Основы финансовой грамотности 3-4 кл

Белоглинский район, ст. Новолокинская
(территориальный, административный округ (город, район, поселок)

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №28 имени И.Г.Турищева Белоглинского района»
(полное наименование образовательного учреждения)

УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
МБОУ СОШ № 28
от «31» августа 2021 года протокол № 1
Председатель _____ Шмигельская О.К.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По кружку «Основы финансовой грамотности»
(указать учебный предмет, курс)

Уровень образования (класс)
начальное общее , 3-4 кл.
(начальное общее, основное общее образование с указанием классов)

Количество часов 68 ч.
Учитель или группа учителей, разработчиков рабочей программы Труфанова Лариса Александровна, Шмигельская О.К., Новичкова М.Г.
учителя начальных классов МБОУ СОШ №28
Программа разработана в соответствии ООП НОО, утвержденной на педагогическом совете МБОУ СОШ № 28 от 31.08. 2021 протокол № 1, с
учетом Примерной рабочей программы по учебному курсу «Обществознание и естествознание (окружающий мир). Финансовая культура» на
уровне начального общего образования

Рабочая программа по учебному курсу «Обществознание и естествознание (окружающий мир). Финансовая культура» для 3-4 классов
составлена на основе примерной рабочей программы учебного курса «Обществознание и естествознание (окружающий мир). Финансовая
культура» для образовательных организаций, реализующих программы начального общего образования , одобрена решением федерального
учебно-методического объединения по общему образованию (Протокол № 3/22 от 23.06.2022)
Рабочая программа кружка «Обществознание и естествознание (окружающий мир). Финансовая культура» разработана в рамках
социальной направленности.
1. Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты
Личностные результаты изучения учебного курса характеризуют готовность обучающихся руководствоваться традиционными российскими
социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны отражать
приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части:
1. Гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине — России; понимание особой роли многонациональной России в современном мире;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей национальной
общности;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; проявление интереса к истории и многонациональной
культуре своей страны, уважения к своему и другим народам;
первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и ответственности человека как члена общества.
2. Духовно-нравственного воспитания:
проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию их индивидуальности;
принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на
проявлении гуманизма, сопереживания, уважения и доброжелательности;
применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на
причинение физического и морального вреда другим людям.
3. Эстетического воспитания:
использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных видах художественной деятельности.
4. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоциональногоблагополучия:
соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного поведения
в окружающей среде (в том числе информационной);
приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
5. Трудового воспитания:
осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам
труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
6. Экологического воспитания:
осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологическихнорм поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий,
приносящих ей вред.
7. Ценности научного познания:

ориентация в деятельности на первоначальные представления о научнойкартине мира;
осознание ценности познания, проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в
обогащении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств.
Метапредметные результаты
Познавательные универсальные учебные действия:
Базовые логические действия:
понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды обитания), проявлять способность ориентироваться в
изменяющейся действительности;
на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и зависимости между объектами (часть — целое; причина
— следствие; изменения во времени и в пространстве);
сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;
объединять части объекта (объекты) по определѐнному признаку;
определять существенный признак для классификации,классифицировать предложенные объекты;
находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах,данных и наблюдениях на основе предложенного алгоритма;
выявлять недостаток информации для решения учебной (практической)задачи на основе предложенного алгоритма.
Базовые исследовательские действия:
проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или выдвинутому предположению) наблюдения, несложные опыты;
проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством учителя;
определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных вопросов;
формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное развитие процессов, событий и последствия в
аналогичных или сходных ситуациях; моделировать ситуации на основе изученного материала, а также в социуме (лента времени; поведение и
его последствия; коллективный труд и его результаты и др.);
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между
объектами (часть — целое, причина — следствие);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведѐнного наблюдения (опыта, измерения,
исследования).
Работа с информацией:
использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник получения информации с учѐтом учебной задачи;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основе предложенного учителем способа еѐ проверки;
находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую, аудиовизуальную информацию;
читать и интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу, иллюстрацию);
соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого доступа в Интернет (с помощью учителя);
анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчѐт, выступление, высказывание) и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма).
Коммуникативные универсальные учебные действия:
в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников;

признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своѐ мнение; приводить
доказательства своей правоты;
соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику;
использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о природе, социальной жизни, взаимоотношениях и поступках
людей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение,повествование);
конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатовнаблюдений и опытной работы, подкреплять их доказательствами;
находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах и явлениях природы, событиях социальной жизни;
готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией(текст, рисунки, фото, плакаты и др.) к тексту выступления.
Регулятивные универсальные учебные действия:
Самоорганизация:
планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению учебной задачи;
выстраивать последовательность выбранных действий и операций.
Самоконтроль:
осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины; корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью
учителя);
предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения, в том числе в житейских
ситуациях, опасных для здоровья и жизни.
Самооценка:
объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить своюоценку с оценкой учителя;
оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости корректировать их.
Совместная деятельность:
понимать значение коллективной деятельности для успешного решенияучебной (практической) задачи; активно участвовать в формулировании
краткосрочных и долгосрочных целей совместной деятельности (на основе изученного материала);
коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной
работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать работу каждого участника; считаться с наличием разных
мнений; не допускать конфликтов, при их возникновении мирно разрешать без участия взрослого;
ответственно выполнять свою часть работы.
Предметные результаты
3 класс
правильно использовать термины: обмен, бартер, товар, услуга, сделка,стоимость, стоимость, цена, прибыль, убыток;
описывать результаты труда, особенности рационального финансовогоповедения;
называть признаки финансового благополучия семьи, виды обмена;

понимать особенности обмена в современном обществе;
сравнивать виды обмена; условия и результаты сделок в контекстежизненных ситуаций младших школьников;
знать, что такое личные (семейные) расходы; уметь распределятьрасходы по основным категориям;
объяснять, что
такое семейный бюджет, зачем его нужно вести;составлять семейный бюджет в игровых ситуациях;
объяснять, что такое личный бюджет, зачем его нужно вести;
соотносить доходы и расходы семейного и личного бюджета;
считать доходы и расходы (личные и семейные) в краткосрочномпериоде;
составлять личный финансовый план с учетом наличных денежныхсредств;
приводить примеры, иллюстрирующие виды и формы денег, источникидоходов семьи, виды расходов семьи, финансовых сделок;
применять финансовую информацию в
учебных
и
жизненныхситуациях;
использовать различные источники информации о природе и обществедля поиска и извлечения информации, ответов на вопросы;
осознавать, что деньги необходимо хранить в безопасном месте;
читать тексты, содержащие простую финансовую информацию (извлекать и использовать информацию, представленную таблицах, в
предметах повседневной жизни (чек, этикетка, ценник и др.);
решать несложные финансовые задачи с использованиемарифметических действий;
анализировать ситуации, связанные с применением финансовых знаний;
соблюдать правила безопасного и нравственного поведения при использовании разных видов денег в жизненных ситуациях, потребления
ресурсов;
описывать по плану собственные действия, связанные с применением финансов;
структурировать информацию;
оценивать собственное поведение и поведение сверстников в соответствии с правилами использования денег в повседневной жизни, контроля
за расходами;
4 класс
правильно использовать термины: договор, риск, налог;
знать о различных способах оплаты товаров и услуг;
описывать результаты использования собственности, особенности рационального финансового поведения в среде проживания; роль
финансовых организаций в жизни человека и общества;
называть признаки полезности товаров и услуг, которыми пользуются младшие школьники; виды финансовых организаций (банки), условия и
результаты сделок, понятных младших школьникам;
пользоваться разными видами денег, в том числе оценивать достаточность имеющейся суммы для осуществления запланированных действий;
понимать особенности проживания в городской и сельской местности и роль знаний в достижении жизненных целей; цифровых финансовых
услуг;
сравнивать ценность разных товаров и услуг;
объяснять, что такое государственный бюджет, роль налогов в жизни государства, местного сообщества; роль сбережений в обеспечении
финансовой безопасности;
приводить примеры, иллюстрирующие применение карманных денег, получения подарков, благотворительности; простых рассчѐтно- кассовых
операций;

знать, что любой платеж должен быть подтверждѐн документом;
соотносить доходы и расходы семейного и личного бюджета;
анализировать ситуации, связанные с доверием в области финансов, договоров;
называть признаки займов, долговых обязательств и соответствующиеим риски;
объяснять способы защиты от рисков; особенности поддержания территорий проживания; опасность вовлечения в интернет- сообщества,
связанные с использованием денежных средств;
иметь представление о том, что такое интернет-платежи и как они осуществляются;
применять финансовую информацию в учебных и жизненных ситуациях, в том числе при посещении магазинов и иных мест розничной
торговли;
решать несложные финансовые задачи с использованием арифметических действий;
анализировать ситуации, связанные с применением финансовых знаний;
понимать, что за все финансовые решения отвечает собственник денежных средств;
соблюдать правила безопасного и нравственного поведения при использовании разных видов денег в жизненных ситуациях, потребления
ресурсов;
описывать по плану собственные действия, связанные с применениемфинансов;
структурировать информацию о деньгах;
использовать различные источники информации для поиска и извлечения информации, ответов на вопросы;
читать тексты, содержащие простую финансовую информацию (извлекать и использовать для выполнения заданий финансовую информацию,
представленную в столбчатых диаграммах, таблицах, в предметах повседневной жизни (чек, этикетка, ценник и др.);
оценивать собственное поведение и поведение сверстников в соответствии с правилами использования денег в повседневной жизни,контроля за
расходами.
Содержание учебного курса
«Финансовая культура»
3 класс (34 часа)
Раздел 1. Труд, обмен, деньги
Ценность труда в жизни общества и человека. Результаты труда. Связь труда и семейного благополучия. Профессии. Натуральный обмен
(бартер). Особенности современного обмена. Стороны обмена. Взаморасчеты. Товары и услуги. Бытовые сделки младших школьников.
Финансовые сделки. Условиясделки. Результаты сделки.
Виды и формы денег. История денег. Назначение денег. Деньги в разных странах.
Раздел 2. Первые правила использования денег
Семейные ценности. Ответственное потребление. Доходы и расходы семьи. Финансовые цели и планы. Семейные финансы и бюджет.
Собственность. Сбережения семьи и финансовая безопасность. Финансовая арифметика.

4 класс (34 часа)
Раздел 1. Деньги в окружающем нас мире
Ценность и полезность товаров и услуг. Цифровой мир и электронные услуги. Транспортные услуги. Основы экономики (город и село).
Государственный бюджет. Налоги. Финансовые организации. Банковские карты. Предпринимательство. Благотворительность.
Раздел 2. Деньги и риск
Карманные деньги. Подарки. Долг. Займы. Риски и финансовая безопасность.Простые финансовые операции. Договор. Доверие. Репутация.
Работа с информацией. Ответственность и права участников финансовых отношений.
3.Тематическое планирование

3 класс (34 часа)
№
п/п
1.

Раздел, тема урока

1.1

Труд, обмен, деньги (17 ч)
Труд и его роль в жизни общества ичеловека

1.2

Обмен

1.3

Выгода

1.4

Деньги

Содержание программы

жизни
в
Ценность
труда
человека.
общества
и
Результаты труда
Натуральный
обмен
(бартер).
Особенности
современного обмена.
Стороны обмена.
Взаиморасчеты

Виды деятельности

Беседа/диалог, практическая работа по теме
«Становление ценностного отношения к своей
Родине
—
России;
понимание
особой
роли
многонациональной России всовременном мире;
осознание ценности трудовой деятельности в
жизни человека и общества, ответственное
потребление и бережное отношение к результатам
труда, навыки участия в различных видах трудовой
Товары и услуги (стоимость товаров и деятельности, интерес кразличным профессиям».
услуг. Цена). Бытовые сделки младших
школьников
Финансовые
сделки.
Прибыль.
Убыток
История
денег.
Назначение
денег. Виды и формы денег.
Деньги в разных странах

1.5

Практикум

1.6

Проектная деятельность

2.

Первые правила использования денег (17 ч)

2.1

Желания,
мечты,
младшего школьника

Практические
задания
содержанию раздела
Проектные
задания
содержанию раздела
цели

семьи

и

Семейные ценности. Семейные
финансы

по
по

Беседа/диалог, практическая работа:

№
п/п
2.2

План и планирование расходов

2.3

Собственность. Сбережения

2.4

Доходы и расходы и расходы семьи

2.5

Практикум

Раздел, тема урока

Содержание программы

Виды деятельности

Рациональное
потребление
в
семье.
Личный
финансовый
план. Семейный бюджет
Собственность
и
деньги.
Рациональное
потребление
в
семье.
Сбережения
семьи
и
финансовая безопасность

предвидеть
возможность
возникновения
трудностей
и
ошибок,
предусматривать
способы
их
предупреждения, в том числе в житейских
ситуациях, опасных для здоровья и жизни;
выстраивать последовательность выбранных
действий и операций;
- конструировать обобщения и выводы на основе
Доходы и расходы. Источники доходов полученных результатов наблюдений и опытной
семьи и младшегошкольника
работы, подкреплять их доказательствами;
- использовать различные источники для поиска
информации,
выбирать
источник получения
информации с учѐтомучебной задачи;
- объединять части объекта (объекты) по
определѐнному признаку;
- приобретать опыт эмоционального отношения к
среде
обитания,
бережное
отношение
к
физическому и
психическому здоровью;

Практические
содержанию раздела

задания

по

- в процессе диалогов задавать вопросы,
высказывать
суждения,
оценивать
выступления участников;

№
п/п

Раздел, тема урока

Содержание программы

Виды деятельности
- планировать самостоятельно
или
небольшой помощью учителя действияпо
решению учебной задачи.

2.6

Проектная деятельность

2.8

Итоговое повторение

Проектные
задания
содержанию раздела

по

с

Беседа/диалог, практическая работа:
- коллективно строить действия по достижению
общей цели: распределять роли, договариваться,
обсуждатьпроцесс и результат совместной работы;
- объективно оценивать результаты своей
деятельности, соотносить свою оценку с оценкой
учителя.

4 класс (34 часа)
Раздел, тема урока

№
п/п
1.

Деньги и место, где мы живем (12 ч)

1.1

Товары и услуги

1.2

Транспорт

1.3

Территория и жилище

Содержание программы

Ценность и полезность товаров
и услуг. Магазины. Цифровые
финансовые услуги
Транспортные услуги
Основы
экономики
города
села. Затраты на обустройство
многоквартирного дома

Виды деятельности

конструировать обобщения и выводы на основе
полученных результатов наблюдений и опытной
работы, подкреплять их доказательствами;
- использовать различные источники для поиска
информации, выбирать источник

-

и

Раздел, тема урока

Содержание программы

Виды деятельности

№
п/п
1.4

Государственный бюджет. Налоги.

Государственный
Налоги

1.5

Финансовые организации и их услуги.

Финансовые
организации.
Банковские карты и другиеуслуги

1.6

Предприниматели и благотворители

Предпринимательство.
Благотворительность

1.7

Практикум

Практические
содержанию раздела

1.8

Проектная деятельность

Проектные
задания
содержанию раздела

бюджет.

получения информации с учѐтомучебной задачи;
- определять разницу между реальным и
желательным состоянием объекта (ситуации) на
основе предложенныхвопросов;
- приобретение опыта эмоционального отношения
к среде обитания, бережное отношение к
физическому и
психическому здоровью.

Диалог, практическая работа:
- в процессе диалогов задавать вопросы,
высказывать суждения, оценивать выступления
участников;
- планировать самостоятельно или с помощью
учителя действия по решениюучебной задачи.
задания

по

Диалог, практическая работа:
- в процессе диалогов задавать вопросы,
высказывать суждения, оценивать выступления
участников;
- планировать самостоятельно или с небольшой
помощью учителя действия по решению учебной
задачи

по

Диалог, практическая работа:

Раздел, тема урока

№
п/п

Содержание программы

Виды деятельности
коллективно строить действия по достижению
общей цели: распределять роли, договариваться,
обсуждатьпроцесс и результат совместной работы;
- объективно оценивать результаты своей
деятельности, соотносить свою оценку с оценкой
учителя.

-

2.

Деньги и риски (22 ч)

2.1

Карманные деньги

2.2

Риск

Карманные деньги. Подарки
Риски
безопасность

и

финансовая

2.3

Рассчетно-кассовые операции

Простые
рассчетно-кассовые
операции.
Ответственность
за
решения. Способы защиты отрисков

2.4
2.5

Долги
Ответственность и права участников
финансовых отношений

Займы и долговые обязательства
Договор. Доверие. Репутация. Работа с
информацией. Ответственность и права
участников
финансовых
отношений

2.7

Практикум

Практические
содержанию раздела

задания

по

Диалог, практическая работа:
- приобретение опыта эмоционального отношения
к среде обитания, бережное отношение к
физическому и психическому здоровью;
- объединять части объекта (объекты) по
определѐнному признаку;
- конструировать обобщения и выводы на основе
полученных результатов наблюдений и опытной
работы, подкреплять их доказательствами.

Диалог, практическая работа:
-в
процессе
диалогов
задавать
вопросы,
высказывать суждения, оценивать выступления
участников;

№
п/п

Раздел, тема урока

Содержание программы

Виды деятельности
- планировать самостоятельно
или
небольшой помощью учителя действияпо
решению учебной задачи.

2.8

Проектная деятельность

2.9

Итоговое повторение

Проектные
задания
содержанию раздела

по

Диалог, практическая работа:
- коллективно строить действия по достижению
общей цели: распределять роли, договариваться,
обсуждатьпроцесс и результат совместной работы;
- объективно оценивать результаты своей
деятельности, соотносить свою оценку с оценкой
учителя.

СОГЛАСОВАНО

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания
методического объединения
учителей начальных классов
МБОУ СОШ № 28
от «30»августа 2021 года № 1
___________ Труфанова Л.А.

Заместитель директора по УВР
__________ Новосельцева Н.Н.

подпись руководителя МО

Ф.И.О.

с

подпись

Ф.И.О.

«31» августа 2021 года


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».