокупного состояния условий деятельности Школы включаются в отчет о самообследовании. 6. Мониторинг 6.1. В рамках ВСОКО проводятся мониторинги: • личностного развития обучающихся; образовательной • достижения обучающимися метапредметных образовательных результатов; • выполнения «дорожной карты» развития условий реализации образовательных программ; • показателей отчета о самообследовании. 6.2. Мониторинг показателей отчета о самообследовании проводится один раз в три года, а его результаты вносятся в аналитическую часть отчета о самообследовании. 7. Итоговые документы ВСОКО 7.1. В рамках ВСОКО ответственные лица готовят справки по результатам оценочных мероприятий, локальные аналитические записки в случае внепланового контроля в одном из направлений ВСОКО и сводные аналитические справки по итогам мониторингов. 7.2. Состав конкретных документов ВСОКО ежегодно обновляется и утверждается директором Школы. Приложение 1 к Положению о внутренней системе оценки качества образования Показатели оценки предметных образовательных результатов № Показатели оценки предметных образовательных результатов 1 Численность/удельный вес численности учащихся, успевающих на «4» и «5» по результатам промежуточной аттестации, в общей численности учащихся 2 Средний балл ОГЭ выпускников 9-го класса по русскому языку 3 Средний балл ОГЭ выпускников 9-го класса по математике 4 Средний балл ЕГЭ выпускников 11 -го класса по русскому языку 5 Средний балл ЕГЭ 11 -го класса по математике 6 Численность/удельный вес численности выпускников 9-го класса, получивших неудовлетворительные результаты на ОГЭ по русскому языку, в общей численности выпускников 9-го класса 7 Численность/удельный вес численности выпускников 9-го класса, получивших неудовлетворительные результаты на ОГЭ по математике, в общей численности выпускников 9-го класса 8 Численность/удельный вес численности выпускников 11 -го класса, получивших результаты ниже установленного минимального количества баллов ЕГЭ по русскому языку, в общей численности выпускников 11 -го класса 9 Численность/удельный вес численности выпускников 11 -го Единица измерения Чел./% Балл Балл Балл Балл Чел./% Чел./% Чел./% Чел./% класса, получивших результаты ниже установленного минимального количества баллов ЕГЭ по математике, в общей численности выпускников 11 -го класса 10 Численность/удельный вес численности выпускников 9-го Чел./% класса, не получивших аттестаты об основном общем образовании, в общей численности выпускников 9-го класса 11 Численность/удельный вес численности выпускников 11 -го Чел./% 12 13 14 15 16 17 класса, не получивших аттестаты о среднем общем образовании, в общей численности выпускников 11 -го класса Численность/удельный вес численности выпускников 9-го класса, получивших аттестаты об основном общем образовании с отличием, в общей численности выпускников 9-го класса Численность/удельный вес численности выпускников 11 -го класса, получивших аттестаты о среднем общем образовании с отличием, в общей численности выпускников 11 -го класса Численность/удельный вес численности учащихся, принявших участие в различных олимпиадах, смотрах, конкурсах, в общей численности учащихся Численность/удельный вес численности учащихся -победителей и призеров олимпиад, смотров, конкурсов, в общей численности учащихся, в том числе: - муниципального уровня; - регионального уровня; - федерального уровня; - международного уровня Численность/удельный вес численности учащихся, получающих образование с углубленным изучением отдельных учебных предметов, в общей численности учащихся Численность/удельный вес численности учащихся, получающих образование в рамках профильного обучения, в общей численности учащихся Чел./% Чел./% Чел./% Чел./% Чел./% Чел./% Чел./% Чел./% Чел./% Чел./% Приложение 2 к Положению о внутренней системе оценки Критерии и показатели мониторинга результатов муниципального и ___________ регионального этапов олимпиады (конкурса) _______________ Показатели № Критерии Источники п/п информации 1 Результативность Количество участников Муниципальный, участников при переходе с различных этапов, которые региональный рейтинг муниципального на показали минимум 25% от по результатам участия региональный этап максимального балла по в олимпиады системе оценивания олимпиаде 2 Участие педагогов Количество учителей участников жюри Приказы о составе Школы предметных комиссий жюри в предметных муниципального и комиссиях регионального этапов муниципального и олимпиады регионального этапов олимпиады 3 Массовость участия в Общее количество Базы участников региональном этапе участников регионального регионального этапа олимпиады этапа в процентах от общего числа олимпиады обучающихся в этих классах. Положительное состояние дел, если Школа занимает более высокое положение относительно среднего показателя в муниципалитете, регионе 4 Эффективность Количество учащихся 9-11-х классов в Базы участников регионального этапа списках участников заключительного заключительного этапа олимпиады по каждому этапа олимпиады. олимпиады предмету Положительное состояние дел, если Школа имеет участников заключительного этапа олимпиады 5 Результативность участия в Общее количество победителей и Отчеты жюри заключительном этапе призеров заключительного этапа заключительного олимпиады олимпиады. этапа Положительное состояние дел, если олимпиады Школа имеет призеров и победителей заключительного этапа 6 Реализация цели олимпиады Количество победителей и Статистические профильной ориентации призеров регионального данные по участников олимпиады этапа олимпиады для 11-х классов, вузам сдавших ЕГЭ по предмету участия в региональном этапе на баллы, позволившие им поступить в профильные вузы, в процентах от их общего числа. Количество победителей и призеров заключительного этапа олимпиады для 11 -х классов, поступивших в профильные вузы, в процентах от их общего числа. Положительная оценка профильного характера олимпиады, если выпускники выбирают профиль образования в соответствии с учебным предметом, по которому выиграли олимпиаду Приложение 3 к Положению о внутренней системе оценки качества образования Анализ занятия дополнительного образования ------------------------------- 1 Ф. И. О. педагога дополнительного ------------------------------- 1Иванова Ирина Ивановна образования Образовательное объединение Кружок «Творим сами» Возраст учащихся 7-12 лет Дата занятия 15.05.2023 Наименование программы «Основы лепки из полимерной глины» Тема занятия Лепка цветов Оборудование Полимерная глина, набор для лепки, защитные подложки, очищающие салфетки Цель посещения и контроля Мероприятие в рамках ВСОКО Схема анализа занятия Действия педагога дополнительного образования Педагог подготовил необходимое оборудование или раздаточные материалы для каждого ученика до занятия Педагог потратил время на занятии, чтобы подготовить необходимое оборудование, раздаточный материал или ничего не подготовил Мотивация обучающихся Педагог задал направление работы обучающихся, настроил их на активную деятельность. Рассказал, каких полезных для жизни результатов достигнут на занятии Не мотивировал учеников Сообщение темы занятия Педагог сообщил тему занятия Учащиеся сформулировали тему занятия самостоятельно Сообщение целей занятия Педагог сформулировал на понятном для учащихся языке три группы целей: образовательные, развивающие и воспитательные. Педагог в целях учел индивидуальные образовательные возможности учащихся Педагог сформулировал одну группу целей (например, только образовательные). Индивидуальные возможности не учел Актуализация Педагог провел актуализацию имеющихся у имеющихся школьников знаний, умений, способов у обучающихся знаний действий Педагог пропустил этап актуализации Подведение Педагог сформулировал цели и подвел итоги промежуточных целей и для промежуточных этапов результатов Педагог не сформулировал цели и результаты промежуточных этапов, не подвел итоги Педагог проконтролировал и Контроль активности поощрил активность учеников. Ученики учеников активны Этапы подготовки и реализации занятия Подготовка оборудования и организация рабочих мест обучающихся Педагог проконтролировал активность учеников один или два раза. Ученики Параметры оценки 5-4 Балл 5 3-1 5-4 4 3-1 5-4 3-1 5 - 5-4 5 3-1 5-4 5 3-1 5-4 4 3-1 - 5-4 5 3-1 Организация самостоятельной работы Анализ ошибок учеников, организация самоанализа Оценка работы обучающихся на занятии Актуализация внимания обучающихся Отработка умений и способов действий Индивидуализация обучения Разъяснение заданий малоактивны ИЛИ Активность не проконтролировал. Ученики пассивны Педагог полностью использовал возможность самостоятельной работы: вовремя организовал, смотивировал учеников, рассказал критерии оценки или самооценки самостоятельной работы, прокомментировал оценку Педагог частично использовал возможности самостоятельной работы: ее на занятии было недостаточно, не прокомментировал критерии до того, как оценил результаты. ИЛИ Самостоятельную работу не организовал Педагог корректно объяснил, как исправить недочеты. Мотивировал учеников провести самоанализ Педагог некорректно прокомментировал недочеты, раскритиковал не выполнение задания, а личностные качества ученика, не предложил найти и объяснить ошибки Педагог оценил работу учеников объективно, аргументировал по критериям. Критерии ученики знали заранее Оценил объективно, но не аргументировал. Критерии оценки ученикам неизвестны Педагог проконтролировал уровень внимания учеников на разных этапах занятия, поддержал внимание Не проконтролировал уровень внимания ИЛИ Использовал приемы, которые не повышали внимание учеников Педагог выбрал задания, которые способствовали усвоению/повторению главного в теме Педагог выбрал задания, которые частично или совсем не способствовали усвоению/повторению главного в теме Практические задания соответствовали индивидуальному уровню освоения программы учащимися, педагог использовал разноуровневые задания Практические задания не соответствовали индивидуальному уровню освоения программы учащимися, педагог не использовал разноуровневые задания Педагог разъяснил обучающимся, как выполнить и оформить практические задания Педагог не разъяснил обучающимся, как 5-4 5 3-1 5-4 5 3-1 5-4 5 3-1 - 5-4 4 3-1 5-4 5 3-1 - 5-4 4 3-1 5-4 5 3-1 - выполнить и оформить практические задания Оценка времени, Педагог выбрал задания для которое обучающихся, в которых учел примерные обучающиеся тратят на затраты времени задание на его выполнение. Затраты времени соответствовали возможностям обучающихся Педагог выбрал задания для обучающихся, в которых не учел примерные затраты времени на его выполнение. Затраты времени не соответствовали возможностям обучающихся Последовательность Педагог логично изложил материал. Этапы этапов занятия занятия последовательны Педагог допустил логические ошибки в изложении материала. Этапы занятия непоследовательны Контроль времени на Педагог рационально использовал время занятия, не отвлекался на посторонние занятии разговоры с обучающимися, контролировал каждый этап и время занятия Педагог нерационально использовал время занятия Подведение итогов Педагог мотивировал учеников подвести занятия итоги занятия. Учащиеся подвели итоги занятия в соответствии с целями и задачами занятия, рассказали, каких образовательных результатов достигли Педагог подвел итог занятия. Цели, задачи, планируемые результаты обучения с итогом работы не сопоставил ИЛИ Педагог и ученики не подвели итоги Рефлексия Педагог использовал на занятии приемы рефлексии Педагог не провел рефлексию Воспитание интереса к Педагог воспитывал интерес учащихся к занятиям занятиям: предлагал нестандартные кружка/секции задания, мотивировал, работал индивидуально с учениками и др. Интерес учащихся к занятиям не формировал Взаимоотношения Педагог создал на занятии благоприятную педагога и учащихся обстановку, школьникам эмоционально комфортно, отношения уважительные, открытые Эмоциональный климат неблагоприятный (педагог авторитарен, излишне критикует учеников или не поддерживает дисциплину, попустительствует учащимся и т. д.) 5-4 5 3-1 5-4 5 3-1 - 5-4 5 3-1 - 5-4 4 3-1 5-4 5 3-1 5-4 5 3-1 - 5-4 5 3-1 Целесообразность использования технических средств обучения (ТСО) Педагог использовал ТСО, которые 5-4 4 повышают качество образовательных результатов Педагог неоправданно использовал ТСО 3-1 (больше развлекали, чем обучали или были сложными для обучающихся) Соблюдение Педагог соблюдал требования к 5-4 5 санитарно-гигиеническ освещению, температурному и их требований воздушному режиму, к технике безопасности, провел инструктаж по на занятии технике безопасности и пр. 3-1 Педагог соблюдал требования, инструктаж не проводил Организация Педагог провел физкультминутку, 5-4 физкультминутки на содержание и форма физкультминутки занятиях связаны с тематикой занятия, оптимально выбрал время проведения физкультминутки Педагог не провел физкультминутку 3-1 3 Наличие признаков Педагог спланировал занятие и выбрал 5-4 5 переутомления у задания, которые не повысили обучающихся утомляемость учеников Педагог выбрал слишком сложные 3-1 задания, не провел физкультминутку и не предотвратил повышенную утомляемость Учет ранее Педагог устранил недочеты, которые были 5-4 4 высказанных замечаний на предыдущих занятиях и рекомендаций Педагог не обратил внимания на замечания 3-1 педагогом (при и пожелания эксперта, который оценивал наличии) предыдущее занятие. Ошибки повторил Количество баллов: 126 Вывод: (если педагог Уровень подготовки педагога и качество проведения занятия набрал 30 и менее высокое баллов, то не подготовил занятие) Занятие посетил заместитель руководителя по УВР (подпись) (Ф. И. О.) С результатами контроля ознакомлен(а) (подпись) (Ф. И. О.)