Актуальные вопросы обществознания

Муниципальное образование Белоглинский район
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа № 28 имени И.Г.Турищева Белоглинского района»

УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от _31__ августа 2021 года протокол №1
Председатель _______ О.К. Шмигельская

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По

курсу «Актуальные вопросы обществознания»______________
(указать предмет, курс, модуль)

Ступень обучения (класс) ___среднее общее 10-11 кл.______
(начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее с указанием классов)
Количество часов

68 ч

Учитель Столбова И.В.
Программа разработана в соответствии с ФГОС СОО
на основе
Программы элективного курса по обществознанию для учащихся 10-11
классов «Актуальные вопросы обществознания: подготовка к ЕГЭ». Автор-составитель:
Каменчук И.Л. Саратов, 2016 г.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ»
НА УРОВНЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при
изучении содержания курса являются:
1.
Гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение
прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи,
образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны; неприятие
любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных
институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и
обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в
поликультурном и многоконфессиональном обществе; представление о способах
противодействия коррупции; готовность к разнообразной созидательной деятельности,
стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; активное участие в школьном
самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтѐрство,
помощь людям, нуждающимся в ней).
2.
Патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в роли в культурном и
многоконфессиональном обществе; проявление интереса к познанию родного языка,
истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное
отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту,
технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам
России, государственным праздникам; историческому, природному наследию и
памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.
3.
Духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
готовность оценивать своѐ поведение и поступки, поведение и поступки других людей с
позиции нравственных и правовых норм с учѐтом осознания последствий поступков;
активное неприятие асоциальных поступков; свобода и ответственность личности в
условиях индивидуального и общественного пространства.
4.
Эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других
народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности
художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; понимание
ценности отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и
народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства.
5. Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об
основных закономерностях развития человека, природы и общества, о взаимосвязях
человека с природной и социальной средой; овладение языковой и читательской
культурой как средством познания мира; овладение основными навыками
исследовательской деятельности; установка на осмысление опыта, наблюдений,

поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и
коллективного благополучия
6.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка
на здоровый образ жизни; осознание последствий и неприятие вредных привычек
(употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и
психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе навыки
безопасного поведения в интернет-среде; способность адаптироваться к стрессовым
ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том
числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение принимать
себя и других, не осуждая; сформированность навыков рефлексии, признание своего
права на ошибку и такого же права другого человека.
7.
Трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи,
образовательной организации, города, края) технологической и социальной
направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять
такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда
различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания;
осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной
профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; уважение к
труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение
индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учѐтом личных и
общественных интересов и потребностей.
8.
Экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения
задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценка возможных
последствий своих действий для окружающей среды; повышение уровня экологической
культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей
роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической
и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической
направленности.
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной
школы проявляются в:
умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от
постановки цели до получения и оценки результата);
умении объяснять явления и процессы социальной действительности с
научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте
сложившихся реалий и возможных перспектив;
способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать
адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных
социальных ролей (производитель, потребитель и др.);

овладении различными видами публичных выступлений (высказывания,
монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с
использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике,
на:
1. использование элементов причинно-следственного анализа;
2. исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3. определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных
критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4. поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных
источниках различного типа;
5. перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу,
из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно
познавательной и коммуникативной ситуации;
6. объяснение изученных положений на конкретных примерах;
7. оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом
мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в
окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм,
экологических требований;
8. определение собственного отношения к явлениям современной жизни,
формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения программы по обществознанию являются:
характеризовать основные социальные объекты, выделяя их
существенные признаки, закономерности развития;
анализировать информацию о социальных объектах, выделяя
их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными
чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими
терминами и понятиями;
объяснять причинно-следственные и функциональные связи
изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества,
важнейших социальных институтов общества и природной среды, общества и
культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия
социально-экономических и гуманитарных наук;
осуществлять поиск социальной информации, представленной
в различных знаковых системах;
извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания
по
заданным
темам;
систематизировать,
анализировать
и
обобщать
неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения,
аргументы и выводы;
оценивать действия субъектов социальной жизни, включая
личности, группы, организации с точки зрения социальных норм, экономической
рациональности;
формулировать на основе приобретенных обществоведческих
знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
подготовить устное выступление, творческую работу по
социальной проблематике;

применять социально-экономические и гуманитарные знания в
процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
успешного выполнения типичных социальных ролей, сознательного
взаимодействия с различными социальными институтами;
совершенствования собственной познавательной деятельности;
критического восприятия информации, получаемой в межличностном
общении и в массовой коммуникации, осуществления самостоятельного
поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
решения практических жизненных проблем, возникающих в
социальной деятельности;
ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах;
определения личной и гражданской позиции;
предвидения возможных последствий определенных социальных
действий;
оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения
морали и права;
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного
выполнения гражданских обязанностей;
осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными
убеждениями, культурными ценностями, социальным положением.
Основное содержание курса.
10 КЛАСС
1.Введение. Единый Государственный Экзамен по обществознанию: структура и
содержание экзаменационной работы
ЕГЭ и стандарты обществоведческого образования. Кодификатор. Спецификации.
Демоверсии. Структура и содержание письменной экзаменационной работы. Принципы
отбора и расположения заданий в экзаменационной работе. Уровни сложности заданий.
2.Актуальные вопросы обществоведческого содержания.
2.1. Содержательная линия «Общество. Духовная жизнь общества» ключевые
понятия и трудные вопросы.
Общество. Понятие об обществе. Общество как совместная жизнедеятельность людей
Общество и природа Общество и культура. Науки об обществе Структура общества.
Особенности социальной системы. Взаимосвязь экономической, социальной,
политической, духовной сфер жизни общества. Социальные институты.
Духовная культура. Духовная жизнь общества. Культура и духовная жизнь. Формы и
разновидности культуры: массовая, народная и элитарная. Диалог культур. Средства
массовой информации Наука и образование. Наука, ее роль в современном мире. Этика
ученого. Непрерывное образование и самообразование. Мораль и религия. Мораль, еѐ
категории. Религия, еѐ роль в жизни общества. Нравственная культура Искусство и
духовная жизнь. Искусство, его формы, Основные направления. Эстетическая культура.
Тенденции духовной жизни современной России.
2.2. Содержательная линия «Человек. Познание» ключевые понятия и трудные
вопросы.
Человек. Природа человека. Человек как продукт биологической, социальной и
культурной эволюции. Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке. Человек как

духовное существо. Духовная жизнь человека. Мировоззрение. Ценностные ориентиры
личности. Патриотизм и гражданственность. Деятельность как способ существования
людей. Деятельность и еѐ мотивация. Многообразие деятельности. Сознание и
деятельность. Познание и знание. Познание мира: чувственное и рациональное, истинное
и ложное. Истина и еѐ критерии Многообразие форм человеческого знания Социальное и
гуманитарное знания. Человек в системе социальных связей. Личность, факторы,
влияющие на ее формирование. Самосознание и самореализация. Социальное поведение и
социализация личности Единство свободы и ответственность личности.
2.3. Содержательная линия «Социальные отношения» ключевые понятия и трудные
вопросы.
Социальная структура. Социальные нормы и отклоняющиеся поведение. Нации и
межнациональные отношения. Семья. Молодѐжь.
Демографическая ситуация в РФ. Проблема неполных семей. Религиозные объединения и
организации в РФ. Опасность тоталитарных сект.
Общественное и индивидуальное сознание. Социализация индивида.
2.4. Содержательная линия «Экономическая сфера жизни общества» ключевые
понятия и трудные вопросы.
Экономика и экономическая наука. Что изучает экономическая наука. Экономическая
деятельность. Измерители экономической деятельности. Понятие ВВП. Экономический
рост и развитие. Факторы экономического роста. Экономические циклы.
Рынок и рыночные структуры. Конкуренция и монополия. Спрос и предложение. Факторы
спроса и предложения. Фондовый рынок. Акции, облигации и другие ценные бумаги.
Роль фирм в экономике. Факторы производства и факторные доходы. Постоянные и
переменные издержки. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Налоги,
уплачиваемые предприятиями. Бизнес в экономике. Организационно-правовые формы и
правовой режим предпринимательской деятельности.
Вокруг бизнеса. Источники финансирования бизнеса. Основные принципы менеджмента.
Основы маркетинга. Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние
эффекты. Госбюджет. Государственный долг. Основы денежной и бюджетной политики
Защита конкуренции и антимонопольное законодательство.
Банковская система. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих банков.
Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции. Рынок труда.
Безработица. Причины и экономические последствия безработицы. Государственная
политика в области занятости.
Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли.
Глобальные проблемы экономики.
Экономика потребителя. Сбережения, страхование. Защита прав потребителя. Экономика
производителя. Рациональное экономическое поведение потребителя и производителя
2.5. Содержательная линия «Политика» ключевые понятия и трудные вопросы.
Политика и власть. Политическая система. Гражданское общество и правовое
государство. Участие граждан в политическом процессе. Политические партии.
Политическое сознание. Политическая идеология. Политическая психология.
Политическое поведение. Многообразие форм политического поведения. Современный
терроризм, его опасность. Роль СМИ в политической жизни.
Политическая элита. Особенности ее формирования в современной России. Политическое
лидерство. Типология лидерства. Лидеры и ведомые.
2.6 Содержательная линия «. Право» ключевые понятия и трудные вопросы.
Право, как особая система норм. Право в системе социальных норм. Система права:
основные отрасли, институты, отношения. Публичное и частное право. Источники права.
Правовые акты. Конституция в иерархии нормативных актов. Правоотношения и
правонарушения. Виды юридической ответственности. Систему судебной защиты прав
человека. Развитие права в современной России Современное российское

законодательство. Основы государственного, гражданского, трудового, семейного и
уголовного права. Правовая защита природы. Предпосылки правомерного поведения
Правосознание. Правовая культура. Альтернативная гражданская служба. Права и
обязанности налогоплательщика.
Экологическое право. Право граждан на благоприятную окружающую среду. Способы
защиты экологических прав. Экологические правонарушения.
Гражданское право. Субъекты гражданского права. Имущественные права. Право на
интеллектуальную собственность. Наследование. Неимущественные права: честь,
достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.
Семейное право. Порядок и условия заключения брака. Порядок и условия расторжения
брака. Правовое регулирование отношений супругов.
Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключение и расторжение
трудового договора. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения.
Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок
оказания платных образовательных услуг. Процессуальное право. Споры, порядок их
рассмотрения. Особенности административной юрисдикции. Гражданский процесс:
основные правила и принципы. Особенности уголовного процесса. Суд присяжных.
Конституционное судопроизводство.
Международная защита прав человека. Международная система защиты прав человека в
условиях мирового времени. Международная защита прав человека в условиях военного
времени. Международное гуманитарное право.
3.Элементы обществоведческой подготовки, проверяемые в рамках ЕГЭ
3.1 Основные модели заданий части 1 и проверяемые умения.
Анализ выполнения заданий части 1: на распознание признаков понятий, сравнение
социальных объектов, установление соответствия между чертами и признаками
социальных явлений, выбор позиций из приведѐнного перечня, применение
обществоведческих понятий в заданном контексте.
3.2. Общая характеристика заданий части 2. (задания 31-34).
Анализ документа, общая характеристика задания. Виды документов. Извлечение
информации из источника, привлечение дополнительных знаний по курсу
3.3. Специфика заданий 35-38
35- задание на перечисление признаков,
36-задание на раскрытие теоретических положений на примерах
37- задание -задачи
38-задание, требующее составление развѐрнутого плана по конкретной теме
3.4. Эссе как творческая работа выпускников. (задание 39)
Особенности жанра эссе, виды эссе, особенности эссе по обществознанию.
Критерии качества эссе. Алгоритм работы при написании эссе
3.5 Итоговая работа
11 КЛАСС
1.Введение. Единый Государственный Экзамен по обществознанию: структура и
содержание экзаменационной работы
ЕГЭ и стандарты обществоведческого образования. Кодификатор. Спецификации.
Демоверсии. Структура и содержание письменной экзаменационной работы. Принципы
отбора и расположения заданий в экзаменационной работе. Уровни сложности заданий.
2.Актуальные вопросы обществоведческого содержания.
2.1. Содержательная линия «Общество. Духовная жизнь общества» ключевые
понятия и трудные вопросы.
Общество. Понятие об обществе. Общество как совместная жизнедеятельность людей
Общество и природа Общество и культура. Науки об обществе Структура общества.

Особенности социальной системы. Взаимосвязь экономической, социальной,
политической, духовной сфер жизни общества. Социальные институты.
Духовная культура. Духовная жизнь общества. Культура и духовная жизнь. Формы и
разновидности культуры: массовая, народная и элитарная. Диалог культур. Средства
массовой информации Наука и образование. Наука, ее роль в современном мире. Этика
ученого. Непрерывное образование и самообразование. Мораль и религия. Мораль, еѐ
категории. Религия, еѐ роль в жизни общества. Нравственная культура Искусство и
духовная жизнь. Искусство, его формы, Основные направления. Эстетическая культура.
Тенденции духовной жизни современной России.
2.2. Содержательная линия «Человек. Познание» ключевые понятия и трудные
вопросы.
Человек. Природа человека. Человек как продукт биологической, социальной и
культурной эволюции. Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке. Человек как
духовное существо. Духовная жизнь человека. Мировоззрение. Ценностные ориентиры
личности. Патриотизм и гражданственность. Деятельность как способ существования
людей. Деятельность и еѐ мотивация. Многообразие деятельности. Сознание и
деятельность. Познание и знание. Познание мира: чувственное и рациональное, истинное
и ложное. Истина и еѐ критерии Многообразие форм человеческого знания Социальное и
гуманитарное знания. Человек в системе социальных связей. Личность, факторы,
влияющие на ее формирование. Самосознание и самореализация. Социальное поведение и
социализация личности Единство свободы и ответственность личности.
2.3. Содержательная линия «Социальные отношения» ключевые понятия и трудные
вопросы.
Социальная структура. Социальные нормы и отклоняющиеся поведение. Нации и
межнациональные отношения. Семья. Молодѐжь.
Демографическая ситуация в РФ. Проблема неполных семей. Религиозные объединения и
организации в РФ. Опасность тоталитарных сект.
Общественное и индивидуальное сознание. Социализация индивида.
2.4. Содержательная линия «Экономическая сфера жизни общества» ключевые
понятия и трудные вопросы.
Экономика и экономическая наука. Что изучает экономическая наука. Экономическая
деятельность. Измерители экономической деятельности. Понятие ВВП. Экономический
рост и развитие. Факторы экономического роста. Экономические циклы.
Рынок и рыночные структуры. Конкуренция и монополия. Спрос и предложение. Факторы
спроса и предложения. Фондовый рынок. Акции, облигации и другие ценные бумаги.
Роль фирм в экономике. Факторы производства и факторные доходы. Постоянные и
переменные издержки. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Налоги,
уплачиваемые предприятиями. Бизнес в экономике. Организационно-правовые формы и
правовой режим предпринимательской деятельности.
Вокруг бизнеса. Источники финансирования бизнеса. Основные принципы менеджмента.
Основы маркетинга. Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние
эффекты. Госбюджет. Государственный долг. Основы денежной и бюджетной политики
Защита конкуренции и антимонопольное законодательство.
Банковская система. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих банков.
Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции. Рынок труда.
Безработица. Причины и экономические последствия безработицы. Государственная
политика в области занятости.
Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли.
Глобальные проблемы экономики.
Экономика потребителя. Сбережения, страхование. Защита прав потребителя. Экономика
производителя. Рациональное экономическое поведение потребителя и производителя
2.5. Содержательная линия «Политика» ключевые понятия и трудные вопросы.

Политика и власть. Политическая система. Гражданское общество и правовое
государство. Участие граждан в политическом процессе. Политические партии.
Политическое сознание. Политическая идеология. Политическая психология.
Политическое поведение. Многообразие форм политического поведения. Современный
терроризм, его опасность. Роль СМИ в политической жизни.
Политическая элита. Особенности ее формирования в современной России. Политическое
лидерство. Типология лидерства. Лидеры и ведомые.
2.6 Содержательная линия «. Право» ключевые понятия и трудные вопросы.
Право, как особая система норм. Право в системе социальных норм. Система права:
основные отрасли, институты, отношения. Публичное и частное право. Источники права.
Правовые акты. Конституция в иерархии нормативных актов. Правоотношения и
правонарушения. Виды юридической ответственности. Систему судебной защиты прав
человека. Развитие права в современной России Современное российское
законодательство. Основы государственного, гражданского, трудового, семейного и
уголовного права. Правовая защита природы. Предпосылки правомерного поведения
Правосознание. Правовая культура. Альтернативная гражданская служба. Права и
обязанности налогоплательщика.
Экологическое право. Право граждан на благоприятную окружающую среду. Способы
защиты экологических прав. Экологические правонарушения.
Гражданское право. Субъекты гражданского права. Имущественные права. Право на
интеллектуальную собственность. Наследование. Неимущественные права: честь,
достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.
Семейное право. Порядок и условия заключения брака. Порядок и условия расторжения
брака. Правовое регулирование отношений супругов.
Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключение и расторжение
трудового договора. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения.
Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок
оказания платных образовательных услуг. Процессуальное право. Споры, порядок их
рассмотрения. Особенности административной юрисдикции. Гражданский процесс:
основные правила и принципы. Особенности уголовного процесса. Суд присяжных.
Конституционное судопроизводство.
Международная защита прав человека. Международная система защиты прав человека в
условиях мирового времени. Международная защита прав человека в условиях военного
времени. Международное гуманитарное право.
3.Элементы обществоведческой подготовки, проверяемые в рамках ЕГЭ
3.1 Основные модели заданий части 1 и проверяемые умения.
Анализ выполнения заданий части 1: на распознание признаков понятий, сравнение
социальных объектов, установление соответствия между чертами и признаками
социальных явлений, выбор позиций из приведѐнного перечня, применение
обществоведческих понятий в заданном контексте.
3.2. Общая характеристика заданий части 2. (задания 31-34).
Анализ документа, общая характеристика задания. Виды документов. Извлечение
информации из источника, привлечение дополнительных знаний по курсу
3.3. Специфика заданий 35-38
35- задание на перечисление признаков,
36-задание на раскрытие теоретических положений на примерах
37- задание -задачи
38-задание, требующее составление развѐрнутого плана по конкретной теме
3.4. Эссе как творческая работа выпускников. (задание 39)
Особенности жанра эссе, виды эссе, особенности эссе по обществознанию.
Критерии качества эссе. Алгоритм работы при написании эссе
3.5 Итоговая работа

Тематическое планирование
Класс - 10
Раздел
Колич
ество
часов

Темы

Количе
ство
часов

Введение в 2
предмет
элективног
о
курса
«Актуальн
ые вопросы
обществозн
ания»

Содержате 8
льная
линия
«Общество
. Духовная
жизнь
общества».
Ключевые
понятия и
трудные
вопросы

Общество.
Духовная 2
жизнь общества.

Общество
совместная
жизнедеятельность
людей

как 1

Основные
виды Основные
деятельности
направлени
обучающихся (на уровне я
УУД)
воспитател
ьной
деятельност
и
Коммуникативные:
формировать
навыки
учебного сотрудничества
в ходе индивидуальной и
групповой работы.
Регулятивные:
сознательно
организовывать
и
регулировать
свою
деятельность — учебную,
общественную
и
др.;
определять
последовательность
промежуточных целей с
учетом
конечного
результата,
составлять
план последовательности
действий.
Познавательные:
объяснять
сложные
исторические
явления,
процессы,
связи
и
отношения, выявляемые в
ходе
исследования
учебного материала
Коммуникативные:
формировать
навыки
учебного сотрудничества
в ходе индивидуальной и
групповой работы.
Регулятивные:
сознательно
организовывать
и
регулировать
свою
деятельность — учебную,
общественную
и
др.;
определять
последовательность
промежуточных целей с
учетом
конечного

Общество и природа
Общество и культура
Науки об обществе
Структура общества.
Духовная
жизнь
общества.
Нравственная культура

Содержате 8
льная
линия
«Человек.
Познание».
Ключевые
понятия и
трудные
вопросы

1
1
1
1
1

Человек.
Познание. 1
Ключевые понятия и
трудные вопросы

Человек как продукт
биологической,
социальной
и
культурной эволюции
Человек как духовное
существо
Деятельность
как
способ существования
людей
Познание
и
знание.
Познание мира
Истина и еѐ критерии

1

1
1

1

1
факторы, 1
на
ее

Личность,
влияющие
формирование
Свобода
ответственность
личности

Содержате

8

«Социальные

и 1

1

результата,
составлять
план последовательности
действий.
Познавательные:
объяснять
сложные
исторические
явления,
процессы,
связи
и
отношения, выявляемые в
ходе
исследования
учебного материала
Коммуникативные:
слушать и слышать друг
друга;
с
достаточной
полнотой и точностью
выражать свои мысли в
соответствии с задачами и
условиями коммуникации.
Регулятивные: определять
новый уровень отношения
к
самому
себе
как
субъекту
деятельности.
Познавательные: решать
развивающие
и
проблемные
задачи;
выделять
в
дополнительном тексте к
параграфу
главное
и
второстепенное; обобщать
информацию и делать
выводы;
анализировать
мифы;
описывать
наиболее
значимые
события,
сравнивать
исторические факты и
явления.
Научатся:
высказывать
своѐ мнение, работать с
текстом
учебника,
отвечать на поставленные
вопросы,
давать
определение
понятию
«общества», выделяя его
характерные
признаки,
объяснять сущность сфер
общества
Коммуникативные:

льная
линия
«Социальн
ые
отношения
».
Ключевые
понятия и
трудные
вопросы

Элементы
8
обществове
дческой
подготовки
,
проверяем
ые
в
рамках
ЕГЭ

отношения» ключевые
понятия
и
трудные
вопросы

Социальная структура
Социальные нормы и
отклоняющиеся
поведение
Нации
и
межнациональные
отношения
Семья
Демографическая
ситуация в РФ
Религиозные
объединения
и
организации в РФ
Социализация индивида

1
1

ЕГЭ: основные модели
заданий части 1 и
проверяемые умения

2

1

1
1
1

1

Общая характеристика 1
заданий
части
2.
(задания 31-34)

слушать и слышать друг
друга;
с
достаточной
полнотой и точностью
выражать свои мысли в
соответствии с задачами и
условиями коммуникации.
Регулятивные: определять
новый уровень отношения
к
самому
себе
как
субъекту
деятельности.
Познавательные: решать
развивающие
и
проблемные
задачи;
выделять
в
дополнительном тексте к
параграфу
главное
и
второстепенное; обобщать
информацию и делать
выводы;
анализировать
мифы;
описывать
наиболее
значимые
события,
сравнивать
исторические факты и
явления.
Научатся:
высказывать
своѐ мнение, работать с
текстом
учебника,
отвечать на поставленные
вопросы,
давать
определение
понятию
«общества», выделяя его
характерные
признаки,
объяснять сущность сфер
общества
Коммуникативные:
слушать и слышать друг
друга;
с
достаточной
полнотой и точностью
выражать свои мысли в
соответствии с задачами и
условиями коммуникации.
Регулятивные: определять
новый уровень отношения
к
самому
себе
как
субъекту
деятельности.
Познавательные: решать

Специфика заданий 35- 2
38
Эссе как творческая 2
работа
выпускников.
(задание 39)
Контрольная работа в 1
формате ЕГЭ

Класс - 11
ЕГЭ
по 1
обществозн
анию:
структура
и
содержани
е
экзаменаци
онной
работы

Содержате
льная
линия
«Экономик
а»

8

Экономика
и 1
экономическая наука.
Факторы
производства.
Экономические
системы
Рынок и рыночный 1
механизм.
Спрос
и
предложение
Банковская
система. 1

развивающие
и
проблемные
задачи;
выделять
в
дополнительном тексте к
параграфу
главное
и
второстепенное; обобщать
информацию и делать
выводы;
анализировать
мифы;
описывать
наиболее
значимые
события,
сравнивать
исторические факты и
явления.
Научатся:
высказывать
своѐ мнение, работать с
текстом
учебника,
отвечать на поставленные
вопросы,
давать
определение
понятию
«общества», выделяя его
характерные
признаки,
объяснять сущность сфер
общества
Знают:
Основные
элементов
содержания и требований
к уровню подготовки
выпускников
по
обществознанию.
Основные
элементы
КИМов
по
ЕГЭ
обществознанию
Умеют:
Правильно
заполнять
бланки ЕГЭ
Комбинированный
урок с Фронтальный опрос.
Знают:
элементами
практикума
- отличительные признаки
и характеристики понятий
- алгоритм построения
ответа при описании и
анализе
графиков
и
диаграмм
Умеют:
-выявлять
смыслы

Ценные бумаги
Рынок
труда. 1
Безработица
Экономический рост и 1
развитие. Инфляция

Роль
государства 1
экономики.
Налоги.
Государственный
бюджет
Мировая экономика
1
Решение заданий по 1
теме

Содержате
льная
линия

8

Понятие
Государство
функции

власти. 1
и
его

(значения) определѐнного
экономического понятия;
выявлять
понятие
(экономическое явление,
процесс) на основе его
определения;
- определять понятие
(экономическое явление,
процесс) на основе его
существенного признака
(проявления,
характеристики);
сравнивать
экономические явления,
их характерные черты,
устанавливать
сходство
либо различие;
Знают:
- отличительные признаки
и характеристики понятий
алгоритм
построения
ответа при описании и
анализе
графиков
и
диаграмм
Умеют:
-выявлять
смыслы
(значения) определѐнного
экономического понятия;
выявлять
понятие
(экономическое явление,
процесс) на основе его
определения;
- определять понятие
(экономическое явление,
процесс) на основе его
существенного признака
(проявления,
характеристики);
сравнивать
экономические явления,
их характерные черты,
устанавливать
сходство
либо различие;
Знают:
- отличительные признаки
и характеристики понятий

«Политика
»

Содержате
льная
линия
«Право»

Элементы

9

8

Политическая система
Типология
политических режимов.
Демократия
Политические партии и
Избирательная
кампания в РФ
Политический процесс.
Политическое участие.
Политическая элита
Органы
государственной власти
РФ.
Конституция
–
основной
закон
государства. История и
современность
Решение заданий по
теме
Право
в
системе
социальных норм

1
1

Система
российского
права.
Законотворческий
процесс в РФ
Юридическая
ответственность
Субъекты гражданского
права.
Организационноправовые
формы
предпринимательской
деятельности
Административное
право
Уголовное право
Семейное и трудовое
право
Решение заданий по
теме
Основные
модели

1

1

1

2

понятия
- алгоритм построения
ответа при описании и
анализе
графиков
и
диаграмм
Умеют:
выявлять
смысл
определѐнного понятия;
распознавать
характерные черты или
признаки определѐнного
понятия, политического
процесса или явления;
- определять понятие,
устройство,
принципы,
признаки, функции того
или иного политического
процесса, системы;

1
1

1
1
1

1
1
1

Знают:
- отличительные признаки
и характеристики понятий
понятия
- алгоритм построения
ответа при описании и
анализе
графиков
и
диаграмм
Умеют:
выявлять
смысл
определѐнного понятия;
распознавать
характерные черты или
признаки определѐнного
понятия, политического
процесса или явления;
- определять понятие,
устройство,
принципы,
признаки, функции того
или иного политического
процесса, системы;

1
1

Умеют

обществове
дческой
подготовки
,
проверяем
ые
в
рамках
ЕГЭ

части 1 экзамена,
проверяемые умения

Общая характеристика 2
заданий
части
2й
экзамена

-анализировать
и
классифицировать
социальную информацию,
представленную
схематически.
- распознавать понятия и
их составляющие при
соотнесении
видовых
понятий с родовыми и
исключать
лишние
понятия.
устанавливать
соответствия
между
существующими чертами,
признаками, примерами
социальных явлений и
обществоведческими
понятиями.
-выбирать
несколько
правильных ответов из
предложенного списка.
- различать в социальной
информации
содержащиеся
в
ней
факты, мнения (оценку) и
теорию.
-при чтении фрагмента
текста с пропусками слов
определять термины и
понятия с опорой на
предлагаемый
список
терминов
Умеют;
осуществлять
поиск
социальной информации,
представленной
в
различных текстах;
извлекать
из
неадаптированных
оригинальных
текстов
(правовых,
научнопопулярных,
публицистических и др.)
знания
по
заданным
темам;
систематизировать,

Специфика заданий 5-8 1
части 2й экзамена

анализировать и обобщать
неупорядоченную
социальную информацию,
различать в ней факты и
мнения, аргументы и
выводы;
- объяснять внутренние и
внешние связи (причинноследственные
и
функциональные)
изученных
социальных
объектов, формулировать
на основе приобретѐнных
обществоведческих
знаний
собственные
суждения и аргументы по
определѐнным проблемам.
Умеют;
характеризовать
с
научных
позиций
основные
социальные
объекты (факты, явления,
процессы, институты), их
место и значение в жизни
общества как целостной
системы. - раскрывать и
конкретизировать
на
примерах
изученные
теоретические положения
и понятия социальноэкономических
и
гуманитарных наук.
--применять
социальногуманитарные знания в
процессе
решения
познавательных
задач,
формулировать на основе
приобретѐнных
обществоведческих
знаний
собственные
суждения и аргументы по
определѐнным проблемам,
оценивать
действия
субъектов
социальной
жизни, включая личность,
группы, организации, с

Эссе как творческая 3
работа выпускника
Итоговая
зачетная 1
работа

точки зрения социальных
норм,
экономической
рациональности;
- извлекать социальную
информацию,
представленную
в
различных
знаковых
системах
(таблица,
диаграмма, гистограмма и
др.), систематизировать,
анализировать и обобщать
неупорядоченную
социальную информацию
- составлять сложный
план по конкретной теме
обществоведческого курса
Умеют;
- объяснять внутренние и
внешние связи (причинноследственные
и
функциональные)
социальных объектов и
формулировать на основе
приобретѐнных
обществоведческих
знаний
собственные
суждения и аргументы по
определѐнным проблемам.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».