география УО

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение»Средняя
общеобразовательная школа №28 имени И.Г.Турищева

Рассмотрено
на Педагогическом совете
Протокол №1 от 31.08.2020г

РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА
по географии
обучение (класс) основное общее обучение 6 — 9 класс
Количество часов: 68_
Уровень базовый
Учитель: Столбова И.В.
Программа разработана на основе:
Программы специальных (коррекционных) образовательных
учреждений VIII вида 5-9 классов под редакцией В.В.Воронковой.
Москва.

Пояснительная записка
География — учебный предмет, синтезирующий многие компоненты
общественно-научного и естественно-научного знания. Вследствие этого
содержание разных разделов курса географии, насыщенное экологическими,
этнографическими, социальными, экономическими аспектами, становится
тем звеном, которое помогает учащимся осознать тесную взаимосвязь
естественных и общественных дисциплин, природы и общества в целом. В
этом проявляется образовательное, развивающее и воспитательное значение
географии.
Основная цель обучения географии — сформировать у обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) умение
использовать географические знания и умения в повседневной жизни для
объяснения, оценки разнообразных природных, социально-экономических и
экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей
среды

и

обеспечения

безопасности

жизнедеятельности,

экологически

сообразного поведения в окружающей среде.
Задачами изучения географии являются:
― формирование представлений о географии и ее роли в понимании
природных и социально-экономических процессов и их взаимосвязей;
― формирование представлений об особенностях природы, жизни,
культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах
России, разных материков и отдельных стран.

― формирование

умения

выделять,

описывать

и

объяснять

существенные признаки географических объектов и явлений;
― формирование умений и навыков использования географических
знаний в повседневной жизни для объяснения явлений и процессов,
адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности
в случаях стихийных бедствий и техногенных катастроф
― овладение основами картографической грамотности и использование
элементарных

практических

умений

и

приемов

использования

географической карты для получения географической информации;
― формирование умения вести наблюдения за объектами, процессами и
явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и
антропогенных воздействий.
Содержание курса географии позволяет формировать широкий спектр
видов

учебной

деятельности,

таких,

как

умение

классифицировать,

наблюдать, делать выводы, объяснять, доказывать, давать определения
понятиям.
В соответствии с требованиями ФГОС предметом оценки освоения
обучающимися АООП должно быть достижение обучающимися предметных
и личностных результатов, которые применительно к изучению географии
должны быть представлены в тематическом планировании в виде конкретных
учебных действий

Начальный курс физической географии
Понятие о географии как науке. Явления природы: ветер, дождь, гроза.
Географические сведения о своей местности и труде населения.
Ориентирование на местности. Горизонт, линии, стороны горизонта.
Компас и правила пользования им.
План и карта. Масштаб. Условные знаки плана местности. План и
географическая карта. Масштаб карты. Условные цвета и знаки физической
карты. Физическая карта России.
Формы поверхности земли. Рельеф местности, его основные формы.
Равнины, холмы, горы. Понятие о землетрясениях и вулканах. Овраги и их
образование.
Вода на земле. Река и ее части. Горные и равнинные реки. Озера,
водохранилища, пруды. Болота и их осушение. Родник и его образование.
Колодец. Водопровод. Океаны и моря. Ураганы и штормы. Острова и
полуострова. Водоемы нашей местности. Охрана воды от загрязнения.
Земной шар. Краткие сведения о Земле, Солнце и Луне. Планеты. Земля
― планета. Освоение космоса. Глобус – модель земного шара. Земная ось,
экватор, полюса. Физическая карта полушарий. Океаны и материки на
глобусе и карте полушарий. Первые кругосветные путешествия. Значение
Солнца для жизни на Земле. Понятие о климате, его отличие от погоды.
Основные типы климата. Пояса освещенности, их изображение на глобусе и
карте полушарий. Природа тропического пояса. Природа умеренных и

полярных поясов.
Положение России на глобусе, карте полушарий, физической карте.
Границы России. Океаны и моря, омывающие берега России. Острова и
полуострова России.
География России
Общая характеристика природы и хозяйства России. Географическое
положение России на карте мира. Морские и сухопутные границы.
Европейская и азиатская части России. Разнообразие рельефа. Острова и
полуострова. Административное деление России.
Полезные

ископаемые,

их

месторождения,

пути

рационального

использования. Типы климата в разных частях России. Водные ресурсы
России, их использование. Экологические проблемы. Численность населения
России, его размещение. Народы России.
Отрасли промышленности. Уровни развития европейской и азиатской
частей России.
Природные зоны России. Зона арктических пустынь. Тундра. Лесная
зона. Степи. Полупустыни и пустыни. Субтропики. Высотная поясность в
горах.
География материков и океанов
Материки и океаны на глобусе и физической карте полушарий.
Атлантический океан. Северный Ледовитый океан. Тихий океан. Индийский
океан. Хозяйственное значение. Судоходство.

Африка, Австралия, Антарктида, Северная Америка, Южная Америка,
Евразия: географическое положение и очертания берегов, острова и
полуострова, рельеф, климат, реки и озера, природа материка, население и
государства.
Государства Евразии
Политическая карта Евразии. Государства Евразии. Западная Европа,
Южная Европа, Северная Европа, Восточная Европа. Центральная Азия.
Юго-Западная Азия. Южная Азия. Восточная Азия. Юго-Восточная Азия.
Россия.
Свой край. История возникновения. Положение на карте, границы.
Рельеф. Полезные ископаемые и почвы нашей местности. Климат. Реки,
пруды, озера, каналы нашей местности. Охрана водоемов. Растительный и
животный мир нашей местности. Население нашего края. Национальные
обычаи, традиции, национальная кухня. Промышленность нашей местности.
Специализация

сельского

хозяйства.

Транспорт

нашего

края.

Архитектурно-исторические и культурные памятники нашего края.

Таблица тематического распределения количества часов по
географии в 6-9 классах
№
п\п

Разделы, темы

Количество часов
Рабочая
Примерная или

авторская
программа

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

программа

6 класс
Начальный курс физической географии
Введение
Ориентирование по местности
Формы поверхности Земли
Вода на Земле
План и карта
Земной шар
Карта России
Всего часов

1.
2.
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
2.5.
2.6.
2.7.
3

4
5
4
10
9
14
22
68

7 класс
География России
Особенности природы и хозяйства
России (общая характеристика)
Природные зоны России
Зона арктических пустынь
Зона тундр
Лесная зона
Зона степей
Зона полупустынь
Зона субтропиков
Высотная поясность в горах
Повторение
Всего часов

8 класс
География материков и океанов
1. Введение
2. Мировой океан
3. Материки и части света
3.1. Африка
3.2. Австралия
3.3. Антарктида

11
55
5
8
18
8
6
2
8
2
68

1
5
12
8
6

.

3.4. Северная Америка
3.5. Южная Америка
3.6. Евразия
Всего часов
9 класс
География материков и океанов
I.
Государства Евразии
Политическая карта Евразии
1.
Европа
1.1. Европа. Западная Европа
1.2. Европа. Южная Европа
1.3. Европа. Северная Европа
1.4. Европа. Восточная Европа
2. Государства Азии
2.1. Центральная Азия
2.2. Юго-Западная Азия
2.3. Южная Азия
2.4. Восточная Азия
2.5. Юго-Восточная Азия
3. Россия
4. Свой край
Всего часов

9
11
16
68

45
1
22
5
3
3
11
22
5
8
1
4
4
6
17
68

Основные требования к знаниям и умениям учащихся 6 классов
Учащиеся должны знать:
Л

что изучает география;
горизонт, линию и стороны горизонта;
А
основные формы земной поверхности;
Л
виды водоѐмов их различия;
А
правила поведения в природе;
Л
отличие плана от рисунка и географической карты;
А
распределение суши и воды на Земле;
Л
материки и океаны, их расположение на глобусе и карте полушарий; А Солнце как
ближайшую к Земле звезду и его значения для жизни на Земле
х
название географических объектов, обазначенных в программе по теме «Карта России».
Л

Учащиеся должны уметь:
х

определять стороны горизонта, ориентироваться по Солнцу, компасу
и местным признакам природы; А делать
схематические
зарисовки
изучаемых
форм
земной
поверхности;
А
читать географическую карту ( условные цвета и основные знаки) по
атласам-приложениям к учебнику; А показывать на карте объекты, указанные в
программе, обозначать их
при помощи учителя на контурной карте из рабочей тетради на
печатной основе.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 7 классов
Учащиеся должны знать:
А

положение России на физической карте, карте полушарий и глобусе; А пояса
освещѐнности, в которых расположена наша страна; А природные зоны России;
А
природные условия и богатства России, возможности использования их человеком;
А
типичных представителей растительного и животного мира в каждой природной зоне;
А
хозяйство, основное население, его занятия и крупные города в
каждой природной зоне; А правила
поведения в природе;
Л
названия географических объектов на территории России, указанные в программе ( по
атласу, специально разработанному для коррекционных школ VIII вида).

Учащиеся должны уметь:

А

показывать границы России на глобусе, карте полушарий, физической карте и карте
природных зон России, давать элементарное описание природы по зонам, пользуясь
картинами и картами;
А
устанавливать взаимосвязь между климатом, растительным и животным миром,
природными условиями и занятиями населения;
А
делать несложные макеты изучаемых природных зон;
х
принимать участие в мероприятиях по охране окружающей среды; правильно вести себя
в природе;
А
выполнять задания в «Рабочей тетради по географии России» для 7 класса специальной
коррекционной школы VIII вида.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 9 классов Учащиеся
должны знать:
А

географическое положение, столицы и характерные особенности изучаемых государств
Евразии;
А
границы государственной строй и символику России;
А
особенности географическорго положения своей местности, типичных представителей
растительного и животного мира, основные мероприятия по охране природы в своей
области, правила поведения в природе, меры безопасности при стихийных бедствиях;
А
медицинские учреждения и отделы социальной защиты своей местности.
Учащиеся должны уметь:
А

находить на политической карте Евразии изучаемые государства и их столицы в атласах,
специально разработанных для коррекционных школ VIII вида;
А
показывать Россию на политических картах мира и Евразии;
А
находить свою местность на карте России (политико-административной, физической и
карте природных зон);
А
называть и показывать на иллюстрациях изученные культурные и исторические
памятники своей области;
А
правильно вести себя в природе;
А
выполнять задания в «Рабочей тетради по географии материков и океанов» для 9 класса
специальной ( коррекционной) школы VIII вида.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 8 классов Учащиеся
должны знать:
А

А

А

Атлантический, Северный Ледовитый, Тихий, Индийский океаны.Географическое
положение и их хозяйственное значенние;
особенности географическорго положения, очертания берегов и природные условия
каждого материка, население и особенности размещения;
названия изученных географических объектов ( по атласу, специально разработанному
для коррекционных школ VIII вида).

Учащиеся должны уметь:

А

показывать на географической карте из приложения к учебнику
океаны, давать им характеристику; А определять на карте полушарий
географическое положение и
очертания берегов каждого материка; А давать элементарное описание природных
условий всех материков,
опираясь на карту и картины; А находить в периодической печати сведения
об изученных
государствах и показывать их на политической карте; А выполнять задания в «Рабочей
тетради по географии материков и
океанов» для 8 класса специальной ( коррекционной) школы VIII
вида.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».