Индивидуальный проект. Актуальная экология

Краснодарский край, Белоглинский район, ст-ца Новолокинская
(территориальный, административный округ (город, район, поселок)

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 28 имени И.Г.Турищева
Белоглинского района»
(полное наименование образовательного учреждения)

УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от 31 августа 2022 года протокол № 1
Председатель О.К.Шмигельская/

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса
«Индивидуальный проект. Актуальная экология»
Уровень образования (класс): среднее общее (полное) образование, 10 - 11 класс
Количество часов: 68 часов
Учитель: Селезнева Оксана Алексеевн
Программа разработана в соответствии с ФГОС среднего общего образования
с учетом основной образовательной программы среднего общего образования МБОУ СОШ №
28; примерной образовательной программы среднего общего образования (от 28 июня 2016
года. Протокол № 2/16-з).; примерной программы воспитания (протокол УМО от 2 июня 2020
г. №2/20).
(указать примерную ООП / примерную программу учебного предмета)

с учетом примерной образовательной программы учебного курса «Индивидуальный проект.
Актуальная экология» предметной области «Физическая культура, экология и основы
безопасности жизнедеятельности» для 10–11 классов образовательных организаций,
реализующих программы среднего общего образования (протокол от 26 октября 2020 № 4/20)

1. Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии и на основе: ФГОС среднего общего (полного) образования; основной образовательной программы основного
общего образования МБОУ СОШ № 28; примерной образовательной программы учебного курса «Индивидуальный проект. Актуальная экология»
предметной области «Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности» для 10–11 классов образовательных организаций,
реализующих программы среднего общего образования.
Общая характеристика курса
Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный
проект).
Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного
или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности(познавательной, практической,
учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой или иной). Обязательными модулями курса являются модули, посвящѐнные
экологической проблеме — одной из самых острых проблем современности, она рассматривается с точки зрения ситуации и в нашей стране, и в мире.
Учебный материал по экологии может быть объектом отдельного изучения или информационным наполнением других модулей Программы.
Учебный материал объединѐн в девять модулей, которые состоят из разделов, посвящѐнных значимым элементам проектной деятельности.
Экологические проекты, которые можно назвать комплексными или интегральными, выделяются в особую группу. Эта проблематика касается всего
социума (общества), всех его слоѐв и требует проектного решения. Именно поэтому сначала даются общие представления о том, как с помощью
проектов человечество пытается решать возникающие проблемы. Знакомясь с этой информацией, учащиеся самоопределяются (модули 1—3). Переход
к глубокой проработке экологической проблематики на основе полученной информации и выполненных заданий происходит в четвѐртом модуле.
Последующие модули позволят расширить содержание выбранного проекта или исследования за счѐт проработки разных сторон проектной
деятельности. У обучающихся есть возможность использовать в своей работе опыт реализации проектов, разобранных в модулях 5—9.
Программа курса является, по сути, метапредметной, поскольку предполагает освоение ряда понятий, способов действия, стоящих над
предметными способами работы ученика. К ним относятся постановка проблем, перевод проблем в задачи, схематизация и использование знаков и
символов, организация рефлексии, сценическое оформление мыслительно-коммуникативного события.
Цели и задачи учебного курса
Целями учебного курса являются:
Формирование у обучающихся навыков разработки, реализации и общественной презентации результатов индивидуального
проекта(исследования), направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы, в том числе экологической
направленности;
организация выполнение учащимися индивидуального проекта (исследования).

Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих основных задач:
реализовать требования Стандарта к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования; сформировать
личностное отношение к социокультурным проблемам и ответственность за их решение;
— сформировать у обучающихся систему значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих
личностную и гражданскую позицию в деятельности, ценностных ориентаций, готовности руководствоваться ими в своей деятельности;
— сформировать у обучающихся системные представления и обеспечить опыт применения методов, технологий и форм организации проектной и
учебно-исследовательской деятельности для достижения практико-ориентированных результатов образования;
— развить у обучающихся экологическую культуру, бережное отношение к природным богатствам России и мира, понимание влияния
социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; сформировать
умения и навыки рационального природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред окружающей среде; обеспечить
приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
— обеспечить самостоятельное использование обучающимися приобретѐнных компетенций в различных видах деятельности за пределами
образовательной организации, в том числе в профессиональных и социальных пробах;
—
повысить эффективность освоения обучающимися основных образовательных программ за счѐт интегративного характера курса.
Место предмета в учебном плане.
Элективный учебный предмет рассчитан на 34 часа в течение учебного года: в 10 классе (1 час в неделю) и 34 часа в 11 классе (1 час в неделю).
—

2. Планируемые результаты освоения курса
Личностные результаты
Нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном
мире, готовности и способности вести диалог, достигать в нѐм взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению,
мировоззрению;
развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной,
учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному
образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
экологическая культура, бережное отношение к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния
социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки
разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта экологонаправленной
деятельности.

Метапредметные результаты
Выпускники смогут:
— самостоятельно определять цели проектной (исследовательской)деятельности и составлять еѐ план; самостоятельно осуществлять,
контролировать и корректировать свою деятельность;
— формулировать гипотезу, ставить цель в рамках исследования и проектирования, исходя из культурной нормы и сообразуясь с
представлениями об общем благе;
— восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида научной деятельности, определяя место своего исследования или проекта в
общем культурном пространстве;
— отслеживать и принимать во внимание тенденции развития различных видов деятельности, в том числе научной, учитывать их при постановке
собственных целей;
— оценивать ресурсы, в том числе нематериальные (например, время),необходимые для достижения поставленной цели;
— использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в
разных ситуациях;
— учитывать позиции других участников деятельности, эффективно урегулировать конфликты;
— ориентироваться в источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию из различных источников;
— овладеть методами поиска, анализа и использования научной информации;
— использовать средства информационных и коммуникационных технологий(ИКТ) для решения когнитивных, коммуникативных и
организационных задач с соблюдением норм информационной безопасности;
— находить различные источники материальных и нематериальных ресурсов, предоставляющих средства для проведения исследований и
реализации проектов в различных областях человеческой деятельности;
— вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно и объективно презентуя свой проект или возможные результаты
исследования, с целью обеспечения продуктивного взаимовыгодного сотрудничества;
— самостоятельно и совместно с другими авторами разрабатывать систему параметров и критериев оценки эффективности и продуктивности
проекта или исследования на каждом этапе его реализации и по завершении работы;
— адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения исследования и предусматривать пути минимизации этих рисков;
— адекватно оценивать последствия реализации своего проекта (влияние на жизнь людей, сообществ, экологическую ситуацию);
— адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта или исследования, видеть возможные варианты применения полученных результатов;
— публично излагать результаты своей проектной работы;
— овладеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований,
границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Предметные результаты
В результате учебно-исследовательской и проектной деятельности учащиеся получат представление:
— о методологических основах научной деятельности и научных методах, применяемых в исследовательской и проектной работе;
— о таких понятиях, как «концепция», «метод», «модель», «метод сбора» и«метод анализа данных»;
— о новейших разработках в области науки и технологий;
— о правилах и законах, регулирующих отношения в научной, изобретательской и исследовательской областях;
— о деятельности организаций, сообществ и структур, заинтересованных в результатах исследований и предоставляющих ресурсы для проведения
исследований и реализации проектов (фонды, государственные структуры, краудфандинговые структуры и др.).
Выпускники научатся:
— использовать понятия «проблема», «позиция», «проект», «проектирование»,«исследование», «конструирование», «планирование»,
«технология», «ресурс проекта», «риски проекта», «гипотеза», «предмет исследования» и «объект исследования», «метод исследования», экспертное
знание для разработки и реализации индивидуального проекта (исследования);
— применять навыки проектной деятельности, приобретѐнные знания и способы действий для решения различных задач, используя знания одного
или нескольких учебных предметов или предметных областей;
— использовать понятия «экология», «экологический мониторинг», «биосфера»при разработке проектов и проведении исследований для решения
актуальных(местных, региональных, глобальных) экологических проблем;
— анализировать последствия нерационального использования энергоресурсов, результаты применения новейших технологий энергосбережения и
ресурсосбережения;
— использовать местные, региональные и государственные экологические нормативные акты и законы для реализации своих гражданских прав и
выполнения обязанностей в интересах сохранения окружающей среды, здоровья и безопасности жизни;
— оценивать экологическую опасность отходов деятельности человека и предлагать способы их сокращения и утилизации в конкретных
ситуациях;
— выполнять учебный проект, связанный с экологической безопасностьюокружающей среды, здоровьем и экологическим просвещением людей.
Выпускники получат возможность научиться:
— использовать знание принципов проектной деятельности, этапов и жизненного цикла проекта при решении своих учебно-познавательных задач
и задач, возникающих в культурной и социальной жизни;
— определять разумные потребности при использовании продуктов питания и товаров как отдельными людьми, так и сообществами;
— анализировать влияние глобализации на развитие природы и общества;
— извлекать и анализировать данные геоинформационных систем (ГИС) и программ экологического мониторинга для характеристики
экологической обстановки конкретного региона;

выявлять причины локальных, региональных и глобальных экологических проблем;
— предлагать меры для предотвращения экологических правонарушений.
Способы оценивания достижений обучающихся
—

Оценка образовательных достижений обучающихся осуществляется в рамках внутренней оценки образовательной организации, предполагающей
использование разнообразных методов и форм оценки, взаимно дополняющих друг друга (стандартизированные устные и письменные работы,
практические работы, самооценка и др.). Уровень подготовки определяется на основании выполнения обучающимися заданий, которые оценивают
планируемые результаты из блоков "Выпускник научится" и «Выпускник получит возможность научиться», используют наиболее значимые
программные элементы содержания.
Основной процедурой итоговой оценки является защита индивидуального проекта (исследования).Защита проекта осуществляется в процессе
специально организованной деятельности комиссии образовательной организации (например, публичных слушаниях) или на школьной конференции.
Результаты выполнения проекта оцениваются по итогам рассмотрения комиссией представленного продукта с краткой пояснительной запиской,
презентации обучающегося и отзыва руководителя.
Для старшеклассников, занимающихся проектами и исследованиями, чрезвычайно важна интеллектуально насыщенная среда, в которой их
работа могла бы быть проанализирована с разных точек зрения. Регулярное сопровождение и оценивание процесса работы над проектом или
исследованием ведѐт педагог в ходе процедур текущей, тематической и итоговой оценки. Рекомендуется привлекать учащихся к оценке (самооценке)
успешности реализации проекта.
Текущая оценка представляет собой процедуру оценки индивидуального продвижения в освоении учебной программы курса. Текущая оценка
может быть формирующей, т.е. поддерживающей и направляющей усилия обучающегося, и диагностической, способствующей выявлению и осознанию
учителем и обучающимся существующих проблем в обучении. Объектом текущей оценки являются промежуточные предметные планируемые
образовательные результаты. Выбор форм, методов и моделей заданий определяется учителем с использованием учебных материалов курса.
В дополнение к этому нужны обязательные публичные слушания, во время которых проявляются и проверяются личностные, метапредметные и
предметные результаты обучения, достигнутые в результате освоения курса «Индивидуальный проект. Актуальная экология» и выполнения
индивидуального проекта (исследования).Презентацию результатов проектной работы целесообразно (если есть такая возможность) проводить не в
школе, а в том социальном и культурном пространстве, где проект разворачивался.
Членами комиссии (экспертами) на публичных слушаниях могут быть учителя, выпускники школы (студенты), представители власти, бизнеса,
государственных структур, так или иначе связанные с тематикой и проблематикой работ старшеклассников. При этом важно понимать, что с экспертом
нужно предварительно согласовать его позицию и функции. С одной стороны, эксперт должен объективно указать на слабые или ошибочные подходы в
рассуждениях учащегося. С другой стороны, эксперт обязательно должен показать пути возможных решений, рекомендовать источники информации и
дополнительные методики, чтобы у автора идеи не опустились руки и не пропало желание продолжать работу.

Выполненный индивидуальный проект рекомендуется оценить по 100 бальной шкале и затем перевести в итоговую оценку по 5-тибальной
шкале:
0 баллов

Оценка – «1»

от 1 до 10 баллов

Оценка – «2»

от 11 до 50 баллов

Оценка – «3»

от 51 до 70 баллов

Оценка – «4»

от 71 до 100 баллов

Оценка – «5»

Оценочный лист для экспертов разрабатывается образовательной организацией самостоятельно, в него целесообразно включить критерии, которые
отражают:
— сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в
соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий;
— сформированность познавательных УУД в части способности к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявленную в
умении поставить проблему и сформулировать основной вопрос исследования, выбрать адекватные способы решения проблемы, включая поиск и
обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание модели,
прогноза, макета, объекта, творческого решения и т. д.;
— сформированность регулятивных действий, проявленных в умении самостоятельно планировать свою познавательную деятельность и управлять
ею во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях;
— сформированность коммуникативных действий, проявленных в умении изложить и оформить выполненную работу, представить еѐ результаты,
аргументировано ответить на вопросы.

3.

Содержание курса

№
п/п

Разделы, темы

Количество
часов

10 класс
1
2

Модуль 1. Культура исследования и проектирования
Модуль 2. Самоопределение: какую проблему решаем

3

Модуль 3. Замысел и ресурсы проекта

9

4

Модуль 4. Чистая страна — проблема, цель, проект

9

Итого:

34

10
6

11 класс
1

Модуль 5. Условия реализации проекта

5

2

Модуль 6. Трудности реализации проекта

7

3

Модуль 7. Предварительная защита и экспертная оценка проектных и исследовательских работ

7

4

Модуль 8. Дополнительные возможности улучшения проекта

11

5

Модуль 9. Презентация и защита проекта (конференция)

4

Итого:

34
10 класс
МОДУЛЬ 1. Культура исследования и проектирования
Модуль знакомит учащихся с современными научными представлениями онормах проектной и исследовательской деятельности, анализом
реализованныхпроектов.
Раздел 1.1. Что такое проект и почему реализация проекта — это сложно, ноинтересно. Раздел знакомит с основными понятиями, которые
используются припроектировании: проект, замысел, идея, а также понятиями, применяемыми вконкретных ситуациях (например, анализ
негативных последствий проекта «СиндромКесслера»).
Слово «проект» латинского происхождения:projectusзначит «выступающий,выдающийся вперѐд». В этом понятии заложен важный смысл
проектнойдеятельности — добиться прорыва в той или иной сфере, создав что-то своѐ,уникальное, задающее новое направление, вектор развития.
Проекты различаются помасштабу, направлениям и сферам внедрения. Они бывают технологические итехнические, социальные и экономические,
организационные, смешанные,волонтѐрские. Особое место занимают экологические проекты, поскольку оникасаются всего социума.
Раздел 1.2. Какие бывают проекты. Национальный проект «Экология».Раздел описывает место проекта «Экология» в классификации
проектов;рассматривает технологические, социальные, экономические, волонтѐрские,организационные и смешанные проекты, а также
комплексные экологическиепроекты. Раздел объясняет сущность национальных проектов в РоссийскойФедерации и конкретно национального

проекта «Экология», знакомит с понятиями«твѐрдые коммунальные отходы (ТКО)», «экологический сбор». На основепредложенного материала
учащимся предлагается выполнить самостоятельнуюаналитическую работу (индивидуально и в группах).
Развитие страны невозможно без глобальных планов и масштабных проектов,которые затрагивают многие жизненно важные стороны, такие
проекты называются«национальные». В нашей стране разработан национальный проект «Экология»,стратегической целью которого, является
переход к эффективному использованиюТКО (твѐрдых коммунальных отходов) и минимизация воздействия на окружающуюсреду. Разработаны
задачи и определенны основные направления реализации этогонационального проекта. Одним из приоритетных направлений является
раздельныйсбор мусора и его переработка. Для решения этой задачи в стране, да и в мире в целомсоздаѐтся новая отрасль экономики —
мусороперерабатывающая. Новаяинфраструктура предполагает создание и развитие современныхмусороперерабатывающих комплексов и
полигонов, которые должнысоответствовать мировым экологическим стандартам
Раздел 1.3. Проектная идеи как образ будущего. Раздел знакомит учащихся спроцессом проектирования и его отличием от других
профессиональных занятий;рассматривает подход к выдвижению экологических проектов разных типов иуровней сложности.
Проектирование заключается в том, чтобы на основании имеющихся данныхпредставить существующий в воображении объект и выстроить
последовательностьдействий, которые позволят достичь нужного результата. При этом, с одной стороны,ещѐ нет уверенности, что имеются
необходимые средства для достижения результата.С другой стороны, в процессе проектирования возможна трансформация исходнойзадачи.
Проектная работа — это обычно работа в команде, когда способности иресурсы разных людей направлены на достижение общей цели. Основная
задача припроектировании чего-либо — понять, что вы хотите получить, т. е. определить образжелаемого будущего. Масштабный исторический
проект, очевидцами которого мыстали, — проект «Крымский мост». Этот стратегический объект решает множествозадач в экономике, политике и
экологии.
Раздел 1.4. Проекты, которые изменили страну: проект П. А. Столыпина.Раздел рассматривает пример масштабного проекта от
первоначальной идеи дополной реализации.
Более 120 лет служит нашей стране Транссибирская железнодорожнаямагистраль. Самым активным сторонником данного проекта являлся
ПѐтрАркадьевич Столыпин — в то время председатель Совета министров России.
Раздел 1.5. Техническое проектирование и конструирование как типыдеятельности. Раздел посвящѐн разбору понятий:
проектно-конструкторскаядеятельность, конструирование, техническое проектирование. В нѐмрассматриваются этапы процесса конструирования,
различия междуконструированием и проектированием, экологические последствия проектов.
Проектно-конструкторская деятельность подразумевает тесную связь двух типовдеятельности: проектирования и конструирования. Это основные
инструменты, спомощью которых человек может изменять искусственную среду. В основепроектирования лежат процессы, которые
обеспечиваются наличием разныхпозиций. В основе конструирования — создание структуры, которая обеспечиваетвыполнение заданной функции.

Раздел 1.6. Социальное проектирование: как сделать лучше среду, вкоторой мы живѐм. Раздел рассматривает социальное проектирование как
способулучшить социальную сферу и закрепить определѐнные ценности в обществе;описывает социальные проекты, имеющие экологическую
составляющую.
Кратко сущность социального проектирования можно выразить следующим образом: у нас есть настоящее, где имеется общественно значимая
проблема, и мы видим будущее, которое улучшится благодаря реализации нашего проекта. Социальные проекты могут иметь экологическое
направление.
Раздел 1.7. Волонтѐрские проекты и сообщества. Раздел знакомит учащихся с видами волонтѐрских проектов: социокультурными,
информационно-консультативными, экологическими; рассматривает деятельность волонтѐрских организаций.
Волонтѐрские проекты — это проекты, которые всегда находят положительный отклик в обществе. Их реализуют люди, чувствующие личную
ответственность за происходящее и готовые бескорыстно прийти на помощь. Особое место занимают экологические волонтѐрские проекты. Это
объясняется актуальностью проблемы защиты окружающей среды, сохранения редких и исчезающих видов животных и растений, помощи диким и
домашним животным.
Раздел 1.8. Анализируем проекты сверстников: социальный проект «Детиодного Солнца». Раздел посвящѐн обсуждению социального
проекта, разработанного и реализованного школьницей.
Раздел 1.9. Анализируем проекты сверстников: возможности IT-технологий для междисциплинарных проектов. Раздел рассматривает
примеры школьных проектов, выполненных с использованием различных программных средств и оборудования для решения практических задач в
разных сферах человеческой деятельности.
Раздел 1.10. Исследование как элемент проекта и как тип деятельности.
Раздел посвящѐн изучению основных элементов и понятий: исследование, цель, задача, объект, предмет, метод и субъект исследования.
МОДУЛЬ 2. Самоопределение: какую проблему решаем
Модуль посвящѐн самостоятельной работе обучающихся с ключевыми элементами проекта.
Раздел 2.1. Проекты и технологии: выбираем сферы деятельности. Раздел разбирает приоритетные направления научно-технологического и
социально-экономического развития, анализирует возможности реализации конкретных программ; объясняет такие понятия, как «глобальные и
экологические проблемы»,«экологическая катастрофа».
Раздел 2.2. Создаѐм элементы образа будущего: что хотим изменить своим проектом. Раздел предлагает учащимся потренироваться в создании
образа будущего; подробно рассматривает экологические проблемы Москвы и Московской области и возможности их решения.
Раздел 2.3. Формируем отношение к проблемам: препятствие или побуждение к действию? Раздел предлагает учащимся определить
проблемную область жизнедеятельности человека для дальнейшего выбора точки приложения своих сил; рассматривает экологическую акцию
«День экологического долга».

Раздел 2.4. Знакомимся с проектными движениями. Раздел знакомит учащихся с различными, в том числе международными, конкурсами
проектных и исследовательских работ, проектными движениями школьников.
Раздел 2.5. Первичное самоопределение. Обоснование актуальности темы проекта или исследования. Раздел посвящѐн самоопределению
старшеклассников относительно той или иной проблемы, прорисовке образа желаемого будущего.
МОДУЛЬ 3. Замысел и ресурсы проекта
Модуль посвящѐн элементам проекта, которые конкретизируют его общий замысел.
Раздел 3.1. Понятия «проблема» и «позиция» при осуществлении проектирования. Раздел посвящѐн разбору понятий «проблема» и «позиция»;
рассматривает этапы постановки проблемы, а также конкретные позиции учѐного, конструктора, эколога, управленца, финансиста и инвестора в еѐ
решении.
Выдвижение проекта принято связывать с решением некоторой проблемы. Проблема (от греч. Problema — задача) — противоречивая ситуация,
характеризующаяся наличием противоположных позиций и нехваткой средств для достижения поставленной цели. При решении проблемы
необходимо учитывать еѐ разные аспекты: технический, экономический, экологический, исторический, географический, социокультурный и др. За
каждым из них стоит определѐнная деятельностная позиция.
Раздел 3.2. Формулирование цели проекта. Раздел знакомит учащихся с понятиями «цель», «идеальное представление», «личное отношение»,
разбирает два примера постановки школьниками цели проекта.
Формулирование цели — важное звено начального этапа работы над проектом. Под целью проекта понимается идеальное, мысленное
предвосхищение результата деятельности. Цель всегда связана с образом будущего, и этот образ определяет дальнейшие действия человека.
Раздел 3.3. Целеполагание и постановка задач. Прогнозирование результатов проекта. Раздел предлагает старшеклассникам выполнить
самостоятельную работу по постановке цели и задач своего проекта или исследования, определению его ожидаемых результатов.
Раздел 3.4. Роль акции в реализации проектов. Раздел посвящѐн разбору акции как одному из способов реализации социального проекта.
Акция (от лат.actio— действие) означает действие, выступление. Тем не менее акции имеют признаки проектной деятельности. Большое социальное
значение имеют историко-культурные, образовательные, экологические и иные акции, адресованные непосредственно человеку.
Раздел 3.5. Ресурсы и бюджет проекта. Раздел на примерах объясняет такие важнейшие понятия, как «ресурс» и «бюджет» проекта, рассматривает
технические, трудовые, информационные и административные ресурсы проекта.
Ресурс — это то, что можно использовать, тратить, т. е. запас или источник чего-либо. Чтобы понять, есть ли в наличии необходимые для реализации
проекта ресурсы, требуется составить бюджет проекта, т. е. определить виды требуемых ресурсов, их объѐм и источники.
Раздел 3.6. Поиск недостающей информации. Раздел посвящѐн методам поиска недостающей информации при разработке проекта, еѐ обработке и
анализу.

МОДУЛЬ 4. Чистая страна — проблема, цель и проект
Раздел 4.1. Передовой опыт переработки отходов. Раздел знакомит учащихся с понятиями «сухие отходы» и «смешанные отходы», рассматривает
вопросы создания «мусорной отрасли».
К сухим отходам, годным для переработки, относятся пластик, стекло, бумага, картон, металл; к смешанным — средства личной гигиены, пищевой
и растительный мусор и т. д.
Раздел 4.2. Как использовать зарубежный опыт. Раздел знакомит с опытом борьбы разных стран с загрязнением окружающей среды.
Раздел 4.3. Технологии переработки и утилизации мусора: как выбрать оптимальную. Раздел посвящѐн анализу и сравнению различных
способов утилизации отходов.
Раздел 4.4. Аналитический обзор проектных и исследовательских работ школьников в области экологии. Раздел посвящѐн разбору
предлагаемых школьниками действий по улучшению существующей экологической ситуации.
Раздел 4.5. Сделаем свой регион чистым. Раздел предлагает варианты включения учащихся в практическую работу по решению сложных
экологических проблем своего региона.
11 класс
МОДУЛЬ 5. Условия реализации проекта
Модуль посвящѐн анализу условий реализации проекта и знакомству с инструментами его реализации.
Раздел 5.1. Планирование действий — шаг за шагом по пути к реализации проекта. Раздел посвящѐн освоению понятий «планирование»,
«прогнозирование»,«спонсор», «инвестор», «благотворитель» проекта.
Прогнозирование — предвидение того, что может произойти в будущем. К методам прогнозирования относятся: экстраполяция, экспертные
заключения, моделирование. Планирование — обоснованное распределение во времени ресурсов для получения намеченного результата.
Планирование — важнейшая составляющая проектной деятельности, от качества планирования во многом зависит успех или неудача проекта. План
позволяет определить все необходимые ресурсы в денежном эквиваленте.
Раздел 5.2. Источники финансирования проекта. Раздел посвящѐн освоению понятий «кредитование», «бизнес-план», «венчурные фонды и
компании», «бизнес-ангелы», «долговые и долевые ценные бумаги», «дивиденды», «фондовый рынок», «краудфандинг».
Раздел 5.3. Сторонники и команда проекта: как эффективно использовать уникальный вклад каждого участника. Раздел рассматривает
понятие «проектная команда», основные особенности работы команды над проектом, роли и функции участников проекта; предлагает анализ целей
некоторых экологических движений.
Проектная команда — группа, коллектив людей, разделяющих цели проекта и готовых по мере своих сил и возможностей работать с замыслом, с
поиском информации, предлагать свои варианты действия в сложных, тупиковых ситуациях и т. д. Для проектной команды важно, чтобы в неѐ
входили люди с разными личностными качествами и компетенциями.

Раздел 5.4. Модели управления проектами. Раздел рассматривает способы управления проектами (контрольная точка, ленточная диаграмма,
дорожная карта).
Контрольная точка — сроки начала и окончания каждого вида работ. Диаграмма, или карта, Ганта — ленточная диаграмма, которая представляет
собой шкалу выполняемых работ и шкалу времени. Дорожная карта — развѐрнутый во времени план развития какой-либо сферы деятельности или
технологии.
МОДУЛЬ 6. Трудности реализации проекта
Модуль посвящѐн основным трудностям, которые возникают в ходе реализации проекта.
Раздел 6.1. Переход от замысла к реализации проекта. Раздел посвящѐн разбору понятий «жизненный цикл продукта», «жизненный цикл
проекта», «эксплуатация», «утилизация».
Жизненный цикл изделия (жизненный цикл продукции) включает ряд этапов, начиная с появления потребности в продукте и заканчивая его
ликвидацией вследствие исчерпания потребительских свойств. Основные этапы жизненного цикла изделия — это проектирование, производство,
эксплуатация и утилизация. Этапы жизненного цикла проекта: выдвижение идеи — проработка замысла — реализация — рефлексия —
переосмысление замысла.
Раздел 6.2. Риски проекта. Раздел рассматривает факторы риска, возможные риски проекта, способы предупреждения рисков.
Факторы риска (внутренние и внешние) могут оказать негативное влияние на проект, поэтому их необходимо учитывать в самом начале его
выполнения.
Внутренние факторы риска связаны с противоречиями самого проекта. Один из важнейших внутренних факторов школьных проектов связан с
постановкой, а точнее подменой цели. Внешние факторы риска — возможность возникновения неблагоприятных ситуаций и последствий в ходе
реализации проекта, например, закрытие границ и т. п.
Раздел 6.3. Практическое занятие. Анализ проектного замысла «Завод по переработке пластика». Раздел рассматривает вариативность
способов реализации проектов, направленных на решение одной и той же экологической проблемы.
Раздел 6.4. Практическое занятие. Анализ проектного замысла «Превратим мусор в ресурс». Сравнение проектных замыслов. Раздел
посвящѐн анализ у проблемы переработки мусора и сравнению проектных замыслов для еѐ решения.
Раздел 6.5. Практическое занятие. Анализ проектов сверстников: туризм и краеведение. Раздел посвящѐн анализу ситуации, созданию образа
желаемого будущего, оригинальности идеи проекта, бизнес-плану, рассмотрению рисков проекта и маркетинговых рисков.
МОДУЛЬ 7. Предварительная защита и экспертная оценка проектных и исследовательских работ
Модуль посвящѐн предварительной защите проектов и подготавливает старшеклассников к взаимодействию с экспертами.
Раздел 7.1. Позиция эксперта. Раздел объясняет роль и позицию эксперта на предварительной защите, рассматривает разные подходы к
проблематике проектов, ноу-хау, важность плодотворной работы с экспертом.

Позиция эксперта состоит в том, чтобы указать сильные стороны проектной работы, ошибочные или недостаточно аргументированные выводы.
Обычно эксперт глубоко разбирается в сути вопроса, имеет собственный опыт создания и доведения проектов до реализации. Исходным пунктом
для плодотворной работы с экспертом является совпадение интересов.
Раздел 7.2. Критерии анализа и оценивания проектной работы. Раздел рассматривает критерии анализа и оценивания промежуточных и
итоговых результатов проекта или исследования.
Раздел 7.3. Оцениваем проекты сверстников: проект «Разработка портативного металлоискателя». Раздел рассматривает
проектно-конструкторское решение в рамках проекта «Разработка портативного металлоискателя» и комментарий эксперта.
Раздел 7.4. Оценка начального этапа исследования. Раздел посвящена начальному этапу исследования экологического микропроекта, его
экспертной оценке.
МОДУЛЬ 8. Дополнительные возможности улучшения проекта
Модуль рассматривает возможности углубления содержания и предвидения рисков проекта.
Раздел 8.1. Технология как мост от идеи к продукту. Раздел знакомит с такими основными понятиями, как «изобретение», «технология»,
«технологическая долина», «агротехнологии».
Изобретение — результат творческой деятельности, проект — продукт работы над возможностями его применения. Чтобы запустить новые
разработки в производство создаются технологические долины — инновационные комплексы, в которых есть все условия для развития прорывных
научных и технических идей. Технология — это совокупность операций, осуществляемых определѐнным способами в определѐнной
последовательности, из которых складывается общий процесс.
Раздел 8.2. Видим за проектом инфраструктуру. Раздел рассматривает понятие «инфраструктура» и его значение для понимания условий, в
которых будет реализовываться проект.
Инфраструктура (от лат.infra— ниже, под иstructura— строение, расположение) — это совокупность взаимосвязанных подсистем, обеспечивающих
нормальное функционирование всей системы.
Раздел 8.3. Опросы как эффективный инструмент проектирования. Раздел рассматривает понятия «анкета», «социологический опрос»,
«интернет-опрос»,«генеральная совокупность», «выборка респондентов».
Цель социологического опроса — выявить общественное мнение. Это наиболее надѐжный метод социологического исследования, поскольку в нѐм
участвует большое количество незнакомых людей. Они ничем не связаны друг с другом и высказывают исключительно собственную точку зрения.
В результате выстраивается общая картина отношения в обществе к событиям и фактам, которая рассматривается как объективная. Методы опроса:
интервью (устный опрос), анкетирование(письменный опрос), интернет-опрос (проводится по интерактивной анкете).
Опрос проводится на основе генеральной совокупности. Генеральная совокупность —совокупность всех объектов, относительно которых
предполагается делать выводы при изучении конкретной ситуации, например, взрослое население местности, в которой будет реализовываться
проект. Чтобы не опрашивать слишком большое количество людей используется метод выборки респондентов, т. е. отобранные для опроса люди

являются как бы уполномоченными населения территории, коллектива предприятия и т. д. По основным характеристикам отбора структура выборки
должна максимально совпадать со структурой генеральной совокупности.
Раздел 8.4. Возможности социальных сетей. Сетевые формы проектов.
Раздел рассматривает понятия «таргетированная реклама» и «реклама по бартеру», возможности продвижения проектов в социальных сетях.
Таргетированная реклама (от англ.target— цель) — целенаправленная реклама, адресованная конкретной группе потребителей. Таргетированная
реклама в социальных сетях использует информацию из профилей пользователей. Реклама по бартеру — это обмен рекламными объявлениями без
участия денег.
Раздел 8.5. Использование видеоролика в продвижении проекта. Раздел знакомит с последовательностью действий при создании видеоролика
для продвижения проекта.
Раздел 8.6. Оформление и предъявление результатов проектной и исследовательской деятельности. Раздел рассматривает требования к
структуре презентации итоговой работы.
МОДУЛЬ 9. Презентация и защита проекта
Модуль посвящѐн подготовке выступления и способам предъявления работы(чертежи, схемы, видео, мультимедиа, рабочая модель, макет и т. д.).
В содержание курса включѐн словарь некоторых экологических терминов, который поможет учащимся в работе над проектом (исследованием).
1.
Раздел

Модуль 1.
Культура
исследования
и
проектирован
ия

Кол-во Темы
часов

10

10 класс
Что такое проект и почему
реализация проекта — это
сложно, но интересно

Какие бывают проекты.
Национальный проект
«Экология»

Тематическое планирование
Кол-в Основные виды деятельности
о
обучающихся (на уровне УУД)
часов

1

1

Понятие «проект». Происхождение
понятия. Цели проектов. Проекты,
оказавшие влияние на жизнь большей
части человечества. Отечественные и
зарубежные масштабные проекты.
Негативные последствия проектов.
«Синдром Кесслера»
Технологические, социальные,
экономические, волонтѐрские,
организационные проекты.
Национальный проект «Экология».
Замысел проекта. Твѐрдые
коммунальные отходы (ТКО).

Вид контроля

Основные
направления
воспитательной
деятельности
Патриотическое
воспитание,
гражданское
воспитание,
физическое
воспитание,
экологическое
воспитание,
ценности
научного
познания,
трудовое
воспитание

Проектная идея как образ
будущего

1

Проекты, которые изменили
страну: проект П. А. Столыпина

1

Техническое проектирование и
конструирование как типы
деятельности

1

Социальное проектирование: как
сделать лучше среду, в которой
мы живѐм

1

Волонтѐрские проекты и
сообщества

1

Экологический сбор.
Мусороперерабатывающая
инфраструктура
Конечный результат проекта. Логика
работы проектировщика. Отличие
проектирования от занятий искусством,
математикой и других
профессиональных занятий. Реальное и
воображаемое в проектировании.
Экологические проекты разных уровней
сложности
Понятие о сторонниках и противниках
проекта. Необходимость аргументации
собственной позиции при
проектировании. Сопоставление
аргументов разных сторон. Полная
реализация проекта
Понятие «техносфера». Искусственная
среда. Проектно-конструкторская
деятельность. Конструирование и
конструкции. Этапы процесса
конструирования. Анализ и синтез
вариантов конструкции. Функция
конструкции. Личное действие в
проекте. Отчуждаемый продукт.
Экологические последствия проекта
Отличие проекта от дела. Социальное
проектирование. Старт социального
проекта. Отношения, ценности и нормы
в социальном проекте. Проектирование
ценности. Проектирование способов
деятельности. Мероприятия проекта
Личная ответственность за
происходящее. Социокультурные,
информационно-консультативные,
экологические проекты.2018 — год
добровольца и волонтѐра. Деятельность
волонтѐрских объединений.
Организация «Добровольцы России»

Модуль 2.
6
Самоопределе
ние: какую
проблему
решаем

Анализируем проекты
сверстников: социальный проект

1

Анализируем проекты
сверстников: возможности
IT-технологий для
междисциплинарных проектов
Исследование как элемент
проекта и как тип деятельности

1

1

Проекты и технологии: выбираем
сферы деятельности
1

Создаѐм элементы образа
будущего: что мы хотим
изменить своим проектом

1

Формируем отношение к
проблемам: препятствие или
побуждение к действию?

1

Знакомимся с проектными
движениями

1

Первичное самоопределение.
Обоснование актуальности темы
для проекта или исследования
Проекты и технологии: выбираем
сферы деятельности

1

1

Проблема. Цель проекта. Задачи
проекта. План реализации проекта.
Результаты проекта
Математическое моделирование,
компьютерное моделирование,
программное обеспечение, агро
инженерия
Цель и результат исследования.
Исследования фундаментальные и
прикладные. Объект и предмет
исследования. Моно дисциплинарные и
междисциплинарные исследования.
Гипотеза и метод исследования. Способ
и методика исследования
Глобальные проблемы, экологические
проблемы, экологические катастрофы.
Приоритетные направления развития:
транспорт, связь, новые материалы,
здоровое питание, агробиотехнологии,
«умные дома и умные города» и др.
Проблемная экологическая ситуация на
примере Московского региона.
Позитивный образ будущего для себя и
других. Понятие «качество жизни», что
на него влияет
Проблемы практические, научные,
мировоззренческие. Проблемы
глобальные, национальные,
региональные, локальные. Комплексные
проблемы. «День экологического долга»
Президентский форум «Месторождение
талантов», «Шаг в будущее», «Билет в
будущее»
Варианты самоопределения
относительно проблемы: увидеть
актуальность, осознать желание
осуществить изменения, обеспечить
развитие, попробовать свои силы,
углубить знания и получить новые

гражданское
воспитание,
физическое
воспитание,
экологическое
воспитание,
ценности
научного
познания,
трудовое
воспитание

Модуль 3.
Замысел и
ресурсы
проекта

Модуль 4.
Чистая страна
— проблема,
цель, проект

9

9

Понятие «проблема» и «позиция»
при осуществлении
проектирования

1

Формулирование цели проекта

1

Целеполагание и постановка
задач.
Прогнозирование результатов
проекта

1

Роль акции в реализации
проектов

1

Ресурсы и бюджет проекта

1

Поиск недостающей информации
Поиск недостающей информации
Поиск недостающей информации

1
1
1

Передовой опыт переработки
отходов

2

Как использовать зарубежный
опыт

2

1

Проблемная ситуация. Этапы
постановки проблемы. Позиционное
рассмотрение проблемной ситуации.
Формулировка проблемы.
Позиции конструктора, учѐного,
управленца, эколога, финансиста,
инвестора
Цели и ценности проекта. Личное
отношение к ситуации. Соотнесение
прогноза и идеала. Постановка и
принятие цели. Заказчик проекта
Перевод проблемы и цели в задачи.
Определение ожидаемых результатов.
Постановка задач по удалению мусора с
территории. Технические,
транспортные, логистические задачи.
Соотношение имеющихся и
отсутствующих знаний и ресурсов
Понятие и сущность акции. Отличие
акции от проекта. Роль акции в
реализации проекта
Ресурс для реализации проекта. Бюджет
проекта. Средства для реализации
проекта. Участники проекта.
Интересанты проекта
Информационный ресурс.
Объективность информации.
Экспертное знание. Совпадающие и
различающиеся позиции. Выявление
оснований для расхождения точек
зрения
Проект «Чистая страна». Раздельный
сбор мусора. Операторы по обращению
с отходами. Сухие отходы. Смешанные
отходы. Создание «мусорной отрасли»
Опыт борьбы разных стран за чистоту
окружающей среды. Альтернативные
источники энергии. Плазменная
газификация. Движение экообщин

Патриотическое
воспитание,
гражданское
воспитание,
физическое
воспитание,
экологическое
воспитание,
ценности
научного
познания

Модуль 5.
Условия
реализации
проекта

Модуль 6.
Трудности
реализации
проекта

5

7

Технологии переработки и
утилизации мусора: как выбрать
оптимальную

2

Аналитический обзор проектных
и исследовательских работ
школьников в области экологии

1

Сделаем свой регион чистым

2

Планирование действий — шаг
зашагом по пути к реализации
проекта

2

Источники финансирования
проекта

1

Сторонники и команда проекта:
как эффективно использовать
уникальный вклад каждого
участника проекта

1

Модели управления проектами

1

Переход от замысла к реализации
проекта

1

Риски проекта

1

Практическое занятие. Анализ

1

Захоронение отходов на полигонах.
Сортировка мусора. Переработка
мусора. Мусоросжигательные заводы
(МСЗ).Утилизация отходов
Действия по изменению ситуации.
Прикладные экологические
исследования. Анализ рекламы новых
объектов и последствия их
использования
Общественные эксперты по экологии.
Реестр загрязнений. Система
мониторинга поверхностных вод и
атмосферного воздуха
11 класс
Понятие «планирование». Понятие
«прогнозирование». Основная функция
планирования. Инструменты
планирования. Контрольные точки
планируемых работ
Понятие «бюджет проекта».
Собственные средства. Привлечѐнные
средства. Источники финансирования.
Венчурные фонды. Кредитование
Работа с разными позициями.
Противники проекта. Сторонники
проекта. Команда проекта. Функции
участников проекта. Сотрудничество с
местной администрацией
Контрольная точка. Ленточная
диаграмма (карта Ганта). Дорожная
карта
Жизненный цикл проекта. Жизненный
цикл продукта. Переосмысление
замысла. Эксплуатация. Утилизация.
Несовпадение замысла и реализации
Факторы риска. Возможные риски
проекта. Способы предупреждения
рисков
Многоаспектность проблемы. Цель

гражданское
воспитание,
экологическое
воспитание,
ценности
научного
познания

гражданское
воспитание,
экологическое
воспитание,
ценности
научного
познания,
физическое

проектного замысла «Завод по
переработке пластика»

Модуль 7.
Предваритель
ная защита и
экспертная
оценка
проектных и
исследователь
ских работ

Модуль 8.
Дополнительн
ые
возможности
улучшения
проекта

7

11

Практическое занятие. Анализ
проектного замысла «Превратим
мусор в ресурс».Сравнение
проектных замыслов

2

Практическое занятие. Анализ
проектов сверстников: туризм и
краеведение

2

Позиция эксперта

1

Критерии анализа и оценивания
проектной работы

3

Оцениваем проекты сверстников:
проект инженерного профиля

1

Оценка начального этапа
исследования

2

Технология как мост от идеи к
продукту

2

Видим за проектом

1

проекта. Задачи проекта. Вариативность
способов реализации проекта. План
реализации проекта. Результаты проекта
Средства реализации проекта.
Вариативность средств. Использование
прорывных технологий и
фундаментальных знаний. Анализ
разных проектов по решению одной
проблемы
Анализ ситуации. Образ желаемого
будущего. Оригинальность идеи
проекта. Бизнес-план. Риски проекта.
Маркетинговые риски
Экспертная позиция. Экспертное мнение
и суждение. Разные подходы к
проблематике проектов. Запрос на
ноу-хау и иные вопросы эксперту
Соответствие проделанной работы
критериям оценивания промежуточных
и итоговых результатов проекта или
исследования
Описание ситуации для постановки
проблемы и задач. Преимущество
проектируемого инструмента. Анализ
ограничений существующих аналогов.
Цель проекта. Дорожная карта проекта
Актуальность темы исследования в
рамках экологического мини-проекта.
Масштаб постановки цели. Методики
исследования. Ход исследования. Обзор
научной литературы. Достоверность
выводов
Изобретения. Технологии.
Технологические долины. Наукограды.
Использование технологий для решения
проблем. Переработка мусора.
Утилизация отходов. Захоронение
отходов
Инфраструктура. Базовый

воспитание

гражданское
воспитание,
экологическое
воспитание,
ценности
научного
познания

гражданское
воспитание,
экологическое
воспитание,
ценности
научного
познания,

инфраструктуру

Модуль 9.
Презентация
и защита
проекта
(конференция
)

4

Итого

68

Опросы как эффективный
инструмент проектирования

2

Возможности социальных сетей.
Сетевые формы проектов

2

Использование видеороликов в
продвижении проектов

1

Оформление и предъявление
результатов проектной и
исследовательской деятельности

3

Презентация и защита проекта
(конференция)

4

производственный процесс.
Вспомогательные процессы и
структуры. Свойства инфраструктуры
Социологический опрос как метод
исследования. Использование опроса
при проектировании и реализации
проекта . Интернет-опросы. Понятие
генеральной совокупности. Понятие
выборки респондентов
Возможности сетей для поиска
единомышленников и продвижения
проектов
Видео как средство продвижения
проекта. Создание «эффекта
присутствия». Сценарий. Съѐмка.
Монтаж
Выстраивание структуры текста для
защиты. Основные пункты и тезисы
выступления. Наглядность, ѐмкость,
информативность выступления
Требования и ограничения для
выступления и защиты

трудовое
воспитание

2.
Учебно-методическое обеспечение
Методические пособия и дополнительная литература
1. Алексеев Н. Г. Проектирование и рефлексивное мышление // Развитие личности.2002. № 2.
2. Андреева Т. В. Досуг как форма социокультурной реабилитации инвалидов //Отечественный журнал социальной работы. 2009. № 1.
3. Громыко Ю. В. Проектирование и программирование развития образования. —М.: МАРО, 1996.
4. Дитрих Я. Проектирование и конструирование. Системный подход. — М.: Мир,1981.
5. Ендогур А. И. Конструкция самолѐтов. Конструирование агрегатов планера.Учеб. для высших учебных заведений. — М.: МАИ-ПРИНТ, 2012.
6. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми сОВЗ. Методическое пособие / М. С. Староверова, Е. В. Ковалѐв,А. В.
Захарова. — М.: Владос, 2014.

7. Интеграция детей с ограниченными возможностями в образовательный процесс.Начальная школа / [Сост. Л. В. Годовникова, И. В. Возняк]. —
Волгоград:Учитель, 2011.
8. Курбатов В. И., Курбатова О. В. Социальное проектирование. Учеб. пособие длявысших учебных заведений. — Ростов н/Д: Феникс, 2007.
9. Леонтович А. В., Саввичев А. С. Исследовательская и проектная работашкольников: 5—11 кл. / Под ред. А. В. Леонтовича. — М.: ВАКО, 2014.
10. Леонтович А. В., Смирнов И. А., Саввичев А. С. Проектная мастерская:5—9 кл. М.: Просвещение, 2019.
11. Луков В. А. Социальное проектирование. Учеб. пособие для высших учебныхзаведений. — 3-е изд. М.: Изд-во Московская гуманитарно-социальная
академияФлинта, 2003.
12. Половкова М. В., Носов А. В., Половкова Т. В., Майсак М. В. Индивидуальный проект. 10–11 классы. Учеб. пособие для общеобразоват.
организаций. М.: Просвещение, 2020.
13. Ришар Ж.-Ф. На переломе. Двадцать глобальных проблем — двадцать лет на ихрешение. — М.: Ладомир, 2006.
14. Столыпин П. А. Полное собрание речей в Государственной думе иГосударственном совете 1906—1911. Нам нужна великая Россия... М.:
МолодаяГвардия, 1986.
14. Устиловская А. А. Метапредмет «Задача». Учеб. пособие для педагогов. М.:НИИ Инновационных стратегий развития общего образования,
Пушкинскийинститут, 2011.
Нормативно-регламентирующая документация
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020)
2. Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413 (ред. от 29.06.2017) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего
общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 07.06.2012 N 24480)
3. "Примерная основная образовательная программа среднего общего образования" (одобрена решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию, протокол от 28.06.2016 N 2/16-з)
4. Федеральный закон от 11.08.1995 № 135-ФЗ (ред. от 05.02.2018)«О благотворительной деятельности и добровольчестве
(волонтѐрстве)»(http://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-11081995-n-135-fz-o).
5. Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации(http://sntr-rf.ru).
6. Министерство жилищно-коммунального хозяйства Московской области обобращении с твѐрдыми коммунальными отходами
(http://mgkh.mosreg.ru/deyatelnost/obrashenie-s-tvyordymi-kommunalnymi-otkhodami).
7. Региональные операторы по обращению с отходами(http://tbo.mosreg.ru/regionalnye-operatory).
Интернет-ресурсы
1. Интернет-издание об экологичном образе жизни (https://recyclemag.ru/article/kak-v-skandinavii-sobirayut-pererabatyivayut-i-szhigayut-musor).
2. Сайт Ассоциации волонтѐрских центров (АВЦ)(https:///7/infoдобровольцыроссии.рф/orgaшzations).
3. Фонд содействия инновациям (вовлечение школьников в инновационнуюдеятельность)
(http://shustrik.org/perechen-konkursov-dlya-vovlecheniya-shkolnikov-v-innovacionnuyu-deyatelnost).
4. Волонтѐрский педагогический отряд (http://www.ruy.ru/organization/activities).
5. Всероссийский конкурс научно-технологических проектов(https://konkurs.sochisirius.ru/custom/about).
6. География России (глобальные проблемы человечества)(https://geographyofrussia.com/globalnye-problemy-chelovechestva-2).
7. Загрязнение окружающей среды: экологические проблемы природы(официальный сайт TION) (https ://tion. ru/blog/zagryaznenie-okruzhayushchej sredy).
8. Науколандия — статьи по естественным наукам («Как был открыт законАрхимеда?») (https://scienceland.info/physics7/archimedes-principle3).
9. Официальный сайт журнала «Эксперт» (http://expert.ru/expert/2014/48/pokorit-proliv/media/252309). '
10. Методология научного исследования (https://ppt-online.org/79695).

11. Экологический паспорт Московской области (http://ecopassmo.mosreg.ru);
12. Азбука для потребителей услуг ЖКХ
(http://mgkh.mosreg.ru/deyatelnost/shkola-gramotnogo-potrebitelya/azbuka-dlya-potrebiteley-uslug-zhkh/azbuka-dlya-potrebiteley-uslug-zhkkh);
13. Раздельный сбор мусора в Московской области (http://tbo.mosreg.ru);
14. Рекультивация полигонов
(https://mosreg.ru/sobytiya/temy/rekultivaciya-poligonov?page=2)
15. Мусорные истории: способы переработки и утилизации отходов в России и
мире(https://robo-hunter.com/news/musornie-istorii-sposobi-pererabotki-i-utilizacii-othodov-v-rossii-i-mire10570).
16. Мусороперерабатывающий завод в центре Вены(https://storm100.livejournal.com/4824861.html).
17. Новая система утилизации отходов (https://mosreg.ru/seychas-v-rabote/proekty).
18. Пути решения проблемы отходов в России(https://revolution.allbest.ru/ecology/00627461 0.html).
19. Решение проблемы мусора в
Японии(https://www.adme.ru/svoboda-kultura/esche-40-let-nazad-yaponiya-zahlebyvalas-musorom-a-segodnya-tam-chische-chem-v-evrope-rasskazyvaem-kakim-eto-udalos- 1867565).
20. Сайт организации «Добровольцы России»(https://добровольцыроссии.рф/organizations/55619/info).
21. ТОП-8 экологических проблем Земли(https://poshyk.info/ehkologicheskie-problemy-zemli).
22. IT-проекты со школьниками (https://habr.com/post/329758).
23. Школьные проекты (http://naslednik.ru).
24. Что такое альтернативные источники энергии: виды, выгода и перспективыразвития
(https://housechief.ru/chto-takoe-alternativnye-istochniki-ehnergii.html

СОГЛАСОВАНО
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания методического
объединения учителей
естественно-математического цикла
МБОУ СОШ № 28
от «30» августа 2022 года № 1
__________ / О.А.Селезнева/
подпись руководителя МО

Ф.И.О.

Заместитель директора по УВР
__________ / Н.Н.Новосельцева/
подпись

расшифровка подписи

«30» августа 2022 года


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».