ИЗО 5-8 кл

Муниципальное образование Белоглинский район
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа № 28 имени И.Г.Турищева Белоглинского района»

УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от _31__ августа 2021 года протокол №1
Председатель __________ О.К.Шмигельская

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По изобразительному искусству

Уровень образования (класс)

Количество часов

основное общее образование 5-8 классы

140

Учитель Ананьев Михаил Иванович
Программа разработана на основе ФГОС основного общего образования; основной образовательной
программы основного общего образования МБОУ СОШ №28; программы общеобразовательных
учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд» под руководством Б.М.Неменского,
Просвещение 2015 год.

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Всоответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего
образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по
изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и
предметных результатов.
Личностные результатыотражаются в индивидуальных качественныхсвойствах учащихся, которые
они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству,
чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ
культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных
ценностей многонационального российского общества;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
• формирование
целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное
многообразие современного мира;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его
мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и
достигать в нем взаимопонимания;
• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками,
взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни,
уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира,
творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень универсальных способностей учащихся,
проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые
задачи в учѐбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности;
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно
выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией;
• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного
выбора в учебной и познавательной деятельности;
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты
на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать
свое мнение.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности,
который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
• формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры,
как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического,
эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к
сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
• освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как
материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах
(фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения
отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
• воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре,

•

•

•

•

изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной
среды, в понимании красоты человека;
приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуальнопространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративноприкладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в
синтетических искусствах (театр и кино);
приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в
различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной
деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная
графика, мультипликация и анимация);
развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение
практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической
и личностно-значимой ценности;
развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого
интереса к творческой деятельности.
2.Содержание учебного предмета

Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу
углубленного изучения каждого вида искусства.
5 класс — «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» (34 часа)
Древние корни народного искусства (8 часов).Древние образы в народном искусстве.Убранство
русской избы.Внутренний мир русской избы.Конструкция и декор предметов народного
быта.Русская народная в ышивка.Народный праздничный костюм.Народные праздничные
обряды.
Связь времен в народном искусстве (8часов).Древние образы в современных народных
игрушках.Искусство
Гжели.Городецкая
роспись.Хохлома.Жостово.
Роспись
по
металлу.Щепа. Роспись по лубу и дереву . Тиснение и резьба по бересте. Роль народных
художественных промыслов в современной жизни.
Декор — человек, общество, время (10часов). Зачем людям украшения.Роль
декоративного искусства в жизни древнего общества.Одежда «говорит» о человеке.О
чемрассказывают нам гербы и эмблемы. Роль декоративного искусства в жизни человека
и общества.
Декоративное искусство в современном мире(8часов). Современное выставочное
искусство.Ты сам - мастер.
6 класс – «Изобразительное искусство в жизни человека»(34 часа)
Виды изобразительного искусства и основы образного языка (8часов).Изобразительное искусство.
Семья пространственных искусств.Художественные материалы. Рисунок — основа изобразительного
творчества.Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий. Пятно как средство выражения. Ритм
пятен. Цвет. Основы цветоведения. Цвет в произведениях живописи.Объемные изображения в
скульптуре.Основы языка изображения.
Мир наших вещей. Натюрморт (8 часов).Реальность и фантазия в творчестве художника.Изображение
предметного мира — натюрморт.Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.Изображение
объема на плоскости и линейная перспектива.Освещение. Свет и тень.Натюрморт в графике.Цвет в
натюрморте.Выразительные возможности натюрморта.
Вглядываясь в человека. Портрет (10 часов).Образ человека — главная тема в искусстве.Конструкция
головы человека и ее основные пропорции.Изображение головы человека в пространстве. Портрет в
скульптуре.Графический портретный рисунок.Сатирические образы человека.Образные возможности
освещения в портрете.Роль цвета в портрете.Великие портретисты прошлого.Портрет в изобразительном
искусстве XX века.
Человек и пространство. Пейзаж (8 часов).Жанры в изобразительном искусстве.Изображение
пространства.Правила построения перспективы. Воздушная перспектива.Пейзаж — большой мир.Пейзаж
настроения. Природа и художник.Пейзаж в русской живописи.Пейзаж в графике.Городской
пейзаж.Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.
7 класс – «Дизайн и архитектура в жизни человека»(34 часа)
Архитектура и дизайн — конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Мир,
который создает человек

Художник — дизайн — архитектура.Искусство композиции — основа дизайна и архитектуры.Основы
композиции в конструктивных искусствах(8часов).
Гармония, контраст и выразительность плоскостной композиции,или «Внесем порядок в хаос!»Прямые
линии и организация пространства.Цвет — элемент композиционного творчества.Свободные формы:
линии и тоновые пятна.Буква — строка — текст.Искусство шрифта.Когда текст и изображение
вместе.Композиционные основы макетирования в графическом дизайне.В бескрайнем море книг и
журналов.Многообразие форм графического дизайна.
В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств(8часов).
Объект и пространство.От плоскостного изображения к объемному макету.Взаимосвязь объектов в
архитектурном макете.Конструкция: часть и целое.Здание как сочетание различных объемов. Понятие
модуля.Важнейшие архитектурные элементы здания.Красота и целесообразность.Вещь как сочетание
объемов и образ времени. Форма и материал.Цвет в архитектуре и дизайне.Роль цвета в
формотворчестве.
Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека(10часов).
Город сквозь времена и страны.Образы материальной культуры прошлого. Город сегодня и завтра.Пути
развития современной архитектуры и дизайна.Живое пространство города.Город, микрорайон,
улица.Вещь в городе и дома.Городской дизайн.Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственно-вещной
среды интерьера.Природа и архитектура.Организация архитектурно-ландшафтного пространства.Ты —
архитектор!Замысел архитектурного проекта и его осуществление.
Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное проектирование(8часов).
Мой дом — мой образ жизни.Скажи мне, как ты живешь, и я скажу, какой у тебя дом.Интерьер, который
мы создаем.Путало в огороде, или под шепот фонтанных струй.Мода, культура и ты.Композиционноконструктивные принципы дизайна одежды.Встречают по одежке.Автопортрет на каждый
день.Моделируя себя — моделируешь мир
8 класс – «Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении»(34 часа)
Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах (8 ч)
Театр и кино — синтетические искусства, т. е. искусства, использующие в своих произведениях
выразительные средства различных видов художественного творчества. Визуально-эстетическая
общность театра и кино с изобразительным искусством, поскольку все они говорят на едином языке
изображений, зримых образов. Исследование природы и специфики синтетических искусств на примере
театра — самого древнего пространственно-временного искусства. Коллективность творчества.
Спектакль, фильм — неразрывное авторство многих, когда замысел одного развивается другим и
воплощается третьим. Визуальный облик спектакля, его художественное решение перестаѐт быть делом
только одного художника. Вместе с ним его создают режиссѐр, актѐры и целые цеха. Восприятие
спектакля не из зала, а изнутри, в процессе его создания. Знакомство с жанровым многообразием
театральных зрелищ, эволюцией сцены и спецификой художественного творчества в театре. Роль
визуально-пластического решения в создании образа спектакля. Виды различных театрально-зрелищных
и игровых представлений, место в них изобразительного компонента. Исследовательские и практические
задания, представленные в творчески развивающей системе.
Эстафета искусств: от рисунка к фотографии Эволюция изобразительных искусств и технологий (8
ч)
Эволюция изображения в искусстве как следствие развития технических средств и способов получения
изображения (от ручного к механическому, электронному и т. д.).
Расширенное понимание художественного в визуальных искусствах (от рисунка к фотографии). Природа
творчества в фотографии, в которой реализуется дар видения мира, искусство отбора и композиции.
Фотоснимок — изображение действительности в формах самой действительности. Фотография — не
синтетическое искусство, но технологически она предтеча кинематографа и поворотный пункт в истории
изобразительных искусств, в семью которых она, безусловно, входит. Фотография — вид
художественного творчества со своими образно-выразительными средствами. Общность и различия
между картиной и фотографией. Фотоснимок как информационно-художественный и историкодокументальный фиксатор нашей жизни. Краткая история фотографии: от дагеротипа до компьютерных
технологий. Фотография расширила творческие возможности художника, дала ему новый взгляд на мир,
его мгновенную фиксацию одним движением пальца на фотоаппарате. Сегодняшняя доступность
фотоаппарата не гарантия художественной ценности снимка, которая достигается не только дарованием,

но и знанием операторской грамоты — фотограмоты. Освоение основ художественно-съѐмочной
культуры в форме анализа предлагаемых снимков и в проектно-творческой практике.
Фильм — творец и зритель Что мы знаем об искусстве кино? (12 ч)
Обобщение своих знаний о кинематографе с точки зрения искусства. Раскрытие основ экранной
культуры в ходе анализа произведений киноискусства («извне», с точки зрения зрителя), а также в
практических упражнениях и в проектно-съѐмочном практикуме «От большого кино к твоему видео»
(«изнутри», с точки зрения создателя домашнего видео).
Синтетическая природа образа в фильме, в создании которого, помимо изображения, задействованы
слово, звук, музыка (а в игровом фильме ещѐ и актѐрская игра). Условность изображения и времени в
кино, роль монтажа как основы киноязыка.
Многообразие жанров и возможностей кинозрелища (раскрывается при ознакомлении с историей
развития кинематографа, прихода в него звука и цвета). Специфика работы художника-постановщика в
игровом фильме, акцент на коллективность художественного творчества в кино. В отличие от
изобразительного искусства визуальный образ в художественном фильме рождается не только художником, но и прежде всего режиссѐром, оператором. В
документальном фильме художник вообще отсутствует (но это не значит, что исчезает необходимость
решения художнических, визуально-образных задач в фильме). Съѐмка маленького видеосюжета
самостоятельно, без киногруппы (ребѐнок выступает в одном лице и как сценарист, и как режиссѐр, и как
оператор, и как художник).
Необходимость овладения азами сценарного, режиссѐрского, операторского мастерства, художнической
грамотой, компьютерной анимацией (для рисованного фильма). Овладение основами кинограмоты в
качестве зрителей, ценителей киноискусства и создателей своего домашнего видео. Выполнение
практических заданий, предлагаемых в
системе творческих упражнений, по созданию и прочтению кинослова и кинофразы. Единство теории и
практики — фундамент эффективности освоения кинокультуры.
Телевидение — пространство культуры? Экран — искусство — зритель (7 ч)
Феномен телевидения и роль, которую играют СМИ, и в частности телевидение как главное
коммуникативное средство для формирования культурного пространства современного общества и
каждого человека. Сущностно этот раздел программы связан с предыдущим настолько, насколько
телевидение связано с кинематографом, в особенности с документальным. Взяв на вооружение опыт
театра, журналистики, тем не менее телевидение более всего развивает наработки кино, ибо говорит с
ним на одном языке экранно-визуальных изображений и образов. Практическое освоение грамоты
киноязыка через систему творческих упражнений и заданий. Визуально-коммуникативная природа
телевизионного зрелища и множество функций телевидения — просветительская, развлекательная,
художественная, но прежде всего информационная. Телевидение — мощнейшее средство массовой
коммуникации, транслятор самых различных зрелищ, в
том числе и произведений искусства, но при этом само оно не является новым видом искусства.
Специфика телевидения — это сиюминутность происходящего на экране, транслируемая в реальном
времени, т. е. прямой эфир. Опыт документального репортажа — основа телеинформации.
Принципиальная общность творческого процесса при создании телевизионного и любительского
видеосюжета: от этюда до репортажа. Способы и природа правдивого изображения на экране события и
человека. Правда жизни и естественность поведения человека в кадре достигаются наблюдением,
стремлением фиксировать реальный факт, а не его инсценировку или фальсификацию. Сила
художественного воздействия документальной тележурналистики, природа образности в репортаже и
очерке. Современные формы экранного языка не являются застывшими и неизменными. Сильный толчок
для авторского видеовыражения дал Интернет. Необходимость овладения основами кинокультуры при
создании любого экранного сообщения — от информационной зарисовки из своей жизни до видеоклипа
любимой песни. Позитивная и негативная роль телевидения в формировании сознания и культуры
общества. Телевидение — мощнейший социально-политический манипулятор и регулятор интересов и
запросов общества потребления, внедряющий моду и стандарты масскультуры. Экран в этом случае
становится не пространством культуры, а зоной пошлости и попсы. Воспитание художественного вкуса и
повышение уровня собственной культуры — важнейшее средство защиты от пошлости, льющейся с
телеэкрана. Обретение себя, понимание мира и человека посредством лучших — глубоких и талантливых
—просветительских телепередач.

3. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
5 класс «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»(34 часа)
№
урок
а

1
2-3

4

5
6
7
8

9

10
11
1213
14
15

16

17

Содержание
(разделы, темы)

Количе
Универсальные учебные действия (УУД), проекты,
ство
ИКТ-компетенции, межпредметные понятия
часов
Основные виды
деятельности
Основные направления
обучающихся на уровне
воспитательной
универсальных учебных
деятельности
действий
1 четверть. «Древние корни народного искусства» (8часов)
Древние образы в
1
Предметные:создавать
Воспитание:
народном искусстве.
декоративно—
обобщѐнные изображения - чувства гордости за свой
Убранство русской
2
на основе традиционных
народ, его самобытную
избы.
образов народного
культуру;
искусства.
-осознания своей
Внутренний мир
1
Метапредметные:
этнической
русской избы
раскрывать
принадлежности, знание
символическое
значение
культуры своего народа,
Конструкция и декор
знаков-образов в
своего края, основ
предметов народного
1
декоративном
искусстве;
культурного наследия
быта
народов России и
Русская народная
1
Личностные:
проявлять
человечества; усвоение
вышивка
себя в роли знатоков
гуманистических,
Народный
1
искусства
высказывать
традиционных ценностей
праздничный костюм.
своѐ мнение и отношение многонационального
Народные праздничные
к культуре разных
российского общества.
обряды (обобщение
1
народов.
темы)
2 четверть. «Связь времен в народном искусстве» (8часов)
Древние образы в
Предметные: овладеть
Воспитание:
современных народных
1
приѐмами создания
-художественной культуры
игрушках.
выразительной формы;
осознавать единство
обучающихся как части их
Искусство Гжели.
1
формы и декора в
общей духовной культуры4
Городецкая роспись
1
изделиях мастеров.
Метапредметные:
-бережного отношения к
Хохлома.
2
выявлять общее и
призведениям декоративноособенное в
прикладного искусства,
Жостово. Роспись по
произведениях
металлу.
художественных
-понимания значения
Щепа. Роспись по лубу
1
промыслов.
декоративно-прикладного
и дереву. Тиснение и
Личностные: открытие искусства в жизни
резьба по бересте.
для
себя
личностно человека.
Роль народных
значимого
смысла
художественных
1
содержания обучения, в
промыслов в
том числе художественносовременной жизни
практической
(обобщение темы)
деятельности
3 четверть. «Декор – человек, общество, время»(10часов)
Зачем людям
1
Предметные:создавать
Воспитание:
украшения.
эскизы украшений,
-познавательного интереса
одежды,гербов,эмблем,
к декоративному искусству
понимать роль
разных времен и народов;

1819

2022

2325
26

2728

2930

3132

3334

Роль декоративного
искусства в жизни
древнего общества.

декоративного искусства в -воспитание
российской
жизни человека и
гражданской идентичности:
общества.
патриотизма,
любви
и
Метапредметные:
уважения к Отечеству,
выявлять в произведениях чувства гордости за свою
Одежда «говорит» о
3
ДПИ связь
Родину,
прошлое
и
человеке.
конструктивных,
настоящее
декоративных и
многонационального
изобразительных
народа России;
О чѐм рассказывают
3
элементов;
нам гербы и эмблемы.
Личностные:
эмоционально
Роль декоративного
воспринимать, различать
искусства в жизни
1
по
характерным
человека и общества
признакам
произведения
(обобщение темы).
ДПИ;
4 четверть. «Декоративное искусство в современном мире» (8 часов)
Современное
2
Предметные:
владеть Воспитание:
выставочное искусство.
навыками выразительного -целостного мировоззрения
использования
форм; средствами
декоративнособирать отдельно взятые прикладного
искусства,
детали композиции в современных
Ты сам - мастер
2
единое
целое;
уметь художественных
декоративноработать в плоскости и промыслов;
прикладного искусства
объѐме.
-формирование
(Витраж)
Метапредметные:
ответственного отношения
уметь
объективно к учению, готовности и
Ты сам - мастер
2
оценивать
работы
своих способности обучающихся
декоративнотоварищей; анализировать к саморазвитию и
прикладного искусства
свои творческие работы;
самообразованию на основе
( мозаичное панно)
мотивации к обучению и
Личностные:
ориентироваться
в
познанию;
Создание декоративной
2
современном
композиции
декоративно-прикладном
«Здравствуй, лето!».
искусстве.
Итого
34
2

6 класс «Изобразительное искусство в жизни человека»
№
Содержание
Количе Универсальные учебные действия(УУД), проекты, ИКТурок
(разделы, темы)
ство
компетенции, межпредметные понятия
а
часов
Основные виды
деятельности
Основные направления
обучающихся на уровне
воспитательной
универсальных учебных
деятельности
действий
1 четверть. «Виды изобразительного искусства и основы образного языка» (8часов)
1
Изобразительное
1
Предметные: создавать
Воспитание:
искусство в семье
рисунок в одном цвете
-целостного
пластических искусств
разными оттенками;
мировоззрения,
понимать суть цветовых
учитывающего культурное,
2
Рисунок-основа
1
отношений; знать
языковое,
духовное
изобразительного
выразительные
многообразие
творчества
возможности объема;
современного мира;
3
Линия и ее
1
- эстетического сознания
Метапредметные:
выразительные
определять цель,
через освоение
возможности.
проблему
в
учебной
художественного наследия
4
Пятно как средство
1
деятельности;планировать народов России и мира,
выражения.

6
7
8

9

10

11

12

13
14
15
16

Композиция и ритм
деятельность в учебной
творческой деятельности
пятен.
ситуации;
эстетического характера;
Личностные: осознавать
Цвет. Основы
1
-художественной культуры
свои интересы, иметь
цветоведения
во всем многообразии ее
мотивацию
учебной
видов, жанров и стилей как
Цвет в произведениях
1
деятельности;получать
материального выражения
живописи.
эстетическое наслаждение духовных ценностей,
Объѐм изображения в
1
от произведений
воплощенных в
скульптуре.
искусства.
пространственных формах
Основы языка
изобразительного
1
искусства.
2 четверть. «Мир наших вещей. Натюрморт» (8часов)
Реальность и фантазия
Предметные: получить
Воспитание:
в творчестве
1
навыки составления
- потребности в общении с
художника.
композиции
произведениями
натюрморта;учиться
изобразительного
Изображение
1
видеть конструкцию
искусства,
предметного мира –
предмета; освоить
-культуру восприятия,
натюрморт.
основные правила
интерпретации и оценки
Понятие формы.
1
линейной перспективы;
произведений искусства;
Многообразие форм
выполнять изображения с - активного отношения к
окружающего мира.
передачей объѐма.
традициям художественной
Изображение объема
1
Метапредметные:аргуме
культуры как смысловой,
на плоскости и
нтированно оценивать
эстетической и личностнолинейная перспектива.
свою
работу;
определять
значимой ценности;
Освещение. Свет и
1
способы достижения цели. - устойчивого интереса к
тень.
творческой деятельности.
Личностные:
Натюрморт в графике.
1
эмоционально
Цвет в натюрморте
1
откликаться на красоту
натюрморта; проявлять
Выразительные
1
интерес к изучению
возможности
нового материала;
натюрморта
3 четверть. «Вглядываясь в человека. Портрет.»(10часов)

17

18

19

20

21
22
23
24
25

Образ человека главная тема в
искусстве
Конструкция головы
человека и еѐ
пропорции
Изображение головы
человека в
пространстве.
Графический
портретный рисунок и
выразительность образа
человека
Портрет в скульптуре

1

Сатирические образы
человека.
Образные возможности
освещения в портрете.
Портрет в живописи.

1

Роль цвета в портрете

1

1

1

1

1

1
1

Предметные: создавать
объѐмное конструктивное
изображение головы;
определять роль и место
портрета в истории
искусства; знать имена
выдающихся художниковпортретистов.
Метапредметные:
понимать значение знаний
для человека; определять
цель, проблему в учебной
деятельности;
самостоятельно
исправлять ошибки;
участвовать в диалоге с
учителем, излагать своѐ
мнение.
Личностные:
осознавать многообразие
взглядов, иметь свой
взгляд; иметь мотивацию

Воспитание:
- уважения к истории
культуры своего Отечества,
выраженной в
изобразительном
искусстве, в понимании
красоты человека;
-чувства
восхищения
шедеврами
художниковпортретистов разных эпох и
стран;
-бережного отношения к
творческому
наследию
предыдущих поколений;
-нравственных
качеств
человека на примере героев
художественных
произведений.

26

Великие портретисты
1
к учебной деятельности.
прошлого (обобщение
темы)
4 четверть. «Человек и пространство в изобразительном искусстве» (8часов)

27

Жанры в
изобразительном
искусстве
Изображение
пространства
Правила линейной и
воздушной
перспективы
Пейзаж - большой мир.
Организация
изображаемого
пространства
Пейзаж – настроение.
Природа и художник
Пейзаж в графике
Выразительные
возможности
изобразительного
искусства. Язык и
смысл.
Итого

28
29

3031

32
33
34

1

1
1

2

1
1
1

Предметные:применять
на практике знание правил
линейной и воздушной
перспективы;
Метапредметные:
соблюдать нормы
коллективного общения;
излагать своѐ мнение в
диалоге с
товарищами.Личностные
:иметь желание учиться;
понимать значение знаний
для человека; проявлять
интерес к изучению
нового материала.

Воспитание:
-интереса к произведениям
искусства;

- эстетических чувств,
умения откликаться на
прекрасное и безобразное в
жизни и в искусстве;
-бережного отношение к
природе, к животным, к
окружающей среде;
эстетического отношения к
родной природе своего
села, края, страны;

34

7 класс «Дизайн и архитектура в жизни человека»
№
урок
а

Содержание
(разделы, темы)

Количе Универсальные учебные действия(УУД), проекты, ИКТство
компетенции, межпредметные понятия
часов
Основные виды
деятельности
Основные направления
обучающихся на уровне
воспитательной
универсальных учебных
деятельности
действий
1 четверть. Дизайн и архитектура - конструктивные искусства в ряду пластических
искусств. Художник – дизайн – архитектура. Искусство композиции – основа дизайна и
архитектуры (8 часов)
1
Основы композиции в
1
Предметные: умение
Воспитание:
конструктивных
выполнять коллажно -трудолюбия,
искусствах.
графические работы с
ответственного отношения
разными видами
к обучению;
2
Прямые линии и
1
композиций;
-познавательного интереса
организация
к области дизайна, книжной
Метапредметные:
пространства
умение
самостоятельно
графики, полиграфии;
3-4 Цвет – элемент
2
определять цели своего
-коллективизма и
композиционного
обучения,
ставить
и
товарищества, умения
творчества.
формулировать для себя
работать в команде,
5
Буква – строка – текст.
1
новые
задачи.
находить компромиссы при
Искусство шрифта
решении общих задач.
Личностные:
6-7 Композиционные
2
формирование
основы макетирования
ответственного
в графическом дизайне.
отношения к учению.
8
Многообразие форм
1
полиграфического
дизайна.
2 четверть. Художественный язык конструктивных искусств. В мире вещей и зданий.

(8часов)
Предметные:
Конструирование простых
геометрических тел в
объеме и применение их в
пространственно-макетных
композициях.
Метапредметные:умение
соотносить свои действия с
планируемыми
результатами;
осуществлять
контроль
своей деятельности;
Личностные:
формирование
коммуникативной
компетентности в общении
и
сотрудничестве
со
сверстниками, взрослыми в
процессе образовательной,
творческой деятельности;

Объект и пространство.
Воспитание:
От плоскостного
1
-эстетического сознания
изображения к
через освоение
объемному макету.
художественного наследия
народов России и мира,
10 Архитектура –
1
творческой деятельности
композиционная
эстетического характера;
организация
пространства.
-художественной культуры
11 Конструкция: часть и
1
обучающихся как части их
целое. Здание как
общей духовной культуры,
сочетание различных
как особого способа
объемов. Понятие
познания жизни и средства
модуля
организации общения;
- эстетического,
12 Важнейшие
1
эмоционально-ценностного
архитектурные
видения окружающего
элементы здания.
мира;
13- Вещь:красота и
2
- художественного вкуса и
14 целесообразность.
творческого воображения.
15 Роль и значение
1
материала в
конструкции
16 Цвет в архитектуре и
1
дизайне.
3 четверть. Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни
человека (10 часов)
17 Город сквозь времена и
1
Предметные: уметь
Воспитание:
страны. Образноконструировать объемно- чувства гордости за свою
стилевой язык
пространствнные
родину, российский народ
архитектуры прошлого.
композиции, моделировать и историю России,
архитектурно-дизайнерские - осознания своей
18- Город сегодня и завтра.
1
объекты.
этнической и национальной
19 Тенденции и
Метапредметные:
умение
принадлежности;
перспективы развития
организовывать учебное
-уважения к культуре
современной
сотрудничество и
своего народа, своего края,
архитектуры.
совместную деятельность с культурному наследию
20Живое пространство
2
учителем и сверстниками;
народов России и
21
города. Город,
человечества,
Личностные:
микрорайон, улица.
формирование целостного - традиционных ценностей
22 Вещь в городе. Роль
1
мировоззрения,
многонационального
архитектурного
учитывающего культурное, русского общества;
дизайна в
языковое,
духовное -активного отношения к
формировании
многообразие
традициям художественной
городской среды
современного мира;
культуры как смысловой,
23- Интерьер и вещь в
эстетической и личностно24 доме. Дизайн –
2
значимой ценности.
средство создания
пространственновещной среды
интерьера.
25 Природа и архитектура.
1
Организация
архитектурноландшафтного
пространства
26 Ты – архитектор.
1
Проектирование города
9

4 четверть. «Человек и пространство в изобразительном искусстве» (8часов)
27

28

29
30

31

32

33

34

Мой дом – мой образ
жизни.
Функциональноархитектурная
планировка своего
дома.
Интерьер комнаты –
портрет ее хозяина.
Дизайн вещнопространственной
среды жилища.
Дизайн и архитектура
моего сада.
Мода, культура и ты.
Композиционноконструктивные
принципы дизайна
одежды.
Мой костюм – мой
облик. Дизайн
современной одежды.
Грим, визажистика и
прическа в практике
дизайна.
Имидж: лик или
личина? Сфера имидждизайна.
Моделируя себя –
моделируешь мир
Итого

1

1

1
1

1

1

Предметные: уметь
фантазировать и воплощать
свою фантазию в
архитектурно-дизайнерских
проектах.
Метапредметные: умение
адекватно оценивать
правильность или
ошибочность выполнения
учебной задачи и
собственные возможности
ее решения, Личностные:
-развитие морального
сознания и компетентности
в решении моральных
проблем на основе
личностного выбора,
формирование
нравственных чувств и
нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к
собственным поступкам;

Воспитание:
-уважительного отношения
к иному мнению, истории и
культуре других народов;
- способности вести диалог
с другими людьми и
достигать в нем
взаимопонимания;
- моральных норм на
основе личностного
выбора, осознанное и
ответственное отношение к
собственным поступкам;
-осознания значения семьи
в жизни человека и
общества, принятия
ценности семейной жизни,
уважительное и заботливое
отношение к членам своей
семьи;

1

34

8 класс – «Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении»(34 часа)
№
урок
а

1
2

3

4
5

Содержание
(разделы, темы)

Универсальные учебные действия(УУД), проекты, ИКТкомпетенции, межпредметные понятия
Основные виды деятельности
Основные направления
обучающихся на уровне
воспитательной
универсальных учебных
деятельности
действий
Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах (8 ч)
Изображение в театре и
кино
Театральное искусство
и художник
Сценография —
особый вид
художественного
творчества
Сценография —
искусство и
производство
Костюм, грим и маска,
или Магическое «если

Коли
честв
о
часов

1
1

1

1
1

Понимать
специфику
изображения
и
визуальнопластической образности в
театре и на
киноэкране.
Получать представления о
синтетической
природе
и
коллективности
творческого
процесса в театре, о роли
художника-сценографа
в
содружестве
драматурга,
режиссѐра и актѐра. Узнавать о
жанровом
многообразии
театрального
искусства.

-уважительного
отношения к иному
мнению, истории и
культуре других
народов;
- способности вести
диалог с другими
людьми и достигать в
нем взаимопонимания;
- моральных норм на
основе личностного
выбора, осознанное и
ответственное

бы»

Понимать соотнесение правды отношение к
и условности в актѐрской игре и собственным
Костюм, грим и маска,
сценографии
спектакля. поступкам;
6
или Магическое «если
1
Понимать
и
объяснять,
в чѐм -осознания значения
бы»
заключается
ведущая
роль семьи в жизни человека
Художник в театре
7
1
художника
кукольного
и общества, принятия
кукол
спектакля
как
соавтора ценности семейной
режиссѐра и актѐра в процессе жизни, уважительное и
создания образа персонажа. заботливое отношение
Уметь применять в практике к членам своей семьи;
любительского
театра
художественнотворческие
Спектакль: от замысла
умения
по
созданию
костюмов
8
1
к воплощению
для спектакля из доступных
материалов, понимать роль
детали в создании сценического
образа.Уметь
добиваться
наибольшей выразительности
костюма .
2 четверть. Эстафета искусств: от рисунка к фотографии Эволюция изобразительных искусств
и технологий (8 ч)

9

10
1112
13
14
15

16

Фотография — новое
изображение
реальности
Основа операторского
мастерства: умение
видеть и выбирать
Вещь: свет и фактура

1

1
2

Искусство фотопейзажа
1
и интерьера
Операторское
мастерство
1
фотопортрета
Искусство
1
фоторепортажа

Документ или
фальсификация: факт и
его компьютерная
трактовка

1

Понимать и объяснять роль
света
как художественного средства в
искусстве фотографии. Уметь
работать с освещением (а
также
с
точкой
съѐмки,
ракурсом и крупностью плана)
для передачи
объѐма и фактуры вещи при
создании
художественновыразительного
фотонатюрморта. Приобретать
навыки
композиционной
(кадрирование) и тональной
(эффекты
соляризации,
фотографики
и т. д.) обработки фотоснимка
при
помощи
различных
компьютерных
программ. Анализировать и
сопоставлять художественную
ценность
чѐрно-белой
и
цветной фотографии, в которой
природа цвета принципиально
отлична от природы цвета в
живописи.

уважительного
отношения к иному
мнению, истории и
культуре других
народов;
- способности вести
диалог с другими
людьми и достигать в
нем взаимопонимания;
- моральных норм на
основе личностного
выбора, осознанное и
ответственное
отношение к
собственным
поступкам;
-осознания значения
семьи в жизни человека
и общества

3 четверть. Фильм — творец и зритель Что мы знаем об искусстве кино? (12 ч)

1718
19

Синтетическая
природа фильма и
монтаж. Пространство
и время в кино
Художественное

2
1

Понимать и объяснять
синтетическую природу фильма,
которая рождается благодаря
многообразию выразительных
средств, используемых в нѐм,

- способности вести
диалог с другими
людьми и достигать в
нем
взаимопонимания;

творчество в игровом
фильме
Азбука киноязыка
Фильм — «рассказ в
картинках»
Воплощение замысла
Чудо движения:
увидеть и снять
Искусство анимации,
или Когда художник
больше, чем художник

существованию в
- моральных норм на
композиционнооснове личностного
драматургическом единстве
выбора, осознанное и
20
1
изображения,
игрового
действа,
ответственное
212
музыки и слова. Приобретать
отношение к
22
представление о кино как о
собственным
23
1
пространственно-временном
поступкам;
24искусстве,
в
котором
экранное
-осознания значения
2
25
время
семьи в жизни
и
всѐ
изображаемое
в
нѐм
человека и общества
262
являются
-эстетического
27
условностью . Знать, что
сознания через
спецификой языка кино является освоение
монтаж и монтажное построение художественного
изобразительного ряда фильма.
наследия народов
Живые рисунки на
28
1
Иметь представление об
России и мира,
твоѐм компьютере
истории
творческой
кино и его эволюции как
деятельности эстетиискусства.
ческого характера;
4 четверть. Телевидение — пространство культуры? Экран — искусство — зритель (7 ч)
Информационная и
Узнавать, что телевидение
художественная
прежде всего является средством
29
природа
1
массовой информации,
телевизионного
транслятором самых различных
изображения
событий и зрелищ, в том числе и
- способности вести
произведений искусства, не
Телевизионная
диалог с другими
будучи при этом само новым
документалистика: от
людьми и достигать в
30
1
видом искусства. Понимать
видеосюжета до
нем
многофункциональное
телерепортажа и очерка
взаимопонимания;
назначение телевидения как
Кинонаблюдение — ос- моральных норм на
средства не только информации,
31
нова документального
1
основе личностного
но и культуры, просвещения,
видеотворчества
выбора, осознанное и
развлечения и т. д. Узнавать, что
Видеоэтюд в пейзаже и
ответственное
32
1
неповторимую специфику
портрете
отношение к
телевидения составляет прямой
Видеосюжет в репортасобственным
33
1
эфир, т. е. сиюминутное
же, очерке, интервью
поступкам;
изображение на экране реального
Современные формы
-осознания значения
34
1
события, совершающегося на
экранного языка
семьи в жизни
наших глазах в реальном
человека и общества
времени. Понимать и объяснять
-эстетического
специфику и взаимосвязь
сознания через
звукоряда, экранного
освоение
изображения в видеоклипе, его
художественного
Роль визуальноритмически-монтажном
наследия народов
зрелищных искусств в
построении. В полной мере
35
1
России и мира,
жизни человека и
уметь пользоваться
творческой
общества
возможностями Интернета и
спец-эффектами компьютерных
программ при создании,
обработке, монтаже и озвучании
видеоклипа.

СОГЛАСОВАНО

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания методического
объединения учителей «Искусство»

Заместитель директора по УВР

МБОУ СОШ № 28

__________ / Н.Н.Новосельцева/

от «30» августа 2021 года Пр.№ 1

подпись

расшифровка подписи

_________ Ананьев М. И.
подпись руководителя МО
Ф.И.О.

«30» августа 2021 года

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ
ПОДПИСЬЮ
СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП
Сертификат

310227031995278721568419988831218614170173341613

Владелец

Шмигельская Ольга Константиновна

Действителен

С 13.09.2022 по 13.09.2023


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».