Белоглинский район, ст. Новолокинская (территориальный, административный округ (город, район, поселок) муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №28 имени И.Г.Турищева Белоглинского района» (полное наименование образовательного учреждения) УТВЕРЖДЕНО решением педагогического совета МБОУ СОШ № 28 от «31» августа 2021 года протокол № 1 Председатель _____ Шмигельская О.К. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По кружку «Основы финансовой грамотности» (указать учебный предмет, курс) Уровень образования (класс) начальное общее , 3-4 кл. (начальное общее, основное общее образование с указанием классов) Количество часов 68 ч. Учитель или группа учителей, разработчиков рабочей программы Труфанова Лариса Александровна, Шмигельская О.К., Новичкова М.Г. учителя начальных классов МБОУ СОШ №28 Программа разработана в соответствии ООП НОО, утвержденной на педагогическом совете МБОУ СОШ № 28 от 31.08. 2021 протокол № 1, с учетом Примерной рабочей программы по учебному курсу «Обществознание и естествознание (окружающий мир). Финансовая культура» на уровне начального общего образования Рабочая программа по учебному курсу «Обществознание и естествознание (окружающий мир). Финансовая культура» для 3-4 классов составлена на основе примерной рабочей программы учебного курса «Обществознание и естествознание (окружающий мир). Финансовая культура» для образовательных организаций, реализующих программы начального общего образования , одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (Протокол № 3/22 от 23.06.2022) Рабочая программа кружка «Обществознание и естествознание (окружающий мир). Финансовая культура» разработана в рамках социальной направленности. 1. Планируемые результаты освоения программы Личностные результаты Личностные результаты изучения учебного курса характеризуют готовность обучающихся руководствоваться традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны отражать приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части: 1. Гражданско-патриотического воспитания: становление ценностного отношения к своей Родине — России; понимание особой роли многонациональной России в современном мире; осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности; сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к своему и другим народам; первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и ответственности человека как члена общества. 2. Духовно-нравственного воспитания: проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию их индивидуальности; принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания, уважения и доброжелательности; применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям. 3. Эстетического воспитания: использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных видах художественной деятельности. 4. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоциональногоблагополучия: соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного поведения в окружающей среде (в том числе информационной); приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к физическому и психическому здоровью. 5. Трудового воспитания: осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям. 6. Экологического воспитания: осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологическихнорм поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред. 7. Ценности научного познания: ориентация в деятельности на первоначальные представления о научнойкартине мира; осознание ценности познания, проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в обогащении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств. Метапредметные результаты Познавательные универсальные учебные действия: Базовые логические действия: понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды обитания), проявлять способность ориентироваться в изменяющейся действительности; на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и зависимости между объектами (часть — целое; причина — следствие; изменения во времени и в пространстве); сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии; объединять части объекта (объекты) по определѐнному признаку; определять существенный признак для классификации,классифицировать предложенные объекты; находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах,данных и наблюдениях на основе предложенного алгоритма; выявлять недостаток информации для решения учебной (практической)задачи на основе предложенного алгоритма. Базовые исследовательские действия: проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или выдвинутому предположению) наблюдения, несложные опыты; проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством учителя; определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных вопросов; формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях; моделировать ситуации на основе изученного материала, а также в социуме (лента времени; поведение и его последствия; коллективный труд и его результаты и др.); проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть — целое, причина — следствие); формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведѐнного наблюдения (опыта, измерения, исследования). Работа с информацией: использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник получения информации с учѐтом учебной задачи; согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основе предложенного учителем способа еѐ проверки; находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую, аудиовизуальную информацию; читать и интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу, иллюстрацию); соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого доступа в Интернет (с помощью учителя); анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчѐт, выступление, высказывание) и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма). Коммуникативные универсальные учебные действия: в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников; признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своѐ мнение; приводить доказательства своей правоты; соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику; использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о природе, социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей; создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение,повествование); конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатовнаблюдений и опытной работы, подкреплять их доказательствами; находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах и явлениях природы, событиях социальной жизни; готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией(текст, рисунки, фото, плакаты и др.) к тексту выступления. Регулятивные универсальные учебные действия: Самоорганизация: планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению учебной задачи; выстраивать последовательность выбранных действий и операций. Самоконтроль: осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности; находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины; корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя); предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни. Самооценка: объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить своюоценку с оценкой учителя; оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости корректировать их. Совместная деятельность: понимать значение коллективной деятельности для успешного решенияучебной (практической) задачи; активно участвовать в формулировании краткосрочных и долгосрочных целей совместной деятельности (на основе изученного материала); коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать работу каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их возникновении мирно разрешать без участия взрослого; ответственно выполнять свою часть работы. Предметные результаты 3 класс правильно использовать термины: обмен, бартер, товар, услуга, сделка,стоимость, стоимость, цена, прибыль, убыток; описывать результаты труда, особенности рационального финансовогоповедения; называть признаки финансового благополучия семьи, виды обмена; понимать особенности обмена в современном обществе; сравнивать виды обмена; условия и результаты сделок в контекстежизненных ситуаций младших школьников; знать, что такое личные (семейные) расходы; уметь распределятьрасходы по основным категориям; объяснять, что такое семейный бюджет, зачем его нужно вести;составлять семейный бюджет в игровых ситуациях; объяснять, что такое личный бюджет, зачем его нужно вести; соотносить доходы и расходы семейного и личного бюджета; считать доходы и расходы (личные и семейные) в краткосрочномпериоде; составлять личный финансовый план с учетом наличных денежныхсредств; приводить примеры, иллюстрирующие виды и формы денег, источникидоходов семьи, виды расходов семьи, финансовых сделок; применять финансовую информацию в учебных и жизненныхситуациях; использовать различные источники информации о природе и обществедля поиска и извлечения информации, ответов на вопросы; осознавать, что деньги необходимо хранить в безопасном месте; читать тексты, содержащие простую финансовую информацию (извлекать и использовать информацию, представленную таблицах, в предметах повседневной жизни (чек, этикетка, ценник и др.); решать несложные финансовые задачи с использованиемарифметических действий; анализировать ситуации, связанные с применением финансовых знаний; соблюдать правила безопасного и нравственного поведения при использовании разных видов денег в жизненных ситуациях, потребления ресурсов; описывать по плану собственные действия, связанные с применением финансов; структурировать информацию; оценивать собственное поведение и поведение сверстников в соответствии с правилами использования денег в повседневной жизни, контроля за расходами; 4 класс правильно использовать термины: договор, риск, налог; знать о различных способах оплаты товаров и услуг; описывать результаты использования собственности, особенности рационального финансового поведения в среде проживания; роль финансовых организаций в жизни человека и общества; называть признаки полезности товаров и услуг, которыми пользуются младшие школьники; виды финансовых организаций (банки), условия и результаты сделок, понятных младших школьникам; пользоваться разными видами денег, в том числе оценивать достаточность имеющейся суммы для осуществления запланированных действий; понимать особенности проживания в городской и сельской местности и роль знаний в достижении жизненных целей; цифровых финансовых услуг; сравнивать ценность разных товаров и услуг; объяснять, что такое государственный бюджет, роль налогов в жизни государства, местного сообщества; роль сбережений в обеспечении финансовой безопасности; приводить примеры, иллюстрирующие применение карманных денег, получения подарков, благотворительности; простых рассчѐтно- кассовых операций; знать, что любой платеж должен быть подтверждѐн документом; соотносить доходы и расходы семейного и личного бюджета; анализировать ситуации, связанные с доверием в области финансов, договоров; называть признаки займов, долговых обязательств и соответствующиеим риски; объяснять способы защиты от рисков; особенности поддержания территорий проживания; опасность вовлечения в интернет- сообщества, связанные с использованием денежных средств; иметь представление о том, что такое интернет-платежи и как они осуществляются; применять финансовую информацию в учебных и жизненных ситуациях, в том числе при посещении магазинов и иных мест розничной торговли; решать несложные финансовые задачи с использованием арифметических действий; анализировать ситуации, связанные с применением финансовых знаний; понимать, что за все финансовые решения отвечает собственник денежных средств; соблюдать правила безопасного и нравственного поведения при использовании разных видов денег в жизненных ситуациях, потребления ресурсов; описывать по плану собственные действия, связанные с применениемфинансов; структурировать информацию о деньгах; использовать различные источники информации для поиска и извлечения информации, ответов на вопросы; читать тексты, содержащие простую финансовую информацию (извлекать и использовать для выполнения заданий финансовую информацию, представленную в столбчатых диаграммах, таблицах, в предметах повседневной жизни (чек, этикетка, ценник и др.); оценивать собственное поведение и поведение сверстников в соответствии с правилами использования денег в повседневной жизни,контроля за расходами. Содержание учебного курса «Финансовая культура» 3 класс (34 часа) Раздел 1. Труд, обмен, деньги Ценность труда в жизни общества и человека. Результаты труда. Связь труда и семейного благополучия. Профессии. Натуральный обмен (бартер). Особенности современного обмена. Стороны обмена. Взаморасчеты. Товары и услуги. Бытовые сделки младших школьников. Финансовые сделки. Условиясделки. Результаты сделки. Виды и формы денег. История денег. Назначение денег. Деньги в разных странах. Раздел 2. Первые правила использования денег Семейные ценности. Ответственное потребление. Доходы и расходы семьи. Финансовые цели и планы. Семейные финансы и бюджет. Собственность. Сбережения семьи и финансовая безопасность. Финансовая арифметика. 4 класс (34 часа) Раздел 1. Деньги в окружающем нас мире Ценность и полезность товаров и услуг. Цифровой мир и электронные услуги. Транспортные услуги. Основы экономики (город и село). Государственный бюджет. Налоги. Финансовые организации. Банковские карты. Предпринимательство. Благотворительность. Раздел 2. Деньги и риск Карманные деньги. Подарки. Долг. Займы. Риски и финансовая безопасность.Простые финансовые операции. Договор. Доверие. Репутация. Работа с информацией. Ответственность и права участников финансовых отношений. 3.Тематическое планирование 3 класс (34 часа) № п/п 1. Раздел, тема урока 1.1 Труд, обмен, деньги (17 ч) Труд и его роль в жизни общества ичеловека 1.2 Обмен 1.3 Выгода 1.4 Деньги Содержание программы жизни в Ценность труда человека. общества и Результаты труда Натуральный обмен (бартер). Особенности современного обмена. Стороны обмена. Взаиморасчеты Виды деятельности Беседа/диалог, практическая работа по теме «Становление ценностного отношения к своей Родине — России; понимание особой роли многонациональной России всовременном мире; осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой Товары и услуги (стоимость товаров и деятельности, интерес кразличным профессиям». услуг. Цена). Бытовые сделки младших школьников Финансовые сделки. Прибыль. Убыток История денег. Назначение денег. Виды и формы денег. Деньги в разных странах 1.5 Практикум 1.6 Проектная деятельность 2. Первые правила использования денег (17 ч) 2.1 Желания, мечты, младшего школьника Практические задания содержанию раздела Проектные задания содержанию раздела цели семьи и Семейные ценности. Семейные финансы по по Беседа/диалог, практическая работа: № п/п 2.2 План и планирование расходов 2.3 Собственность. Сбережения 2.4 Доходы и расходы и расходы семьи 2.5 Практикум Раздел, тема урока Содержание программы Виды деятельности Рациональное потребление в семье. Личный финансовый план. Семейный бюджет Собственность и деньги. Рациональное потребление в семье. Сбережения семьи и финансовая безопасность предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни; выстраивать последовательность выбранных действий и операций; - конструировать обобщения и выводы на основе Доходы и расходы. Источники доходов полученных результатов наблюдений и опытной семьи и младшегошкольника работы, подкреплять их доказательствами; - использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник получения информации с учѐтомучебной задачи; - объединять части объекта (объекты) по определѐнному признаку; - приобретать опыт эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к физическому и психическому здоровью; Практические содержанию раздела задания по - в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников; № п/п Раздел, тема урока Содержание программы Виды деятельности - планировать самостоятельно или небольшой помощью учителя действияпо решению учебной задачи. 2.6 Проектная деятельность 2.8 Итоговое повторение Проектные задания содержанию раздела по с Беседа/диалог, практическая работа: - коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли, договариваться, обсуждатьпроцесс и результат совместной работы; - объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой учителя. 4 класс (34 часа) Раздел, тема урока № п/п 1. Деньги и место, где мы живем (12 ч) 1.1 Товары и услуги 1.2 Транспорт 1.3 Территория и жилище Содержание программы Ценность и полезность товаров и услуг. Магазины. Цифровые финансовые услуги Транспортные услуги Основы экономики города села. Затраты на обустройство многоквартирного дома Виды деятельности конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и опытной работы, подкреплять их доказательствами; - использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник - и Раздел, тема урока Содержание программы Виды деятельности № п/п 1.4 Государственный бюджет. Налоги. Государственный Налоги 1.5 Финансовые организации и их услуги. Финансовые организации. Банковские карты и другиеуслуги 1.6 Предприниматели и благотворители Предпринимательство. Благотворительность 1.7 Практикум Практические содержанию раздела 1.8 Проектная деятельность Проектные задания содержанию раздела бюджет. получения информации с учѐтомучебной задачи; - определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенныхвопросов; - приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к физическому и психическому здоровью. Диалог, практическая работа: - в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников; - планировать самостоятельно или с помощью учителя действия по решениюучебной задачи. задания по Диалог, практическая работа: - в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников; - планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению учебной задачи по Диалог, практическая работа: Раздел, тема урока № п/п Содержание программы Виды деятельности коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли, договариваться, обсуждатьпроцесс и результат совместной работы; - объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой учителя. - 2. Деньги и риски (22 ч) 2.1 Карманные деньги 2.2 Риск Карманные деньги. Подарки Риски безопасность и финансовая 2.3 Рассчетно-кассовые операции Простые рассчетно-кассовые операции. Ответственность за решения. Способы защиты отрисков 2.4 2.5 Долги Ответственность и права участников финансовых отношений Займы и долговые обязательства Договор. Доверие. Репутация. Работа с информацией. Ответственность и права участников финансовых отношений 2.7 Практикум Практические содержанию раздела задания по Диалог, практическая работа: - приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к физическому и психическому здоровью; - объединять части объекта (объекты) по определѐнному признаку; - конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и опытной работы, подкреплять их доказательствами. Диалог, практическая работа: -в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников; № п/п Раздел, тема урока Содержание программы Виды деятельности - планировать самостоятельно или небольшой помощью учителя действияпо решению учебной задачи. 2.8 Проектная деятельность 2.9 Итоговое повторение Проектные задания содержанию раздела по Диалог, практическая работа: - коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли, договариваться, обсуждатьпроцесс и результат совместной работы; - объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой учителя. СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения учителей начальных классов МБОУ СОШ № 28 от «30»августа 2021 года № 1 ___________ Труфанова Л.А. Заместитель директора по УВР __________ Новосельцева Н.Н. подпись руководителя МО Ф.И.О. с подпись Ф.И.О. «31» августа 2021 года