Читательская грамотность

Муниципальное образование Белоглинский район
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №28 имени И.Г. Турищева
Белоглинского района»
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
МБОУ СОШ № 28 МО Белоглинский район
от 31.08. 2022 года протокол № 1
Председатель ______ О.К. Шмигельская

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
По курсу «Читательская грамотность»
(указать учебный предмет, курс)

Уровень образования (класс): начальное общее образование (1класс)
(начальное общее, основное общее образование с указанием классов)

Количество часов: 17 часов
Учитель: Акинина Татьяна Александровна
Рабочая программа курса внеурочной деятельности « Читательская грамотность»
общеинтеллектуального направления разработана на основе курса «Читаем,
р е ш а е м , ж и в ѐ м » (читательская и математическая грамотность), 2 класс:
Пособие для учителя / Е.И. Прынь, Т.И. Жилина, Е.Н. Черник /Под общ. ред. Т.И.
Жилиной – Краснодар, ГБОУ ИРО Краснодарскогокрая

Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности « Читательская грамотность»
общеинтеллектуального направления разработана на основе курса
«Читаем,
р е ш а е м , ж и в ѐ м » (читательская и математическая грамотность), 2 класс:
Пособие для учителя / Е.И. Прынь, Т.И. Жилина, Е.Н. Черник /Под общ. ред. Т.И.
Жилиной – Краснодар, ГБОУ ИРО Краснодарскогокрая. - 2022. - 25с.
в соответствии с требованиями ФГОС НОО (2021 г.) [1], на основе примерной рабочей
программы «Литературное чтение» (для 1-4 классов образовательных организаций) [4], с
учетом примерной рабочей программы воспитания для общеобразовательных
организаций [11], в соответствии с письмом министерства образования, науки и
молодежной политики Краснодарского края от 13.07.2021 № 47-01-13-14546/21
«О составлении рабочих программ учебных предметов и календарно-тематического
планирования» [2].
Рабочая программа предназначена для обучающихся 1 классов и рассчитана на 16 часов.
Курс реализуется в познавательном направлении внеурочной деятельности.
Цель курса: формирование основ читательской грамотности обучающихся.
I.Планируемые результаты освоения программы
Планируемые результаты программы внеурочной деятельности
«Читательская грамотность» в 1 классе базируются на
требованиях ФГОС НОО к
образовательным результатам; согласуются с планируемыми результатами освоения
примерной рабочей программы учебного предмета «Литературное чтение» на уровне
начального общего образования и соответствуют компонентам функциональной
грамотности, которые обоснованы в лаборатории начального образования РАО (Н.Ф.
Виноградова и др.):
сформированность мотивации к самостоятельному чтению; осознание себя как читателя,
понимание роли чтения в успешности обучения и повседневной жизни;
овладение процессом смыслового чтения текстов разного типа, прежде всего
художественного текста;
умение ориентироваться в особенностях разных жанров фольклора и художественной
литературы;
готовность осуществлять творческую деятельность на основе прочитанного текста.
Личностные результаты.
Личностные результаты освоения программы внеурочной деятельности
«Читаем, решаем, живем» (читательская грамотность) достигаются в процессе
образовательной и воспитательной деятельности, обеспечивающей позитивную динамику
развития личности младшего школьника, ориентированную на процессы самопознания,
саморазвития и самовоспитания [10].
Личностные результаты освоения программы должны отражать освоение младшими
школьниками социально значимых норм и отношений, развитие позитивного отношения
к общественным, традиционным, социокультурным и духовно-нравственным
ценностям, приобретение опыта применения
сформированных представлений и отношений на практике.
Учителю необходимо донести до сознания младшего школьника, что чтение дает
человеку свободу – заниматься самому, выбирать книгу по собственному желанию, не
занимать время других. Чтение дает возможность путешествовать и фантазировать,
переживать вместе с героями и оказывать им моральную поддержку.
Метапредметные результаты

В результате освоения курса внеурочной деятельности «Читаем, решаем, живем»
(читательская грамотность) у второклассников будут сформированы:
познавательные универсальные учебные действия:
сравнивать произведения по теме, главной мысли (морали), жанру, устанавливать
основания для сравнения произведений, устанавливать аналогии;
устанавливать
причинно-следственные связи в
сюжетах
текстов
различных жанров, при составлении плана, характеристике поступков героев;
находить в предложенном источнике информацию, представленную вявном виде;
коммуникативные универсальные учебные действия:
воспринимать
и
формулировать
суждения,
выражать
эмоции
в
соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога
и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своѐ мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.
регулятивные
универсальные
учебные
действия
самоорганизации и
самоконтроля:
планировать действия по решению учебной задачи для получениярезультата;
выстраивать последовательность выбранных действий;
устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Совместная деятельность:
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по еѐ
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные задания с опорой на предложенные образцы.
Предметные результаты
понимать содержание, смысл прочитанного произведения;
владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста;
описывать характер героя, находить в тексте средства изображения (портрет) героя и
выражения его чувств, оценивать поступки героев произведения, устанавливать
взаимосвязь между характером героя и его поступками, сравнивать героев одного
произведения по предложенным критериям;
объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием словаря;
находить в тексте примеры использования слов в прямом и переносном значении;
участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения;
использовать справочную литературу для получения дополнительной информации в
соответствии с учебной задачей.
II.Содержание

курса внеурочной деятельности

Содержание программы внеурочной деятельности «Читательская грамотность» в 1
классе представлено 17 темами занятий
(геймами), которые объединены в группы (раунды) по предмету познавательной
деятельности обучающихся (животные, растения, неживая природа).
Темы занятий (геймы) содержательно преемственны и нацелены на формирование у
обучающихся читательской грамотности как компонента функциональной
грамотности. Содержание умений читательской грамотности:

Навыки смыслового чтения, способы и приѐмы работы с различными видами текстов и
книгой, знакомство с детской литературой; общее и литературное развитие младшего
школьника, реализация творческих способностей обучающегося посредством
выполнения тематических заданий на основе не сплошных нормированных текстов
познавательного характера.
Формы организации и виды деятельности:
дидактическая игра;
совместная деятельность (групповая и парная работа);
беседа, постановка вопросов; диалог;
решение учебно-познавательных и учебно-практических задач;
творческая текстовая деятельность.
III. Тематическое планирование
№
Тема
занятия
Раунд 1. Кто наши друзья?
1.
Какой
характер
уперсидского
кота?

Коли- чество
часов
4
1

№
Тема
занятия
Раунд 2 Кто живет рядом с нами?

Коли- чество
часов
7

5.

Удивительная лошадь

1

6.

1

8.

Когда ѐж выходит на
охоту?
Ловись,
карась,
и
большой, и маленький!
Как живет ласка?

9.

Зачем ящерице хвост?

1

10.

У вороны ума палата

1

11.

В траве сидел кузнечик

1

Раунд 3 Что растет рядом с нами?
12.
Одуванчик –
солнечный цветок

3

7.

1

1

1

Виды деятельности обучающихся
Участие в учебном диалоге:
выделение и обсуждение главной
мысли произведения. Работа с
текстом произведения, выполнение
заданий на поисковое чтение.
Выполнение заданий на сравнение
произведений на одну тему; на
сравнение героев произведений по
предложенному алгоритму.
Групповая работа
Виды деятельности обучающихся

Участие в учебном диалоге:
выделение и обсуждение главной
мысли произведения.
Работа с текстом произведения,
выполнение заданий на изучающее и
поисковое чтение.
Работа в парах: зададим друг другу
вопросы по прочитанному тексту.
Групповая работа

Участие в учебном диалоге:
выделение и обсуждение главной

13.

Почему лук репчатый?

1

14.

Что спрятано
луковице?

1

в

Раунд 4 В какой природе мы 3
живем?
15.
Много
ли
воды 1
на
планете?
16.
Кто построил
1
разноцветный мост?
Всего часов

СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
методического объединения
учителей начальных классов
МБОУ СОШ № 28
имени И.Г.Турищева
от «30»августа 2022 года № 1
________ Труфанова Л.А.
подпись руководителя МО
Ф.И.О.

мысли произведения.
Работа с текстом произведения,
выполнение заданий на поисковое
чтение.
Групповая работа

Участие в учебном диалоге:
выделение и обсуждение главной
мысли произведения.
Работа с текстом произведения,
выполнение заданий на поисковое
чтение.
Групповая работа

16

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
____________ Новосельцева Н.Н.
подпись
Ф.И.О.
«31»августа 2022 года


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».