Белоглинский район, ст. Новолокинская (территориальный, административный округ (город, район, поселок) муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №28 имени И.Г.Турищева Белоглинского района» (полное наименование образовательного учреждения) УТВЕРЖДЕНО решением педагогического совета МБОУ СОШ № 28 от «31» августа 2021 года протокол № 1 Председатель _____ Шмигельская О.К. подпись руководителя ОУ Ф.И.О. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По родному языку (русский) (указать учебный предмет, курс) Уровень образования (класс) начальное общее , 1-4 кл. (начальное общее, основное общее образование с указанием классов) Количество часов 28 ч. Учитель или группа учителей, разработчиков рабочей программы Труфанова Лариса Александровна , учитель начальных классов МБОУ СОШ №28 Программа разработана в соответствии ООП НОО, утвержденной на педагогическом совете МБОУ СОШ № 28 от 31.08. 2021 протокол № 1с учетом ООП НОО от 8 апреля 2015 года №1/15 с учетом УМК: Примерная рабочая программа по учебному предмету «Родной язык (русский)»для образовательных организаций , реализующих программы начального общего образования, 1-4 классы. Рабочая программа составлена на основе примерной рабочей программы по учебному предмету «Родной язык (русский)» для образовательных организаций ,реализующих программы начального общего образования 1.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ЛИЧНОСТНЫЕ: 1.Гражданско-патриотическое воспитание: — становление ценностного отношения к своей Родине —России; — осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности; — сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; — уважение к своему и другим народам; — первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений; 2.Духовно-нравственное воспитание: — признание индивидуальности каждого человека; — проявление сопереживания, уважения и доброжелательности; 3.Трудовое воспитание: — осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям; 4.Ценности научного познания: — первоначальные представления о научной картине мира; — познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ Регулятивные Учащиеся научатся: ● понимать, материале, принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения, ориентироваться в учебном содержащем средства для еѐ решения; ● планировать учебные действия (2-3 шага) в соответствии с поставленной задачей; ● решать проблемы творческого и поискового характера; ● с помощью учителя проводить самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности; ● понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; ● овладеть задачами. начальными навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и Познавательные Учащиеся научатся: ● находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; ● находить значения отдельных слов в толковом ● делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; словаре (под руководством учителя); ● использовать знаково-символических средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; ● использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет); ● преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. Коммуникативные Учащиеся научатся: ● слушать собеседника и с помощью учителя, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; ● оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объема; ● активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий) для решения коммуникативных и познавательных задач; ● вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях общения, соблюдая правила диалоге речевого этикета, участвовать в при обсуждении прослушанного, прочитанного произведения ПРЕДМЕТНЫЕ Учащиеся в конце первого года обучения при реализации содержательной линии «Русский язык: прошлое и настоящее» научатся: ● отличать ● распознавать буквицу от строчных и прописных букв, оформлять буквицу в заставке текста слова, обозначающие предметы традиционного русского быта (дом, одежда), понимать значение устаревших слов по указанной ● использовать (книги) тематике; словарные статьи учебника для определения лексического значения слова; ● составлять «Словарь в картинках» ● понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами; при реализации содержательной линии «Язык в действии» научатся: ● составлять звуковые модели слов с постановкой ударения в слове ● произносить слова с правильным ударением (в рамках ● различать изученного); изменение смысла слова в зависимости от места ударения в слове; при реализации содержательной линии «Секреты речи и текста» научатся: ● различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации; ● владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога; ● использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения; ● владеть культуре различными приемами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и русского народа; ● анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: выделять в нем наиболее существенные факты. Обучающиеся получат возможность научиться: ● с помощью учителя доказывать и подтверждать ● сравнивать, сопоставлять, делать элементарный фактами (из текста) собственное суждение; анализ различных текстов, выделяя два-три существенных признака под руководством учителя; ● отличать прозаический текст от поэтического; ● распознавать особенности построения фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы); ● использовать с помощью учителя учебные толковые словари для определения лексического значения слова. Учащиеся в конце второго года обучения при реализации содержательной линии «Русский язык: прошлое и настоящее» научатся: ● распознавать слова, обозначающие предметы традиционного русского быта (одежда, еда, домашняя утварь, детские забавы, игры, игрушки), понимать значение устаревших слов по указанной тематике; ● понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами; ● осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения; при реализации содержательной линии «Язык в действии» научатся: ● произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного); ● осознавать смыслоразличительную роль ударения; ● пользоваться орфографическим словарѐм для определения нормативного написания слов; при реализации содержательной линии «Секреты речи и текста» научатся: ● различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации; ● владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога; ● использовать коммуникативные приѐмы устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление; ● использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения; Обучающиеся получат возможность научиться: ● проводить синонимические замены с учѐтом особенностей текста; ● владеть различными приѐмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и о культуре русского народа; анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных; выделять наиболее существенные факты; устанавливать логическую связь между фактами; ● создавать тексты-инструкции с опорой на предложенный текст; ● создавать тексты-повествования о посещении музеев, об участии в народных праздниках. Учащиеся в конце третьего годаобучения при реализации содержательной линии «Русский язык: прошлое и настоящее» научатся: ● распознавать слова с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношениями между людьми; слова, называющие природные явления и растения; ● понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами; понимать значение фразеологических оборотов, связанных с изученными темами; осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения; использовать собственный словарный запас для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения. при реализации содержательной линии «Язык в действии» научатся: ● выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности; ● пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического значения слова; ● пользоваться орфографическим словарѐм для определения нормативного написания слов; при реализации содержательной линии «Секреты речи и текста» научатся: ● владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога; ● использовать коммуникативные приѐмы устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление; ● использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения; ● анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных, выделять наиболее существенные факты, устанавливать логическую связь между фактами; ● создавать тексты-повествования об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами; Обучающиеся получат возможность научиться: ● владеть различными приѐмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и о культуре русского народа; ● редактировать письменный текст с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла; ● оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; ● соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста; ● приводить объяснения заголовка текста. В конце четвёртого года изучения курса русского родного языка при реализации содержательной линии «Русский язык: прошлое и настоящее» учащиеся научатся: распознавать слова с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношениями между людьми; с качествами и чувствами людей; родственными отношениями); ● осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения; ● использовать собственный словарный запас для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения; при реализации содержательной линии «Язык в действии»: ● соотносить собственную и чужую речь с нормами современного русского литературного языка (в рамках изученного); ● соблюдать на письме и в устной речи нормы современного русского литературного языка (в рамках изученного); ● произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного); ● выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности; ● выявлять и исправлять в устной речи типичные грамматические ошибки, связанные с нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе, роде, падеже; с нарушением координации подлежащего и сказуемого в числе‚ роде (если сказуемое выражено глаголом в форме прошедшего времени); ● соблюдать изученные пунктуационные нормы при записи собственного текста; пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического значения слова; ● пользоваться орфографическим словарѐм для определения нормативного написания слов; ● пользоваться учебным этимологическим словарѐм для уточнения происхождения слова; при реализации содержательной линии «Секреты речи и текста»: ● различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации; ● владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога; ● использовать коммуникативные приѐмы устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление; ● использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения; ● владеть различными приѐмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и о культуре русского народа; ● анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных, выделять наиболее существенные факты, устанавливать логическую связь между фактами; ● составлять план текста, не разделѐнного на абзацы; ● пересказывать текст с изменением лица; ● создавать тексты-повествования о посещении музеев, об участии в народных праздниках, об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами; ● соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста; ● приводить объяснения заголовка текста; Выпускник получит возможность научиться: ● понимать значение фразеологических оборотов, связанных с изученными темами; ● проводить синонимические замены с учѐтом особенностей текста; ● заменять синонимическими конструкциями отдельные глаголы, у которых нет формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени; ● оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; ● редактировать письменный текст с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла. 2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 1 класс (7 часов) Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (4 часа) Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной строки и заставок. Практическая работа: «Оформление буквиц и заставок». Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова. Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: 1) Дом в старину: что как называлось (изба, терем, хоромы, горница, светлица, светец, лучина и т. д.). 2) Как называлось то, во что одевались в старину: (кафтан, кушак, рубаха, сарафан, лапти и т.д.) Особенности фольклорного текста. Имена в малых жанрах фольклора (в пословицах, поговорках, загадках, прибаутках). Проектное задание: «Словарь в картинках». Раздел 2. Язык в действии (1 час) Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения. Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации. Раздел 3. Секреты речи и текста (2 часа) Стандартные обороты речи для участия в диалоге (Как вежливо попросить? Как похвалить товарища? Как правильно поблагодарить?). Цели и виды вопросов (вопрос-уточнение, вопрос как запрос на новое содержание). Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации. 2 класс (7 часов) Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (2 часа) Слова, называющие игры, забавы, игрушки (например, городки, салочки, салазки, санки, волчок, свистулька).Слова, называющие предметы традиционного русского быта: 1) слова, называющие домашнюю утварь и орудия труда (например, ухват, ушат, ступа, плошка, крынка, ковш, решето, веретено, серп, коса, плуг); 2) слова, называющие то, что ели в старину (например, тюря, полба, каша, щи, похлѐбка, бублик, ватрушка калач, коврижки): какие из них сохранились до нашего времени;3) слова, называющие то, во что раньше одевались дети (например, шубейка, тулуп, шапка, валенки, сарафан, рубаха, лапти). Проектное задание: «Почему это так называется?». Раздел 2. Язык в действии (2 часа) Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи). Разные способы толкования значения слов. Наблюдение за сочетаемостью слов. Совершенствование орфографических навыков. Раздел 3. Секреты речи и текста (3 часа) Связь предложений в тексте. Практическое овладение средствами связи: лексический повтор, местоименный повтор. Создание текстов-повествований: заметки о посещении музеев; повествование об участии в народных праздниках. Создание текста: развѐрнутое толкование значения слова. 3 класс (7 часов) Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (2 часа) Слова, называющие природные явления и растения (например, образные названия ветра, дождя, снега; названия растений). Слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры, занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник). Проектное задание: «Откуда в русском языке эта фамилия»; «История моего имени и фамилии» (приобретение опыта поиска информации о происхождении слов). Раздел 2. Язык в действии (2 часа) Многообразие суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки значения и различную оценку, как специфика русского языка (например, книга, книжка, книжечка, книжица, книжонка, книжища; заяц, зайчик, зайчонок, зайчишка, заинька и т. п.) (на практическом уровне). Специфика грамматических категорий русского языка (например, категории рода, числа имѐн существительных). Существительные, имеющие только форму единственного или только форму множественного числа (в рамках изученного). Раздел 3. Секреты речи и текста (3 часа) Особенности устного выступления. Создание текстов-повествований: о путешествии по городам; об участии в мастерклассах, связанных с народными промыслами. Создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации (в рамках изученного). Языковые особенности текстов фольклора и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т. п.). 4 класс (7 часов) Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (2 ч) Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с качествами, чувствами людей, с учением, с родственными отношениями (например, от корки до корки, вся семья вместе, так и душа на месте и т. д.). Сравнение с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов из разных языков, имеющих общий смысл, но различную образную форму. Проектные задания: «Откуда это слово появилось в русском языке» (приобретение опыта поиска информации о происхождении слов); «Сравнение толкований слов в словаре В. И. Даля и современном толковом словаре»; «Русские слова в языках других народов». Раздел 2. Язык в действии (2 ч) Трудные случаи образования формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени глаголов (на пропедевтическом уровне). Наблюдение за синонимией синтаксических конструкций на уровне словосочетаний и предложений (на пропедевтическом уровне). История возникновения и функции знаков препинания (в рамках изученного). Раздел 3. Секреты речи и текста (3) Информативная функция заголовков. Типы заголовков. Составление плана текста, не разделенного на абзацы. Информационная переработка прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица. Создание текста как результата собственной исследовательской деятельности. Оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Редактирование предложенных и собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов. Практический опыт использования учебных словарей в процессе редактирования текста. 3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 класс (7 часов) Раздел Кол- Темы Кол- Основные виды деятельности обучающихся (на уровне Основные во во универсальных учебных действий) часов часов направления воспитательной деятельности Раздел 1. Практическая Русский язык: 4 «Оформление прошлое заставок» и настоящее работа: 1 буквиц и Слова, обозначающие 1 предметы традиционного русского быта Имена в малых жанрах 1 фольклора Проектное Познавательные ● находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; ● находить значения отдельных слов в толковом словаре (под руководством учителя); Коммуникативные ● слушать собеседника и с помощью учителя, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; 4 1 ● оформлять свою мысль в монологическое речевое 4,1 высказывание небольшого объема; ПРЕДМЕТНЫЕ ● отличать буквицу от строчных и прописных букв, оформлять буквицу в заставке текста (книги) ● распознавать слова, обозначающие предметы традиционного русского быта (дом, одежда), понимать значение устаревших слов по указанной тематике; ● составлять «Словарь в картинках» понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами задание: 1 4,3 «Словарь в картинках» Раздел 2. Язык в действии Смыслоразличительная 1 роль ударения 1 МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ Регулятивные ● решать проблемы творческого и поискового характера; ● с помощью учителя проводить самоконтроль 4 и самооценку результатов своей учебной деятельности; Познавательные ● использовать знаково-символических средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; Коммуникативные ● активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий) для решения коммуникативных и познавательных задач; ПРЕДМЕТНЫЕ ● составлять звуковые модели слов с постановкой ударения в слове ● произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного); ● различать изменение смысла слова в зависимости от места ударения в слове; Раздел Секреты и текста 3. речи 2 Стандартные обороты речи 1 для участия в диалоге Цели и виды вопросов 1 МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ Регулятивные ● понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; ● овладеть начальными навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. Познавательные ● использовать знаково-символических средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; ● использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет); ● преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. Коммуникативные ● вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях общения, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в диалоге при обсуждении 4 4 прослушанного, прочитанного произведения ПРЕДМЕТНЫЕ ● различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации; ● владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога; ● использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения; 2 класс (7 часов) Раздел Кол- Темы Кол- Основные виды деятельности обучающихся (на уровне Основные во во универсальных учебных действий) часов часов направления воспитательной деятельности Раздел 1. Русский язык: 2 прошлое и настоящее Слова, называющие игры, 1 забавы, игрушки; предметы традиционного русского быта Проектное «Почему называется?» задание: 1 это так МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ 1,2 Регулятивные ● решать проблемы творческого и поискового характера; ● с помощью учителя проводить самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности; Познавательные ● делать выводы в результате совместной работы 3,4 класса и учителя; ● использовать знаково-символических средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; Коммуникативные ● активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий) для решения коммуникативных и познавательных задач; ● вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях общения, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного, прочитанного произведения Предметные: ● распознавать слова, обозначающие предметы традиционного русского быта (одежда, еда, домашняя утварь, детские забавы, игры, игрушки), понимать значение устаревших слов по указанной тематике; ● осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения; Раздел 2. Язык в действии Разные способы толкования 1 2 значения слов. Наблюдение за сочетаемостью слов Совершенствование орфографических навыков 1 ЛИЧНОСТНЫЕ: 4 ● осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского языка; ● распознавание слов с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношениями между людьми; слова, 4 обозначающие предметы и явления традиционного русского быта; фольклорная лексика); МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ Регулятивные ● с помощью учителя проводить самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности; ● понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; Познавательные ● делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; ● использовать знаково-символических средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; Коммуникативные ● активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий) для решения коммуникативных и познавательных задач; ● вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях общения, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного, прочитанного произведения Предметные: ● произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного); ● осознавать смыслоразличительную роль ударения; ● пользоваться орфографическим словарѐм для определения нормативного написания слов; Раздел 3. Секреты речи и 3 текста Связь предложений в 1 тексте Создание текстов- 1 повествований Развѐрнутое значения слова толкование 1 МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ 4 Регулятивные ● понимать, принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения, ориентироваться в учебном материале, содержащем 3,4 средства для еѐ решения; ● планировать учебные действия (2-3 шага) в соответствии с поставленной задачей; Познавательные ● находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; ● находить значения отдельных слов в толковом словаре (под руководством учителя); ● делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; Коммуникативные ● слушать собеседника и с помощью учителя, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; ● оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объема; Предметные: ● различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации; ● владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога; ● использовать коммуникативные приѐмы устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление; ● использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения; 4 3 класс (7 часов) Раздел Кол- Темы Кол- Основные виды деятельности обучающихся (на уровне Основные во во универсальных учебных действий) часов часов направления воспитательной деятельности Раздел 1. Русский язык: 2 прошлое и настоящее Слова, называющие 1 природные явления и предметы и растения явления традиционной русской культуры, занятия людей. Проектное задание: 1 «Откуда в русском языке эта фамилия»; «История МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ Регулятивные ● с помощью учителя проводить самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности; ● понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; ● овладеть начальными навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. Познавательные ● использовать знаково-символических средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; ● использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет); Коммуникативные ● активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий) для решения коммуникативных и познавательных задач; ● вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях общения, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного, прочитанного произведения 1,4 Предметные: ● распознавать слова с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношениями между людьми; слова, называющие природные явления и растения; 3,4 Раздел 2. Язык в действии моего имени и фамилии». ● осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения; использовать собственный словарный запас для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения. Для чего нужны суффиксы? 1 ● обогащение активного и пассивного словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета; расширение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функциональносмысловых типов и жанров. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ Регулятивные ● с помощью учителя проводить самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности; ● понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; ● овладеть начальными навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. Познавательные ● использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет); ● преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. Коммуникативные ● вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях общения, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного, прочитанного произведения Предметные: ● выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности; 2 Какие особенности рода 1 имѐн существительных есть в русском языке? 4 4 ● пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического значения слова; ● пользоваться орфографическим словарѐм для определения нормативного написания слов; Раздел 3. Секреты речи и 3 текста Создание текстов- 1 повествований. Создание текстов- 1 рассуждений. Языковые текстов особенности 1 фольклора художественных текстов. и ● обогащение активного и пассивного словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета; расширение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функциональносмысловых типов и жанров. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ Регулятивные ● с помощью учителя проводить самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности; ● понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; ● овладеть начальными навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. Познавательные ● использовать знаково-символических средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; ● использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет); ● преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. Коммуникативные ● активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий) для решения коммуникативных и познавательных задач; ● вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях общения, соблюдая правила речевого 4 4 2,4 этикета, участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного, прочитанного произведения Предметные: ● владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога; ● использовать коммуникативные приѐмы устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление; ● использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения; ● анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных, выделять наиболее существенные факты, устанавливать логическую связь между фактами; ● создавать тексты-повествования об участии в мастерклассах, связанных с народными промыслами; 4 класс (7 часов) Раздел Кол- Темы во час Кол- Основные виды деятельности обучающихся (на уровне Основные во универсальных учебных действий) часов направления воспитательной деятельности Раздел 1. Русский язык: 2 прошлое и Пословицы, поговорки и 1 фразеологизмы из разных языков. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ Регулятивные ● с помощью учителя проводить самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности; 1,4 настоящее Проектные задания, 1 предполагающие работу с толковым словарем. Раздел 2. Язык Учимся образовывать 1 ● понимать причины успеха/неуспеха учебной 3,4 деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; ● овладеть начальными навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. Познавательные ● находить значения отдельных слов в толковом словаре (под руководством учителя); ● делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; ● использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет); ● преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. Коммуникативные ● оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объема; ● активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий) для решения коммуникативных и познавательных задач; ● вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях общения, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного, прочитанного произведения Предметные: • распознавать слова с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношениями между людьми; с качествами и чувствами людей; родственными отношениями); ● осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения; ● использовать собственный словарный запас для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения; МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ Регулятивные 4 в действии 2 глаголы Как и когда появились 1 знаки препинания? ● планировать учебные действия (2-3 шага) в соответствии с поставленной задачей; ● с помощью учителя проводить самоконтроль и 4 самооценку результатов своей учебной деятельности; ● понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; ● овладеть начальными навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. Познавательные ● делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; ● использовать знаково-символических средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; ● преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. Коммуникативные ● оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объема; ● вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях общения, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного, прочитанного произведения Предметные: ● соотносить собственную и чужую речь с нормами современного русского литературного языка (в рамках изученного); ● соблюдать на письме и в устной речи нормы современного русского литературного языка (в рамках изученного); ● произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного); ● выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности; ● выявлять и исправлять в устной речи типичные грамматические ошибки, связанные с нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе, роде, падеже; с нарушением координации подлежащего и сказуемого в числе‚ роде (если сказуемое выражено глаголом в форме прошедшего времени); ● соблюдать изученные пунктуационные нормы при записи собственного текста; пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического значения слова; Раздел 3. Учимся передавать в 1 Секреты речи и 3 заголовке тему и основную текста мысль текста Пересказ текста с 1 изменением лица. Проектное задание: 1 “Пишем разные тексты об одном и том же”. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ Регулятивные ● с помощью учителя проводить самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности; ● понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; ● овладеть начальными навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. Познавательные ● использовать знаково-символических средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; ● преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. Коммуникативные ● оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объема; ● активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий) для решения коммуникативных и познавательных задач; Предметные: ● использовать коммуникативные приѐмы устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление; ● использовать в речи языковые средства для 4 4 4 свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения; ● владеть различными приѐмами слушания научнопознавательных и художественных текстов об истории языка и о культуре русского народа; ● составлять план текста, не разделѐнного на абзацы; ● пересказывать текст с изменением лица; ● создавать тексты-повествования о посещении музеев, об участии в народных праздниках, об участии в мастерклассах, связанных с народными промыслами; СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения учителей начальных классов МБОУ СОШ № 28 от «30»августа 2021 года № 1 ___________ Труфанова Л.А подпись руководителя МО Ф.И.О. СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ____________ подпись Новосельцева Н.Н. Ф.И.О. «31»августа 2021 года