Белоглинский район, ст. Новолокинская (территориальный, административный округ (город, район, поселок) муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №28 имени И.Г.Турищева Белоглинского района» (полное наименование образовательного учреждения) УТВЕРЖДЕНО решением педагогического совета МБОУ СОШ № 28 от «31» августа 2021 года протокол № 1 Председатель _____ Шмигельская О.К. подпись руководителя ОУ Ф.И.О. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По кружку «Мир, в котором я живу» (указать учебный предмет, курс) Уровень образования (класс) начальное общее , 1-4 кл. (начальное общее, основное общее образование с указанием классов) Количество часов 135 ч. Учитель или группа учителей, разработчиков рабочей программы Труфанова Лариса Александровна, Акинина Татьяна Александровна, учителя начальных классов МБОУ СОШ №28 Программа разработана в соответствии ООП НОО, утвержденной на педагогическом совете МБОУ СОШ № 28 от 31.08. 2021 протокол № 1 с учетом ООП НОО от 8 апреля 2015 года №1/15 с учетом программы «Окружающий мир 1-4 классы» Н.Ф.Виноградова ( УМК «Начальная школа XXI века» под ред. Н.Ф. Виноградовой. Москва «Вентана- Граф» 2013г.), «Программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни» Рабочая программа кружка «Мир, в котором я живу» разработана на основе авторской программы «Окружающий мир 1-4 классы» Н.Ф.Виноградова ( УМК «Начальная школа XXI века» под ред. Н.Ф. Виноградовой. Москва «Вентана- Граф» 2013г.), «Программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни» Рабочая программа «Мир, в котором я живу» разработана в рамках общеинтеллектуальной направленности. Программа «Мир, в котором я живу» рассчитана на 4 года обучения в объеме 135 часов: 1 класс – 33 часа в год, 2-4 классы – 34 часа в год. 1. Планируемые результаты освоения учебного курса Личностные результаты 1.Гражданско-патриотическое воспитание: - становление ценностного отношения к своей Родине — России; - осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности; - сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; - уважение к своему и другим народам; - первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений 2. Духовно-нравственное воспитание: - признание индивидуальности каждого человека; - проявление сопереживания, уважения и доброжелательности к другому человеку; - неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям 3. Эстетическое воспитание: - уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; - стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности 4. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: - соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной); - бережное отношение к физическому и психическому здоровью 5. Трудовое воспитание: - осознание ценности труда в жизни человека и общества, бережное отношение к результатам труда, интерес к различным профессиям 6. Экологическое воспитание: - бережное отношение к природе; - неприятие действий, приносящих ей вред 7. Формирование представлений о ценности научного познания: - первоначальные представления о научной картине мира; - познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании Метапредметные: регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой; коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества; овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных Предметные 1 класс — воспроизводить свое полное имя, домашний адрес, название города, страны, достопримечательности столицы России; — различать дорожные знаки, необходимые для безопасного пребывания на улице; применять знания о безопасном пребывании на улицах; — ориентироваться в основных помещениях школы, их местоположении; — различать особенности деятельности людей в разных учреждениях культуры и быта; приводить примеры различных профессий; — различать понятия «живая природа», «неживая природа», «изделия»; — определять последовательность времен года (начиная с любого), находить ошибки в предъявленной последовательности; кратко характеризовать сезонные изменения; — устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой природы; — описывать (характеризовать) отдельных представителей растительного и животного мира; — сравнивать домашних и диких животных. —анализировать дорогу от дома до школы, в житейских ситуациях избегать опасных участков, ориентироваться на знаки дорожного движения; — различать основные нравственно-этические понятия; — рассказывать о семье, своих любимых занятиях, составлять словесный портрет членов семьи, друзей; — участвовать в труде по уходу за растениями и животными уголка природы. 2 класс - составлять небольшие тексты о семье: труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи; - называть основные права и обязанности граждан России, права ребенка; - оценивать жизненную ситуацию, а также представленную в художественном произведении с точки зрения этики и правил нравственности; - различать (соотносить) прошлое-настоящее-будущее; год-век (столетие); соотносить событие с датой его происхождения; - кратко характеризовать Солнечную систему (солнечную «семью»); называть отличия Земли от других планет Солнечной системы; - называть царства природы; - описывать признаки животного и растения как живого существа; - моделировать жизнь сообщества на примере цепи питания; - различать состояния воды как вещества, приводить примеры различных состояний; - устанавливать основные признаки разных сообществ; сравнивать сообщества; - описывать представителей растительного и животного мира разных сообществ; - сравнивать представителей растительного и животного мира по условиям их обитания. - «читать» информацию, представленную в виде схемы; - воспроизводить в небольшом рассказе-повествовании (рассказе-описании) изученные сведения из истории Древней Руси; - ориентироваться в понятиях: Солнечная система; сообщество, деревья-кустарники-травы, лекарственные и ядовитые растения; плодовые и ягодные культуры» - проводить несложные опыты и наблюдения (в соответствии с программой); - приводить примеры из Красной книги России (своей местности). 3 класс — характеризовать условия жизни на Земле; — устанавливать зависимости между состоянием воды и температурой воздуха; — описывать свойства воды (воздуха); — различать растения разных видов, описывать их; — объяснять последовательность развития жизни растения, характеризовать значение органов растения; — объяснять отличия грибов от растений; — характеризовать животное как организм; — устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного; — составлять описательный рассказ о животном; —приводить примеры (конструировать) цепи питания; — характеризовать некоторые важнейшие события в истории российского государства (в пределах изученного); — сравнивать картины природы, портреты людей, одежду, вещи и др. разны эпох; — называть даты образования Древней Руси, венчания на царства первого русского царя; отмены крепостного права; свержения последнего русского царя; — работать с географической и исторической картой, контурной картой. — ориентироваться в понятии «историческое время»; различать понятия «век», «столетие», «эпоха»; — анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту). Различать географическую и историческую карты. Анализировать масштаб, условные обозначения на карте; — приводить примеры опытов, подтверждающих различные их свойства; — проводить несложные опыты по размножению растений. — проводить классификацию животных по классам; выделять признак классификации; — рассказывать об особенностях быта людей в разные исторические времена — ориентироваться в сущности и причинах отдельных событий в истории родной страны (крепостное право и его отмена; возникновение ремесел; научные открытия и др.); — высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника. 4 класс — выявлять признаки живого организма, характерные для человека; — моделировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания; — устанавливать последовательность возрастных этапов развития человека; характеризовать условия роста и развития ребенка; — оценивать положительные и отрицательные качества человека; приводить примеры (жизненные и из художественной литературы) проявления доброты, честности, смелости и др.; — анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту); в соответствии с учебной задачей находить на географической и исторической карты объекты; оценивать масштаб, условные обозначения на карте, плане; — описывать характерные особенности природных зон России, особенности почв своей местности; — составлять рассказ-описание о странах-соседях России; — различать год, век, арабские и римские цифры, пользоваться терминами «историческое время», «эпоха», «столетие»; — соотносить события, персоналии с принадлежностью к конкретной исторической эпохе; — называть имена наиболее известных правителей разных исторических эпох ( в рамках изученного), рассказывать об их вкладе в развитие общества и его культуры; — различать (называть) символы царской власти, символы современной России. Называть имя Президента современной России; — описывать основные события культурной жизни России (в разные исторические эпохи), называть их даты (в рамках изученного); — называть имена выдающихся деятелей, писателей, композиторов разных исторических эпох. — применять в житейской практике правила здорового образа жизни, соблюдать правила гигиены и физической культуры; различать полезные и вредные привычки; — различать эмоциональное состояние окружающих людей и в соответствии с ним строить общение; — раскрывать причины отдельных событий в жизни страны (войны, изменения государственного устройства, события в культурной жизни) /в рамках изученного/. 2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА 1 класс (33ч.) 1. Как мы понимаем друг друга.( 5ч) Знакомство детей с учителем и между собой. Знакомство с программой. Школьные правила вежливости. Практические занятия: моделирование и оценивание различных ситуаций поведения в школе и других общественных местах; Составление режима дня. 2. Как мы узнаѐм, что перед нами (1 ч.) Предметы и их признаки. Различение предметов по признакам. 3. Времена года (4 ч.) Приметы осени. Листопад. Приметы зимы. Появление снежного покрова. Мороз. Метель. Приметы весны. Весеннее снеготаяние. Вскрытие рек. Начало сокодвижения – признак весны. Приметы лета. Отражение времен года в пейзажной живописи, музыке, художественной литературе. 4. Как ты узнаѐшь мир (2 ч.) Органы чувств человека. Память – хранилище опыта. Ум. 5. Твоя семья и друзья (3 ч.) Твоя семья и еѐ состав. Практическое занятие: составление перечня обязанностей школьника в семье. Правила безопасного поведения в доме. Опасные и ядовитые вещества. Как вести себя на кухне, в ванне. Значение общения в жизни человека. 6. Что нас окружает( 6 ч.) Город (село) и его особенности. Взаимосвязь людей разных профессий. Зависимость человека от природы. Три состояния воды. 7. Живые обитатели планеты (8 ч.) Растения, грибы, животные, человек – живые организмы. Сходство растений и животных. Культурные растения и домашние животные – наши друзья. Забота человека о них. Собаки – помощники человека. Происхождение и породы собак. Знакомство с назначением различных частей тела человека. Правила поведения в природе. Бережное отношение к окружающему миру. 8. КТД (3 ч.) Конкурсные и развлекательные программы. Свойства предметов, их части и действия с ними. Книга хранит знания и опыт людей. Правила безопасного поведения на улице. 9. Итоговое занятие. (1 ч.) Игра «Поле чудес» 2 класс (34ч.) Наша планета Земля (22 ч) Мир живой и неживой природы. Почему день сменяется ночью? Почему бывает лето? Где живут белые медведи и слоны? Прозрачный невидимка (воздух). Создание проекта «Солнечная система» Путешествие по карте России. Адрес на глобусе и карте. Проект «Моя страна» Путешествие по материкам и океанам. Куда текут реки? Как рождаются горы? Моря и острова Обитатели морей. Земля – наш общий дом (12 ч ) Великий круговорот жизни. Путешествие по природным зонам. Красная книга. Жизнь леса. Хрупкая природа степей и пустынь. Где растут тропические леса. Жизнь в горах. Путешествуем по Европе. Страны Африки и Америки. Австралия. Антарктида. Моя Родина – Россия. Земля – наш общий дом. Проект «Всемирная выставка» 3 класс (34ч.) Вещество и энергия (3 ч) Почему пластилин мягкий, а стекло – твѐрдое? Энергия. Что происходит при превращении энергии. Интеллектуальная игра «Умники и умницы» Оболочка планеты, охваченная жизнью (4 ч) Живая оболочка планеты. О тех, кто всех кормит, всех поедает, всѐ убирает. Солнце - как источник энергии. КВН «Планета загадок» Экологическая система ( 4 ч) Цепи питания. Различные экосистемы и их обитатели. Экскурсия. Лесные заморочки. Игра «Детектив» Игра – турнир по экологии «Что, где, когда?». Живые участники круговорота веществ (5 ч ) Растения и их роль на Земле .Экскурсия. О братьях наших меньших. Рыбы и их многообразие. Час эрудитов «Птичьи имена». Проект «Сохраним красоту природы» Твои родные и твоя Родина( 3 ч) Человек и его корни. Родословное древо семьи. Моя Родина – Россия! Путешествие в прошлое. История моей Родины. Времена древней Руси, московского государства, Российской империи, Советской России и СССР (13 ч) Откуда пошла земля Русская! Ледовое побоище. Слово о полку Игореве. Московское государство. Московский Кремль. Смутное время в России. Преобразования Петра I Екатерина Великая .Михаил Васильевич Ломоносов Отечественная война 1812 года. Император Александр II. Времена Советской власти и СССР. Выставка рисунков «Мой предок – защитник Родины в годы Великой Отечественной войны.» Современная Россия (2ч) Российская Федерация .Проект «Сохраним историю родного края» 4 класс (34ч.) Как работает организм человека (7ч) Основные системы органов тела человека и их роль в жизни организма. Кожа и ее роль. Узоры на ладонях и пальцах. Опора тела и движение. Наше питание. О дыхании и вреде курения. Органы чувств человека. Диспут «Тело человека и охрана здоровья» Рукотворная природа (8ч) Растения и животные на службе у человека. Изобретение рычага и колеса и их применение Свойства воды и воздуха и их использование человеком. Как человек использует горные породы и минералы . Как обрабатывают металлы. Невидимая сила Человек проникает в тайны природы. Экологический проект «Земля – планета жизни» Человек и его внутренний мир (3ч) Как стать личностью? Эмоции и чувства Как настроение? Человек в мире людей (3ч) Почему возникают конфликты? Совесть. Путешествие по правам человека. Человек и прошлое человечества (4ч) Добро и зло в Первобытном мире Мир средневековых цивилизаций Технические достижения эпохи Нового времени 21 век Человек и многоликое человечество (4ч) « В некотором царстве, в тридевятом государстве…» Мы не похожи, ну и что же? Пути духовных исканий. Выставка работ «Дети разных народов» Человек и единое человечество (5ч) Что такое деньги. Почему разные страны помогают друг другу? 3. Тематическое планирование Разделы Как мы понимаем друг друга Как мы узнаѐм, что перед нами Времена года Коли честв о часов 5ч Темы 1 класс (33ч.) Коли честв о часов Знакомство детей с учителем и между собой. Знакомство с программой. 1 Школьные правила вежливости. 1 Практические занятия: моделирование и оценивание различных ситуаций поведения в школе и других общественных местах; Составление режима дня. 2 Предметы и их признаки. Различение предметов по признакам. 1 1 1ч 4ч Основные виды деятельности обучающихся (на уровне универсальных учебных действий) Предметные:Познакомиться с учителем и одноклассниками Познакомиться и обсудить правила поведения в школе. Регулятивные УУД: Учиться высказывать своѐ предположение (версию).2 Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Коммуникативные УУД: Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста). Предметные:Называть окружающие предметы и их признаки Различать предметы и выделять их признаки Регулятивные УУД: Учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные УУД: Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в доп. источниках информации. Коммуникативные УУД: Слушать и понимать речь других. Предметные: Различать времена года по Основные направления воспитательной деятельности 2 2 2 4 7 Как ты узнаѐшь мир Приметы осени. Листопад. 1 Приметы зимы. Появление снежного покрова. Мороз. Метель. 1 Приметы весны. Весеннее снеготаяние. Вскрытие рек. Начало сокодвижения – признак весны. 1 Приметы лета. Отражение времен года в пейзажной живописи, музыке, художественной литературе. 1 Органы чувств человека. 1 2ч Память – хранилище опыта. Ум. Твоя семья и друзья 1 3ч 1 Твоя семья и еѐ состав. Практическое занятие: составление перечня обязанностей признакам, устанавливать связи особенностей жизнедеятельности растений и животных и времени года Проводить групповые и самостоятельные наблюдения на экскурсии «Времена года» Регулятивные УУД: Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Познавательные УУД: Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях. Коммуникативные УУД: Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Предметные: Сопоставлять признаки предметов и органов чувств, с помощью которых они узнаются. Регулятивные УУД: Учиться высказывать своѐ предположение (версию). Познавательные УУД: Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Коммуникативные УУД: Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Предметные: Подготовить рассказ о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи. Объяснять основные правила обращения с газом, электричеством, водой . Регулятивные УУД: Учиться работать по предложенному 6,7 6,7 6,7 6,7 4,7 4,7 1,5,7 школьника в семье. Правила безопасного поведения в доме. Опасные и ядовитые вещества. Как вести себя на кухне, в ванне. Значение общения в жизни человека. Что нас окружает 6 Город (село) и его особенности. Взаимосвязь людей разных профессий. Живые обитатели планеты 8 1 1 2 2 Зависимость человека от природы. 1 Три состояния воды. 1 Растения, грибы, животные, человек – живые организмы. 1 Сходство растений и животных. Культурные растения и домашние животные – наши друзья. Забота человека о них. 1 2 учителем плану. Познавательные УУД: Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы. Коммуникативные УУД: Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста). Регулятивные УУД: Учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные УУД: Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему. Коммуникативные УУД: Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста). Личностные: Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). Регулятивные УУД: Учиться высказывать своѐ предположение (версию). Учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные УУД: Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на 7,4 4,1 2 5,7 6 6,7 6,7 6 6,2 КТД 3 Собаки – помощники человека. Происхождение и породы собак. 1 Знакомство с назначением различных частей тела человека. 1 Правила поведения в природе. 1 6 Бережное отношение к окружающему миру Свойства предметов, их части и действия с ними. 1 6 Книга хранит знания и опыт 1 Правила безопасного поведения на 1 . Игра «Поле чудес» 1 1 людей. улице. Итоговое занятие 1 занятиях. Коммуникативные УУД: Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста). 6,2,7 7 Регулятивные УУД: Учиться работать по предложенному учителем плану. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Познавательные УУД: Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Коммуникативные УУД: Слушать и понимать речь других. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. 7 Регулятивные УУД: Учиться высказывать своѐ предположение (версию). Учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные УУД: Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать 3 1 4 предметы и их образы. Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста). 2-й класс (34ч.) Разделы Кол-во часов НАША ПЛАНЕТА 22 ч Темы Кол-во часов Мир живой и неживой природы. 2 Почему день сменяется ночью? 1 Почему бывает лето? 1 Где живут белые медведи и слоны? 1 Прозрачный невидимка (воздух). 2 Создание проекта «Солнечная система» Путешествие по карте России. 2 Адрес на глобусе и карте. 2 Проект «Моя страна» 2 Путешествие по материкам и океанам. Куда текут реки? 2 2 2 Основные виды деятельности обучающихся (на уровне универсальных учебных действий) Метапредметные результаты. Регулятивные УУД: Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать проблему совместно с учителем . Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ еѐ проверки. Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения задачи в один шаг. Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи. наблюдать и делать самостоятельные выводы. Коммуникативные УУД: Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи Основные направления воспитательной деятельности 6,7 7 7 7,6 6 7,3 1,7 1 1,3 7 7,1,6 ЗЕМЛЯ – НАШ ОБЩИЙ ДОМ Как рождаются горы? 1 Моря и острова Обитатели морей. 2 Великий круговорот жизни. Путешествие по природным зонам. Красная книга. Жизнь леса. 1 1 1 1 Хрупкая природа степей и пустынь. Где растут тропические леса. 1 1 Жизнь в горах. Путешествуем по Европе. 1 1 Страны Африки и Америки. 1 Австралия. Антарктида 1 12 ч Слушать и понимать речь других. 7 Ориентироваться на местности (в группе) с помощью компаса и карты, по 6,7 местным признакам во время экскурсий. Извлекать необходимую информацию о планетах Солнечной системы. Характеризовать влияние притяжения Земли на земные явления . Сравнивать и различать день и ночь. Объяснять движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой дня и ночи, времѐн года Наблюдать погоду и описывать еѐ состояния Измерять температуру воздуха, воды с помощью термометра Сравнивать погоду и климат Моделировать формы поверхности из песка, глины или пластилина . Метапредметные результаты. Регулятивные УУД: Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (простейшие приборы и инструменты). Познавательные УУД: Добывать новые знания: находить необходимую информацию в предложенных учителем словарях и энциклопедиях Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы. Коммуникативные УУД: 7 7,1 2,7,6 6,7 6 7 7 3,7 3,7 7,3 Моя Родина – Россия. Земля – наш общий дом. Проект «Всемирная выставка» Разделы ВЕЩЕСТВО И ЭНЕРГИЯ 1 1 3-й класс(34ч.) Кол-во часов Кол- Темы во часо в 3ч Почему пластилин мягкий, а стекло – твѐрдое? Энергия. Что происходит при превращении энергии. Интеллектуальная игра «Умники и умницы» 1 1 1 Вступать в беседу. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). 1 3 Основные виды деятельности обучающихся (на уровне универсальных учебных действий) Основные направления воспитательной деятельности Предметные:Приводить примеры веществ Сравнивать, различать и характеризовать твѐрдые тела, жидкости и газы . Метапредметные результаты. Регулятивные УУД: Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. Коммуникативные УУД: Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и 7 7 7,5 письменной речи с учѐтом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. ОБОЛОЧКА ПЛАНЕТЫ, ОХВАЧЕННАЯ ЖИЗНЬЮ 4ч 1 Живая оболочка планеты. О тех, кто всех кормит, всех поедает, всѐ убирает. Солнце - как источник энергии. КВН «Планета загадок» ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА 4ч 1 1 1 Предметные:Характеризовать место обитания живых организмов Характеризовать круговорот веществ как пример единства живого и неживого Характеризовать роль Солнца как главного источника энергии для жизни живых организмов. Метапредметные результаты. Регулятивные УУД: Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Познавательные УУД: Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. Коммуникативные УУД: Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться еѐ обосновать, приводя аргументы. 7,6 7,6 7 2,7 ЖИВЫЕ УЧАСТНИКИ КРУГОВОРОТА ВЕЩЕСТВ Цепи питания Различные экосистемы и их обитатели. Экскурсия. 1 1 Лесные заморочки. Игра «Детектив» Игра – турнир по экологии «Что, где, когда?». 1 Растения и их роль на Земле Экскурсия. О братьях наших меньших. Рыбы и их многообразие. Час эрудитов «Птичьи имена». 1 Проект «Сохраним красоту природы» 1 1 Предметные:Характеризовать экосистемы и природные сообщества Характеризовать влияние человека на экосистемы и природные сообщества. Регулятивные УУД: Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем. Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ еѐ проверки Познавательные УУД: Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста. оммуникативные УУД: Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться 7,6 6 Предметные:Выяснить роль растений в природе и жизни людей Характеризовать условия, необходимые для жизни животных . Характеризовать роль животных в природе и жизни людей . Метапредметные результаты. Регулятивные УУД: Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем. Высказывать свою версию, пытаться 6 7 6 5ч 1 1 1 6 6,7 3,7 3,6 предлагать способ еѐ проверки Познавательные УУД: Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. Коммуникативные УУД: Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться ТВОИ РОДНЫЕ И ТВОЯ РОДИНА 3ч Человек и его корни. Родословное древо семьи 1 Моя Родина – Россия! 1 Путешествие в прошлое. История моей Родины. 1 Предметные:Составлять вместе со старшими родственниками родословное древо своей семьи, собирая и представляя информацию об именах, фамилиях и родственных связях, а также о судьбе представителей разных поколений. Метапредметные результаты. Регулятивные УУД: Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. 1,4 1,2 1,7 Коммуникативные УУД: Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учѐтом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. ВРЕМЕНА ДРЕВНЕЙ РУСИ, МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА, РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ, СОВЕТСКОЙ РОССИИ И СССР 13 1 Откуда пошла земля Русская! Ледовое побоище. Слово о полку Игореве. Московское государство. Московский Кремль. Смутное время в России. Преобразования Петра I 1 1 1 1 1 1 Екатерина Великая Михаил Васильевич Ломоносов Отечественная война 1812 года. 1 1 1 Император Александр II Времена Советской власти и СССР. Выставка рисунков «Мой предок – защитник Родины в годы Великой Отечественной войны.» 1 1 1 Метапредметные результаты. Регулятивные УУД: В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем. Познавательные УУД: Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. Коммуникативные УУД: Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться 1,5 1,7 1,7 1,7 1,7 1,7 1,7,2 1,2 1,2 1,7 1,7,2 1,5 3,1 СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ 2ч Российская Федерация 1 Проект «Сохраним историю родного края» 1 Метапредметные результаты. Регулятивные УУД: 1 Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, 1,2 исправлять ошибки с помощью учителя. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Познавательные УУД: Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. Коммуникативные УУД: Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться 4-й класс (34ч.) Раздел КАК РАБОТАЕТ ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА Кол-во час 7ч Тема Кол-во час Основные системы органов тела человека и их роль в жизни организма. 1 Основные Основные виды деятельности направления обучающихся (на основе универсальных воспитательной учебных действий) деятельности Предметные:Участие в диспуте, 4,7 посвященном выбору оптимальных форм поведения на основе изученных РУКОТВОРНАЯ ПРИРОДА 8ч Кожа и ее роль. Узоры на ладонях и пальцах. Опора тела и движение 1 Наше питание 1 О дыхании и вреде курения. Органы чувств человека. Диспут «Тело человека и охрана здоровья» 1 1 1 Растения и животные на службе у человека. Изобретение рычага и колеса и их применение Свойства воды и воздуха и их использование человеком. Как человек использует горные породы и минералы Как обрабатывают металлы. 1 Невидимая сила 1 Человек проникает в тайны природы Экологический проект «Земля – планета жизни» 1 1 1 1 1 1 1 правил сохранения и укрепления здоровья Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: - Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. - Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. Коммуникативные УУД: -Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учѐтом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Предметные: Доказать зависимость удовлетворения потребностей людей от природы.. Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: -Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Познавательные УУД: -Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). 7,4 7,4 7,5 2,4 7 4 7,6 5,1 6 7,6 7 7 6 3,6 ЧЕЛОВЕК И ЕГО ВНУТРЕННИЙ МИР Как стать личностью? 1 3ч Эмоции и чувства 1 Как настроение? 1 Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. Коммуникативные УУД: Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план. Предметные:Выполнять в группе задания по осмыслению или оценке качеств внутреннего мира человека Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Познавательные УУД: - Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Коммуникативные УУД: Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться еѐ обосновать, приводя аргументы. Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, 2 2 2,7 ЧЕЛОВЕК В МИРЕ ЛЮДЕЙ 3ч Почему возникают конфликты? 1 Совесть. 1 Путешествие по правам человека. 1 сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. Предметные: Выявить опасные 2,1 ситуации, в которых может быть нанесѐн вред жизни и здоровью человека, личному и общественному 2 имуществу, предлагать пути безопасного выхода из таких ситуаций 2 Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. Коммуникативные УУД: Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться еѐ обосновать, приводя аргументы. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. ЧЕЛОВЕК И ПРОШЛОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА 4ч Добро и зло в Первобытном мире 1 Мир средневековых цивилизаций Технические достижения эпохи Нового времени 21 век 1 1 1 Предметные: Оценивать легко определяемые, однозначные исторические события и поступки исторических деятелей как вызывающие чувство гордости, восхищения или презрения, стыда. Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: - Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Познавательные УУД: -Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. Коммуникативные УУД: Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учѐтом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. 7,2 7 7,5 7 ЧЕЛОВЕК И МНОГОЛИКОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО 4ч « В некотором царстве, в тридевятом государстве…» 1 Мы не похожи, ну и что же? 1 Пути духовных исканий. 1 Выставка работ «Дети разных народов» 1 Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться еѐ обосновать, приводя аргументы. -Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. Предметные: Находить и показывать изученные страны мира на глобусе и политической карте. Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: - Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Коммуникативные УУД: -Доносить свою позицию до других: 2 2,7 2 1,3 ЧЕЛОВЕК И ЕДИНОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО Что такое деньги. 1 5ч Почему разные страны помогают друг другу? Сказки разных народов 1 Глобальные проблемы 1 Проект «Моѐ человечество» 1 1 высказывать свою точку зрения и пытаться еѐ обосновать, приводя аргументы. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. -Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: - Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Коммуникативные УУД: Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть 5,7 2 2,1 7,6 3,6 готовым изменить свою точку зрения. Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. ИТОГО: 34 СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения учителей Протокол начальных заседания классов методического МБОУ СОШ объединения № 28 от учителей «29»августа начальных 2016 года классов №1 ___________ МБОУ СОШ Стукало № 28 Е.Ф. подпись от «30»августа руководителя 2021 года МО № 1 Ф.И.О. ___________ Труфанова Л.А подпись руководителя МО Ф.И.О. Заместитель директора по УВР __________ Новосельцева Н.Н. подпись Ф.И.О. СОГЛАСОВАНО ______________ 2016 года Заместитель директора по УВР __________ Новосельцева Н.Н. подпись Ф.И.О. «31» августа 2021 года