Белоглинский район, ст. Новолокинская
(территориальный, административный округ (город, район, поселок)
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №28 имени И.Г.Турищева Белоглинского района»
(полное наименование образовательного учреждения)
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
МБОУ СОШ № 28
от «31» августа 2021 года протокол № 1
Председатель _____ Шмигельская О.К.
подпись руководителя ОУ
Ф.И.О.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По родному языку (русский)
(указать учебный предмет, курс)
Уровень образования (класс)
начальное общее , 1-4 кл.
(начальное общее, основное общее образование с указанием классов)
Количество часов 28 ч.
Учитель или группа учителей, разработчиков рабочей программы Труфанова Лариса Александровна , учитель начальных классов
МБОУ СОШ №28
Программа разработана в соответствии ООП НОО, утвержденной на педагогическом совете МБОУ СОШ № 28 от 31.08. 2021
протокол № 1с учетом ООП НОО от 8 апреля 2015 года №1/15
с учетом УМК: Примерная рабочая программа по учебному предмету «Родной язык (русский)»для образовательных организаций ,
реализующих программы начального общего образования, 1-4 классы.
Рабочая программа составлена на основе примерной рабочей программы по учебному предмету «Родной язык (русский)» для
образовательных организаций ,реализующих программы начального общего образования
1.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ЛИЧНОСТНЫЕ:
1.Гражданско-патриотическое воспитание:
— становление ценностного отношения к своей Родине —России;
— осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;
— сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
— уважение к своему и другим народам;
— первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о
нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений;
2.Духовно-нравственное воспитание:
— признание индивидуальности каждого человека;
— проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;
3.Трудовое воспитание:
— осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда,
навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям;
4.Ценности научного познания:
— первоначальные представления о научной картине мира;
— познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся:
● понимать,
материале,
принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения,
ориентироваться в учебном
содержащем средства для еѐ решения;
● планировать учебные действия (2-3 шага) в соответствии
с поставленной задачей;
● решать проблемы творческого и поискового характера;
● с помощью учителя проводить самоконтроль
и самооценку результатов своей учебной
деятельности;
● понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях
неуспеха;
● овладеть
задачами.
начальными навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и
Познавательные
Учащиеся научатся:
● находить
ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
● находить
значения отдельных слов в толковом
● делать
выводы в результате совместной работы класса и учителя;
словаре (под руководством учителя);
● использовать знаково-символических средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и
процессов, схем решения учебных и практических задач;
● использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве
сети Интернет);
● преобразовывать
информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие
тексты.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
● слушать
собеседника и с помощью учителя, вести
диалог, признавать возможность существования
различных
точек зрения и права каждого иметь свою;
● оформлять
свою мысль в монологическое речевое
высказывание небольшого объема;
● активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий) для решения
коммуникативных и познавательных задач;
● вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях общения, соблюдая правила
диалоге
речевого этикета, участвовать в
при обсуждении прослушанного, прочитанного произведения
ПРЕДМЕТНЫЕ
Учащиеся в конце первого года обучения при реализации содержательной линии «Русский язык: прошлое и настоящее»
научатся:
● отличать
● распознавать
буквицу от строчных и прописных букв, оформлять буквицу в заставке текста
слова, обозначающие предметы традиционного русского быта (дом, одежда), понимать значение
устаревших слов по указанной
● использовать
(книги)
тематике;
словарные статьи учебника для определения лексического значения слова;
● составлять
«Словарь в картинках»
● понимать
значение русских пословиц и поговорок,
связанных с изученными темами;
при реализации содержательной линии «Язык в действии» научатся:
● составлять
звуковые модели слов с постановкой
ударения в слове
● произносить слова с правильным ударением (в рамках
● различать
изученного);
изменение смысла слова в зависимости от
места
ударения
в
слове;
при реализации содержательной линии «Секреты речи и текста» научатся:
● различать
этикетные формы обращения в официальной
и неофициальной речевой ситуации;
● владеть
правилами корректного речевого поведения
в ходе диалога;
● использовать
в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке
адекватно
ситуации общения;
● владеть
культуре
различными приемами слушания научно-познавательных и художественных
текстов об истории языка и
русского народа;
● анализировать
информацию прочитанного и прослушанного
текста: выделять в нем наиболее существенные факты.
Обучающиеся получат возможность научиться:
● с
помощью учителя доказывать и подтверждать
● сравнивать, сопоставлять, делать элементарный
фактами (из текста) собственное суждение;
анализ различных текстов, выделяя
два-три
существенных
признака под руководством учителя;
● отличать
прозаический текст от поэтического;
● распознавать
особенности построения фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы);
● использовать
с помощью учителя учебные толковые
словари для определения лексического
значения слова.
Учащиеся в конце второго года обучения при реализации содержательной линии «Русский язык: прошлое и настоящее»
научатся:
● распознавать слова, обозначающие предметы традиционного русского быта (одежда, еда, домашняя утварь, детские забавы,
игры, игрушки), понимать значение устаревших слов по указанной тематике;
● понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;
● осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения;
при реализации содержательной линии «Язык в действии» научатся:
● произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
● осознавать смыслоразличительную роль ударения;
● пользоваться орфографическим словарѐм для определения нормативного написания слов;
при реализации содержательной линии «Секреты речи и текста» научатся:
● различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;
● владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
● использовать коммуникативные приѐмы устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение,
поздравление;
● использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации
общения;
Обучающиеся получат возможность научиться:
● проводить синонимические замены с учѐтом особенностей текста;
● владеть различными приѐмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и о
культуре русского народа; анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты
от второстепенных; выделять наиболее существенные факты; устанавливать логическую связь между фактами;
● создавать тексты-инструкции с опорой на предложенный текст;
●
создавать тексты-повествования о посещении музеев, об участии в народных праздниках.
Учащиеся в конце третьего годаобучения при реализации содержательной линии «Русский язык: прошлое и настоящее»
научатся:
● распознавать
слова
с
национально-культурным
компонентом
значения
(лексика,
связанная
с
особенностями
мировосприятия и отношениями между людьми; слова, называющие природные явления и растения;
● понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами; понимать значение фразеологических
оборотов, связанных с изученными темами; осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого
общения; использовать собственный словарный запас для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке
адекватно ситуации и стилю общения.
при реализации содержательной линии «Язык в действии» научатся:
● выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или
явлению реальной действительности;
● пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического значения слова;
● пользоваться орфографическим словарѐм для определения нормативного написания слов;
при реализации содержательной линии «Секреты речи и текста» научатся:
● владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
● использовать коммуникативные приѐмы устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение,
поздравление;
● использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации
общения;
●
анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных, выделять
наиболее существенные факты, устанавливать логическую связь между фактами;
● создавать тексты-повествования об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами;
Обучающиеся получат возможность научиться:
● владеть различными приѐмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и о
культуре русского народа;
● редактировать письменный текст с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла;
●
оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного, уместного и выразительного
словоупотребления;
● соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения этих
частей, логические связи между абзацами текста;
● приводить объяснения заголовка текста.
В конце четвёртого года изучения курса русского родного языка при реализации содержательной линии «Русский язык:
прошлое и настоящее» учащиеся научатся:
распознавать
слова
с
национально-культурным
компонентом
значения
(лексика,
связанная
с
особенностями
мировосприятия и отношениями между людьми; с качествами и чувствами людей; родственными отношениями);
● осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения;
● использовать собственный словарный запас для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно
ситуации и стилю общения;
при реализации содержательной линии «Язык в действии»:
● соотносить собственную и чужую речь с нормами современного русского литературного языка (в рамках изученного);
● соблюдать на письме и в устной речи нормы современного русского литературного языка (в рамках изученного);
●
произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
● выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или
явлению реальной действительности;
● выявлять и исправлять в устной речи типичные грамматические ошибки, связанные с нарушением согласования имени
существительного и имени прилагательного в числе, роде, падеже; с нарушением координации подлежащего и сказуемого в
числе‚ роде (если сказуемое выражено глаголом в форме прошедшего времени);
● соблюдать изученные пунктуационные нормы при записи собственного текста; пользоваться учебными толковыми
словарями для определения лексического значения слова;
● пользоваться орфографическим словарѐм для определения нормативного написания слов;
● пользоваться учебным этимологическим словарѐм для уточнения происхождения слова;
при реализации содержательной линии «Секреты речи и текста»:
● различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;
● владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
● использовать коммуникативные приѐмы устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение,
поздравление;
● использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации
общения;
● владеть различными приѐмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и о культуре
русского народа;
● анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных, выделять
наиболее существенные факты, устанавливать логическую связь между фактами;
● составлять план текста, не разделѐнного на абзацы;
● пересказывать текст с изменением лица;
● создавать тексты-повествования о посещении музеев, об участии в народных праздниках, об участии в мастер-классах,
связанных с народными промыслами;
● соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения этих частей,
логические связи между абзацами текста;
● приводить объяснения заголовка текста;
Выпускник получит возможность научиться:
● понимать значение фразеологических оборотов, связанных с изученными темами;
●
проводить синонимические замены с учѐтом особенностей текста;
● заменять синонимическими конструкциями отдельные глаголы, у которых нет формы 1-го лица единственного числа
настоящего и будущего времени;
●
оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного, уместного и выразительного
словоупотребления;
● редактировать письменный текст с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла.
2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1 класс (7 часов)
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (4 часа)
Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Особенности оформления книг в Древней Руси:
оформление красной строки и заставок.
Практическая работа: «Оформление буквиц и заставок».
Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова. Слова, обозначающие
предметы традиционного русского быта: 1) Дом в старину: что как называлось (изба, терем, хоромы, горница, светлица, светец,
лучина и т. д.). 2) Как называлось то, во что одевались в старину: (кафтан, кушак, рубаха, сарафан, лапти и т.д.) Особенности
фольклорного текста.
Имена в малых жанрах фольклора (в пословицах, поговорках, загадках, прибаутках).
Проектное задание: «Словарь в картинках».
Раздел 2. Язык в действии (1 час)
Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения. Соблюдение орфоэпических норм и правильной
интонации.
Раздел 3. Секреты речи и текста (2 часа)
Стандартные обороты речи для участия в диалоге (Как вежливо попросить? Как похвалить товарища? Как правильно
поблагодарить?). Цели и виды вопросов (вопрос-уточнение, вопрос как запрос на новое содержание). Участие в коллективном
обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы,
используя текст. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание,
извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
2 класс (7 часов)
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (2 часа)
Слова, называющие игры, забавы, игрушки (например, городки, салочки, салазки, санки, волчок, свистулька).Слова,
называющие предметы традиционного русского быта: 1) слова, называющие домашнюю утварь и орудия труда (например, ухват,
ушат, ступа, плошка, крынка, ковш, решето, веретено, серп, коса, плуг); 2) слова, называющие то, что ели в старину (например,
тюря, полба, каша, щи, похлѐбка, бублик, ватрушка калач, коврижки): какие из них сохранились до нашего времени;3) слова,
называющие то, во что раньше одевались дети (например, шубейка, тулуп, шапка, валенки, сарафан, рубаха, лапти).
Проектное задание: «Почему это так называется?».
Раздел 2. Язык в действии (2 часа)
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).
Разные способы толкования значения слов. Наблюдение за сочетаемостью слов.
Совершенствование орфографических навыков.
Раздел 3. Секреты речи и текста (3 часа)
Связь предложений в тексте. Практическое овладение средствами связи: лексический повтор, местоименный повтор.
Создание текстов-повествований: заметки о посещении музеев; повествование об участии в народных праздниках.
Создание текста: развѐрнутое толкование значения слова.
3 класс (7 часов)
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (2 часа)
Слова, называющие природные явления и растения (например, образные названия ветра, дождя, снега; названия растений).
Слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры, занятия людей (например, ямщик, извозчик,
коробейник, лавочник).
Проектное задание: «Откуда в русском языке эта фамилия»; «История моего имени и фамилии» (приобретение опыта
поиска информации о происхождении слов).
Раздел 2. Язык в действии (2 часа)
Многообразие суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки значения и различную оценку, как специфика
русского языка (например, книга, книжка, книжечка, книжица, книжонка, книжища; заяц, зайчик, зайчонок, зайчишка, заинька и т.
п.) (на практическом уровне).
Специфика грамматических категорий русского языка (например, категории рода, числа имѐн существительных).
Существительные, имеющие только форму единственного или только форму множественного числа (в рамках изученного).
Раздел 3. Секреты речи и текста (3 часа)
Особенности устного выступления. Создание текстов-повествований: о путешествии по городам; об участии в мастерклассах, связанных с народными промыслами. Создание текстов-рассуждений с использованием различных способов
аргументации (в рамках изученного). Языковые особенности текстов фольклора и художественных текстов или их фрагментов
(народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т. п.).
4 класс (7 часов)
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (2 ч)
Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с качествами, чувствами людей, с учением, с
родственными отношениями (например, от корки до корки, вся семья вместе, так и душа на месте и т. д.). Сравнение с
пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов из разных языков, имеющих общий смысл, но различную
образную форму.
Проектные задания: «Откуда это слово появилось в русском языке» (приобретение опыта поиска информации о
происхождении слов); «Сравнение толкований слов в словаре В. И. Даля и современном толковом словаре»; «Русские слова в
языках других народов».
Раздел 2. Язык в действии (2 ч)
Трудные случаи образования формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени глаголов (на
пропедевтическом уровне). Наблюдение за синонимией синтаксических конструкций на уровне словосочетаний и предложений (на
пропедевтическом уровне).
История возникновения и функции знаков препинания (в рамках изученного).
Раздел 3. Секреты речи и текста (3)
Информативная функция заголовков. Типы заголовков.
Составление плана текста, не разделенного на абзацы. Информационная переработка прослушанного или прочитанного
текста: пересказ с изменением лица.
Создание текста как результата собственной исследовательской деятельности.
Оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного
словоупотребления. Редактирование предложенных и собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы;
сопоставление чернового и отредактированного текстов. Практический опыт использования учебных словарей в процессе
редактирования текста.
3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс (7 часов)
Раздел
Кол-
Темы
Кол-
Основные виды деятельности обучающихся (на уровне Основные
во
во
универсальных учебных действий)
часов
часов
направления
воспитательной
деятельности
Раздел
1.
Практическая
Русский язык: 4
«Оформление
прошлое
заставок»
и
настоящее
работа: 1
буквиц
и
Слова,
обозначающие 1
предметы
традиционного
русского быта
Имена
в
малых
жанрах 1
фольклора
Проектное
Познавательные
●
находить
ответы на вопросы в тексте,
иллюстрациях;
●
находить
значения отдельных слов в толковом
словаре (под руководством учителя);
Коммуникативные
●
слушать
собеседника и с помощью учителя,
вести диалог, признавать возможность существования
различных точек зрения и права каждого иметь свою;
4
1
●
оформлять свою мысль в монологическое речевое
4,1
высказывание небольшого объема;
ПРЕДМЕТНЫЕ
●
отличать
буквицу от строчных и прописных букв,
оформлять буквицу в заставке текста
(книги)
●
распознавать слова, обозначающие предметы
традиционного русского быта (дом, одежда), понимать
значение устаревших слов по указанной тематике;
●
составлять «Словарь в картинках»
понимать
значение русских пословиц и поговорок,
связанных с изученными темами
задание: 1
4,3
«Словарь в картинках»
Раздел 2. Язык
в действии
Смыслоразличительная
1
роль ударения
1
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
●
решать проблемы творческого и поискового
характера;
●
с помощью учителя проводить самоконтроль
4
и
самооценку результатов своей учебной деятельности;
Познавательные
●
использовать знаково-символических средства
представления информации для создания моделей
изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и
практических задач;
Коммуникативные
●
активно использовать речевые средства и средства
информационных и коммуникационных технологий) для
решения коммуникативных и познавательных задач;
ПРЕДМЕТНЫЕ
●
составлять звуковые модели слов с постановкой
ударения в слове
●
произносить слова с правильным ударением (в
рамках
изученного);
●
различать
изменение смысла слова в зависимости
от места ударения в слове;
Раздел
Секреты
и текста
3.
речи 2
Стандартные обороты речи 1
для участия в диалоге
Цели и виды вопросов
1
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
●
понимать причины успеха/неуспеха учебной
деятельности и способности конструктивно действовать
даже в ситуациях неуспеха;
●
овладеть
начальными навыками смыслового
чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с
целями и задачами.
Познавательные
●
использовать знаково-символических средства
представления информации для создания моделей
изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и
практических задач;
●
использовать различные способы поиска (в
справочных источниках и открытом учебном
информационном пространстве сети Интернет);
●
преобразовывать
информацию из одной формы в
другую:
подробно пересказывать небольшие
тексты.
Коммуникативные
●
вести диалог в различных учебных и бытовых
ситуациях общения, соблюдая правила речевого
этикета, участвовать в диалоге
при обсуждении
4
4
прослушанного, прочитанного
произведения
ПРЕДМЕТНЫЕ
●
различать
этикетные формы обращения в
официальной
и неофициальной речевой ситуации;
●
владеть
правилами корректного речевого
поведения в ходе диалога;
●
использовать
в речи языковые средства для
свободного выражения мыслей и чувств на родном
языке
адекватно ситуации общения;
2 класс (7 часов)
Раздел
Кол-
Темы
Кол-
Основные виды деятельности обучающихся (на уровне Основные
во
во
универсальных учебных действий)
часов
часов
направления
воспитательной
деятельности
Раздел
1.
Русский
язык: 2
прошлое
и
настоящее
Слова, называющие игры, 1
забавы, игрушки; предметы
традиционного
русского
быта
Проектное
«Почему
называется?»
задание: 1
это
так
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
1,2
Регулятивные
●
решать проблемы творческого и поискового
характера;
●
с помощью учителя проводить самоконтроль и
самооценку результатов своей учебной деятельности;
Познавательные
●
делать
выводы в результате совместной работы 3,4
класса и учителя;
●
использовать знаково-символических средства
представления информации для создания моделей
изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и
практических задач;
Коммуникативные
●
активно использовать речевые средства и средства
информационных и коммуникационных технологий) для
решения коммуникативных и познавательных задач;
●
вести диалог в различных учебных и бытовых
ситуациях общения, соблюдая правила речевого
этикета, участвовать в диалоге
при обсуждении
прослушанного, прочитанного
произведения
Предметные:
●
распознавать слова, обозначающие предметы
традиционного русского быта (одежда, еда, домашняя
утварь, детские забавы, игры, игрушки), понимать значение
устаревших слов по указанной тематике;
●
осознавать уместность их употребления в
современных ситуациях речевого общения;
Раздел 2. Язык
в действии
Разные способы толкования 1
2
значения слов. Наблюдение
за сочетаемостью слов
Совершенствование
орфографических навыков
1
ЛИЧНОСТНЫЕ:
4
●
осознание национального своеобразия, богатства,
выразительности русского языка;
●
распознавание
слов с национально-культурным
компонентом значения (лексика, связанная с особенностями
мировосприятия и отношениями между людьми; слова,
4
обозначающие предметы и явления традиционного русского
быта; фольклорная лексика);
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
●
с помощью учителя проводить самоконтроль и
самооценку результатов своей учебной деятельности;
●
понимать причины успеха/неуспеха учебной
деятельности и способности конструктивно действовать
даже в ситуациях неуспеха;
Познавательные
●
делать
выводы в результате совместной работы
класса и учителя;
●
использовать знаково-символических средства
представления информации для создания моделей
изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и
практических задач;
Коммуникативные
●
активно использовать речевые средства и средства
информационных и коммуникационных технологий) для
решения коммуникативных и познавательных задач;
●
вести диалог в различных учебных и бытовых
ситуациях общения, соблюдая правила речевого
этикета, участвовать в диалоге
при обсуждении
прослушанного, прочитанного произведения
Предметные:
●
произносить слова с правильным ударением (в рамках
изученного);
●
осознавать смыслоразличительную роль ударения;
●
пользоваться орфографическим словарѐм для
определения нормативного написания слов;
Раздел
3.
Секреты речи и 3
текста
Связь предложений
в 1
тексте
Создание
текстов- 1
повествований
Развѐрнутое
значения слова
толкование 1
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
4
Регулятивные
●
понимать,
принимать и сохранять учебную задачу,
соответствующую этапу обучения,
ориентироваться в учебном материале, содержащем 3,4
средства для еѐ решения;
●
планировать учебные действия (2-3 шага) в
соответствии
с поставленной задачей;
Познавательные
●
находить
ответы на вопросы в тексте,
иллюстрациях;
●
находить
значения отдельных слов в толковом
словаре (под руководством учителя);
●
делать
выводы в результате совместной работы
класса и учителя;
Коммуникативные
●
слушать
собеседника и с помощью учителя,
вести диалог, признавать возможность существования
различных точек зрения и права каждого иметь свою;
●
оформлять свою мысль в монологическое речевое
высказывание небольшого объема;
Предметные:
●
различать этикетные формы обращения в
официальной и неофициальной речевой ситуации;
●
владеть правилами корректного речевого поведения в
ходе диалога;
●
использовать коммуникативные приѐмы устного
общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба,
извинение, поздравление;
●
использовать в речи языковые средства для
свободного выражения мыслей и чувств на родном языке
адекватно ситуации общения;
4
3 класс (7 часов)
Раздел
Кол-
Темы
Кол-
Основные виды деятельности обучающихся (на уровне Основные
во
во
универсальных учебных действий)
часов
часов
направления
воспитательной
деятельности
Раздел
1.
Русский
язык: 2
прошлое
и
настоящее
Слова,
называющие 1
природные
явления
и
предметы
и
растения
явления
традиционной
русской культуры, занятия
людей.
Проектное
задание: 1
«Откуда в русском языке
эта
фамилия»;
«История
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
●
с помощью учителя проводить самоконтроль и
самооценку результатов своей учебной деятельности;
●
понимать причины успеха/неуспеха учебной
деятельности и способности конструктивно действовать
даже в ситуациях неуспеха;
●
овладеть
начальными навыками смыслового
чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с
целями и задачами.
Познавательные
●
использовать знаково-символических средства
представления информации для создания моделей
изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и
практических задач;
●
использовать различные способы поиска (в
справочных источниках и открытом учебном
информационном пространстве сети Интернет);
Коммуникативные
●
активно использовать речевые средства и средства
информационных и коммуникационных технологий) для
решения коммуникативных и познавательных задач;
●
вести диалог в различных учебных и бытовых
ситуациях общения, соблюдая правила речевого
этикета, участвовать в диалоге
при обсуждении
прослушанного, прочитанного произведения
1,4
Предметные:
●
распознавать слова с национально-культурным
компонентом значения (лексика, связанная с особенностями
мировосприятия и отношениями между людьми; слова,
называющие природные явления и растения;
3,4
Раздел 2. Язык
в действии
моего имени и фамилии».
●
осознавать уместность их употребления в
современных ситуациях речевого общения; использовать
собственный словарный запас для свободного выражения
мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и
стилю общения.
Для чего нужны суффиксы? 1
●
обогащение активного и пассивного словарного
запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным
языком во всей полноте его функциональных возможностей
в соответствии с нормами устной и письменной речи,
правилами речевого этикета; расширение знаний о родном
языке как системе и как развивающемся явлении,
формирование аналитических умений в отношении
языковых единиц и текстов разных функциональносмысловых типов и жанров.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
●
с помощью учителя проводить самоконтроль и
самооценку результатов своей учебной деятельности;
●
понимать причины успеха/неуспеха учебной
деятельности и способности конструктивно действовать
даже в ситуациях неуспеха;
●
овладеть
начальными навыками смыслового
чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с
целями и задачами.
Познавательные
●
использовать различные способы поиска (в
справочных источниках и открытом учебном
информационном пространстве сети Интернет);
●
преобразовывать
информацию из одной формы в
другую:
подробно пересказывать небольшие
тексты.
Коммуникативные
●
вести диалог в различных учебных и бытовых
ситуациях общения, соблюдая правила речевого
этикета, участвовать в диалоге
при обсуждении
прослушанного, прочитанного произведения
Предметные:
●
выбирать из нескольких возможных слов то слово,
которое наиболее точно соответствует обозначаемому
предмету или явлению реальной действительности;
2
Какие
особенности
рода 1
имѐн существительных есть
в русском языке?
4
4
●
пользоваться учебными толковыми словарями для
определения лексического значения слова;
●
пользоваться орфографическим словарѐм для
определения нормативного написания слов;
Раздел
3.
Секреты речи и 3
текста
Создание
текстов- 1
повествований.
Создание
текстов- 1
рассуждений.
Языковые
текстов
особенности 1
фольклора
художественных текстов.
и
●
обогащение активного и пассивного словарного
запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным
языком во всей полноте его функциональных возможностей
в соответствии с нормами устной и письменной речи,
правилами речевого этикета; расширение знаний о родном
языке как системе и как развивающемся явлении,
формирование аналитических умений в отношении
языковых единиц и текстов разных функциональносмысловых типов и жанров.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
●
с помощью учителя проводить самоконтроль и
самооценку результатов своей учебной деятельности;
●
понимать причины успеха/неуспеха учебной
деятельности и способности конструктивно действовать
даже в ситуациях неуспеха;
●
овладеть
начальными навыками смыслового
чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с
целями и задачами.
Познавательные
●
использовать знаково-символических средства
представления информации для создания моделей
изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и
практических задач;
●
использовать различные способы поиска (в
справочных источниках и открытом учебном
информационном пространстве сети Интернет);
●
преобразовывать
информацию из одной формы в
другую:
подробно пересказывать небольшие
тексты.
Коммуникативные
●
активно использовать речевые средства и средства
информационных и коммуникационных технологий) для
решения коммуникативных и познавательных задач;
●
вести диалог в различных учебных и бытовых
ситуациях общения, соблюдая правила речевого
4
4
2,4
этикета, участвовать в диалоге
при обсуждении
прослушанного, прочитанного произведения
Предметные:
●
владеть правилами корректного речевого поведения в
ходе диалога;
●
использовать коммуникативные приѐмы устного
общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба,
извинение, поздравление;
●
использовать в речи языковые средства для
свободного выражения мыслей и чувств на родном языке
адекватно ситуации общения;
●
анализировать информацию прочитанного и
прослушанного текста: отделять главные факты от
второстепенных, выделять наиболее существенные факты,
устанавливать логическую связь между фактами;
●
создавать тексты-повествования об участии в мастерклассах, связанных с народными промыслами;
4 класс (7 часов)
Раздел
Кол-
Темы
во час
Кол-
Основные виды деятельности обучающихся (на уровне Основные
во
универсальных учебных действий)
часов
направления
воспитательной
деятельности
Раздел
1.
Русский
язык: 2
прошлое
и
Пословицы,
поговорки
и 1
фразеологизмы из разных
языков.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
●
с помощью учителя проводить самоконтроль и
самооценку результатов своей учебной деятельности;
1,4
настоящее
Проектные
задания, 1
предполагающие работу с
толковым словарем.
Раздел 2. Язык
Учимся
образовывать 1
●
понимать причины успеха/неуспеха учебной
3,4
деятельности и способности конструктивно действовать
даже в ситуациях неуспеха;
●
овладеть
начальными навыками смыслового
чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с
целями и задачами.
Познавательные
●
находить
значения отдельных слов в толковом
словаре (под руководством учителя);
●
делать
выводы в результате совместной работы
класса и учителя;
●
использовать различные способы поиска (в
справочных источниках и открытом учебном
информационном пространстве сети Интернет);
●
преобразовывать
информацию из одной формы в
другую:
подробно пересказывать небольшие
тексты.
Коммуникативные
●
оформлять свою мысль в монологическое речевое
высказывание небольшого объема;
●
активно использовать речевые средства и средства
информационных и коммуникационных технологий) для
решения коммуникативных и познавательных задач;
●
вести диалог в различных учебных и бытовых
ситуациях общения, соблюдая правила речевого
этикета, участвовать в диалоге
при обсуждении
прослушанного, прочитанного произведения
Предметные:
•
распознавать слова с национально-культурным
компонентом значения (лексика, связанная с особенностями
мировосприятия и отношениями между людьми; с
качествами и чувствами людей; родственными
отношениями);
●
осознавать уместность их употребления в
современных ситуациях речевого общения;
●
использовать собственный словарный запас для
свободного выражения мыслей и чувств на родном языке
адекватно ситуации и стилю общения;
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
4
в действии
2
глаголы
Как
и
когда
появились 1
знаки препинания?
●
планировать учебные действия (2-3 шага) в
соответствии
с поставленной задачей;
●
с помощью учителя проводить самоконтроль и
4
самооценку результатов своей учебной деятельности;
●
понимать причины успеха/неуспеха учебной
деятельности и способности конструктивно действовать
даже в ситуациях неуспеха;
●
овладеть
начальными навыками смыслового
чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с
целями и задачами.
Познавательные
●
делать
выводы в результате совместной работы
класса и учителя;
●
использовать знаково-символических средства
представления информации для создания моделей
изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и
практических задач;
●
преобразовывать
информацию из одной формы в
другую:
подробно пересказывать небольшие
тексты.
Коммуникативные
●
оформлять свою мысль в монологическое речевое
высказывание небольшого объема;
●
вести диалог в различных учебных и бытовых
ситуациях общения, соблюдая правила речевого
этикета, участвовать в диалоге
при обсуждении
прослушанного, прочитанного
произведения
Предметные:
●
соотносить собственную и чужую речь с нормами
современного русского литературного языка (в рамках
изученного);
●
соблюдать на письме и в устной речи нормы
современного русского литературного языка (в рамках
изученного);
●
произносить слова с правильным ударением (в
рамках изученного);
●
выбирать из нескольких возможных слов то слово,
которое наиболее точно соответствует обозначаемому
предмету или явлению реальной действительности;
●
выявлять и исправлять в устной речи типичные
грамматические ошибки, связанные с нарушением
согласования имени существительного и имени
прилагательного в числе, роде, падеже; с нарушением
координации подлежащего и сказуемого в числе‚ роде (если
сказуемое выражено глаголом в форме прошедшего
времени);
●
соблюдать изученные пунктуационные нормы при
записи собственного текста; пользоваться учебными
толковыми словарями для определения лексического
значения слова;
Раздел
3.
Учимся
передавать
в 1
Секреты речи и 3
заголовке тему и основную
текста
мысль текста
Пересказ
текста
с 1
изменением лица.
Проектное
задание: 1
“Пишем разные тексты об
одном и том же”.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
●
с помощью учителя проводить самоконтроль и
самооценку результатов своей учебной деятельности;
●
понимать причины успеха/неуспеха учебной
деятельности и способности конструктивно действовать
даже в ситуациях неуспеха;
●
овладеть
начальными навыками смыслового
чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с
целями и задачами.
Познавательные
●
использовать знаково-символических средства
представления информации для создания моделей
изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и
практических задач;
●
преобразовывать
информацию из одной формы в
другую:
подробно пересказывать небольшие
тексты.
Коммуникативные
●
оформлять свою мысль в монологическое речевое
высказывание небольшого объема;
●
активно использовать речевые средства и средства
информационных и коммуникационных технологий) для
решения коммуникативных и познавательных задач;
Предметные:
●
использовать коммуникативные приѐмы устного
общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба,
извинение, поздравление;
●
использовать в речи языковые средства для
4
4
4
свободного выражения мыслей и чувств на родном языке
адекватно ситуации общения;
●
владеть различными приѐмами слушания научнопознавательных и художественных текстов об истории языка
и о культуре русского народа;
●
составлять план текста, не разделѐнного на абзацы;
●
пересказывать текст с изменением лица;
●
создавать тексты-повествования о посещении музеев,
об участии в народных праздниках, об участии в мастерклассах, связанных с народными промыслами;
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
методического объединения
учителей начальных классов
МБОУ СОШ № 28
от «30»августа 2021 года № 1
___________ Труфанова Л.А
подпись руководителя МО Ф.И.О.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
____________
подпись
Новосельцева Н.Н.
Ф.И.О.
«31»августа 2021 года