Математическая грамотность 1

Муниципальное образование Белоглинский район
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №28 имени И.Г. Турищева
Белоглинского района»
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
МБОУ СОШ № 28 МО Белоглинский район
от 31.08. 2022 года протокол № 1
Председатель ______ О.К. Шмигельская

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
По курсу «Математическая грамотность»
(указать учебный предмет, курс)

Уровень образования (класс): начальное общее образование (1класс)
(начальное общее, основное общее образование с указанием классов)

Количество часов: 17 часов
Учитель: Акинина Татьяна Александровна
Рабочая программа курса внеурочной деятельности « Математическая грамотность»
общеинтеллектуального направления разработана на основе курса «Читаем, р е ш а е м ,
ж и в ѐ м » (читательская и математическая грамотность), 2 класс: Пособие для учителя / Е.И.
Прынь, Т.И. Жилина, Е.Н. Черник /Под общ. ред. Т.И. Жилиной – Краснодар, ГБОУ ИРО
Краснодарскогокрая. - 2022.

Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности « Математическая грамотность» разработана в
соответствии с требованиями ФГОС НОО (2021 г.) [1], на основе примерной рабочей программы
«Математика» (для 1-4 классов образовательных организаций) [5], с учетом примерной
рабочей
программы
воспитания
для
общеобразовательных организаций [11], в
соответствии с письмом министерства образования, науки и молодежной политики
Краснодарского края от 13.07.2021 № 47-01-13-14546/21 «О составлении рабочих программ
учебных предметов и календарно-тематического планирования» [2].
Рабочая программа предназначена для обучающихся 1 классов и рассчитана на 17 часов. Курс
реализуется в познавательном направлении внеурочной деятельности.
1.Планируемые результаты освоения программы
Задачи и планируемые результаты программы внеурочной деятельности
«Читаем, решаем, живѐм (математическая грамотность)» во 2 классе базируются на требованиях
ФГОС НОО к образовательным результатам; согласуются с планируемыми результатами
освоения примерной рабочей программы учебного предмета «Математика» на уровне
начального общего образования и соответствуют компонентам математической
функциональной грамотности, которые обоснованы в лаборатории начального образования
РАО (Н.Ф.Виноградова и др.):
понимание учеником необходимости математических знаний для решения учебных и
жизненных задач; оценка учебных ситуаций, которые требуют применения математических
знаний, умений;
способность устанавливать математические отношения и зависимости, работать с
математической информацией; применять умственные операции, математические методы;
владение математическими фактами, математическим языком для решения учебных задач,
построения математических суждений.
Личностные результаты.
В результате изучения курса внеурочной деятельности у обучающегося будут сформированы
следующие личностные результаты:
оценивать практические и учебные ситуации с точки зрения возможности применения
математики для решения учебных и жизненных задачв повседневной жизни;
применять правила совместной деятельности со сверстниками, проявлять способность
договариваться, лидировать, следовать указаниям, осознавать личную ответственность и
объективно оценивать свой вклад в общийрезультат;
оценивать свои успехи в изучении математики; стремиться углублять свои математические
знания и умения.
Метапредметные результаты
В результате освоения курса внеурочной деятельности «Читаем, решаем, живем»
(математическая грамотность) у обучающихся будут сформированы
познавательные универсальные учебные действия:
применять базовые логические универсальные действия: сравнение, анализ, классификация
(группировка), обобщение;
представлять текстовую задачу, еѐ решение в виде модели, схемы, арифметической записи, в
соответствии с предложенной учебной проблемой;
находить
и
использовать для решения
учебных
задач текстовую,
графическую информацию в разных источниках информационной среды;
читать, интерпретировать графически
диаграмму, другую модель);

представленную

информацию

(схему,

таблицу,

представлять информацию в заданной форме (дополнять таблицу, текст), формулировать
утверждение по образцу, в соответствии с требованиями
учебной задачи.
коммуникативные учебные действия:
конструировать утверждения, проверять их истинность; строить логическое рассуждение;
использовать текст задания для объяснения способа и хода решения математической задачи;
формулировать ответ;
комментировать процесс вычисления, построения, решения;
объяснять полученный ответ с использованием изученной терминологии;
в процессе диалогов по обсуждению изученного материала — задавать вопросы, высказывать
суждения, оценивать выступления участников, приводить доказательства своей правоты,
проявлять этику общения.
регулятивные учебные действия самоорганизации, самоконтроля, самооценки:
планировать этапы предстоящей работы,
определять
последовательность
учебных
действий;
осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;объективно оценивать их;
выбирать и при необходимости корректировать способы действий;
находить ошибки в своей работе, устанавливать их причины, вести поиск путей преодоления
ошибок;
предвидеть возможность возникновения
трудностей и
ошибок,
предусматривать
способы их предупреждения
оценивать рациональность своих действий, давать им качественнуюхарактеристику.
Совместная деятельность:
участвовать в совместной деятельности: распределять работу междучленами группы;
согласовывать мнения в ходе поиска доказательств, выбора рационального способа, анализа
информации;
осуществлять совместный контроль и оценку выполняемых действий, предвидеть возможность
возникновения ошибок и трудностей, предусматриватьпути их предупреждения.
Предметные результаты
сравнивать, упорядочивать числа в пределах 100;
находить неизвестный компонент сложения, вычитания;
использовать при выполнении практических заданий единицы величин, изучаемых в рамках
систематического курса математики; преобразовывать одниединицы данных величин в другие;
определять, сравнивать величины, устанавливая между ними соотношение «больше/меньше
на»;
решать текстовые задачи в одно-два действия; планировать ход решения текстовой задачи в два
действия;
на бумаге в клетку изображать простейшие построения;
выполнять измерение длин реальных объектов с помощью линейки;
распознавать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения; проводить логические
рассуждения и делать выводы;
находить общий признак группы математических объектов (чисел, величин, геометрических
фигур);
находить закономерность в ряду объектов (чисел, геометрических фигур);
представлять информацию в заданной форме: дополнять текст задачи числами, заполнять
строку/столбец таблицы, указывать числовые данные на рисунке (изображении геометрических
фигур);
сравнивать группы объектов (находить общее, различное);
обнаруживать модели геометрических фигур в окружающем мире;
подбирать примеры, подтверждающие суждение, ответ;

проверять правильность вычислений.
II.Содержание курса внеурочной деятельности
Содержание программы внеурочной деятельности « Математическая грамотность» в 1классе
представлено 17 темами занятий (геймами), которые объединены в группы (раунды) по
предмету познавательной деятельности обучающихся (животные, растения, неживая природа).
Темы занятий (геймы) содержательно преемственны и нацелены на формирование у
обучающихся математической грамотности как компонента функциональной грамотности.
Содержание умений математической грамотности:
Умение решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, построенные на
понимании и применении математических отношений, смысла арифметических действий,
зависимостей посредством выполнения тематических заданий на основе не сплошного
нормированного текстапознавательного характера.
Формы организации и виды деятельности:
дидактическая игра
совместная деятельность (групповая и парная работа);
практическая работа (измерения, действия с предметами, мини-проекты)
беседа, постановка вопросов; диалог;
решение учебно-познавательных и учебно-практических задач,
творческая деятельность.
Ш.Тематическое планирование
№
занятия

Тема

Раунд 1. Кто наши друзья?
1.
Сколько кошек нужно
для счастья?
2.

3.

Количество
часов
4
1

Какое время
указывают собаки?

1

Хомячок считает
витаминки

1

Сколько слов знает
1
попугай?
Раунд 2. Кто живет рядом с нами? 7
4.

5.
6.
7.
8.
9.

Сосчитаем лошадей в 1
конюшне
Сколько иголок у ежа? 1
Много ли рыбы в
реке?
Какого размера ласка?
Сколько раз ящерица
может отбросить
хвост?

1
1
1

Виды деятельности обучающихся
Устная и письменная работа с числами.
Участие в учебном диалоге: формулирование
предположения о результате сравнения чисел.
Практическая работа: установление
математических отношений.
Обсуждение практических ситуаций.
Моделирование: использование предметной
модели сюжетной ситуации для решения
задач. Контроль и самоконтроль при решении
задач. Практическая работа: графические и
измерительные действия.
Групповая работа
Устная и письменная работа с числами.
Участие в учебном диалоге:
формулирование предположения о результате
сравнения чисел.
Практическая работа: установление
математических отношений.
Обсуждение практических ситуаций
Моделирование: использование предметной
модели сюжетной ситуации для решения
задач. Контроль и самоконтроль при решении

Сколько птенцов у
вороны?
11.
Когда
просыпается
кузнечик?
Раунд 3. Что растет рядом с нами?
12.
Сколько шляпок у
одуванчика?
10.

1
1

3
1

13.

Почему у луковицысто
одѐжек?
1

14.

Сколько цветков у
гиацинта?

Раунд 4. В какой природе мы
живем?
№
Тема
занятия
15.

16.
17.

1

СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
методического объединения
учителей начальных классов
МБОУ СОШ № 28
имени И.Г.Турищева
от «30»августа 2022 года № 1
________ Труфанова Л.А.
подпись руководителя МО
Ф.И.О.

Участие в учебном диалоге:
формулирование предположения о результате
сравнения чисел.
Практическая работа: установление
математических отношений.
Моделирование: использование предметной
модели сюжетной ситуации для решения
задач.
Контроль и самоконтроль при решении задач.
Групповая работа

3
Количество
часов

Много
ли
воды на
1
планете?
Сколько капель воды в 1
радуге?
Какой камень самый 1
большой?

Всего часов

задач.
Практическая работа: графические и
измерительные действия.
Групповая работа

Виды деятельности обучающихся
Устная и письменная работа с числами.
Участие в учебном диалоге:
формулирование предположения о результате
сравнения чисел.
Практическая работа: установление
математических отношений.
Моделирование: использование предметной
модели сюжетной ситуации для решения
задач. Групповая работа

17

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
____________ Новосельцева Н.Н.
подпись
Ф.И.О.
«31»августа 2022 года


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».