Муниципальное образование Белоглинский район муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №28 имени И.Г. Турищева Белоглинского района» УТВЕРЖДЕНО решением педагогического совета МБОУ СОШ № 28 МО Белоглинский район от 31.08. 2022 года протокол № 1 Председатель ______ О.К. Шмигельская РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности По курсу «Читательская грамотность» (указать учебный предмет, курс) Уровень образования (класс): начальное общее образование (1класс) (начальное общее, основное общее образование с указанием классов) Количество часов: 17 часов Учитель: Акинина Татьяна Александровна Рабочая программа курса внеурочной деятельности « Читательская грамотность» общеинтеллектуального направления разработана на основе курса «Читаем, р е ш а е м , ж и в ѐ м » (читательская и математическая грамотность), 2 класс: Пособие для учителя / Е.И. Прынь, Т.И. Жилина, Е.Н. Черник /Под общ. ред. Т.И. Жилиной – Краснодар, ГБОУ ИРО Краснодарскогокрая Пояснительная записка Рабочая программа курса внеурочной деятельности « Читательская грамотность» общеинтеллектуального направления разработана на основе курса «Читаем, р е ш а е м , ж и в ѐ м » (читательская и математическая грамотность), 2 класс: Пособие для учителя / Е.И. Прынь, Т.И. Жилина, Е.Н. Черник /Под общ. ред. Т.И. Жилиной – Краснодар, ГБОУ ИРО Краснодарскогокрая. - 2022. - 25с. в соответствии с требованиями ФГОС НОО (2021 г.) [1], на основе примерной рабочей программы «Литературное чтение» (для 1-4 классов образовательных организаций) [4], с учетом примерной рабочей программы воспитания для общеобразовательных организаций [11], в соответствии с письмом министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края от 13.07.2021 № 47-01-13-14546/21 «О составлении рабочих программ учебных предметов и календарно-тематического планирования» [2]. Рабочая программа предназначена для обучающихся 1 классов и рассчитана на 16 часов. Курс реализуется в познавательном направлении внеурочной деятельности. Цель курса: формирование основ читательской грамотности обучающихся. I.Планируемые результаты освоения программы Планируемые результаты программы внеурочной деятельности «Читательская грамотность» в 1 классе базируются на требованиях ФГОС НОО к образовательным результатам; согласуются с планируемыми результатами освоения примерной рабочей программы учебного предмета «Литературное чтение» на уровне начального общего образования и соответствуют компонентам функциональной грамотности, которые обоснованы в лаборатории начального образования РАО (Н.Ф. Виноградова и др.): сформированность мотивации к самостоятельному чтению; осознание себя как читателя, понимание роли чтения в успешности обучения и повседневной жизни; овладение процессом смыслового чтения текстов разного типа, прежде всего художественного текста; умение ориентироваться в особенностях разных жанров фольклора и художественной литературы; готовность осуществлять творческую деятельность на основе прочитанного текста. Личностные результаты. Личностные результаты освоения программы внеурочной деятельности «Читаем, решаем, живем» (читательская грамотность) достигаются в процессе образовательной и воспитательной деятельности, обеспечивающей позитивную динамику развития личности младшего школьника, ориентированную на процессы самопознания, саморазвития и самовоспитания [10]. Личностные результаты освоения программы должны отражать освоение младшими школьниками социально значимых норм и отношений, развитие позитивного отношения к общественным, традиционным, социокультурным и духовно-нравственным ценностям, приобретение опыта применения сформированных представлений и отношений на практике. Учителю необходимо донести до сознания младшего школьника, что чтение дает человеку свободу – заниматься самому, выбирать книгу по собственному желанию, не занимать время других. Чтение дает возможность путешествовать и фантазировать, переживать вместе с героями и оказывать им моральную поддержку. Метапредметные результаты В результате освоения курса внеурочной деятельности «Читаем, решаем, живем» (читательская грамотность) у второклассников будут сформированы: познавательные универсальные учебные действия: сравнивать произведения по теме, главной мысли (морали), жанру, устанавливать основания для сравнения произведений, устанавливать аналогии; устанавливать причинно-следственные связи в сюжетах текстов различных жанров, при составлении плана, характеристике поступков героев; находить в предложенном источнике информацию, представленную вявном виде; коммуникативные универсальные учебные действия: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своѐ мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей. регулятивные универсальные учебные действия самоорганизации и самоконтроля: планировать действия по решению учебной задачи для получениярезультата; выстраивать последовательность выбранных действий; устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок. Совместная деятельность: принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по еѐ достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат; выполнять совместные задания с опорой на предложенные образцы. Предметные результаты понимать содержание, смысл прочитанного произведения; владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста; описывать характер героя, находить в тексте средства изображения (портрет) героя и выражения его чувств, оценивать поступки героев произведения, устанавливать взаимосвязь между характером героя и его поступками, сравнивать героев одного произведения по предложенным критериям; объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием словаря; находить в тексте примеры использования слов в прямом и переносном значении; участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения; использовать справочную литературу для получения дополнительной информации в соответствии с учебной задачей. II.Содержание курса внеурочной деятельности Содержание программы внеурочной деятельности «Читательская грамотность» в 1 классе представлено 17 темами занятий (геймами), которые объединены в группы (раунды) по предмету познавательной деятельности обучающихся (животные, растения, неживая природа). Темы занятий (геймы) содержательно преемственны и нацелены на формирование у обучающихся читательской грамотности как компонента функциональной грамотности. Содержание умений читательской грамотности: Навыки смыслового чтения, способы и приѐмы работы с различными видами текстов и книгой, знакомство с детской литературой; общее и литературное развитие младшего школьника, реализация творческих способностей обучающегося посредством выполнения тематических заданий на основе не сплошных нормированных текстов познавательного характера. Формы организации и виды деятельности: дидактическая игра; совместная деятельность (групповая и парная работа); беседа, постановка вопросов; диалог; решение учебно-познавательных и учебно-практических задач; творческая текстовая деятельность. III. Тематическое планирование № Тема занятия Раунд 1. Кто наши друзья? 1. Какой характер уперсидского кота? Коли- чество часов 4 1 № Тема занятия Раунд 2 Кто живет рядом с нами? Коли- чество часов 7 5. Удивительная лошадь 1 6. 1 8. Когда ѐж выходит на охоту? Ловись, карась, и большой, и маленький! Как живет ласка? 9. Зачем ящерице хвост? 1 10. У вороны ума палата 1 11. В траве сидел кузнечик 1 Раунд 3 Что растет рядом с нами? 12. Одуванчик – солнечный цветок 3 7. 1 1 1 Виды деятельности обучающихся Участие в учебном диалоге: выделение и обсуждение главной мысли произведения. Работа с текстом произведения, выполнение заданий на поисковое чтение. Выполнение заданий на сравнение произведений на одну тему; на сравнение героев произведений по предложенному алгоритму. Групповая работа Виды деятельности обучающихся Участие в учебном диалоге: выделение и обсуждение главной мысли произведения. Работа с текстом произведения, выполнение заданий на изучающее и поисковое чтение. Работа в парах: зададим друг другу вопросы по прочитанному тексту. Групповая работа Участие в учебном диалоге: выделение и обсуждение главной 13. Почему лук репчатый? 1 14. Что спрятано луковице? 1 в Раунд 4 В какой природе мы 3 живем? 15. Много ли воды 1 на планете? 16. Кто построил 1 разноцветный мост? Всего часов СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения учителей начальных классов МБОУ СОШ № 28 имени И.Г.Турищева от «30»августа 2022 года № 1 ________ Труфанова Л.А. подпись руководителя МО Ф.И.О. мысли произведения. Работа с текстом произведения, выполнение заданий на поисковое чтение. Групповая работа Участие в учебном диалоге: выделение и обсуждение главной мысли произведения. Работа с текстом произведения, выполнение заданий на поисковое чтение. Групповая работа 16 СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ____________ Новосельцева Н.Н. подпись Ф.И.О. «31»августа 2022 года