Муниципальное образование Белоглинский район муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №28 имени И.Г. Турищева Белоглинского района» УТВЕРЖДЕНО решением педагогического совета МБОУ СОШ № 28 МО Белоглинский район от 31.08. 2022 года протокол № 1 Председатель ______ О.К. Шмигельская РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности По курсу «Математическая грамотность» (указать учебный предмет, курс) Уровень образования (класс): начальное общее образование (1класс) (начальное общее, основное общее образование с указанием классов) Количество часов: 17 часов Учитель: Акинина Татьяна Александровна Рабочая программа курса внеурочной деятельности « Математическая грамотность» общеинтеллектуального направления разработана на основе курса «Читаем, р е ш а е м , ж и в ѐ м » (читательская и математическая грамотность), 2 класс: Пособие для учителя / Е.И. Прынь, Т.И. Жилина, Е.Н. Черник /Под общ. ред. Т.И. Жилиной – Краснодар, ГБОУ ИРО Краснодарскогокрая. - 2022. Пояснительная записка Рабочая программа внеурочной деятельности « Математическая грамотность» разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО (2021 г.) [1], на основе примерной рабочей программы «Математика» (для 1-4 классов образовательных организаций) [5], с учетом примерной рабочей программы воспитания для общеобразовательных организаций [11], в соответствии с письмом министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края от 13.07.2021 № 47-01-13-14546/21 «О составлении рабочих программ учебных предметов и календарно-тематического планирования» [2]. Рабочая программа предназначена для обучающихся 1 классов и рассчитана на 17 часов. Курс реализуется в познавательном направлении внеурочной деятельности. 1.Планируемые результаты освоения программы Задачи и планируемые результаты программы внеурочной деятельности «Читаем, решаем, живѐм (математическая грамотность)» во 2 классе базируются на требованиях ФГОС НОО к образовательным результатам; согласуются с планируемыми результатами освоения примерной рабочей программы учебного предмета «Математика» на уровне начального общего образования и соответствуют компонентам математической функциональной грамотности, которые обоснованы в лаборатории начального образования РАО (Н.Ф.Виноградова и др.): понимание учеником необходимости математических знаний для решения учебных и жизненных задач; оценка учебных ситуаций, которые требуют применения математических знаний, умений; способность устанавливать математические отношения и зависимости, работать с математической информацией; применять умственные операции, математические методы; владение математическими фактами, математическим языком для решения учебных задач, построения математических суждений. Личностные результаты. В результате изучения курса внеурочной деятельности у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты: оценивать практические и учебные ситуации с точки зрения возможности применения математики для решения учебных и жизненных задачв повседневной жизни; применять правила совместной деятельности со сверстниками, проявлять способность договариваться, лидировать, следовать указаниям, осознавать личную ответственность и объективно оценивать свой вклад в общийрезультат; оценивать свои успехи в изучении математики; стремиться углублять свои математические знания и умения. Метапредметные результаты В результате освоения курса внеурочной деятельности «Читаем, решаем, живем» (математическая грамотность) у обучающихся будут сформированы познавательные универсальные учебные действия: применять базовые логические универсальные действия: сравнение, анализ, классификация (группировка), обобщение; представлять текстовую задачу, еѐ решение в виде модели, схемы, арифметической записи, в соответствии с предложенной учебной проблемой; находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую информацию в разных источниках информационной среды; читать, интерпретировать графически диаграмму, другую модель); представленную информацию (схему, таблицу, представлять информацию в заданной форме (дополнять таблицу, текст), формулировать утверждение по образцу, в соответствии с требованиями учебной задачи. коммуникативные учебные действия: конструировать утверждения, проверять их истинность; строить логическое рассуждение; использовать текст задания для объяснения способа и хода решения математической задачи; формулировать ответ; комментировать процесс вычисления, построения, решения; объяснять полученный ответ с использованием изученной терминологии; в процессе диалогов по обсуждению изученного материала — задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников, приводить доказательства своей правоты, проявлять этику общения. регулятивные учебные действия самоорганизации, самоконтроля, самооценки: планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий; осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;объективно оценивать их; выбирать и при необходимости корректировать способы действий; находить ошибки в своей работе, устанавливать их причины, вести поиск путей преодоления ошибок; предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения оценивать рациональность своих действий, давать им качественнуюхарактеристику. Совместная деятельность: участвовать в совместной деятельности: распределять работу междучленами группы; согласовывать мнения в ходе поиска доказательств, выбора рационального способа, анализа информации; осуществлять совместный контроль и оценку выполняемых действий, предвидеть возможность возникновения ошибок и трудностей, предусматриватьпути их предупреждения. Предметные результаты сравнивать, упорядочивать числа в пределах 100; находить неизвестный компонент сложения, вычитания; использовать при выполнении практических заданий единицы величин, изучаемых в рамках систематического курса математики; преобразовывать одниединицы данных величин в другие; определять, сравнивать величины, устанавливая между ними соотношение «больше/меньше на»; решать текстовые задачи в одно-два действия; планировать ход решения текстовой задачи в два действия; на бумаге в клетку изображать простейшие построения; выполнять измерение длин реальных объектов с помощью линейки; распознавать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения; проводить логические рассуждения и делать выводы; находить общий признак группы математических объектов (чисел, величин, геометрических фигур); находить закономерность в ряду объектов (чисел, геометрических фигур); представлять информацию в заданной форме: дополнять текст задачи числами, заполнять строку/столбец таблицы, указывать числовые данные на рисунке (изображении геометрических фигур); сравнивать группы объектов (находить общее, различное); обнаруживать модели геометрических фигур в окружающем мире; подбирать примеры, подтверждающие суждение, ответ; проверять правильность вычислений. II.Содержание курса внеурочной деятельности Содержание программы внеурочной деятельности « Математическая грамотность» в 1классе представлено 17 темами занятий (геймами), которые объединены в группы (раунды) по предмету познавательной деятельности обучающихся (животные, растения, неживая природа). Темы занятий (геймы) содержательно преемственны и нацелены на формирование у обучающихся математической грамотности как компонента функциональной грамотности. Содержание умений математической грамотности: Умение решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, построенные на понимании и применении математических отношений, смысла арифметических действий, зависимостей посредством выполнения тематических заданий на основе не сплошного нормированного текстапознавательного характера. Формы организации и виды деятельности: дидактическая игра совместная деятельность (групповая и парная работа); практическая работа (измерения, действия с предметами, мини-проекты) беседа, постановка вопросов; диалог; решение учебно-познавательных и учебно-практических задач, творческая деятельность. Ш.Тематическое планирование № занятия Тема Раунд 1. Кто наши друзья? 1. Сколько кошек нужно для счастья? 2. 3. Количество часов 4 1 Какое время указывают собаки? 1 Хомячок считает витаминки 1 Сколько слов знает 1 попугай? Раунд 2. Кто живет рядом с нами? 7 4. 5. 6. 7. 8. 9. Сосчитаем лошадей в 1 конюшне Сколько иголок у ежа? 1 Много ли рыбы в реке? Какого размера ласка? Сколько раз ящерица может отбросить хвост? 1 1 1 Виды деятельности обучающихся Устная и письменная работа с числами. Участие в учебном диалоге: формулирование предположения о результате сравнения чисел. Практическая работа: установление математических отношений. Обсуждение практических ситуаций. Моделирование: использование предметной модели сюжетной ситуации для решения задач. Контроль и самоконтроль при решении задач. Практическая работа: графические и измерительные действия. Групповая работа Устная и письменная работа с числами. Участие в учебном диалоге: формулирование предположения о результате сравнения чисел. Практическая работа: установление математических отношений. Обсуждение практических ситуаций Моделирование: использование предметной модели сюжетной ситуации для решения задач. Контроль и самоконтроль при решении Сколько птенцов у вороны? 11. Когда просыпается кузнечик? Раунд 3. Что растет рядом с нами? 12. Сколько шляпок у одуванчика? 10. 1 1 3 1 13. Почему у луковицысто одѐжек? 1 14. Сколько цветков у гиацинта? Раунд 4. В какой природе мы живем? № Тема занятия 15. 16. 17. 1 СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения учителей начальных классов МБОУ СОШ № 28 имени И.Г.Турищева от «30»августа 2022 года № 1 ________ Труфанова Л.А. подпись руководителя МО Ф.И.О. Участие в учебном диалоге: формулирование предположения о результате сравнения чисел. Практическая работа: установление математических отношений. Моделирование: использование предметной модели сюжетной ситуации для решения задач. Контроль и самоконтроль при решении задач. Групповая работа 3 Количество часов Много ли воды на 1 планете? Сколько капель воды в 1 радуге? Какой камень самый 1 большой? Всего часов задач. Практическая работа: графические и измерительные действия. Групповая работа Виды деятельности обучающихся Устная и письменная работа с числами. Участие в учебном диалоге: формулирование предположения о результате сравнения чисел. Практическая работа: установление математических отношений. Моделирование: использование предметной модели сюжетной ситуации для решения задач. Групповая работа 17 СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ____________ Новосельцева Н.Н. подпись Ф.И.О. «31»августа 2022 года